Логические упражнения для развития речи у ребенка

Наталия Заикина
Логические игры и упражнения для развития речи дошкольников (практический материал)

РАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

1. Может ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Почему?

2. Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на рельсах?

3. Удержатся ли 2 шарика, если их поставить друг на друга?

4. Будет кубик катиться? Почему?

5. Может велосипед обогнать автомобиль? Почему?

6. Если по телевизору показывают футбол — может мяч вылететь и ударить мальчика?

7. У тебя маленькая сумка и большой мешок, и то и другое с картошкой. Что легче нести?

8. Кого в лесу трудно увидеть? А кого легко?

9. Кого легко заметить на снегу, а кого трудно?

10. По комнате бегал черный котёнок и попал в банку с мукой. Вдруг в комнате появился белый котёнок. Откуда он взялся?

11. Мама выглянула в окно и говорит: «На улице сильный ветер!» («Ночью был дождь».) Как она догадалась?

12. Может поезд метро столкнуться с автобусом?

13. По глубокому снегу проще идти пешком или на лыжах?

14. Что случится, если мальчик залезет в ванну, полную воды?

15. Летом можно кататься на лыжах? Почему?

16. На зиму заяц меняет свою шубку с серой на белую. Почему?

17. Чем столб отличается от дерева?

18. Почему льдины в реке не стоят на месте весной?

19. Папа купил сыну мороженое, положил его в карман курточки и забыл. Когда через час папа вспомнил о мороженом, его в кармане не оказалось. Куда оно делось?

20. Папа поднимает тяжёлую гирю, а мальчик не может. Почему?

21. Если человек прыгнет с самолёта, он разобьется. А как же парашютисты?

22. Если с высоты бросить платок и камень, что быстрее упадёт на землю?

23. Для чего зимой надевают шубы?

24. Если шубу положить на снег, снег под ней растает?

Игра «Что на что похоже и почему?»

Задавайте вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похож пень, цветок, коряга, ветка?» Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное творческое восприятие!

Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов: «Чем лист похож на бумагу?» (Толщиной, легкостью.); «А на траву?» (Цветом.); «А на каплю?» (Формой.)

Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Например, если малыш сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, помогите ему составить загадку: «Висит капля зеленая, как трава».

Вид упражнений — скороговорки.

Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих.

Ткач ткет ткани на платок Тане.

Около кола — колокола.

Как у горки, на пригорке жили тридцать три Егорки.

Орел на горе, перо на орле.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

А что, если предложить ребенку произносить одну и ту же фразу с разными интонациями: (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо?

Милая моя, ты не спишь!

Вы ели на завтрак мороженое?

Мама купила (купи) виноград.

Скорее домой!

У нас кончился хлеб.

Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.

Многие игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики).

Узнавание предметов по заданным признакам.

Назови предмет, про который можно сказать:

желтый, продолговатый, кислый;

продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.

Какой предмет обладает следующими признаками:

пушистый, ходит, мяукает;

гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.

Кто или что может быть:

высоким или низким;

холодным или горячим;

твердым или жидким;

узким или широким.

Какому времени года соответствует следующее описание:

«День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда. «

Сравнение двух или более предметов.

• Чем похожи эти слова:

o кошка, книга, крыша;

o число, весло, кресло;

• Назовите общие признаки:

o яблока и арбуза;

o кошки и собаки;

o стола и стула;

o ели и сосны;

o голубя и дятла;

o ромашки и гвоздики.

• Чем отличается:

o ручка от карандаша;

o рассказ от стихотворения;

o сани от телеги;

o осень от весны;

o дерево от кустарника;

o лиственное дерево от хвойного дерева.

Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. (Объяснить ход рассуждений.)

Читайте также:  Основные факторы способствующие развитию личности ребенка

ночник, торшер, свеча;

слива, яблоко, персик;

брюки, шорты, юбка;

корова, лошадь. Лев;

елка, береза, сосна;

картофель, морковь, огурец;

петух, гусь, воробей;

коза, свинья, корова.

Подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом “а”, в котором будут объединены оба антонима.

o покупать –

o открывать –

o помнить –

o встречать –

o толстый –

o мелкий –

o полный –

o знаменитый –

o голодный –

o брать —

К каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним.

С каждой парой слов составить предложение.

Пример: умный друг – глупый враг.

тихий плач –

радостная встреча –

вспомнить радость –

светлый верх –

темное прошлое –

слабый мороз —

сахар сладкий, а перец. ,

дорога широкая, а тропинка. ,

пластилин мягкий, а камень. ,

чай горячий, а мороженое. ,

кисель густой, а морс. ,

лист наждака шершавый, а лист бумаги.

Заяц бежит быстро, а черепаха ползет.

Днем светло, а ночью.

Другой вариант:

Кашу варят густую и. (жидкую). Звери бывают смелые и. (трусливые). Морковь можно есть сырой и. (вареной). Яблоки могут быть мелкими и. (крупными).

Логические задачи:

• Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?

• На веревке завязали три узелка. На сколько частей эти узлы разделили веревку?

• Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто вше Егор или Сережа?

• Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила Маша?

• На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось?

• Когда гусь стоит на одной лапе, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на обе лапы?

• Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа?

Подробно объяснить, в чем ошибка предложенных суждений.

• ваза хрустальная, а стакан легкий;

• зебра полосатая, а леопард злой;

• холодильник белый, а ковер мягкий;

• огурец зеленый, а яблоко растет на дереве.

“Отвечай быстро”

Цель — упражнять в классификации, сравнении, обобщении; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.

Таблица, разделенная на 9 клеток.

В каждой клетке изображены птицы или животные: в первом ряду – воробей, голубь, дятел; во втором – оса, лиса, стрекоза; в третьем – волк, бабочка, снегирь.

Вопросы по таблице:

• Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?

• Сколько всего птиц в таблице? Назови их.

• Кого больше зверей или насекомых?

• На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице?

• Посмотрите на рисунки в третьем столбике. Что общего у всех, кто там нарисован?

• Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего?

Внимание! Розыск! (Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность)

В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.

Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим. В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

Игра «Шаги. (Кто быстрее доберется до.)»

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.

Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и «Старт!»

Другие темы: «Все круглое», «все горячее», «все мокрое». «Ласковые слова для мамы». «Слова утешения» и т. д.

Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

Придумываем рассказ.

Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки.

Например:

«На пороге сидела и жалобно мяукала. (кто). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно. (что делала). Кошка поймала в саду. (кого). Шерсть у кошки. (какая, когти (какие). Кошка лежала с котятами. (где). Котята играли мячиком. (как).

Продолжи ряд.

Данное упражнение направлено на развитие способности изменять слова по аналогии, то есть обнаруживать определенные грамматические закономерности. Изменяя слова по образцу, по аналогии, ребенок открывает как языковые правила, так и исключения из них.

Например: лисица, медведица, но ежиха; сахарница, хлебница, но солонка, масленка.

Читайте также:  Роль игры в развитии ребенка средняя группа

Какие бывают слова.

Прочитайте ребенку стихотворение М. Пляцковского «Какие бывают слова».

Есть сладкое слово — конфета.

Есть быстрое слово — ракета.

Есть кислое слово — лимон.

Есть слово с окошком — вагон.

Есть слово колючее — ежик.

Есть слово промокшее — дождик.

Есть слово упрямое — цель.

Есть слово зеленое — ель.

Есть книжное слово — страница.

Есть слово лесное — синица.

Есть слово пушистое — снег.

Есть слово веселое — смех.

Затем называете слово (например, дом, гроза, радость) и спрашиваете, каким оно может быть. Каждый игрок придумывает свое определение.

Многозначные слова.

Взрослый: «Иногда мы одним и тем же словом называем разные предметы. Например, лук — овощное растение, лук — оружие.

Какие значения есть у слова игла? (Швейная иглы, иглы у хвойных деревьев, иглы у ежа).

Обсудите, какие значения могут быть у слов: ручка, носик, язычок; гладит, бежит, летит, несется; румяный, дорогой, крепкий, свежий.

Прочитайте и обсудите с ребенком стихотворения.

Носы. (А. Усачев)

Есть носы у журавлей,

Есть носы у кораблей,

Носик есть у чайника,

Только очень маленький.

Необычный зверь — Носуха,

У Носухи нос до уха.

А огромный Носорог

Вместо носа носит рог.

Нос у лешего сучком,

А у свинки — пятачком.

Но и свинка и матрос

Вытирать должны свой нос!

Часы. (В. Орлов)

Говорят: часы стоят,

Говорят: часы спешат,

Говорят: часы идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

А часы стоят на месте.

Развитие словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Вам очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти, так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Этому помогут предлагаемые здесь упражнения.

«Слова-приятели» (упражнение на синонимы).

Задание №1.

«Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?» (Грустный)

«Ценный — это какой? Жесткий — это какой?»

Задание №2.

«Каким словом можно заменить слово «конь»? Слово «врач», «чашка», «пища»?»

Задание №3.

«Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?»

Грустный, печальный, унылый, глубокий

Храбрый, звонкий, смелый, отважный

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий

Крепкий, далекий, прочный, надежный

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.

Задание №4. «Уменьшение».

Задание: «Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч — это мячик, а маленький стол -. «.

трава, рука, плечо, солнце, банка; стул, книга, флаг, чашка, шапка.

Задание №5. «Закончи слово».

Задание: «Отгадай, какое слово я хочу сказать? По. » (Подушка)

Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т. п.

Задание № 6. «Объясни слово».

Задание: «Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?»

нож, шляпа, мяч, письмо;

зонтик, подушка, гвоздь, осел;

мех, алмаз, соединить, лопата;

меч, неприятность, храбрый, герой;

Развитие грамматических навыков

Следующий блок упражнений направлен на работу по развитию грамматического строя речи. Тренировочные задания помогут ребенку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте.

Задание № 7. «Кто? Что?»

(составление предложений по разным моделям).

Задание: «Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том,

Кто? Что делает? Что?

Например: Кошка лакает молоко»‘.

Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)

Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)

Задание №8. «Составь фразу» (образование предложений из слов).

«Придумай предложения, используя следующие слова:

забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня, колючий куст, лесное озеро».

«Рассказ по картинке».

Дайте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинку и попросите рассказать изображенную на ней историю. Это упражнение следует повторять как можно чаще, используя любые рисунки, которые интересны ребенку.

Вот некоторые правила, которые важно соблюдать, составляя рассказ.

Важно научить ребенка видеть и выделять главное в содержании, особенности истории. Помогайте ребенку, задавая вопросы.

— О чем эта картинка?

— Кто главный герой?

— Что происходит?

— Какие герои нарисованы на картинке?

— Какой у них характер?

— Как можно назвать этот рассказ?

С тем же успехом к этому упражнению можно добавить тренировку на пересказывание текста. Вы читаете ребенку маленький (до 20 предложений) рассказик, затем просите его пересказать услышанное.

Читайте также:  Формирование и развитие памяти в онтогенезе ребенка

Источник

Надия Ахмедьянова
Консультация для педагогов «Логические упражнения для развития речи»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕ

ЧИ»[/b]

Выполнила:

учитель — логопед

Ахмедьянова Н. М.

Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать, и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения — недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления.

Большая часть будущих школьников владеет развернутой фразовой речью, знаниями и навыками в объеме программы массового детского сада. В то же время пристальное изучение мыслительной деятельности и речи выпускников показало, что у многих она имеет следующие особенности:

— поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неуме-ние выделить в них главное;

— неспособность синтезировать информацию;

— неумение планировать;

— неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы или явления;

— трудности в формулировании плана логической операции, ее хода и результата.

Выявленные характерные признаки речевой и интеллектуальной деятельности зачастую являются у 6-7-летних детей возрастными, физиологически обусловленными. Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятии и представлениях. Абстрагироваться же от чувственного опыта с помощью понятий и рассуждений в полной мере доступно лишь детям школьного возраста. На это указывается в трудах известных психологов Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина,

В. В. Давыдова, В. Гитерна, А. Валлона, Ж. Пиаже. Причем двое последних считают, что мышление дошкольника по природе алогично, так как «не обременено знаниями».

Не ставя под сомнение данное утверждение, мы позволим предположить, что чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии малыша, тем быстрее осуществится плавный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе — абстрактному. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников, так и в условиях патологии.

Для детей, овладевших основными речевыми навыка

ми. [/b]

Взрослый выбирает игру, сложность которой вполне соответствует возможностям ребенка. Доступность задания и успешное его выполнение придадут малышу уверенность в себе, и у него появится желание продолжить занятие. Постепенно следует переходить к упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий.

В процессе выполнения этих упражнений у дошкольника активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению. Регулярная и планомерная работа по развитию мышления не только существенно повысит готовность ребенка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, но и подготовит к обучению в школе.

Каждый раз ход игры потребует от дошкольника развернутых речевых высказываний, подбора точных лексических и грамматических средств. При выполнении некоторых заданий особенно активно будет задействовано внимание, при проведении других потребуется серьезная работа памяти. Часть упражнений, помимо мышления, стимулирует воображение дошкольника.

Для детей с проблемами в речевом развит

ии. [/b]

Дошкольникам, чей лексический запас и грамматическое оформление речи нуждаются в совершенствовании, занятия помогут существенно пополнить активный словарь и повысить содержательность, логичность и точность высказываний.

Дети с нарушением произношения нередко говорят фонетически чисто только под чьим-либо наблюдением, а без такового возвращаются к дефектной речи, поэтому для них рекомендуем использовать данные игры на заключительном этапе автоматизации правильного произношения.

Самоконтроль за произношением при сосредоточении внимания детей на смысловой стороне высказывания в ходе интеллектуальных игр способствует более быстрому переходу от скорректированной логопедом отраженной речи к самостоятельным ее сторонам.

Таким образом, взрослые, играя с дошкольником, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.

Характерно, что проведение предлагаемых нами игр не требует никаких специальных условий. Играть с дошкольником взрослый может, гуляя на улице, в автобусе, по дороге в детский сад и даже в ванной комнате.

Абстрагирование и обобщение наиболее существенных признаков полноценнее протекает в ситуации, когда ребенок «не привязан» к конкретному объекту.

При решении указанных задач малышу потребуется подсказка, совет взросло-го. Такая помощь взрослого, а также его заинтересованное общение помогают ребенку не только справиться с поставленной целью, но и сделает совместную деятельность увлекательной, творческой, развивающей.

Мышление — исключительно сложный психический процесс, до конца еще не разгаданный учеными. Однако «большое» мышление начинается с малого, с относительно простых его свойств и операций, которые необходимо совершенствовать с раннего детского возраста.

Источник