Развитие самосознания ребенка 3 года

В этой статье будет рассмотрено:

  • Отделение и независимость ребенка
  • Развитие и формирование самосознания детей.

Самосознание и независимость младенца.

Когда ваш малыш только появился на свет, он еще не осознаёт себя как индивидуальность. Малыш чувствует себя одним целым с вами и не отделяет себя от вас, даже его ручки и ножки не являются для него своими.

Со временем ребенок, развиваясь физически и ментально, начинает осознавать себя отдельной личностью, со своим телом, мыслями и чувствами. Начинает желать делать то что хочет, как он того жаждет.

Когда развивается самосознание

Отделения себя от вас, чувство индивидуальности и самосознание развиваются с годами. Примерно в возрасте 6-7 месяцев, ваш малыш начинает отделять себя от вас, и начинает понимать, что вы можете покинуть его, что вы не единое целое. Обычно в это время наступает сепарационная тревога у детей, которая может продлиться и на следующий год жизни.

Сепарационная тревога это состояние, в котором ребенок испытывает сильную тревогу в случае разлуки с людьми и местами, к которым он сильно привязан.

Позже ваш малыш станет более уверенным в себе, вырастет его социализация. Он уже не будет так нервно воспринимать ваш уход из дома, или то, что вы отводите его в ясли, или нанимаете няню. В этот момент он уже готов познавать себя и двигаться дальше, формируя свою индивидуальность.

Как развивается самосознание у ребенка

  • Развитие самосознания ребенка в период от 1 до 6 месяцев
  • Развитие самосознания ребенка в период от 7 до 12 месяцев
  • Развитие самосознания ребенка в период от 13 до 24 месяцев
  • Развитие самосознания ребенка в период от 25 до 36 месяцев

Развитие самосознания ребенка в период от 1 до 6 месяцев

До наступления первого дня рождения ребенок полностью ассоциирует себя с основным родителем. В первые месяцы жизни, малыш занятый развитием основных навыков и рефлексов, даже не думает о своей индивидуальности, нет времени на то чтобы заняться самосознанием и отделением себя от родителя.

Основные потребности, которые малыш хочет удовлетворить в этот период:

  • Еда
  • Любовь
  • Внимание

Первые признаки развития независимости от вас вы можете заметить в возрасте четырех месяцев, например, ваш ребенок поймет, что ваше внимание можно обратить на себя плачем. Это один из первых шагов вашего малыша к развитию индивидуальности и самосознания. Ребенок начинает понимать, как его действия влияют на действия других.

Известное исследование показывает, что дети не осознают своего существования. Исследователи клали младенцев до года перед зеркалом, чтобы выяснить осознают ли малыши что это они сами в зеркале.

Выяснилось, что малыши не понимают, что в зеркале отражаются они сами. Они пытались поглаживать зеркало, и вели себя, так как будто они видят другого малыша. Так же носики малышей красились в красный цвет и клали перед зеркалом, они всегда пытались потрогать нос в зеркале, не свой собственный.

Развитие самосознания ребенка в период от 7 до 12 месяцев

В возрасте 7 месяцев ваш малыш понимает, что он отделен от вас, что он и вы это разные люди. Несмотря на то, что это очень важный период в развитии ребенка, именно тогда может возникнуть сепарационная тревога. Малыш уже понимает, что вы можете уйти, но он не знает, что вы обязательно вернетесь, так что он может залиться слезами, даже если вы отойдете буквально на минуту.

Не пытайтесь уйти незаметно для ребенка! Когда он этого не видит. Это не поможет ему, наоборот может еще больше уверить в том, что вы можете его бросить. Несмотря на то, что это может быть тяжело, попрощайтесь с ребенком, перед тем как уйти.

Развитие самосознания ребенка в период от 13 до 24 месяцев

В этот период ваш малыш развивается, продвигаясь в отделении себя как личности от вас и мира вокруг. В тоже же исследовании что ранее упоминалось  исследователи красили нос детей в красный цвет в возрасте примерно 21го месяца. Когда дети смотрели в зеркало, они трогали свой собственный нос, в отличие от детей более раннего возраста. Они понимали, что отражение в зеркале это они сами.

Двухлетние дети все еще могут тревожиться, когда вы уходите от него, но быстрее восстанавливаются и чувствуют себя в большей безопасности. Их опыт показывает, что вы обязательно вернетесь к ним. Вы создали доверие у ребенка тем, что всегда показывали свою любовь и заботу.

Это также придаёт малышу уверенности в своих желаниях. Например, носить именно эту одежду снова и снова, есть определенную еду, самому забираться на сиденье машины. Все это показывает растущую независимость.

Развитие самосознания ребенка в период от 25 до 36 месяцев

Между двумя и тремя годами ваш ребенок продолжить стремится к независимости. Начнет убегать от вас при прогулке, и продолжит проверять границы дозволенного (например рисовать на стене, даже если вы запретили). Скорее всего «я сама/я сам» будет самой частой фразой которую вы будете слышать в этом возрасте.

Роль родителя в развитии самосознания и независимости ребенка.

Ваш малыш должен осознать вашу защиту, перед тем как он начнет исследовать мир. Постоянно дарите ребенку любовь и поддержку, что бы взрастить в нем уверенность в себе, которая нужна для формирования самосознания.

С самого начала, с рождения, немедленно реагируйте на плач ребенка. Создайте основную связь с ребенком тем, что кормите, когда ему хочется, есть, меняя подгузники, когда они грязные, улыбаясь и разговаривая с малышом, когда ему неспокойно.

Вы можете играть с ребенком для того что бы дать ему осознать понятия ухода и возврата вас, так он научится не паниковать когда вы его ненадолго оставляете. Например, играйте в Ку-ку, или прячьте игрушку под одеялом и ищите вместе.

Чтобы развить независимость в ребенке ему нужно проверять границы и исследовать окружение. Поэтому удостоверьтесь, что в доме нечему навредить ребенку. Вместо того что бы носиться по дому за ребенком крича – «нет» — каждый пять секунд, просто сделайте так чтобы не было опасных вещей до которых малыш может добраться.

Поддержите развитие независимости и самосознания, давая ребенку возможность выбора. Выбора между одеждой, едой, занятиями. Покажите, как надо пить из чашки самому или складывать игрушки на место.

Помните, несмотря на то, что ребенок начинает делать что-то самостоятельно, это не значит что ему нужно меньше ласки и любви. Даже если, кажется, что он нуждается в меньшем количестве, ребенок все равно постоянно хочет заботы от вас.

Поддерживайте каждый раз малыша, когда он хочет сделать что-то сам, но не отталкивайте когда он бежит за вашей помощью. Малышу нужна ваша поддержка и одобрение еще долгое время.

Когда стоит волноваться

Несмотря на то, что сепарационная тревога нормальна для детей от 10 месяцев до 2х лет, вам нужно проконсультироваться с врачом, если его тревога слишком высока, настолько, что вы не можете ничего сделать, не находясь рядом с ребенком.

Обратитесь к врачу, если ребенка невозможно успокоить даже когда вы вернулись.

Что дальше

С возрастом приходит большая независимость и большее самосознание. Каждый год ваш ребенок будет все более самостоятельным, и все больше будет желать делать что-то сам.

Читайте также:  Особенности психического развития ребенка литература

Далее ребенок сам сможет собираться в школу, готовить себе, заводить друзей и ходить в школу.

Источники

Источник

В период от 3 до 7 лет у детей происходит формирование основных личностных механизмов и образований, активно развивается эмоциональная сфера и самосознание. О дошкольном возрасте А. Н. Леонтьев писал: «Это период первоначального фактического склада личности».

Как развиваются эмоции и самосознание дошкольников?

Эмоции

К радости родителей, в этом возрастном периоде у детей не происходит серьёзных аффективных эмоциональных вспышек и конфликтов по поводу и без. В целом наблюдается спокойная эмоциональность. Это относительно спокойное эмоциональное состояние определяется динамикой представлений ребёнка. Если в раннем детстве процессы восприятия окружающего мира были аффективно окрашенными, то в возрасте от 3 до 7 лет образные представления более свободны и мягки.

Раньше эмоциональность малыша зависела от конкретной ситуации, в которую он был включён. Например, обладал ли он желаемой игрушкой или нет, умел с ней играть или у него ничего не получалось. То теперь появление представлений дают ему возможность отвлечься от ситуации, а временные затруднения воспринимаются не так остро. Следовательно, эмоциональные процессы становятся уравновешенными. Но это не говорит о том, что насыщенность и интенсивность эмоциональной жизни снижена. В течение всего дня, в процессе игр и общения с близкими, ребёнок получает большую порцию эмоций, от которой к вечеру очень утомляется.

В дошкольном возрасте желания ребёнка соединяются с его представлениями. Действия уже не связаны с видимыми привлекательными предметами, они строятся на основе представлений о предмете, о желаемом результате. Эмоции, связанные с представлениями, способствуют предвосхищению результатов действий и удовлетворению желаний.

А. В. Запорожец подробно описывал механизм эмоционального предвосхищения. До 3 лет ребёнок переживает последствия собственных действий, у него не возникает переживаний по поводу того, заслуживает ли поступок одобрения или порицания, и к чему он приведёт. Аффект оказывается последним звеном в цепи событий. У дошкольника уже до того, как он начинает действовать, появляется эмоциональный образ, который отражает и оценку взрослых, и будущий результат. То есть, ребёнок заранее знает, хорошо или плохо он собирается поступить. Если он предвидит неодобрение за свои действия, возникает тревожность, способная затормозить нежелательный поступок. Предвосхищение одобрения за свои действия со стороны взрослых, способствует появлению положительных эмоций, которые дополнительно стимулируют поведение.

Взрослые могут помочь созданию положительного эмоционального образа. Например, если родители пояснят ребёнку, какую радость он им доставит, если приберёт свои игрушки, то действия не заставят себя ждать. Пожелания родителей не должны опираться на сознательность ребёнка – ещё рано. А пожелания, ориентированные на эмоциональное воображение, являются более эффективными: и ребёнку радостно, и родителям приятно.

Таким образом, происходит смещение эмоционального аффекта с конца к началу деятельности. Эмоциональный образ становится основным в структуре поведения. Механизм эмоционального предвосхищения лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребёнка.

С 3 до 7 лет меняется структура самих эмоциональных процессов. Если до 3 лет малыш, переживая обиду, плакал, падал на пол, закрывал лицо руками, произносил бессвязные фразы, кричал, ломал игрушки, то после 3 лет внешнее выражение эмоций становится более сдержанным. Однако, переживания становятся сложнее и глубже, т.к. понимает и оценивает то, что он делает в данный момент и что ещё предстоит сделать.

Меняется и содержание аффектов. У дошкольников появляется сочувствие к другому, сопереживание, т.к. без этих эмоций невозможно общение и совместная деятельность с другими детьми. Все виды деятельности, в которые включается дошкольник, должны быть эмоционально окрашены, вызывать положительные эмоции, иначе ничего не получится. Важно помнить: дети делают с желанием только то, что им нравится и то, что им интересно.

Самосознание

До 3 лет можно было наблюдать лишь истоки самосознания малыша. В дошкольном периоде, благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, самосознание формируется к концу 7 лет. Самооценка появляется к 5 годам. Она складывается из эмоциональной («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребёнок вначале оценивает других, а затем учится оценивать собственные действия, моральные качества и умения. Моральные качества он оценивает по своему поведению. Его самооценка совпадает с оценкой взрослых. Как правило, пятилетний ребёнок преувеличивает свои успехи. В 6 лет они хвалят себя не так открыто, но ещё завышено. К 7 годам самооценка становится более адекватной. Завышенная самооценка помогает ребёнку без страха включаться в новые виды деятельности и осваивать их.

М. И. Лысина отмечала прямую зависимость развития самосознания ребёнка от особенностей семейного воспитания. Если родители уделяют много времени своему ребёнку, адекватно и положительно оценивают его физические и умственные возможности, часто заслуженно поощряют – дети воспитываются с точными представлениями о себе. Если же родители с детьми не занимаются, часто незаслуженно наказывают и упрекают, делают замечания при посторонних – дети растут с заниженными представлениями о себе.

Важно помнить, что дети видят себя глазами родителей. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка, то и представление о себе будет искажённым.

Яркой особенностью развития самосознания в этот период является осознание ребёнком своих переживаний. Практически до 5 лет ребёнок не осознаёт свои переживания, только к 6-7 годам он начинает ориентироваться в своих эмоциональных состояниях и может понять, насколько он рад или огорчён. Кроме того, в этом периоде дети осознают себя как девочку и мальчика (половая идентификация). Они приобретают представления о стиле мужского и женского поведения, появляются специфические игры только для девочек или мальчиков. Также начинается осознание себя во времени. К 6-7 годам дошкольник помнит себя в прошлом, осознаёт себя в настоящем и может представить себя в будущем.

Следовательно, центральным новообразованием развития детей от 3 до 7 лет является развитие самосознания.

Источник

У дошкольника в содержание представлений
о себе входит отражение им своих свойств,
качеств, возможностей. Данные о своих
возможностях накапливаются постепенно
благодаря опыту разнообразной
деятельности, общения со взрослыми и
сверстниками. Представления ребенка о
самом себе дополняются соответствующим
отношением к самому себе. Формирование
образа самого себя происходит на основе
установления связей между индивидуальным
опытом ребенка и информацией, которую
он получает в процессе общения. Налаживая
контакты с людьми, сравнивая себя с
ними, сопоставляя результаты своей
деятельности с результатами других
детей, ребенок получает новые знания
не только о другом человеке, но и о самом
себе.

У дошкольника развивается наиболее
сложный компонент самосознания —
самооценка. Она возникает на основе
знаний и мыслей о себе.

Оценка дошкольником самого себя во
многом зависит от того, как его оценивает
взрослый. Заниженные оценки оказывают
самое отрицательное воздействие. А
завышенные искажают представления
детей о своих возможностях в сторону
преувеличения результатов. Но в то же
время играют положительную роль в
организации деятельности, мобилизуя
силы ребенка.

Чем точнее оценочное воздействие
взрослого, тем точнее представление
ребенка о результатах своих действий.
И с другой стороны, сформированное
представление о собственных действиях
помогает дошкольнику критически
относиться к оценкам взрослых и в
какой-то мере противостоять им. Чем
младше ребенок, тем некритичнее он
воспринимает мнение взрослых о себе.
Старшие дошкольники оценки взрослых
преломляют через призму тех установок
и выводов, которые подсказывает им их
опыт. Ребенок может даже в определенной
степени противостоять искажающим
оценочным воздействиям взрослых, если
самостоятельно умеет анализировать
результаты своих действий. Характерно,
что в этом возрасте ребенок отделяет
себя от оценки другого. Познание
дошкольником пределов своих сил
происходит не только на основе общения
со взрослыми, но и собственного
практического опыта. Дети с завышенными
или заниженными представлениями о самих
себе более чувствительны к оценочным
воздействиям взрослых, легко поддаются
их влияниям.

Читайте также:  Характеристика общих закономерностей развития ребенка

В отличие от предыдущих периодов жизни
ребенка, в возрасте 3-7 лет общение со
сверстниками начинает играть все более
существенную роль в процессе самосознания
дошкольника. Взрослый — это недосягаемый
эталон, а с ровесниками можно себя
сравнивать запросто. При обмене оценочными
воздействиями возникает определенное
отношение к другим детям и одновременно
развивается способность видеть себя
их глаза-щи. Умение ребенка анализировать
результаты собственной деятельности
прямо зависит от его умения анализировать
результаты других детей. Так, в общении
со сверстниками складывается способность
оценивать другого человека, которая
стимулирует возникновение самооценки.

Чем младше дошкольники, тем менее значимы
для них оценки сверстников. В 3-4 года
взаимооценки детей более субъективны,
чаще подвержены влиянию эмоционального
отношения друг к другу. Малыши почти не
могут обобщать действия товарищей в
разных ситуациях, не дифференцируют
близкие по содержанию качества
(Т.А.Репина). В младшем дошкольном возрасте
положительные и отрицательные оценки
сверстников распределяются равномерно.
У старших дошкольников преобладают
положительные. Наиболее восприимчивы
к оценкам сверстников дети 4,5-5,5 лет.
Очень высокого уровня достигает умение
сравнивать себя с товарищами у детей
5-7 лет. У старших дошкольников богатый
опыт индивидуальной деятельности
помогает критически оценивать воздействия
ровесников.

Важное место в оценке сверстников в
любом возрасте занимают их деловые
качества, навыки и умения, обеспечивающие
успешность совместной деятельности, а
также нравственные качества. В группе
детского сада существует система
ценностей, которая определяет взаимооценки
детей. Постепенно расширяется диапазон
моральных проявлений, который ассоциируется
у ребенка с понятием «хороший» в отношении
сверстника и себя. В 4-5 лет он невелик
(не бить никого, слушать воспитательницу,
маму). В 5-6 лет он становится больше, хотя
по-прежнему называемые качества касаются
только отношений в детском саду и семье
(защищать детей, не кричать, не баловаться,
быть аккуратным, не жалеть, когда что-то
даешь, помогать маме, делиться игрушками).
В 6-7 лет моральные нормы осознаются
дошкольниками точнее и относятся к
людям более широкого окружения (не
драться, слушаться, со всеми дружить,
принимать в игру, угощать всех, помогать
младшим, не обзываться, не врать, никого
не обижать, уступать место старшим). В
6-7 лет большинство детей правильно
понимают те нравственные качества, по
которым оценивают сверстников: трудолюбие,
аккуратность, умение дружно играть,
справедливость и др.

Оценить себя дошкольнику гораздо
труднее, чем сверстника. К ровеснику
ребенок более требователен и оценивает
его более объективно. Самооценка
дошкольника очень эмоциональна. Он
легко оценивает себя положительно.
Отрицательные самооценки наблюдаются,
по данным Т.А.Репиной, лишь у незначительного
числа детей седьмого года жизни.

Причина неадекватной оценки состоит в
том, что дошкольнику, особенно младшему,
очень трудно отделить свои умения от
собственной личности в целом. Для него
признать то, что он что-то сделал или
делает хуже других детей, значит признать,
что он вообще хуже сверстников. Поэтому
даже старший дошкольник, понимая, что
поступил или сделал что-то плохо, часто
не в состоянии это признать. Он понимает,
что хвастать некрасиво, но стремление
быть хорошим, выделиться в среде других
детей настолько сильно, что ребенок
часто идет на уловки, чтобы косвенно
показать свое превосходство.

Максим Д. (5 лет 9 мес.) занимается в
танцевальном кружке. На постоянные
вопросы взрослого: «Кто сегодня выполнял
движения лучше-?» отвечает: «Конечно,
я». Подобный ответ взрослого не
удовлетворяет, и он терпеливо объясняет
мальчику, что повторять «Я лучше всех»
некрасиво. Когда в очередной раз взрослый
после занятий спрашивает: «Кто сегодня
танцевал лучше?», Максим отвечает:
«Антон». И тут же торопливо добавляет:
«Это я из скромности…»

Нередко старшие дошкольники уходят от
ответа на вопрос типа «Кто у вас в группе
лучше всех?», отвечая: «Не знаю… Я тоже
хорошо дежурю (не дерусь, добрый и пр.)».
В то же время более младшие дети не
задумываясь говорят: «Я лучше».

Нередко дети гордятся качествами,
которыми не обладают, рассказывают о
вымышленных достижениях. Это происходит
в силу нескольких причин. Р.Х.Шакуров
показал, что ребенок, приписывая себе
определенные качества, не всегда понимает
значение соответствующего слова, а
осознает только его оценочный смысл:
таким быть хорошо. Отсюда и несовпадение
его самооценки с реальностью. Кроме
того, дошкольник не может в полной мере
разобраться в своей психической жизни
и осознать свои качества или свойства.
Поэтому дети часто гордятся качествами,
которым обладают в незначительной
степени. Оценивая себя, ребенок стремится
к положительной самооценке, он хочет
показать, что представляет нечто ценное
для окружающих. И если взрослые и
сверстники не замечают его положительных
качеств, то он наделяет себя вымышленными.

С возрастом самооценка становится все
более правильной, полнее отражающей
возможности малыша. Первоначально она
возникает в продуктивных видах
деятельности и в играх с правилами, где
наглядно можно увидеть и сравнить свой
результат с результатом других детей.
Имея реальную опору: рисунок, конструкцию,
дошкольникам легче дать себе правильную
оценку.

В возрасте 3-4 лет ребенок завышение
оценивает свои возможности в достижении
результата, мало знает о личностных
качествах и познавательных возможностях,
зачастую смешивает конкретные достижения
с высокой личной оценкой. При условии
развитого опыта общения ребенок в 5 лет
не только знает о своих умениях, но имеет
некоторое представление о познавательных
возможностях, личностных качествах,
внешнем облике, адекватно реагирует на
успех и неудачу. В 6-7 лет дошкольник
хорошо представляет свои физические
возможности, оценивает их правильно, у
него складывается представление о
личностных качествах и умственных
возможностях.

Эгоистическая позиция заключается в
том, что ребенку безразличны другие
дети, а его интересы сосредоточены на
предметах. Поэтому такие дети часто
допускают в адрес товарища грубость,
агрессивность. Обычно дошкольники с
такой позицией ничего не знают о своих
ровесниках и даже не всегда помнят их
имена. Зато игрушки, которые приносят
другие, ребенок замечает всегда. Такая
позиция вредна не только для сверстников,
но и для самого ребенка. Его не любят
товарищи, не хотят с ним играть или
дружить. От этого он становится еще
агрессивнее.

Конкурентная позиция состоит в том, что
ребенок понимает: чтобы тебя любили,
уважали и ценили, нужно быть послушным,
хорошим, никого не обижать. Такого
ребенка любят и хвалят воспитатели. Он
добивается признания в группе сверстников.
Но они интересуют его только как средство
самоутверждения. Малыш напряженно
следит за успехами других и радуется
их неудачам. Он оценивает сверстника
неадекватно, с точки зрения своих
достоинств. Конечно, такая позиция в
какой-то мере выступает как возрастная
черта поведения в общении с ровесниками,
но она не должна оставаться главной до
конца дошкольного возраста.

Ребенок с гуманной позицией относится
к товарищу как к самоценной личности.
Он положительно относится к товарищам,
очень чувствителен к внутреннему
состоянию других, хорошо знает интересы,
настроения и желания окружающих. Охотно,
по своей инициативе делится тем, что
имеет, помогает другим не в расчете на
похвалу, а потому что сам получает от
этого радость и удовлетворение.

Читайте также:  Раннее развитие кому нужнее маме или ребенку

Постепенно у дошкольников возрастает
способность мотивировать самооценку,
причем изменяется и содержание
мотивировок. В исследовании Т.А.Репиной
показано, что 4-5-летние дети связывают
самооценку в основном не с собственным
опытом, а с оценочными отношениями
окружающих: «Я хороший, потому что меня
воспитательница хвалит». В 5-7 лет
дошкольники обосновывают положительные
характеристики самих себя с точки зрения
наличия каких-либо нравственных качеств.
Но даже в 6-7 лет не все дети могут
мотивировать самооценку.

К 7 годам у ребенка происходит важное
преобразование в плане самооценки. Она
из общей становится дифференцированной.
Ребенок делает выводы о своих достижениях
в разных видах деятельности. Он замечает,
что с чем-то справляется лучше, а с чем-то
хуже.

Приведем пример.

Взрослый: Максим, кто у вас в группе
быстрее всех ест?

Максим Д. (6 лет): Я, конечно!

Взрослый: А кто у вас быстрее всех думает
на занятии?

Максим (лицо сосредоточенное, говорит
тихо): Миша, он всегда первый руку
поднимает.

До 5 лет дети обычно переоценивают свои
умения. А в 5-6,5 лет редко хвалят себя,
хотя тенденция похвалиться сохраняется.
В то же время возрастает число обоснованных
оценок. К 7 годам большинство детей
правильно себя оценивают и осознают
себя в разных видах деятельности.

На 7-м году жизни у ребенка намечается
дифференциация двух аспектов самосознания
— познание себя и отношение к себе.

Так, при самооценке: «Иногда хороший,
иногда плохой» наблюдается эмоционально
положительное отношение к себе
(«Нравлюсь») или при общей положительной
оценке «Хороший» — сдержанное
эмоционально-ценностное отношение
(«Нравлюсь себе чуть-чуть»). У детей 4
лет чаще наблюдается тенденция
обосновывать эмоционально-ценностное
отношение к себе эстетической
привлекательностью, а не этической
(«Нравлюсь себе, потому что красивая»).
В 4-5 лет намечается желание что-то
изменить в себе, хотя оно не распространяется
на характеристики нравственного облика.
В старшем дошкольном возрасте наряду
с тем, что большинство детей удовлетворено
собой, стремление изменить что-то в
себе, стать другим возрастает.

Приведем пример.

Максим Д. (6 лет) очень подвижный ребенок.
Чтобы он выполнил требование взрослого,
необходимо сделать ему замечание.
«Максим, ты такой непослушный», — нередко
замечает взрослый. Услышав про свое
непослушание в очередной раз, Максим
огорченно говорит: «Ну почему, почему
я такой!? Я не хочу таким быть!»

Кроме осознания своих качеств, старшие
дошкольники пытаются осмыслить мотивы
своих и чужих поступков. Они начинают
объяснять собственное поведение,
опираясь на знания и представления,
почерпнутые от взрослого, и собственный
опыт.

Так, Максим Д. (6 лет) рассуждает: «Я, мама,
тебя боюсь, потому обманываю… (улыбается).
Шутка… Все тайное когда-нибудь становится
известным. Тайна всегда вылезает…»

В объяснении поступков других людей
дошкольник зачастую исходит из своих
интересов и ценностей, то есть собственной
позиции в отношении окружающего.

Приведем пример.

Максим Д. (б лет) выбирал в магазине
конструктор. Мальчик захотел приобрести
машину, предназначенную для детей 9-10
лет. Продавец отговаривал его, объясняя,
что он еще маленький для такой игрушки,
предлагал взять другой конструктор.
Мальчик настоял на своем. Но попытки
самому построить выбранную машину не
увенчались успехом. «Как трудно!» —
заявил Максим. На что взрослый ответил:
«Тебе же говорил продавец — выбери
другой». Максим: «Я знаю, почему она так
говорила… Эта машина ей самой нравилась».

Постепенно дошкольник начинает осознавать
не только свои нравственные качества,
но и переживания, эмоциональное состояние.

Приведем примеры.

Когда мама заставляла Андрюшу В. (4 года
11 мес.) доесть суп, мальчик заявил: «Мама,
ты меня так огорчила!»

Максим С. (6 лет 2 мес.) и Максим Д. (6 лет)
-друзья. В понедельник Максима Д. не
привели в детский сад. На прогулке Максим
С. походил по площадке и лег на снег.
«Максим, ты почему лежишь?» — спросила
воспитательница. А мальчик ответил:
«Мне так скучно. Максима нет, не с кем
поиграть».

Старшего дошкольника интересуют и
некоторые психические процессы,
происходящие в нем самом.

Например, дети задают вопросы: «Откуда
берутся мысли?» (Даша Н., 5 лет 3 мес.),
«Почему я думаю словами, а не говорю?»
(Максим Д., 5 лет И мес.). Дети находят
объяснение в утверждении: «Мысли сами
в голову приходят, сами в голову лезут»
(Даша Н.), «Смотришь на что-нибудь, и
мыслей все больше… больше становится»
(Максим Д.).

Конечно, такие объяснения далеки от
истины, слишком конкретны и неопределенны.
Важно, однако, то, что ребенок осознает
не только внешнюю сторону поступков и
достижений, но и внутренние состояния
и процессы.

В дошкольном детстве начинает складываться
еще один важный показатель развития
самосознания — осознание себя во времени.
Ребенок первоначально живет только
настоящим. С накоплением и осознанием
своего опыта ему становится доступным
понимание своего прошлого. Старший
дошкольник просит взрослых рассказать
о том, как он был маленьким, и сам с
удовольствием вспоминает отдельные
эпизоды недалекого прошлого. Характерно,
что, полностью не осознавая изменений,
происходящих в нем самом с течением
времени, ребенок понимает, что раньше
он был не таким, как теперь: был маленьким,
а сейчас вырос. Его интересует и прошлое
близких людей.

Приведем пример.

Максим Д. (6 лет): Почему я такой сильный?

Взрослый: Наверное потому, что ты в
будущем станешь спортсменом.

Максим: Будущее, прошлое… А что такое
будущее, прошлое?

Взрослый: Прошлое — это то, что было
когда-то. А будущее — то, что будет.

Максим: А… понятно. Прошлое — это когда
я был маленьким, лежал на лепесточке…

У дошкольника складывается способность
осознать и будущее. Ребенок хочет пойти
в школу, освоить какую-то профессию,
вырасти, чтобы приобрести определенные
преимущества.

Осознание своих умений и качеств,
представление себя во времени, открытие
для себя своих переживаний — все это
составляет начальную форму осознания
ребенком самого себя, возникновение
«личного сознания» (Д.Б.Эльконин). Оно
появляется к концу дошкольного возраста,
обусловливая новый уровень осознания
своего места в системе взаимоотношений
со взрослым (то есть теперь ребенок
понимает, что он еще не большой, а
маленький).

К концу раннего детства ребенок усваивает
свою половую принадлежность. На протяжении
всего дошкольного возраста интенсивно
идут процессы половой социализации и
половой дифференциации. Они состоят в
усвоении ориентации на ценности своего
пола, в усвоении социальных стремлений,
установок, стереотипов полового
поведения. Теперь дошкольник обращает
внимание не только на различия мужчин
и женщин во внешности, одежде, но и в
манере вести себя. Закладываются основы
представлений о мужественности и
женственности. Возрастают половые
различия мальчиков и девочек в
предпочтениях занятий, видов деятельности
и игр, общения. К концу дошкольного
возраста ребенок осознает необратимость
своей половой принадлежности и строит
свое поведение в соответствии с ней.

Особенности развития самосознания в
дошкольном возрасте:

— возникает критическое отношение к
оценке взрослого и сверстника;

— оценивание сверстника помогает ребенку
оценивать самого себя;

— дошкольник осознает свои физические
возможности, умения, нравственные
качества, переживания и некоторые
психические процессы;

— к концу дошкольного возраста складывается
правильная дифференцированная самооценка,
самокритичность;

— развивается способность мотивировать
самооценку;

— появляется осознание себя во времени,
личное сознание.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник