План самообразования на 5 лет дидактические игры сенсорном развитии ребенка

План самообразования на 5 лет дидактические игры сенсорном развитии ребенка thumbnail

Раджабова Муаззам
План по самообразованию «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

План самообразования педагога

Раджабовой Муаззам Акрамовны

на 2017-2018 учебный год

Тема: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

План по самообразованию «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи.

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

— научить детей различать основные цвета;

— познакомить детей с величиной и формой предметов;

— сформировать навыки самостоятельной деятельности;

— повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

— развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

— сплотить детский коллектив.

— развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

— совершенствовать движения рук,развивая психические процессы:

Ожидаемые результаты:

— закрепление знаний у детей порядкового счета, названия геометрических фигур, временных представлений;

— положительная динамика в математическом развитии детей;

— совершенствование предметно-развивающей среды.

Введение

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятияи формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Этапы работы.

1. Информационно-педагогический блок

1.1.Изучение нормативной и методической литературы:

Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников : кн. для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер. — М. ,2004.

Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша» — М. «Мозаика-Синтез», 2003;

Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. М; Мозаика – синтез, 2009

Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. М.: Издательский дом «Карапуз», 2010

Дворова И. В., Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорному воспитанию детей 2-4-го года жизни. – МПСИ Модж, 2007

1.2. Пополнение образовательной развивающей среды (разработка документов (программ, планов, циклограмм и т. д., консультаций, пособий, дидактических игр, проектов и т. д.)

создание картотеки дидактических игр для родителей для сенсорного воспитания детей; В течение года

•подбор материала необходимого для работы с детьми с родителями на тему: сенсорного развития В течение года

•изучение темы: роль сенсорного воспитания в развитии ребенка; В течение года

1.3. Изучение и обмен опытом

Посещение городских методических объединений В течение года

Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования ns portal.ru) В течение года

2. Работа с детьми

создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка среды В течение года

специальные занятия по сенсорному воспитанию В течение года

занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки, дидактические столики, втулки и пр.) В течение года

сенсорное развитие осуществляемое в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию В течение года

Проведение игр:

Дидактические игрына развитие тактильных ощущений:

«Чудесный мешочек,»

«Определи на ощупь,» (найти предметы различающиеся по одному признаку)

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

«Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

«Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

«Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)

«Из каких фигур состоит?» (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

«Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

«Какая фигура лишняя?» (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

«Собираем пирамидку» учить собирать пирамидку из 3-4 (5) колец одного цвета, последовательно уменьшающихся в размерах, развивать более тонкую дифференциацию при подборе предметов в порядке их уменьшения

План самообразования на 5 лет дидактические игры сенсорном развитии ребенка

«Сравни предметы по высоте» Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

«Разноцветные кружки,» (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

Читайте также:  Психомоторное и сенсомоторное развитие ребенка

«Дальше — ближе» (предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше) декабрь — Февраль

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

«Какого цвета не стало?»

«Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

«Ёжики с прищепками. » (учить различать три цвета (красный, желтый, зеленый); выбирать «прищепку – колючку» в соответствии с цветом ежика)

«Какие цвета использованы?» (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)

«Уточним цвет» (учить различать и называть близкие цвета) Март 2018 г.

Закрепление пройденного с детьми

Мониторинг Апрель-май 2018 г.

3. Работа с родителями

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. ноябрь 2017 г. — сентябрь — 2018г.

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями. В течение года

Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» Декабрь 2017 г.

4. Ожидаемый результат

Педагог • рассмотрение исследуемых проблем на практике и раскрытие сущности их реализации,

• разработке тематических планов;

• анализ сложившийся проблемы; постановка задач для ее решении;

• определение форм работы и методов

Воспитанник развитие его восприятияи формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п.

— сформировать умение у детей различать основные цвета;

— познакомить детей с величиной и формой предметов;

— сформировать навыки самостоятельной деятельности;

— повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

— развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

— сплотить детский коллектив.

Образовательные продукты • игровые упражнения;

• совместные;

• индивидуальные

5 Диссеминация опыта

Тема опыта Форма практического выхода темы (в течение года) Форма и тема отчета

(в конце учебного года)

Сенсорное воспитание детей через дидактические игры» работа с родителями,

интерактивная площадка,

консультация отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете

План самообразования на 5 лет дидактические игры сенсорном развитии ребенка

Источник

Юля Афанасьева
План по самообразованию «Развитие сенсорных способностей старших дошкольников через дидактические игры»

Тема:

«Продолжать развивать сенсорные способности старших дошкольников через дидактические игры».

Составитель:

Афанасьева Ю. Е.

г. Володарск

Цель: повышение своего профессионального уровня, создание оптимальных условий для сенсорного развития детей через дидактические игры.

Задачи:

-Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования

-Развивать зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, сенсомоторные способности.

-Упражнять выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, различные звуки (музыкальные, природные и др.).

Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету).

-Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах.

-Создавать и пополнять предметно-развивающую среду в группе по теме.

— Провести анализ эффективности проделанной работы

раздел плана сроки формы работы практические

выходы

Изучение литературы в течение года подборка литературы

Консультации для педагогов

Консультации

«Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников»

Оценка уровня развития сенсорных

способностей Сентябрь 2017,

Май 2018. тестовые

задания

Заполнение индивидуальных карт развития

Внедрение плана работы с детьми

в течении года

организационная деятельность

1. Развлечения по РЭМП:

2. Чтение загадок

3. Практические задания

4. Дидактические игры

5. Выставка детских работ

6. Проведение игр – соревнований 7. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по сенсорике

Сентябрь.

Загадывание загадок о геометрических фигурах, частях суток

Игры на закрепление умение сравнивать предметы по ширине

«Пройди по мостик»

«Два бассейна»

Найди такую — же»

Октябрь.

Игры на закрепление знание геометрических фигур, развивать наблюдательность

Практические задания:

Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)

«Кто больше увидит?»

«Фотосалон» «Найди такую же фигуру»

«Догадайся, что я вижу»

«Чудесный мешочек»

«Фигуры по местам».

Ноябрь

Игры на закрепление умение ориентироваться в пространстве, четко формулировать задания

«Три шага».

«Угадай, что загадали»

Упражнение «Посмотри вокруг»

Декабрь

Игры на умение слушать и выполнять инструкции.

«Три шага

«Угадай, что загадали»

Январь

Развлечение

«Квест: по стране Сенсорика»

Февраль

Упражнение «Ручеек»

Упражнение «Зеркало»

«Назови пропущенное слово»

«Не ошибись

«Веселая гусеница»

Март

Игры на сравнение двух групп предметов

«Бабочки и цветы»

«Рыбак и рыбки»

«Какой игрушки не стало»

Апрель

Игры для тренировки детей различать правую и левую

«Игра с палочками»

Игра «Подбери по цвету» — блоки Дьенеша

«Фигуры по местам».

«Что изменилось».

«Узнай по описанию».

Май

Выставка детских работ: «Радуга»

Чья команда быстрее найдёт предметы?» (разной формы)

«Зоопарк»

«Путешествие на лайнере»

в течении года с сентября по май 1. Консультации

2. Родительские собрания

3. Папки передвижки

4 .Буклет

5. Фотостенд

6. Памятка для родителей

7. Выступление на родительском собрании

8. Мастер класс Сентябрь

Читайте также:  Условия развития внимания у ребенка

Родительское собрание — практикум «Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр».

Октябрь

Консультация «Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Ноябрь

Буклет

«Как организовать игровой уголок дома»

Декабрь

Папка передвижка

«Знакомим детей со временем

Декабрь

Рекомендации

«Развитие логического мышления у детей 6 лет»

Январь. Фотостенд «Мы скоро в школу»

Февраль

Консультация

Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников»

Развитие логического мышления у детей 4-5 лет»

Апрель

Памятка

«Что такое хроматические и ахроматические цвета».

Март. Развивающая игра «Цветные человечки» для детей дошкольного возраста от 4 до 6 лет (описание, мастер-класс консультация

Май

выступление на родительском собрании с отчетом о проделанной работе за год.

Создание развивающей среды в группе В течении года 1. Оформление пособий для работы

2. Изготовление игр

3. Фотовыставка

4. Оформление презентации посенсорике Пополнение картотеки дидактических игр

Изготовление игр

Лепбук «Сенсорика»

Презентация «Дидактические игры по сенсорике»

Анализ проведенной работы май 2018 Сравнительная оценка уровня развития сенсорных способностей детей Выявление уровня развития навыков и умений, для определения дальнейшей работы по теме

Источник

МАДОУ ЦРР д/с №28 «Дельфинчик»

Тема по самообразованию:

«Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста

посредством дидактических игр».

Воспитатель:

Мищенко А.А.,

2018- 2019 уч. г.

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные игры дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру, форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей. Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание дошкольников направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка дошкольного возраста является предметная игра. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.

Можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.

Дидактические игры необходимо использовать в разных видах деятельности детей: познавательно-исследовательской, продуктивной, свободной деятельности, в режимных моментах и т. д.

Цель: создание эффективных условий, способствующих формированию сенсорной культуры у детей среднего дошкольного возраста на основе использования дидактических игр.

Задачи:

1. Изучить психолого – педагогическую литературу по вопросам формирования сенсорной культуры и использования дидактических игр с детьми среднего дошкольного возраста. 
2.Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 4-5 лет средствами дидактических игр, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

3.Учить сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину, как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы , об отношении предметов по величине; познакомить детей с оттенками цвета, вариантами геометрических фигур.

4.Учить способам обследования предметов, группировке их по цвету, форме, величине.

5. Развивать аналитическое восприятие.

6. Познакомить детей с дидактическими играми и приемами игры с ними.

7. Расширять кругозор ребенка на базе ближайшего окружения, создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

8. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.

Область: познавательное развитие.

Интегрируемые области:

Социально-коммуникативное развитие;

Речевое развитие;

Физическое развитие;

Художественно-эстетическое развитие.

Формы проведения работы:

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Индивидуальная работа с детьми;

Свободная самостоятельная деятельность детей.

Методы и приемы:

1) Наглядно-действенные приемы;

2) Игры с мелкими предметами;

3) Дидактические игры;

4) Подвижные игры;

5) Словесные игры.

Предполагаемый результат:

В ходе работы дети приобретут умения:

— овладеют сенсорными эталонами (цвет и оттенки цвета, форма, величина);

— познакомятся с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);

— научатся группировать предметы по цвету, форме, величине;

— научатся зрительно расчленять форму предмета на заданные части;

— расширится чувственный опыт, обогатится словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами предметов и материалов, выполнения обследовательских действий.

— сформируются творческие способности, любознательность;

— повысится уровень познавательного интереса дошкольников.

Этапы работы:

Первый этап.

1) Изучение методической литературы.

2) Создание предметно-пространственной развивающей среды.

3) Составление плана работы.

4) организация игрового материала.

5) составление плана работы с родителями.

Второй этап.

1) Реализация плана работы по сенсорному развитию.

2) Игры детей в совместной деятельности с воспитателем.

Читайте также:  Индивидуальный профиль социальное развитие ребенка

3) самостоятельные игры детей в игровых зонах.

Третий этап.

1) Проведение родительского собрания.

2) Создание картотеки игр.

3) Публикация материала из личного опыта в педагогическом интернет-сообществе.

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на 2019-2020 учебный год

Месяц

Цель работы с детьми

Использование дидактических игр

Работа с родителями

Сентябрь

Совершенствовать умение сравнивать группы предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше), поровну.

Закрепить умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше.

Развивать вкусовые и тактильные ощущения.

Упражнять в определении пространственных направлений от себя и названии их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.

Закрепить умение различать и называть части суток.

Д/и «Найди пару», «Найди отличия», Поможем Винни -Пуху разложить картинки».

Д/и «Сравни ленты», «Матрешки».

Д/и «Чем пахнет», «Определи на вкус», «Чудесный мешочек» (овощи-фрукты),

«Построим домики», «Что где находится».

«Что сначала, что потом».

Консультация: «Задачи сенсорного воспитания детей 4-5 лет».

Октябрь

Уточнить представления о геометрических фигурах, закрепить умение различать их и использовать, выполняя логические упражнения.

Выявить умения ориентироваться в пространстве; развивать логическое мышление; воспитывать внимание и наблюдательность.

Расширять знания детей о свойствах предметов, сделанных из резины, пластмассы, дерева, стекла, железа; закрепить понятие у детей «тонет — не тонет».

Д/и «Геометрическое лото», «Какой это формы», «Украсим платочек», «Чудесный мешочек», «Подбери фигуру», игры со счетными палочками.

Д/и «Что где находится?», «Найди такой же».

Д/и «Тонет — не тонет».

Консультация: «Сенсорное развитие детей в домашних условиях».

Ноябрь

Закрепить знания об основных цветах спектра, оттенках.

Закрепить умение создавать и различать разные оттенки одного цвета по светлоте.

Продолжать учить ориентировке в пространстве.

Д/и «Где встречается этот цвет?», «Цветовое лото», «Подбери к букету вазу», «Цветные косы», «Назови правильно цвет», «Палитра осени». игра «Красим воду».

П/и «Найди свой домик».

Консультация: «Как научить ребенка ориентироваться в пространстве».

Декабрь

Закрепить знания об основных цветах спектра, оттенках.

Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур.

Закрепить умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

Закрепить представления о последовательности частей суток.

Д/и «Мозаика», «Семицветик», «Где встречается этот цвет?».

Д/и «Геометрическое лото», «Разложим фигуры по коробкам», «Что лежит в мешочке», «Танграм», «Выложи узор», «Построй дом».

Д/и «Подбери по форме»,

Д/и «Когда это бывает»,

п/и «День – ночь».

Консультация для родителей: «Сенсорные игры для развития речи детей дошкольного возраста».

Январь

Закрепить умения классифицировать предметы по общему признаку.

Закрепить знание геометрических фигур. Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему общую форму, цвет.

Экспериментирование с водой.

Формировать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами.

Закрепить значение слов: вчера, сегодня, завтра.

Д/и «Четвертый лишний».

Д/и «Поручения», «Что может быть круглым» (квадратным, овальным), «Что может быть красным…»

«Вода принимает форму».

Д/и «Сруби ёлку», «По росту становись», «Матрешки».

Д/и «Когда это бывает?»

Консультация «Роль развивающих игр для детей».

Февраль

Закреплять умение сравнивать предметы по ширине, длине и толщине.

Воспитывать у детей слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); развивать сообразительность, выдержку.

 Развитие мелкой моторики рук, фантазии, воображения, внимания, усидчивости.

Д/и «Скрути ленту», «Сравни предметы», «Шарфики для кукол».

Д/и «Кто что слышит», «Угадай, что звучит?».

Д/и «Волшебные резиночки», «Цепочки».

Привлечь родителей к изготовлению д/и «Волшебные резиночки».

Март

Учить находить заданные геометрические фигуры на рисунке. Закреплять знание геометрических фигур, умение ориентироваться.

Д/и «На рисунок посмотри, фигуру там скорей найди», «Запомни и выложи», «Кто где живет», «Кто быстрее построит дом».

Консультация «Тренируем руки – развиваем речь».

Апрель

Закреплять умение сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия.

Закреплять умение группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (резина, металл, дерево, стекло, пластмасса); активизировать словарь детей.

Д /и «Найди такую же», «Найди отличия», «Матрешки».

«Д/и «Из чего сделано?»

Консультация для родителей: «Во что можно поиграть с ребенком по дороге из детского сада и дома».

Май

Закрепление изученного материала по сенсорным эталонам. Мониторинг усвоенного материала на конец года.

Д/и «Угадай, что изменилось?», «Геометрическое лото», «Танграм», «Чудесный мешочек», «Цветовое лото».

Консультация: «Игры с водой и песком».

Результат:

В результате планомерной и систематической работы по сенсорному развитию у детей появился интерес к окружающему миру, повысилась познавательная способность, способность выполнять действия с раздаточным материалом, обогатился словарный запас детей.

Литература по теме:

1)Венгер Л.А.,Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка книга для воспитателя детского сада.-М. «Просвещение», 1998-144с.

2)Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под редакцией Л.А.Венгера. М. «Просвещение», 1973.

3)Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.И. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. – М., Пр., 1981.

4) Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание»

5) Кудрявцева Е.А. «Сенсорное развитие детей 4-5 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей среднего дошкольного возраста

Источник