Принцип учета уровня развития ребенка

Принципы обучения – это исходные положения, на которые опираются при определении: а) содержания образования; б) методов обучения; в) организационных форм. Принципы обучения по своему содержанию и практической реализации постоянно меняются, что обусловлено социальным заказом и уровнем изученности закономерностей познавательной деятельности. Принцип научности обучения является важнейшим принципом обучения. Этот принцип опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета. Он требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с научными фактами, понятиями, закономерностями, теориями всех основных разделов соответствующей отрасли науки, в возможной мере приближалось к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития в дальнейшем Принцип научности требует развития у учащихся умений и навыков научного поиска. Принцип систематичности и последовательности требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового. Психологически установлена закономерность, что при соблюдении логических связей учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно. Систематичность и последовательность в обучении позволяют достичь больших результатов. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся во многом обусловливает действенность и результативность всех остальных. Основная цель: обучая всех, нужно научить каждого.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей способствует правильной организации обучения и воспитания. Дети постоянно развиваются и изменяются. С
возрастом к ним предъявляются новые, более высокие требования, предлагаются новые,
более сложные виды деятельности, совершенствуются межличностные отношения. Таким образом, учитываются определенные возрастные особенности.
Глубокие изменения происходят прежде всего при переходе из детского сада в школу, с младшей ступени — на среднюю, от средней — к старшей. Эти изменения проявляются в уровне знаний и умений, в отношениях друг к другу и к самому себе. Учитель должен чутко реагировать на эти изменения, чтобы обеспечить последовательное продвижение вперед.
Каждый ребенок проявляет свои индивидуальные особенности. Учитель благодаря дифференцированному и индивидуальному подходу стимулирует развитие каждого ребенка,
что необходимо для дальнейшего совершенствования индивидуальных способностей и талантов. Развитию ребенка способствует включение его в детский коллектив.

23. Подготовка учителя к уроку. Поурочное и тематическое планирование

Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя. Подготовку учителя к уроку можно разделить на следующие этапы.

1– й этап. Изучение учебной программы. Эта часть работы выполняется в ходе подготовки к учебному году. При этом особое внимание обращается на основные цели и задачи учебного предмета в целом и на цели и задачи, стоящие перед каждой учебной темой. Готовясь к изучению с учащимися очередной темы, учитель вновь обратится к программе для того, чтобы четко поставить перед собой цели и задачи. Изучая содержание конкретной учебной темы, учитель уяснит логическую взаимосвязь учебного материала с ранее изученным, а также с материалом, который предстоит изучить позже. Это позволит более глубоко и четко сформулировать ближние и дальние цели изучения учебного материала.

2– й этап. Изучение методической литературы. Изучив содержание очередной учебной темы по программе, учитель рассматривает соответствующие разделы стабильного учебника, методических руководств и статьи в методических журналах, собирает материал для общего плана изучения темы (тематическое планирование).

3– й этап. Изучение материала конкретного урока в стабильном учебнике. Изучая учебник, учитель мысленно соотносит характер и логику изложения в нем учебного материала с достигнутым уровнем подготовки и уровнем развития своих учеников. Особо большое внимание он уделяет доступности изложения учебного материала, отмечает то, что в учебнике изложено просто и доступно, с тем чтобы часть учебного материала поручить учащимся для самостоятельного изучения. Одновременно надо отметить и то, что может оказаться труднодоступным для учащихся. Особенно тщательно продумывается методика изложения этих вопросов на уроке.

4-й этап. Изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока. Учитель знакомится не только с имеющимися пособиями, просматривает учебные диафильмы и кинофильмы, прослушивает звуковые пособия, но и с аннотациями учебных телевизионных передач. Особое внимание необходимо уделить учебным демонстрационным и лабораторным работам. Технику и методику их постановки учитель тщательно отрабатывает, чтобы на уроке не было неудачи. Ничто так не подрывает авторитет учителя, как неудача в постановке учебного эксперимента. Определяя цели, непременно надо учитывать четыре возможные задачи урока – усвоение знаний, привитие навыков и умений, развитие творческого опыта и воспитание. Цели следует обозначать конкретно в соответствии с темой, в зависимости от темы урока, но воспитательную надо иметь в виду всегда.

Тематическое планирование—это планирование системы уроков по данной теме. Учитель делит материал этой темы на небольшие части—уроки, определяет образовательные и воспитательные задачи темы в целом, намечает основные дидактические цели каждого урока, намечает проведение экскурсий, практических и контрольных работ, указывает материал учебника, относящийся к теме, устанавливает соответствующие календарные сроки изучения темы с учетом количества недельных часов, отводимых на данный учебный предмет учебным планом и расписанием учебных занятий. Размеченная таким образом программа служит для учителя календарным те-матическим планом по предмету.

Поурочное планирование—это планирование одного конкретного урока. Учитель по календарному плану устанавливает тему, содержание, основную дидактическую цель урока, конкретизирует его образовательные и воспитательные задачи, планирует развивающее влияние урока. Уточняет, какие имеющиеся знания, умения и навыки учащихся нужно использовать, чтобы обеспечить сознательное овладение учебным материалом. Продумывает, как на данном уроке будут реализованы дидактические принципы. Затем определяется методика работы на уроке: какие методы и приемы и в какой последовательности будут использованы на данном уроке, чем будет характеризоваться познавательная деятельность учащихся, какой будет психологическая и логическая сторона урока, какие технические средства бу-дут использованы на уроке. Учитель намечает оборудование урока, продумывает его организацию: как будет сочетаться фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы на уроке, как будет осуществляться контроль за ходом усвоения материала детьми, как обеспечить активность и работоспособность всех учащихся на протяжении урока, когда дать учащимся отдых, меняя виды работы или, включая небольшие физкультминутки, кого из учащихся и когда спрашивать, как будут подведены итоги работы на уроке, что будет (если это необходимо) задано на дом, как распределится время на уроке.

Читайте также:  Общение как фактор воспитания и развития ребенка

24.Общее понятие о методах и приемах обучения. Их двусторонний характер.

Обучение – это процесс двусторонней активности. Эти виды деятельности (обучающего и обучающихся) могут осуществляться самыми разнообразными способами в зависимости от используемых средств, от условий, при которых осуществляется та или иная деятельность, от той или иной конкретной среды, в которой она осуществляется.

Методы обучения являются и исторической, и социальной категорией, так как они меняются в зависимости от исторических и социальных условий. Реформируются учебные учреждения, меняется содержание образования, вслед за этим меняются и способы деятельности обучающих и обучающихся. Эффективность процесса обучения прежде всего зависит от организации деятельности учащихся. Поэтому педагог стремится самыми разнообразными приемами активизировать эту деятельность, и потому наряду с понятием «методы обучения» мы употребляем и понятие «приемы обучения». Каждый метод состоит из отдельных приемов обучения. Таким образом, система отдельных при­емов, совокупность приемов составляет метод. Иначе го­воря, приемы — это шаги метода. Приемы могут определяться особенностями обучающей системы: при проблемном обучении это постановка проблемных ситуаций, при объяснительно-иллюстративном – это подробное планирование действий учащихся для достижения конкретных целей и т.п. Располагая разнообразными приемами и по-разному организуя характер деятельности учащихся и педагогов, тем не менее трудно однозначно определить сущность методов обучения. Рассмотрим традиционную классификацию, сложившуюся в практической деятельности, опирающуюся на источники информации: словесные методы обучения (или методы устного изложения материала), наглядные и практические. Эта классификация, как и все остальные, подвергается критике, в частности со стороны отдельных представителей психологической науки, которые отмечают, что слово – это не источник знаний, а важнейший компонент познавательного процесса, что словом создается образ явления, а это этап в процессе формирования знаний, и поэтому слово не может рассматриваться как источник. Однако слово может рассматриваться и как средство формирования знаний, и как их источник. Это доказано исторической практикой обучения, опытом самой жизни.

Обучение — это такая разновидность человеческой деятельности, которая предусматривает взаимодействие преподавателя и ученика, поэтому оно имеет двусторонний характер, т.е. состоит из двух процессов: 1) процесса преподавания — деятельность преподавателя, 2) процесса обучения — деятельность ученика или коллектива. Обучение невозможно без взаимодействия учителя и учеников, которая бывает непосредственной (учитель и ученик совместно реализуют задачи обучения) и опосредованной (ученик выполняет задания, данные учителем ранее).

Двусторонний характер процесса обучения, отражаю­щий совместную деятельность учителя и ученика, пре­допределяет двусторонний характер и метода обу­чения. В силу этого условно подразделяются: методы преподавания, выполняющие функции информативную, уп­равляющую, развития познавательных способностей уча­щихся и др. учитель излагает знания, объясняет, показы­вает, инструктирует, развивает учащихся; методы, которые использует ученик, осуществляя деятельность уче­ния, то есть это методы, с помощью которых школьник усваивает (приобретает), знания (слушает, наблюдает, вы­полняет практические и лабораторные работы и др.).

Функции методов: информационная включает в себя изложение и объяснение материала учителем; обучающая уча­щихся практическим умениям и навыкам, раз­вивающая познавательную деятельность самих учащихся, руководящая учителем познавательной деятель­ностью учащихся.

Дата добавления: 2015-05-18; просмотров: 10718; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9026 — | 7291 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Автономное учреждение дополнительного образования детей

Городской Дом детского творчества

Доклад на тему:

«Учет возрастных и индивидуальных особенностей — основа дифференцированного обучения детей».

Подготовила: педагог ДО

Казыева Б.Б.

Радужный 2014

Содержание

1. Введение.

2. Принцип учёта возрастных особенностей детей на занятиях дополнительного образования:

— старший дошкольный возраст;

— младший школьный возраст (1 ступень).

  1. Принцип учёта индивидуальных особенностей детей на занятиях дополнительного образования.

  1. Понятие «индивидуализация» обучения. Сущность дифференциации обучения.

  1. Использование индивидуально-дифференцированного подхода в обучении детей (дошкольный и младший школьный возраст).

  1. Заключение.

  1. Список использованных ресурсов.

1. Введение. (1 слайд)

Индивидуальный подход в обучении детей, как мы знаем, должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.(2 слайд).

Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека.

Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.

2. Принцип учёта возрастных особенностей детей на занятиях дополнительного образования. (3 слайд).

Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов.  Опираясь на него, педагог регламентирует учебную нагрузку, устанавливает обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяет наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных занятий. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

— Старший дошкольный возраст 5-6 лет. (4 слайд).

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребёнка в эти связи во многом определяет его развитие

Читайте также:  Пятый год жизни в развитии речи ребенка

движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда потребностей ребенка. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которого усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящих к овладению целой системой разнообразных навыков и умений.

В процессе совместной деятельности дети приобретают опыт руководства другими детьми и опыт подчинения. Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, в которой формируется поведение, опосредованное образом другого человека. Также большое значение и влияние на умственное развитие дошкольника оказывает обучение, в котором важнейшую роль играет распределение функции между участниками процесса учения.

— Младший школьный возраст (7-11) лет. (5 слайд).

Развитие психики детей этого возраста осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности — учения. Учение для младшего школьника выступает как важная общественная деятельность, которая носит коммуникативный характер. В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.

Понятие «индивидуализация» обучения. Принцип учёта индивидуальных особенностей детей на занятиях дополнительного образования. (6 слайд).

В обучении детей всех возрастов большое значение имеет учет их индивидуальных особенностей. Каждая личность обладает своими особенностями мышления, проявления чувств, интересами и способностями, идеалами, чертами характера и т. д. В связи с этим стоит проблема индивидуального подхода как важнейшего педагогического принципа в обучении и воспитании. Индивидуальные особенности ребёнка в первую очередь обусловливаются типом нервной системы. Выделяются 4 основных типа нервной системы: ФЛЕГМАТИК, САНГВИНИК, ХОЛЕРИК И МЕЛАНХОЛИК. Остановимся немного на них.

ФЛЕГМАТИК. (7 слайд).

Сильный, уравновешенный, малоподвижный тип. Ребёнок с этим типом нервной системы характеризуется большой работоспособностью, но медлителен и в работе, и разговоре с другими людьми. Эмоционально возбудим слабо, но чувства глубокие постоянные.

Воспитание ребёнка с данным типом нервной системы должно быть направленно на закрепление положительных черт его характера: настойчивости, добросовестности, выдержки. Если же взрослые будут постоянно попрекать ребёнка за медлительность, он может замкнуться, начать проявлять равнодушие, а иногда и грубость.

В работе с детьми этого типа надо иметь терпение и выдержку. Поощрять детей надо за проявление активности, быстроты в движениях.

ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ФЛЕГМАТИКОМ

Демонстрация практического результата выполняемой работы.

Контроль выполняемой работы (на каждом этапе деятельности).

Использование положительных методов воздействия.

Поддержка начинаний ребёнка, проявления им собственной инициативы.

Работая с ним, надо: учить поторапливаться во всем, фантазировать.

САНГВИНИК (8 слайд).

Сильный, уравновешенный, подвижный тип; характеризуется большой работоспособностью, быстрым включением в любую работу. Ребёнок с данным типом нервной системы подвижный, с выразительной мимикой, всё делает довольно быстро, может быстро переключится с одного вида деятельности на другой. Нередко бросает то дело, которое требует терпения и выдержки. При воспитании ребёнка этого типа нужно поддерживать в нём такие положительные черты, как жизнерадостность, чуткость и отзывчивость, умение жить и работать в коллективе. Но если ребёнка с этим типом нервной системы не учить доводить начатое дело до конца, из него может выйти поверхностный человек, без особых интересов, безразлично относящийся к своим неудачам. Ребёнок этого типа тяжело переносит суровый разговор, а резкий эмоциональный тон может вызвать у него перевозбуждение, озлобление. Поощрение детей этого типа возбуждает их творческую активность, повышает работоспособность. Но важно не перехвалить их, так как они по природе своей склонны переоценивать свои способности.

ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С САНГВИНИКОМ

Чёткая постановка целей деятельности.

Возможность демонстрации ребёнком его достижений.

Одобрение и поддержка взрослого.

Учёт интересов ребёнка в порученном деле.

Работая с таким ребёнком надо знать, что основным подходом в воспитании ребёнка-сангвиника является принцип, который условно можно назвать «ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ».

ХОЛЕРИК(9 слайд).

Сильный, но неуравновешенный тип. Ребёнок с этим типом нервной системы характеризуется большой работоспособностью, быстротой реакции на происходящее вокруг него, большим запасом жизненной энергии. У него процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Такой ученик не всегда умеет сдерживать свои чувства, обладает подвижной мимикой и жестами, движения его резки напористы.

Воспитание такого ребёнка должно быть направленно на выработку выдержки, умения обдумывать свои действия и поступки, анализировать их. Частая похвала такого ребёнка развивает у него самонадеянность, тщеславие. Требуется большой такт в применении поощрений и наказаний.

ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ХОЛЕРИКОМ

Спокойный ровный тон взрослого.

Предъявление чётких и обоснованных требований.

Демонстрация перспектив деятельности.

Положительная оценка деятельности ученика.

Работая с ним, надо: учить думать, а потом делать. Его нельзя ругать при других. Его надо понять и помочь ему держать себя в руках.

МЕЛАНХОЛИК(10 слайд).

Слабый тип нервной системы. Ребёнок с этим типом нервной системы быстро устаёт, не уверен в себе, застенчив, легко травмируется, молчалив, необщителен. Чувства глубокие, но внешне слабо проявляются. В воспитании таких детей требуется поддержка его начинаний, подбадривания во время работы, поощрение добрым словом. Дети со слабым типом нервной системы тяжело переносят резкую оценку их работы, взыскания. В качестве стимула лучше пользоваться одобрением, похвалой, но умеренно.

Дети этого типа нервной системы больно реагируют на резкий крикливый тон. Это может привести к полной заторможенности, тяжёлому состоянию угнетенности и подавленности.

Таким образом, исходя из характеристик каждого типа, нервной системы можно скорректировать общение с ребёнком и действовать в правильном направлении.

Читайте также:  Развитие ребенка в утробе матери с первых дней видео

ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МЕЛАНХОЛИКОМ

Создание условий для выполнения совместной групповой работы.

Демонстрация достижений ребёнка.

Объективная оценка вклада его действий в общее дело.

Работая с ним, надо:

считаться с ранимостью его психики — не кричать и не давить на него, своё недовольство выражать ровным уверенным голосом, не обзывать его;

помнить, что он нуждается в особом внимании, теплых отношениях, в помощи. Быть с ним поласковее и помягче.

  1. Понятие «индивидуализация» обучения. (11 слайд).

Для использования индивидуально-дифференцированного подхода в обучении детей

необходимо уточнить содержание понятий «индивидуализация» и «дифференциация обучения». Понятие «индивидуализация» определяется как организация учебного процесса, при которой выбор способов, приёмов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению.

Индивидуализация обучения вызывается тем, что уровень подготовки и способностей к учению не у всех учащихся одинаковы. У части из них недостаточно для данного возраста развиты гибкость, подвижность мышления, умение обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач, вследствие этого они начинают отставать в учебе.  В то же время сильные учащиеся вынуждены работать не в полную силу своих возможностей в связи с тем, что педагог ведет обучение, ориентируясь на «среднего» ученика. Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся при дифференцированном подходе.

  1. Сущность дифференциации обучения. (12 слайд).

Дифференциация же в переводе с латинского «differentia» означает расчленение, разделение, расслоение целого на части, формы, ступени. Применительно к процессу обучения дифференциация – это как действие, задача которого – разделение учащихся в процессе обучения с учетом особенностей каждого из них и достижения главной цели обучения – получения знаний, умения использовать их в практике. При этом мы знаем, что развитие каждого ученика идет неравномерно: то замедленно, то скачкообразно. Неравномерность развития, как показали исследования, проявляется в более быстром развитии одних функций при некотором замедлении развития других. Любой школьный класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, специфическим отношением к учению и неординарными интересами и способностями. Педагог зачастую вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это неизменно приводит к тому, что «сильные» учащиеся искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к обучению, а «слабые» обречены на хроническое отставание, тем более, что «те, кто относится к «средним», –тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, памяти, воображения, мышления». Следовательно, цель дифференциации — обучение каждого на уровне его возможностей, способностей.

  1. Использование индивидуально-дифференцированного подхода в обучении детей (дошкольный и младший школьный возраст). (13 слайд).

Можно выделить различные модификации дифференциации:

1. По уровню возрастных возможностей.

Учет различий между паспортным и биологическим возрастами ребенка. Известно, что одни дети «взрослее» своих сверстников, а другие наоборот «младше». Например, мальчики в шестилетнем возрасте в среднем почти на целый год «младше» своих сверстниц девочек, но в школу принимают детей по-паспортному, а не биологическому возрасту (достижение определенной степени развития костно-мышечной, нервной системы и т.д.). Это значит, что дети находятся не в равных условиях.

2. По степени обученности, уровню выработанных навыков (знание букв, умение читать, считать и т.д.).

3. По характеру познавательной деятельности школьников:

  • репродуктивный тип (от учащихся требуется воспроизведение знаний и их применение в знакомой ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений);

  • продуктивный или творческий тип (учащимся приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, выполнять более сложные поисковые и преобразующие мыслительные действия, составлять новый продукт).

4. По характеру нейропсихологических особенностей: (14 слайд).

  • «левополушарники», опирающиеся на восприятие и мышление левого, рационального, аналитического полушария (вербальное, абстрактное, дискретное, рациональное, индуктивное мышление больше связано с восприятием будущего времени);

  • «правополушарники», реализующие в большей степени целостное, панорамное, эмоционально-образное восприятие и мышление (эмоциональное, невербальное, пространственное, одновременное, непрерывное, интуитивное, дедуктивное).

  1. Заключение. (15 слайд).

Таким образом, каждому педагогу, очевидно, что не всех учащихся можно обучать одинаково легко. При любой методике обучения, при самой лучшей её организации одни ученики будут продвигаться успешнее, другие с большим трудом и медленнее. Одни добиваются высоких достижений, больших успехов без особой затраты сил, в сравнительно короткий срок, другие при всём желании не могут подняться так же быстро на такой же уровень. Поэтому, дифференцированный подход на индивидуальном (субъектном) уровне вызван тем, что нет ни одного ребенка, похожего на другого. У каждого свой индивидуальный набор способностей, темперамента, характера, воли, мотивации, опыта и т.д. Они развиваются, изменяются, поддаются коррекции. Значит, возрастные и индивидуальные особенности даже отдельного ребёнка невозможно в полном объеме учесть при организации учебной деятельности.

  1. Список использованных ресурсов.

  1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М.,2007.

  2. Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Айзман Л.К.,Савинков А.И., Забрамная С.Д. Подготовка ребенка к школе. – М., 2002.

  3. Акимова М.К., Козлова В.П. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. – М., 2002.

  4. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов – на – Дону.,1999.

  5. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.,2004.

  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,2000.

  7. Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении// Начальная школа 2005. №7.

  8. Бутузов И.Т. Дифференцированное обучение – важное дидактическое средство эффективного обучения школьников. М., 2000.

  9. Венгер А.Л., Цукерман Н.К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста – Томск.,1993.

  10. Возрастные возможности усвоения знаний/ Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М., 1966.

Источник