Воспитание ребенка с нарушениями в развитии

Воспитание ребенка с нарушениями в развитии thumbnail

Аномальный
ребенок

это
дети у которых физич. или психич.
отклонения приводят к нарушению общего
развития, т.е дети которые нуждаются в
специальном обучении и воспитании.
Дефект
развития

это физический или психологический
недостаток, вызывающий нарушение
нормального развития ребенка)
Коррекционная педагогика: Основы
обучения и воспитания детей с отклонениями
в развитии: Учебное пособие для студентов
средних педагогических учебных заведений
/ Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская,
Ю.А.Костенкова

Виды
спец. школ

вид
– школа для детей с нарушениями речи.

Специальная
педагогика –
это
теория и практика специального образования
лиц с отклонениями в физич. И психич.
развитии, для которых затруднительно
или невозможно обучаться в обычных
педагогических условиях.

Объект
соц. пед-ки – спец. Образование лиц с
особыми образоват. потребностями.

Реабилитация
применение комплекса мер, медицинского,
социального, образовательного и
прфессин-го хар-ра с целью подготовки
или переподготовки индивида до наивысшего
уровня его функцион-х способностей.

Аббилитация
первоначальное
формированиеутраченной
способности к чему-либо.

Коррекция
система
псих-пед. и лечебных мероприятий,
направленных на преодоление или
ослабление недостатков психо-физич.
развития и отклонений в поведении
детей.

Компенсация
– (возмещение)
сложный
процесс включающий восстановление и
возмещение утраченных и нарушенных
функций.

Основной
задачей специального обучения и
воспитания является обеспечение
максимально возможного уровня физического,
умственного и нравственного развития,
подготовка к обучению в специальной
школе. Эта работа должна проводиться с
учетом индивидуальных возможностей
каждого ребенка. Обучение и воспитание
по определенным коррекционным программам.
Необходимо
наличие вариативных учебных планов,
программ, пособий для воспитания и
обучения ребенка с отклонениями в
развитии.

Характеристика
нарушения

Технически-материальная
хар-ка среды

Сопровождение
специалистами

Псих-пед
сопровождение

Нарушение
слуха

полное
(глухота) или частичное (тугоухость)
снижение способности обнаруживать и
понимать звуки. Нарушение коммуникативных
функций, нарушение памяти, внимания,
воображения; неадекватная самооценка,
высокий уровень притязаний, эмоц.
незрелые.

Слуховой
имплантат, аппарат.

Учитель-дефектолог(сурдопедагог),
педагог-психолог, логопед, соц. педагог.

В
обучении должны применятся особые
приемы, методы, и средства развития
ребенка. Коррекция – диагностика –
реабилитация.
Акцент делается на моторику и зрение;
формируется наглядно – действенное
мышление.

Нарушение
зрения

снижение
способности видеть. Отмечается
ограниченность знаний и представлений
об окружающем, недостаточность
абстрактного мышления, неточная
предметная соотнесенность слов.
Нарушение зрения тормозит развитие
двигательных навыков, у детей невысокая
моторная активность, оптико-пространственное
недоразвитие, общая медлительность,
повышенная утомляемость и истощаемость.

Линзы,
очки, специальная доска (прибор брайля),
использование специальных наглядных
приборов.

Тифлопедагог,
офтальмолог, социальный педагог.
Лечение, коррекция.

Необходимость
использования спец. приемов и средств
обучения. Индивидуальное обучение.
Разработка индивидуально-коррекционных
программ обучения. Необходимо научить
владеть своими чувствами, обладать
крепкой волей. Психич. подготовка
детей с глубокой патологией зрения к
ЭС.
Акцент делается на слух и моторику;
формируется образное мышление.

Нарушение
речи

различные
расстройства речевой деятельности,
препятствующие полноценному речевому
общению и социальному взаимодействию.

 Органическое
поражения головного мозга, тех его
участков, которые отвечают за речевую
зону, происходит искаженное произношение
звуков. Заикания. Не проговаривание
звуков, букв, слогов.
Алалия – грубое недоразвитие или
полное отсутствие речи, Афазия –
расстройство ранее сформированной
речевой деятельности

Дизартрия
– расстройство произносительной
организации речи

логопедический
массажлекарственной терапией,массажем,физиотерапией,лечебной
физкультурой, при необходимости –
хирургическим вмешательством.

Логопед,
соц. педагог, психолог, невролог,
отоларинголог,

Нарушения
речи носят стойкий характер и, возникнув
под влиянием того или иного фактора,
не исчезают самостоятельно, без
специально организо­ванной
логопедической помощи. Кроме этого,
нарушения речи отрицательно сказываются
на развитии интеллектуальной сферы,
поведения и личности в целом. Вместе
с тем, в большинстве случаев нарушения
речи обратимы, и целенаправленная и
своевременно предпринятая коррекция
позволяет вернуть человеку радость
общения и предупредить развитие
вторичных психических наслоений.

Курс
логопедических занятий проводится
по специальной программе в соответствии
со спецификой нару­шения речи. На
занятиях по коррекции нарушений речи
используются речевые упражнения,
артикуляционная и дыхательная
гимнастика, , логоритмика.

Читайте также:  Развитие ребенка навыки и умения картинки

ДЦП

Нарушение
двигательной сферы человека, координации
движения. Осложнения на слух, зрение,
речевую деят-ть. Нарушение умственного
и психического развития, нарушение
восприятия и ощущений. Проблемы в
процессе еды, самообслуживания,
формирование пролежней. ДЦП не
прогрессирует. Эмоц. сфера нарушена.

Спец.
устройства предназначенные для
поддержки головы, рук туловища, ног.

Коляски,
ортопедическая мебель, обувь.

Лифты,
пандусы.

Спец.
педагоги, логопеды, методисты ЛФК,
невропатолог, психоневролог, дефектолог,
воспитатель психологи, педагоги,
массажисты.

Индивидуальный
подход. Комплексное восстановительное
лечение. Обучают говорить, выполнять
простые действия, навыки самообслуживания,
способности взаимодействия со
сверстниками.

Использование
игровой деятельности.

Аутизм

Отклонение
в психическом развитии ребенка, главным
проявлением которого являнтся нарушение
общения ребенка с окруж. Миром. Мозговые
дисфункции. Нарушен эмоциональный
фон, нет зрительного контакта, замкнутые
в общении.

Диагностика:

Опросники,
тесты; наблюдение в различных ситуациях;
лаборат-е анамнезы.

Дефектолог,
воспитатель, педагог, логопед,
соц.работник, психолог.

Коррекционная,
индивидуальная работа: не говорить
громко, не делать резких движений, не
смотреть в глаза, не обращаться резко
по имени.

Необходимо
комментировать все действия, помощь
во влечении реб в разл. деят-ть.
Предотвращать агрессивные действия,
относитсяя доброжелательно. Обучать
правильному способу взаимод-я со
сверстниками. Привлекать родителей.

ЗПР

временное
отставание в развитии психики в целом
или отдельных ее функций(моторика,
речь….)

Характер-ки:
отставание в психическом развитии,
несоответствие интел. возможностей
реб. его возр-ту, низкая работоспособность,
неустойчивое внимание, недост-я
продуктивность произвольной памяти,
отставание в развитии всех форм
мышления, нет познават. активности,
недостат-е речевое развитие, слабость
учебной мотивации.

К.
С. Лебединской была предложена
классификация:

ЗПР
конституционального происхождения
— гармонический инфантилизм
при
котором эмоционально-волевая сфера
находится как бы на более ранней
ступени развития, во многом напоминая
нормальную структуру эмоционального
склада детей более младшего возраста». Для
таких детей характерны яркие, но
поверхностные и нестойкие эмоции,
преобладание игровой мотивации,
повышенный фон настроения,
непосредственность.

ЗПР
соматогенного происхождения —
соматогенный инфантилизм, обусловленный
рядом невротических наслоений —
неуверенностью, боязливостью,
капризностью, связанными с ощущением
своей физической неполноценности»

ЗПР
психогенного происхождения —
неблагоприятные
условия воспитания (опека, гиперопека,
безнадзорность) формируются невротические
состояния.

ЗПР
церебрально-органического происхождения. —
психической неустойчивости (шумные
и подвижные) и психической тормозивности
(несамостоятельность, нерешительность,
робость, медлительность. 

медикаментозную
терапию 

педиатров,
детских неврологов, детских психологов,
психиатров, логопедов, дефектологов,
воспитатели.

В
воспитании и обучении детей с ЗПР
имеет обратимый характер: если поменять
условия, то ребенок может изменится.

Прогноз
и профилактика: С
помощью педагогов они способны усвоить
знания, умения и навыки, которые их
нормально развивающиеся сверстники
осваивают самостоятельно. После
окончания школы они могут продолжить
свое обучение в ПТУ, колледжах и даже
ВУЗах.

Коррекция
задержки психического развития должна
начинаться с дошкольного возраста и
проводиться длительно.

К
особенностям обучения детей с ЗПР
относятся дозированность учебного
материала, опора на наглядность,
многократное повторение, частая смена
видов деятельности, использование
здоровьесберегающих технологий.

Особое
внимание при работе с такими детьми
уделяется развитию познавательных
процессов (восприятия, внимания,
памяти, мышления); эмоциональной,
сенсорной и моторной сферы с помощью
игровой терапии, сказкотерапии,
арттерапии.

Умственно
отсталые

стойко
выраженное снижение познават-ой
деят-ти реб, возникшее на основе
поражения ЦНС. (олигофренический хар-р
– форма умственного и психического
недоразвития, в следствии поражения
ЦНС до 3 лет.; неолигофрен. хар-р –
распад психич. функций после 3 лет.)

По
глубине деффекта выделяют степени:

Легкая
степень – дебильность – нарушение
познават. процессов, низкий слов.
Запас, нет логич. Мышления. Можно
обучать.

Средняя
степень – имбецильность – не
обучаемы.(дауны)

Тяжелая
степень — идиотия -. двигат. нарушения,
лежачий образ жизни, недоступно
осмысление окружающего. Не обучаемы

Словесно-логическое
мышление недост-е,
Отсутствуют
и предпосылки развития речи, навыков
труда нет, не рисует, и не занимается
конструктивной деят-ю.

Читайте также:  Динамический контроль за развитием ребенка

Специальные
ясли и психоневрологические санатории 

Логопед,
психолог, педагог, воспитатели,

Дефектолог,

 При
правильной организации жизни умственно
отсталого ребенка, требующей возможно
более раннего включения специального
обучения и воспитания, многие дефекты
развития могут быть скорректированы
и предупреждены.

Если
нарушения не столь глубоки, то дети
овладевают программой общего, массового
детского сада при условии учета
педагогом их состояния и при обеспечении
им индивидуального подхода и специальной
помощи. Важной задачей педагогов
дошкольных учреждений является в
связи с этим овладение ими определенной
системой сведений, знаний по специальной
психологии и коррекционной педагогике,
формирование навыков педагогической
диагностики отклонений в развитии и
проведения работы при слабо выраженных
отклонениях в развитии детей.

Индивид-коррекц.
работа по развитию навыков
самообслуживания, общения, игровой и
трудовой деят-ти.

Обычное
обучение детей с тяжелыми, выраженными
отклонениями в развитии затруднено,
а в ряде случаев и просто невозможно.
Такие дети занимаются в специализированных
дошкольных учреждениях по особым
программам, с использованием системы
специальных методов и приемов.

Источник

Воспитание детей с нарушениями в развитии и поведении

Призвание педагога заключается в создании условий для развития каждого ребенка с учетом его возможностей. В современном мире значительно возросло количество детей с нарушениями нормального развития: если в середине XX в. 60 — 70% новорожденных были практически здоровыми, то сегодня к 40-50% детей имеют определенную склонность к изменениям в развитии. Количество детей со сложными нарушениями развития за это время почти не изменилась (4-5%), однако значительно больше детей с «предельным», их развитие может быть приближено к нормальному лишь при условии правильного воспитания и специального обучения.

К детям с проблемами развития относятся дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые), с отклонениями в познавательном развитии (с задержанием психического развития), с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением речи, с эмоциональными расстройствами, в том числе с ранним детским аутизмом (болезненным состоянием психики), с нарушениями поведения и деятельности, с тяжелыми комплексными нарушениями.

Детям с врожденными и приобретенными пороками развития нужны специальные условия воспитания и обучения, направленные на коррекцию их недостатков, продвижение в общем развитии и социализации. Работают с ними педагоги, специалисты в области коррекционной педагогики, которая ранее называлась дефектология.

Систему специального обучения применяют относительно детей следующих категорий:

  • — С нарушениями в развитии. Они отстают в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности одного или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого), а также вследствие органического поражения центральной нервной системы;
  • — С отклонениями в психофизическом развитии. Имеющих отклонения в развитии анализаторов, выраженность которых так резко ограничивает их возможности, как у детей с нарушениями в психофизическом развитии;
  • — С ограниченными возможностями здоровья. Нарушения в развитии этих детей оказывают им особый статус, есть определенные льготы (по традиционной терминологии — дети-инвалиды);
  • — С особыми образовательными потребностями. Для этой категории детей необходимы специальная коррекционная поддержка и специфические методы обучения, которые могут быть обеспечены и в общеобразовательном дошкольном учреждении, и в дошкольных учреждениях компенсирующего типа. педагогический интегрированный воспитание обучение

Дети с нарушениями развития имеют общие и специфические трудности, связанные с характером и выраженностью первичных нарушений, особенностями вторичных. Первичные нарушения обусловлены непосредственно болезнью, вторичные возникают вследствие первичных нарушений, подвержены ранней коррекционной помощи. Специфические трудности, с которыми сталкиваются больные дети, обусловленные характером и степенью выраженности отклонений, условиям социально-педагогического окружения на ранних этапах развития. Общими проблемами этих детей является социальная дезадаптованисть: низкий уровень психических процессов (внимания, восприятия, мышления, памяти); несформированность мотивационной и эмоционально-волевой сфер; снижена произвольность психических процессов, деятельности и поведения; трудности овладения языком; отклонения в восприятии, осмыслении и использовании информации из окружающей среды.

Читайте также:  Как создать условия для развития каждого ребенка

Коррекционная педагогика изучает особенности физического и психического развития, закономерности организации коррекционного учебно-воспитательного процесса, разрабатывает специальные методы обучения и воспитания детей с особыми потребностями. Актуальной проблемой воспитания является их интеграция в общество в соответствии с определенными международными законодательными документами прав каждого ребенка на жизнь, защиту, образование и т.д.

Многие дети с серьезными и устойчивыми патологиями развития находятся под постоянным надзором и опекой врачей, психологов, дефектологов в специальных дошкольных учреждениях компенсирующего или коррекционного типа. Дети с нерезко выраженными отклонениями в развитии по желанию родителей могут воспитываться в детских садах общеразвивающего типа. Интегрированное воспитание (совместное воспитание с детьми с нормальным развитием) возможно в следующих формах:

  • — Комбинированная интеграция (воспитание в массовых группах одного-двух детей близко к возрастной норме уровнем психофизического и речевого развития, способных к самообслуживанию и психологически готовых к общему со здоровыми ровесниками обучения);
  • — Частичная интеграция (дети, которые не могут вместе со здоровыми ровесниками овладеть предусмотренным программой учебным и воспитательным материалом, находящихся в их группе лишь часть дня);
  • — Временная интеграция (детей с проблемами развития объединяют со здоровыми детьми один-два раза в месяц для общих форм воспитательной работы).

Интегрированное воспитание в любой форме предполагает обязательное руководство воспитателя-дефектолога, участие психолога.

Включение таких детей в группы здоровых сверстников требует ранней диагностики, специального обучения, максимальной коррекционной психолого-педагогической поддержки, помощи родителей, а также соответствующего оборудования, специальных средств реабилитации.

Взрослые (родители, члены семьи, педагоги) должны обладать исчерпывающей информацией о состоянии здоровья ребенка, его психофизических особенностях, темпе и уровне общего развития. Педагогическая диагностика должна проанализировать особенности развития ребенка, определить его потенциальные возможности, задатки и интересы, которые могут быть использованы как опорные звенья в разработке и осуществлении коррекционно-развивающих воздействий.

Применение методов педагогической диагностики в обучении и воспитании детей способствует своевременному выявлению их трудностей, целенаправленному анализу поведения и деятельности, установлению причин отклонений в развитии, подбору средств коррекционных воздействий.

Важна готовность педагогов дошкольных учреждений к привлечению детей с проблемами развития в коллектив сверстников, а также положительное отношение к ним других детей. Педагоги и родители детей с определенными нарушениями должны осознавать необходимость сотрудничества семьи и детского сада, работать на принципах равного партнерства, осуществлять эффективное развивающие-коррекционное обучение и воспитание ребенка с целью преодоления неблагоприятных тенденций ее развития.

Включение детей в обычные группы способствует их социализации, овладению необходимыми для жизни в обществе умениями. Здоровые дети также приобретают новый опыт: учатся понимать и воспринимать других людей, сочувствовать детям, имеющим проблемы, помогать им преодолевать трудности.

В настоящее время создаются предпосылки для интеграции детей с особыми потребностями в активную жизнь общества, что предусматривает:

  • — Равный доступ к обществу для всех людей, в том числе и с ограниченными возможностями, на основе одинаковых гражданских прав, свобод, привилегий;
  • — Обеспечение равных возможностей для ответственного выбора в жизни;
  • — Создание для детей с особыми потребностями возможностей реабилитации в естественном социальном окружении;
  • — Эффективное взаимодействие образовательных учреждений с родителями, привлечение их к учебному процессу;
  • — Партнерство педагогов, родителей, дефектологов, психологов, физических реабилитологов, социальных работников к оценке потребностей и перспектив развития ребенка, определении индивидуальной программы его воспитания и обучения.

Актуальность и значимость этой работы очень важна, поскольку социально-педагогическая поддержка и реабилитация детей с особыми потребностями развития, создание условий для их успешной социальной и психофизиологической адаптации, развитие их жизненной компетентности является принципиальным признаком демократического образования и общественной жизни.

Источник