Развитие у ребенка понимания р

Развитие у ребенка понимания р thumbnail

21 ноября 2016532,8 тыс.

Этапы развития собственной (экспрессивной) речи ребенка.

  • Крики — возникают с рождения
  • Гуление протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-7 месяцев. 
  • На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет. 
  • Лепет – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев 
  • Слова — переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с 11-12 месяцев 
  • Появление слов взрослого лексикона (молоко –моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики –часики) начало с 1 года 7/ 9 месяцев. Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, основная закономерность начальных этапов становления речи у детей. 

Этапы развития речи от раннего до дошкольного возраста. Словарь.

  • 1год -5-9 слов 
  • 1,5 года от 20 до 40 ( у разных авторов) 
  • 2 года от 50 до 200 слов 
  • 3 года от 800 до 1000 слов 
  • 3,5 года — 1100 
  • 4 года 1600 — 1900 
  • 5 лет 1900 — 2200 

Развитие фразовой речи у детей

  • Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) — начало с 1 года 9 месяцев до 2 лет 
  • Появление и развитие предложений — с 2 лет
  • К 3 годам начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы почему? когда?, использует практически все части речи, предлоги и союзы. 
  • Использует единственное и множественное число 
  • К 4 годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы. 
  • Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку. 
  • Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций. 

Некоторые закономерности развития речи детей раннего возраста 

Показателем дальнейшего (после года) развития детской речи является не правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения

Особенности развития речи у детей

Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно. Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков: 

  • раннего онтогенеза речи: гласные а, о, у, и, согласные м, п (б), т (д), н’, к, г, х, с, -йот; 
  • среднего онтогенеза речи: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л’; 
  • позднего онтогенеза речи: р, р’, ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л, ц. 

Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.

Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова контурные и искаженные, что можно объяснить как физиологической неподготовленностью речевого аппарата ребенка к воспроизведению вновь усваиваемых им трудных слов. 

После появления 5-6 слов возможна остановка развития словаря на 4-6 месяцев. 

Звукопроизношение  Звукопроизношение ребенка вызывает много вопросов и тревог родителей. Сначала малыш говорил 10-20 слов и все было понятно. Баба, мама, биби — бах — все эти слова были понятны окружающим. И вот, с расширением словаря речь стала смазанной и непонятной. Что значит тутите мутити или дати ляпака. Совсем не просто догадаться, что ребенок просит включить музыку или хочет яблоко. Особенно смущает родителей то, что кто-то из соседских детей начал говорить сразу и правильно.    Еще раз напомню, все дети разные. Быстрое увеличение словаря (лексический взрыв) мешает малышу справиться с правильным произношением. Кто-то чисто произносит звуки, но у него нарушена слоговая структура, например, вместо собака бака, кто-то количество слогов выдерживает, но произносит бабака, иногда уже умея говорить звук с ребенок может говорить басака 

Что с этим делать? Во-первых отнестись к этому спокойно. Во-вторых старайтесь говорить не очень быстро. Не нужно исправлять малыша, лучше правильно повторить его просьбу и выполнить ее. Например, ребенок просит макако, вы говорите: молоко? сейчас дам 

Напомню, что есть звуки простые и сложные в артикуляционном плане. Я уже писала о звуках раннего, среднего и позднего онтогенеза. Но это совсем не значит, что у малыша звук С обязательно должен появиться до двух лет. Шипяшие (ш, ж) свистящие (с и з) африкаты/сдвоенные согласные (ц, ч, щ), сонорные (р, л) многими детьми усваиваются не сразу. Например, в 2,5— 3 года вместо звука с ребенок сначала может произносить звуки ть, т (там, тям вместо сам), в 3 — 4 года — звук сь (сям) к 4 — 5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. То же самое происходит при усвоении других сложных в произношении звуков. 

Таким образом, усвоение правильного звукопроизношения может формироваться довольно долго и у всех детей по-разному. Если один ребенок может правильно произносить все все звуки к 3 — 4 годам, то другой может усвоить их к 5-6 годам.  Нужны ли ребенку занятия с логопедом нужно решать на очной очной консультации. 

О диагнозе ЗРР — задержка речевого развития у ребенка

Ключевое слово ЗАДЕРЖКА. Не нарушение, а задержка. Могут поставить ребенку в 2 года.  

По старым нормам к двум годам требовали 200 слов, поэтому детям иногда при 50 словах и ставят ЗРР, но я уже писала, что это временный диагноз, при отсутствии проблем, он в 4-5 лет снимается автоматически. 

По новым данным, хорошее понимание ребенком обращенной речи, наличие в словаре 50 слов, включая лепетные и звукоподражания, их активное использование, а также появление двусоставных конструкций (ляля бах, мама ди) говорит о том, что речь развивается нормально. Но необходимость обратить внимание на речь ребенка есть. В частности, важно, чтобы с ребенком разговаривали ,а не просили повторять слова.  Помните, что длительные просмотры телевизора, постоянный звуковой фон (аудио аппаратура) снижают активность собственной речи ребенка. Речь возникла и развивается для общения, перекос в сторону слушания, мешает ребенку разговориться.

Частые вопросы о развитии детей в этой теме.

Источник

Выступление на методическом объединении 21.02.2017

Тема выступления: «Развитие понимания обращённой речи неговорящих детей».

Выступающий: учитель-логопед Белоусова С.А.

План выступления:

  1. Введение.
  2. Развитие понимания речи в онтогенезе.

Семь уровней понимания речи в онтогенезе.

Уровни понимания речи у детей с общим недоразвитием речи.

  1. Развитие импрессивной речи.

Приемы развития понимания речи.

Поэтапное расширение объема понимания речи.

         4. Анализ раздела программы «Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития» Развитие понимания речи, I-II период обучения (Программы «Дошкольных  образовательных  учреждений  компенсирующего  вида для  детей  с    нарушениями  речи» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова)

         5. Вывод.

  1. Введение. Основная задача в самом начале коррекционной работы вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений и расширить объем понимания речи. Этот этап предназначается для логопедической работы с неговорящими детьми.

Первым этапом развития речи (как на родном, так и на иностранном языке) является её понимание. Чтобы ждать от ребёнка появления активной речи, необходимо быть уверенным в том, что он понимает, о чём говорят окружающие, выполняет инструкции. В этом, доречевом периоде, активно используются жесты. Благодаря жестам ребёнок может показать то, что ещё не может сказать. Между взрослым и ребёнком возникнет понимание, происходит коммуникация . Ребёнку можно задавать вопросы для выяснения того, что он понимает, а что нет, и он сможет ответить жестом. Например, вы спрашиваете «Какой Миша большой?», а малыш вытягивает обе ручки вверх. Вы спрашиваете: «Как медведь царапается?», а ребёнок совершает пальчиками царапающие движения по поверхности дивана. И вы понимаете, что слова и «большой», и «царапается» ребёнку понятны. На этом же этапе активно используется вопрос «где?» или просьба «покажи». 

  1. Развитие понимания речи в онтогенезе. Обобщенно развитие понимания речи детей представлены в работе Н.С. Жуковой, где выделены шесть уровней понимания речи. Характеристика уровней заимствована из методических рекомендаций по проведению клинико-психологического обследования детей раннего возраста, страдающих церебральным параличом, составленных СМ. Мастюковой и Н.В. Симоновой (1972).
Читайте также:  Видео про развитие ребенка в утробе

Уровни понимания речи. Прежде всего важно определить уровень понимания ребенком обращенной речи. Рекомендуется следующая оценка понимания ребенком обращенной речи.

I        уровень — выражено речевое внимание, прислушивается голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Этот уровень здоровый ребенок проходит от 3 до 6 месяцев.

II        уровень — понимает отдельные инструкции в знакомых  словосочетаниях, подчиняется некоторым словесным командам: «Поцелуй маму», «Где папа», «Дай ручку», «Нельзя» и т.д. Этот уровень здоровый ребенок проходит от 6 до 10 месяцев.

III        уровень — понимает названия отдельных предметов и игрушек:

а)        понимает только названия предметов й игрушек (10-12 мес.);

б)        узнает их на картинках (12—14 мес.);

в)        узнает их на сюжетной картинке (15-18 мес.).

IV уровень — понимает названия действий в различных ситуациях: «Покажи, кто сидит», «Кто спит?» и т.д.

а)        понимает двухступенчатую инструкцию (2 года): «Пойди в кухню, принеси чашку», «Возьми платок, вытри нос» и т.д.

б)        понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации, в привычной ситуации начинает понимать вопросы косвенных падежей: «На чем ты сидишь?», «Во что играешь?» (2 года 6 мес.).

V        уровень — понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (2 года 6 мес. — 3 года).

VI        уровень — понимает значение сложноподчиненных предложений, понимает значение предлогов вне привычной конкретной ситуации (к 4 годам).

Если у ребенка есть речь, уровень ее развития оценивается по методикам, принятым в логопедии (Р.Е. Левина, 1968).

Если у ребенка отсутствует понимание речи и отсутствует собственная речь, важно оценить, как он понимает жесты и мимику и как он пытается их использовать в общении с окружающими. Это обследование проводится в порядке обучающего эксперимента.

Уровни понимания речи у детей с общим недоразвитием речи. По мнению Н.С. Жуковой, уровни понимания речи у детей с общим недоразвитием речи могут быть различны: от самого низкого, при котором ребенок с трудом понимает обращенные к нему элементарные просьбы, до понимания значений отдельных грамматических форм слов (например, различение единственного и множественного числа существительных). Некоторые неговорящие дети могут понимать значения простых предложных конструкций, выражающих пространственные отношения двух предметов (например, на столе, в столе, под столом). Одни дети владеют довольно большим пассивным словарем, они способны по просьбе взрослых выполнять довольно сложные и разнообразные задания, выраженные словесно. О таких детях родители обычно говорят, что они все понимают, только не говорят. У других же детей и понимание речи весьма ограниченно. Но даже тогда, когда создается впечатление, что ребенок хорошо воспринимает речь и имеет большой пассивный словарь, дополнительными обследованиями удается установить ограниченность понимания речи в сравнении со здоровыми детьми того же возраста.

Если неговорящие дети имеют низкий уровень понимания речи, то в первую очередь нужно начинать логопедическую работу именно в этом направлении. Только при достаточно хорошем понимании речи ребенок может начать говорить. Если же уровень понимания речи достаточно высок, то на первый план выдвигается задача вызывания любых звукоречевых проявлений.

  1. Развитие импрессивной речи. Известно, что первые временные связи между предметами и их словесными обозначениями (то есть первичное понимание речи), образуются у детей благодаря совпадению во времени звучания слова, произносимого взрослым, с предъявлением 1 предмета, который оно обозначает.

Необходимым условием для развития понимания речи является правильное функционирование зрительного и слухового анализаторов. Нарушения зрительного и слухового восприятия в значительной степени задерживают развитие импрессивной речи.

Важной предпосылкой, способствующей формированию понимания речи у детей, является развитие кожно-кинестетического анализатора. Недостаток кинестетических ощущений тормозит становление правильного восприятия окружающих предметов, которое создается благодаря зрительно-моторной координации. Ребенок лучше запоминает названия тех предметов, которыми он активно манипулирует.

На этом этапе доречевого развития используются следующие приемы развития понимания речи:

—        запоминание названий простых движений (ладушки до свидания, дай руку, нельзя, дай, на) и выполнение этих движений по словам;

—        игры-развлечения: прятки, коза-коза, ку-ку, сорока;

—        умение по слову найти предмет, игрушку;

—        нахождение данной игрушки среди двух-трех, узнавание себя и других детей по имени;

—        запоминание названия некоторых окружающих предметов;

—        формирование обобщающих понятий: «собака» — резиновая, пластмассовая, плюшевая, надувная, изображенная на картинке, то есть одним словом обозначаются предметы различной фактуры, цвета, величины, но одинаковые по своим существенным признакам;

—        выбор игрушки по просьбе взрослого «дай»;

—        выполнение действия с предметами, названия которых детям известны в случае необходимости можно помочь ребенку выполнять задание.

В ходе развития понимания речи детьми в первую очередь необходимо называть те предметы, на которых ребенок сосредоточил свое внимание, и те действия, которые его привлекают («дай руку»).

Поэтапное расширение объема понимания речи:

1. Развитие понимания названий предметов и действий той ситуации, в которой ребенок находится (Д/и «Одень куклу», «Строим башню»).

2. Расширение пассивного предметного словаря с помощью предметных картинок (данная работа проводится при изучении лексико-грамматических тем.)

3. Расширение пассивного глагольного словаря с помощью сюжетных картинок, на которых люди, животные совершают разные действия («Покажи, где мальчик спит, а где собачка бежит»).

4. Обучение пониманию действий, совершаемых одним и тем же лицом (мальчик ест, пьет, сидит, спит, бежит).

5. Обучение быстрой ориентировке детей в названиях действий, когда они даны без обозначений объектов (субъектов) действий («Покажи, кто спит?»).

6. Обучение пониманию вопросов: Где? Куда? Откуда? На чем? — для выяснения местонахождения предметов.

7. Обучение пониманию вопросов: Что? Кого? (у кого?) — для выявления объекта действия («Покажи, что рисует девочка? Кого везет мама?»).

8. Обучение пониманию вопроса Чем? («Покажи, чем рисует девочка?»).

9. Обучение пониманию вопросов, поставленных к сюжетам картинок («Кто катается на санках? А кто на лыжах?» и т.д.).

10. Выполнение действий в определенной последовательности без предмета («Сядь-встань-попрыгай»).

11. Выполнение действий в определенной последовательности с отобранными предметами (Д/и «Поручение»).

  1. Анализ раздела программы «Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития» Развитие понимания речи. (Программа «Дошкольных  образовательных  учреждений  компенсирующего  вида для  детей  с    нарушениями  речи» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова)

I период обучения

Учить детей находить предметы, игрушки.

Учить детей по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки.

Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.

Учить понимать слова обобщающего значения.

Учить детей показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией.

Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).

Читайте также:  Центры раннего развития ребенка тольятти

Учить детей дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем?.

Учить детей понимать грамматические категории числа существительных, глаголов.

Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам.

II период обучения

Учить понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читала книгу; Валя читал книгу.

Учить детей отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).

Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать – нож, шить – игла, наливать суп – половник).

Учить определять причинно-следственные связи (снег – санки, коньки, снежная баба).

  1. Вывод. Все перечисленные коррекционно-логопедические мероприятия направлены на стимуляцию речевого и психического развития детей. На каждом отдельном занятии ставится конкретная цель с учетом «зоны ближайшего развития».

Система коррекционно-логопедической работы предусматривает активное участие в ней родителей ребенка.

Источник

«Развитие понимания речи у дошкольников, имеющих выраженные нарушения развития»

Фёдорова Лариса Павловна

Учитель – логопед Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 9 «Колокольчик»

Важным направлением моей логопедической работы с детьми с нарушением интеллекта является создание условий для развития речи. В этой сфере выделяется несколько конкретных задач: развитие активной речи, понимания речи, формирование фонематического слуха, развитие речи как средства управления своим поведением (то есть планирующей и регулятивной функций речи).

Для развития понимания речи необходимо пробуждать и поддерживать у детей интерес к слышимой речи, развивать умение слушать речь взрослого. Развитие понимания речи подразумевает установление адекватной связи слова с предметом и действием. В этом процессе важную роль играет побуждение детей к выполнению речевых инструкций взрослого разной сложности: от самых простых одношаговых у детей младшего возраста («дай», «покажи», «возьми», «принеси» и т. п.), до более сложных (по мере взросления ребенка) двух- и трехшаговых инструкций.

Выделяется несколько уровней становления понимания речи у детей с речевым недоразвитием:

  • Нулевой: ребёнок с сохранным слухом не воспринимает речи окружающих, иногда реагирует на своё имя, реже на интонации запрещения или поощрения;

  • Ситуативный: ребёнок понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов, игрушек, хорошо ему знакомых.

  • Номинативный: ребенок хорошо ориентируется в названиях предметов, изображённых на картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображённых на сюжетных картинках. Совершенно не понимает вопросов косвенных падежей (Чем? Кому? С кем?…)

  • Предикативный: ребёнок знает много названий действий, легко ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к объектам действий, изображённых на сюжетных картинках, различает значения нескольких простых предлогов (положи на коробку, в коробку, около коробки). Не различает грамматических форм слов.

  • Расчленённый: ребёнок различает изменение значений, вносимых отдельными частями слова (морфемами) – флексиями (окончаниями), приставками, суффиксами.

Когда же начинается развитие понимания речи у ребёнка? С 5-6 месяцев дети становятся более подвижными. Именно в этом возрастном периоде главной задачей является развитие у детей понимания речи и умения повторять слоги за взрослыми. Мама должна называть окружающие ребенка предметы и производимые ребенком или самой мамой действия. Таким образом, она сочетает предметы и действия с их словесным обозначением. Можно поиграть в такие игры:

«Где Ляля?» Цель. Развивать умение по слову находить названный предмет (после 7 месяцев). Для занятия используются крупные сюжетные игрушки (кукла, кошка, собака, петух, заяц и т.п.), которые должны постоянно находиться на одном и том же месте, чтобы малыш их все время видел.

«Потешки» Цель. Развивать понимание названия простых движений и подражание движениям, например “Ладушки”, “До свидания”, “Дай ручку” (с 7 месяцев) .

«Перекличка» Цель. Развитие артикуляционного аппарата и умения подражать (с 7-8 месяцев).

«Прятки « Цель. Познакомить ребенка с его именем и именами других детей и взрослых (с 8-9 месяцев). «Где Маша? Нет Маши».

От 9-10 месяцев до 1 года увеличивается количество понимаемых ребёнком слов и предложений. Следует учить ребенка по слову выполнять определенные движения (сядь, встань) и производить ряд различных действий с предметами (ставить один кубик на другой, снимать и надевать кольцо на палочку — “поставь”, “сними”, “надень”).

Необходимо создание речевой среды. Под этим подразумевается следующее: с ребенком нужно постоянно говорить, многократно проговаривая все режимные моменты (одевание и раздевание, умывание, еда, прогулка, подготовка ко сну), и различные бытовые ситуации (раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек.

При этом взрослый говорит простыми короткими предложениями из 2-4 слов, одни и те же словосочетания употребляет по несколько раз, делает паузы, использует различные интонации, различную силу голоса. Слова произносятся четко, с выделением ударного слога, для чего ударный слог немного растягивается.

Взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать немедленного ответа. Таким образом, взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам.

В процессе коррекционных занятий по развитию понимания речи основная задача – накопление пассивного словарного запаса детей: слова – предметы, слова – действия, а также слова, обозначающие некоторые явления и состояния.

Группы слов, предлагаемые для запоминания.

  1. Предметный словарь.

Игрушки: мячик, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, шарик, юла, ведёрко и др.

Части тела: лицо, руки, ноги, живот, спина, палец, голова, шея, волосы, глаза, уши, рот, губы, зубы, нос и др.

Одежда и обувь: шапка, шарф, варежки, куртка, платье, брюки, юбка, кофта, майка, колготки, тапочки, ботинки и др.

Предметы туалета: мыло, зубная щетка, зубная паста, губка, полотенце и др.
Дом, квартира: дом, дверь, замок, ключ, лестница, лифт, окно, кухня, комната, ванная, лампа, пол, потолок, стена и др.

Мебель: стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, вешалка и др.
Предметы домашнего обихода: телевизор, телефон, часы, плита, холодильник, вилка, ложка, тарелка, чашка, одеяло, подушка, зеркало и др.

Продукты питания и блюда: хлеб, булка, сыр, колбаса, сосиски, молоко, масло, сметана, творожок, йогурт, печенье, сок, яичко; каша, суп, салат, бутерброд, чай, компот и др.

Овощи и фрукты: капуста, картошка, морковка, лук, огурец, помидор; апельсин, банан, яблоко, груша, слива и др.

Растения: дерево, кустик, трава, цветы, ягоды и др.

Названия животных и птиц, которых ребенок часто видит: собака, кошка, птичка, голубь, воробей, ворона, лошадка и др.

Отдельные названия предметов окружающей жизни: улица, дорога, светофор, машины, самолет, качели, горка, парк и др.

Отдельные названия явлений окружающей жизни: вода, земля, солнце, небо, дождь, снег, ночь, день и др.

2. Глагольный словарь.

Собственные действия ребенка: идёт, сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, ест, играет, рисует, строит, гуляет, катается, умывается, купается, одевается, раздевается, причёсывается, несёт, падает, кричит, говорит, подметает, вытирает и др.
Названия действий, которые совершают близкие ребенку люди: читает, пишет, рисует, убирает, моет, гладит, варит, жарит, подметает и др.
Другие действия: телефон звонит; машина едет, гудит; самолёт летит; листья падают и др.

3. Прилагательные, наречия.

Названия некоторых ощущений и состояний: сладкий, соленый, кислый, мокрый; холодно, тепло, жарко, больно, вкусно.

Читайте также:  Упражнения для развития у ребенка чувства ритма

Название некоторых понятий: большой, маленький; много, мало.

Последовательность работы над пониманием речи.

Основное правило, которое совершенно необходимо соблюдать для успешного понимания речи: соотнесение слова и того, что оно означает должно быть максимально очевидным для ребёнка.

Начинаются занятия с того, что ребёнка учат понимать слово в определённой ситуации. Обычно это слова – существительные, затем глаголы, затем простые признаки. Знакомство происходит постепенно, лучше в специально организованной игре, потом закрепляется в быту. Самая удобная и интересная игра – это прятки. Во время этой игры происходит многократное появление и исчезновение объекта, например, игрушки с одновременным называнием.

Последовательность накопления словаря:

1)Существительные.

  • Предмет предъявляется и называется.

  • Ребёнка знакомят с назначением предмета.

  • Организуется игра, во время которой предмет называется неоднократно (например, прятки: «Вот мячик! Спрятали мячик! Нет мячика! Где мячик? Вот мячик! Бросай маме мячик!»).

  • Ребёнок по слову находит предмет при выборе из двух.

  • Ребёнок находит предмет по просьбе, выбирая его из большего количества предметов.

  • Для формирования понятия, ребёнку предлагаются аналогичные, но отличающиеся по цвету, величине, текстуре предметы и их изображения.

  • Название предмета включается в игры, песенки, начинается работа над включением слова в активный словарь ребёнка.

Примечание: к каждому последующему пункту приступаем только после того, как ребёнок справляется с предыдущим.

2) Глаголы.

  • Знакомство ребёнка с действием или с изображающей действие картинкой. Например, знакомство с глаголом «ест».

  • Организуется игра, во время которой это действие многократно обыгрывается и называется («мишка ест, зайка ест, кукла ест»).

  • Ребёнок выбирает одно из двух действий (кукла ест – кукла спит).

  • Выбор из большего количества вариантов.

  • Включение слова в быт и игры.

  • Включение слова в активный словарь.
    Знакомство с другими частями речи происходит по аналогичной методике.

3)Работа над предложением:

Виды простых предложений:

  • Инструкции: Дай мне машинку.

  • Описания: Дай мне большую машинку.

  • Вопросы: Ты хочешь машинку?

  • Отрицания: Это машинка? (показывать кубик).

Усложнение происходит после отработки простого предложения. Сложность будет зависеть от количества слов, влияющих на понимание, так называемых ключевых слов.

Работая над пониманием речи необходимо использовать предложения разных типов, слова в них должны выполнять разные функции. Например,

  • Принадлежность: «Помой Машину тарелку».

  • Перемещение объекта: «Положи машинку в стол».

  • Передача предмета: «Дай мне мяч».

  • Действие, совершаемое над субъектом или объектом: «Погладь собачку».

  • Вопросы: « Где лежит мишка?»

  • Отрицания: « Покажи мишку, который не лежит».

Итак, для развития понимания речи необходимо:

  • помогать ребенку устанавливать связи между предметами и действиями с одной стороны, и словами, их обозначающими, — с другой;

  • расширять ориентировку ребенка в окружающей обстановке;

  • научить ребенка узнавать знакомые предметы даже в незнакомой обстановке;

  • научить ребенка узнавать в натуре и на картинке сходные, но различные по цвету, величине или форме предметы;

  • побуждать ребенка выполнять по просьбе взрослого различные поручения (принести, показать);

  • научить ребенка пониманию содержания простых предложений;

  • научить ребенка пониманию показов несложных сюжетов, сопровождаемых словами взрослого.

Примерные игры для развития понимания речи.

1.У кого картинка?

Цель:уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам.
Материалы:предметные картинки по разным темам по количеству детей.
Ход игры:Перед началом игры выберете тему, затем раздайте детям по одной предметной картинке. Посмотрите, какие у вас красивые картинки. Они все разные. Давайте поиграем в интересную игру. Я буду называть слово, а вы слушайте внимательно. У кого такая картинка – пусть поднимет руку. Цветочек. Маша руку подняла. Правильно, Маша, у тебя на картинке цветочек. Покажи всем твой цветочек. Следующее слово – птичка. У кого птичка? Никто не поднимает руку… Где же птичка? Кто найдет птичку? Вот птичка, у Димы! Дима, подними руку. И т.д. В этой игре можно менять темы, используя различные слова и обозначающие их картинки в соответствии с приведенным выше словарем. Картинки должны быть конкретные, легко узнаваемые, изображать знакомые ребенку предметы. Со временем можно увеличить количество используемых в игре картинок (например, раздавать по две картинки).

2.Отгадай загадку – покажи отгадку!

Цель:уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам; научить детей узнавать предметы по их назначению; развитие мышления детей.
Материалы:предметные картинки по разным темам.
Ход игры: Игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними предметные картинки изображением вверх. Можно давать общую инструкцию для всех, а можно давать инструкцию индивидуально для каждого ребенка. А сейчас мы будем отгадывать загадки. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Покажите, чем едят суп (картинка – «ложка»). Покажите, что катится (картинка – «мячик»). Покажите, чем можно рисовать (картинка – «карандаш»). Покажите, что надевают на голову (картинка «шапка») Найдите и покажите то, что можно кушать (картинки – «яблоко», «конфетка», «сыр») И т.д. Если дети затрудняются в поиске нужной картинки, можно дать более развернутое описание нужного предмета. Если дети не смогли найти нужную картинку, следует показать им реальный предмет, описать его свойства, обыграть его.

3.Выполняйте команды!

Цель:уточнение и расширение пассивного глагольного словаря детей.
Ход игры: Игра проводится на ковре. Расставьте детей на достаточном расстоянии, чтобы они не мешали друг другу выполнять движения. Встаньте напротив детей. Давайте поиграем в такую игру: я буду отдавать команды, а вы выполняйте. Слушайте внимательно и не ошибайтесь! Начали! Идите. Стойте. Поднимите руки вверх. Опустите руки. Садитесь. Встаньте. Прыгайте. Бегите. Похлопайте. Потопайте. Поставьте руки на пояс. И т.д. В этой игре можно использовать простые, знакомые детям движения, которые были отработаны в подражательной игре, когда педагог называл и выполнял движение, а дети повторяли за ним. Педагог следит за выполнением детьми движений и исправляет ошибки.

4.Много или мало?

Цель:научить детей соотносить слова «один», «много», «мало» с соответствующим количеством предметов.
Материалы:в этой игре можно использовать игрушки небольших размеров – кубики, палочки, мячики и т.п.
Ход игры: При формировании понятий «один», «много», «мало» полезно научить детей использовать соответствующие жесты: «один» — показать указательный пальчик; «много» — широкий обводящий жест рукой; «мало» — неширокий обводящий жест рукой, или сложить ладошки горсткой. Для этого логопед постоянно использует эти жесты и побуждает детей использовать их. Названия понятий следует выделять в речи. Игра проводится на ковре. Разложите перед детьми кубики: в одной кучке много кубиков, а в другой мало.
Посмотрите, вот кубики, и вот тоже кубики. Тут много кубиков (логопед показывает соответствующий жест), а тут мало кубиков (логопед показывает соответствующий жест). Покажите, где мало кубиков. Как вы покажите, что кубиков мало? (логопед побуждает детей показать жест) А где много кубиков? Как вы покажите, что кубиков много? (логопед побуждает детей показать жест) А вот один кубик. (логопед показывает соответствующий жест) Возьмите по одному кубику. Покажите, что кубик один (логопед побуждает детей показать жест). Эту игру полезно повторять, используя разный предметный материал.

Литература:

  1. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребёнок не говорит?

  2. Грибова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона.

  3. Жукова Н.С и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.

  4. Катаева А.А., Стребелева Е.А.Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников.

  5. Козак О.Н.Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет.

  6. Источник: https://www.vospitateli.ru/

Источник