Нервно психическое развитие ребенка таблица

Таблицы по педиатрии
скачать (3208.6 kb.)

Доступные файлы (8):

2-НПР.doc

кафедра пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии

Критерии нервно–психического развития детей раннего возраста

ВозрастА зр.А сл.ЭмоцииДоДрРаРпНавыкиВоспитание
1 мес. Фиксирует взгляд на ярких предметах, плавно следит за движущимся предметом Прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки Первая улыбка в ответ на разговор взрослого Пытается поднять и удерживать голову лежа на животе * * * * Выкладывать на живот между кормлениями до появления признаков усталости. Игрушки подвешивать на 50–70см
2 мес. Длительно следит глазами за двигающимся предметом. Рассматривает неподвижный предмет Ищет источник длительного звука поворотом головы Быстро отвечает улыбкой при общении Хорошо держит голову лежа на животе * Гортанные звуки * * Передвигать игрушки, разговаривать с ребенком
3 мес. Зрительное сосредоточение на неподвижном предмете в вертикальном положении Поворачивает голову в сторону голоса взрослого Комплекс «оживления» в ответ на общение Опирается на предплечья лежа на животе высоко подняв голову. Хорошо держит голову в вертикальном положении Случайно наталкивается рукой на подвешенную игрушку Гуление * * Подвешивание игрушки на вытянутую руку
4 мес. Узнаёт мать, радуется при её виде Находит глазами невидимый источник звука Громко смеется при общении со взрослым Поворачивается со спины на живот. Упирается полусогнутыми ногами о твердую поверхность (с 3–х мес.) Захватывает низко висящую над грудью игрушку Гуление. * При кормлении придерживает грудь матери или бутылочку Помощь ребенку в развитии захватывающих движений
5 мес. Различает близких от чужих Узнает голос матери.

Различает строгий и ласковый тон

* Долго лежит на животе, опираясь на ладони вытянутых рук, переворачивается со спины на живот, ровно устойчиво стоит при поддержке под мышки Берет игрушку из рук взрослого Подолгу певуче гулит * то же Матери необходимо разговаривать с ребенком лицо в лицо
6 мес. * По разному реагирует на своё и чужое имя* Переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя ручки или подползая Перекладывает в руках игрушку, берет еe из разных положений Произносит отдельные слоги * Ест пищу с ложки, снимая её губами Необходимо кормить с ложки, разговаривать, разнообразить игрушки

7 мес.

* * *Хорошо ползает в различном направлении Стучит, размахивает игрушкой, перекладывает, бросает ее Лепет. Повторно произносит слоги На вопрос “где?” находит взглядом предмет на постоянном месте: например, часы, куклу Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый Игрушки должны быть звучащими. Кормить необходимо с ложки, поить с чашки
8 мес. * * * Сам садится сидит и ложится, держась за барьер сам встает, стоит и опускается, переступает Простое подражание в игре: стучит, катает Громко, четко и повторно произносит слоги. Находит 2–3 предмета, выполняет разученные ранее действия, например, “ладушки”, “дай ручку” Сам держит и ест корочку хлеба Необходимо разговаривать, играя с ребенком
9 мес. * Под музыку совершает плясовые движения * Ходит, держась за опору Игрушками занимается долго и разнообразно. С предметами действует в зависимости от их свойств Подражая взрослому, повторяет слоги, которые уже есть в его лепете Находит предмет, независимо от его местонахождения. Знает свое имя Пьет из чашки, держа руками, спокойно садится на горшок Разговаривать и обучать игре с игрушками, высаживать на горшок
10 мес. * * * Идет вперед при поддержке за обе руки, способен влезть на низкую поверхность и сойтиСамостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с предметами Повторяет за взрослыми новые слоги По просьбе “дай?” находит и дает знакомые предметы, выполняет разученные действия и движения Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев Закрепление навыков, приобретенных ранее.
11 мес. * * * Самостоятельно стоит, делает первые шаги Накладывает кубик на кубик, правильно собирает пирамидку Произносит первые упрощенные слова «кис–кис», «ав–ав» Первые обобщения: куклы, кубики, мячи То же Ребенку необходим максимум о6щения.
12мес. Узнает знакомого взрослого на фотографии * * Ходит самостоятельно Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками. Начало сложной игры: водит, кормит куклу Произносит до 6–10 облегченных слов, повторяет новые слова Понимает без показа названия нескольких предметов, понимает слово нельзя, выполняет отдельные поручения Сам пьет из чашки То же

Примечание: * – нет критериев оценки

^

ВозрастРазвитие речиСенсорное развитие^

с предметами

ДвиженияНавыки
понимание речиактивная речь
1 год 1 мес. –

1 год 3 мес.

Запас понимаемых слов быстро расширяется Пользуется лепетом и отдельными словами в момент двигательной активности, удивления и радости Ориентируется в 2 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см Воспроизводит в игpe действия с предметами, ранее изученными. Кормит куклу, нанизывает кольцa на стержень Ходит длительно не присаживаясь, меняет положения (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится) Самостоятельно ест густую пищу ложкой
1 год 4 мес. –

1 год 6 мес.

Отбирает предмет по существенным признакам (2 одинаковых по значению, но разных по цвету или величине) Словами, облегченными («би–би”) и произнесенными правильно (машина), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) Отображает в игре отдельные наблюдательные действия Перешагивает через препятствие приставным шагом Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой
1 год 7 мес.

1 год 9 мес.

Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого Во время игры словами и 2 словными предложениями обозначает свои действия Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубиков) с разницей

в 3 см

Воспроизводит несложные сюжетные постройки перекрытия типа «ворот’, «скамейки», «дома» Перешагивает приставным шагом 3 палки на расстоянии 18–20 см, перешагивает через палку или веревку, приподнятую от земли на 5 см. Ходит по поверхности шириной 15–20 м, на высоте 15–20 см от пола Частично снимает одежду с небольшой помощью взрослого (трусы, ботинки, шапку)
1 год 10 мес. –

2 года

Понимает рассказ 6eз показа о событиях, бывших в опыте ребенка При общении со взрослыми пользуется 3–сложными предложениями употребляя прилагательные и местоимения Подбирает по образцу и слову 3 контрастных цвета В игре воспроизводит ряд логически связанных и последовательных действий (начало сюжетной игры) Перешагивает чередующимся шагом 3 палки (расстояние между ними 18 – 20 см), перешагивает через палку или веревку, приподнятую от земли на 10см Частично надевает одежду (ботинки, шапку)
Читайте также:  Развитие плода и роды ребенка

^

ВозрастАктивная речьСенсорное развитиеСюжетная

игра

НавыкиДвижения
ГрамматикаВопросы Восприятие цветаВ одеванииВ кормлении
2 года –

2 г. 6 мес.

Говорит многословными предложениями (более 3 слов) «где?»,

«куда?»

Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает взаимосвязь и последовательность действий (2–3) Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки Ест аккуратноПерешагивает через палку, приподнятую от земли на 15 см, ходит по горизонтальной поверхности шириной 15–20 см на высоте от пола 20–28 см
2 года

7 мес –

3 года

Начинает употреблять сложные придаточные предложения «когда?»

«почему?»

Называет 4 основных цвета Появляются элементы ролевой игры Одевается самостоятельно, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания Перешагивает через палку, приподнятую от земли на 20 см, ходит по горизонтальной поверхности шириной 15–20 см на высоте от пола 30–36 см

^

НЕРВНО — ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4 – 6 ЛЕТ

Показатели

развития

Соответствует нормеС отклонениями
4 г о д а
I. Мышление и речь.
^
Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птица и др.Группирует предметы по несущественному признаку: например, по цвету
^
Специальные

Задания

Общая: умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах, на месте и продвигаясь вперед. Тонкая: всегда или иногда застегивает пуговицы самостоятельно. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнуркиНе умеет подпрыгивать на месте и, продвигаясь вперед, отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно
Ш. Внимание и память.

Специальные

Задания

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно, или медленно после многих повторений, но в целом успешноРассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи
IV. Социальные контакты.

Наблюдение,

опрос.

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игрыЧасто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе
V. Психическое здоровье

(опрос)

Без отклоненийНаличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера
5 л е т
1. Мышление и речь.

Специальные

задания

Умеет составить по картинке

рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает

на вопрос, как герой подал в данную ситуацию

Составляя рассказ, не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляя действия героя вместо пересказа сюжета
2.Моторика.

Специальные

задания

Умеет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегдаНе умеет прыгать на одной ноге. Никогда полностью не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко
3.Внимание и

память.

Специальные

задания

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту,

запоминает быстро, прочно или медленно, после многих

повторения, но, в целом, успешно

Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, отключается. С трудом и непрочно запоминает стихи
4.Социальные

контакты

Наблюдение,

опрос.

Умеет играть с другими детьми, не

ссорясь, соблюдая правила игры

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе

  1. Психическое здоровье

(опрос)

Без отклоненийНаличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера
6 л е т
1.Мышление и речь.

Специальные

задания

Умеет составить по картинке

рассказ и с развитием сюжета,

отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего

При рассказе сюжета не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится
2. Моторика.

Специальные

задания

Общая: умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см. Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более чем за 70 сек.Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см. Неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это более 70 сек.
3.Внимаиие и

память.

Специальные

задания.

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешноРассеян, невнимателен, часто отвлекается, «отключается”. С трудом и непрочно запоминает стихи
4.Социальные

контакты.

Наблюдение, опрос

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игрыЧасто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе
5.Психическое

здоровье

(опрос)

Без отклоненийНаличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера

Скачать файл (3208.6 kb.)

Источник

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

  • Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
  • Эмоции;
  • Общие движения;
  • Движения руки и действие с предметами;
  • Подготовительные этапы развития и понимания речи;
  • Навыки и умения.

Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах, следующих ниже.

Показатели нервно-психического развития ребенка первого года жизни

Таблица 1. От нуля до шести месяцев

Показатель

Возраст в месяцах

1

2

3

4

5

6

Зрительно-
ориентировочные реакции

Кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним.

Следит взглядом за движущейся перед глазами игрушкой

Фиксирует взгляд на неподвижных предметах, в любом положении

Узнает мать

Отличает чужих от близких

 

Слуховые
ориентировочные реакции

Вздрагивает при резком звуке и мигает

Прислушивается

Отчетливое слуховое сосредоточение

Поворачивает голову на звук

Различает тон, с которым к нему обращаются

 

Эмоции

Первая улыбка

Улыбается в ответ на речь взрослого

В ответ на разговор отвечает радостью улыбкой и движением ножек

Громко смеется

  

Движения общие

Пытается держать голову лежа на животе

Хорошо держит голову в (1-2 мин.)вертикальном положении

Хорошо удерживает голову лежа на животе. Есть упор ног.

Поворачивается со спины на живот

Стоит, не подгибая ног при поддержке. Поворачивается со спины на живот

Поворачивается с живота на спину. Подползает к игрушке.

Движения руки и действия с предметами

   

Захватывает подвешенную игрушку

Четко берет игрушку, которую держит взрослый над грудью ребенка

Свободно берет игрушки из разных положений

Подготовительные этапы развития речи

Понимание речи

  

Начинает гулить

Продолжительно гулит

Продолжает долго гулить

Произносит слоги «ма», «ба». Начало лепета

Навыки и умения в процессах

     

Берет пищу губами с ложки для кормления

 Таблица 2. От шести до двенадцати месяцев

Показатели

Возраст в месяцах

7

8

9

10

11

12

Движения общие

Хорошо ползает

Самостоятельно садится. Сидит. Самостоятельно встает у опоры и ходит, держась за нее

Ходит при поддержке за обе руки

Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее.

Самостоятельно стоит без опоры

Самостоятельно ходит

Движения руки с предметами действия

Постукивает игрушкой об игрушку; перекладывает игрушки из одной руки в другую

Долго занимается игрушками

Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает

Открывает, закрывает коробочку или матрешку, вкладывает один предмет в другой

Ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидки

 

Подготовительные этапы развития речи

Произносит слоги многократно (лепечет)

Громко, повторно произносит различные слоги

Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете

Подражает разным слогам взрослого

Произносит первые слова обозначения:

«мама», «ав-ав», «кис-кис»

Произносит 8-10 слов

Понимание речи

На вопрос «где» находит предмет, лежащий в определенном месте

По просьбе взрослого делает «Ладушки», «До свидания»

Знает свое имя. На вопрос «Где?» находит предмет и достает его из множества игрушек

Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого

Выполняет элементарные требования взрослых

Выполняет элементарные требования взрослых. Увеличивается запас понимаемых слов

Навыки и умения в процессах

Пьет из чашки, которую держит взрослый

Сам держит сухарик или корочку хлеба

Умеет пить из чашки, слегка придерживая его руками.

Пьет из чашки

Пьет из чашки

Сам берет чашку и пьет из нее

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также  с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды — знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения.  Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они  уже сосредоточивают взгляд на  неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.

Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам.  К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника.

Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем.  Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений — это реакция предвосхищения кормления.
На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека — он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции  «комплексом оживления».

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция — малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент — бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека — это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Общие движения

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак  и толкает игрушку, не захватывая ее.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус — тянет в рот. 

Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!

С пятого месяца жизни движения рук малыша  уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает  массу сопутствующих нерациональных движений,  и  параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются  только к восьми- девяти месяцам жизни.

Развитие речи

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки — «а-а-а», » а-бы-ы», » е-ее» и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет — это произношение во время гуления слогов  — «ба-ба-ба», «да-да-да», «ма-ма-ма». Малыш может подолгу «разговаривать» подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос «Где мама?», он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в «ладушки», помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями — хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок  умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова -?» надо» и «нельзя».

Советы родителям

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Почаще разговаривайте с ребенком,  вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик — это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев — в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать — так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.

В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Показывайте малышу яркие игрушки  с разных сторон — пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно «поощрять» у ребенка лепет, почаще вступать в «переговоры», вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру » Ладушки», «Сорока» и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки  и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу — ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.
Ваша любовь и ласка  — основа гармоничного развития малыша!

Источник