Индивидуальный план работы с ребенком с отклонениями в развитии

Галина Соловьева
Индивидуальный план коррекционной работы

Индивидуальный план

коррекционной работы с ребенком на учебный год.

Общие сведения о ребенке.

Миша К родился 21 июня 2010 года в п. Коноша.

Мать воспитывает ребенка одна. Отец живет отдельно и не воспитывает мальчика, хотя изредка видится с ним. У Миши есть старший брат, который учится в техникуме. Мальчик часто предоставлен сам себе. Не интересуется книгами. Мама читает редко. Любит новые игрушки, играет в конструктор. Не аккуратен, не бережет свою одежду. У мальчика бедный кругозор, низкий уровень познавательной активности. На занятиях невнимателен, часто мешает детям. Не любит игры с правилами, не доводит до конца начатое дело. Делает только то, что ему нравится. Задания на занятиях воспринимает не сразу. Требуется повторения. Охотно поливает цветы, хотя не желает трудиться в коллективе. Не со всеми детьми налажен контакт. Часто ссорится, бывает агрессивным.

Пояснительная записка

План коррекционной работы направлен на разрешение ряда проблем обучения.

В числе этих проблем:

• низкая познавательная и учебная мотивации;

• негативные тенденции личностного развития;

• коммуникативные проблемы;

• эмоциональные нарушения поведения;

Цель : создание благоприятных условий для развития ребенка и достижения планируемых результатов.

Задачи:

Формировать интерес к занятиям.

Развивать слуховое внимание, память, зрительное восприятие,логическое мышление с помощью игр и специальных упражнений.

Совершенствовать развитие мелкой моторики

Развивать усидчивость,навыки самоконтроля.

Развивать коммуникативные навыки

Тема:Развитие словесно-логического мышления –

Задачи:

Формирование умений понимать и задавать вопрос

— Развитие способности обобщать

— Развитие способности группировать предметы по определенным признакам

— Умение устанавливать закономерности и логические связи

— Развитие логических операций: анализ, синтез, обобщение

— Умение логически выстраивать высказывания

— Уметь понимать причинно-следственные связи

— Развитие логического запоминания

1. Дидактические

игры:

«Назови одним ловом»,

«Чего не хватает?»,

«4й лишний»,

«Что сначала, что потом?»,

«Назови части?»,

«Что это?»

2. Использование загадок, логических задач

3. Чтение произведений

4. Работа в логических тетрадях

5. Экспериментальная деятельность

Тема:Совершенствование моторного развития и графических навыков руки.

Задачи:

1. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки:

2. Развитие зрительно-моторных координаций:

1. Упражнения для свободных движений руки

2. Работа с карандашом, кисточкой, с ножницами, пластилином

3. Работа с конструктором

-шнуровки, мозаики, обведение по контуру

4. Работа по зрительно-двигательным траекториям

5. Игры с малым мячом

Тема:Развитие слухового внимания и памяти

Задачи:

1. Развитие умения слушать,запоминать, высказываться делать выводы

1.Игры:

«Что звучит?»

«Угадай кто ушел?»,

«Что ты слышишь?»,

«Что изменилось?»,

«Телефон»

2. Слушание аудиокассет

3. Заучивание стихов,песен.

Тема:. Развитие зрительного восприятия и узнавания

Задачи:

1. Формирование целостности зрительного восприятия: узнавание хорошо знакомых предметов, изображений в непривычном ракурсе.

Нахождение сходства и различия в предметах, изображениях. 2. Развитие способности концентрировать и распределять внимание:

1. Дидактические игры

«Подбери предмет по цвету»,

«Подбери предмет по форме»,

«Разложи,как я скажу»,

«Что пропало?»

2. Аппликация,рисование,конструирование

3. Развитие речи, ознакомление с окружающим

4. Лабиринты, зрительные диктанты, воспроизведение элементов по образцу.

Тема:Развитие навыков самоконтроля и самооценки

Задачи:

1. Развитие доверительных отношений с ребёнком, преодоление речевого негативизма.

2. Развитие умения работать по словесной инструкции

3. Развитие умений действовать по правилам, работать по инструкции

4. Развивать умения контролировать себя

1. Тест «Лесенка»

2. Беседы с ребенком

3. Чтение произведений Н. Носова, В Осеевой,Е. ПермякаЛ. Пантелеева. Л. Толстого

4. Графические диктанты.

5. дидактические игры «Сделай так»,

«Запомни и исполни»,

»Запрещенное Движение»,

«Запрещенное слово»,

6. Подвижные игры с правилами.

Тема:Развитие усидчивости

Задачи:

Развивать усидчивость,умение сосредотачиваться,доводить начатое дело до конца 1. Лепка из пластилина и глины, составление аппликаций, навыки вырезания фигурок из бумаги, искусство оригами.

2. Развивающие игрушки: мозаики, конструкторы, пазлы.

Тема:Развитие коммуникативности

1. Умение строить межличностные отношения с окружающими

Коммуникативные игры:

1. «Сиамские близнецы»

2.» Комплименты»

3. «Менялки»

Приложение

Дидактические игры:

Игры на развитие внимания и мышления

1. «Чего не хватает?»

Цель: Развитие внимания, мышления, учит делать умозаключения.

Материал: Карточки 4х3 с изображением разных предметов в определенном порядке.

Ход игры:Взрослый по очереди показывает карточки, а ребенок должен догадаться и сказать какого предмета не хватает.

2.«4й лишний»

Цель: Развитие внимания, мышления.

Материал: Карточки на которых изображены 3 предмета одного класса,а четвертый другого.

Взрослый показывает картинку, а ребенок находит неподходящий предмет и говорит почему он не подходит.

3.«Что сначала, что потом?»

Цель. Развивать понимание простых причинно-следственных отношений. Учить строить предложения при помощи слов потому что, из-за того что, поэтому

Материал: Набор включает серию парных картинок с изображением простых бытовых сюжетов. Ребёнок должен понять, что является причиной, а что – следствием изображенного на картинках.

4. «Назови части»

Цель: обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части. Материал: Картинки с изображением предметов.

Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т. д.

I вариант: ребенок называет части предметов.

II вариант: ребёнок получает рисунок и сам называет все части. ,

5.«Что это?»

Цель: Развивать внимание, умение делать умозаключения.

Материал: Картинки с изображением предметов и лист бумаги с круглым отверстием в середине.

Воспитатель накрывает картинку листом бумаги и перемещает его в разные стороны. Ребенок должен угадать что нарисовано на картинке.

Читайте также:  Развитие ребенка как целостную личность возможно через организацию взрослым

6. «Что изменилось?»

Цель игры: Развивать память,внимание

Материал: Разные картинки по темам.

Ход игры: Воспитатель раскладывает перед ребенком 5 картинок. Ребенок закрывает глаза, а воспитатель убирает одну из них. Ребенок должен угадать какая картинка пропала.

Игры на развитие слухового внимания:

1. «Игра «Скажи, что ты слышишь?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.

Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Логопед за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу.) . Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)

2.«Узнай по звуку».

Ребенок становится спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Нужно на слух определить природу звука.

3 «Кто ушел?» Ход игры: Дети стоят по кругу или полукругом. Воспитатель предлагает одному из играющих запомнить стоящих с ним рядом детей (5-6, а затем выйти из комнаты или отвернуться и закрыть глаза. Один из детей прячется. Потом воспитатель говорит: «Отгадай, кто ушел?». Если ребенок угадает, то выбирает кого-нибудь вместо себя. Если не отгадает, то снова отворачивается и закрывает глаза, а тот, кто прятался, становится на свое место. Отгадывающий должен его назвать.

4., «Что изменилось?»

Цель игры: Развивать память,внимание

Материал: Разные картинки по темам.

Ход игры: Воспитатель раскладывает перед ребенком 5 картинок. Ребенок закрывает глаза, а воспитатель убирает одну из них. Ребенок должен угадать какая картинка пропала.

5.»Японская печатная машинка»,

Игра направлена на воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, ксилофон)

6.»Испорченый телефон»

Цель: развивать у детей слуховое внимание.

Ход игры. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.

Игры на развитие самоконтроляя:

1.«Запрещенное движение»

Описание игры

Дети, идя по кругу, повторяют все движения за воспитателем, кроме одного, например: «Руки вверх!». Тот, кто выполняет «запрещенное» движение, становится в конец колонны.

2., «Запомни и исполни».

Цель: Учить контролировать себя.

Ход игры: Воспитатель дает инструкцию, а ребенок выполняет.

3.«Запрещенное слово»

Цель: развитие внимания.

Выбираем запрещенное слово, это может быть какой-либо цвет (желтый) или качество (маленький). Бросаем ребенку мяч, одновременно задавая вопросы. (Море синее, а солнце? Какого цвета роза? А ромашка? Слон большой, а мышка) Ребенок должен давать точный ответ, не забывая вместо запрещенных слов говорить «нет».

Коммуникативные игры:

1.Сиамские близнецы

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: кратное двум.

Необходимые приспособления: перевязочный бинт (платок, большой лист бумаги, восковые мелки.

Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать.

2. «КОМПЛИМЕНТ»

Дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми

3. «МЕНЯЛКИ»

Цель. Развивать коммуникативные навыки, активизировать детей.

Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего – тот выносит свой стул за круг. Получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, часы и т. п.)». После этого имеющие названный признак быстро встают и меняются местами, а водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

.

Источник

План индивидуальной  работы

учителя-дефектолога с ребенком-инвалидом.

2015 – 2016г.

 Пояснительная записка:

    Рабочая программа индивидуальной работы учитывает особенности психического развития детей в возрасте от 4 до 5 лет, а так же современные научные исследования проблем в развитии данной группы детей (Громова О.Е., Ю.Ф. Гаркуша, И.С. Кривовяз, Л.С. Цветкова). Известно, что основой развития речи и познавательной активности ребёнка  раннего  возраста  являются  его  общение  со  взрослым  и развитие восприятия в предметной  деятельности. Результаты обследования детей по направлениям «Сенсорное воспитание» и «Ребенок и окружающий мир» показали, что дети нуждаются в проведении коррекционно-развивающих занятий, задачами которых является:

  • обучение детей сличению и группировке   предметов с заданным признаком;
  • формирование умения  различать и называть цвет, форму и величину предмета;
  • дальнейшее расширение практического опыта детей с установкой на интеграцию их знаний и умений действовать с учетом требований окружающей действительности;
  • обогащение пассивного и активного словаря;
  • в процессе совместной  деятельности  формирование у детей мотивации к общению;
  • формирование инициативности и активности детей с использованием вербальных средств речи в процессе общения;
  • развитие психических процессов.
Читайте также:  Нервно психическое развитие ребенка таблица

        Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности. Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов. Учитывая, что формирование представлений о цвете предметов требует от детей особого внимания (поскольку цвет является тем свойством предмета, которое нельзя обследовать во внешнем плане рукой, жестом) мы активно используем продуктивную деятельность детей (лепку, рисование, аппликацию, конструирование), работу с природным материалом, игры с водой и крупами.

     При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов учителем-дефектологом. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению, что позволяет детям воспринимать образцы речевых инструкций. Для повышения  речевой активности на занятиях возможно использование различные проблемных ситуаций, которые формируют коммуникативную направленность речи.

    Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим. Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги), приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения.

    Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. Занятия проводятся в течение года (с октября по июнь), два раза в неделю в течение 15 минут.

ОКТЯБРЬ

                   Программное содержание

Используемые методические приемы

Сенсорное воспитание

-развитие слухового внимания и восприятия к неречевым звукам

-формирование умения раскладывать резко различающиеся предметы на две группы

-формирование умения надевать кольца на стержень

-развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и внимания.

Д/и«Что гудит /звонит?»

Д/и «Колокольчик-барабан-дудочка»

Д/и «Пирамидка»

Д/и «Солнце-дождик»

Д/и «Подарки для кукол»

Рассматривание иллюстраций тактильного альбома.  

Ознакомление с окружающим миром

расширение пассивного и активного словаря по теме «Игрушки» (машинка, лошадка, кукла, мишка)

Д/и «Игрушки для Тани и Вани»

Д/и «Найди подходящую картинку»

Д/и «Покажи»

Д/и «Чья игрушка»

Д/и «Что без чего?»

НОЯБРЬ

                         Программное содержание

Используемые методические приемы

Сенсорное воспитание 

-знакомство с желтым цветом.

-учить проталкивать объемные геометрические формы в соответствующие прорези коробки, используя метод проб и ошибок

-учить различать величину (большой — маленький) предметов, проводя  выбор из двух предметов с предъявлением образца.

-развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и внимания

Рассматривание желтого коллажа. Нахождение предметов желтого цвета в классе.

Д/и «Почтовый ящик»

Д/и «Веселый дом»

Д/и «Найди похожий предмет по величине»

Д/и «Грибочки»

Д/и «Какой мяч больше?»

Ознакомление с окружающим миром

-расширение пассивного и активного словаря по теме  «Овощи» (огурец, помидор, морковь)

-обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус.

—  рассказать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат)

Д/и «Что купила белочка в магазине?»

Д/и «Покорми куклу»

Д/и «Овощная грядка»

Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»

НОЯБРЬ

Программное содержание

Используемые методические приемы

Сенсорное воспитание 

-знакомство с красным цветом.

-учить соотносить предметы-вкладыши с образцом по форме

-учить раскладывать предметы по величине на две группы.

-закреплять умение детей проталкивать объемные геометрические формы в соответствующие прорези коробки

-развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и внимания.

Рассматривание красного коллажа. Нахождение предметов красного цвета в классе.

Д/и «Яблочки (вкладыши)»

Д/и «Большой маленький»

Д/и «Волшебный мешочек»

Д/и «Чего не стало?»

    Ознакомление с окружающим миром

-расширение пассивного и активного словаря по теме  «Фрукты» (яблоко, банан, груша)

-обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус.

—  рассказать ребенку, где и как растут фрукты, что из них готовят (сок, компот)

Пальчиковая гимнастика«Апельсин»

Д/и «Фрукты на деревьях»

Д/и «Варим компот»

ДЕКАБРЬ

Программное содержание

Используемые методические приемы

Сенсорное воспитание 

-учить группировать предметы по цвету красный — желтый на две группы.

-учить различать величину (большой — маленький) предметов по словесной инструкции.

-учить сличать геометрические фигуры.

-знакомить детей с игрой на музыкальных инструментах

 -развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и внимания.

Д/и «Зайка, мишка и лиса — вот такие чудеса!»

Д/и «Угадай, на чем играю?»

Д/и «Спрячь зайку»

Д/и «Расставь машины в гараж»

Д/и «Цветная карусель»

Ознакомление с окружающим миром

расширение пассивного и активного словаря по теме  «Дикие животные» (заяц, волк, медведь, лиса, )

обратить внимание на части тела животных (лапы, уши, хвост)

Д/и «Кто в лесу живет?»

Д/и «Угостим зверей»

Д/и «Артисты» ( имитация движений животных)

Пальчиковая гимнастика «Зайка»

ЯНВАРЬ

                          Программное содержание

Используемые методические приемы

Сенсорное воспитание 

-знакомство с зеленым цветом, учить находить предметов данного цвета в классе.

— продолжать учить различать величину (большой — маленький) предметов по словесной инструкции, складывать пирамиду, матрешку с учетом величины

-учить выполнять группировку геометрических фигур на две группы

-развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и внимания.

Д/и «Расставь по порядку»

Д/и «Разноцветные ленточки»

Д/и «Приходите на лужок»

Д/и «Обведи пальчиком»

Ознакомление с окружающим миром

-расширение пассивного и активного словаря по теме домашние птицы (курица, петух, цыпленок)

-упражнять детей в звукоподражании голосам птиц

-рассмотреть внешний вид птиц, где живут и чем питаются.

Д/ и «Кто как кричит?»

Д/и « птичий двор»

Д/и «Внимательные ушки»

Подвижная игра  «Вышла курочка гулять»

Читайте также:  Примерный план развития ребенка 3 лет

ФЕВРАЛЬ

Программное содержание

Используемые методические приемы

Сенсорное воспитание 

-знакомство с геометрической фигурой квадрат

-учить группировать предметы по цвету «желтый-зеленый», «красный-зеленый», «желтый — красный»

-закреплять умение складывать пирамиду, матрешку с учетом величины

-учить называть величину предметов на картинках

— развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и внимания.

— Д/и «Матрешка»

Д/и «Большой маленький»

Д/и «Какой это формы?»

Д/и «Закрой окошко»

Д/и «Подбери лепесток к цветку»

 Ознакомление с окружающим миром

расширение пассивного и активного словаря по теме домашние животные (корова, лошадь, собака, кот)

-обратить внимание на части тела животных (рога, хвост,усы, лапы, копыта), как говорят и какую приносят пользу

Д/и «Прятки»

Д/и «Молока кому?»

Д/и «Лошадка»

Д/и «Кто спрятался в сарае?»

Подвижная игра «Бобик»

МАРТ

Программное содержание

Используемые методические приемы

Сенсорное воспитание 

-учить выполнять группировку геометрических фигур «круг-треугольник», «круг-квадрат», «квадрат-треугольник»

-знакомство с синим цветом

-учить находить предметы данного цвета в окружающей обстановке.

-учить располагать предметы по величине в ряд от самого большого к маленькому

-развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и внимания.

— Д/и «Укрась мамин сарафан»

Д/и «Блоки Дьенеша»

Д/и «Выбери пуговки»

Д/и «Расставь игрушки по величине»

Ознакомление с окружающим миром

расширение пассивного и активного словаря по теме одежда (платье, юбка, куртка, кофта)

-познакомить с назначением предметов одежды и ее значением для человека

-рассмотреть части одежды (рукав, пуговицы)

Д/и «Собери малыша на прогулку»

Д/и «Какая одежда у тебя»

Д/и «Подбери для куклы одежду»

Подвижная игра «Одежда»

АПРЕЛЬ

                          Программное содержание

Используемые методические приемы

Сенсорное воспитание 

-продолжать учить выполнять группировку предметов по цвету

-закреплять умение располагать предметы в ряд от самого большого к маленькому

— учить находить предметы круглой и треугольной формы, называть форму

-развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и внимания.

Д/и «Обведи пальчиком»

Д/и «Цветная мозаика»

Д/и «Блоки Дьенеша»

Д/и «Спрячь от дождика»

Ознакомление с окружающим миром

расширение пассивного и активного словаря по теме мебель (стул, стол, шкаф, кровать)

-познакомить с назначением предметов мебели и ее частями (спинка, сиденье, ножки)

Конструирование предметов мебели

Д/и «Что появилось?»

Д/и «Угадай мебель по контуру»

Подвижная игра «Много мебели в квартире»

МАЙ

                   Программное содержание

Используемые методические приемы

Сенсорное воспитание 

-учить находить предметы треугольной формы, называть форму

-закреплять умения детей различать и называть цвета (красный, желтый, синий, зеленый)

-закреплять умение раскладывать предметы в ряд по величине, использовать в речи «большой-маленький»

— развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и внимания.

Д/и «Собери капельки в стакан»

Д/и «Геометрическое лото»

Д/и «Коробочки»

Д/и «Волшебный мешочек»

Ознакомление с окружающим миром

расширение пассивного и активного словаря по теме посуда

(чайник, ложка, чашка, кастрюля, тарелка)

-познакомить с назначением предметов посуды

Д/и «Помощница»

Д/и «Поваренок»

Д/и «В гостях у бабушки Федоры»

Подвижная игра «Посуда»

ИЮНЬ

                   Программное содержание

Используемые методические приемы

Сенсорное воспитание 

-закреплять знания и навыки детей по различению и называнию геометрических фигур, цвета, величины предмета.

-выполнять группировку предметов по заданному свойству.

-определять звучание музыкальных инструментов.

-находить одинаковые предметы, парные картинки, исчезнувший предмет.

Д/и «Найди дверь от домика»

Д/и «Назови цвет, форму»

Д/и «Сложи пирамидку»

Д/и «Помоги козлятам спрятаться от волка»

Ознакомление с окружающим миром

Расширение пассивного и активного словаря по теме «Человек. Семья. Части тела» (нос ,рот, рука, нога, глаза, мама, папа,бабушка)

Д/и «Что для чего?»

Д/и «Помоги художнику»

Д/и «Где у куклы носик, ротик?»

Подвижная игра «Как у наших у ребят»

Используемая методическая литература:

  1. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию.- М.: Просвещение, 1983.
  2. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М., 1986.
  3. Петрова В.А. Занятия по развитию речи с детьми до 3 лет. — М., 1970.
  4. Галигузова Л.Н.,Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста. – Москва, Владос, 2007.
  5. Гришвина А.В., Пузыревская Е.М., Сочеванова Е.Н. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. М., 1988.
  6.  Закревская О.В. Развивайся малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. – Москва, 2008.
  7. Формирование восприятия цвета у дошкольников / Под ред. А.В.Запорожца, Л. А. Венгера.- М., 1969.
  8. Е.А. Янушко: Сенсорное развитие у детей раннего возраста. – М.: «Мозаика-синтез», 2011.
  9. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., Лань,1996, 32 с.

10. О.П. Рожков, И.В. Дворова Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4 года жизни. Москва-Воронеж, 2007

11.  Л.Н. Смирнова, Развитие речи у детей 2-3 лет.Москва,2007

Источник