Особенности развития речи ребенка в онтогенезе

Особенности развития речи ребенка в онтогенезе thumbnail

В современной логопедии под термином «онтогенез развития речи» понимают закономерности овладения всеми ее компонентами, особенности формирования языковой системы у человека. Начало – это появление первых слов, но некоторые специалисты включают и проявление речевых реакций (гуление, лепет). Понимать эти особенности важно для составления коррекционной логопедической работы и выявления дизонтогенеза у ребенка.

Существует несколько классификаций, предложенных известными логопедами и лингвистами. Самая популярная периодизация была составлена А. Н. Гвоздевым, который подробно описал усвоение ребенком частей речи. Также часто ссылаются на закономерности, выявленные А. Н. Леонтьевым. На основе знаний о нормальном речевом онтогенезе, логопеды могут определить его нарушение у детей.

Периодизация по А. Н. Леонтьеву

Периоды речевого онтогенеза по А. А. Леонтьеву

А. Н. Леонтьев выделил 4 основных этапа развития речи в онтогенезе, которые начинаются с рождения и охватывают школьные годы. Их краткое описание представлено ниже.

Подготовительный этап

В промежуток времени с рождения до года создаются предпосылки для овладения компонентами языковой системы. Первые голосовые реакции – крик и плач, способствующие развитию дыхательного, голосового и артикуляционного отделов.

В возрасте нескольких недель малыш начинает прислушиваться к голосам окружающих людей и реагировать на них. К концу 1-го месяца он уже успокаивается, когда слышит колыбельную. В первые месяцы появляется комплекс оживления: это улыбка, двигательные движения конечностями на появление родных. Появляется реакция на интонацию взрослого.

В 2 месяца появляется гуление, а к 3-4-м месяцам начинается стадия лепета. С 5 месяцев ребенок пытается повторять артикуляцию за взрослыми. С 6 месяцев в речи появляются слоги. Подражая, малыш осваивает все основные элементы просодической стороны речи.

В период с 6 месяцев до года ребенок различает определенные звуковые сочетание и сопоставляет их с предметами или действиями. Постепенно малыш повторяет за окружающими все более сложные сочетания звуков. Конец периода отмечается появлением первых слов и активизацией коммуникативной функции речи. Родителям в это время очень важно создать благоприятные условия для усвоения ребенком языковой системы.

Этап развития до трех лет

Преддошкольный этап речевого онтогенеза

В период от года до трех дети обращают особое внимание на артикуляцию окружающих. Ребенок повторяет за взрослыми, пытается произносить все более сложные слова. В его речи возникают смешения фонем, замены, искажение из-за несформированных в силу возраста правильных артикуляционных укладов.

С года до 1,5 лет детская речь носит ситуационный (контекстный) характер. Понять, что хочет ребенок, получается лишь с учетом ситуации. Малыш активно использует невербальные средства общения. Начиная с 1,5 лет речь приобретает более обобщающую направленность. Он начинает понимать инструкции взрослых. С 2-х до 3-х происходит активное накопление словарного запаса.

К началу 3-го года жизни осваиваются простые грамматические категории. Возникает переход от односложных высказываний к простым фразам с нарушенными нормами согласования. Постепенно ребенок осваивает навык грамматической связи слов в предложении. К двум годам им практически полностью усвоена категория единственного и множественного числа; появляются падежные окончания. Понимание речи опережает произносительные возможности ребенка.

Период дошкольного развития

У многих детей звукопроизношение искажено, потому что органы артикуляции еще не готовы к сложным укладам. Совершенствуется навык самоконтроля за своей речью и окружающих; формируются фонетико-фонематические процессы.

Дошкольницы

Словарный запас продолжает расти, к 4-6 годам дети используют примерно 3 000–4 000 слов. Происходит уточнение значения слов, но иногда их употребляют в несоответствии со значением. В 4-5 лет возникает явление словотворчества, во время которого происходит формирование языкового чутья.

Развивается грамматический строй и связная речь. Предложения усложняются, становятся более распространенными. В 4 года в детской речи преобладают сложные конструкции предложений. В возрасте 5 лет предложения составляются с учетом грамматической связи слов. Детские ответы похожи на короткий рассказ. Начинается овладение монологической формой речи, дошкольник может пересказывать короткие сказки без помощи взрослых.

К концу дошкольного периода оказываются полностью сформированными правильное звукопроизношение, фонетико-фонематические процессы и контекстная речь.

Школьный период

Его продолжительность с 7 до 17 лет. Отличительная особенность – сознательное усвоение речи. Происходит овладение навыком звукового анализа, усвоение грамматических правил родного языка. Главная роль отводится письменной речи. Ребенок учится сознательно использовать приобретенные речевые навыки.

Закономерности нормального речевого развития по А. Н. Гвоздеву

В основе предложенной схемы – особенности появления у детей частей речи и грамматических категорий. А. Н. Гвоздев выделяет два этапа:

  • использование аморфных слов;
  • овладение грамматическими категориями.

Логопеды при построении коррекционной работы опираются на данные закономерности онтогенетического развития речи.

Аморфные слова-корни

А. Н. Гвоздев начинает рассматривать усвоение родной языковой системы с года и 8 мес., когда у малыша уже есть первые слова. Данный этап делится на два подпериода, в каждом из которых имеются свои особенности.

  • Однословный – малыш использует только отдельные слова, которые выступают в качестве предложений. Некоторые из них служат для выражения его желаний, ощущений. В это время он активно использует мимику и жесты. Первые слова не имеют четкой грамматической формы: он использует их в одном звуковом образе в разном контексте («би» − автомобиль, едем и т. д.).

Большую часть составляют имена существительные, звукоподражательные комплексы и лепет. Всего в словаре ребенка в этот период около 29 подобных аморфных слов. Он четко произносит гласные, губно-губные, переднеязычные, заднеязычные, СЬ, ЛЬ. Слоговая структура состоит из одного ударного слога или двух одинаковых.

  • Второй подпериод характеризуется объединением слов в одну фразу, но она аграмматична. Появляются несклоняемые существительные и глаголы в форме повелительного наклонения («пей», «дай» и т. д.). Слоговая структура усложняется: малыш усваивает произношение двусложных слов. Появляется Хь, Ц, Й, иногда он может опустить звук в начале или конце слова. Также малыш осваивает произношение стечения согласных, которые появляются в середине некоторых слов.
Читайте также:  Умственное развитие ребенка с множественными нарушениями развития

Период предложений из аморфных слов-корней

В этот возрастной период формируются предпосылки для успешного овладения ребенком составляющих языковой системы. Он начинает употреблять самые простые формы частей речи и звуки с несложными артикуляционными укладами.

Усвоение грамматической структуры предложения

Этот большой период начинается с 1 г. 8 мес. и длится до 6 лет. Ребенок усваивает все грамматические навыки; слоговая структура и звукопроизношения к 5-6 годам оказываются полностью сформированными. Дети активно занимаются словотворчеством. Данное явление обусловлено попытками овладеть нормами родного языка, не зная грамматических правил.

Первый период

Первые формы слов (1 г. 8 мес. – 2 г.). Малыш соединяет 3-4 слова в предложение. Он овладевает навыком согласования существительного в именительном падеже с глаголом, появляются начальные признаки прилагательного подчинения. Сама фразовая речь характеризуется аграмматичностью.

Начинает склонять слова по падежам (именительный, винительный, предложный); добавляет уменьшительно-ласкательные суффиксы; появляются новые наклонения глаголов; часто опускает приставки.

В этот период появляются первые прилагательные, но ребенок их использует без согласования с существительным. Появляются наречия, местоимения (о себе говорит в 3-м лице); частицы. В трехсложных словах ребенок опускает предударный слог, а в четырехсложных слоговая структура чаще всего сохраняется.

Появляются артикуляционные уклады Н, Т, Д. Большая часть стечений согласных замещается одной фонемой.

Усвоение грамматической структуры предложения по А. Н. Гвоздеву

Второй период

С 2-х лет до 2 г. 6 мес. происходит усвоение окончаний, в состав предложений добавляются союзы. Из распространенных ошибок – замена окончаний и их употребление в рамках одного значения. Появляются суффиксы, дательный, творительный падежи. Начинает склонять глаголы по лицам, временам, но может смешивать род.

Увеличивается количество прилагательных, но при их использовании ребенок нарушает нормы согласования. Форму множественного числа использует только в именительном падеже. Происходит усвоение личных местоимений; наречий, которые используют для сравнения. Появляется больше предлогов и сложных союзов.

В сложных словах чаще всего встречается опускание предударных слогов и приставок. Ребенок часто смешивает в речи схожие фонемы. Стечение согласных остается неусвоенным, но некоторые группы он произносит правильно.

Третий период

От 2,6 мес. до 3-х лет малыш усваивает служебные части речи. Структура предложения усложняется, появляется навык подчинения слов. Но ребенком еще не освоена категория рода. Практически освоены все основные падежные окончания, но в них чаще встречается влияние О. Усваиваются суффиксы, обозначающие увеличение.

Ребенок свободно пользуется всеми формами возвратных глаголов, приставок. Но иногда он их может смешивать. Начинает применять навыки согласования при построении предложений. Появляются формы кратких причастий. Ребенок путает притяжательные местоимения. Верно употребляет предлоги и большую часть союзов.

Редко встречается искажение слоговой структуры, чаще всего в незнакомых словах. Формируются артикуляционные уклады шипящих звуков; усваивается произношение стечения согласных.

Четвертый период

Овладение грамматическими категориями

В 3-4 года в детской речи все реже встречаются аграмматичные предложения. Ребенок активно занимается словотворчеством. Окончание -ОВ продолжает влиять на склонение. Возникают затруднения в согласовании прилагательных среднего рода. Появляется сравнительная степень у прилагательных и наречий, частица БЫ. Произносительная сторона сформирована полностью.

Пятый период

Период от 4-х до 6-ти лет характеризуется усвоением практически всех грамматических форм частей речи. Ребенок испытывает затруднения в составлении предложений со словом «который».

Границы всех перечисленных этапов – примерные, все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от условий речевой среды, в которой он растет. Благодаря знанию этапов онтогенетического развития речи можно определить, как идет процесс усвоения компонентов языка. Учитывая онтогенетические, психические особенности, логопеды составляют коррекционную работу.

Источник

Речь
ребенка формируется под влиянием речи
взрослых и в огромной степени зависит
от достаточной речевой практики,
нор­мального речевого окружения и от
воспитания и обучения, которые начинаются
с первых дней его жизни.

Как
говорилось выше, речь не является
врожденной способностью, а развивается
в процессе онтогенеза параллельно с
физическим и умственным развитием
ребенка и служит показателем его общего
развития. Усвоение ребенком родного
языка проходит со строгой закономерностью
и характеризуется рядом черт, общих для
всех детей. Для того чтобы понять
патологию речи, необходимо четко
представлять весь путь последовательного
речевого развития детей в норме, знать
закономерности этого процесса и условия,
от которых зависит его успешное
протекание.

Кроме
того, нужно четко представлять каждый
этап речевого развития ребенка, каждый
«качественный скачок», чтобы вовремя
заметить те или иные отклонения в этом
процессе. Например, если ма­лыш в 1 г.
4 мес. еще не говорит, то решить, нормальное
это явление или нет, психолог может
только в том случае, если знает, когда
при нормальном развитии должны появиться
первые слова.

Читайте также:  Этапы диагностики развития ребенка на разных возрастных этапах

Знание
закономерностей речевого развития
детей необходимо также и для правильной
диагностики нарушений речи. Так, некоторые
специалисты порой направляют трехлетних
детей к логопеду для устранения
недостатков произношения звуков.
Правильно ли это? Нет. Потому что даже
при нормальном речевом развитии ребенку
в данном возрасте «полагается» произносить
некоторые звуки неверно. Это явление,
называемое физиологическим косноязычием,
совершенно закономерно и обусловлено
еще недостаточной сформированностью
артикуляционного аппарата.

И,
наконец, знание законов развития речи
детей в процессе онтогенеза необходимо
и для того, чтобы правильно построить
всю коррекционно-воспитательную работу
по преодолению речевой патологии.
Например, обучая неговорящих детей
(алаликов), очень важно знать, что сначала
у всякого ребенка развивается понимание
речи и только потом он овладевает
активной речью. Следовательно, если в
таком случае сразу развивать активную
речь, работа не принесет желаемого
эффекта.

Исследователи
выделяют разное количество этапов в
становлении речи детей, по-разному их
называют, указывают различные возрастныеграницы
каждого. Например, А.Н. Гвоздев прослеживает
последовательность появления различных
явлений в речи ребенка и на этой основе
выделяет ряд периодов:

  • период
    различных частей речи;

  • период
    словосочетаний;

  • период
    разных видов предложений.

Г.Л.
Розенгард-Пупко выделяет в речевом
развитии ребенка всего два этапа:
подготовительный (до 2 лет) и этап
самостоятельного оформления речи.

А.Н.
Леонтьев устанавливает четыре этапа в
становлении речи у детей:

  • 1-й
    — подготовительный — до одного года;

  • 2-й
    — преддошкольный этап первоначального
    овладения языком -до 3 лет;

  • 3-й
    — дошкольный — до 7 лет;

  • 4-й
    — школьный — от 7 до 17 лет.

Остановимся
подробно на характеристике этих этапов.

Итак,
первый
этап — подготовительный

момента рождения ребенка до одного
года).

Почему
так называется данный этап? Потому что
в это время происходит подготовка к
овладению речью. В чем она заключается?
С момента рождения у ребенка появляются
голосовые реакции: крик и плач. Правда,
они еще очень далеки от звуков человеческой
речи. Однако и крик, и плач способствуют
развитию тонких и разнообразных движений
трех отделов речевого аппарата:
дыхательного, голосового, артикуляционного.

Через
две недели можно уже заметить, что
ребенок начинает реагировать на голос
говорящего — перестает плакать,
прислушивается, когда к нему обращаются.
К концу первого месяца его уже можно
успокоить мелодичной песней (колыбельной).
Далее он начинает поворачивать голову
в сторону говорящего или следить за ним
глазами. Вскоре малыш уже реагирует на
интонацию: на ласковую — оживляется, на
резкую — плачет.

Около
2 мес. появляется гуление и к началу 3-го
мес. — лепет (агу-угу,
тя-тя, ба-ба
и
т.п.). Лепет
это сочетание звуков, неопределенно
артикулируемых.

С
5 мес. ребенок слышит звуки, видит у
окружающих артикуляционные движения
губ и пытается подражать. Многократное
повторение какого-то определенного
движения ведет к закреплению двигательного
навыка.

С
6 мес. ребенок путем подражания произносит
отдельные слоги (ма-ма-ма,
ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па
и
др.).

В
дальнейшем путем подражания ребенок
перенимает постепенно все элементы
звучащей речи: не только фонемы, но и
тон, темп, ритм, мелодику и интонацию.

Во
втором полугодии малыш воспринимает
определенные звукосочетания и связывает
их с предметами или действиями (тик-так,
дай-дай, бух).
Но
в это время он еще реагирует на весь
комплекс воз­действия: ситуацию,
интонацию и слова. Все это помогает
образованию временных связей (запоминание
слов и реакция на них).

В
возрасте 7-9 мес. ребенок начинает
повторять за взрослым все более и более
разнообразные сочетания звуков.

С
10 — 11 мес. появляются реакции на сами
слова (уже независимо от ситуации и
интонации говорящего).

В
это время особо важное значение
приобретают условия, в которых формируется
речь ребенка (правильная речь окружающих,
подражание взрослым и др.).

К
концу первого года жизни появляются
первые слова.

Второй
этап — преддошкольный
(от
одного года до 3 лет). С появлением у
ребенка первых слов заканчивается
подготовительный этап и начинается
этап становления активной речи. В это
время у ребенка появляется особое
внимание к артикуляции окружающих. Он
очень много и охотно повторяет за
говорящим и сам произносит слова. При
этом малыш путает звуки, переставляет
их местами, искажает, опускает.

Первые
слова ребенка носят обобщенно-смысловой
характер. Одним и тем же словом или
звукосочетанием он может обозначать и
предмет, и просьбу, и чувства. Например,
слово каша
может
означать в разные моменты вот
каша; дай кашу; горячая каша.
Или
слово папа
может
означать пришел
папа; нет папы; папа, подойди
и
т.п. Понять малыша можно только в ситуации,
в которой или по поводу которой и
происходит его общение со взрослым.
Поэтому такая речь называется ситуационной.
Ситуационную речь ребенок сопровождает
жестами, мимикой.

С
полутора лет слово приобретает обобщенный
характер. Появляется возможность
понимания словесного объяснения
взрослого, усвоения знаний, накопления
новых слов.

На
протяжении 2-го и 3-го годов жизни у
ребенка происходит значительное
накопление словаря.

Следует
отметить, что различные исследователи
(как наши, отечественные, так и зарубежные)
приводят разные количественные данные
о росте словаря детей.

Приведем
наиболее распространенные данные о
бурном разви­тии словарного запаса
детей в преддошкольном периоде: к 1 году
6 месяцам — 10-15 слов; к концу 2-го года —
300 слов (за 6 месяцев около 300 слов!); к 3
годам — около 1000 слов (т.е. за год около
700 слов!).

Читайте также:  Цели и задачи воспитания ребенка на современном этапе развития общества

Значения
слов становятся все более определенными.
К началу 3-го года жизни у ребенка начинает
формироваться грамматический строй
речи. Сначала ребенок выражает свои
желания, просьбы одним словом. Потом —
примитивными фразами без согласования
(«Мама, пить мамуле Тата» — Мама,
дай
Тате
попить
молока). Далее постепенно появляются
элементы согласования и соподчинения
слов в предложении.

К
2 годам дети практически овладевают
навыками употребления форм единственного
и множественного числа имен существительных,
времени и лица глаголов, используют
некоторые падежные окончания. В это
время понимание речи взрослого значительно
превосходит произносительные возможности.

Третий
этап — дошкольный (от 3 до 7 лет).
На
дошкольном этапе у большинства детей
еще отмечается неправильное
звукопроизношение. Можно обнаружить
дефекты произношения свистящих, шипящих,
сонорных звуков «р»
и «л»,
реже — дефекты смягчения, озвончения и
йотации.

На
протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка
все более раз­виваемся навык слухового
контроля за собственным произношением,
умение исправлять его в некоторых
возможных случаях. Иными сло­вами,
формируется фонематическое восприятие.

В
этот период продолжается быстрое
увеличение словарного запаси. Активный,
словарь ребенка к 4-6 лет достигает
3000-4000 слов. Значения слов еще больше
уточняются и во многом обогащаются. Но
часто дети еще неверно понимают или
используют слова, например по аналогии
с назначением предметов говорят вместо
поливать из лейки «леять», вместо лопатка
«копатка» и т.п. Вместе с тем такое
явление свидетельствует о «чувстве
языка». Это значит, что у ребенка растет
опыт речевого общения и на его основе
формируется чувство языка, способность
к словотворчеству.

К
Д. Ушинский придавал особое значение
чувству языка, которое, по его словам,
подсказывает ребенку место ударения в
слове, грамматический оборот, способ
сочетания слов в предложении.

Параллельно
с развитием словаря идет и развитие
грамматического речи. В дошкольный
период дети овладевают связной речью.После
трех лет происходит значительное
усложнение содержания речи,увеличивается
ее объем. Это ведет к усложнению структуры
предложений. По определению А.Н.Гвоздева,
к 3 годам у детей оказываются сформированными
все основные грамматические категории.

Дети
4-го года жизни пользуются в речи простыми
и сложными предложениями. Наиболее
распространенная форма высказываний
в этом возрасте — простое распространенное
предложение («Я куклу в такое красивое
платье одела»; «Я стану большим
сильным дядей»).

К
4 годам в норме ребенок должен
дифференцировать все звуки, т.е. у него
должно быть сформировано фонематическое
восприятие. К этому же времени заканчивается
формирование правильного звукопроизношения
и ребенок говорит совсем чисто.

К
5 годам жизни дети относительно свободно
пользуются структурой сложносочиненных
и сложноподчиненных предложений («Потом,
когда мы пошли домой, нам подарки дали:
разные конфеты, яблоки, апельсины»;
«Какой-нибудь умный и хитрый дяденька
купил шарики, сделал свечки, подбросил
на небо, и получился салют»).

Начиная
с этого возраста, высказывания детей
напоминают короткий рассказ. Во время
бесед их ответы на вопросы включают в
себя все большее и большее количество
предложений.

В
пятилетнем возрасте дети без дополнительных
вопросов составляют пересказ сказки
(рассказа) из 40-50 предложений, что
свидетельствует об успехах в овладении
одним из трудных видов речи — монологической
речью.

В
этот период значительно улучшается
фонематическое восприя­тие: сначала
ребенок начинает дифференцировать
гласные и соглас­ные звуки, далее —
мягкие и твердые согласные и, наконец,
— сонорные, шипящие и свистящие звуки.

На
протяжении дошкольного периода постепенно
формируется контекстная (отвлеченная,
обобщенная, лишенная наглядной опоры)
речь. Контекстная речь появляется
сначала при пересказе ребенком сказок,
рассказов, затем при описании каких-нибудь
событий из его личного опыта, его
собственных переживаний, впечатлений.

Четвертый
этап — школьный
(от
7 до 17 лет). Главная особенность развития
речи у детей на данном этапе по сравнению
с предыдущим — это ее сознательное
усвоение. Дети овладевают звуковым
анализом, усваивают грамматические
правила построения высказываний.

Ведущая
роль при этом принадлежит новому виду
речи — письменной речи.

Итак,
в школьном возрасте происходит
целенаправленная пе­рестройка речи
ребенка — от восприятия и различения
звуков до осознанного использования
всех языковых средств.

Разумеется,
указанные этапы не могут иметь строгих,
четких границ. Каждый из них плавно
переходит в последующий.

Для
того чтобы процесс речевого развития
детей протекал своевременно и правильно,
необходимы определенные условия. Так,
ребенок должен:

  • быть
    психически и соматически (soma
    (греч.) — тело человека (организма))
    здоровым;

  • иметь
    нормальные умственные способности;

  • иметь
    нормальный слух и зрение;

  • обладать
    достаточной психической активностью;

  • обладать
    потребностью в речевом общении;

  • иметь
    полноценное речевое окружение.

Нормальное
(своевременное и правильное) речевое
развитие ребенка позволяет ему постоянно
усваивать новые понятия, расширять
запас знаний и представлений об
окружающем. Таким образом, речь, ее
развитие самым тесным образом связаны
с развитием мышления [9].

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник