Цели и задачи воспитания ребенка на современном этапе развития общества

Цель
воспитания
 –
определяющая характеристика воспитательного
процесса, она выражает общую устремленность
воспитания, это будущее, на достижение
которого направлены главные усилия (по
сути это формат конечного результата).

Цели
воспитания всегда выражают историческую
потребность общества в подготовке
поколения, способного реализовывать
определенные общественные функции и
социальные роли

Цели
воспитания:

*Воспитание
нравственности, а также других ценных
личностных свойств, прежде всего,
связанных с преодоление трудностей

*Воспитание
уважительного отношения к людям,
терпимости умения жить в коллективе
умения разбираться в мотивах поведения
других людей, особенно тех, которые
вызывают раздражение

*Воспитание
воли, мужества, самостоятельности,
стремления к преодолению трудности и
других ценных качеств ребенка

*Формирование
самосознания и самовоспитания

*Удовлетворения
эмоциональных потребностей детей

Среди
задач
воспитания в современной системе
образования выделяются следующие:

  • формирование
    у каждого воспитанника ясной
    смысложизненной установки, соответствующей
    природным задаткам и конкретному
    индивидуальному социальному положению;

  • гармоническое
    развитие личности, ее нравственных,
    интеллектуальных и волевых сфер на
    основе ее природных и социальных
    возможностей и с учетом требований
    общества;

  • овладение
    общечеловеческими нравственными
    ценностями, гуманистическим опытом
    Отечества, призванными служить прочным
    фундаментом всего духовного мира
    личности;

  • формирование
    активной гражданской позиции,
    соответствующей демократическим
    преобразованиям общества, правам,
    свободам и обязанностям личности;

  • развитие
    активности в решении трудовых,
    практических задач, творческого
    отношения к выполнению своих
    производственных обязанностей;

  • обеспечение
    высокого уровня общения, взаимоотношений
    в учебном и трудовом коллективе на
    основе сложившихся социально значимых
    коллективных норм.

34. Понятие о методах, приемах и средствах воспитания. Классификация методов воспитания.

Под
методами
воспитания

следует понимать специфические способы
и приёмы воспитательной работы, которые
используются в процесс организации
разнообразной деятельности учащихся
для развития у них таких компонентов
личностных качеств как
потребностно-мотивационная,
интеллектуально-чувственная,
поведенческо-волевая сферы, а также для
коррекции и совершенствования их
поведения.

Под средствами
воспитания
 следует
понимать учебно-познавательную и
различные виды внеучебной деятельности
(морально-этическую, экологическую,
гражданско-патриотическую, трудовую,
общественно-полезную и т.д.), а также
наглядные пособия, которые используются
в процессе применения того или иного
метода воспитания. Например, средствами
метода убеждения выступают разъяснительные
беседы на уроках и во внеурочное время,
классные часы, диспуты, викторины,
просмотр и обсуждение кино- и видеофильмов,
встречи с известными людьми и т.д.

Приёмы
воспитания
 –
это частное проявление метода воспитания;
они подчиняются методам воспитания и
входят в их структуру. Например, приёмами
использования метода убеждения являются
музыкальное сопровождение беседы с
целью создания определенного эмоционального
настроя у учащихся; приёмом метода
осуждения может служить обращение к
нему учителя на Вы.

Методы,
приёмы и средства воспитания получают
свою логическую и конструкционную
завершенность в организационных формах
(формах организации воспитания). Методы
воспитания, как отмечалось выше, отражают
внутреннюю процессуально-инструментальную
сторону воспитания, а организационные
формы воспитания
 представляют
собой внешнюю сторону процесса воспитания,
которая характеризуется определенным
пространственным и временным режимом,
оригинальностью конструкций,
последовательностью этапов, определенным
содержание и функциональной спецификой.
Например, формами воспитания являются
классные часы, информационные часы,
конкурсы, викторины, читательские
конференции, художественно-эстетические
экскурсии и т.д.

Академии
И.Ф. Харламов сформулировал общие методы
воспитания, устанавливая их определенную
привязку к формированию соответствующих
компонентов личностных качеств –
потребностно-мотивационному,
интеллектуально-чувственному и
поведенческо-волевому. В соответствии
с этим он подразделил методы воспитания
на основные и вспомогательные:

——основные——

1.
Метод убеждения

2.
Метод положительного примера

3.
Метод упражнения

——Вспомогательно-коррекционные——

4.
Метод одобрения

5.
Метод осуждения

6.
Метод требования

7.
Метод контроля

8.
Метод переключения на др. виды деятельности

Г.И.
Щукина предложила классифицировать
выше названные методы на основе
их направленности на
формирование сознания, поведения
учащихся и стимулирования их деятельности:

1.
Методы формирования знания личности
(метод убеждения, метод положительного
примера, метод требования)

2.
Методы организации деятельности учащихся
и формирования у них опыта общественного
поведения (метод упражнения, метод
переключения)

3.
Методы стимулирования поведения
деятельности ребенка (метод одобрения,
метод осуждения, метод требования, метод
положительного примера).

В
Концепции воспитания детей и учащейся
молодежи РБ в качестве ведущего на
современном этапе метода воспитания
указывается метод
воспитывающих ситуаций суть
которого заключается в формировании
обстановки системы отношений, которые
вынуждали бы ребенка или коллектив
совершить определенный поступок, делали
бы неизбежным определенное поведение
воспитанника (воспитанников).

Соседние файлы в папке ЭКЗАМЕНЫ

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Цели воспитания варьируют в зависимости от социального, экономического, политического, культурного, этнического, конфессионального состояния общества.

Важным элементом воспитания являются цели. Главная цель современного воспитания – разностороннее и гармоничное развитие личности, ее самоактуализация, профессиональная востребованность (и т.д. по модели).

Многообразие целей (соответственно типов) воспитания.

Цель воспитания, по Я.А. Коменскому, состоит в познании себя и окружающего мира, управление собой, стремление к соединению с Богом, но в то же время подготовка к деятельности в земной жизни. Ребенок должен приобрести такие качества, как умеренность, опрятность, почтительность к старшим

Дж. Локк говорил овоспитании джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утонченного в обращении. Выделял физическое, нравственное, умственное, религиозное и трудовое воспитание.

Читайте также:  Музыкальная деятельность в психическом развитии ребенка

Главная задача воспитания и обучения у М. Монтеня – обретение моральных качеств и воспитание гражданских чувств, привычки к самостоятельной мысли и критическому отношению к любым взглядам и авторитетам.

Цель воспитания у И.Г. Песталоцци – развивать все природные силы и способности человека. Задача воспитания состоит в том, чтобы создать гармонически развитого человека через труд, игру, обучение. И.Г. Песталоцци – основатель концепции развивающего воспитывающего обучения: «обучение должно быть подчинено воспитанию»

БИЛЕТ № 12 Развитие, воспитание и социализация личности.

Развитие – изменения во внутреннем мире, облике человека в результате внешних влияний и его собственной активности; деятельность по достижению такого результата; процесс и результат количественных и качественных изменений человека.

Понятие «воспитание»имеет много значений. Его можно понимать в широком и узком смысле, рассматривать в аспектах общественного явления, деятельности, процесса, социального института, системы и т.д.

Если понимать воспитание в широком социальном смысле, то его фактически можно отождествить с социализацией. Социализация воспринимается в данном контексте как развитие человека в онтогенезе (индивидуальном развитии) в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

В широком педагогическом смысле воспитание – целенаправленный процесс, который осуществляется системой учебно-воспитательных учреждений. В узком педагогическом смысле воспитание, во-первых, можно толковать как воспитательную работу, целью которой является формирование системы определенных взглядов и убеждений, а во-вторых, как решение воспитательных задач.

Воспитание –целенаправленный и организованный процесс формирования личности (И.П. Подласый).

Воспитание – явление социальное, т. е. оно осуществляется в обществе, в его интересах и в соответствии с уровнем его развития. По сути своей, воспитание есть подготовка подрастающих поколений к жизни. Адаптация детей, молодежи и взрослых к условиям существования и совершенствование этих условий (В.С. Селиванов). Поскольку общество не стоит на месте, а развивается, то и воспитание – тоже явление развивающееся.

Воспитание имеет статус социального института. Как социальный институт воспитание – это исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности членов общества для создания условий взращивания этих членов общества на протяжении их жизни. При этом используются материальные, духовные, финансовые, человеческие ресурсы.

Основная (явная) функция воспитания как социального института – обеспечение внутренней сплоченности общества. Осуществляется эта функция следующим образом:

· через планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей;

· подготовку «человеческого капитала», адекватного общественной культуре, необходимого для развития общества;

· трансляцию культуры, которая обеспечивает стабильность общественной жизни;

· через учет интересов половозрастных и социально-профессиональных групп, что позволяет регулировать действия членов общества в рамках социальных отношений.

Объект воспитания – тот, на кого направлено воспитательное воздействие: человек, группа, коллектив. Субъект воспитания – любой человек, группа людей, деятельность которых имеет направленный воспитательный характер. Нередко объекты воспитания в определенном смысле могут быть его субъектами.

Воспитание не существует самостоятельно, оно обязательно и всенепременно дополняется обучением, и оба они объединяются в более высокое системное понятие – образование. Воспитание и обучение в совокупности обеспечивают готовность личности к удовлетворению личностных интересов (образование, семейное положение, карьера, творческая состоятельность, достижения в профессиональной сфере деятельности и пр.), а также к выполнению социальных и профессиональных ролей – самореализации.

Главная цель воспитания – разностороннее и гармоничное развитие личности, ее самоактуализация.

Различают семейное, школьное, конфессиональное (религиозное), дизсоциальное воспитание, воспитание в специальных учебных заведениях (пенитенциарное), по месту жительства, внешкольное; по содержанию: трудовое, умственное, физическое; по доминирующим принципам и стилю отношений «воспитатель-воспитуемый»: авторитарное, свободное, демократическое; по объектам воспитания: идейно-политическое, нравственное, половое, полоролевое, эстетическое, экономическое, гражданское, интернациональное, патриотическое, правовое, экологическое.

БИЛЕТ№ 13 Понятие о воспитательном процессе. Особенности и противоречия воспитательного процесса.

Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов. Движущие силы и логика воспитательного процесса определяются его фундаментальными, основополагающими характеристиками: диалектичностью, противоречивостью, целенаправленностью, систематичностью, вариативностью, оптимистичностью (Л.И. Маленкова).

Воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентаций воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни. Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в отношении себя (кем бы он хотел быть в настоящем и стать в будущем) зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения.

Читайте также:  Общество влияет на развитие личности ребенка

Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние следующие факторы: природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей, семья, школа и вуз, детские и молодежные организации, повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации. Среди многообразия воспитательных факторов выделяют объективные и субъективные факторы.

К группе объективных факторов относятся:

— генетическая наследственность и состояние здоровья человека;

— социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;

— обстоятельства биографии;

— культурная традиция, профессиональный и социальный статус;

— особенности страны и исторической эпохи.

Группу субъективных факторов составляют:

— психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого;

система отношений с социумом;

— организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества.

Воспитательный процесс в современных условиях строится на основе реализации принципов гуманизации и гуманитаризации, что обусловлено требованиями модернизации российского образования.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, разработка и апробирование новых образовательных и воспитательных моделей являются социальным требованием времени.

БИЛЕТ № 14 Основные принципы воспитания.

Принципы воспитания – основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Они отражают идеологию общества, уровень его экономического развития и, в связи с этим, его требования к воспроизводству конкретного типа личности. Поэтому принципы воспитания определяют: его стратегию и цели, содержание, методы, стиль взаимодействия субъектов воспитания.

Принцип гуманистической направленности предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития; стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений. Данный принцип существенно влияет на все аспекты социализации и обеспечивает: успешное освоение позитивных норм и ценностей; эффективную самореализацию воспитанника как субъекта социализации; баланс между адаптированностью в обществе и обособлением в нем; развитие рефлексии и саморегуляции; формирование чувства собственного достоинства; ответственности и пр.

Принцип природо сообразности предполагает, что воспитание должно быть основано: на безусловном приоритете общих законов развития природы; научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов; на учете пола и возраста. Целями же воспитания должны стать формирование ответственности за самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию биосферы.

Принцип культур сообразности в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов.

Принцип персонификации – чел-к должен ощущать себя индивидуальностью. Стратегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь человеку в становлении, обогащении и совершенствовании его человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом.

Дата добавления: 2015-06-14; просмотров: 9183; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9182 — | 7789 — или читать все…

Читайте также:

Источник

article650.jpg

Цели и  задачи воспитания детей в условиях современного дошкольного образовательного учреждения и семьи

Одним из факторов, влияющих на становление личности является воспитание. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»  говорится о том,что воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития [1].

Воспитание в широком смысле,  отождествляется с социализацией и понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни, способности к успешной социализации в обществе.

В узком смысле – это специально организуемый  и управляемый процесс,  формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности [6, с. 14].

И.П. Подласый, дает такое определение: «Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу» [2, с.7] .

Цель воспитания — это ожидаемые изменения в человеке (или группе лю­дей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомер­но проведенных воспитательных акций и действий [8, с.12].

Идеальная цель воспитания,  в настоящее время, это — всестороннее развитая гармоническая личность. Она является ориентиром возможностей человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности. В. С. Селиванов содержание понятия всестороннего развития личности определяет следующим образом: единство нравственного, умственного, физического, эстетического, трудового,экономического,  экологического воспитания [5].

Общая цель воспитания достигается посредством решения конкретных задач. В концепции дошкольного образования В.В.Давыдов, В.А. Петровский отмечают, что непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

  • — приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
  • — обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
  • — развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
  • — стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
  • — развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям,  к себе; включение детей  в различные формы сотрудничества  (со взрослыми и детьми разного возраста).
  • —  выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специфических способностей,индивидуальности личности.
Читайте также:  Режим залог нормального развития ребенка консультация

В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении выделяются такие основные задачи  по воспитанию,  обучению и развитию детей в дошкольном образовательном учреждении(ДОУ) —  это:

  • — охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • — обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
  • — воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности,уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине,семье;
  • — осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или)психическом развитии детей;
  • — взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
  • — оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей [3, п.5].

Н.П. Сакулина, И. Логинова, Т.И. Бабаева  отмечают, что при решении задач  по дошкольному воспитанию важно создать каждому дошкольнику условия для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. [1, с. 4]. 

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности,и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.  В Федеральных государственных требованиях выделяются наиболее близкие и  естественные для ребенка — дошкольника виды деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская,продуктивная, музыкально-художественная, чтение. [7].

Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований,как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю,творческому воображению, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и само утверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут,любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает”человека целиком во всех его проявлениях.

В семье могут формироваться все личностные качества. Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание является сложной системой, т.к. на него влияют наследственность и биологическое(природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи,место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному. Задачи воспитания ребенка в семье состоят в том, чтобы [5]:

  • -создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
  • -стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
  • -передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
  • -научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
  • -воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного“я”.

Таким образом,  для  реализации цели и  воспитательных задач важно  создавать условия для наиболее полного раскрытия детских возможностей и использовать  при этом привлекательные для детей виды деятельности Педагогам и родителям важно помнить,что игра дает огромную возможность для детского воспитания и развития.

Литература

  1. Детство. Программа развития и воспитания детей  в детском саду. / Н.П. Сакулина, И. Логинова,Т.И. Бабаева и др., под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, А.М. Гурович. –СПб.: Детство – пресс, 2005.
  2. Подласый И.П. Педагогика кн.2 — М.:Владос, 2004. Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002г № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.».
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008г №666 Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», 2008.
  4. Приказ Минобразования РФ от 11 февраля2002г № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.».
  5. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания.– М.: Академия, 2002.
  6. Титов В.А. Дошкольная педагогика, конспект лекций М.: Приор-издат, 2005
  7. ФГТ — Приказ Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009г
  8. Щедровицкий Г.П. Новое педагогическое мышление — М.: Просвещение, 1982
Предыдущие статьи:
  • Формирование положительного эмоционально — чувственного восприятия природы детьми посредством художественной литературы.
  • Гимнастика для ума

Всего комментариев: 2.

Источник