Индивидуальная карта развития ребенка в детском саду для дефектолога

Индивидуальная карта развития ребенка в детском саду для дефектолога thumbnail

(скачать файл можно внизу страницы)

Индивидуальная
дефектологическая карта развития ребёнка

                                                         Анкетные данные

Фамилия, имя
_____________________________________________________________________

Дата рождения
_________________________________

Домашний адрес _____________________

Из какого д/сада поступил ____________________
                   

Дата поступления ребенка в группу
_____________

Анамнез

От какой беременности
по счёту ________________________________________________________                                                

Характер беременности ___________________________________________________________

Роды (срочные, досрочные, стремительные,
обезвоженные, затяжные)_______________________________________
                                        

Вес и рост при рождении __________________________________________________________

Раннее психомоторное развитие

 _________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перенесённые
заболевания

(ушибы, травмы головы, инфекции, судороги при высокой температуре —
до года, после года)

 _________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Данные о ходе речевого развития

 Первые слова     __________________________               (с какого возраста)

 Первые фразы     ______________________________                  
какого возраста)

 Прерывалось ли речевое развитие
_____________________

Неврологический
статус:

  ___________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

                                    Общее развитие ребенка

I. Общие сведения                                                                                                          

1. Легко
ли вступает в контакт при обследовании  _______________________________________

2.  Представления
ребёнка о себе и ближайшем окружении ___________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II.
Характеристика интеллектуальной деятельности

1.  Особенности
восприятия:

а)  восприятие предмета, картинки   (узнавание
  предмета в   схематическом, пересекающемся изображении) ____________________________________________________________________________________

б) выделение в предмете существенных деталей, частей____________________                          

в) умение дорисовывать предмет__________________________                               

2.  Восприятие пространства:       

а)  верх – низ
____________________
впереди — сзади __________________

б)  различает правую и левую сторону на своём теле, на теле другого человека                               

в)  может сложить разрезанную предметную картинку                                                         
            

г)  понимание предлогов                                                                                              

3.  Восприятие величины и количества:
Понимает соотношения:

—  
больше —
меньше                                                                                                           

— 
столько
же                                                                                                     

— 
один —
много                                                                                              

4.   Восприятие цвета:                                                                                                                                

а)   соотношение объектов по цвету                                                                                               

б)   узнавание и называние цвета                                                                   

в)   выделение цвета в окружающей среде                                      

5.   Восприятие формы

а)   знает,
дифференцирует основные геометрические фигуры                                                    

б)  выделение формы в рисунке                                                                  
             

6.   Восприятие времени                         

а)  знает части суток                                                                                                    

б)   знает времена года                                                                                                 

в)   дни недели                                                                                                             

Ш. Состояние общей и мелкой моторики                                                           

IV.   Произвольное внимание, работоспособность                                                         

v.     Особенности памяти:

а)  зрительная                                                                                                     

б) слуховая                                                                                                      

в)  ассоциативная                                                                    

г)  словесно-логическая                                                                                           

д) быстрота запоминания                                                                                          

VI.  Особенности мышления:

а)    способность
к обобщению                                                                                     

б)  подбор обобщающего слова                                                                             

в)  исключение («4-ый лишний»)                                                                         

г)  понимание
серии картинок, связанных единым сюжетом                                                                                                    

д)  установление причинно-следственных связей                                                                         

е) придумывание начала и конца рассказа по серии картинок                                              

ж) понимание
подтекста, загадок                                                                                           

VII.   Особенности речи:

а)  регулирующая функция речи                                                                                        

б) объём
пассивного словаря (по предметным, сюжетным картинкам)                                      

в) объём активного
словаря (по картинкам)                                                                                                                                                   

г)  фонематический
слух                                                                                

д  звукопроизношение                                                             

е)  связная речь:

— рассказ по картинке  
                                                                  

— пересказ короткого
текста                                                                 

— рассказ по картинке
_________________________________________________________

— рассказ по серии
картинок                                                                                                                               

VIII.   Развитие элементарных
математических представлении

1. Пересчёт предметов                                                    
                    

2.      Соотнесение
данного количества предметов с количеством пальцев              

3.      Счётные
операции:
                                                                                                                                     

а)  на конкретном материале — счет
вслух                                                          

б)  на конкретном материале — счёт «про себя»                                                       

в)  отвлечённо                                                                                               

4.  Решение простых задач:

а)  на конкретном материале                                                                            

б)  отвлечённо                                                                             

5.  Придумывание простых задач:

а) на конкретном материале                                                                                 

б)  отвлечённо                                                                                           
 

IX.  Конструктивная деятельность

1.
Умение
строить по образцу                                                                                    

2.     
Умение
строить самостоятельно                                                                  

3.     
Умение
строить по графическому рисунку                                                            

X.  Особенности социально-волевой сферы                                  

1. Эмоциональная
реакция на сам акт обследования                                                            
       

2.      Характер
деятельности:
                                                            

а)  проявление интереса к заданию, стойкость интереса                                                  

б)  наличие самоконтроля в деятельности  
                                                       

3.Способность переноса
показанного способа действия на аналогичные задания                                                                       
     

4.Критичность
к оценке своей деятельности
                                                    

5.Эмоциональная
устойчивость поведения                                                                
                                                                                                                           

6.Контактность
в общении с взрослыми, детьми
                                                        

Заключение по результатам обследования

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Консультации специалистов

 «______»______________20____ г.

Учитель-дефектолог   —                                                           .                                                                            

Источник

логопедическое обследование безречевого ребенка

Подготовительная часть:

Сбор анамнеза (анкетирование родителей).

Основная часть:

— Понимание речи (состояние импрессивной речи, слуховое внимание, фонематическое восприятие).

Читайте также:  Оптимизация развития личности ребенка в группе

Исследование слуховых функций и фонематического восприятия

1. Наличие реакции на голос.

Громко позвать ребёнка за его спиной Э-Э-ЭЙ или ААА.

2. Различение неречевых звуков.

Узнать, какая игрушка издаёт звук (сначала дать послушать обе игрушки, игрушки шумят за ширмой)

2 игрушки___________ .

3 игрушки __________ .

Повторить действие (за спиной топнуть, хлопнуть в ладоши, ударить по столу).

3. Различение речевых звуков и наличие реакции на звуки речи.

Произнесение двух гласных (чтобы не было видно артикуляции) с показом картинки (например, А — плачет кукла, У — скулит собака). «Кто сказал А? Кто сказал У?» (если выговаривает, произносит сам).

Аналогично согласные звуки (если выговаривает, произносит сам).

Выявление объема и точности словаря

1. Показать игрушки: «Покажи куклу (матрешку, пирамидку, мишку)».

Видоизменить задание: «Возьми куклу (матрешку…)». Подать поочередно игрушки: «Дай мне куклу (матрешку…). Если справляется с заданием, узнать знакомые предметы на картинке (шкаф, мяч, чашка).

Показать обиходные предметы: стол, стул, кровать, чашку, ложку, тарелку, рубашку, платье, носки.

2. Знание слов обобщающего характера:

Из сгруппированных предметы по темам: одежда, обувь, посуда, фрукты, овощи, игрушки, найти те или иные предметы: «Найди посуду» (игрушки, одежду и др.). Знание частей тела (рука, нога, голова) и частей туловища игрушечных животных (лапа, голова, хвост). «Покажи свою руку», «Где лапка у зайчика?».

3. Соотнесение предметов с их назначением.

Предложить: яблоко, мяч, зубную щетку. Вопросы: «Чем ты играешь? Чем чистишь зубы? Что ты ешь?». Затем заменить предметы на предметные картинки и повторить вопросы.

4. Выяснение объема глагольной лексики.

Разложить сюжетные картинки, на которых одно и то же лицо (девочка или мальчик) совершают различные действия, дать возможность рассмотреть картинки, а затем показать нужную в ответ на вопрос: «Покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)». «Покажи, кто умывается (стоит, бежит)».

Выкладывается 2 картинки «Покажи, кто умывается? Кто вытирается?» (ест/пьет, бежит/идет и др.).

5. Понимание названий признаков предметов.

«Покажи где большой стол? Где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом)». «Какой кубик больше? Какой меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже)». «Где красный (желтый, синий) мячик?».

Выявление дифференциации элементарных грамматических форм

1. Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного

«Где кукла? Где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)».

2. Понимание предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения.

«Положи игрушку в коробку (за коробку, под коробку, перед коробкой)».

3. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов. «Покажи, где стол? Где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка)».

Понимание предложений

Выполнение инструкции «Закрой глаза (подними ножку, погладь кошечку, принеси кубик)». Установление возможности запомнить и выполнить два действия, сформулированные в одной просьбе «Возьми мишку и посади его на стул (подойди к столу и возьми карандаш, возьми кубики со стола и сложи их в коробку)».

Изучение неречевых функций

1. Ориентировка в окружающем пространстве.

Показать «верх/низ», а также направления: «Покажи, где группа? (спальня, кабинет лечебной физкультуры, окно, дверь)».

Дать ребенку лист бумаги, свернутый в трубку («подзорная труба») и предложите, смотря в нее, разглядеть предметы на окне

Источник

                         Карта дефектологического обследования №2

Фамилия, имя, возраст___________________________________________________________________

Домашний адрес ________________________________________________________________________

Диагноз_________________________________________________________________________________

Дата обследования_______________________________________________________________________                                                        

Оцениваемая характеристика

Актуальный уровень развития

Динамика развития в ходе реабилитации

1

Уровень сформирован-ности взаимодействия

 1

 2

 3

Без изме-нений

Незначительные улучше-ния

Улучшения

Контакт

Нарушение контакта

Избирательный контакт

Контактен

1

2

Эмоциональное восприятие

Негативное

Безразличное

Положительное

1

2

2

Уровень развития моторики

Ведущая рука

Правая

Левая

Амбидекстр

1

2

Координация движений

Сильные нарушения

Частичные нарушения

Норма

1

2

Графические навыки

Не сформированы

Частично сформированы

Норма

1

2

Пальцевая моторика

Сильные нарушения

Частичные нарушения

Норма

1

2

3

Конструктив -ный праксис

Не сформирован

Частично сформирован

Норма

1

2

4

Представления об окружающем

Не сформированы

Частично сформированы

Норма

1

2

5

Развитие речи

Понимание обращенной речи

Не сформировано

Частично сформировано

Норма

1

2

Состояние экспрессивной речи                

Сильные нарушения

Частичные нарушения

Норма

1

2

6

Пространственно-временная ориентация

Ориентация в схеме тела, пространстве

Не сформировано

Частично сформировано

Норма

1

2

Определение временной последователь-ности

Не сформировано

Частично сформировано

Норма

1

2

7

Восприятие

Зрительный      

гнозис

Сильные нарушения

Частичные нарушения

Норма

1

2

Слухо-моторная координация

Сильные нарушения

Частичные нарушения

Норма

1

2

Стереогноз

Сильные нарушения

Частичные нарушения

Норма

1

2

8

Особенности

внимания

Сильные нарушения

Частичные нарушения

Норма

1

2

9

Особенности

памяти

Сильные нарушения

Частичные нарушения

Норма

1

2

10

Особенности мышления

Развитие наглядных форм мышления

Сильные нарушения

Частичные нарушения

Норма

1

2

Словесно-логическое мышление

Сильные нарушения

Частичные нарушения

Норма

1

2

11

Сформированность учебных навыков

Математика

Представления о числах и цифрах

Не сформированы

Частично сформированы

Норма

1

2

Счёт прямой

Отсутствует

Механический

Осмысленный

1

2

Счёт обратный

Отсутствует

Механический

Осмысленный

1

2

Вычислитель-ные навыки

Не сформированы

Частично сформированы

Норма

1

2

Навыки решения задач

Не сформированы

Частично сформированы

Норма

1

2

Характерные ошибки:

Русский язык

Навыки каллиграфичес-кого письма

Не сформированы

Частично сформированы

Норма

1

2

Навыки орфографичес-кого письма под диктовку

Не сформированы

Частично сформированы

Норма

1

2

Навыки списывания текста

Не сформированы

Частично сформированы

Норма

1

2

Выполнение грамматических заданий

Сильные нарушения

Частичные нарушения

Норма

1

2

Характерные ошибки:

Чтение

Темп чтения

Сильные нарушения

Частичные нарушения

Норма

1

2

Способ чтения

Побуквенное

Послоговое

Словесно-фразовое

1

2

Понимание прочитанного

Сильные нарушения

Частичные нарушения

Норма

1

2

12

Работоспособ-ность

Низкая

Средняя

По возрасту

1

2

Читайте также:  Индивидуальная программа развития ребенка доу с нарушением речи

 Направления коррекционной работы: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Количество занятий___________ Эффективность___________________________________________

Рекомендации___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Специалист по реабилитационной

работе в социальной сфере ________________    ___________________

Зав. ОППП                             ________________    ____________________

Источник

В процессе диагностики и дальнейшей коррекционной работы с детьми ЗПР рекомендуется вести индивидуальную карту обследования, в которой указываются все особенности и нюансы развития ребенка, успехи и методики.

Психологическое сопровождение детей с ЗПР

Профессиональная деятельность психолога и социального педагога основывается на принципах компетентностного и личностно-ориентированного подходов.

Психологическое сопровождение детей с ЗПР

Главными задачами личностно-ориентированного обучения являются:

  • развитие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика;
  • помощь ребенку в самопознании, самоактуализации, самореализации, самоопределении;
  • формирование культуры жизнедеятельности, которая дает возможность продуктивно строить свою жизнь.

Компетентностный подход (КП) в обучении при ЗПР

КП в обучении при ЗПР предполагает направленность образовательного процесса на формирование и развитие ключевых компетенций личности (учебных, здоровье сберегающих, общекультурных, гражданских, предпринимательских, информационно-коммуникативных) и на создание эффективных механизмов их внедрения.

Компетентностный подход (КП) в обучении при ЗПР

Сформированность у личности компетенций позволяет:

  • решать самые разнообразные жизненные проблемы;
  • получать и критически анализировать информацию;
  • принимать и находить новые решения;
  • оценивать социальные последствия действий;
  • работать в группе, включаться в совместную деятельность;
  • использовать новые информационные технологии;
  • проявлять стойкость перед трудностями.

Задачи психологической службы и их решения

Важнейшая задача деятельности работников психологической службы в учебном заведении — сохранение психологического здоровья детей, психологическое обеспечение и повышение эффективности педагогического процесса.

Научно-методический центр практической психологии и социальной работы рекомендует специалистам психологической службы образовательных учреждений реализовать данную задачу через комплекс мероприятий, направленных на:

  • психологическую разгрузку (систематическое проведение релаксационных упражнений, психологически-оздоровительных маршрутов);
  • развитие стрессоустойчивости, механизмов психологической и эмоциональной саморегуляции (при необходимости проведения коррекционной и реабилитационной работы);
  • развитие психологической компетентности родителей и педагогов.

Социальные педагоги учебных заведений продолжают ведение социальных паспортов классов и индивидуальных карт обследования ребенка с ЗПР, актов обследования социально-бытовых условий проживания детей.

С целью осуществления эффективного психологического сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса специалистам психологической службы целесообразно распределить свое недельное рабочее время следующим образом:

  • 60% рабочего времени (20 часов в неделю) отводить для работы с детьми;
  • по 15% (по 10:00 в неделю) — для работы с педагогами и родителями.

Индивидуальная карточка психолого-педагогического сопровождения дошкольника с ЗПР*

Фамилия, имя, отчество ребенка __________________________________

Группа ______________________ Детский сад № ______________________________

Дата рождения _______________ г. Регистрация в ДОУ ____________

Возраст при поступлении в садик ______ лет _____ месяцев.

№ п/пДата проведенияВид работыНазвание методики /

программы

Общий результат№ протокола индивидуального диагностического обследования или диагностического обследования группы

* Карточка заводится при поступлении ребенка в ДОУ и ведется в течение посещения ребенком дошкольного учреждения. В карточке отражаются виды работ, которые проводит практический психолог:

  1. В первой колонке фиксируется порядковый номер психологического сопровождения ребенка.
  2. Во второй колонке фиксируется дата или с какого и по какой период осуществляется определенный вид работы.
  3. В колонке «Вид работы» фиксируются виды работ, которые предусмотрены коррекционной программой для детей с ЗПР.
  4. В колонке «Название методики / программы» фиксируется (методика / программа), которую применяет работник психологической службы в своей деятельности.
  5. В колонке «Общий результат» отражается общий уровень по результатам психодиагностического обследования.
  6. В колонке «№ протокола индивидуального диагностического обследования или диагностического обследования группы» указывается № протокола в рамках законодательных актов и предложений.

Карты «Результаты психологического обследования детей с ЗПР»

Заполняются психологом учебного заведения или дошкольного учреждения. В них описывается:

  • адекватность поведения, межличностные отношения, наличие интереса к сотрудничеству со взрослыми;
  • характеристика предметно-практических действий, уровень работоспособности, самостоятельность;
  • состояние эмоционально-волевой сферы;
  • состояние развития психических процессов;
  • способность сосредотачиваться, анализировать, обобщать, классифицировать, переносить умения в новые ситуации и тому подобное.

Результаты психологического обследования следует заверить подписью психолога и печатью школы.

Карте состояния здоровья и развития ребенка

Характеристика ребенка с девиантным поведением, которое необходимо указать психологу в «Карте состояния здоровья и развития ребенка»:

  • когда начались первые проявления поведенческих нарушений;
  • микроклимат в семье;
  • отношения со сверстниками;
  • особенности эмоционально-волевой сферы и контроля;
  • уровень интеллектуального развития;
  • мотивация к обучению;
  • проведение свободного времени ребенком, интересы, увлечения;
  • сильные, положительные стороны ребенка;
  • когда начата коррекционная работа с ребенком;
  • какие формы, методы и приемы коррекционной работы были применены;
  • кто был вовлечен в коррекционно-воспитательное воздействие на ребенка;
  • какие изменения произошли;
  • что дало хотя бы малейший положительный результат.

Отдельно карта обследования ребенка с ЗПР ведется дефектологом, отдельно логопедом и отдельно психологом. Иными словами, для целостности картины каждый специалист фиксирует все необходимые для дальнейшей работы данные. Стоит отметить, что каждый из узких специалистов может добавлять в таблицу дополнительные пункты, учитывая индивидуальные особенности и потребности ребенка.

Карта обследования и дальнейшего ведения ребенка с ЗПР: отзывы

Все отзывы, отображенные в таблице, взяты с сайтов: https://invamama.ru/api_rehabilitation/507/, https://psy.su/club/forum/topic/134/, https://peter-zarubin.ru/pmpk-ili-pro-to-kak-stavyat-diagnozy-detyam/.

Читайте также:  Психическое и физическое развитие ребенка на первом году жизни
ПоложительныеОтрицательные
Я после рождения первого ребенка многое чего не помню, что было в первые месяцы и годы, следовательно, со вторым я начала все записывать до малейшей мелочи, от того, когда первый раз улыбнулся и дальше. И как оказалось не зря, ведь в 3 года нам диагностировали ЗПР, и нужно было заполнить индивидуальную карту обследования при ЗПР. Специалисты вписывали в нее свои наблюдения, а также определились с темпами развития по моим домашним записям. Иногда не лишняя такая перестраховка, да и как просто память. (Галина)Неправильно проводят у нас тестирование с занесением в индивидуальную карту ребенка. Начнем с того, что сын не со всеми общается, если человек не нравится, будет просто проигнорирован. Так и получилось с психологом, сынуля просто отказался отвечать на вопросы, и получил диагноз ЗПР, а с дефектологом была противоположная ситуация, он разыгрался так, что я еле его вывела из кабинета, и диагноз: полностью здоровый ребенок. Вот так и доверяй всем этим тестированиям. (Виктория)
Наша карта обследования заполнялась постепенно, на протяжении полугода. Каждое занятие-тестирование, результаты в карту. И только по прохождению всех тестов в игровой форме (ребенка это ничуть не напрягло) вырисовалась полная картина, и были подобраны методы коррекции. Ничего сложного и травмирующего психику ребенка в этой процедуре нет, если, конечно, подобрать правильного психолога и дефектолога.Мы пока проходили только такой опрос перед тем как пойти в детский сад. Я считаю, что многие задания были для 3-летнего, даже без нарушений в развитии, сложные. Такое ощущение, что им всем нужны только вундеркинды! (Марина)
Сначала мы заполнили карту обследования ребенка с ЗПР , которая потом плавно перешла в карту развития, очень удобно по этим записям делать выводы относительно эффективности применения методик и упражнений. (Ксюша)Заполнили мы эту карту с детским психологом, а толку, она совсем не опиралась на полученные результаты в дальнейшей работе, так как отрабатывала не незнакомые нам навыки, а те, с которыми и так проблем нету. Странно все это, зачем было тратить больше часа на заполнения никому ненужной макулатуры… (Анна)
И в садике вели такие записи, теперь в школе ведем, я сама в такой способ могу контролировать и оценивать проведенную работу с ребенком. Рекомендую взять на заметку всем родителям детей с особенностями. (Евгения)Бесит, что эту процедуру надо проходить у каждого специалиста, ответы одни и те же, чувствуешь себя просто попугаем. Почему нельзя пройти диагностику один раз, заполнить личную карту и просто размножить в нескольких вариантах…? Ну, это утомительно как для ребенка, так и для нас родителей. (Полина)
Первый психолог, который нас обследовал, ничего не записывал, просто нас выслушал и поставил диагноз ЗПР. Я с этим не согласилась и посетила еще одного, который нас в полной мере протестировал и записал все данные в карту, потом проанализировав результаты, сказал, что наше развитие находится в пределах нормы, а с гиперреактивностью и неусидчи