Методическое руководство по оценке психического развития ребенка

Методическое руководство по оценке психического развития ребенка thumbnail
Тема: «Организация диагностики учителями – дефектологами в старшей группе».

Нами были разработаны психолого-педагогические карты развития для детей с ЗПР с 5- 6 и 6 – 7 лет.

Я вас познакомлю с психолого-педагогической картой развития старшего возраста. При составлении мы использовали следующие источники: (перечислю основные)

— Нат. Яковлевна Семаго, Мих. Мих. Семаго Методическое руководство по оценке психического развития ребёнка. — М., 2004.

— Тат. Ген. Неретина Я расту, я учусь, я развиваюсь. — Магнитогорск 2003.

— Л. С. Рычкова, Г. Н. Лаврова Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2 – 7 летнего возраста.

— И. Д. Коненкова Обследование речи дошкольников с ЗПР.

— Н. А. Ноткина, Л. И. Казьмина , Н. Н. Бойнович Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего дошкольного возраста. – СПб.: Издательства Акциндент, 2003.

На первом этапе углублённой психолго — педагогической диагностики мы перед собой ставим следующие задачи:

— ориентирование в проблемах ребёнка,

— формулирование гипотезы о причинах их возникновения,

— определение средств дальнейшей диагностики и подходов к обеспечению адаптации и первичной коррекции.

Методы, которые применяются нами для реализации задач

1. Изучение медицинской и психолого-педагогической документации

— из учреждения, которое посещал раннее ребёнок

— медицинские сведения,

— имеющиеся заключения специалистов: медицинские, логопедические, педагогические.

2. Наблюдение в разных видах деятельности, а также в период непосредственного обследования.

3. Беседа с родителями.

На этом этапе происходит систематизация первичных сведений о соматическом и нервно – психическом статусе ребёнка, которые описываются ( фиксируются) в разделе анамнез и эпикриз.

На втором этапе нами проводится углублённая психолого-педагогическая диагностика и определяются зона ближайшего развития.

Весь процесс углублённой психолого-педагогической диагностики мы разделили на отдельные чётко выраженные блоки, их получилось 10 вы видите их на экране, она представляют собой достаточно небольшой, но с нашей точки зрения наиболее адекватный комплекс классических, отечественных и апробированных методик.

Каждая методика и каждый познавательный (психический) процесс имеет описание уровней развития ребёнка в соответствии с нормативами. Оценивается по 5 бальной системе: низкий уровень (1 балл), ниже среднего (2 балла), средний уровень (3 балла), выше среднего (4 балла), высокий уровень (5 баллов).

В 1 блоке психолого-педагогической диагностике оценивается уровень восприятия цвета, формы, величины, целостности, пространства и восприятие осмысленности. Мы используем следующие методики: «Цветные кубики», «Назови знакомые фигуры», «Включение в ряд», «Определи правую и левую сторону», «Положи верно». Подробно остановлюсь на методике «Разрезные картинки». Она проста в проведении напоминает игру, интересна для детей, не требует ответов в речевой форме.

^ определение уровня целостности восприятия.

Оборудование: комплекты рисунков разрезанных на 4 или 6 равных частей и разрезанные на 4 неравные части.

^ «Сложи из кусочков такую же картинку, как эта».

Оценивается:

принятие и понимание задания,

способы выполнения задания,

обучаемость.

^

— стимулирующая

— организующая

— демонстрация конечного результата

— предъявление частей разрезанных изображении в ракурсе, не требующем их переориентации в пространстве

— обведение целого изображения рукой ребёнка

— полная обучающая помощь с определением возможности «переноса» на аналогичное задание

^

1 балл: совершает беспорядочные действия с частями картинки, действует неадекватно.

2 балла: действует хаотично, после обучения не переходит к самостоятельному способу деятельности.

3 балла: собирает изображение путём перебора вариантов, после обучения переходит к целенаправленным пробам.

^ : действует путём целенаправленных проб или практического примеривания и частичного зрительного анализа.

5 балов: собирает путём зрительного анализа.

2 блок психолого- педагогического обследования.

Сформированность и характеристика произвольного внимания анализируется на протяжении всего обследования, в основном путём оценки удержания инструкции и программы выполнения того или иного задания. В качестве исследования мы используем методики: «Назови числа» (объём внимания), «Найди отличия» (концентрация), бланковую методику «Найди и вычеркни (С. Лиепинь)» (концентрация, переключение, распределение).

Далее обследуется память слуховая методика «8 слов», зрительная « Положи картинки в первоначальном порядке», смысловая « Повтори предложения».

В качестве следующего этапа работы оценивается уровень сформированности мыслительных операций применяя следующие методики «Классификация картинок по функциональному назначению», «Группировка картинок по способу действия», « Серия сюжетных картинок», « Нелепицы», «Четвёртый лишний».

Используя методику «Дорисуй до реального предмета» определяется уровень воссоздающего воображения.

Для оценивания знаний, умений о ближайшем окружении и об окружающем мире проводится тестовая беседа, которая позволяет выявит уровень о себе и о своей семье о животных, растениях, временах года и профессиях.

Читайте также:  Роль семьи в развитии потенциальных возможностей ребенка

Далее в педагогической диагностике уделяется внимание изучению знаниям основ арифметики: выявляется уровень овладения счётными навыками, сравнение двух групп предметов, уточнение представлении у детей о сутках, ориентировка на листке бумаги, доступность арифметических действии.

В промежутках между сложными трудоёмкими методами исследования мы включаем методы исследования общей и мелкой моторики.

С этой целью проводятся пробы на способность делать координированные, продуктивные, целенаправленные движения. Отслеживается мышечный тонус кисти руки.

После этого мы предлагаем ребёнку задания совершенно иного плана на овладение ребёнком правильной речью, что в свою очередь является «стержнем», на базе которого формируется вся языко-рече-мыслительная деятельность ребёнка. Обследуется сенсомоторный уровень речи, активный словарь, словообразование, грамматический строй, связная речь.

Параллельно с исследованием психических функции отмечаются такие эмоционально – волевые особенности, как понимание инструкций, удержание инструкции, умение доводить задание до конца, а также стойкость интереса, сосредоточенность, истощаемость, умение пользоваться помощью.

^ диагностической деятельности является построение индивидуальной карты диагностического обследования,

— которая позволяет наглядно уточнить структуру психического нарушения,

— увидеть данные в количественной форме (начисление баллов),

— на дальнейших этапах диагностики (промежуточный и конечный) отслеживать динамики психических процессов.

Разработка коррекционно-развивающей программы, которая будет являться основанием для индивидуальной работы с каждым воспитанником группы.

Третий этап предусматривает динамическую диагностику,

основными задачами которой являются:

— уточнение и обсуждение диагнозов специалистов, которые проводили обследование с ребёнком;

— уточнение коррекционно-развивающей программы.

В последующем планируется составить более компактную психолого-педагогическую карту и разработать рекомендации по определению ИОМ.

Источник

Методика «Волшебная страна чувств»
(Авторская — Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов)

Цель: Выявление отношения детей к близким для них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни. Исследование психоэмоционального состояния ребенка

Задачи:
• Познакомить детей с разными эмоциональными состояниями.
• Развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения.
• Развивать у детей навыки самоконтроля.

Инвентарь: цветные карандаши, заготовки карты волшебной страны.
Время работы: 25 мин.
Возрастные рамки применения: клиенты от 5 лет до 13 лет.

Алгоритм работы.
Вступление. Каждому ребенку рассказывается сказка о жизни жителей волшебной страны чувств, и помочь им в решении их жизненных трудностей.

Основная часть.
Инструкция к действию:
Перед ребенком раскладываются восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики.
Шаг 1. Ребенку зачитывается следующий текст.
Далеко-далеко, а, может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Вина, Грусть, Злость, Страх, Обида и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем, каждое чувство: живет в доме определенного цвета. Кто-то: живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом …
Каждый день, как встает солнце, жители занимаются своими делами.
Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильны, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.
И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои дома разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда — всю краску унес ветер.
Инструкция: У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики.

Шаг 2. Ребенку говорят:
Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них.
Инструкция: Покажи им, где их домики.

Шаг 3.Ребенку говорят:
Спасибо, ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои дома. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как, же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотрите — вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.
Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту.

Читайте также:  Заполнение индивидуальной карты развития ребенка в доу

Обработка результатов
При обработке результатов важно обращать внимание на следующее:
1) все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков;
2) адекватно ли подобраны цвета при «заселении» в домики. Например,
неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако, несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, он, тем не менее, является диагностичным;
3) каким образом распределены обозначающие чувства цвета внутри силуэта человека.

Символически силуэт делится на 5 зон:
• голова и шея — символизируют ментальную деятельность;
• туловище до линии талии, исключая руки — символизируют эмоциональную деятельность;
• руки — символизируют коммуникативные функции;
• тазобедренная область — символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний;
• ноги — символизируют чувство «опоры», уверенность в себе, возможность «Заземления» негативных переживаний.
Данная методика показывает актуальное психоэмоциональное состояние ребенка.

Бланки

Источник

Название: Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст
Автор: Семаго Н.Я., Семаго М.М.
Издательство: Речь
Год: 2005
Страниц:384
Формат:pdf (rar)
Размер: 4,9 Мб
Качество: хорошее

Описание:
В книге представлена современная методология диагностической деятельности практического психолога образования, конкретные и апробированные практикой принципы и технологии всех этапов оценки психического развития ребенка: от постановки первичной диагностической гипотезы до составления различного типа заключений по результатам проведенного обследования. В работе приводится оригинальная классификация организации диагностического процесса, позволяющая повысить его эффективность.

Название: Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст
Автор: Семаго Н.Я., Семаго М.М.
Издательство: Речь
Год: 2005
Страниц:384
Формат:pdf (rar)
Размер: 4,9 Мб
Качество: хорошее

Описание:
В книге представлена современная методология диагностической деятельности практического психолога образования, конкретные и апробированные практикой принципы и технологии всех этапов оценки психического развития ребенка: от постановки первичной диагностической гипотезы до составления различного типа заключений по результатам проведенного обследования. В работе приводится оригинальная классификация организации диагностического процесса, позволяющая повысить его эффективность.

В книге представлена современная методология диагностической деятельности практического психолога образования, конкретные и апробированные практикой принципы и технологии всех этапов оценки психического развития ребенка: от постановки первичной диагностической гипотезы до составления различного типа заключений по результатам проведенного обследования. В работе приводится оригинальная классификация организации диагностического процесса, позволяющая повысить его эффективность. Впервые рассматриваются такие важные для эффективной деятельности диагноста понятия, как «узловые моменты развития» и «ключевые моменты обследования», которые в значительной степени позволяют технологизировать и оптимизировать все этапы диагностики.
Основную часть руководства составляют методики, используемые для проведения углубленного психологического обследования детей в возрасте от 3 до 12 лет (дошкольный и младший школьный возраст). Каждая представленная методика содержит полное описание, процедуру проведения обследования, технологию регистрации и обработки результатов, анализ выполнения заданий, возрастные нормативы.
Руководство предназначено для педагогов-психологов общеобразовательных учреждений, психологов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, в том числе ППМС-центров, специалистов ПМПК, клинических психологов в составе учреждений здравоохранения и специалистов учреждений социальной защиты.
Данное методическое руководство может быть использовано для подготовки студентов педагогических университетов и институтов, факультетов психологии, специальной и клинической психологии, в системе повышения квалификации работников образования, здравоохранения и социальной защиты при специализации в области коррекционной педагогики, специальной и клинической психологии.
Прим. Издание не содержит собственно стимульных иллюстративных материалов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Раздел I
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОБЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Глава 1
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
Понятие психологической оценки
Основные принципы диагностической деятельности психолога
Понятие отклоняющегося развития как одной из основных категорий оценки
особенностей психического развития ребенка
Использование представлений о норме развития в практике
психолога образования

Глава 2
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Представления о системности и структуре психического развития
Практическая реализация принципа динамического подхода в диагностике
Оценка психического развития как поэтапная технология деятельности психолога
Представление о типологическом психологическом диагнозе как одном из основных итогов оценки психического развития
Требования к методическим средствам и стимульным материалам

Глава З
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ УГЛУБЛЕННОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
Основные положения проведения углубленной оценки психического развития ребенка
Подготовка к проведению обследования
Психологический анамнез
Условия и особенности протекания беременности и родов
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 1 года до 3 лет
История развития ребенка от 3 до 5-5,5 лет
История развития ребенка от 5,5 до 7 лет
История развития ребенка в младшем школьном возрасте (от7 до 10—11 лет)
Построение диагностической гипотезы
Тактика психологического обследования
Особенности проведения обследования детей разного возраста
Общая технология проведения углубленного психологического обследования
Тактика и технология обследования детей младшего дошкольного возраста

Читайте также:  Педагогическая характеристика ребенка с задержкой психического развития

Глава 4
АНАЛИЗ ПРОФИЛЯ ЛАТЕРАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ И ЕГО МЕСТО В ОЦЕНКЕ И ПРОГНОЗЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Нейропсихологический подход к оценке закономерностей нормативного развития
Особенности становления межфункциональных взаимодействий у детей с вариантами отклоняющегося развития
Определение специфики латеральных предпочтений

Глава 5
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ БАЗОВЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Оценка сформированности произвольной регуляции психической активности
Произвольная регуляция сенсомоторной (двигательной) активности
Оценка сформированности  произвольной моторики рук
Оценка сформированности  движений мимических мышц лица
Произвольная регуляция психических процессов и функций
Сформированность произвольной регуляции эмоций, поведения в целом
Оценка сформированности пространственных представлений
Представления о пространстве собственного тела
Анализ частей лица и их расположения по отношению друг к другу
Анализ расположения частей собственного тела
Анализ положения рук относительно собственного тела и частей рук относительно друг друга
Представления о пространстве объектов
Пространство речи и языка
Вербализация пространственных представлений
Квазипространственные представления
Формирование сравнительных степеней прилагательных и подбор антонимов
Узнавание и понимание сложных, в том числе пассивных, речевых конструкций
Понимание и использование в речи «временных» последовательностей и причинно-следственных связей
Пространство межличностных отношений
Оценка специфики аффективной регуляции деятельности и поведения
Оценка особенностей и характера изменений уровня аффективной пластичности (полевой реактивности)
Оценка особенностей и характера изменений уровня аффективных стереотипов
Оценка особенностей и характера изменений уровня аффективной экспансии
Оценка особенностей и характера изменений уровня эмоционального контроля

Раздел II
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ

Глава 6
ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА
Методика Пьерона—Рузера
Корректурные пробы
Счет по Е. Крепелину (модификация Р. Шульте)
Методика В. М. Когана

Глава 7
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Запоминание двух групп слов
Запоминание 10 слов (по А. Р. Лурия)
Запоминание двух фраз
Исследования опосредованного запоминания (по А. Н. Леонтьеву)
Исследование опосредованного запоминания (пиктограмма)

Глава 8
ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЦЕПТИВНО-ДЕЙСТВЕННОГО КОМПОНЕНТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Исследование представлений о величине (на предметном уровне)
Методика Доски Сегена
Разрезные картинки
Методика Кооса
Прогрессивные Матрицы Дж. Равена

Глава 9
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ (ОБОБЩАЮЩИХ ОПЕРАЦИЙ)
Методика Выготского-Сахарова (модифицированный вариант для детей до 7 лет)
Предметная классификация (вариант для детей 3—8 лет)
Предметная классификация (вариант для детей 9-12 лет)
Исключение предметов (4-й лишний)

Глава 10
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подбор парных аналогий
Выбор простых аналогий
Выделение двух существенных признаков
Определение понятий
Сравнение понятий
Исключение понятий
Понимание скрытого смысла метафор, пословиц и поговорок
Понимание скрытого смысла в коротких рассказах
Установление последовательности событий

Р а з д е л III
ИССЛЕДОВАНИЕ АФФЕКТИВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙСФЕРЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ, МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Глава  11
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА
Методика Метаморфозы
Тест Рука
Контурный САТ-Н
Исследование субъективной оценки межличностных отношений
ребенка (СОМОР)
Цветовой тест отношений (ЦТО)
Методика «Эмоциональные лица»

Глава  12
АНАЛИЗ ДЕТСКИХ РИСУНКОВ. ВОЗРАСТНОЙ И ПРОЕКТИВНЫЙ АСПЕКТЫ
Основные законы и этапы становления детского рисунка
Темы рисуночных тестов и параметры оценки рисунка детей разного возраста
Возможные ошибки проективной трактовки детского рисунка и их анализ

Раздел IV
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И НАПИСАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КАК ИТОГ УГЛУБЛЕННОЙ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Глава  13
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ
Общие положения
Общая схема анализа результатов психологического обследования. 
Разделы анализа

Глава  14
СОСТАВЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Особенности составления заключения. Его разделы
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции как итоговая часть заключения
Особенности составления заключений по результатам повторных обследований (динамическое и итоговое заключения)
Заключение
Приложение

ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМАТИВОВ ВРЕМЕНИ ДИАГНОСТИКО-КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ДЕТЕЙ

ЛИТЕРАТУРА

[свернуть]


Скачать книгу «Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.» в формате PDF

Доступно только зарегистрированным пользователям сайта Вход / Регистрация

Источник