Общие особенности психического развития ребенка раннего возраста

Общие особенности психического развития ребенка раннего возраста thumbnail

Татьяна Дорохова
Психическое развитие ребенка раннего возраста

К периоду раннего возраста относятся дети от года до трех лет. Ребенок растет, развивается. Психическое развитие ребенка раннего возраста имеет свои особенности. Малыш просто не умеет скрывать свои чувства, открыто выражает свое положительное или отрицательное отношение к чему-либо или к кому-либо. Настроение меняется быстро и часто, чувства, переживаемые ребенком противоречивы, непоследовательны и неустойчивы. В раннем возрасте у ребенка возникает наглядно-действенное мышление и речь. Эти функции считаются важнейшими новообразованиями раннего возраста. У ребенка формируется активная речь, помогает этому процессу совместная деятельность с окружающими взрослыми. Родителям или другим взрослым, окружающим ребенка в этот период, необходимо поощрять и стимулировать высказывания малыша. При этом ничего насильно происходить не должно. Речь на данном этапе становится средством знакомства малыша с внешним миром, и как возможность для взрослого регулировать поведение малыша, направлять его деятельность.

Предметы для ребенка это уже не просто объекты, которыми можно манипулировать, но и вещи, которые имеют различные назначения, а также определенный способ употребления. И малышу становится интересно овладевать навыками действий с предметами, где взрослому человеку отводится роль помощника и наставника. Взрослые помогают малышу разобраться и усвоить назначение каждого предмета. Для того, что бы деятельность с предметами развивала ребенка, нельзя перегружать окружающее пространство большим количеством игрушек.

Психическое развитие ребенка раннего возраста в этот период различает 2 вида действий: соотносящиеся действия и орудийные действия.

Соотносящихся действий — состоит в установлении пространственных взаимоотношений между предметами: сборка матрешек или складывание пирамидки из колец.

Орудийные действия — которые малыш постигает под руководством взрослого человека, помогаю малышу понять принцип воздействия одного предмета на другой. Взрослый показывает малышу как лопаткой можно копать песок, как пить из чашки, как пользоваться карандашом и так далее. За второй год жизни малыши постигают большинство предметных действий. При этом с развитием деятельности малыши развиваются и интеллектуально. Ближе к трем годам у малыша зарождаются другие виды деятельности. Малыш учится играть, постигает продуктивные виды деятельности, то есть, учится рисовать, лепить и конструировать. Психическое развитие ребенка раннего возраста предполагает усвоение предметной игры, когда малыш умело использует в игре разные предметы, и постепенный его переход к сюжетно-отобразительной игре. Все этапы развития дают предпосылки сюжетно-ролевых игр ребенка, когда он переименовывает предметы, отождествляет себя со взрослыми в игре, и может называть себя другим именем.

Особенности психического развития ребенка раннего возраста таковы, что, он уже к 2-3 годам способен различать до восьми цветов — красный, желтый, зеленый, фиолетовый, черный, белый, оранжевый. Также ребенок способен отличать несколько геометрических фигур — прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник.

К концу периода раннего возраста начинается постепенная сепарация ребенка от матери. Родителям важно осознавать, что их дитя это самостоятельная личность, уважать и считаться с собственным ребенком. Необходимо давать определенную самостоятельность малышу и право выбора, заботясь при этом о безопасности малыша. При мудром поведении родителей кризис трех лет пройдет довольно мягко.

В этом возрастном периоде малыш познает мир при помощи метода проб и ошибок, отсюда такая любовь к разбиранию игрушек, ругать ребенка за это не следует.

Для психического развитие ребенка раннего возраста характерна непроизвольность восприятия, внимания и памяти. Поэтому родителям надо учитывать, что сразу, моментально ребенок не может перестать что-то делать, или произвести сразу несколько действий. Для сохранения спокойствия, ощущения безопасности и уверенности малыша, одним из условий является соблюдение режима дня, то есть четкая ритмичность, повторяемость и систематичность жизни ребенка.

Источник

Возрастные особенности

 психического развития ребёнка

 раннего возраста

В раннем детстве ребёнок становится более самостоятельным. Он начинает ходить, проявлять активность по отношению к различным предметам, употреблять односложные слова. Происходит отделение ребёнка от взрослого. Процесс его социализации характеризуется становлением предметной деятельности, совместной с взрослым. Он обучает ребёнка нормативным способам действия с предметами, в том числе со специфически детскими: ведёрком, лопаткой, совочком и т.п. Общение ребёнка и взрослого осуществляется, прежде всего, по поводу предметных действий.

На развитие ребёнка большое влияние оказывает прямохождение. Сначала оно выступает как самостоятельный процесс, затем включается в различные виды деятельности. Поведение ребёнка раннего возраста ситуативно, обусловлено окружающей обстановкой.

Ранний возраст характеризуется развитием предметной деятельности, делового общения ребёнка и взрослого, а также развитием восприятия и речи; проявлением начальных форм произвольного поведения, игры, наглядно-действенного мышления; возникновением общения со сверстниками.

Читайте также:  Интеллектуальное развитие ребенка курсовая работа

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Сначала ребёнок повторяет действия с предметами, совершаемые совместно с взрослым. Затем – на втором году жизни – предметные действия обобщаются. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Выполнение орудийных действий развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные. Преобразование осуществляется на основе предлагаемого взрослым образца, который выступает в качестве не только объекта подражания, но и образа, регулирующего собственную активность ребёнка.

В совместной с взрослым предметной деятельности развивается понимание речи. Сначала оно ситуативно: ребёнок реагирует на ситуацию в целом. Постепенно слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети усваивают названия окружающих вещей, близких взрослых, частей тела; научаются выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов возрастает. Совершенствуется регуляция поведения на основе обращений взрослых к ребёнку. Он начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослого.

Развитие активной речи начинается с появления автономной детской речи. Она характеризуется особыми звукосочетаниями, отличающимися от общеупотребительных; использованием частей слов и т.п. Адекватное речевое взаимодействие ребёнка и взрослого ведёт к развитию активной речи на основе правильных языковых форм. К трём годам дети усваивают основные грамматические структуры, строят сложные предложения с союзами. В разговоре с взрослым используют практически все части речи.

На третьем году жизни у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Развитие игры связано с освоением игровых действий, которые показывает взрослый. Игра носит процессуальный характер, главное с ней – действия; они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года появляются действия с предметами-заместителями.

Развитие рисования начинается с каракулей. Постепенно они приобретают более чётко выраженный характер в виде горизонтальных или вертикальных прямых линий, появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок формулирует намерение изобразить какой-либо предмет и указание на графический образ. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от неё линий.

В раннем возрасте интенсивно развивается восприятие. Однако оно ещё остаётся несовершенным. Детям трудно отделить различные свойства воспринимаемых объектов и сделать их предметом специального анализа. Первоначально этот процесс осуществляется в ходе предметной деятельности, осуществляемой во внешнем плане. К третьему году жизни развивается зрительная ориентировка, что позволяет детям выполнить ряд заданий – осуществить выбор из двух предметов по форме, величине, цвету. Развивается слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К третьему году дети воспринимают все звуки родного языка.

Основной формой мышления в раннем возрасте является наглядно – действенное. Его особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путём реального действия с предметами.

Становление личности характеризуется неосознанностью мотивов, импульсивностью и зависимостью чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональными состояниями других детей. Однако в этот период начинает складываться произвольность. Она обусловлена развитием предметных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.

Завершается ранний возраст кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ «Я». Кризис может сопровождаться рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может длиться от нескольких месяцев до двух лет.

Источник

Изменение
социальной
ситуации
развития
проявляется в том, что ребенок (1-3 года)
становится более самостоят в познании
окр действительности и начинает
использовать взрослого как ср-во общения
с предметным миром.

Главная
особенность социальной ситуации состоит
в том, что ребенок входит в предметный
мир — «мир постоянных вещей», усваивая
функции предметов, их названия, значения,
смысл. Новое отношение ребенка к миру
предметов заключается в том, что они
начинают выступать для ребенка не просто
как объекты, удобные для манипулирования,
а как вещи, имеющие определенное
назначение и определенный способ
употребления

Раннее
детство

возраст социализации, т. е. приобщения
детей к нормам и ценностям общества.
Взрослые и их формы взаимодействия с
ребенком служат эталонами поведения.
Ребенок внимательно следит за тем, как
поступают и общаются окружающие
его люди. Однако для присвоения ребенком
этих норм требуются соответствующие
указания, разъяснения и образцы поведения
взрослых. Наиболее эффективные методы
социализации детей раннего детства
заключаются в последовательном
моделировании приемлемых форм поведения
и установлении с малышом теплых, дружеских
отношений.

Читайте также:  Развитие у ребенка понимания р

Внутренняя
позиция ребенка основывается на понимании
им того, что с требованиями, которые
предъявляют к его поведению окружающие
люди, необходимо считаться. Ребенок
начинает постепенно осознавать и
учитывать тот факт, что от характера
отношений с близкими окружающими людьми
зависят его успехи и неудачи.

Ведущая
деятельность

предметная.
Действуя с предметом, ребенок усваивает
функцию предмета, закрепленную за ним
в культуре. Предметные действия —
общепринятые способы употребления
предметов — осваиваются детьми через
посредство взрослого человека, с его
помощью и под его руководством. В
совместной деятельности взрослые
организовывают действия ребенка по
образцу, а затем осуществляют функции
поощрения и контроля за, ходом осуществления
и формирования этих действий. Связь
действия с предметом проходит три фазы
развития:


ребенок
выполняет с предметом все известные
ему действия;


употребляет
предмет только по назначению,


производит
различные действия, при твердом усвоении
основной функции предмета.

В
ходе развитие предметных действий
наблюдаются два типа переноса. В одних
случаях имеет место перенос действия
с предметом, усвоенного в одних условиях,
в другие условия. Например, ребенок
освоил одну схему действия причесывания
настоящей расческой собственной головы,
а затем начинает причесывать расческой
куклу, лошадку, медведя. В других случаях
осуществляется то же действие, но уже
с предметом-заместителем, например,
причесывать себя, куклу, лошадку, медведя,
но не расческой, а зубной щеткой.
Одновременно с этим или несколько позже
происходит замещение одного предмета
другим: камешек заменяет мыло, палочка
— градусник и т. д.

Таким
образом, появляются зачатки игровой
ситуации. Внутри предметной деятельности
зарождаются такие новые виды деятельности,
как игра рисование, лепка, конструирование.

Центральные
новообразования:

стремление к самостоятельности,
зарождение самосознания и самооценки.

Суть
кризиса
трех лет
заключается
в попытке психологической эмансипации
«Я» ребенка от окружающих его
взрослых, которая сопровождается рядом
специфических проявлений — негативной
симптоматикой кризиса и комплексом
положительных перемен.

Первый
комплекс
симптомов кризиса, или апогей кризиса
трех лет, характеризуется появлением
негативизма, упрямства, строптивости,
своеволия, протеста, обесценивания
(ребенок начинает ругаться), деспотизма
— ревности (в семье с одним ребенком —
деспотизм, в семье с несколькими детьми
— ревность).

Второй
комплекс
— симптомы, которые вытекают из установки
ребенка на самостоятельность. Из-за
потребности изменения социальных
отношений, ребенок вступает в ряд внешних
и внутренних конфликтов. Реакции на эти
конфликты могут иметь крайние проявления:
ночные страхи, неспокойный сон, энурез
(ночное недержание мочи); резкие
затруднения речи, заикание и др.

Ребенок
начинает мотивировать свои поступки
не содержанием самой ситуации, а
отношением к другим людям.

Впрочем,
некоторые дети могут практически не
обнаруживать негативных проявлений
кризиса или быстро их преодолевать.

Позитивная
сторона кризиса трех лет состоит в
появлении положительного качественного
новообразования личности ребенка,
называемого «гордостью за достижения».

Комплекс
положительных преобразований
разворачивается в трех направлениях:


к
предметному миру; • к другим людям; •
к самому себе.

Проявляется
потребность «гордости
за достижения»
следующим
образом.

Во-первых,
появляется стремление к достижению
результата своей деятельности — дети
долго и настойчиво манипулируют
предметом, перебирают варианты действия
с ним, отыскивают нужный, практически
не отвлекаясь. Неудача, как правило, не
приводит к отказу от задуманного: дети
обращаются за помощью ко взрослому,
ищут другие решения и пути к конечной
цели.

Во-вторых,
достигнув желаемого, дети стремятся
тут же продемонстрировать свои успехи
взрослому, без одобрения которого эти
успехи в значительной степени теряют
свою ценность. Отрицательное или
безразличное отношение взрослого к
результату их деятельности вызывает у
детей аффективные переживания, побуждающие
с удвоенной энергией добиваться внимания
и положительной оценки.

В-третьих,
у детей появляется обостренное чувство
собственного достоинства, что выражается
в обидчивости: повышенной пустякам,
бахвальстве, преувеличениях.

Анализ
работы М.Ю. Кондратьева «Типичные
девиации психосоциального развития
подростков».

Возраст
в концепции Л.С. Выготского. Критический
и стабильный возрастной период.

Л.
С. Выготскому принадлежат два важных
понятия, определяю­щих каждый этап
возрастного развития — понятие социальной
ситуа­ции развития
 и
понятие новообразования.
Под социальной
ситуацией развития
 Л.
С. Выготский имел в виду складывающееся
к началу каждого нового этапа своеобразное,
спе­цифическое для данного возраста,
исключительное, единственное и
неповторимое отношение между человеком
и окружающей его дей­ствительностью,
прежде всего социальной. Социальная
ситуация раз­вития представляет собой
исходный момент для всех изменений,
возможных в данный период, и определяет
путь, следуя которому человек приобретает
качественные образования
развития.
Новообразование
Л.
 С.
Выготский определял как качественно
но­вый тип личности и взаимодействия
человека с действительностью, отсутствующий
как целое на предыдущих этапах его
развития.
Л.
С. Выготский установил, что ребенок в
овладении собой (своим поведением) идет
тем же путем, что и в овладении внешней
приро­дой, т.е. извне. Он овладевает
собой как одной из сил природы, при
помощи особой культурной техники знаков.
Ребенок, изменивший строение личности,
есть уже другой ребенок,
социальное бытие кото­рого не может
не отличаться существенным образом от
бытия ребен­ка более раннего возраста.
К
скачку в развитии (изменению социальной
ситуации разви­тия) и возникновению
новообразований приводят фундаментальные
противоречия развития,
 складывающиеся
к концу каждого отрезка жизни и «толкающие»
развитие вперед.
Соответственно,
возраст Л. С. Выготский определял как
объек­тивную категорию для обозначения
трех моментов: 1) хронологи­ческих
рамок отдельного этапа развития, 2)
специфической социальной ситуации
развития, складывающейся на конкретном
этапе развития, 3) качественных
новообразований, возникающих под ее
влиянием.
В
своей периодизации развития он предлагает
чередовать ста­бильные
и критические
 возрасты.
В стабильных
периодах
 (младенче­ство,
раннее детство, дошкольный возраст,
младший школьный воз­раст, подростковый
возраст и т.д.) происходит медленное и
неук­лонное накопление мельчайших
количественных изменений развития, а
в критические
периоды
 (кризис
новорожденности, кризис первого года
жизни, кризис трех лет, кризис семи лет,
пубертатный кризис, кризис 17 лет и т.д.)
эти изменения обнаруживаются в виде
скачко­образно
возникших необратимых новообразований.
На
каждой ступени развития всегда
есть центральное
новообразо­вание,
 как
бы ведущее для всего процесса развития
и характеризую­щее перестройку всей
личности ребенка в целом на новой основе.
Вокруг основного (центрального)
новообразования данного возрас­та
располагаются и группируются все
остальные частичные новооб­разования,
относящиеся к отдельным сторонам
личности ребенка, и процессы развития,
связанные с новообразованиями
предшествую­щих возрастов.
Те
процессы развития, которые более или
менее непосредствен­но связаны с
основным новообразованием, Л. С. Выготский
называет центральными
линиями развития
 в
данном возрасте, а все другие час­тичные
процессы, изменения, совершающиеся в
данном возрасте, называет побочными
линиями развития.
 Само
собой разумеется, что процессы, являвшиеся
центральными линиями развития в данном
возрасте, становятся побочными линиями
в следующем, и обрат­но — побочные
линии предыдущего возраста выдвигаются
на пер­вый план и становятся центральными
линиями в новом, так как меняется
их значение
и удельный вес
 в
общей структуре развития, меняется их
отношение к центральному новообразованию.
Следова­тельно, при переходе от одной
ступени к другой перестраивается вся
структура возраста. Каждый возраст
обладает специфической для него,
единственной и неповторимой структурой.

Читайте также:  Ребенку месяц и неделя развитие плода

Понимая
развитие как непрерывный
процесс самодвижения, непрес­танного
возникновения и образования нового,
 он
считал, что новооб­разования
«критических» периодов в последующем
не сохраняются в том виде, в каком
возникают в критический период, и не
входят в качестве необходимого слагаемого
в интегральную структуру буду­щей
личности. Они отмирают, поглощаясь
новообразованиями сле­дующего
(стабильного) возраста, включаясь в их
состав, растворяясь и трансформируясь
в них.

Отличительными
чертами критических возрастов (по Л.С.
Выготскому) являются следующие:
1. «Границы,
отделяющие начало и конец кризиса от
смежных возрастов, в высшей степени не
отчетливы. Кризис возникает незаметно
– трудно определить момент его наступления
и окончания. Характерно резкое обострение
кризиса, происходящее обычно в середине
этого возрастного периода. Наличие
кульминационной точки, в которой кризис
достигает апогея, характеризует все
критические возрасты и резко отличает
их от стабильных эпох детского
развития…». 2. Трудновоспитуемость. «Дети
как бы выпадают из системы педагогического
воздействия, которая еще совсем недавно
обеспечивала нормальный ход их воспитания
и обучения. В школьном возрасте в
критические периоды у детей обнаруживается
падение успеваемости, ослабление
интереса к школьным занятиям и общее
снижение работоспособности…». 3. Развитие
в кризисах имеет скорее негативный,
чем позитивный характер.
Однако «… негативное содержание развития
в переломные периоды ­только обратная,
или теневая, сторона позитивных изменений
личности, составляющих главный и основной
смысл всякого критического возраста».
4. «Самое
существенное содержание развития в
критические возрасты заключается в
возникновении новообразований,
которые своеобразны и специфичны. Их
главное отличие от новообразований
стабильных возрастов в том, что они
носят переходный характер. Это значит,
что в последующем они не сохраняются в
том виде, в каком возникают в критический
период, и не входят в качестве основного
слагаемого в интегральную структуру
будущей личности».

Соседние файлы в папке Новая папка

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник