Особенности психического развития ребенка литература

Особенности психического развития ребенка литература thumbnail
  1. Абрамова Г.С.
    Возрастная психология. — М., 1997.

  2. Авдеева Н.Н.,
    Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: у истоков
    общения. — М., 1994.

  3. Бауэр Т.Дж.Р.
    Психическое развитие младенца. – М.,
    1979.

  4. Бауэр Т. Психическое
    развитие младенца. – М., 1985.

  5. Большой
    энциклопедический словарь. – М., 1991.

  6. Возрастная и
    педагогическая психология. — М., 1992.

  7. Возрастная и
    педагогическая психология. / Под ред.
    А.В.Петровского. —М., 1979.

  8. Возрастная
    и педагогическая психология. / Под ред.
    М.В.Гамезо. — М., 1984.

  9. Выготский Л.С.
    Собрание сочинений: В 6 т. Т.2, 4. – М.,
    1984.

  10. Детская
    психология. / Под ред. Я.Л.Коломинского.
    — Минск, 1988.

  11. Запорожец
    А.В. Избранные психологические труды:
    В 2-х томах – М.,1986. — Т. 1. Психологическое
    развитие ребенка.

  12. Исследования по
    вопросам возрастной и педагогической
    психологии. – М., 1980.

  13. Крайг
    Г. Психология развития. – СПб., 1991.

  14. Кушнир
    Н.Я. Динамика плача ребенка в первые
    месяцы жизни. / Вопр. Психол. – 1994 – №3.

  15. Кушнир
    Н.Я. Плач как показатель психического
    развития младенца в первые месяцы
    жизни. / Вопр. психол. – 1993 – №3.

  16. Лисина
    М.И. Общение, личность и психика ребенка.
    — М., 1997.

  17. Люблинская
    А.А. Детская психология. – М., 1971.

  18. Менчинская
    Н.А. Развитие психики ребенка. Дневник
    матери. — М., 1957.

  19. Мещерякова С.Ю.
    Психологический анализ комплекса
    оживления у младенцев// Вопросы
    психологии. — 1994. — № 6.

  20. Мозг и психика
    младенца. — М., 1993.

  21. Мухамедрахимов
    Р.Ж. Мать и младенец: Психологическое
    взаимодействие. – СПб., 1999.

  22. Мухина В.С. Детская
    психология. – М.: Просвещение, 1985.

  23. Павлов И.П.
    Двадцатилетний опыт. – 4-е изд. Госиздат,
    1928.

  24. Развитие общения
    дошкольников со сверстниками/ Под ред.
    А.Г. Рузской. — М., 1989.

  25. Рыбалко Е.Ф.
    Возрастная и дифференциальная
    психология. – СПб., 1990.

  26. Сергиенко
    Е.А. Антипатии в раннем онтогенезе
    человека. – М., 1992.

  27. Уайт Б. Первые
    три года жизни. – М., 1982.

  28. Уругтаева Г.А.
    Дошкольная психология. — М., 1996.

  29. Флейк — Хобсон и
    др. Мир входящему: Развитие ребенка и
    его отношения с окружающими. – М., 1992.

  30. Хрестоматия по
    возрастной и педагогической психологии.
    / Под ред. И.В.Ильясова, В.Я. Ляудис. –
    М., 1981.

  31. Эльконин Д.Б.
    Детская психология (развитие ребенка
    от рождения до семи лет). – М., 960.

Глава . Психические особенности развития ребенка в период раннего детства (от 1 до 3 лет)

1. Социальная ситуация развития и ведущий вид деятельности ребенка в период раннего детства

В период раннего
детства изменяется социальная
ситуация развития ребенка
.
К концу первого года жизни ребенок
приобретает некоторую степень автономии
и самостоятельности, а ситуация полной
слитности ребенка с взрослым изменяется
кардинальным образом. В ней появляются
двое – ребенок и взрослый, а между ними
строится ситуация совместной деятельности.
Содержание этой деятельности — усвоение
общественно выработанных способов
употребления предметов, которые ребенку
открылись, а затем он их освоил.
Социальную ситуацию развития в раннем
возрасте можно представить следующим
образом: «ребенок – предмет — взрослый».

В данном возрасте
ребенок полностью поглощен индивидуальными
действиями с предметами, а взрослый –
образец действия и консультант. В этой
деятельности возникают и речь, смысловое
обозначение вещей, обобщенно-категориальное
восприятие предметного мира,
наглядно-действенное мышление. В
результате совместной деятельности
со взрослым у ребенка формируется
предметно-манипулятивная
(орудийно-предметная)

деятельность, которая является
ведущим
типом деятельности

на данном этапе развития.

В то же время,
некоторыми исследователями отмечается,
что в раннем детстве происходит
разделение линий психического развития
мальчиков и девочек. Им характерны
разные типы ведущей деятельности. У
мальчиков на основе предметной
деятельности формируется предметно-орудийная.
У девочек на основе речевой деятельности
– коммуникативная. Предметно-орудийная
деятельность включает манипуляцию с
человеческими предметами зачатки
конструирования. Коммуникативная
деятельность предполагает освоение
логики человеческих отношений. Однако
это частные различия, в основном мальчики
и девочки развиваются параллельно и
проходят одинаковые этапы.

Развитие предметного
действия проходит ряд стадий.

Так, 7— 8-месячные
дети с любыми предметами действуют
одинаково — постукивают ими, размахивают,
тащат в рот, бросают и т.д. Приблизительно
в 10—14 месяцев дети могут повторить с
предметом то действие, которое
продемонстрирует взрослый (сначала
вместе с ним, а потом самостоятельно).
Содержание таких действий обычно очень
бедно и не выходит за рамки 2—3 освоенных
манипуляций. Особенность первых
специфических манипуляций (укачивать
куклу, кормить медвежонка, листать
книжку и т.д.) состоит в том, что они
закреплены за теми единичными предметами,
на которых были первоначально выполнены
вместе со взрослыми и усвоены. Даже на
сходных предметах годовалые дети часто
не в состоянии повторить известные
способы действия. И только на 2-м году
жизни они начинают осваивать действия
с предметами по их назначению.

Читайте также:  Возникновение и развитие речевого общения у ребенка раннего возраста

Эволюция самого
предметного действия описывается тремя
фазами: на первой с предметом могут
выполняться любые известные ребенку
действия (манипуляции). На второй фазе
предмет употребляется только по своему
прямому назначению. На третьей фазе
происходит как бы возврат к свободному
употреблению предмета, но на новом
уровне, так как теперь ребенок знает
основную функцию предмета и легко
отрывает действие от предмета-носителя.

П. Я. Гальперин
объяснял эволюцию предметного действия
так: сначала ребенок действует с
предметом так, как действует самой
рукой — предмет становится как бы
простым удлинением или придатком руки
(такие действия он называл ручными). Но
постепенно рука начинает подчиняться
требованиям орудийных приемов: ее
движения перестраиваются в той мере,
в какой они противоречат логике орудия.
Именно в усвоении орудийных операций
для ребенка возникает и само орудие
как та новая действительность, которой
можно овладеть. Именно такие действия
П. Я. Гальперин назвал орудийными.

Действия с одним
и тем же предметом могут быть у ребенка
раннего возраста то ручными, то
орудийными. Это хорошо заметно, если
пронаблюдать, как ребенок овладевает
действиями с ложкой. Сначала он действует
ложкой, как продолжением собственного
кулачка, потому что это орудийное
действие ребенок сразу освоить не
может. Ложка «устроена» так, что,
зачерпнув ею еду, мы должны поднять ее
вертикально, не наклоняя, и в таком
положении отправить в рот. Но
«невооруженная» ложкой рука действует
иначе — двигается по прямой линии ко
рту, поэтому ребенок захватывает ложку
как можно ближе к ее рабочему концу и
даже залезает пальцами в ее углубление,
лишь бы часть, которой он непосредственно
орудует, по возможности сливалась с
его кулачком. Зачерпнув еду, ребенок
резким движением косо снизу вверх
поднимает ложку ко рту. Все внимание
его сосредоточено не на ложке, а на
пище, поэтому часть содержимого ложки
вываливается. Простая «логика ложки»
долго не выступает перед ребенком, и
пройдет немало времени, пока действие
не перестроится в соответствии с ней.
Но еще долго впоследствии он будет
пытаться взять ложку кулачком ниже
верхнего широкого края ручки.

Орудийные действия,
которыми овладевает ребенок в раннем
детстве, еще несовершенны, развитие их
будет осуществляться и дальше. Но
основным достижением ребенка является
не столько точность отработки
соответствующих движений, сколько то,
что он усваивает сам принцип употребления
орудий: воздействовать на предметы
можно не только руками, ногами, зубами,
но и вещами, специально для этого
созданными. Этот принцип принято
называть принципом опосредованного
действия: между предметом действия и
его результатом человек помещает орудие
как средство преобразования предмета
в продукт.

В процессе овладения
орудийными действиями в раннем детстве
происходит и формирование первых
интеллектуальных операций. Это
происходит, во-первых, потому, что
орудийные действия являются более
определенными и постоянными, чем другие
виды действий, а поэтому легче выделяются
и фиксируются. Во-вторых, в орудийных
операциях гораздо рельефнее выражена
связь орудия с предметами, на которые
направлено действие орудия, и тем самым
создаются оптимальные условия
ориентировки именно на эту связь.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

  1. Абрамова Г.С.
    Возрастная психология. — М., 1997.

  2. Большой
    энциклопедический словарь. – М., 1991.

  3. Возрастная и
    педагогическая психология. — М., 1992.

  4. Возрастная и
    педагогическая психология. / Под ред.
    А.В.Петровского. —М., 1979.

  5. Возрастная
    и педагогическая психология. / Под ред.
    М.В.Гамезо. — М., 1984.

  6. Детская психология.
    / Под ред. Я.Л.Коломинского. — Минск,
    1988.

  7. Запорожец
    А.В. Избранные психологические труды:
    В 2-х томах – М.,1986. — Т. 1. Психологическое
    развитие ребенка.

  8. Исследования по
    вопросам возрастной и педагогической
    психологии. – М., 1980.

  9. Крайг
    Г. Психология развития. – СПб., 1991.

  10. Лисина
    М.И. Общение, личность и психика ребенка.
    — М., 1997.

  11. Люблинская
    А.А. Детская психология. – М., 1971.

  12. Мухина В.С. Детская
    психология. – М.: Просвещение, 1985.

  13. Павлов И.П.
    Двадцатилетний опыт. – 4-е изд. Госиздат,
    1928.

  14. Развитие общения
    дошкольников со сверстниками/ Под ред.
    А.Г. Рузской. — М., 1989.

  15. Рыбалко Е.Ф.
    Возрастная и дифференциальная
    психология. – СПб., 1990.

  16. Сергиенко
    Е.А. Антипатии в раннем онтогенезе
    человека. – М., 1992.

  17. Уайт Б. Первые
    три года жизни. – М., 1982.

  18. Хрестоматия по
    возрастной и педагогической психологии.
    / Под ред. И.В.Ильясова, В.Я. Ляудис. –
    М., 1981.

  19. Эльконин Д.Б.
    Детская психология (развитие ребенка
    от рождения до семи лет). – М., 1960.

Читайте также:  Педагогика ребенка в процессе его развития

Глава . Особенности психического развития ребенка в дошкольном возрасте (от 3 до 6(7) лет)

1. Особенности физического развития в дошкольном возрасте

Основными
показателями уровня нормального
физического развития в дошкольном
возрасте являются рост и вес.

По росту детей
делят на три типа: большой, средний,
маленький (но необходимо учесть влияние
наследственности).

Нормы физического
развития в возрасте 3-4 года (по росту)

Возраст

Тип ребенка

по росту

Средний рост

Отклонения

Причины
отклонений и рекомендации

3
года

большой

средний

маленький

100,5 см + 2,8 см

98,7 см + 2,5 см

91,3
см + 1,9 см

Отклонение
роста на 10%

во
всех типах

Отклонение
роста на 20% во всех типах

Необходимо
обратить внимание на питание, правильный
режим дня и психологический климат

Необходимо
обратиться к эндокринологу

4
года

большой

средний

маленький

113,3 см + 2,2 см

106,2 см + 2,4 см

98,2
см + 2,1 см

Отклонение
роста на 10%

во
всех типах

Отклонение
роста на 20% во всех типах

Необходимо
обратить внимание на питание и
психологический климат

Необходимо
обратиться к эндокринологу

Вес ребенка
отражает степень развития костной и
мышечной систем (подкожной жировой
клетчатки и внутренних органов).

Нормы физического
развития в возрасте 3-4 года (по весу)

Возраст

Тип ребенка

по весу

Средний вес

Отклонения

Причины отклонений

и
рекомендации

3
года

большой

средний

маленький

16,8

13,4

11,3

2,5

1,9

1,6

Превышение нормы
массы тела на 10% с учетом отклонения
считается ожирением и требует
рекомендации специалистов

Масса
тела ниже нормы в этом возрасте требует
правильного питания и правильного
режима дня

4
года

большой

средний

маленький

17,1

15,4

12,2

2,3

1,5

1,9

Превышение
нормы массы тела на 10% с учетом
отклонения считается ожирением и
требует рекомендации специалистов

Масса
тела ниже нормы в этом возрасте требует
правильного питания и правильного
режима дня

В целом, физическое
развитие в дошкольном возрасте идет
быстрыми темпами. Дети интенсивно
вырастают и становятся пропорциональными.

Особое внимание
необходимо уделять в этом возрасте
двигательной активности. У детей
совершенствуется координация движений,
развивается чувство равновесия и
мускулатура, и они овладевают широким
спектром навыков активной деятельности.

В целом, дошкольный
возраст – это сенситивный возраст для
занятия гимнастикой, учению катания
на лыжах, коньках, роликовых коньках,
двухколесном велосипеде.

Особое внимание
необходимо уделить развитию головного
мозга ребенка. Головной мозг к пяти
(шести) годам по размеру и массе (90 %)
почти равен мозгу взрослого человека.
Очень интенсивно идет процесс развития
извилин и борозд головного мозга.
Причем, доминирующим в дошкольном
возрасте является правое полушарие,
отвечающее за образное восприятие,
воображение и эмоциональность. Левое
полушарие, отвечающее за речевое
развитие и логическое мышление, еще не
сформировано, а процессы возбуждения
преобладают над процессами торможения.
Это проявляется в непосредственности
и искренности ребенка, в ярко выраженной
неуравновешенности и отвлекаемости.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrowПедагогика arrow Особенности развития детей раннего возраста

< Предыдущая

 

СОДЕРЖАНИЕ

Перейти к загрузке файла
  • 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. Вузов/Г.С. Абрамова. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 672 с.
  • 2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.
  • 3. Будинайте Г.Л. Современный стратегии воспитания/ Г.Л. Буденайте// Отечественные записки. — 2004. — №3, С. 76-90.
  • 4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия/ А.Я. Варга //Основные направления современной психотерапии. — М.: «Когито-Центр», 2000 г. — С. 26 — 38.
  • 5. Возрастная и педагогическая психология/под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С.Михальчик. — М.: Педагогика, 1984. — 256с.
  • 6. Вопрос про кризисы [Электронный ресурс]/ Сообщество Профессионалов Информация и помощь. — Электрон. Дан. — М., [199-] — режим доступа: https://webcommunity.ru/201/
  • 7. Выготский Л.С. Кризис трех лет / Л.С. Выгодский//Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4. — С. 145 — 150
  • 8. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста [Текст]/Л.Н. Галигузова, И.А. Мещерякова. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 301с.
  • 9. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] /Ю.Б. Гиппенрейтер /. — М.: Сфера. 2003, — 300с.
  • 10. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. [Текст] / Грановская, 2-е изд.— Л.: ?Изд-во Ленинградского университет. 1988, — 560с.
  • 11. Давыдова Е.В. Психологическое сопровождение ребенка раннего возраста: из опыта работы. [Текст] / Е.В. Давыдова. — Петропавловск-Камчатский: изд-во КОИПКПК, 2008. — 38с.
  • 12. Детская практическая психология: учебник/ под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2004. — 255 с.
  • 13. Ефимкина Р.П. Детская психология. [Текст] / Р.П. Ефимкина. — Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. — с.
  • 14. Захаров А. И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка. [Текст] / А.И. Захаров. — М.: Просвещение. 1986, — 128с.
  • 15. Зимняя И.А. Характеристика и компонентный состав общей стратегии воспитания/И.А. Зимняя // Классный руководитель. — 2002. — №5. — С.70-78
  • 16. Зимняя И.А. Общая стратегия воспитания в системе непрерывного образования: подход, концепция, стратегия [Электронный ресурс]/ Ярославский государственный педагогический университет — Электрон. Дан. — Ярославль, [8101]. — режим доступа: www.yspu.yar.ru:8101/parts/ facultets/institut/conf/conf4.htm
  • 17. Ильина В. Развитие личности ребенка от года до трех лет. [Текст] / В. Ильина. — — М.: изд-во У-фактория, издательская группа. 2003, — 432с.
  • 18. Коломинский Я. П. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция.// Я.П. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов — СПб.: Питер, 2004. —480 с.: ил.
  • 19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. [Текст] / И.Ю. Кулагина — М.: Изд. УРАО. 1997, — 176 с.
  • 20. Люблинская А.А. Детская психология. [Текст] / А.А. Любинская — М.: Педагогика. 1971, — 415с.
  • 21. Мухина В.С. Возрастная психология. [Текст] / В.С. Мухина. — М.: Изд. Академия. 1998, — 456 с.
  • 22. Эльконин Д. Б. Детская психология. [Текст]: учебное пособие для ВУЗов / Д.Б. Эльконин. — М.: Академия, 2008. — 384с.
  • 23. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. [Текст]: учебник. / Л.Ф. Обухова. — М., Российское педагогическое агентство. 1996, — 374 с.
  • 24. Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы) / Под общей ред. И.А.Зимней. — М., 2001. — Кн. 1, 2.- 316с.
  • 25. Отрывки из дневников и монографии Эльзы Келер. [Электронный ресурс]/ Структура и развитие нервной системы ребенка. — Электрон. Дан. — М., [199-] — режим доступа: https://www.kidsnerve.ru/chast-11
  • 26. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ К.Н. Поливанова. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 184 с.
  • 27. Ребенок от года до трех. [Электронный ресурс]/ Электронная библиотека Куб. — Электрон. Дан. — М., [199-] — режим доступа: https://www.koob.ru
  • 28. Рожков М.И. Стратегии и модели воспитания/ М.И. Рожкова // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. — Волгоград: Перемена, 2004. — С.134.
  • 29. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). [Текст]/ И.В. Шаповаленко. — М.: Гардарики. 2005, — 349с.
  • 30. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избр. психол. труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М.: Педагогика. 1989, — С. 156
  • 31. Эльконин Д. Б. Психология игры в дошкольном возрасте: Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. — М, 1965.
  • 32. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника. // Избр. психол. труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М.: Педагогика. 1989, — С. 134
  • 33. Энциклопедия детской психологии. [Электронный ресурс]/Детская психология — Электрон. дан. и прогр. — М. : Мультитрейд . 2004 — CD — ROM: (С)

 

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее

Источник