Диагностические методики для диагностики познавательного развития ребенка

Диагностические методики для диагностики познавательного развития ребенка thumbnail

Комплекс диагностических методик для обследования познавательных процессов детей

от 3 до 7 лет

ЦЕЛЬ: выявление детей с низким уровнем развития познавательных процессов и оказания им помощи.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 3-х ЛЕТ.

Методы диагностики

• “Коврики” – восприятие цвета (см. 4г). Материал: 6 цветных карточек. Ребенку предлагают выбрать поочередно карточки – “коврики” называемых цветов. Достаточно назвать 2-3 карточки правильно.

• “Кружки” – выявление особенностей восприятия отношений предметов по величине. Ребенку предлагают 3 кружка одного цвета, но разные, просят выбрать “самый маленький” кружок и назвать его (“большой”, “маленький”).

• “Фигуры” – выявление особенностей восприятия формы предмета. Материал: 2 набора картонных геометрических фигур одинакового цвета — круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.

Перед ребенком выкладывают две любые из пяти фигур. Затем предлагают еще одну из своей пары ту, которая такая же, выкладывают круг и квадрат из первого набора, а затем – квадрат из второго набора и т.д.

• “Конструирование по образцу” – определение особенностей развития пространственного восприятия и наглядно действенного мышления.

Материал: три детали разной формы из строительного набора в двух экземплярах.

Взрослый перед ребенком создает конструкцию из строительных деталей, затем просит его построить точно такую.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 4-х ЛЕТ.

Методы диагностики.

• Цветные коврики (цвет) – зрительное восприятие;

Материал: 6 цветных карточек. Ребенку предлагается выбрать поочередно карточки называемых цветов. Затем ребенок должен сам назвать цвет.

• Пирамида – выявление уровня восприятия отношений предметов по величине и овладение предметными действиями (величина, наглядно-действенное мышление).

Материал: детская пирамидка 5-7 элементов. Ребенку предъявляется разобранная пирамидка в случайном порядке, и просят собрать пирамидку.

• Коробка форм (форма) – пространственные отношения.

Материал: магический кубик с прорезами и объемными вкладышами: круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, многогранник.

Ребенку предлагается поместить вкладыши в ящик.

• Тест для детей 4 лет на интеллектуальное развитие. (Шалаева Г. П.).

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 5-ти ЛЕТ.

Методы диагностики

• “Бусы” (цвет) – особенности восприятия цвета. Перед ребенком 9 кружков разного цвета. Он должен выложить их по мере названия, а потом и сам назвать цвета.

•“Назови фигуры”- исследование зрительного восприятия.

Зрительное восприятие детей определяет скорость запоминания и адекватное воспроизведение материала, считываемого с доски, а так же с учебника и других пособий. Поэтому важно определить и развивать уровень зрительного восприятия дошкольника.

Задание: Ребенку показываются таблички с изображением предметов.

Инструкция: «Скажи, из каких фигур составлены эти рисунки?»

Фигуры представлены по степени сложности.

Оценка результатов:

Задание считается выполненным, оценивается знаком «плюс» (+), если ребенок правильно нашел и назвал все фигуры (круг, треугольник, прямоугольник) или допустил 1-2 ошибки (1 уровень).

Задание считается выполненным, оценивается знаком «плюс» (+), если ребенок допустил 3-4 ошибки (2-й уровень)., оценивается знаком «плюс» (+), если ребенок допустил 3-4 ошибки (2-й уровень). Задание считается

невыполненным, оценивается знаком «минус» (-), если ребенок допустил 5 и более ошибок (3-й уровень).

Для выявления уровня избирательности внимания ребенку можно предложить найти только круг, только треугольник.

• “Включение в ряд” (величина) – умение устанавливать отношение между предметами по величине. Материал: 7-10 мисочек разных по величине. Инструкция: “Ты закроешь глаза, а я выну одну из мисочек. Когда ты откроешь глаза, найди ее место и поставь снова в ряд”.

• “Разрезные картинки” (зрительный синтез) – объединение элементов в зрительный образ. Материалы: картинки, состояние из нескольких частей. (2 до 6). Инструкция: “Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?” Картинки предъявляют до 6-ти составной.

• Дорисовывание фигур (воображение) – определение уровня развития воображения, способности создания, образы. Материалы: 10 карточек (А5), на каждой нарисована фигурка неопределенной формы, набор карандашей.

Инструкция: “Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. И должна получиться какая-нибудь картинка. Как называется картинка? Что это?“. Ответ записывается и дается следующий листок.

Оценка: КО (коэффициент оригинальности) – количество неповторяющихся изображений у ребенка и у всей группы детей.

Затем КО каждого ребенка сложить и разделить на количество детей в группе.

• Рыбка (наглядно образное мышление) – по В. В. Холмовской.

Материалы: набор строительных элементов, из которых ребенок должен построить рыбку. Инструкция: “Построй из кубиков такую же рыбку”.

ОЦЕНКА:

Низ. уровень – не выполнение задания.

Ср. уровень – допускаются ошибки со сложными фигурами и элементами схемы (рот, плавник).

Выс. уровень – самостоятельное выполнение.

•Тесты на интеллектуальное развитие детей 5-ти лет (Соколова Ю.)

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 6-ти ЛЕТ.

Методы диагностики.

• “Дорисовывание фигур” – воображение. Проводится так же, как с детьми 5 лет.

• “Эталоны” — восприятие. (по О. М. Дьяченко). Проводится одновременно с 6-ю, 10-ю детьми. Эталоны – особенности овладения действиями отношения свойств предметов к заданным эталонам.

Материалы: тетрадь из восьми листов, на каждом из них расположены восемь картинок, изображающих различные предметы (пирамидку, сапог, грушу, собачку, кружку, матрешку, лампочку, гриб, неваляшку, морковь, щётку, машинку, желудь, корзинку, коляску, гитару). Под картинками изображена фигура – эталон для анализа форм предметов, нарисованных на картинках.

Инструкция: “Рассмотрим внимательно на этой странице все картинки, строку за строкой и фигурки под ними. Выбери те картинки, которые больше всего похожи на эту фигурку, и поставь под такими картинками крестики. Когда ты отметишь все картинки, похожие на фигурку, переверни страницу и на следующей странице тоже отметь картинки, которые похожи уже на другую фигуру, ту, которая нарисована под ними. Так ты должен отметить фигурки на всех 8-ми страницах”.

“Внимательно смотри на фигурки под картинками”.

Правильное решение:

1 лист – ботинок, собака, машина, коляска;

2 лист – чашка, гриб, шапка, корзинка;

3 лист – груша, лампочка, матрешка, гитара;

4 лист – пирамидка, кукла, морковь, желудь.

Оценка результатов.

Максимальный балл по всем восьми страницам – 48 очков. За каждую правильно отмеченную картинку – 3 балла. За неверно отмеченную – 1 штрафной балл. Реальный балл будет равен: правильные баллы минус штрафные.

• “Классификация по заданному принципу” (проводится индивидуально с каждым ребенком) — логическое мышление (автор Е. Л. Агаева)

Материал: 2 комплекта предметных картинок (по 6 штук). Две карточки – с условными обозначениями множества (например, три треугольника) и единицы (один треугольник).

Инструкция: посмотри эти картинки можно разделить на 2 группы: одни картинки подходят к этой картинке (множество), а другие – к этой (показывает карточку с условными обозначениями единицы). Разложи картинки на две группы.

• “Рыбка” – проводится индивидуально с каждым ребенком (так же как с детьми 5 лет). Уровень развития наглядно образного мышления.

Читайте также:  Особенности развития речи ребенка в онтогенезе

• “10 слов” (по А. Р. Лурия) – особенности памяти, выявление органических поражений мозга, а так же других отклонений в психическом статусе (истощаемости, утомляемости, неустойчивости внимания).

Инструкция: называется 10 слов, дом, лес, игла, брат, ночь, мост, окно, конь, стол. «Слушай внимательно, а затем повтори, сколько запомнишь».

Задание дается в несколько этапов. «Сейчас я снова прочту, те же слова и ты опять должен повторить их: те, которые ты называл, и те, которые еще запомнишь». Опыт повторяют 3, 4, 5 и более раз, пока ребенок не назовет все слова. Проверка памяти должна проводиться в тишине, не должно быть никаких посторонних звуков.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 7-ми ЛЕТ.

Методы диагностики.

• “Эталоны” – восприятие (по О. М. Дьяченко). Смотреть в обследовании детей 6 лет.

• “Систематизация” – логическое мышление – проводится одновременно с 6-ю, 10-ю детьми. Автор Н. Б. Венгер. Выявляется уровень развития действий логического мышления на материале систематизации объектов по величине и форме.

Материал: тетрадь из 9-ти страниц, на каждой квадратная таблица из 36 клеток (6 рядов по 6 клеток). Верхний ряд таблицы заполнен убывающими по величине треугольниками, нижний – убывающими по величине кругами; левая колонка заполнена геометрическими фигурками: треугольник, трапеция, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, круг (все фигуры самые крупные), правая колонка заполнена теме же фигурками, но самыми мелкими. Внутренние клетки не заполнены (см. рисунок).

Оценка результатов:

За каждую правильно отмеченную клеточку начисляется одно очко. Максимальное количество очков за выполнение задания – 24.

• “Схематизация” — наглядно образное мышление. Проводится с 6-10 детьми. Автор Р. И. Бардина.

Цель: выявления уровня развития наглядно-образного мышления.

Материалы: тетрадь из 12 страниц, на которых изображены полянки с разветвлёнными дорожками и домиками на их концах. В нижней части страниц расположены «письма», в которых условно указан путь к одному из домиков. Первые две страницы содержат вводные задачи, а остальные- основные (с1 по 10).

Инструкция:

1. Для одной вводной задачи. «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики. Нужно правильно найти этот домик, надо смотреть для этого на «письмо». В «письме» нарисовано, то что надо идти от травки, мимо елок, а потом мимо грибка, тогда найдете домик».

2. Для второй вводной задачи. «Здесь тоже два домика и к ним ведут дорожки. Опять нужно найти нужный домик по «письму». Но «письмо» здесь другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, потом повернуть в сторону».

3. К задачи 1 и 2. В «письме» нарисовано, как надо идти, в какую сторону повернуть. Начинать двигаться надо от травки. Найдите нужный домик и отметьте его».

4. К задачам 3 и 4. «Посмотрите на «письмо». Надо идти от травки, сначала мимо (перечисляются ориентиры). Найдите нужный домик».

5. К задачи 5-6. «Будьте очень внимательны. Смотрите на «письмо», отметьте на полянке нужный домик.

6. К задачам 7-10. «Смотрите на «письмо», в нем нарисовано, как нужно идти, около каждого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте очень внимательны – отыщите нужный домик и отметьте его.

Инструкция: Перед вводной задачей детям говорят:

«Рассмотрите внимательно таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них нарисованы фигурки разной формы и величины. Все фигурки расположены в определенном порядке. Каждая фигурка имеет свое место свою клеточку (дети рассматривают таблицу). А теперь давайте рассмотрим середину таблицы. Здесь много пустых клеточек. А внизу под таблицей три фигурки. Для них есть свои места в таблице. Клеточки, в которых их нужно поставить, отмечены крестиками (см. рисунок).

Посмотрите внимательно, для каждой фигурки поставлен каждый крестик. Покажите, в какую клеточку нужно поставить каждую фигурку».

После выполнение вводного задания, дается инструкция к основным заданиям: «На следующих страницах нарисованы другие три фигурки.

Найдите их места в таблице и отметьте те клеточки, куда их надо поставить. На каждом листочке у вас будет отмечено по три клеточки».

Источник

На чтение 14 мин.

Активность познавательного развития ребёнка у каждого своя, кто-то яркий теоретик, а кому-то легко на практике. Это связано с индивидуальными особенностями развития познавательных процессов, полученными знаниями и умениями. При этом каждому возрасту характерна своя степень интенсивности и выраженности, цельность и направленность познавательного содержания.

Игровая диагностика детей 3-4 лет “Кто что делает”

Общие требования

Для детей 2-3 лет объектом познания выступают окружающие предметы, звуки, действия. Благодаря манипуляции с ними, зарождающейся игровой деятельностью, наблюдениям за людьми, животными, явлениями природы происходит накопление и усвоение познавательной информации.

Дошкольников 4 лет привлекают не только предметы и действия, но и их признаки и свойства (цвет, форма, размер). А это способствует их умению проводить сравнительный анализ по каким-либо категориям, объединять предметы в группы по одному признаку и т.д.

К 5 годам у дошкольников главным средством познания выступает речь. Дети этого возраста легко воспринимают информацию, неплохо запоминают и могут применять её на практике.

Качественная диагностика позволяет внести коррективы в развитие детей

У ребёнка старшего дошкольного возраста особенностями познавательного развития являются формирующиеся умения анализировать, делать умозаключения, обобщать, классифицировать.

Опираясь на эти возрастные особенности детей, проводится диагностика. Для младшего возраста обязательно подбираются игры и задания, старших дошкольников нужно настроить на рабочий лад.

Разрабатываются критерии оценки, они могут быть такими:

  1. Низкий уровень — ребенок не понимает или не выполняет задания даже при помощи взрослого.
  2. Средний уровень — ребенок хорошо понимает, что требуется, выполняет правильно задания и отвечает на вопросы с небольшой помощью взрослого. Пытается самостоятельно объяснить свой выбор.
  3. Высокий уровень — ребенок с удовольствием, правильно самостоятельно выполняет предложенные задания, грамотно отвечает на вопросы. Делает простейший анализ своих действий, поясняет свой ответ.

Задания для диагностики и результаты оценивания

Разговаривать с ребенком необходимо спокойным, доверительным тоном, хвалить за успехи, подбадривать, если что-то не получается. Итоги диагностики покажут уровень познавательного развития детей, взрослый увидит, какие вопросы вызывают затруднения и требуют дополнительного внимания.

Диагностическое обследование детей 2-3 лет

Поскольку у детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышления, все задания подкрепляются иллюстративным материалом.

Знания предметов ближайшего окружения

«Что где?».  Перед ребёнком предметы (по 4-5 шт.), объединённые одной лексической темой «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Обувь». Взрослый показывает на каждый из них и спрашивает: «Что это?», или найти из ряда предметов один, например, «Покажи чашку», можно спросить: «Из чего сделана юбка ткани или стекла?»

Читайте также:  Плакаты для ребенка 4 лет для развития

Тест на знание названий цветов

«Поручения». Подготовить большого и маленького зайцев, матрёшка, машинка, красная и зелёная чашки, большой и маленький кубики. Попросить ребёнка перечислить предметы, определить их цвет и размер и выполнить задания такого типа:

  • угости большого зайца чаем из зелёной чашки, Из чего ещё можно пить?
  • поставь машинку на большой кубик. Куда нужно убирать машинки после игры? И т.д.

Знания членов семьи

Ребёнок рассматривает сюжетную картинку «Моя семья» и отвечает на вопросы:

  • кто изображён на картинке? А с кем живёшь ты?
  • что делает мама? А как зовут твою маму? Я чем твоя мама занимается дома?
  • чем занята бабушка? И т.д.

В завершении беседы желательно спросить: «Нужно ли заботиться друг о друге? Как?»

Знания об объектах и явлениях природы

«Живое и неживое». Перед малышом иллюстрации различных предметов, нужно разложить картинки на две группы «живое» и «неживое». Например, самолёт и птица; рыба и лодка и т.д.;

Тест для детей 3-х лет: назови зверушку

«Кто у кого?». Перед ребёнком фигурки диких и домашних животных. Взрослый спрашивает «Какие животные перед тобой? Где живут медведь и лиса? Конь и собака?». Затем просит найти и назвать их детёныша и поставить рядом со взрослым животным.
«Где чей домик?». Для игры желательно сделать макеты или коллаж двора с хозяйственными постройками и леса. Взрослый показывает малышу картинки с изображением диких и домашних животных и просит его найти их дом: рядом с макетом леса положить диких животных, двора – домашних. Затем ребёнок говорит, кого куда расселил.

«Кто как голос подаёт?». Ведущий показывает карточки с изображением животных и птиц и просит сказать, кто как подаёт голос, например, корова мычит, собака гавкает, утка крякает и т.д.

«Кто как передвигается?». Для ребёнка заранее подбираются фигурки животных, птиц, насекомых, взрослый кого-то из них называет, а ребёнок его находит и говорит, как он передвигается (кузнечик прыгает, рыба плавает).

Тест для детей 2-х лет

По аналогии проводятся задания на выявления других знаний и умений, а именно о:

  • травах и деревьях (3-4 вида);
  • домашних птицах;
  • диких птицах (2-3 вида);
  • овощах и фруктах (5-6 видов);
  • некоторых свойствах песка и воды;
  • трудовых действиях взрослых и детей;

Диагностическое обследование детей 3-4 лет

Для диагностики понадобятся игры, аналогичные играм для детей 2- 3 лет.

Знания о ближайшем окружении

«Четвертый лишний». Закрепляются знания по лексическим темам «Игрушки», «Мебель», «Обувь», «Одежда», «Посуда», «Транспорт». Ведущий раскладывает по 4 предметных картинки, ребёнку нужно выбрать лишнюю и объяснить выбор, например, стол, стул, чашка, диван.

Тест для детей 4-х лет на знание эмоций

«Каждой вещи свое место». Подготовить небольшие картинки (одежды, обуви, посуды, игрушек) и крупные с изображением шифоньера, полки для обуви, ящика, буфета. Взрослый раскладывает большие картинки перед ребёнком, и поочерёдно показывая маленькие, спрашивает: «Где место для чашки, сапог, кубиков и т.д.».

Умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями

«Что сделано человеком, что природой?». Нужно подготовить конверты, на одном изображён человек, на другом – солнце; предметные картинки с изображением объектов природы и природных явлений (куст, река, дождь, облака); предметов, изготовленных людьми (брюки, чашка, стул, машина). Ведущий просит ребёнка положить в конверт с изображением солнца, картинки с природными объектами, а человека – те, что сделаны людьми и объяснить почему.

В 4-е года ребенок уже должен быть знаком с книгами

«Когда это бывает?». Взрослый даёт малышу картинки с изображением разных действий, которые совершает человек (спит, обедает, готовится ко сну, чистит зубы, делает зарядку, ужинает) и задаёт вопросы: «Что мы делаем ночью? Утром? Днём? Вечером?». Дошкольник должен показать соответствующую картинку.

Знания об объектах и явлениях природы

«Чудесный мешочек». Ведущий заранее кладёт в мешочек овощи и фрукты (яблоко, апельсин, банан, огурец, чеснок). Ребёнок должен выбирать по одному предмету и на ощупь определить, что нашёл.

Игра “Чудесный мешочек” – угадай фрукт на ощупь

«Узнай по описанию». На столе в хаотичном порядке разложены карточки с изображением диких и домашних животных. Взрослый перечисляет характерные признаки одного из них, малыш должен узнать, о ком говорится. Например, живёт с человеком, пасётся на лугу, мычит, даёт молоко и мясо.

Диагностика может быть оформлена в таблицу.

Знания и уменияКритерии оценки
Умение определять состояние погоды: холодная, тёплая, жаркая, ветреная, дождливая
Знание характерных особенностей времен года (осенью – желтеют листья, весной – бегут ручьи…)
Знание 3-4 комнатных цветов, их частей. Понимание, что для их роста необходимы вода и свет, забота человека.
Определение овощей и фруктов, узнавание их на вкус.
Первоначальные представления о диких и домашних животных: названия, места проживания, детёныши.
Названия членов семьи, их домашние обязанности
Название города, улицы, некоторые особенности района.
Профессии (3- 4 вида)

Диагностическое обследование детей 4- 5 лет

Для этого возраста также предлагаются игры для закрепления лексических тем с некоторым усложнением.

Знания о предметах ближайшего окружения

«Виды транспорта».  Для ребёнка подбираются картинки с видами транспорта. В одном варианте ему нужно разделить его на специальный, пассажирский, грузовой; в другом – водный, наземный, воздушный.

Задание для детей 4-х лет на знание геометрических фигур

«Что из чего?». На столе предметы из разных материалов: пластмассовый мяч, деревянный и стеклянный стаканы, пластмассовый и деревянный кубики, деревянная ложка, стеклянный шар, пластмассовая ложка. Взрослый просит ребёнка разделить предметы на группы из стекла, пластмассы, дерева, рассказать о качестве материалов (твёрдый или мягкий, хрупкий или прочный, что ещё может быть изготовлено из этих материалов).

«Школа дорожного движения». Для этого возраста обязательно нужно проводить игры по ознакомлению с правилами дорожного движения. Полезно изготовить макет улицы, который подойдёт и для этой игры, дородные знаки лежат отдельно «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход». Сначала взрослый беседует:

  • Как называют людей, идущих по улице?
  • Где должны ходить пешеходы?
  • Где можно переходить улицу. Расставь недостающие знаки.
  • Что означают цвета светофора?

Карточки для знания причин пожара

«Причины пожара». Ребёнку предложены сюжетные картинки (ёлка украшена горящими свечами, у мальчика в руках спички, дети кормят глубей, рядом с сухими листьями разведён костёр и т. д.). Нужно выбрать ситуации, из-за которых может возникнуть пожар, и объяснить свой ответ.

Читайте также:  Развитие ребенка на украинском языке

«Кому что нужно». Для детей подготовлены иллюстрации людей разных профессий и игрушечные орудия труда. Взрослый просит положить орудия труда к нужным картинкам.

«Что загадано?». Заранее для дошкольников разложить 4-5 предметов одежды. Взрослый описывает вещь, но не называет её, нужно угадать, о чём идёт речь. Например, «Эта вещь длинная, красного цвета, тёплая, есть пояс, белые квадратные пуговицы, воротник. Что это?»

Знания об объектах и явлениях природы

«Детки с ветки». Заранее подготовить карточки с изображениями ели, сосны, берёзы, дуба, рябины и их плоды, для детей будет полезнее, если они будут настоящими – шишки, жёлудь, серёжка рябины, ягоды рябины. Ведущий интересуется, все ли деревья знакомы и просит к каждому дереву подобрать их «деток».

«Что хорошо, что плохо». Игра будет интересней, если будут принимать участие несколько детей. Нужно приготовить круглое игровое поле со стрелкой в середине, разделённое на сектора, в каждом изображение отрицательного и положительного поведения человека (кормление птиц, рыхление почвы, спиленное дерево, сорванный цветок и др. Дети по очереди крутят стрелку и поясняют выпавшее поведение.

Задание для детей 4-5 лет на внимательность

«Кто чем питается?». Для дошкольников подготовлены карточки с изображением животных и продуктов питания. Ведущий показывает карточку с изображением еды, а ребёнок – карточку с соответствующим животным (банан – обезьяна, орехи – белка, капуста – коза и т.д.).

Результаты диагностики познавательного развития также могут быть занесены в таблицу.

Знания и уменияКритерии оценки
Овощи и фрукты, способы ухода.
Название частей растения: корень, ствол (стебель), ветки, листья
Названия деревьев (5-7 видов)
Названия садовых цветов (5-6 видов)
Времена года
Зимующие и перелётные птицы (по 4-5 видов)
Домашние птицы, детёныши
Насекомые
Некоторые свойства воды, песка
Профессии (5-7 названий). Орудия труда
Владение обобщёнными понятиями: посуда, мебель, обувь, одежда, головные уборы.
Транспорт (наземный, подземный, водный, воздушный)
Семья. Имена членов семьи, их профессии, домашние обязанности.
Названия страны, столицы, узнавание символов государства.
Названия родного города (посёлка), улицы, достопримечательностей, 1-2 известных земляков.
Государственные праздники.
Некоторые рода войск, военной техники

Диагностическое обследование детей 6-7 лет

Для выявления уровня познавательного развития дошкольников этого возраста задания могут проводиться в форме беседы, поскольку у детей уже есть некоторый багаж знаний, позволяющий не опираться на иллюстрации.

Занятие с ребенком 6-ти лет

Знания о национальной культуре

У старших дошкольников происходит начальное знакомство с историей и культурой России. Для развития познавательного интереса, расширения кругозора, воспитания патриотических чувств детей этого возраста необходимо водить в музеи, выставки, готовить развлечения познавательного характера.

«Одень куклу». Игру лучше будет проводить для двоих детей, тогда она будет иметь не только познавательный, но и соревновательный характер. Подготовить бумажных кукол (мальчика и девочку), изображения современной одежды и национального костюма (сарафан, кокошник, платок, передник, рубашка-косоворотка, кушак, кафтан, лапти). Детям нужно одеть кукол в национальные костюмы, выигрывает тот, кто это сделает быстро и правильно.

Тест в игровой форме на знание русского национального костюма

«Русские обычаи». Сюжетные картинки с изображением праздников, издавна отмечаемых на Руси (Рождество (Коляда и Святки), Масленица, Пасха и др.). Взрослый просит ребёнка назвать изображённые праздники вспомни народные праздники и рассказать о них, опираясь на вопросы:

  • Когда отмечают Рождество?
  • На какой праздник пекут блины?
  • Когда красят яйца?
  • Для чего сжигают чучело?

Знания об объектах и явлениях природы

«Цепь питания». Игра для развития умений устанавливать причинно-следственные связи. Приготовить предметные картинки, на основе которых ребёнок будет составлять цепь питания (например: лиса, мышь, зерно; водоросли, белый медведь, рыба; яблоко, птица, гусеница и т.д.).

«Кто где живёт?». Ведущий предлагает рассмотреть картинки с изображением животных, птиц, насекомых. Заранее подготовлены рамки разных цветов. Ребёнку нужно разместить обитателей воздуха в белую рамку; в голубую — водных обитателей, в зелёную — обитателей земли.

Проверка знаний детей 6-7-ми лет

«Что где растет?». Макеты или коллажи леса, луга, сада, огорода, поля. Предметные картинки с изображением деревьев и кустарников, садовых, полевых, луговых цветов, грибов, овощей и фруктов, ягод. Ребёнку нужно назвать растения, разместить по местам их произрастания и объяснить свой выбор.

«К дереву – беги!». Игра проводится на улице, лучше в парке или в лесу. Ведущий даёт команду: «Раз, два, три к берёзе – беги!», а ребёнок её выполняет.

«Неживая природа». Перед ребёнком три сосуда с песком, глина, водой; пустые сосуды, воронка, краски.
Взрослый просит назвать содержимое сосудов и беседует по вопросам:

  • Из чего состоит песок?
  • Где люди используют песок?
  • Можно ли лепит из сухого песка? Почему? Что нужно сделать, чтобы была возможность слепить?
  • Что лучше пропускает воду песок или глина? Докажи.
  • Назови свойства воды.
  • Смогут ли обходиться без воды живые существа?

Тестовое занятие на готовность ребенка к школе

Результаты диагностики рекомендуем занести в таблицу.

Знания и уменияКритерии оценки
Овощи и фрукты, способы ухода.
Ягоды
Деревья и кустарники
Садовые, луговые, полевые, лекарственные растения
Времена года, отличительные признаки
Зимующие и перелётные птицы
Домашние птицы, детёныши
Рыбы. Морские обитатели. Аквариумные рыбки
Дикие и домашние животные, их детёныши
Животные севера и юга
Насекомые
Свойства воды, песка, глины, воздуха, бумаги, ткани
Профессии. Орудия труда
Владение обобщёнными понятиями: посуда, мебель, обувь, одежда, головные уборы, бытовые электроприборы.
Транспорт (наземный, подземный, водный, воздушный). Правила дорожного движения.
Семья. Имена членов семьи, их профессии, домашние обязанности.
Названия страны, столицы, символы государства.
Государственные праздники, традиции и обычаи
Известные памятники архитектуры
Известные россияне (писатели, поэты, художники, композиторы, учёные)
Названия родного города (посёлка), улицы, достопримечательностей, имена известных земляков.
Некоторые рода войск, военной техники

Первые вопросы познавательного характера «Почему? Для чего?», характерны для возраста детей 3-4 лет. Это очень важный этап для развития дошкольников, значит, что они готовы познавать, изучать новую информацию. Родителям необходимо приложить усилия, чтобы это время продлилось как можно дольше. Постепенно желание задавать вопросы у ребенка уменьшается, а может и вообще исчезнуть, если он не будет иметь поддержку со стороны взрослых.

Подводя итоги диагностического обследования познавательного развития детей дошкольного возраста, взрослые должны понимать, что это не конечный результат, а ступенька для дальнейшего становления личности ребёнка.

Источник