Условные и безусловные рефлексы в развитии психики ребенка

Условные и безусловные рефлексы в развитии психики ребенка thumbnail

Рождение
является для организма ребенка большим
потрясением. От вегетативного,
растительного существования в относительно
постоянной среде (организм матери) он
вдруг переходит в совершенно новые
условия воздушной среды с бесконечным
количеством часто сменяющихся
раздражителей, в тот мир, где ему предстоит
стать разумной личностью.

Жизнь
ребенка в новых условиях обеспечивают
врожденные механизмы. Он рождается с
определенной готовностью нервной
системы приспосабливать организм к
внешним условиям. Так, сразу после
рождения включаются рефлексы,
обеспечивающие работу основных систем
организма (дыхания, кровообращения).

В
первые дни можно также отметить следующее.
Сильное раздражение кожи (укол, например)
вызывает защитное отдергивание, мелькание
какого-либо предмета перед лицом —
зажмуривание, а резкое увеличение
яркости света — сужение зрачка и т.д.
Эти реакции — защитные рефлексы.

Кроме
защитных, у новорожденных можно
обнаружить реакции, направленные на
контакт с раздражителем. Это ориентировочные
рефлексы. Наблюдениями установлено,
что уже в период от первого до третьего
дня сильный источник света вызывает
поворот головки: в детской комнате
родильного дома в солнечный день головки
большинства новорожденных, как подсолнухи,
повернуты в сторону света.

Доказано
также, что уже в первые дни новорожденным
свойственно следить за медленно
перемещающимся источником света. Легко
вызываются и ориентировочно пищевые
рефлексы. Прикосновение к углам губ, к
щекам вызывает у голодного ребенка
реакцию поиска: он поворачивает головку
в сторону раздражителя, открывает рот.

Кроме
перечисленных у ребенка обнаруживается
еще несколько врожденных реакций:
сосательный рефлекс — ребенок сейчас
же начинает сосать вложенный ему в рот
предмет; цеплятельный рефлекс —
прикосновение к ладони вызывает реакцию
схватывания; рефлекс отталкивания
(ползания) — при прикосновении к подошвам
ног и некоторые другие рефлексы.

Таким
образом, ребенок вооружен определенным
количеством безусловных рефлексов,
которые проявляются в самые первые дни
после рождения. За последние годы учеными
доказано, что некоторые рефлекторные
реакции проявляются еще до рождения.
Так, уже через восемнадцать недель у
плода образуется сосательный рефлекс.

Большинство
врожденных реакций необходимы ребенку
для жизни. Они помогают ему приспособиться
к новым условиям существования. Благодаря
этим рефлексам для новорожденного
становится возможным новый тип дыхания
и питания. Если до рождения плод
развивается за счет организма матери
(через стенки сосудов плаценты — детского
места — из крови матери в кровь зародыша
поступают питательные вещества и
кислород), то после рождения организм
ребенка переходит к легочному дыханию
и так называемому оральному питанию
(через рот и желудочно-кишечный тракт).
Это приспосабливание происходит
рефлекторно. После того как легкие
наполняются воздухом, целая система
мышц включается в ритмические дыхательные
движения. Дыхание осуществляется легко
и свободно. Питание происходит с помощью
сосательного рефлекса. Врожденные
действия, включенные в сосательный
рефлекс, на первых порах еще плохо
согласованы между собой: ребенок при
сосании захлебывается, задыхается, у
него быстро иссякают силы. Вся его
активность направлена на сосание ради
насыщения. Очень большое значение имеет
также установление рефлекторного
автоматизма терморегуляции: организм
ребенка все лучше приспосабливается к
температурным перепадам.

Новорожденность
— единственный период в жизни человека,
когда можно наблюдать в чистом виде
проявление врожденных, инстинктивных
форм поведения, направленных на
удовлетворение органических потребностей
(в кислороде, пище, тепле). Эти органические
потребности не могут, однако, составить
основу психического развития — они
только обеспечивают выживание ребенка.

У
ребенка в отличие от детенышей животных
имеющиеся безусловные рефлексы не
обеспечивают появления человеческих
форм поведения, в то время как сложный
набор безусловных рефлексов детенышей
животных позволяет сложиться взрослой
особи с активными защитными, охотничьими,
материнскими и другими реакциями,
необходимыми для нормального существования.

Ребенок
гораздо меньше «вооружен»
врожденными
формами поведения, чем детеныш животного.
У ребенка все человеческие формы
поведения еще должны сложиться.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Врожденные
рефлексы
 –
дар природы, необходимые малышу для
выживания вне организма мамы, которые
помогают новорожденному в приспособлении
к жизни в окружающем его мире. Еще в
родильном доме, сразу после рождения
малыша, врач-неонатолог проверяет
врожденные рефлексы и дает оценку
развитию нервной системы. Если
физиологические рефлексы хорошо развиты
и мышечный тонус в норме, значит у ребенка
все в порядке.

Основные безусловные
рефлексы новорожденных

1 Дыхательный рефлекс

Первым, сразу после
рождения, включается дыхательный рефлекс
– раскрываются легкие малыша и он делает
первый самостоятельный вдох.

2. Сосательный рефлекс

Сосательный рефлекс
возникает у новорожденного в ответ на
раздражение полости рта, при прикосновении
к губам и языку новорожденного. Например,
при вкладывании в рот соска, соски,
пальца появляются ритмичные сосательные
движения.

Читайте также:  Развитие ребенка 3 года жизни презентация

3. Глотательный
рефлекс
 Если
что-то попадает в ротик малыша, то он
глотает. Первые дни ребенок учится
координировать дыхательные движения
с глотательными.

4. Рефлекс
кляпа.
 Рефлекс
заставляет ребенка выталкивать изо рта
языком любые твердые предметы. Рефлекс
кляпа появляется сразу после рождения.
Рефлекс не дает ребенку подавиться.
Этот рефлекс угасает ближе к 6 месяцам.
Именно рефлексом кляпа объясняется то,
что малышу до 6-ти месяцев так трудно
глотать твердую пишу.

5. Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля

Поисковый рефлекс
помогает малышу найти сосок и хорошо
выражен перед кормлением.

В норме вызывается
у всех новорожденных и полностью должен
исчезать к 3 месячному возрасту. Затем
появляется реакция на зрительный
раздражитель, ребенок оживляется при
виде бутылочки с молоком, при приготовлении
матерью груди к кормлению.

6. Хоботковый
рефлекс (рефлекс ротовой Эшериха)

Вызывается быстрым
легким прикосновением пальцем, соской
или молоточком по верхней губе ребенка
— в ответ происходит сокращение
мимической мускулатуры новорожденного
-вытягивание губ в виде хоботка.

В норме хоботковый
рефлекс выявляется у всех здоровых
новорожденных, и постепенно угасает к
трехмесячному возрасту. Сохранение
хоботкового рефлекса его у детей старше
трехмесячного возраста является
признаком возможной патологии головного
мозга и наблюдается у детей с поражением
нервной системы.

7. Ладонно-ротовой
рефлекс Бабкина 

Рефлекс имеется
в норме у всех новорожденных, ярче
выражен перед кормлением. После двух
месяцев этот рефлекс снижается, а к трем
— исчезает совсем.

Вялость рефлекса
наблюдается при поражении центральной
нервной системы (ЦНС), особенно при
родовой травме шейного отдела спинного
мозга.

Быстрое становление
рефлекса и его угосание до 3 месяцев
является прогностически благоприятным
признаком у детей, перенесших родовую
травму.

8.Верхний
хватательный рефлекс (Янишевского) 

У младенца в норме
хватательный рефлекс хорошо вызывается.
Перед кормлением и во время еды
хватательный рефлекс выражен значительно
сильнее.

Рефлекс физиологичен
до 3-4-х месяцев, в дальнейшем на базе
хватательного рефлекса постепенно
формируется произвольное захватывание
предметов.

9. Рефлекс
подвешивания Робинсона 

К 3-4 мес этот
безусловный рефлекс трансформируется
в условный — ребенок начинает хватать
игрушки целенаправленно. Хорошая
выраженность хватательного рефлекса
и рефлекса Робинзона способствует
быстрому развитию условного рефлекса
и тем самым — развитию мышечной силы в
руках и способствует более быстрому
развитию тонкой ручной умелости.

10. Нижний
хватательный рефлекс (подошвенный,
рефлекс Бабинского)

У здоровых детей
этот рефлекс сохраняется до 12-14 месяцев
жизни.

Отсутствие нижнего
хватательного рефлекса возникает при
поражении спинного мозга на поясничном
уровне.

11. Рефлекс
Бабинского.

Большинство
врачей сейчас считают рефлекс Бабинского
нормой для первого года жизни и что его
наличие не является признаком патологии,
и с возрастом он пройдёт. Они объясняют
тем, что это связано с недостаточным
развитием коры головного мозга и
соответственно системы центрального
двигательного нейрона в раннем детском
возрасте и что этот рефлекс встречается
сейчас очень часто.

12. Пяточный рефлекс
Аршавского 

При надавливании
на пяточную кость у ребенка вызываются
крик или гримасы плача.

Отсутствие их,
снижение степени выраженности или
асимметрия могут указывать на поражение
нервной системы.

13. Рефлекс
охватывания Моро 

Рефлекс выражен
сразу после рождения. У всех здоровых
новорожденных рефлекс Моро всегда
симметричен(одинаков) в обеих руках и
выражен до 4-5-го месяца, затем начинает
угасать; после 5-го месяца можно наблюдать
лишь отдельные его компоненты.

10.
Комплекс оживления как основное
новообразование периода раннего
младенчества, его значение для психического
развития ребенка.

«Комплекс оживления»,
описанный Н. М. Щеловановым, возникает
с 2,5 месяцев и нарастает до 4-го месяца.
Он включает в себя группу реакций таких
как:

1) замирание,
сосредоточение на предмете, взгляд с
напряжением;

2) улыбка;

3) двигательное
оживление;

4) локализация.

После четырех
месяцев комплекс распадается. Протекание
реакций зависит от поведения взрослого.
Анализ возрастной динамики показывает,
что до двух месяцев ребенок одинаково
реагирует и на игрушку, и на взрослого,
но взрослому он чаще улыбается. После
трех месяцев формируется двигательное
оживление на увиденный предмет. В первом
полугодии ребенок не различает
положительного и отрицательного
воздействий. У ребенка возникает
потребность во внимании, появляются
экспрессивно-мимические средства
общения. Чем внимательнее взрослый к
ребенку, тем раньше он начинает выделять
себя из окружающего мира, что является
основой его самосознания и самооценки.
К концу первого полугодия ребенок
проявляет богатую палитру эмоций. Акт
хватания в пять месяцев уже сформирован.
Благодаря взрослому ребенок выделяет
целостный предмет и формирует
сенсорно-моторный акт. Интерес к действиям
и предметам – свидетельство нового
этапа развития. Во втором полугодии
жизни ведущим становится манипулятивное
действие (бросание, щипание, кусание).
К концу года ребенок осваивает свойства
предметов. В 7–8 месяцев ребенок должен
бросать, трогать предметы, активно вести
себя. Общение является ситуативно-деловым.
Меняется отношение к взрослым, преобладает
негативная реакция на замечания. Эмоции
становятся ярче, различаются в зависимости
от ситуации.

Читайте также:  Особенности личности ребенка с отклонениями в развитии

Развитие моторики
младенца подчиняется определенной
схеме: движения совершенствуются от
крупных, размашистых к более мелким и
точным, причем сначала это происходит
с ручками и верхней половиной тела,
затем – с ножками и нижней частью тела.
Сенсорика младенца развивается быстрее,
чем двигательная сфера, хотя они обе
связаны. Этот возрастной этап является
подготовительным к речевому развитию
и называется довербальным периодом.

1. Развитие
пассивной речи – ребенок учится понимать,
угадывает смысл; важен анемо-тический
слух ребенка, у взрослого важна
артикуляция.

2. Отработка
речевых артикуляций. Изменение звуковой
единицы (тембра) ведет к изменению
смысла. В норме ребенок в 6–7 месяцев
поворачивает голову при назывании
предмета, если этот предмет имеет
постоянное место, а в 7–8 месяцев
отыскивает названный предмет среди
других. К первому году ребенок понимает,
о каком предмете идет речь, и выполняет
элементарные действия. В 5–6 месяцев
ребенок должен пройти стадию лепета и
научиться произносить четко триады и
диады (три и два звука), уметь воспроизвести
ситуацию общения.

Источник

Реакции в жизни малыша

Период привыкания организма младенца к новым условиям после внутриутробных, длиться до двадцати восьми дней. В этот месяц ребенок беспомощен, форма поведения еще не сформирована, он всему учится, боится нашего широкого пространства.

Маленький человечек рождается, и ему на генетическом уровне переданы определенные реакции, которые называются врожденные или безусловные рефлексы.Счастливый ребенок

Рефлексы имеют свойство появляться и пропадать – это считается нормой. Также различают симметрию и асимметрию ответов. У нормально развивающегося малыша ответная реакция должна быть одинаковой как с левой стороны, так и с правой стороны туловища. Отклонением считается отсутствие реакции с какой-то одной стороны.

Также нормой считают когда рефлекс усилился и со временем ослаб. За патологию принимают если наблюдается притупление или совсем его отсутствие. В этом случае говорят о сбое центральной нервной системы или мышечном тонусе.

В ходе совершенствования и роста мозга малютки, моделируются условные (приобретенные) реакции.

Жизненная важность врожденных рефлексов у новорожденного ребенка

Неонатологи выделяют у новорождённого крохи около 15 жизненно важных безусловных (врожденных) рефлекторных реакций. Причем часть из них помогает младенцу в тяжелом процессе рождения. При исполнении своей функции они исчезают. Еще одна часть своего рода почва для развития новых. И остальная часть реакций играет не маловажную роль в формировании индивидуальности ребенка.Таблица рефлексов у новорожденных детей

Детские врачи выделяют 3 функциональные группы безусловных рефлексов:

  1. Для обеспечения полноценности жизненных функций: дыхательный, сосательный, глотательный, спинальный;
  2. Защищающий от факторов наружной среды: холода, жары, яркого света, ветра и других;
  3. «На время»: один из таких, как удерживание дыхания при рождении.

Безусловные врожденные рефлексы у детей

Другими словами оральные «ротовые» реакции. Выделяют 9 подвидов оральных реакций:

  • сосательный
  • глотательный
  • хоботковый
  • ладонно-ротовой (Бабкина)
  • поисковый (Куссмауля)
  • спинальный
  • верхний защитный
  • дыхательный
  • рефлекс кляпа

Сосательный

Малыш совершает активные сосательные движения как только родился, когда мама приложила его к груди; либо же когда дают бутылочку со смесью или же соску.Сосательный рефлекс

Глотательный

Умение глотать. Реакция с человеком всю жизнь.

Хоботковый

При легком прикосновении к губкам ребеночка, сокращается круговая мышца ротика, которая провоцирует скручивание губ в трубочку, напоминающее хобот слоненка. Ближе к трем месяцам это умение угасает.Хоботковый рефлекс

Ладонно-ротовой (Бабкина)

Надавливая большими пальцами рук на обе ладошки крохи, срабатывает рефлекторная реакция открывания ротика и сгибания головки малыша. Ближе к четвертому месяцу ответка угасает.

Поисковый (Куссмауля)

Поиск груди (сиси) матери. Дотрагиваясь до краешков уголков рта, ребенок поворачивает голову в сторону объекта раздражения. У малыша опускается нижняя губа, ему поступает сигнал «пора кушать». Реакция ослабевает в первые недели жизни, а полностью исчезает ближе к году.

Спинальный

Спинальные реакции отвечают за формирование и состояние мышечного аппарата ребенка. Они помогают педиатрам определить как идет развитие у малыша первого года жизни.

Верхний защитный

Имеется ввиду — реакция для защиты верхних дыхательных путей от вероятного расстройства функции дыхания. Срабатывает она тотчас после рождения и пропадает в первый месяц.безусловные рефлексы у новорожденных детей

Дыхательный

Умение дышать. Жизненно необходимая для человека реакция.

Рефлекс кляпа

С разряда «защитные рефлексы». Ребенок выталкивает языком твердую пищу либо же предметы. Ответ срабатывает у человека всю его жизнь, но раздражитель (язык) участвует только некоторое время, первые шесть месяцев.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка в детском саду для дефектолога

Хватательные рефлексы

Филогенетически необычайно древний рефлекс. При поглаживании ладошки, малыш инстинктивно сожмет пальчики. То же самое мы увидим когда погладим подушечку пальцев ножки крохи. Выделяют 2 подвида хватательных:

  1. Рефлекс Янишевского и Робинсона;
  2. Рефлекс Бабинского

Ладонный (Янишевского и Робинсона)

При поглаживании центра ладошки, ребенок автоматически и непроизвольно схватит предмет или сомкнет руку. Ребенок развивает насколько сильную мускулатуру, что может удержать свое тело на весу. При проверке один из обязательных. Ближе к четырем месяцам он ослабевает.Хватательный рефлекс

Подошвенный (Бабинского)

Поглаживая наружный край ступни, пальчики малыша раскроются как веер, а стопа сожмется с задней стороны. У ребенка рефлекс срабатывает вплоть до двух лет.Малыш загибает пальчики ног

Условные рефлексы в новорожденного ребенка

Рефлекс Моро

Известный как испуг. Выделяют две фазы испуга:

  • Первая – когда кроха отводит ручки в сторону и раскрывает кулачки;
  • Вторая (исходная) – когда малыш прижимает ручки к телу и крепко зажимает кулачки

Ребенок реагирует на громкие звуки, резкие подъемы его ножек, удары, стуки и другое. Нормой считается если рефлекс возникает неожиданно. Ближе к четырем месяцам реакция ослабевает, а в дальнейшем наблюдаются только отдельные ее составляющие.Рефлекс Моро

Рефлекс Кернига

Согнутые в коленках ножки ребенка, пытаются разогнуть в суставах таза и бедер и отвести в стороны. При правильном развитии малыша – это сделать невозможно. Проверяют реакцию Кернига, когда малышу исполнится 4 месяца.рефлекс Кернига

Рефлекс «автоматической походки»

Ответная реакция центральной нервной системы малыша на ходьбу. Что бы проверить, нужно приподнять малыша и наклонить его тело немножко вперед. Если ребенок наступает на всю ножку, значит развитие идет правильно. В случае цепляний стопа об стопу, или же ходьбы на цыпочках без постановки на всю ступню, желательно об этом сказать врачу.

Рефлекс Бауэра (ползание)

Дитя укладываем на животик, а ножки сведем вместе и приставим свою ладошку. Младенец попытается оттолкнуться от ладони, сгибая разгибая ножки, начнет ползти.Рефлекс Бауэра

Рефлекс опоры

Кроха еще не готов стоять, он еще не окреп, но опорная реакция уже работает. Берем его под ручки и поднимаем вертикально.Держась на весу, ребенок автоматически подожмет ножки, а поставив его на поверхность, кроха выпрямит тело и будет стоять на полусогнутых ножках и на полной стопе. Опорный работает до 1,5 — месячного возраста малыша.

Рефлекс Галанта

Ответная рефлекторная реакция позвоночника. Ребенок, при проведении вдоль позвоночника пальцем, выгнет спинку. При этом одновременно опустит головку и ножки.рефлекс Галанта

Самостоятельная проверка рефлексов у детей

В меру осваивания и развития малыша, врожденные рефлексы угасают, а ребенок находит новые способы для выражения своих потребностей. Большая часть из них исчезает уже к третьему месяцу.

Любознательные родители могут сами проверить на ответы своего ребенка. Но важно не забывать, что итог наблюдения может быть не совсем достоверным. Воздействие, скажем, чувства голода у ребенка или усталости, повлияет на проверку. Поэтому надежнее будет, когда рефлексы проверит доктор.

А маме лучше использовать их в качестве игр с новорождённым ребенком, тем самым развивая малыша и общаясь с ним. В первые месяцы жизни, малыш развивается очень быстро и мама не всегда может приметить эти изменения. Ближе к четвертой неделе движения ручек и ножек становятся менее беспорядочными.

Когда услышит голос родителей, на мгновенье затихает, а потом вновь восстанавливает свою игривость. Психологи называют это явление – двигательное оживление. С его помощью детки привлекают к себе внимание родителей.

Нарушение реакций

Реакций очень много. Основные, которые помогут родителям проверить развитие малыша, представленные выше. Безответность ребенка на раздражитель может говорить о нарушении в работе центральной нервной системы. За консультацией нужно обратиться к неврологу.

Отклонения на вызов реакции

Бывают случаи, когда малыш не дает ответной реакции. Это связано с:

  1. гипоксией центральной нервной системы малыша;
  2. детским церебральным параличем;
  3. внутричерепной травмой;
  4. гипотонией мышц;
  5. травмами спинного мозга;
  6. приемом лекарств, которые угнетают нервную систему крохи;Ребенок плачет

В случае если у малыша слабое желание к сосанию – это может говорить, что малыш просто не голоден. А скажем, для стимуляции хватательного, при кормлении маме достаточно положить свой палец малышу в ручку.

В других случаях лучше обратится к врачу.

И главное помнить, организм маленького человечка очень сильный, а процесс восстановления очень быстрый. Малыш обязательно вырастет здоровый!

Источник