Интеллектуальное развитие ребенка курсовая работа

Характеристика психолого-педагогических особенностей и закономерностей развития интеллекта у дошкольников. Влияние средств математики на этот процесс. Анализ программ, методик и опытно-поисковые исследования по развитию интеллектуальных способностей.

  • Психолого-педагогические основы интеллекта. Цель, задачи, план констатирующего этапа эксперимента по оценке развития интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Сущность мышления, его функции. Теория Роберта Стернберга и модель Говарда Гарднера.

    курсовая работа, добавлен 09.12.2016

  • Исследование психолого-педагогических особенностей и средств развития детей старшего дошкольного возраста. Методические аспекты организации и проведения игр-головоломок с детьми старшего дошкольного возраста для развития математических способностей.

    дипломная работа, добавлен 30.05.2018

  • Изучение педагогических условий использования компьютера в развитии интеллектуальных способностей школьника на уроках математики. Рассмотрение рекомендуемых математических упражнений и задач для развития и определения уровня интеллекта школьников.

    дипломная работа, добавлен 04.01.2018

  • Теоретические основы исследования проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Методы и приемы развития творческих способностей у старших дошкольников. Методические рекомендации по развитию творческих способностей.

    курсовая работа, добавлен 07.11.2016

  • Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста. Создание педагогических условий для развития актерских способностей. Сравнительный анализ результатов формирующего эксперимента.

    курсовая работа, добавлен 20.02.2019

  • Понятие и классификация способностей, основные компоненты интеллекта. Задатки как природные предпосылки способностей. Диагностика взаимосвязи интеллектуальных возможностей и уровня психологической готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа, добавлен 28.06.2014

  • Теоретические аспекты творческих способностей. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Условия успешного развития творческих способностей у старших дошкольников. Образовательные программы по развитию творческих способностей детей.

    дипломная работа, добавлен 28.06.2016

  • Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе. Характеристика и особенности театрализованной игры. Диагностико-аналитическая работа по развитию творческих способностей средствами игры.

    курсовая работа, добавлен 18.09.2015

  • Психолого-педагогические особенности развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.

    курсовая работа, добавлен 09.12.2019

  • Психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Программа по развитию творческих способностей на занятиях по изобразительной деятельности. Анализ особенностей творческого воображения детей.

    курсовая работа, добавлен 28.11.2014

  • Источник

    Сюзанна Павлова
    Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

    Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

    Павлова С. К. ,

    воспитатель ГБОУ Школа №1494 д/с № 2146, г. Москва

    Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

    Интеллектуальное воспитание дошкольников — это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках [1].

    Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Интеллектуальное развитие, в зависимости от возраста имеет несколько стадий. В конце первого – начале второго года жизни, пока ребенок не овладел активной речью, ему присуще наглядно – действенное мышление. В этом возрасте он наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребенку ознакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познания окружающего мира.

    У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление детей на этом этапе подчинено их восприятию. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делится на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего [2].

    Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.

    Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.

    Для ребенка игра — это жизнь. Игра — один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших, видов деятельности. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой привлекательной, и главное, основной для него деятельности — игры. Обычно игра способствует умению действовать и все дольше концентрировать внимание. Тематические игры предполагают создание окружающих и вымышленных ситуаций, еду несуществующих блюд, кормление кукол придуманными кушаньями, они требуют наблюдательности, запоминания и воображения. Лепка, рисование развивают движения рук и чувство прекрасного.

    Читайте также:  Музыкальное развитие ребенка читать онлайн

    В возрасте 5-7 лет, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития: появляется расчлененное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления.

    Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна, повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их интеллектуальное развитие не может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму, для успешной учебы им необходимо иметь развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память. Основы этих сложных психических функций можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности [3].

    Между тремя и шестью годами жизни дидактическое значение имеют головоломки, мозаика. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно. Таким образом, можно сделать следующий вывод: сегодня существует необходимость искать новые пути, открывающие дополнительные резервы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

    Основными задачами умственного воспитания дошкольников являются:

    • формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной жизни;

    развитие познавательных психических процессов – ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;

    развитие любознательности и умственных способностей;

    развитие интеллектуальных умений и навыков;

    • формирование простейших способов умственной деятельности.

    Важнейшими задачами умственного воспитания в дошкольном возрасте являются:

    • сенсорное воспитание (развитие);

    развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);

    • становление речи.

    • воспитание любознательности, познавательных интересов.

    • формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.

    Однако можно отметить общие для всех детей стадии развития определенных знаний и умений. В связи с этим, различают три модели умственного развития дошкольников.

    1. Эмоциональная. С рождения и на протяжении полутора лет жизни ребенка наиболее активно происходит эмоциональное развитие. Это основа полноценного развития интеллекта малыша, его «путевка» в успешную жизнь. Поэтому ребенок с самого рождения должен находиться в спокойной домашней атмосфере, чувствуя любовь одобрение близких людей.

    2. Логическая. В возрасте до 5 лет у детей активно развиваются органы слуха и зрения. Это идеальное время для «закладки» у ребят способностей к логическому мышлению, а также восприимчивости к музыкальным произведениям. Для того, чтобы этого достичь, необходимо играть с ребенком в развивающие игры, собирать конструкторы и решать логические задачки.

    3. Речевая. Речевая модель умственного воспитания детей предполагает для развития природной способности запоминать информацию на слух. Например, ребенок дошкольного возраста намного легче и быстрее может выучить иностранный язык, чем любой взрослый. Поэтому такое дарование нужно развивать и поощрять в процессе воспитания. Это может быть чтение книжек, беседы на заданные темы, разучивание стихов и песенок [4].

    Итак, интеллектуальное развитие является одним из важнейших направлений развития детей в возрасте 5-7 лет. Эффективным средством такого развития являются логические игры и головоломки. Обучение дошкольников развивающим играм и головоломкам стало хорошим примером того, как стремление к получению радости от игры постепенно переходит в радость учения.

    Таким образом, используя всестороннее воздействие на сознание ребенка, можно вырастить гармонично развитую личность. Процесс интеллектуального развития дошкольников должны контролировать также и родители ребенка. Ведь только в семье ребенок получает родительское одобрение, поддержку и заботу.

    Литература

    1. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др., /под. ред. Л. Г. Нисканен. — М.: «Академия», 2002.-208 с.

    Читайте также:  Центр развития ребенка сад 140

    2. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. — М.: 1977. — 240 с.

    3. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. — 4-е изд. / Р. С. Немов. — М.: Владос, 2001. — 608 с.

    4. Умственное развитие в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/70-intellektualnoe-razvitie-doshkolnika/256-umstvennoe-razvitie-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения 16.04.2016).

    Источник

    метки: Развитие, Деятельность, Подросток, Основной, Подростковый, Ребенок, Общение, Проблема

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

    Глава 1. Проблема взаимосвязи основных видов деятельности и интеллектуального развития подростков

    1.1. Характеристика основных видов деятельности подростков

    1.2. Особенности интеллектуального развития подростков

    1.3. Взаимосвязи основных видов деятельности и интеллектуального развития подростков

    Глава 2. Психолого-педагогическое влияние на развитие основных видов деятельности подростка и его интеллекта

    2.1. Развитие основных видов деятельности под психолого-педагогическим влиянием

    2.2. Развитие интеллекта под психолого-педагогическим влиянием

    2.3. Психолого-педагогическое влияние на интеллект и деятельность подростков

    Заключение

    Список используемой литературы

    ВВЕДЕНИЕ

    Подростковый период выделяется не во всех обществах, а лишь с высоким уровнем цивилизации. Индустриальное развитие приводит к тому, что требуется все более продолжительное время для общественного и профессионального обучения детей и соответственно расширения рамок подросткового возраста. Проблема развития личности подростка является одной из важнейших проблем возрастной и педагогической психологии. Главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. Мы рассматриваем эти особенности, используя данные отечественной психологии, отраженные в работах Л.И. Божович., В.В. Давыдова, Т.В. Драгуновой, И.В. Дуровиной, А.Н. Марковой. Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др.

    Известно, что к началу подросткового возраста учебная деятельность имеет свое ведущее значение в психологическом развитии учащихся. Ведущим видом деятельности, по мнению Драгуновой Т.В., Кона Н.С. и др., становится общение. Эти исследователи так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Л.И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяется возможностью широкого общения со сверстниками. В процессе общения у подростков могут возникать различные затруднения. Такие трудности в общении являются одной из сложных проблем в психологии. Проблема затруднений (или «барьеров» общения) в качестве объекта специального исследования изучается отечественными и зарубежными психологами с середины 20 века (Д.Кати, Л. Ли, Г. Лассвеля, М. Андерсон, Е.С. Кузьмин, Б.Д.Парыгин. Б.Ф.Ломов, Н.Л.Коломинский, Е.А.Климов и др).

    10 стр., 4994 слов

    Влияние имитационно-подражательных упражнений на развитие основных видов движений у детей младшего дошкольного возраста

    … развития основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста. 4. Подобрать и апробировать серию имитационно — подражательных упражнений для развития основных видов движений у детей среднего дошкольного возраста. 5. Развитие основных видов … физкультурных занятиях и в подвижных играх, т.к. в других видах деятельности сложно было создать условия для их выполнения. Следующим этапом был …

    В учебной деятельности затруднения взаимодействия между учениками внутри класса исследовали психологи Н.В.Кузьмина, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, В.А.Кан-Калик, Е.В.Цуканова, В.В.Рыжов, Л.А.Поварницина и др.

    Целью данной работы стало изучение основных видов деятельности на интеллектуальное развитие подростков.

    ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ

    1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ

    Дети в подростковом возрасте находятся в конфликте со всем внешним миром, поскольку у них происходит период личностной идентификации — отделение себя от всех остальных людей. Период пубертата связан с тем, что они должны обрести или женскую, или мужскую роль. Но у них нет образцов, и они теряются. Образцов нет, поскольку они хотят быть независимыми от родителей, родитель перестает быть авторитетом или примером для подражания. Необходим новый пример. Эмоциональная нестабильность, характерная для этого возраста, может привести к психическому расстройству. Чтобы этого не произошло, нужно, чтобы у подростков была возможность выражать свои эмоции. Подростковый возраст характеризуется интересом к себе и другим, высокой энергичностью, сочетающейся одновременно с периодами астеничности и вялости, быстрой сменой и нестабильностью интересов, ориентацией на осуществление «авторского» действия в различных областях науки, искусства, спорта. Подростковый возраст — это возраст развития самосознания, возраст становления практического сознания человека.

    5 стр., 2454 слов

    Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте (с рождения до 7 лет)

    … объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка … ­вуют установлению тесных контактов со взрослым, ведь они включены в общение ребенка со взрослыми и манипулирова­ние предметами. Таким образом, бытовые …

    Одним из важнейших факторов формирования личности в подростковом возрасте является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Ломова Б.Ф., Лурии А.Р., Мясищева В.Н., Петровского А.В. и др. С позиции деятельностного подхода исследователи Леонтьев А.Н., Андреева Г. М. считают, что общение — это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

    Читайте также:  Этапы речевого развития ребенка педагогика

    Утверждение единства общения и деятельности в то же время не предполагает однозначности трактовки, то есть общение рассматривают как вид деятельности (Щедровинский Г. П., Леонтьев А.Н., Рыжов В.В., Гусев Г. И.).

    Общение, во-первых, — это особый тип деятельности (коммуникативная деятельность), во-вторых, условие осуществления любой деятельности, в третьих, результат специальной задаваемой деятельности. В качестве основного определения используется следующее: общение — это взаимодействие людей, содержание которого является взаимный обмен представлениями и т. п. с целью установления определенных взаимоотношений.

    Развитие взаимоотношений выступает в качестве ведущей деятельности в младенчестве, дошкольном и подростковом возрастах. При этом в разные периоды развития личности она имеет свои особенности…

    11 стр., 5145 слов

    Психология подростка 2

    … поведения. §4. Особенности общения со сверстниками в подростковом возрасте. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и … новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на … из этапов формирования личности. Центральной проблемой всякой психологии, по его мнению, должна быть проблема …

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Попытаемся кратко изложить основные результаты, к которым мы пришли в процессе обсуждения проблемы.

    Первый из выводов нашей работы заключается в том, что, рассматривая причины и факторы, осложняющие развитие некоторых видов деятельности подростков, следует обратить внимание на возрастные особенности. Подростковый возраст традиционно является трудным в воспитательно-педагогическом отношении. Об актуальности проблем психологии подростка свидетельствует наличие обширной литературы.

    Наиболее массовыми причинами, вызывающими трудности у подростков является эмоциональная неустойчивость, робость, осторожность, подозрительность, эгоистичность, зависимость от группы, от общественного мнения, недисциплинированность, плохой самоконтроль и др. Анализируя причины затруднения общения, можно сделать вывод, что часто причинами затруднений могут выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные.

    Общение является одной из основных деятельностей в подростковом возрасте.

    По данным отечественных психологов, в интеллектуальной сфере подростков отмечается недостаточная сформированность самостоятельности мышления, осознанного владения приемами и способами умственной работы.

    Педагог должен учитывать, что подросткам необходим особый подход, учитывающий как их детские, так и взрослые черты. По уровню своего интеллектуального развития подростки, практически, не уступают взрослым людям. И за пределами узкоспециальных областей они способны к равноправному общению. Хотя их по-прежнему привлекают игровые моменты в их деятельности.

    Необходимо помочь подростку реализовать свою потребность в ролевом поведении, особенно в таком, где он может блеснуть своими знаниями и умениями и показать себя в роли лидера. Тем более что подчеркнутое стремление к независимости требует предоставления им большей самостоятельности.

    8 стр., 3813 слов

    Психология рекламной деятельности 2

    … как вид рекламной деятельности. Политическая реклама и имиджмейкинг. Психологические особенности размещения рекламы в различных средствах массовой информации. Психология рекламы и медиа-планирование … как вид рекламной деятельности. Политическая реклама и имиджмейкинг. Психологические особенности размещения рекламы в различных средствах массовой информации. Психология рекламы и медиа-планирование …

    Полученные данные позволяют разработать конкретные коррекционно-развивающие программы по профилактике и преодолению трудностей характерных в подростковом возрасте.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Аверин В. А. Психология детей и подростков. Учебное пособие. СПб, 1998.

    2. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1994.

    3. Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные труды. М, 1983.

    4. Бурлакова Н.С. Возможности практической психологии в образовании М., 1998.

    5. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / под редакцией Эльконина Д. Б., Драгуновой Т.В. М., 1967.

    6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. Ростов на Дону, 1997.

    7. Казнова Г. В. Взаимосвязь общественно-полезной деятельности и общения подростков // Вопросы психологии, 1983, № 3. Стр. 40−45.

    8. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

    9. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителя. М., 1980.

    10. Лисина М.И. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М, 1978.

    11. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998.

    12. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.

    13. Немов Р.С. Практическая психология М., 1998.

    14. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1999.

    15. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.

    16. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.

    17. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии, 1985, № 1.

    18. Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы общественно-полезной деятельности как условие формирования личности подростка // Вопросы психологии, 1980, № 4.

    19. Эриксон Г. Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.

    20. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии, 1999, N 6. Стр. 54−58.

    Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

    Отправить запрос

    Источник