Социальная психология детства развитие отношений ребенка в

Социальная психология детства развитие отношений ребенка в thumbnail

В. В. Абраменкова

Социальная психология детства

Учебное пособие для студентов университетов, педагогических институтов и психолого-педагогических колледжей

Моим Учителям – взрослым и маленьким посвящается

© В. В. Абраменкова, 2008

© ООО «ПЕР СЭ», 2008

Введение

Специфика познавательной ситуации анализа детства

Специфика познавательной ситуации анализа детства как социокультурной целостности в системе его многообразных связей с миром в настоящее время характеризуется все увеличивающимся разрывом между богатством эмпирических фактов о ребенке в рамках естественно-научных и гуманитарных дисциплин и отсутствием общего, методологического представления о феномене детства в культуре и обществе.

Потребность в такого рода осмыслении назрела как внутри самих дисциплин (биологии, генетики, медицины, демографии, этнологии, истории, педагогики и др.), так и на их междисциплинарных границах.

В настоящее время анализ детства в системе его многообразных связей с миром характеризуется, во-первых, изменением к концу ХХ столетия социального статуса ребенка (от полной зависимости от воли взрослых – к отношениям паритетности и правам ребенка), а, во-вторых, все увеличивающимся разрывом между богатством эмпирических фактов о ребенке в рамках естественно-научных и гуманитарных дисциплин и отсутствием общего методологического подхода к анализу Детства как развивающегося феномена в культуре и обществе.

Необходимость междисциплинарного синтеза проблемы детства как особой психосоциокультурной категории, с помощью которого возможно создание целостной панорамы представлений о закономерностях становления личности ребенка в обществе, высказана уже многими видными учеными: Р. Заззо, С. Московичи, А. В. Петровским, Д. И. Фельдштейном, Р. Харре, Д. Б. Элькониным, Э. Эриксоном и другими. Такое понимание детства, не вмещающееся в узкие рамки лабораторной экспериментатики, приводит к увеличению потока исследований по экологической психологии развития ребенка (У. Бронфенбреннер), по этнографии детства (М. Мид), по социологии детства (В. С. Собкин), экологии детства (В. И. Панов), антропологии детства (В. И. Слободчиков).

Подобно коперниканской логике в XVI в., вступившей в противоречие с системой Птолемея, наука и общество в ХХ в. столкнулись с реальностью смены парадигмы в исследовательской практике – с «взрослоцентризма» на «детоцентризм».

Парадигма (от греч. пример, образец) – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Смена П. означает научную революцию.

Необходимость разработки нового поворота в системе знания и нового предмета обусловлена, как правило, возникновением парадоксов, связанных либо с накоплением новых фактов, не укладывающихся в рамках теории, либо с возникновением кардинальных внутренних противоречий.

Парадокс (от греч. неожиданный, странный) – противоречие, приводящее к взаимно исключающим заключениям, выводам.

Такими парадоксами – противоречиями в изучении ребенка являются, на наш взгляд, следующие.

• Демократизация детской жизни, юридические свободы, зафиксированные в международных, государственных и др. документах И ограничение (особенно в больших городах) пространства детской жизнедеятельности, фактическое лишение неотъемлемого права ребенка на игру, прежде всего, традиционную для всех культур – игру со сверстниками.

• Ценность детей и брака, формирование родительских установок и особой эмоциональной связи с ребенком жизнь семьи «ради детей» И резкое снижение рождаемости, осознанное безбрачие: «ценность детей становится самостоятельным фактором, мотивирующим ограничение рождаемости – таков парадокс нашего времени» [Вишневский, с. 93].[1]

• Повышение в последнее десятилетие уровня жизни ребенка и семьи (рост потребления товаров и услуг, в том числе и детских, повышение жизненного комфорта, механизация быта, количество и качество детской индустрии развлечений – книг, фильмов, игрушек и пр.) И снижение качества жизни (субъективной удовлетворенности ребенка условиями жизни, его психоэмоциональное благополучие, оптимизм). В России последние обстоятельства выражены особенно резко – в виде тревоги, апатии, пессимизма, прежде всего как проявления нравственно-духовного неблагополучия.

• Инфантицид как детоотвержение, детоубийство в формах отказа от здоровых детей, миллионов абортов, социального сиротства, детской беспризорности И растущая адопция (усыновление/ удочерение) чужих детей, включая детей-инвалидов.

Эти и другие парадоксы в сфере детства, включая экономические, юридические, политические и социальные и причины, имеют очень существенный психологический компонент, и являются сигналами к переосмыслению самого предмета научного изучения ребенка, как в психологии, так и в смежных с ней науках.

Развитие образа ребенка в литературе и искусстве. В истории общества с конца XVII века в Западной Европе постепенно менялись ценностные ориентации и взгляды на ребенка и детство в целом и сам модус воспитания в сторону, – субъектно-эмоциональную. Эпоха Просвещения, особенно в искусстве, литературе, ознаменовалась появлением образа идеального человека – ребенка (Ж. Руссо). Ребенок как: добрый дикарь Эмиль (XVIII в.), чистый ангел или безвинный страдалец – Гаврош и Оливер Твист (XIX в.), а также маленькие герои русских писателей С. Т. Аксакова, В. М. Гаршина, Н. Г. Помяловского, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова XIX века. Наконец, ХХ в. – это Том Сойер и Гекельберри Финн – «первые симптомы того, что произошло открытие ребенка как такового, ребенка как человека, пытающегося приобщиться к жизни посредством своего собственного опыта» [Дольто,[2] с.45]. Это касалось не только литературы, но и изобразительного искусства, скульптуры, а затем и кинематографа. Появляются образы детства, резко отличающиеся от изображений Средневековья и Нового времени, ребенка воспевают, им любуются, его изучают. В ХХ веке провозглашается культ ребенка, ХХ век объявляется веком ребенка.

В то же время, в России имеется своя специфика в воззрениях на ребенка и его место в социальной системе. С одной стороны, юридическое бесправие детей, в особенности девочек, их полная зависимость от воли родителей были присущи всем сословиям в России до середины XIX в., однако фактическая ценность детства была иной. Если по трудовому законодательству Англии в конце XIX века ребенок 11 лет, работающий на фабрике, нес всю меру ответственности и за провинность мог быть казнен наравне со взрослым, то Россия не знала подобных жестоких законов. Другим важнейшим свидетельством глубокого уважения к детству явилось существование особого типа детской святости в традиционной русской культуре – благоговейного почитания святых детей в религиозной жизни народа, таких как Димитрий Углический, Иоанн Устюжский, Артемий Веркольский, Боголеп Черноярский и др. Тайна святости и непостижимая тайна детства соединились как уникальное явление русской духовности, сохранившееся по сей день.

Со второй половины ХХ столетия в мире наступает качественно новый этап прежде всего юридического признания статуса детства взрослым сообществом: 1959 г. – Декларация прав ребенка, 1979 г. – ЮНЕСКО объявлен Годом Ребенка, 1989 г. – принятие Международной конвенции о правах ребенка. Появление детских Международных конгрессов, «детской дипломатии», детских творческих форумов и союзов и пр.

Социальная специфика бытия ребенка заключается в том, что он изначально выступает как представитель одновременно двух больших социальных общностей – мира взрослых и мира детей. Как пишет Л. С. Выготский, “ребенок живет в двойной действительности. Один мир для него составляется на основе его собственного, свойственного его природе мышления, другой – на основе навязанного ему окружающими его людьми логического мышления взрослых [Выготский, 1984 т.4, с 69].

Л. С. Выготский (1896–1934) – российский психолог, основоположник культурно-исторической теории; многие его положения послужили толчком к развитию целых научных направлений: в языкознании и психиатрии, дефектологии и этнографии, искусствознании и семиотике, философии и психологии развития. Эвристичные идеи Выготского о «зоне ближайшего развития», о роли детского коллектива как источнике развития высших психических функций ребенка и многие другие до сего дня не исчерпали свой научный и практический потенциал.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник

Психологическая наука и образование - №4 (22) / 2001 | Перейти к описанию

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг
Science Index
РИНЦ 2018

2 место —
направление «Психология»
2 место — направление «Народное
образование. Педагогика»

75 место
— общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 —
показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 —
двухлетний импакт-фактор

 

Психологическая наука и образование
2001. Том. 6, № 4.
ISSN:
1814-2052 / 2311-7273 (online)

Абраменкова В.В.
доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
e-mail: verabram@mail.ru

Аннотация

В статье дается теоретический и методологический анализ социальной психологии детства. Показано, что присвоение всего богатства культуры происходит посредством механизма интериоризации, при главенствующей роли взрослого. Овладение содержанием детской субкультуры осуществляется через зону вариативного развития при определяющей роли сверстника. Подробно описываются составляющие картины мира ребенка.

Современная общая познавательная ситуация изучения ребенка
и предмет социальной психологии детства

Специфика «познавательной ситуации» анализа детства как целостности в системе его многообразных связей с миром в настоящее время характеризуется все увеличивающимся разрывом между богатством эмпирических фактов о ребенке в рамках естественнонаучных и гуманитарных дисциплин и отсутствием общего, методологического представления о феномене детства в культуре и обществе.

Потребность в такого рода осмыслении назрела как внутри самих дисциплин — биологии, генетики, медицины, демографии, этнологии, истории, педагогики и т. д. [11, 20, 10, 29], так и на междисциплинарных границах [51, 53, 54].

Изменение статуса ребенка требует нового подхода к анализу детства как развивающегося феномена в культуре и обществе.

В истории человечества с конца XVII в. в Западной Европе постепенно менялись ценностные ориентации и взгляды на ребенка и детство в целом и сам модус воспитания. Эпоха Просвещения, особенно в искусстве, литературе, ознаменовалась появлением образа идеального человека — ребенка (Ж. Руссо). Это добрый дикарь — Эмиль (XVIII в.), чистый ангел или безвинный страдалец — Гаврош и Оливер Твист, маленькие герои русских писателей С. Т. Аксакова, В. М. Гаршина, Н. Г. Помяловского, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова (XIX в.). Наконец, XX в. — Том Сойер и Гекльберри Финн — «первые симптомы того, что произошло открытие ребенка как такового, ребенка как человека, пытающегося приобщиться к жизни посредством своего собственного опыта» [21, с. 45]. Это касалось не только литературы, но и изобразительного искусства, поэзии и науки (появляются образы детства, резко отличающиеся от изображений Средневековья, ребенка воспевают, им любуются, его изучают). В XX в. провозглашается культ ребенка, XX век объявляется веком ребенка [24, 52].

В то же время в России всегда было специфическое отношение к ребенку и его месту в социальной системе. С одной стороны, юридическое бесправие детей, в особенности девочек, их полная зависимость от воли родителей были присущи всем сословиям в России до середины XIX в., однако фактическая ценность детства была иной. Если по трудовому законодательству Англии в конце XIX в. ребенок 11 лет, работавший на фабрике, нес всю меру ответственности и за провинность мог быть казнен наравне со взрослым, то Россия не знала подобных жестоких законов. С другой стороны, для российской традиции было характерно невмешательство взрослых в быт детей, признание их игровой автономии, существование физического пространства для игр: даже в самой бедной крестьянской избе (особом микрокосме дома) для детей было отведено «самое высокое» место — дощатый настил под потолком (полати) — столь выигрышное для успешной детской социализации. Все эти обстоятельства оказывались благотворными для существования и развития уникальной русской детской субкультуры с ее особым бытом и бытием, с детским фольклором, правовым кодексом и другими формами детской жизни, сохраняющимися на протяжении столетий и передающимися изустно от одного детского поколения к другому [14, 33, 37].

  1. Абраменкова В. В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. М., 1999.
  2. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж, 2000.
  3. Абраменкова В. В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? (Современный ребенок в игровой цивилизации). М., 2001.
  4. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб.; Минск,1997.
  5. Ариес Ф. Возрасты жизни //Философия и методология истории /Под ред. И. С. Кона. М., 1977.
  6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
  7. Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики. М., 1980.
  8. Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов. М., 1995.
  9. Библер B. C. Мышление и творчество. М.,1975.
  10. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.,1986.
  11. Бочков Н. П. Методологические и социальные вопросы современной генетики человека // Диалектика в науках и природе и человеке. М., 1983.
  12. Бурменская Г. В., Обухова Л. Ф., Подольский А. И. Современная американская психология развития. М.,1986.
  13. Венгер А. Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. М., 1989.
  14. Виноградов Г. С. Русский детский фольклор. Кн.1. Иркутск, 1930.
  15. Вишневский А. Г. Социальное управление рождаемостью //Вопросы философии. 1978. № 6.
  16. Владимиров Ю. С. Фундаментальная физика, философия и религия. Кострома, 1996.
  17. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. М., 1995.
  18. Готтстданкер р. Основы психологического эксперимента. М.,1982.
  19. Громыко М. М. Мир русской деревни. М., 1991.
  20. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М, 1981.
  21. Дольто Д. На стороне ребенка. СПб., 1997.
  22. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.,1993.
  23. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.
  24. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М., 1979.
  25. Коул М. Культурно-историческая психология. М.,1997.
  26. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983.
  27. Лотман Ю. Культура и взрыв. М.,1992.
  28. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.Т. 12, 42, 43.
  29. Мид М. Культура и Мир детства. М.,1988.
  30. Михайлов Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990.
  31. Мухина B. C. Изобразительная деятельность ребенка. М.,1991.
  32. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.,1995.
  33. Осорина М. В. Секретный Мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999.
  34. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М.,1988.
  35. Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. М., 1984.
  36. Петровский В. А. Личность в психологии. Ростов н/Д,1996.
  37. Покровский Е. А. Детские игры преимущественно русские. (Историческое наследие). СПб., 1994.
  38. Рубцов В. В. Основы социально-генетической психологии. М.; Воронеж, 1996.
  39. Спивак Л. Л. Язык при измененных состояниях сознания. Л., 1989.
  40. Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. Первый век христианства на Руси. М.,1995.
  41. Федотов Г. Святые Древней Руси. М.,1990.
  42. Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 1914.
  43. Флоренский П. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993.
  44. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1996.
  45. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.
  46. Чередникова М. П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. Ульяновск, 1995.
  47. Шибутани Т. Социальная психология. М.,1969.
  48. Шкуратов В. А. Историческая психология. Ростов н/Д, 1994.
  49. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
  50. Юнг К.-Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993.
  51. Backman С. W. Toward an Interdisciplinary Social Psychology / Ed. by L. Berkowitz. N.Y.: Acad. Press, 1983. Vol. 16.
  52. Boas Y. The Cult of Childhood. Dallas, 1990.
  53. Bronfenbrenneг U. Developmental research, policy and the ecology of childhood // Child Development. 1974. Vol.
  54. Harre R. Social Being. 2nd ed. Oxford, 1993.
  55. Psychologie de demain sous la direction de P. Fraisse. P., 1982.

 

Источник

Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире

Демократизация детской жизни, юридические свободы, зафиксированные в международных, государственных и других документах, и ограничение (особенно в больших городах) пространства детской жизнедеятельности, фактическое лишение неотъемлемого права ребенка на игру, прежде всего, на традиционную для всех культур — игру со сверстниками.

Ценность детей и брака, формирование родительских установок и особой эмоциональной связи с ребенком, жизни семьи «ради детей» — и резкое снижение рождаемости, осознанное безбрачие: «ценность детей становится самостоятельным фактором, мотивирующим ограничение рождаемости — таков парадокс нашего времени».

Мы абсолютно согласны с В.В. Давыдовым, который подчеркивал, что для психологии «необходимо определить объективно возникающие общественные задачи, оказывающие влияния на общее психологическое развитие детей, а это в свою очередь предполагает изучение социально-психологических особенностей современной системы «ребенок-общество», разработку проблем истории детства» [16; 4].

Социальная психология детства рассматривает современное детство как результат социогенеза взаимоотношений детей и взрослых; ее предметом и выступают отношения, опосредствованные совместной деятельностью ребенка с миром, другими людьми (взрослыми и сверстниками), а также закономерности порождения этих отношений, их функционирование в конкретно-исторической социальной ситуации развития.

Такое понимание предмета социальной психологии детства выдвигает на передний план рассмотрение и анализ взаимосвязей системообразующих категорий и понятий: «отношение», «совместная деятельность», «детская субкультура», «социогенез», «социальная ситуация развития», детская картина мира и прочее, важнейшим из которых является понятие «отношение». Категория «отношение», безусловно, представляет собой наиболее отвечающую задачам и наиболее приемлемую для разработки нового предмета — целостную в системном плане и индивидуализированную категорию, вбирающую в себя как социальное качество связей личности с другими людьми, так и субъективные предпочтения и установки по поводу явлений, событий, ценностей мира. Важнейшей формой существования отношений является психологическое пространство, т.е. протяженность, структурность, места их осуществления.

Другой важнейшей формой антологии отношений является время. Отношения, переживаемые ребенком, рассматриваются нами в трех временных формах: прошлого, настоящего и будущего. Таким образом, отношения в детстве представляют собой многовременную, иерархическую систему связей ребенка с миром, развивающуюся во времени и пространстве. Разработан ряд важнейших методологических принципов в феноменологии детских отношений:

  • · Принцип смены социальных позиций в совместной деятельности, воплощенных в методиках коллективисткой идентификации в группе дошкольников, младших школьников, подростков;
  • · Принцип строения детской картины мира, реализованный в методе визуальной социальной психологии;

В центре внимания социальной психологии детства находятся социальные группы, в которые включен ребенок или с которыми он себя отождествляет.

Это прежде всего семья и дошкольная группа а также детские игровые сообщества и своеобразные «виртуальные группы», которые ребенок подбирает сам в соответствии со своим желанием, возникающим у него в тех или иных жизненных обстоятельствах, макросоциальные группы (региона, населенного пункта, страны), с которыми ребенок себя идентифицирует.

Системообразующим основанием для исследования генезиса отношений ребенка к окружающему миру, к другим людям и к себе самому является совместная деятельность, которая представляет собой центральный момент всего исследования и опосредствующий фактор нарождения и развития системы отношений ребенка.

В социальной психологии детства социогенетическое исследование отношений ребенка осуществляется в двух направлениях: это изучения эволюции, во-первых, семейных отношений как иерархических связей, во-вторых, отношений равных партнеров в детском сообществе.

На основе регламентируемых взрослыми форм деятельности возникла детская группа — сообщество сверстников, объединенных совместной деятельностью и сопереживанием общих ценностей. Игра как нерегламентированная взрослыми совместная деятельность становится способом преодоления того разрыва межпоколенной связи взрослых и детей, который образовался в обществе на определенном этапе социогенеза в силу выделения и обособления мира детства и мира взрослости. Через игру дети в опосредованной форме включается в жизнь взрослых, удовлетворяя и собственную потребность в причастности к происходящему, что является не просто моделированием смыслового поля взрослой деятельности, а свободным обращением с его содержанием.

Процесс автоматизации от мира взрослых в детских сообществах повлек за собой формирование собственного мира «для себя» — особого смыслового пространства ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляющих в той или иной конкретно исторической социальной ситуации развития, т.е. относительно независимой от взрослых детской субкультуры.

Содержание детской субкультуры пополняемое на протяжении всего социогенеза, составляют:

. Традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания и пр.);

. Детский фольклор (считалки, дразнилки, страшилки и пр.);

. Детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскания долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах и др.);

. Детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, современные «приколы»);

. Детская магия и мифы творчества (призывание сил природы для исполнения желаний, фантастические истории);

. Детская философствование (рассуждения о жизни и смерти и пр.);

. Детская словотворчество (этимология, неологизмы, языковые перевертыши);

. Эстетические представления детей (составления веночков, букетов, рисунки, лепка, «секреты»);

. Табуирование личных имен и наделение прозвищами сверстников и взрослых;

. Религиозные представления (детские молитвы, обряды);

Детская субкультура выполняет следующие функции:

  • · Социализирующую (агентом социализации выступает группа сверстников);
  • · Психотерапевтическую (важное значение имеет детский фольклор);
  • · Культуроохранительную (в недрах детской субкультуры сохраняются жанры, устные тексты, обряды, ритуалы и пр., утраченные современной цивилизацией);
  • · Прогностическую, ориентированную на будущее.

Система многообразных отношений ребенка порождает детскую картину мира как совокупность знаний, представлений, смыслов, реализуемых в образно-визуальных моделях, т.е. социально-психологических пространствах, представляющих собой систему графических и световых значений. Центральной составляющей для картины мира является социальное пространство взрослых и сверстников. Локус ориентаций ребенка (динамические свойства группы выступать субъектам влияния на развитие личности ребенка в разные периоды детства) перемещается в процессе его жизненного пути в направлении от социальных групп взрослых на группы сверстников. Но только гармоничное сочетание этих позитивных влияний, мирное сосуществование детства во взрослом обществе способно обеспечить ребенку полноценное личностное развитие.

Детская субкультура, обладая неисчерпаемым потенциалом вариантов становления личности, в современных условиях приобретает значение поискового механизма новых направлений развития общества.

«Детское общественное мнение» — общественное мнение завтрашнего дня — демонстрирует необходимость обращения к анализу картины изменяющегося мира в детском сознании для понимания настоящего и прогнозирование будущего.

Анализируя исследования психологов 70 — 90 годов становится очевиден вывод о снижении многих показателей качества жизни современного ребенка особенно в сфере нравственно-духовного здоровья, критериями которого являются: проявление гармоничных (гуманных) отношений ребенка к предметному миру, другим людям и к себе самому; «наличие светлой оптимистичной картины мира, субъективного психоэмоционального благополучия, радостного мироощущения и веры в будущее»[16;7].

Игра как атрибутивная характеристика детства становится в настоящее время ведущим занятием многих взрослых, как бы создающих современную «мировую цивилизацию». В тоже время очевидны изменения детской игровой сферы: кризис игровой культуры, примитивизация содержания особенно ролевой игры (из нее выходит соблюдение правил и соотносимость с образом идеального взрослого). На примере игры заметно как происходит, с одной стороны нивелировка, размывание понятия взрослости (как ответственности зрелости), а с другой — утрачивается социокультурное своеобразие характеристик детства, границы, представлений о детском.

Итак, генезис отношений в социальной психологии детства представляет собой многомерную иерархическую систему связей ребенка с миром в историко-культурном (социогенетическом) и онтогенетическом планах.

В современных условиях качественного усложнения всей системы многоплановых человеческих отношений, проблема отношений взрослых и детей приобрела особую остроту и значимость. Речь идет не просто о проблеме «отцов и детей» в ее привычной оценке, а о более широком социокультурном подходе и социально-историческом плане взаимодействия поколений — взрослого сообщества и растущих людей, об объективной, реально обусловленной позиции отношений мира взрослых к детству не как к совокупности детей разных возрастов, а как к субъекту взаимодействия, как особому собственному состоянию, которое общество проходит в своем постоянном воспроизводстве.

Материалы психолого-педагогических исследований показывают, что даже самые лучшие педагоги при самой лучшей постановке учебно-воспитательного процесса практически развивают субъективно-объективные отношения. Особенно это четко проявляется, когда речь идет о детстве в целом, когда взрослые отходят от конкретного ребенка и занимают соответствующую позицию по отношению к детям, детству. В этом случае детство выступает объектом наблюдения, объектом преобразования, а усилия взрослого мира направляются на то, чтобы найти возможности, условия не взаимодействия, а воздействия на детей. Принцип воздействия является господствующим в отношениях взрослых к детям. Именно он определяет позицию взрослого мира, что отражается при построении системы образования (обучение и воспитание), ориентирующейся на воздействие, поиск путей его осуществления.

Определяя свои исходные позиции при построении отношений с детьми как субъект — субъективные, провозглашая, что ребенок — это субъект, взрослые фактически (в установках, мотивации) относятся к ребенку как к объекту, на который направлены их воздействия, ведя речь все время именно о действиях по отношению к ребенку, а не о взаимодействии. Ставя цель активизировать детей, помочь им в самовоспитании, личностном саморазвитии, мы по прежнему в большей степени изучаем и измеряем их потребности, мотивы, состояния, в меньшей — побуждаем их к занятию активной позиции, мы не анализируем их «обратных действий», не умеем определять реальную субъектность детей.

Одним словом проблема взаимодействия взрослых и детей фактически до сих пор не только не проработана, но и не поставлена на соответствующем научном уровне — не определены пространство, содержание, способы, характер взаимодействия, растущих и взрослых людей.

Детство не только очень чувствительно ко всем изменениям в социуме, но оно и само ставит перед взрослыми все новые и новые задачи, активно влияя на общество. Это отражается в наивных, но по существу глубоко философских вопросах детей: «для чего мы живем?», «почему в мире есть страдания, боль, зло?», «имеет ли время начало?» и т.д. Детство ставит вопросы, побуждающие активность мира взрослых. Разумеется, взрослым трудно согласиться с тем, что развивающееся детство стимулирует развитие их мира. Однако «взросление» человеческого общества идет через своего рода диктат развивающихся потребностей детства, его внутреннего роста. Проявляется этот диктат достаточно разноплавно.

Педагогика ненасилия основывается на субъект — субъектных связях с ориентацией на личностные характеристики ребенка, когда в полной мере реализуется принцип «восхождения от личности к социальному индивиду». Педагог и воспитанник в равной мере признаются в качестве субъектов педагогического процесса. И тот и другой обладают определенной свободой в построении своей деятельности, характерным признаком, которой является возможность осуществлять выбор и реализовать свое Я. Основное противоречие преодолевается не за счет принуждения и протестных тенденций, а за счет сотрудничества.

Отношения строятся на основе взаимопринятия и взаимопонимания; так каждый приобретает право на индивидуальность. Преобладающим стилем руководства становится демократический, ведущим типом отношений — устойчиво-положительный.

Итак, одной из важнейших задач воспитания — оказание помощи ребенку в социализации с ориентацией на общие человеческие ценности. Поэтому так важно найти основанные на знании психологических механизмов формирования толерантности и педагогических аспектов этой проблемы эффективные пути воспитания детей в духе терпимости, толерантности и не насилия.

Источник