Индивидуальная программа развития ребенка в коррекционных школах

Индивидуальная программа развития ребенка в коррекционных школах thumbnail

Статистика свидетельствует: в нашей
стране 573 тыс. детей-сирот, 422 дома ребенка для 35
тыс. детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237
школ-интернатов для 71 тыс. детей.

Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по
особому пути, отражающему влияние
неблагоприятных социально-психологических
факторов, когда они накладываются на раннее
поражение центральной нервной системы и на
процесс развития в целом (физический рост,
созревание центральной нервной системы,
формирование психики, социально-бытовых и
морально-эстетических понятий и т.д.).

Целенаправленное комплексное
психолого-педагогическое и медико-социальное
сопровождение обучающихся в условиях
специальной (коррекционной) школы-интерната
должно быть направлено на формирование
оптимальных психолого-педагогических
коррекционно-развивающих условий воспитания и
образования для детей с проблемами в развитии и
поведении в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями, уровнем
актуального развития, состоянием соматического
и нервно-психического здоровья, обеспечивающих
развитие механизмов компенсации и социальной
интеграции каждого воспитанника.

Ребенок, воспитание и обучение которого,
вследствие дефектов в развитии, происходит
медленнее, лучше освоит необходимые умения, если
формировать их организованно, наиболее
эффективными методами и приемами, закрепляя
полученные умения и навыки в повседневной жизни.
Для этого дефектологу, психологу, логопеду,
социальному педагогу, воспитателю необходимо
уметь составлять индивидуальную программу
развития конкретного ребенка.

Целью данной работы является оказание
практической помощи работникам специальных
(коррекционных) школ-интернатов в разработке и
составлении индивидуальной программы развития
для каждого ребенка.

В работе представлены некоторые подходы к
разработке различных программ –
психолого-педагогического и медико-социального
сопровождения, адаптационных, профилактических
и коррекционно-развивающих.

В данной работе мы использовали опыт
Разенковой Ю.А. (2003).

Индивидуальная программа развития
ребенка в условиях специальной (коррекционной)
школы-интерната должна решать задачи следующего
характера:

  • психолого-педагогического и медико-социального
    сопровождения обучающихся;
  • адаптации ребенка к новым условиям обучения;
  • профилактики отставания и нежелательных
    тенденций в личностном развитии, обусловленных
    психической депривацией; предупреждения
    социальной дезадаптации, поведенческих
    нарушений и др.;
  • коррекции отклонений в развитии, поведении,
    учебе на основе создания оптимальных условий для
    развития личностного потенциала ребенка.

При составлении индивидуальной
программы развития ребенка используются
следующие методы и приемы
:

  • изучение документов, личных дел;
  • знакомство с медицинским обследованием,
    выделение неблагополучных этапов в развитии
    ребенка;
  • изучение социума (внешкольных связей) ребенка;
  • диагностические исследования.

Этапы составления индивидуальной
программы развития ребенка

Цель предварительного этапа работы
сбор информации о ребенке.
Цель диагностического этапа: — изучение
эмоционально-личностных особенностей ребенка,
определяется его статус, зоны актуального и
ближайшего развития.
Цель коррекционно-развивающего этапа:
улучшение психического состояния обучающихся,
коррекция эмоционально-волевой и познавательной
сфер, получение помощи в социализации и
профориентации, своевременная организация
лечебно-оздоровительных мероприятий.
Цель заключительного этапа – анализ
результатов эффективности
психолого-педагогического и медико-социального
сопровождения обучающихся в школе-интернате,
адаптации ребенка, коррекционно-развивающей
работы и др.

Динамика работы

1. Выявление актуальных проблем ребенка.
2. Разработка путей поддержки и коррекции.
3. Составление индивидуальной программы
сопровождения (адаптации, профилактики и др.).
4. Реализация намеченной программы.

Программа индивидуального развития для
воспитанника специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы-интерната
утверждается на педсовете школы-интерната
(возможно, на заседании школьного ПМПк). Она
состоит из пояснительной записки, в которой
указываются актуальные проблемы ребенка, цель,
задачи, принципы, желаемые результаты программы
развития обучающегося.

Составление индивидуальной программы развития
(психолого-педагогического и медико-социального
сопровождения, адаптационной, профилактической
или коррекционно-развивающей) поможет логопеду,
педагогу-психологу, социальному педагогу и
воспитателю эффективно реализовать программное
содержание. В Приложении 1
мы предлагаем один из вариантов Индивидуальной
программы развития учащихся.

Индивидуальная программа
психолого-педагогического и медико-социального
сопровождения

Индивидуальная программа
психолого-педагогического и медико-социального
сопровождения включает следующие блоки:
психологическое сопровождение, логопедическое
сопровождение, педагогическое сопровождение,
социально-правовое сопровождение,
лечебно-оздоровительное, а также воспитательное
сопровождение.
Цель психологического сопровождения
предполагает коррекцию и психопрофилактику
личностной (эмоциональной, познавательной,
поведенческой) сферы ребенка.
Цель логопедического сопровождения
предполагает коррекцию и развитие речи ребенка с
проблемами в развитии.
Цель педагогического сопровождения
обеспечение обучения детей навыкам выполнения
учебных заданий, получения знаний, организации
времени, социальной адаптации.
Цель социально-правового сопровождения состоит
в ознакомлении обучающихся с правами и основными
свободами человека и развитии навыков
социальной компетенции и правового поведения.
Цель лечебно-оздоровительного
сопровождения
включает формирование
привычек здорового образа жизни, оздоровление
обучающихся, профилактика соматических
заболеваний, развитие способности справляться
со стрессами и болезнями.
Цель воспитательного сопровождения
обусловливает формирование привычки к
постоянному труду через применение в учебных и
бытовых ситуациях навыков самообслуживания,
соблюдения личной гигиены, соблюдения правил
безопасности жизни и культуры поведения в
общественных местах.

Индивидуальная адаптационная
программа

Индивидуальная адаптационная программа
необходима вновь прибывшим в интернат детям.
Поэтому в течение первых полутора-двух месяцев с
этими детьми должны проводиться занятия,
направленные в первую очередь на установление
эмоционального контакта со взрослым.

Индивидуальная адаптационная программа
необходима детям, поступающим в первый класс.
Первоклассникам трудно переносить разлуку, они
могут отказываться от контактов со взрослыми и
детьми.

В этом случае целью адаптационной программы
будет создание психолого-педагогических условий
для подготовки ученика к общению, установление
доверительной связи между взрослым и ребенком,
поддержание радостного настроения,
удовлетворение потребности ребенка в
безопасности, любви и доброжелательном внимании.

Только тогда, когда между взрослым и ребенком
установятся доверительные отношения, можно
приступить к коррекционно-развивающим занятиям.

В качестве примера мы приведем выписку из
истории развития Валерии Б., 1991 г. рождения.

Девочка поступила в школу-интернат из семьи
07.12.1998 г. в возрасте 7 лет с диагнозом детской
поликлиники: «Перинатальная энцефалопатия
гипоксического генеза, синдром
нервно-рефлекторной возбудимости, синдром
двигательных нарушений».
Мать ребенка – не работает, брак не
зарегистрирован.
Данные анамнеза. Ребенок от первой
беременности, первых родов. Беременность
протекала с явлениями токсикоза и угрозой
прерывания. Роды без особенностей. Масса при
рождении — 2900 г, длина — 49 см, оценка по шкале Апгар
7/8 баллов.
До поступления в школу девочка не болела. Валерия
Б. не посещала ДОУ, воспитывалась матерью и
бабушкой.
Данные психолого-педагогического
обследования в возрасте 7 лет.
Девочка очень
тяжело переживает разлуку с матерью: постоянно
плачет, плохо успокаивается. На уговоры не
реагирует. С одноклассниками контакт затруднен.
От занятий отказывается, не хочет покидать
спальный корпус.
Заключение Выраженные отклонения в поведении
ребенка в связи с нарушенными
аффективно-личностными связями с матерью.

Индивидуальная адаптационная
программа

Ф.И.О. Валерия Б. 09.04.1991 г.р.
Клинический диагноз: «Перинатальная
энцефалопатия гипоксического генеза, синдром
нервно-рефлекторной возбудимости, синдром
двигательных нарушений».
Психолого-педагогическое заключение:
Выраженные отклонения в поведении ребенка в
связи с нарушенными аффективно-личностными
связями с матерью.
Актуальные проблемы ребенка: Девочка
очень тяжело переживает разлуку с матерью:
постоянно плачет, плохо успокаивается. На
уговоры не реагирует. С одноклассниками контакт
затруднен. От занятий отказывается, не хочет
покидать спальный корпус.
Цель программы: Повышение
эффективности процесса
социально-психологической адаптации в новых
условиях обучения, способствование в повышении
самооценки, самореализации личности.

Содержание программы
(направления и формы работы):

  1. Намеченные пути поддержки и коррекции
    выявленной проблемы:

    • нормализация эмоционального поведения:
      создание атмосферы безопасности;
    • стимулирование положительных эмоций;
      актуализация эмоционального общения с учителем
      и воспитателями;
    • знакомство с обстановкой класса, группы,
      спального корпуса;
    • знакомство с воспитателями, работающими в
      группе;
    • вовлечение ребенка в самую простую и доступную
      игру; привлечение внимания девочки к интересным
      и красочным пособиям, игрушкам; стимулирование
      желания поиграть вместе со взрослым;
    • установление доверительных отношений со
      взрослыми, в результате чего должна
      сформироваться заместительная привязанность;
    • вовлечение девочки в игровую ситуацию с
      участием других детей в целях нормализации
      эмоционального поведения и развития первых
      контактов между учениками.
  2. Укрепление нервной системы

    • Наблюдение у психиатра, совместный осмотр
      психолога и психиатра (2 раза в год.).
    • Совместный контроль и наблюдение психолога,
      врача и воспитателя за состоянием, изменениями
      настроения в период медикаментозного лечения.
    • Релаксационные методы (аутогенная тренировка,
      обучение навыкам самоконтроля).
    • Осуществление комплексного подхода в
      укреплении н.с. (контроль учебной нагрузки,
      медикаментозного лечения, реализация
      релаксационных методов и единого
      педагогического подхода).
    • Оздоровительный психофизический тренинг (1
      мес.).
  3. Укрепление эмоционально — личностной сферы

    • Оздоровительный психофизический тренинг (1
      мес.).
    • Диагностика эмоционально- личностной сферы (2
      раза в год).
    • Овладение навыками самоконтроля.
    • Система групповых и индивидуальных занятий.
  4. Развитие познавательной сферы:

    • Индивидуальные коррекционно — развивающие
      занятия (когнитивные тренировки).
    • Диагностика познавательной сферы (2 раза в год).
  5. Формирование устойчивой адекватной
    самооценки:
  • Организация единого психологического
    пространства, единство требований и отношений
    (всеми специалистами).
  • Индивидуальные беседы учителя, воспитателя,
    психолога, социального педагога.
  • Диагностика уровня самооценки, знакомство с
    результатами диагностики.
  • Тренинг коммуникативного общения (4мес.).

Прогноз: Учитывая
особенности циклоидного типа акцентуации,
успешность адаптации будет зависеть от фаз. При
грамотном педагогическом подходе возможно
позитивное взаимодействие с Валерией Б.

Действительно, уже к концу учебного года у
Валерии прекратились приступы плача, она нашла
друзей, были налажены контакты с учителем и
воспитателями.

    Индивидуальная профилактическая
    программа

Индивидуальная профилактическая
программа
инаправлена на предупреждение
развития у ребенка негативных привычек,
нежелательного поведения, нервно-психического
утомления, срывов и т.д. В ней предусматривается
формирование и выработка позитивного поведения,
положтельных привычек.

    Индивидуальная
    коррекционно-развивающая программа

Индивидуальная коррекционно-развивающая
программа
должна содержать такие задачи,
решение которых доступно ребенку в ближайшее
время, а также указание на методы и приемы,
которые позволят ему добиться успеха.
Содержание каждой программы должно быть
предметом обсуждения специалистов школьного
ПМПк, учителей и воспитателей группы. При этом
необходимо решить следующие вопросы: какие
задачи программы будут реализованы на занятиях
логопеда, психолога, а какие — на учебных занятиях
и занятиях воспитателей группы; как будут
осуществляться закрепление и перенос усвоенных
умений в иную ситуацию.
Составление индивидуальной программы развития
ребенка – процесс всегда творческий, довольно
сложный, но, уже начиная разрабатывать программу,
мы открываем перед ребенком новые возможности
его развития.

    Список литературы

  1. Разенкова Ю.А. Содержание
    индивидуальных программ развития детей
    младенческого возраста с ограниченными
    возможностями, воспитывающихся в доме ребенка/
    Альманах института коррекционной педагогики
    РАО. 2003, № 6.

  2. Тюленев П.В. Индивидуальная программа
    развития ребенка от 0 до 1 года. Руководство для
    родителей, воспитателей и педагогов. 2005.

  3. Вебер Н.П. Работа по индивидуальным
    программам развития как одно из направлений
    деятельности с одаренными детьми. – Нерюнгри. 2002.

Источник

Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в специальной (коррекционной) школе-интернате

Статистика свидетельствует: в нашей стране 573 тыс. детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей.

Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых и морально-эстетических понятий и т.д.).

Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.

Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого дефектологу, психологу, логопеду, социальному педагогу, воспитателю необходимо уметь составлять индивидуальную программу развития конкретного ребенка.

Целью данной работы является оказание практической помощи работникам специальных (коррекционных) школ-интернатов в разработке и составлении индивидуальной программы развития для каждого ребенка.

В работе представлены некоторые подходы к разработке различных программ – психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптационных, профилактических и коррекционно-развивающих.

В данной работе мы использовали опыт Разенковой Ю.А. (2003).

Индивидуальная программа развития ребенка в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната должна решать задачи следующего характера:

  • психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся;

  • адаптации ребенка к новым условиям обучения;

  • профилактики отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии, обусловленных психической депривацией; предупреждения социальной дезадаптации, поведенческих нарушений и др.;

  • коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.

При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы:

  • изучение документов, личных дел;

  • знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;

  • изучение социума (внешкольных связей) ребенка;

  • диагностические исследования.

Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка

Цель предварительного этапа работы – сбор информации о ребенке.
Цель диагностического этапа: — изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития.
Цель коррекционно-развивающего этапа: — улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации и профориентации, своевременная организация лечебно-оздоровительных мероприятий.
Цель заключительного этапа – анализ результатов эффективности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся в школе-интернате, адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы и др.

Динамика работы

1. Выявление актуальных проблем ребенка.
2. Разработка путей поддержки и коррекции.
3. Составление индивидуальной программы сопровождения (адаптации, профилактики и др.).
4. Реализация намеченной программы.

Программа индивидуального развития для воспитанника специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната утверждается на педсовете школы-интерната (возможно, на заседании школьного ПМПк). Она состоит из пояснительной записки, в которой указываются актуальные проблемы ребенка, цель, задачи, принципы, желаемые результаты программы развития обучающегося.

Составление индивидуальной программы развития (психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет логопеду, педагогу-психологу, социальному педагогу и воспитателю эффективно реализовать программное содержание. В Приложении 1 мы предлагаем один из вариантов Индивидуальной программы развития учащихся.

Индивидуальная программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения

Индивидуальная программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения включает следующие блоки: психологическое сопровождение, логопедическое сопровождение, педагогическое сопровождение, социально-правовое сопровождение, лечебно-оздоровительное, а также воспитательное сопровождение.
Цель психологического сопровождения предполагает коррекцию и психопрофилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.
Цель логопедического сопровождения предполагает коррекцию и развитие речи ребенка с проблемами в развитии.
Цель педагогического сопровождения — обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации.
Цель социально-правового сопровождения состоит в ознакомлении обучающихся с правами и основными свободами человека и развитии навыков социальной компетенции и правового поведения.
Цель лечебно-оздоровительного сопровождения включает формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.
Цель воспитательного сопровождения обусловливает формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни и культуры поведения в общественных местах.

Индивидуальная адаптационная программа

Индивидуальная адаптационная программа необходима вновь прибывшим в интернат детям. Поэтому в течение первых полутора-двух месяцев с этими детьми должны проводиться занятия, направленные в первую очередь на установление эмоционального контакта со взрослым.

Индивидуальная адаптационная программа необходима детям, поступающим в первый класс. Первоклассникам трудно переносить разлуку, они могут отказываться от контактов со взрослыми и детьми.

В этом случае целью адаптационной программы будет создание психолого-педагогических условий для подготовки ученика к общению, установление доверительной связи между взрослым и ребенком, поддержание радостного настроения, удовлетворение потребности ребенка в безопасности, любви и доброжелательном внимании.

Только тогда, когда между взрослым и ребенком установятся доверительные отношения, можно приступить к коррекционно-развивающим занятиям.

В качестве примера мы приведем выписку из истории развития Валерии Б., 1991 г. рождения.
Девочка поступила в школу-интернат из семьи 07.12.1998 г. в возрасте 7 лет с диагнозом детской поликлиники: «Перинатальная энцефалопатия гипоксического генеза, синдром нервно-рефлекторной возбудимости, синдром двигательных нарушений».
Мать ребенка – не работает, брак не зарегистрирован.
Данные анамнеза. Ребенок от первой беременности, первых родов. Беременность протекала с явлениями токсикоза и угрозой прерывания. Роды без особенностей. Масса при рождении — 2900 г, длина — 49 см, оценка по шкале Апгар 7/8 баллов.
До поступления в школу девочка не болела. Валерия Б. не посещала ДОУ, воспитывалась матерью и бабушкой.
Данные психолого-педагогического обследования в возрасте 7 лет. Девочка очень тяжело переживает разлуку с матерью: постоянно плачет, плохо успокаивается. На уговоры не реагирует. С одноклассниками контакт затруднен. От занятий отказывается, не хочет покидать спальный корпус.
Заключение Выраженные отклонения в поведении ребенка в связи с нарушенными аффективно-личностными связями с матерью.

Индивидуальная адаптационная программа

Ф.И.О. Валерия Б. 09.04.1991 г.р.
Клинический диагноз: «Перинатальная энцефалопатия гипоксического генеза, синдром нервно-рефлекторной возбудимости, синдром двигательных нарушений».
Психолого-педагогическое заключение: Выраженные отклонения в поведении ребенка в связи с нарушенными аффективно-личностными связями с матерью.
Актуальные проблемы ребенка: Девочка очень тяжело переживает разлуку с матерью: постоянно плачет, плохо успокаивается. На уговоры не реагирует. С одноклассниками контакт затруднен. От занятий отказывается, не хочет покидать спальный корпус.
Цель программы: Повышение эффективности процесса социально-психологической адаптации в новых условиях обучения, способствование в повышении самооценки, самореализации личности.

Содержание программы (направления и формы работы):

  1. Намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы:

    • нормализация эмоционального поведения: создание атмосферы безопасности;

    • стимулирование положительных эмоций; актуализация эмоционального общения с учителем и воспитателями;

    • знакомство с обстановкой класса, группы, спального корпуса;

    • знакомство с воспитателями, работающими в группе;

    • вовлечение ребенка в самую простую и доступную игру; привлечение внимания девочки к интересным и красочным пособиям, игрушкам; стимулирование желания поиграть вместе со взрослым;

    • установление доверительных отношений со взрослыми, в результате чего должна сформироваться заместительная привязанность;

    • вовлечение девочки в игровую ситуацию с участием других детей в целях нормализации эмоционального поведения и развития первых контактов между учениками.

  2. Укрепление нервной системы

    • Наблюдение у психиатра, совместный осмотр психолога и психиатра (2 раза в год.).

    • Совместный контроль и наблюдение психолога, врача и воспитателя за состоянием, изменениями настроения в период медикаментозного лечения.

    • Релаксационные методы (аутогенная тренировка, обучение навыкам самоконтроля).

    • Осуществление комплексного подхода в укреплении н.с. (контроль учебной нагрузки, медикаментозного лечения, реализация релаксационных методов и единого педагогического подхода).

    • Оздоровительный психофизический тренинг (1 мес.).

  3. Укрепление эмоционально — личностной сферы

    • Оздоровительный психофизический тренинг (1 мес.).

    • Диагностика эмоционально- личностной сферы (2 раза в год).

    • Овладение навыками самоконтроля.

    • Система групповых и индивидуальных занятий.

  4. Развитие познавательной сферы:

    • Индивидуальные коррекционно — развивающие занятия (когнитивные тренировки).

    • Диагностика познавательной сферы (2 раза в год).

  5. Формирование устойчивой адекватной самооценки:

    • Организация единого психологического пространства, единство требований и отношений (всеми специалистами).

    • Индивидуальные беседы учителя, воспитателя, психолога, социального педагога.

    • Диагностика уровня самооценки, знакомство с результатами диагностики.

    • Тренинг коммуникативного общения (4мес.).

Прогноз: Учитывая особенности циклоидного типа акцентуации, успешность адаптации будет зависеть от фаз. При грамотном педагогическом подходе возможно позитивное взаимодействие с Валерией Б.

Действительно, уже к концу учебного года у Валерии прекратились приступы плача, она нашла друзей, были налажены контакты с учителем и воспитателями.

Индивидуальная профилактическая программа

Индивидуальная профилактическая программа направлена на предупреждение развития у ребенка негативных привычек, нежелательного поведения, нервно-психического утомления, срывов и т.д. В ней предусматривается формирование и выработка позитивного поведения, положительных привычек.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.
Содержание каждой программы должно быть предметом обсуждения специалистов школьного ПМПк, учителей и воспитателей группы. При этом необходимо решить следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие — на учебных занятиях и занятиях воспитателей группы; как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.
Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.

Список литературы

  1. Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка/ Альманах института коррекционной педагогики РАО. 2003, № 6.

  2. Тюленев П.В. Индивидуальная программа развития ребенка от 0 до 1 года. Руководство для родителей, воспитателей и педагогов. 2005.

  3. Вебер Н.П. Работа по индивидуальным программам развития

Источник