Закономерности роста и развития ребенка от рождения до 7 лет

Закономерности роста и развития ребенка от рождения до 7 лет thumbnail
Организму детей и подростков свойственна одна характерная особенность — интенсивный процесс роста и развития. Под ростом понимается увеличение массы тканей и органов, т. е. образо­вание новых соединений из поступающих в организм веществ.

Под развитием понимается процесс дифференцировки органов и тканей, их функциональное совершенствование, формирование новых функций и видов деятельности организма. Рост и развитие взаимосвязаны и взаимообус­ловлены. Это две стороны одного процесса жизнедеятельности организма.

В основе роста и развития организма, так же как и в основе жизни вообще, лежит обмен веществ и энергии, включающий два противоположных процес­са — усвоение (ассимиляцию) и распад (диссимиляцию). В организме детей преобладает процесс усвоения. Если принять интенсивность белкового обмена у 20 -30-летних людей за 100%, то у 6-летних — 230%, у 3-летних -250%.

В организме взрослого человека интенсивность усвоения и распада урав­новешены между собой, а при старении происходит обратное явление — пре­обладает распад.

Исходя из характера обмена веществ и энергии, рост и развитие организ­ма можно условно разделить на три этапа: созревание, зрелость, старение. Хронологически переход от первого этапа ко второму приходится на 20—21 год, а от второго к третьему во многом индивидуален, но в основном приходится в период между 55-65 годами.

Этап созревания организма приходится на детский и подростковый воз­раст. Он является важнейшим на протяжении всей жизни (онтогенеза) чело­века и характеризуется самыми интенсивными обменными процессами и в то же время повышенной чувствительностью растущего организма к услови­ям окружающей среды.

На этом этапе созревания процессам роста и развития организма свой­ственны определенные закономерности.

1) неравномерность темпа роста и развития;

2) неодновременность (гетерохронность) роста и развития отдельных ор­ганов и систем;

3) обусловленность роста и развития полом;

4) биологическая надежность функционирования систем организма;

5) обусловленность процессов как генетическими, так и средовыми фак­торами;

6) периодичность в изменении ростовых процессов (акселерация, децеле-рация, секулярный тренд).

Процессы роста и развития про­текают непрерывно и носят поступательный характер, но их темп имеет не­линейную зависимость от возраста. Наиболее интенсивны эти процессы в первые годы.

Это можно рассмотреть на примере длины тела: наибольший темп увеличе­ния длины тела отмечается в раннем детстве (к концу 1 года на 47%). В возрас­те 4—7 лет ежегодное увеличение длины тела составляет 5—7%.

Рост и развитие отдельных органов и систем также происходит неравно­мерно. Например, формирование опорно-двигательного аппарата продолжа­ется на протяжении всего этапа созревания, но наиболее интенсивно — в пер­вые годы жизни.

Следовательно, процесс роста и развития детей идет неравномерно, он имеет поступательный, но неравномерный характер.

Данная закономерность является основанием для правильной группиров­ки детей разного возраста в целях создания научных основ возрастной перио­дизации.

Следует отметить, что, хотя организм ребенка рассматривается как единое целое, его отдельные органы и системы растут и развиваются неодно­временно.

Изучая данную закономерность, известный отечественный физиолог П.К. Анохин выдвинул теорию, суть которой заключается в том, что изби­рательное и ускоренное созревание на разных этапах развития определен­ных структурных образований и функций обеспечивает выживаемость организма.

Возьмем в качестве примера развитие отдельных органов во внутриутробном периоде. Мозг плода интенсивно развивается на 2—10 неделях беременности, сердце — на 3—7 неделях, пищеварительные органы — на 4—12 неделях. Если избирательность отсутствует, то плод становится нежизнеспособным.

Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем на­блюдается и после рождения ребенка. В первые годы его жизни происхо­дит интенсивное нарастание массы головного мозга. У новорожденного масса мозга равна 360—390 г; к концу первого года жизни она увеличивает­ся в 2—2,5 раза, к концу третьего года — в 3 раза и составляет в среднем 1100 г. Мозг ребенка 7 лет весит 1250 г; в дальнейшем рост его массы про­исходит очень медленно, достигая примерно 1400 г у взрослого.

Оказывается, что такое избирательное развитие необходимо именно в первые годы жизни, так как только при участии структур головного мозга идет формирование условнорефлекторной деятельности и приспособле­ние организма к окружающей среде. А это обеспечивает выживание в пер­вые годы жизни.

Научные исследования (Н.М. Щелованов, М.Ю. Кистяковская и другие) показали, что формирование двигательных навыков и развитие основных фи­зических качеств (ловкости, быстроты, силы и выносливости) также проис­ходит неодновременно. Ребенок вначале осваивает ходьбу и другие двигатель­ные акты, нужные для самообслуживания, затем — бег и другие движения, необходимые для дальнейшей жизни.

Читайте также:  Теория клапареда о развитии психики ребенка

Знание этой закономерности помогает педагогам правильно строить свою работу. Так, в период формирования речедвигательной функции ребенку необ­ходимо речевое общение, для развития моторики — двигательная активность.

Учитывая очередность развития той или иной функциональной системы в онтогенезе, необходимо обеспечить такую же последовательность и при вос­питании ребенка.

Последовательность ведущих видов деятельности, обеспечивающая нор­мальное развитие, следующая:

1) непосредственное эмоциональное общение с младенцем;

2) предметно-манипулятивная деятельность в раннем возрасте;

3) ролевая игра дошкольника;

4) учебная деятельность;

5) общественно-полезная деятельность;

6) учебно-продуктивная деятельность.

Известно, что маль­чики и девочки развиваются по-разному. Увеличение длины тела и его мас­сы у мальчиков и девочек также происходит неодинаково. Мальчики при рождении имеют более высокие морфологические показатели, и это сохраняется до начала периода полового созревания. Затем в 12—14 лет соотно­шение меняется: девочки обгоняют своих сверстников в показателях роста, массы тела и окружности грудной клетки. В 15 лет интенсивность роста у маль­чиков увеличивается, и они по своим морфологическим показателям вновь превосходят девочек.

Развитие некоторых функциональных систем (мышечная сила, жизнен­ная емкость легких) у мальчиков происходит более интенсивно.

Закономерности роста и развития детского организма в зависимости от пола позволили некоторым ученым сделать ряд практических выводов о том, что воспитание мальчиков и девочек (трудовые, физические) должно быть дифференцированным (подгруппами).

Концепция о на­дежности биологических систем выдвинута профессором А.А. Маркосяном. Суть ее состоит в том, что в процессе роста и развития организма создается избыточность структур, дублирование функций, большой запас резервных воз­можностей. Этим обеспечивается надежность в работе любой биологической системы. Проиллюстрируем сказанное несколькими примерами: стенка сон­ной артерии способна выдержать давление в 20 атм., что в 60—70 раз превы­шает возможное. Передача зрительной информации происходит через 1 млн нервных волокон, а в сетчатке глаза содержится около 100 млн воспринима­ющих клеток, т. е. в 100 раз больше.

Дублирование структур и функций характерно для многих внутренних органов; два легких, две почки, два полушария головного мозга. Оно рассмат­ривается как биологическая целесообразность, обеспечивающая надежность функционирования систем, т. е организм ребенка обладает огромными по­тенциальными возможностями.

Правильно организованное физическое воспитание, спортивные занятия, раскрывая колоссальные потенциальные возможности растущего организма, обеспечивают высокий запас его прочности.

Рост и развитие следует рассматривать как реализацию организмом генети­ческой программы в условиях постоянного его взаимодействия с окружаю­щей средой. Как считают многие ученые, существующая генетическая про­грамма предопределяет темп роста, порядок созревания отдельных органов и систем, их биологическую надежность.

Очень велика роль генетической программы в формировании морфологи­ческого типа человека. Именно поэтому у высоких родителей обычно рослые дети, и наоборот, у невысоких — дети низкого роста.

Как считают некоторые ученые, роль наследственности для роста велика, но не фатальна. При неблагоприятных условиях (белковый дефицит в пита­нии, недостаток некоторых микроэлементов и др.) наблюдается задержка ро­ста и генетическая программа реализуется не полностью. Антропологам хо­рошо известен тот факт, что в период мировых войн антропометрические показатели бывают хуже, чем в мирное время.

При особенно неблагоприятных, экстремальных условиях окружающей среды генетическая программа роста и развития может быть не реализована (дети растут в неадекватных человеческой жизни условиях). Дело в том, что воспитанию должна предшествовать определенная морфофункциональная зрелость организма. И если этой основы нет, то педагогическое воздействие будет неэффективно.

В то же время воспитательный процесс стимулирует рост и развитие отдель­ных органов и систем. И хотя у ребенка имеется генетически закодированная программа их развития, она может не реализовываться, если нет стимулирую­щего влияния среды. Для развития речи, например, или сложнокоординированного движения (эти функции чисто человеческие) ребенку необходимы об­щение и тренировки в социальной среде.

Таким образом, рост и развитие организма обусловлены генетическими и средовыми факторами. Важно знание возрастных периодов наибольшей за­висимости от средовых факторов. Например, масса тела зависит от средового фактора. Тип высшей нервной деятельности от генетического фактора. Как показали исследования А.В. Запорожца развитие моторики (сила, быстрота и др.) всецело зависит от целенаправленного воздействия на организм ребенка.

Это еще одна закономерность, оказывающая серьезное влияние на процессы роста и развития детей в последние десятилетия XX столетия.

Акселерация — это ускорение темпов роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями.

Читайте также:  Развитие новорожденного ребенка с одного месяца

У детей и подростков 50—80-х гг. процесс биологического созревания на­ступал несколько раньше, чем в предшествующий период. Так, масса тела но­ворожденных в среднем увеличилась на 100—130 г, а длина тела на 12—15 см. Возросло число случаев преждевременных родов, при которых рождались впол­не зрелые дети. На год раньше, чем в начале XX в., у детей молочные зубы сме­нялись на постоянные. Наиболее ярко акселерация проявлялась в подростко­вом возрасте. В связи с более ранним половым созреванием, окончательное окостенение скелета и прекращение роста тела завершалось у девочек к 16— 17 годам, а юношей — к 18—19 годам (раньше это происходило к 21—23 годам).

Однако к концу XX столетия отечественные и зарубежные специалисты отмечали снижение темпов акселерации. Более того, ряд ученых (Р.Я. Тонкова-Ямпольская) стали говорить о децелерации. По данным Р.Я. Ямпольской, уже в начале 90-х гг. показатели физического развития детей стали уменьшать­ся, особенно масса тела. В 1991 г. 9% родителей замечали у своих детей отстава­ние массы тела от нормативных данных; в 1996 г. — 15% и в 1997 г. — 16,9%. Среди школьников дефицит массы тела в 1991 г. наблюдался у 12,4% мальчи­ков и 13,5% девочек в возрасте 17 лет, в 1997 г. — соответственно 18,8% и 19,8%.

За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых. Таким образом, к концу 90-х гг. появилась тенденция к децелерации, т. е. замедле­нию темпов роста и развития подрастающего поколения.

Процессы акселерации и децелерации многие физиологи связывают с те­орией А.Л. Чижевского о взаимосвязи всех процессов, протекающих в орга­низме, в том числе ростовых, с влиянием на эти процессы космических излу­чений, которые могут быть более или менее интенсивными.

Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Борисова М. М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 192 с. С. 50-55.

Источник

Лекции.Орг

Рост и развитие и являются неотъемлемыми свойствами всего живого. Вопросы возрастных особенностей человеческого организма изучает возрастная анатомия. Развитие – процесс количественных и качественных изменений, приводящих к повышению сложности организации живой системы. Одной из основных особенностей развития ребенка, в отличие от взрослого, является рост, т. е. «процесс, характеризующийся непрерывным увеличением размера и массы органов и организма в целом».

К основным закономерностям онтогенеза детей относятся:

· неравномерность темпов роста и развития;

· неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность);

· обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм);

· обусловленность роста и развития генетическими и средовыми факторами;

1. Неравномерность темпа роста и развития. Рост и развитие человека происходит непрерывно, но неравномерно. Выделяют этапы активного роста (до 1 года, 6 – 7 лет, 11 – 13 лет), которые сменяются периодами дифференцировки (т. е. специализации) органов и тканей.

2. Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность). Созревание разных систем происходит неравномерно, что связано с неодновременным становлением функций организма. Например, в первые годы жизни ребенка преимущественно увеличивается масса головного и спинного мозга. Это и понятно, ведь именно нервная система обеспечивает формирование связей с внешней средой, которое интенсивно происходит у детей младшего возраста. Развитие половых функций, наоборот, начинается после 12 лет, так как до этого них нет необходимости.

3. Обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм). Органы и системы по-разному развиваются у мальчиков и девочек. Так, до начала полового созревания мальчики имеют более высокие значения антропометрических показателей. В период полового созревания это соотношение меняется на противоположное. В 15 лет интенсивность роста у мальчиков возрастает, и они вновь опережают девочек по антропометрическим показателям. Кроме того, наблюдается неодинаковый темп развития мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Различия имеются не только в физической работоспособности, но и в психическом развитии.

4. Обусловленность роста и развития генетическими и средовыми факторами. Развитие любого организма определяется двумя группами факторов: генетическими и факторами среды. Гены контролируют синтез белка, что обеспечивает формирование организма как непосредственно (синтез структурных белков), так и косвенно (синтез гормонов и рецепторов). Однако факторы внешней среды существенно влияют на процесс формирования, стимулируя или угнетая его. Таким образом, развитие конкретного организма зависит как от генетического кода, полученного от родителей, так и от среды, в которой ребёнок рос.

Читайте также:  Особое значение для развития ребенка имеет

Развитие разных систем в неодинаковой степени определяется генетическими и средовыми факторами. Например, масса тела детей и подростков в большей степени подвержена действию факторов среды. Она преимущественно определяется количественным и качественным составом пищи, режимом питания, двигательной активностью, организацией физического воспитания. Тип высшей нервной деятельности, сила и подвижность нервных процессов, наоборот, в основном определяются генетическими факторами.

Все перечисленные закономерности развития детей необходимо учитывать при разработке мероприятий, направленных на улучшение роста, гармоничного развития охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения. (Слайд 14)

Возрастные периоды

1)Период новорожденности (до ) Периодом новорожденности считают время от рождения ребенка до момента отпадения у него пуповины (в среднем около двух недель). Резкое изменение условий жизни (внеутробное существование) заставляет организм ребенка приспосабливаться к совершенно новым и постоянно меняющимся факторам внешней среды.

2)Грудной возраст (до 1 года) По окончании периода новорожденности у грудного ребенка наблюдается интенсивный темп роста и развития, который ни в каком другом возрасте не бывает столь значительным. В течение первого года вес тела ребенка увеличивается на 200%, а длина — на 50%. Особенно большие прибавки в весе и росте ребенка наблюдаются в первую половину года (ежемесячная прибавка в весе составляет 600 г, а в росте — 2,5—3 см). Ткани у грудных детей отличаются тонкостью и нежностью, недостаточным развитием эластических (упругих) волокон, в результате чего они легко ранимы. Вместе с тем благодаря наличию в тканях маленького ребенка большого количества молодых клеточных элементов и кровеносных сосудов, хорошо питающих их, любое повреждение у детей заживает значительно быстрее, чем у взрослых.

3)Преддошкольный, или ясельный возраст (от года до 3 лет) Ранний детский возраст — от года до трех лет — называется преддошкольным, или ясельным. В этом возрасте темп роста и развития ребенка несколько замедляется. Прибавка роста составляет 8—10 см, веса — 4—6 кг за год. Появляются зубы (к концу года их должно быть 8), увеличивается количество пищеварительных соков, повышается их концентрация. У детей второго года жизни происходит интенсивный рост и формирование опорно-двигательного аппарата. Нервная система и органы чувств быстро развиваются, координация движений улучшается, дети начинают самостоятельно ходить, бегать, что позволяет им шире общаться с окружающим миром. Ребенок овладевает речью (запас слов у детей в этом возрасте достигает 200—300, они произносят не только отдельные слова, но и целые фразы).

4)Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) Этот период отличается более медленным темпом роста ребенка. Годичные прибавки роста (от 3 до 7 лет) составляют в среднем 5—8 см, веса — около 2 кг. Благодаря дальнейшему развитию мышц и систем двигательной регуляции дети способны выполнять разнообразные физические упражнения, требующие хорошей координации движений; они овладевают умением быстро бегать и прыгать, свободно ходить по ступеням, играть на музыкальных инструментах, рисовать, лепить, вырезать из бумаги различные, довольно сложные орнаменты. На третьем году жизни количество слов, используемых детьми в речи, значительно возрастает, речевые сигналы начинают играть основную роль в организации поведения ребенка.

5)Школьный возраст (от 7 до 17 лет) В этом возрасте все органы и системы детей и подростков продолжают развиваться. Молочные зубы полностью заменяются постоянными, появляются остальные зубы, которых не было в дошкольном возрасте, идет дальнейшее окостенение скелета, происходит усиленный рост мускулатуры. Благодаря усиленному в этот период нтеллектуальному развитию ребенок становится более самостоятельным. С 7 лет начинается обязательное обучение в школе.

6)Между 12—17 годами происходит половое созревание подростков. В это время несколько возрастает темп роста и развития организма, появляются вторичные половые признаки: рост волос в подмышечной впадине и на лобке, развитие грудных желез и появление менструаций у девочек, изменение голоса и поллюции у мальчиков, прорезаются так называемые зубы мудрости. Подростки по пропорциям тела приближаются к взрослым. Все это значительно изменяет их внешний облик. Жизненный опыт подростков возрастает, они становятся более самостоятельными. (Слайд 15)

Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 5764 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник