Способ развития способностей у ребенка

Способ развития способностей у ребенка thumbnail

Марина Федоренко
Консультация «Выявление и развитие способностей у детей дошкольного возраста»

Каждый родитель желает своему ребенку блестящего будущего. Но мало кто задумывается, что предпосылки для профессионального и личного успеха формируются уже в детстве, поэтому крайне важно вовремя выявить способности ребенка и помочь ему развить их. Благодаря этому, ребенок сможет преуспеть в жизни, заниматься делом, которое будет ему нравиться, и быть гармоничной личность в целом.

Один из важнейших вопросов, который стоит перед современными родителями — как определить способности ребенка. Среди педагогов и психологов также актуален вопрос, какие способы помогут выявить способности дошкольников.

Что такое способности?

Под способностями понимаются индивидуальные особенности ребенка, которые обеспечивают ему успех в той или иной деятельности и легкость ее освоения. Задатки составляют основу для развития склонностей и являются по своей сути физиологическими особенностями строения организма ребенка.

Все способности подразделяются на природные и специфические.

Природные основываются на биологических особенностях ребенка (задатках). Например, к ним можно отнести восприятие и способность к коммуникации с другими индивидами. Специфические же обусловлены общественными и историческими факторами. Их развитие определяет дальнейшую жизнь ребенка и его взаимодействие с социальной средой.

Специфические способности детей можно разделить на два вида: общие и специальные.

Общие – определяют успехи детей в самых разных видах деятельности в целом.

К ним относятся:

Сенсорные – восприятие индивидом предметов окружающего мира и их качеств. Такие склонности очень интенсивно формируются у дошкольников в возрасте от трех до четырех лет.

Интеллектуальные способности, в основе которых лежит принцип моделирования объектов.

Творческие способности – в их основе лежит воображение. Они помогают учащимся находить нестандартные решения задач, придумывать истории, рисовать.

Специальные способности определяют успехи детей в определенных видах деятельности и основываются на задатках и их развитии. Они подразделяются на несколько категорий:

Логико-математические – склонность к вычислению, упорядочиванию, измерениям. Учащийся в данном случае может легко запоминать математические символы и выполнять простейшие математические вычисления.

Музыкальные – склонность к запоминанию и воспроизведению мелодий, сочинению музыки и исполнению.

Литературные –склонность к написанию рассказов, придумыванию сюжетов, подбору для героев нужных слова для выражения эмоций.

Актерские – склонность подражать, выступать на мероприятиях, копировать кого-либо.

Художественные – склонность к рисованию, лепке, черчению, поделкам.

Технические – проявление интереса к различным механизмам и машинам.

Спортивные хорошая координация – дети энергичны, склонны к постоянному движению, тренировкам, легко осваивают разные виды спорта.

Коммуникативные способности – умение увлечь остальных детей в игру, способность договариваться и влиять на других детей.

Успешность развития способностей у дошкольников в большей степени зависит от окружения, в котором находятся дети.

Развитие той или иной способности базируется на овладении духовной и материальной культурой общества, основных знаниях науки, техники и искусства.

Поскольку знаний в этих областях довольно много, именно окружение акцентирует внимание детей на наиболее значимых фактах, стремится передать полезный опыт. В том числе опыт, который будет важен для развития способности.

Существует четыре метода для определения способностей детей:

Наблюдение – позволяет родителям сделать выводы о склонностях своих детей, сформировать представление о его возможностях, выявить основные интересы ребенка. Также уделяется много внимания познавательной активности детей: о чем больше всего спрашивает дети, что изучают. Является одним из наиболее живых и простых методов.

Игра. При определении склонностей в данном случае учитываются все факторы: какую, игру выбрал индивид, какую роль в ней играет. Этот метод чаще используют для диагностики способностей воспитанников детских садов.

Обращение к специалистам: психологам, педагогам, специализирующимся на раннем развитии дошкольников. Для определения способностей, в основном, используются тест Векслера для выявления уровня интеллектуального развития и тест «Несуществующее животное», который определяет эмоциональное и психическое состояние детей, и их творческий потенциал.

Совместная деятельность — помогает развить талант в разных областях.

Эти способы на сегодняшний день являются основными для выявления способностей обучающихся.

Помимо вопроса как определить способности ребенка, очень важно знать как их затем развивать и работать с ними.

Для развития определенных склонностей очень важным является предоставление детям постоянной возможности для осуществления нужной деятельности, а также мотивация к ней.

Развитие тех или иных способностей дошкольников предполагает активное участие со стороны родителей. Прежде всего, потому, что сам процесс в основном идет рывками. В процессе развития любой способности есть периоды значительного улучшения, но также и временного ухудшения. В такие моменты важно поддерживать в детях интерес и помогать выработать терпеливость.

Сложно переоценить роль семьи в выявлении и развитии способностей детей. Чуткое отношение родителей позволит быстрее понять, что ребенку действительно нравится. Также очень важна эмоциональная поддержка и стиль воспитания.

Одним из основных факторов для успешного развития определенной склонности является упорство самого индивида, готовности к обучению. Эта особенность формируется у дошкольников непосредственно в их окружении (воспитание в семье, детском саду, общение со сверстниками).

Выявить вовремя, какими способностями обладает ребенок, является довольно непростой задачей. Помимо того факта, что многие родители сейчас слишком заняты на работе и не могут полноценно наблюдать за жизнью ребенка, есть множество других вопросов. Например, как отличить недолгую увлеченность ребенка каким-либо занятием от настоящей склонности? Как правильно мотивировать ребенка к деятельности, стимулирующей развитие его способностей? Какие способы выбрать? Все эти вопросы сейчас активно разрабатываются педагогами и психологами.

Тем не менее, нельзя оставлять процедуру выявления способностей только специалистам. Жизненный путь человека начинается с его семьи, поэтому добьется ли человек успехов во многом зависит от выраставшей его семьи.

Родителям следует помнить, что чем раньше они распознают нужные склонности у своего ребенка, тем успешнее он будет как в профессиональной среде, так и в эмоциональной жизни.

Источник

Многие из нас замечают, что большего успеха в жизни достигают люди с творческими способностями. Креативное мышление, нестандартный подход к ситуации, высказывание своего мнения — все это помогает достигать высоких результатов в профессиональной деятельности. К тому же, вероятность заниматься любимым делом вырастает в разы. Поэтому, заботясь о будущем своего чадо, необходимо развивать творческие способности с самого раннего детства.

Читайте также:  Ребенок и социум развитие навыков общения в соответствии с фгос до

развитие творческих способностей детейразвитие творческих способностей детей

Что такое творческие способности

Творческое развитие у детей подразумевает нестандартный подход к определенной ситуации, креативное решение задач.

Человек творческий — это не только хорошо рисующий или поющий.

Люди с творческими способностями стремятся познавать окружающий их мир и открывать что-то новое для себя. Они изобретательны и применяют свои знания на практике. У творческих личностей хорошо развиты фантазия и воображение: они могут разглядеть необычное в обычном. Они не боятся проявлять инициативу.

Творчество — это значит творить, создавать что-то новое и необыкновенное.

В каком возрасте нужно развивать творческие способности.

Детишки раннего возраста — это наилучший период, когда следует заниматься воспитанием творческой личности. Потому как именно у маленьких детей возникает любопытство практически ко всему. Они с радостью берутся за любое занятие.

Многие специалисты полагают, что развитый творческий потенциал — это заслуга родителей. У каждого ребёнка есть определенные творческие задатки от природы. Самостоятельно они могут проявиться у малыша в незначительной степени. Поэтому задача родителей-развивать творческие способности. Делать это необходимо именно в раннем возрасте.

По мнению специалистов самый благоприятный период — это с самого раннего возраста и до 5 лет. Человек не рождается с определенными способностями, его навыки могут формироваться и на протяжении всей жизни. Если с малышом заниматься развитием творческих способностей с малых лет, предоставить ему свободу и разнообразие видов деятельности, то у него быстрее появится интерес к определенным сферам.

Творческие задатки ребенка проявляются не только в виде изрисованных обоев. Залезть самостоятельно на стул, достать телефон или же какое-либо другое действие малыша также являются некими творческими актами. Маленькие непоседы с удовольствием изучают окружающий мир, учатся использовать по-своему повседневные предметы. У ребёнка возникают определённые цели и добивается их с помощью нестандартных способов.

Примерно с двух лет происходит активное формирование личности малыша. Творческие способности в этот период развиваются более интенсивно. У ребёнка наблюдается повышенное любопытство, он упорно пытается достичь своей цели. Также для этого возраста характерны яркое воображение и повышенная эмоциональная восприимчивость.

Условия для развития таланта

Для того, чтобы успешно развить творческие качества у ребёнка, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Занятие творчеством должно начинаться с раннего возраста
  • Ребёнку необходимо предоставить свободу в выборе творческой деятельности
  • Для того, чтобы малыш смог выбрать интересующий вид творчества, важно разнообразить эти виды деятельности, а не придерживаться определенного.
  • Среда для успешного развития должна быть благоприятной
  • Очень важно поддерживать малыша в любом его начинании. Совместное занятие творчеством и ваша положительная оценка — вот лучшая мотивация для маленького человечка.
  • Необходимо постоянно поддерживать интерес карапуза к творчеству.

 А вы знали, что у любого человека есть творческое начало? Просто необходимо развивать эти способности

развитие воображения ребенка

Основные методы развития творческих способностей у детей

На самом деле, любое обыденное занятие может стать источником творческого вдохновения. Необходимо проявить немного фантазии. А так как у детей раннего возраста очень богатое воображение, позвольте своему малышу стать вашем помощником в том или ином деле. Например, занимаясь выпечкой, предложите ребёнку самостоятельно сформировать печенье. Или попросите помощи в украшении торта. Творчески можно подойти и к уборке игрушек. Пусть малыш решит, какие игрушки сегодня собрать в верхний ящик, а какие — в нижней. Думаю, смысл идеи понятен, вам просто необходимо ввести творческую нотку в повседневную жизнь. Карапуз с огромным удовольствием будет выполнять домашние дела вместе с мамой или папой.

Для развития творческих способностей отлично подойдут игры с малышом. Можно вместе сделать какую-нибудь несложную поделку, например звездное небо. Для этого возьмите кусок чёрной бумаги, намажьте клеем и сверху посыпьте соль (лишнее смахните с бумаги). Также, например, игры с крупами обеспечат вашего карапуза яркими эмоциями, создавая разноцветные шедевры.

Наблюдайте за природой. Чаще гуляйте с ребёнком, обращайте внимание на различные явления, животных, птиц. Разговаривайте, анализируйте. Окружающая природа — это прекрасный источник для развития творческого потенциала.

Помимо таких простых способов развития творческих способностей у детей, существуют и более «профессиональные» методы. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Кукольный театр

Домашний кукольный театр способствует развитию воображения у ребенка. Приобретите различные пальчиковые куклы, либо сшейте самостоятельно. Позвольте ребенку устраивать домашний театр на семейных праздниках, или же без определенного повода. Предоставьте малышу безграничный полет фантазии. А одобрение взрослых вызовет у маленького создателя только яркие и положительные эмоции.  

Рисование

Развивать художественно — творческие способности у детей можно начинать уже и с шестимесячного возраста. На сегодняшний день для маленьких художников представлен широкий выбор различных инструментов для рисования. Детям самого раннего возраста отлично подойдут пальчиковые краски. Проверенные и известные производители выпускают безвредные краски, которые очень легко отмываются.

Почти все дети любят рисовать, и родителям важно предоставить малышу такую возможность. Данный процесс не только способствует развитию творческих способностей. Рисование для детей очень полезно.

С помощью рисования малыши развивают мелкую моторику, креативность, малыш учится выражать свои эмоции, анализировать и сравнивать. Рисуя пальчиками, маленький художник познает мир, получает большее представление о цветах.

Позже, когда кроха подрастет, художественную деятельность можно расширять и познакомить малыша с фломастерами, карандашами, кистями и красками. Это поможет подготовить руку к письму.

Один известный педагог В. Сухомлинский писал о том, что на кончиках пальцев малышей находятся нервные окончания, которые отвечают за работу головного мозга.

О том, как развить у ребенка художественный талант, прочитайте в статье как научить ребенка рисовать

Лепка для детей

Также как и рисование, лепка для детей очень полезное занятие. Работая ручками и пальчиками, отлично развивается мелкая моторика, творческое мышление. Из пластилина малыш может катать колбаски, формировать шарики, лепить простые фигуры. Можно самостоятельно приготовить тесто для лепки для детей.

Не ограничивайте фантазию своего малыша. Вы можете проводить совместные занятия, создавая даже картины.

Читайте также:  Роль игры в развитии ребенка в детском саду

лепка с детьмилепка с детьми

Поделки и аппликации

Для малышей постарше отличными помощниками в творческом развитии могут стать поделки и аппликации. Приобретите наборы цветной бумаги, картон, разнообразные ленточки, бусины. Научите ребенка вырезать.

Осторожно! Пользоваться ножницами и мелкими предметами можно только под наблюдением взрослых

Нарисуйте на цветной бумаге различные фигуры, животных, птиц, деревья или что-то другое. Вырезайте вместе с малышом полученные рисунки и приклеивайте на картон. В интернете есть огромное количество примеров несложных аппликаций с детьми.

Чтение с детьми

Способ развития способностей у ребенка

Чтение детям способствует более быстрому развитию речи малыша, его воображению, положительно влияет и на развитии памяти. Старайтесь читать ребенку каждый день. Это могут быть сказки, добрые рассказы и стишки. Ребенок получит большое удовольствие.

Прививайте любовь к книгам, бережно относитесь к печатным изданиям. Всегда убирайте книгу на место после прочтения. Она не должна стать для малыша игрушкой.

Музыка

музыкальное развитие ребенкамузыкальное развитие ребенка

С самого раннего возраста карапузу рекомендуется включать классическую музыку для детей, веселые детские песни. Музыка помогает в развитии слуха у малыша, памяти и образного мышления. Пойте песни, танцуйте вместе с крохой, каждый раз хвалите его.

Если ребенок может воспроизвести мелодию, можно подумать о том, чтобы отдать его в музыкальную школу.

Прочитайте статью о музыкальном развитии детей.

Заключение

В развитии творческих способностей у детей огромную роль играют родители. Мама и папа  должны всегда поощрять ребенка, положительно реагировать на все начинания своего малыша. Таким образом, у карапуза формируется понимание того, что создавать что-то новое — это хорошо.

Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за пролитые краски, испачканную одежду. Вы, как взрослый человек, должны позаботиться о чистоте вокруг. Оденьте кроху в ту одежду, которую не жалко испачкать, для рисования предоставьте большой кусок бумаги (отлично подойдут обои). Рабочее место можно застелить клеенкой.

После занятия уберитесь вместе с малышом, тем самым воспитывая в ребенке трудолюбие.

Источник

Развитие
способностей у детей совершается в
процессе воспитания и обучения.
Способности ребенка формируются
посредством овладения в процессе
обучения содержанием материальной и
духовной культуры, техники, науки,
искусства. Исходной предпосылкой для
этого развития способностей служат
врожденные задатки. В действенном
контакте ребенка с окружающим его миром,
в процессе постепенного освоения
достижений предшествующего исторического
развития человечества задатки – и общие
у всех людей, и вместе с тем у каждого
человека различные – превращаются в
многообразные и все более совершенные
способности.

Уже
самые первые проявления задатков
превращают их в элементарные, начинающие
складываться способности. Вместе с тем
каждая начинающаяся складываться
способность является как бы задатком
для дальнейшего развития способностей.
Каждая способность, проявляясь, вместе
с тем развивается, переходит на высшую
ступень, а переход ее на высшую ступень
открывает возможности для новых, более
высоких ее проявлений. Роль задатков в
развитии различных способностей
различна. Она более значительна и
специфична, например, в развитии
музыканта, в даровании которого
существенную роль играют специфические
врожденные свойства слухового аппарата,
чем в развитии способностей ученого
литературоведа, историка или экономиста.

В
развитии способностей у ребенка
существенным этапом является развитие
у него так называемой готовности
к обучению. <…>

Эта готовность в обучении и формируется,
конечно, на основе той подготовки,
которую дает дошкольное воспитание.
Эта способность к обучению не угасает
в школьном возрасте, как склонны
утверждать те, кто связывает ее с
определенным периодом возрастного
созревания. Практика массового обучения
взрослых при ликвидации безграмотности
в Советском Союзе это доказала. Но,
конечно, юные годы все же исключительно
благоприятная пора для учения; в процессе
этого учения совершается формирование
способностей, которые открывают более
широкие возможности для успешного
дальнейшего учения и совершенствования
в зрелые годы.

В
способностях детей – как общих, так и
специальных – обнаруживаются многообразные
индивидуальные различия. Они проявляются
в успешности учебной работы, в том, что
различные ученики с различной степенью
совершенства справляются с учебными
заданиями, с разной глубиной осваивают
ту систему знаний, которой они обучаются.
Однако успешность саму по себе никак
нельзя превращать в критерий одаренности.
Различная успеваемость разных учеников
может быть обусловлена многообразными
причинами – интересом к учебе, который
сумел вызвать педагог, предшествующей
учебной подготовкой и т.п., а вовсе не
только их способностями. Поэтому одни
и те же

успехи разных учеников могут быть
показателями различных
способностей, и при одних
и тех же

или равных способностях их успехи могут
быть
различны.

Для того чтобы сколько-нибудь обоснованно
заключать об одаренности детей по
успешности их работы, темпам их продвижения
и т.п., необходимо учесть условия их
развития, а не только его результаты.
Лишь соотнеся эти результаты с условиями,
при которых они достигнуты, можно, исходя
из успешности учебной работы детей,
опосредованно составить себе суждение
об их одаренности. <…>

В
результате индивидуального жизненного
пути у человека формируется – на основе
задатков – индивидуально своеобразный
склад способностей.

Наличие
более или менее значительных индивидуальных
различий в способностях требует и
индивидуализированного подхода к
учащимся.

Вместе
с тем, поскольку успешность учебной
работы учащихся зависит в известной
мере от их способностей, а развитие,
формирование их способностей в свою
очередь зависит от того, как ребенок
осваивает передаваемые ему в ходе
обучения знания, перед педагогом встает
задача: учитывая способности учащихся
во всем их многообразии и индивидуальных
особенностях, вместе с тем и формировать
их в надлежащем направлении. <…>

Между
всесторонним развитием способностей
и интересов существует при этом теснейшая
взаимосвязь: с одной стороны, развитие
способностей совершается в деятельности,
которая стимулируется интересами, с
другой – интерес к той или иной
деятельности поддерживается ее
успешностью, которая в свою очередь
обусловлена соответствующими
способностями. Эта взаимосвязь не
исключает, конечно, и возможности
противоречий между интересами к тому
или иному предмету, склонностями к той
или иной деятельности и способностями.
Бывает, как известно, и так, что у человека,
у подростка складываются интересы, не
отвечающие его способностям. Но это
случается по преимуществу при
слабовыраженных способностях. Значительные
способности, подлинный талант обычно
определяют призвание человека, которое,
переживаясь как таковое, определяет и
направленность интересов.

Читайте также:  Общего развития ребенка и прекрасна

Всестороннее
развитие интересов, означая нормальное
развитие человеческой личности, не
исключает особой собранности и
сосредоточенности интересов по каким-то
основным главным руслам. Точно так же
всестороннее гармоническое развитие
способностей, означая развитие такой
человеческой личности, которая не была
бы раз и навсегда пригнана к одной
узкоспециализированной деятельности
и как бы сведена к одной функции, личности,
которой доступны были бы разные сферы
человеческой деятельности, не исключает,
конечно, особого развития каких-либо
специальных способностей (технических,
изобразительных, музыкальных) на фоне
достаточно высокого общего развития.
(Рубинштейн)

Любые задатки,
прежде чем превратиться в способности,
должны пройти большой путь развития.
Для многих человеческих способностей
это развитие начинается с первых дней
жизни и, если человек продолжает
заниматься теми видами деятельности,
в которых соответствующие способности
развиваются, не прекращается до конца.
В процессе развития способностей можно
выделить ряд этапов. На одних из них
происходит подготовка анатомо-физиологической
основы будущих способностей, на других
идет становление задатков небиологического
плана, на третьих складывается и достигает
соответствующего уровня нужная
способность. Все эти процессы могут
протекать параллельно, в той или иной
степени накладываться друг на друга.
Попробуем проследить эти этапы на
примере развития таких способностей,
в основе которых лежат явно выраженные
анатомо-физиологические задатки, хотя
бы в элементарной форме представленные
с рождения. (40)

Первичный этап
в развитии любой такой способности
связан с созреванием необходимых для
нее органических структур или с
формированием на их основе нужных
функциональных органов.
Он обычно относится к дошкольному
детству
,
охватывающему период жизни ребенка от
рождения до 6—7 лет. Здесь происходит
совершенствование работы всех
анализаторов, развитие и функциональная
дифференциация отдельных участков коры
головного мозга, связей между ними и
органов движения, прежде всего рук. Это
создает благоприятные условия для
начала формирования и развития у ребенка
общих способностей, определенный уровень
которых выступает в качестве предпосылки
(задатков) для последующего развития
специальных способностей. (40)

Становление
специальных способностей
активно начинается уже в дошкольном
детстве и ускоренными темпами продолжается
в школе, особенно в младших и средних
классах. Поначалу развитию этих
способностей помогают различного рода
игры детей, затем существенное влияние
на них начинает оказывать учебная и
трудовая деятельность. В играх детей
первоначальный толчок к развитию
получают многие двигательные,
конструкторские, организаторские,
художественно-изобразительные, иные
творческие способности. Занятия
различными видами творческих игр в
дошкольном детстве приобретают особое
значение для формирования специальных
способностей у детей. (40)

Важным моментом
в развитии способностей у детей выступает
комплексность,
т.е. одновременное
совершенствование нескольких взаимно
дополняющих друг друга способностей.
Развивать какую-либо одну из способностей,
не заботясь о повышении уровня развития
других, связанных с ней способностей,
практически нельзя. Например, хотя
тонкие и точные ручные движения сами
по себе являются способностью особого
рода, но они же влияют на развитие других,
где требуются соответствующие движения.
Умение пользоваться речью, совершенное
владение ею также может рассматриваться
как относительно самостоятельная
способность. Но то же самое умение как
органическая часть входит в интеллектуальные,
межличностные, многие творческие
способности, обогащая их. (40)

Многоплановость
и разнообразие видов деятельности, в
которые одновременно включается человек,
выступает как одно из важнейших условий
комплексного и разностороннего развития
его способностей.
В этой связи следует обсудить основные
требования,
которые предъявляются к деятельности,
развивающей способности человека
.
Эти требования следующие: творческий
характер деятельности, оптимальный
уровень ее трудности для исполнителя,
должная мотивация и обеспечение
положительного эмоционального настроя
в ходе и по окончании выполнения
деятельности.

Если деятельность
ребенка носит творческий, нерутинный
характер, то она постоянно заставляет
его думать и сама по себе становится
достаточно привлекательным делом как
средство проверки и развития способностей.
Такая деятельность всегда связана с
созданием чего-либо нового, открытием
для себя нового знания, обнаружения в
самом себе новых возможностей. Это само
по себе становится сильным и действенным
стимулом к занятиям ею, к приложению
необходимых усилий, направленных на
преодоление возникающих трудностей.
Такая деятельность укрепляет положительную
самооценку, повышает уровень притязаний,
порождает уверенность в себе и чувство
удовлетворенности от достигнутых
успехов. (40)

Если выполняемая
деятельность находится в зоне оптимальной
трудности, т.е. на пределе возможностей
ребенка, то она ведет за собой развитие
его способностей, реализуя то, что
Л.С.Выготский
называл зоной
потенциального развития
.
Деятельность,
не находящаяся в пределах этой зоны,
гораздо в меньшей степени ведет за собой
развитие способностей. Если она слишком
проста, то обеспечивает лишь реализацию
уже имеющихся способностей; если же она
чрезмерно сложна, то становится
невыполнимой и, следовательно, также
не приводит к формированию новых умений
и навыков. (40)

Поддержание
интереса к деятельности через стимулирующую
мотивацию означает превращение цели
соответствующей деятельности в актуальную
потребность человека. В русле
рассматривавшейся уже нами теории
социального научения особо подчеркивалось
то обстоятельство, что для приобретения
и закрепления у человека новых форм
поведения, необходимо научение, а оно
без соответствующего подкрепления не
происходит. Становление
и развитие способностей — это тоже
результат научения, и чем сильнее
подкрепление, тем быстрее будет идти
развитие.
Что же касается нужного эмоционального
настроя, то он создается таким чередованием
успехов и неудач в деятельности,
развивающей способности человека, при
котором за неудачами (они не исключены,
если деятельность находится в зоне
потенциального развития) обязательно
следует эмоционально подкрепляемые
успехи, причем их количество в целом
является большим, чем число неудач. (40)

Важным моментом
развития человеческих способностей
является их компенсируемость,
причем это относится даже к тем
способностям, для успешного развития
которых необходимы врожденные
физиологические задатки. А.Н
Леонтьев

показал, что определенного уровня
развития музыкального слуха можно
добиться и у тех людей, ухо которых с
рождения не очень хорошо приспособлено
для обеспечения звуковысотного слуха
(такой слух традиционно рассматривается
как задаток к развитию музыкальных
способностей). (40)

Соседние файлы в папке ГОСЫ_с инета

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник