Развитие ребенка через чтение и письмо

Развитие ребенка через чтение и письмо thumbnail

Гульнур Валеева
Первоначальные навыки чтения и письма детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС 

Первоначальные навыки чтения и письма детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО

Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Оказывается, в возрасте от 2 до 5 лет детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению к шести годам.

Структуры, отвечающие за читательские возможности, эволюционируют вместе с общими языковыми способностями. В последнее время наблюдается их «омоложение». И большое число детей начинают учиться читать под руководством некомпетентных наставников — родственников, старших школьников, педагогов.

В настоящее время «рынок» педагогических услуг стал весьма разнообразным, но в определенной степени стихийным. Так, например, появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте детей дошкольного возраста, причем не всегда высокого качества. Отдельные составители образовательных программ, а также педагоги и родители, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки. Например:

— Смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза;

— Наблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учета закономерностей развития их фонемных имен (звучания) и особенно нарушений этого развития у части детей. Возрастные и функциональные фонетико-фонематические недостатки (недостатки звукопроизношения и различения звуков) приводят к искажению, заменам, пропускам звуков при чтении и затрудняют восприятие текста;

— Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]., что может допускаться только после четкого различения ребенком понятий «звук» и «буква». Такая работа проводится в логопедических группах и, конечно, в школе. Или названия согласных даются с призвуками [СЭ, КЭ]. И то и другое приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо слова СТУЛ;

— Не используется орфоэпическая грамматика, введение которой в процесс звукобуквенного анализа позволяет читать по правилам орфоэпии (ЗУБ — [ЗУП], КОМОК — [КАМОК], ЖИЛ — [ЖЫЛ].) и предупреждает ошибки по типу оглушения-озвончения, безударных позиций гласных, вариаций твердости-мягкости и т. д.

При таком обучении грамоте даже у детей с развитым фонематическим слухом невольно возникает нарушение процесса чтения, их читательский интерес резко падает. Переучивание таких «читателей» в школе создает дискомфорт на уроках грамоты и снижает их эффективность.

Таким образом, наблюдения за естественным интересом детей к буквам указывают на необходимость обучения грамоте в старшем дошкольном возрасте. Но это требует соответствующих знаний от педагогов ДОУ и родителей детей.

Давайте запомним:

1. Звуки — звуки мы слышим и произносим.

2. Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят, могут пропеть любую мелодию. Для гласных звуков мы придумали «домики», в которых они будут жить. Мы решили, что гласные звуки у нас будут жить только в красных домиках (красные кружочки или квадраты).

3. Согласные звуки — это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них могут тянуть (ССС, МММ) но петь никто из них не может, а петь им хочется. Поэтому они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма.). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Для согласных звуков мы тоже придумали «домики», только решили, что они будут для согласных твердых синего цвета (синие кружочки или квадратики, для согласных мягких — зеленого (зеленые кружочки или квадратики).

4. Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г,. ] — в словах звучат сердито (твердо).

5. Согласные мягкие звуки [ПЬ-П’, БЬ-Б’, ТЬ-Т’, ДЬ-Д’, МЬ-М’. ] — в словах звучат ласково (мягко).

6. Звуки [Ш, Ж, Ц] — всегда твердые, у них нет «мягкой» пары (нет «ласковых» братиков).

7. Звуки [Ч, Щ, Й] — всегда мягкие, у них нет «твердой» пары (нет «сердитых братиков»).

Для овладения первоначальными навыками чтения и письма требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сферы детей. Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематического восприятия. Поскольку в основе обучения грамоте лежит опора на речевой слух, на фонематическое восприятие и навыки звукового, а затем звукобуквенного анализа, то возникает необходимость более раннего выявления у детей недостатков фонематического слуха и организации систематической работы по его развитию.

У детей в возрасте от 3 до 5 лет наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи. В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому так важно именно в этом возрасте развивать фонематический слух и речевое восприятие, а не предлагать сразу буквы, которые относятся к другой языковой действительности — знаковой системе.

То есть, при обучении грамоте необходимо наличие добуквенного, чисто звукового периода обучения, который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки (как речевые, так и неречевые) до звукового анализа и синтеза. То есть, прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (называть по порядку звуки, из которых состоят слова).

Дети должны постичь определенную систему закономерностей родного языка, учиться слышать звуки, различать гласные (ударные и безударные, согласные (твердые и мягкие, сравнивать слова по звучанию, находить сходство и различие, делить слова на слоги, составлять слова из слогов, из звуков. Позднее учиться делить речевой поток на предложения, предложения на слова и только после этого знакомиться с буквами русского алфавита, овладевая послоговым, а затем слитным способом чтения.

Таким образом, работа по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте должна начинаться уже с маленькими детьми, с развития у них слухового внимания и заканчиваться формированием у детей старшего дошкольного возраста первоначальных навыков звукобуквенного анализа, то есть начальному обучению чтению и письму печатными буквами.

Кроме того, в последнее время среди детей, посещающих общеобразовательные группы детских садов, наблюдается резкое увеличение числа детей с речевыми нарушениями, особенно с ФФНР (фонетико-фонематическим недоразвитием речи). У этих детей кроме нарушения звукопроизношения, наблюдается выраженное недоразвитие фонематического слуха.

Эти дети обладают так называемым первичным фонематическим слухом, который обеспечивает им понимание речи и повседневное общение, но недостаточен для развития более высоких его форм, необходимых для разделения звукового потока на слова, слова на составляющие его звуки, установления порядка звуков в слове. Эти дети не готовы к выполнению специальных умственных действий по анализу звуковой структуры слова. Фонематическое восприятие таких детей крайне необходимо последовательно развивать, начиная с младшего возраста.

Читайте также:  Центры развития ребенка в мурманске

Дети от 5 до 6 лет.

Развивать фонематическую сторону речи. Определять протяженность слов (измерять слоговую структуру слов хлопками, шагами). Можно вводить термин «слог» и делать графическую запись слогового деления. Необходимо продолжать интонационное выделение заданных звуков в словах, подбирать слова на определенные звуки, вычленять первый звук в слове.

Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень обучения грамоте и предупреждение в дальнейшем пропуска букв при письме. Вводить термин «гласный звук» и его обозначение красными фишками, затем термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением их синими и зелеными фишками (сигналами) соответственно. С помощью дидактического материала (фишки, сигналы, схемы) дети могут строить условно-символические модели различной сложности, что делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям данного возраста.

Формировать графические умения (готовить руку дошкольника к письму). К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук. Графические умения хорошо формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу. В ходе упражнений дети цветными карандашами выполняют обводку контуров предметов, штриховку и т. п.

Дети от 6 до 7 лет.

Если дети с 3 до 5 лет осваивали звуковую сторону речи, то с 6 лет они с большим интересом уже могут заниматься знаковой стороной речи, то есть учиться читать. Но чтение не рождается автоматически на знании алфавита. Показывая ребенку буквы, следует знать и соблюдать определенные правила и принципы.

1. Опознание буквы в ее связи со звуком

2. Слияние нескольких букв в слог.

3. Слияние нескольких слогов в слово.

4. Объединение нескольких слов в законченную фразу.

Работу по обучению грамоте детей дошкольного возраста необходимо вести по трем направлениям:

1. Продолжать развитие звуковой стороны речи, то есть продолжать развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза.

2. Знакомить детей со знаковой системой языка (буквами).

3. Вести подготовку руки дошкольника к письму.  (К упражнениям по обводке, штриховке и т. п. добавляется «письмо» печатных букв, конструирование букв из отдельных элементов, изображение письменных букв по точкам и т. д. Обучение письму в полном объеме – только в школе).

Весь материал для чтения и «письма» на начальных периодах обучения грамоте необходимо подбирать таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением. Учить читать сначала прямые и обратные слоги, затем трехбуквенные односложные (СОК, СУК) слова. Затем можно учить читать двусложные (УСЫ, ОСЫ, УХА; САНИ, КОСЫ и т. д.) слова, потом трехсложные (МАЛИНА) слова, а затем слова с двумя рядом стоящими согласными (СТУК, САНКИ, ВОЛК и т. д.).

Необходима работа с индивидуальными разрезными азбуками, так как процесс обучения идет более эффективно, если ребенок «пропускает» буквы и слоги через пальцы. При этом взрослый сам разрезает и дает ребенку буквы и слоги к каждому занятию в нужной последовательности, но ни в коем случае не все сразу.

Подготовка детей к обучению грамоте

Готовность детей к обучению грамоте – это личные качества ребёнка, уровень его умственного и физического развития. Обучение и воспитание в 1 классе школы предъявляют детям ряд требований не только к запасу знаний, но и к поведению, личному отношению к новому образу жизни, к новым обязанностям и взаимоотношениям со сверстниками и учителями.

Для успешного овладения школьной программой ребенку важно в детском саду приобрести умения слушать и понимать воспитателя, товарища, выполнять указания взрослых, связно отвечать на вопросы, правильно держать карандаш, аккуратно пользоваться книгой, владеть элементарными навыками ручного труда.

В программу по подготовке к обучению грамоте включен так называемый подготовительный период. По сравнению с подготовительным периодом в школе он несколько расширен.

С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — это формирование нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, её внешняя звуковая сторона. Большое место отводится развитию фонематического слуха детей, т. е. умения различать в звуковом потоке отдельные слова, составлять из звуков слоги и слова.

Дети должны научиться выделять слова в связном коротком предложении, уметь указать в нём количество слов, составить предложение из данных слов. Все эти упражнения направят познание ребёнка на изучение слова.

При обучении на занятиях воспитатель применяет различные дидактические игры и упражнения, которые позволят детям эффективно и качественно усваивать программный материал.

Источник

Некрасова Татьяна Геннадьевна-учитель начальных классов.

Тема нашей консультации: Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму у детей с множественными нарушениями. Обучение чтению и письму.

Мы рассмотрим методы и приёмы работы над развитием предпосылок к осмысленному чтению и письму.

Письмо и чтение – сложнейшие навыки, которые длительно формируются, проходя ряд одинаковых этапов. Известный психолог А.Р. Лурия, одним из первых проанализировавший психофизиологические механизмы процесса письма, отмечал: «…для того чтобы учащийся мог научиться писать, он должен хорошо различать диктуемые звуки речи и сохранять (удерживать в памяти) их порядок, хорошо усвоить написание букв, не смешивая близкие по начертанию, и выработать твердые двигательные навыки, уверенно чередуя нужные движения»

Учить ребенка — это не значит посадить его за стол и проводить достаточно много времени те или иные упражнения. Коррекционная работа в первую очередь предполагает пра­вильную, рациональную организацию деятельности ребенка. Родители, которые будут заниматься развитием ребенком должны помнить, что не всякая дея­тельность развивает способности, а только эмоционально прият­ная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной об­становке, обязательно взрослыми должна создаваться для ребен­ка ситуация успеха.

Каждое занятие (даже самое кратковременное) взрослым тщательно продумывается. Важно правильно выбрать время занятий, чтобы в момент их проведения ребенок был активным. Важно вовремя закончить занятие, то есть до того момента, когда уставший ребенок откажется заниматься.

Эти занятия должны быть регулярными, носить заниматель­ный характер. Для них лучше использовать часы после отдыха детей. Главное, чтобы в этот момент ребенку самому хотелось заниматься. Взрослому нельзя навязывать свои желания ребенку.

Важны также условия, в которых проводится коррекционная работа с ребенком. Некоторые занятия могут проходить во время прогулок, но для формирования ряда психических функций необ­ходима спокойная деловая обстановка, отсутствие отвлекающих факторов. Обязательным условием является создание ситуации успеха, поощрения ребенка, стимулирование его к дальнейшей работе.

Если результаты занятий на первых порах не так высоки, то не отчаивайтесь. Ребенок ни в коем случае не должен видеть раз­очарования в Ваших глазах. Не показывайте ему, что он не оправдывает Ваших надежд. Помните о принципе «педагогического оптимизма».

Отмечайте даже самые незначительные успехи ребенка. Только в таком случае можно добиться серьезных сдвигов в по­ложительную сторону. Обязатель­но поддерживайте высокий уровень интереса и познавательной активности у детей.

Читайте также:  Развитие ребенка в 5 лет что должен уметь тесты

Основная задача чтения -понимание письменного сообщения .

Основным методом при обучении чтению считается аналитико-синтетический, т.е. путь «от звука к букве»

Дети совершенствуют свое зрительное восприятие графических образов, устанавливают через проговаривание слов звукобуквенные соотношения (для этого желательно использовать простые короткие слова, написание которых не расходится с произношением), накапливают их в памяти (что сказывается впоследствии на грамотности письма), ориентируются на чтение целыми словами.

Первое  и  главное  правило  в  обращении  с буквами:  
    Ведя  детским  пальчиком   по  контуру  буквы, надо  произносить  не  ее алфавитное  название, а  тот   звук,  который  эта  буква  обозначает .

-Как развить предпосылки к осмысленному чтению и письму у своего ребенка?
-Какие приемы и методы можно использовать?

  • Глобальное чтение. Это чтение целыми словами.

  • Узнавание и различение образов графем (букв).

  • Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

  • Начальные навыки чтения и письма.

Возможные задачи по обучению письма и чтения.

1. Глобальное чтение.

Формируются умения узнавать (различать) напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия предметов, действий.

· используются карточки с напечатанными словами как средства коммуникации.

2. Начальные навыки чтения и письма.

Формирование умения:

  • узнавать (различать) образ графем (букв)

  • узнавать звук в слоге (слове)

  • соотносить звук с буквой

  • узнавать буквы в слоге (слове)

  • называть буквы

  • читать слоги (слова)

  • писать буквы (слоги, слова, предложения)

  • копировать с образца отдельных букв, слогов, слов.

«Чтение и письмо» содержит разделы:

1) Глобальное чтение.

При обучении узнаванию своего имени ребенок прикладывает карточку с напечатанным именем к своей фотографии. Затем ему предлагают несколько фотографий, среди которых есть его фотография, и ребенок прикладывает карточку со своим именем к своей фотографии. Потом ему предлагаются две карточки с напечатанными на них именами (графически контрастными, например, Света, Оля), он должен выбрать карточку со своим именем и приложить к своей фотографии. Если ребенок затрудняется найти карточку со своим именем, то ему показывают образец (дубликат карточки с его именем) и просят найти такую же. Позднее ребенок учится узнавать свое имя среди различных слов.

Аналогичная работа проводится по обучению узнаванию имен друзей, родственников. Затем ребенок учится узнавать слова, обозначающие знакомые ему предметы. Например, названия конкретных продуктов, игрушек, предметов мебели, овощей, фруктов и т. д. После этого следует переходить к обучению различению объектов окружающего мира, явлений природы. Потом ребенок учится соотносить слова с изображением предметов. Проводят упражнение – составление цепочки, например, яблоко – фотография яблока – слово «яблоко». Если ребенок узнает предмет на изображении, то его сразу учат соотносить слово с изображением, а не с предметом. При соотнесении слова с действием используются карточки, на которых действие обозначено одним или двумя словами, например, раздеться, мыть руки и т.д.

Формирование умения использовать карточки с напечатанными словами как средства коммуникации.

Освоенный навык глобального чтения ребенок применяет в общении(отвечает на вопросы, выражает свои желания и др.), при составлении расписания дня. Возможен ответ ребенка одним словом, но мы рекомендуем учить отвечать на вопросы, составляя предложение из 2-х и более слов. При соотнесении слова с действием используются карточки, на которых действие обозначено одним или двумя словами, например, раздеться, мыть руки и т.д.

Например, Ты хочешь мяч? Да, хочу мяч.

2. Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

-нахождение буквы, «Внимательно посмотри на букву. Найди такую же среди ряда букв»

А- найди её А О Л У О А Ш А

Всё это ПОКАЗЫВАЕТ взрослый- КОПИРУЕТ ребенок.

 Большое  место  занимает  работа  над  уточнением

 и  дифференциацией оптических  образов  смешиваемых  букв. Для  более прочного запоминания  конфигурации букв  следует  ввести  их  образное  изображение, соотнесение  с  какими — либо  сходными  предметами .

  •   Х   —   шагающий  человечек

  •   Ч   —   носик  чайника

  •   Ф   —   очки , клюв  и  глаза  филина

  •   Ж   —  ж у к

  •   У    —   у ш и               Буква  » У »  —   два  длинных  ушка

  •    З    —   з м е я              Буква  » З »  —   простая  завитушка

«Тело-буква»
Говорим ребёнку: «Посмотри, как я умею, а ты сможешь сделать такую же букву?

Скопируй букву, слог, слово на клавиатуре:

ФИЗМИНУТКА!!!!

3) Начальные навыки чтения и письма.

Формирование умения узнавать (различать) образ графем (букв)

При обучении узнаванию образа графем (букв) ребёнку предъявляется карточка с напечатанной буквой. Учитель называет букву и обращает внимание ребёнка на её изображение. Затем учитель просит ребёнка показать называемую букву или назвать её.

Чтобы ребенок запомнил образ буквы, проводят следующие упражнения: лепка буквы из пластилина, составление из палочек, проволоки, обводка контура буквы (тактильный: бархатная бумага, крупа, меховая) и др.

-Гуляя по улицам, постоянно фиксируйте внимание ребенка на вывесках магазинов. Пусть он находит среди стилизованных букв те, которые уже известны

Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв:

  • После анализа буквы (из каких элементов состоит буква, как расположены эти элементы в пространстве, можно из счётных палочек, верёвок, спичек выложить эту букву.

  • ощупывая объёмную букву (из пенопласта, узнавать её закрытыми глазами.

  • лепка из пластилина;

  • протоптать  на  снегу фигурную  дорожку — букву ;

  • письмо на снегу, на песке

  • вырезание из цветной бумаги;

Формирование умения узнавать звук в слоге (слове)

Ребенок учится узнавать звук из ряда звуков, слогов, слов. Услышав нужный звук в ходе выполнения упражнений, ребенок хлопает в ладоши, топает ногами, показывает нужную карточку.

Например: Я называю звуки, если услышите звук А-хлопаем в ладоши. У П Р А К А С А

Звук А в слове. суп, каша, лук, ухо, шар, банан.

  • Можно объяснить ребенку артикуляцию звуков в игровой форме:

Звук А:горлышко гудит (проверяем,прикладываем руку) Воздух легко проходит через рот.Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали ворота для Воздуха,их форма напоминает большой круг. Звук можно петь, тянуть,его легко говорить.Давайте споем

Формирование умения соотносить звук с буквой

Учитель называет звук и показывает графическое изображение буквы, обозначающей этот звук. Буква должна быть крупной, заглавной, представленной печатным шрифтом на контрастном фоне (черная буква на белом фоне).

  • Можно объяснить ребенку артикуляцию звуков в игровой форме:

Звук А:горлышко гудит (проверяем,прикладываем руку) Воздух легко проходит через рот.Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали ворота для Воздуха,их форма напоминает большой круг. Звук можно петь, тянуть,его легко говорить.Давайте споем

За окном шумит листва,повторяем букву А.

Аист прилетел ко мне на крышу.

Он в клюве букву А держал.

АХ! Шептал он еле слышно,

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад краснодар

Как же эта буква хороша!

  • Алый арбуз все ребята едят, аист зовет на амбар аистят. (маленькая буква съела арбуз, вот у неё и вырос такой большой живот) а

  • Сравним букву с разными предметами или их частями:

А-лесенка, ствол дерева с дуплом, крыша дома.

  • Любому ребенку будет интересно стать буквой. Покажем ребенку,как превращаться в букву А: ноги поставить на ширину плеч, руки сложите сзади на пояснице.

При знакомстве с понятием звуки достаточно эффективно использовать прием очеловечевания, каждый звук- человек у которого есть свой характер, профессия, соответствие с обозначениями на схемах . Эти человечки могут быть вырезаны из картона, красные, синие . Для того чтобы научить детей соотносить звуки и буквы необходимо использовать различную наглядность, детям можно сказать, звуки они веселые они любят летать, поэтому им всегда лень одевать одежду, мы слышим звуки. Если собрались они в части книги, им приходится наряжаться, у каждого свой наряд. Знакомим с тем, что у звука есть сестренки- парные по твердости мягкости, а так же есть братики -парные по глухости звонкости.

Формирование умения узнавать буквы в слоге (слове)

Ребенок учится находить слоги (слова) с заданной буквой. Перед ребенком раскладывают карточки с разными слогами (словами). Ребенка просят выбрать только те карточки, в которых есть заданный звук.

Например:звук А-в слогах АУ,РА,СА.

Формирование умения называть буквы

Ребенку предъявляется карточка с крупной (заглавной) буквой. Знакомство с буквой происходит следующим образом. Сначала учитель называет букву, ребенок повторяет за учителем. Затем учитель опять показывает букву и просит ребенка самостоятельно назвать ее.

-«Опиши букву». Взрослый предлагает ребенку рассказать, из каких элементов состоит знакомая буква и как они расположены. Например: буква Н состоит из двух больших вертикальных палочек и одной маленькой горизонтальной палочки между ними.

Упражнение «Угадай, какая буква

Первую загадку о букве в качестве образца предлагает педагог. Например: «Эта буква имеет три элемента: малый полуовал и две палочки – большую и среднюю. Большая палочка стоит вертикально, полуовал «висит» на ней слева, а палочка средней величины словно «поддерживает» полуовал. Какая эта буква? «Я»

Формирование умения читать слоги (слова)

Сначала ребёнок учится читать закрытые слоги (например, ам, ум), затем открытые слоги (например, ма, му). Чтение начинают со слов с открытыми

слогами (мыло, луна). После этого читают односложные слова с закрытыми слогами (шар, лук).

Формирование умения писать буквы (слоги, слова, предложения)

Ребенок учится писать печатную букву без предварительной тренировки в написании отдельных ее элементов. Учитель дает образец написания буквы. Сначала ребенок вместе с учителем обводит контур буквы (тактильный: бархатная бумага, крупа, меховая) в соответствии с правилом написания буквы. Затем делает это самостоятельно. После этого ребенок учится писать букву по точкам. Начало написания буквы обозначено точкой, даются стрелочки-направления движения. Сначала точки располагаются

близко друг от друга, постепенно количество точек уменьшается, и

расстояние между ними увеличивается. Ребенок учится писать букву по образцу, по памяти. Затем ребенок учится списывать слоги, простые слова. Внимание ребенка обращается на то, что при написании нескольких слов между ними делается пропуск.

Но перед тем как начать писать, надо подготовить руку, пальчики.

Развитие мелкой моторики для обучения письма.

Развитие тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом. Тренировка пальцев руки ребёнка способствует развитию его речи, повышению уровня его интеллекта.

Опыт графических движений ребёнок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям.

             Особое внимание следует обратить на правильность посадки за столом, правильность удержания пишущего предмета, расположение листа бумаги на столе, формирование умений выполнять линии различной толщины и формы, ориентацию на листе бумаги.

Основные направления работы, направленные на подготовку руки к письму:

1.Массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры.

Выполнение фигурок из пальцев.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает  благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

-Прописывание фигур в воздухе (локоть ставится на стол и работает только кисть или указательный палец ,можно ручка) +проговариваем, как писать.

-Усвоение различных способов работы рукой –от крупных движений всей руки, до мелких движений пальцами (пальчиковая гимнастика) Например: покажем, как ветер качает ветки деревьев (руками). Листика шелестят на ветках (пальчиками).

-Определение буквы, написанной на спине, ладони: «Какую букву я написала? »;

2. Штриховка в разных направлениях по образцу. Соблюдение правил штриховки: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур. Штриховка.             

Понятие о штрихе  и   штриховке, наклонной  и  прямой линиях. Обводка геометрических фигур, кривых линий по лекалу, фигур животных. Письмо отрезков сверху вниз, снизу вверх, слева направо (но не наоборот). Письмо наклонных штрихов сверху вниз  и  снизу вверх. Письмо круговыми движениями, овалами, полуовалами, петлями, волнистыми  и  зигзагообразными линиями. Правила выполнения  штриховки: не сближать штрихи, между ними должно быть 0,5 см, не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий, их направление.

-рисование по клеточкам геометрические фигуры, бордюры .

— -конструирование, восстановление букв:

-Обведение контура, изображенного точками и пунктирными линиями.

Сделаем вывод: Раздел «Чтение и письмо» включает

  • глобальное чтение;

  • предпосылки к осмысленному чтению и письму;

  • начальные навыки чтения и письма.

Мы разобрали более подробно « Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.»

  • 1.Узнавание (различение) образов графем (букв).

  • 2.Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

  • 3.Начальные навыки чтения и письма.

Узнавание звука в слоге (слове).

Соотнесение звука с буквой.

Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове).

Называние буквы.

Чтение слога (слова).

Написание буквы (слога, слова, предложения).

Для обучения чтению можно воспользоваться и компьютерными играми. Главное — правильно выбрать.

И напоследок…

Поддерживайте интерес ребенка к занятиям, используя доброжелательную обстановку, разнообразные игры и пособия.

Литература:

1. Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин AM., Комарова С.В. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. —М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика).

2. Вакуленко Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей: справочник начинающего логопеда: [Текст] Учебно-методическое пособие. / Л. С. Вакуленко — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012

3. Рудакова Е.А., О.Ю. Сухарева ,А.М. Царёв. Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Источник