Методы комплексной оценки физического развития ребенка

Методы комплексной оценки физического развития ребенка thumbnail

Метод позволяет определить уровень биологического развития и морфофункциональное состояние организма, а также учесть ге­те­ро­морф­ность и ге­те­ро­хрон­ность раз­ви­тия, свое­вре­мен­ность фи­зи­че­ско­го раз­ви­тия, про­из­во­дить взаи­мо­свя­зан­ную оцен­ку дли­ны и мас­сы те­ла

Оценка комплексным методом состоит из3 этапов:

1этап – оценка по шкалам регрессии.

При оценке данным методом необходимо ответить на два вопроса:

1. Какое физическое развитие? Оценивается по таблице и по показателю роста.

2. Гармонично ли оно? Ели показатели ВСО лежит в пределах еденицы — гармоничные, если 1, 1- 2 –дисгорманичные, 2,1- >3- резко дисгармоничные

2 этап — оценка физиологических показателей

— индивидуальные данные (частота, пульс, АД)

— табличные данные

— резюме

3 этап – оценка биологического возраста

· индивидуальные данные (рост, годовая прибавка, вторичные половые признаки, число постоянных зубов)

· табличные данные

· резюме

Вывод: — резюме 1,2,3 этап

. Оценка физического развития комплексным методом

Однако методы оценки физического развития детей, учитывающие лишь морфологические показатели без оценки уровня достигнутого разви­тия, являются неполными для характеристики растущего организма. В связи с этим появилась необходимость выделить морфофункциональные показатели, имеющие отчетливые, генетически детермннированые изме­нения в процессе роста и развития, при сравнительно небольшой вариа­бельности у отдельных индивидуумов, мало зависящие от уровня трени­рованности и определяемые быстрыми, малотрудоемкими методами, что позволило бы характеризовать уровень достигнутого ребенком развития при массовых медицинских обследованиях.

С этой целью был разработан метод оценки физического развития по комплексной схеме, позволяющий определить уровень биологического развития (биологический возраст) и морфофункциональное состояние организма.

Оценку физического развития осуществляют в 2 этапа.

I этап. Определяют возраст обследуемого в годах, месяцах и днях на день обследования. Затем устанавливают уровень биологического разви­тия по показателям длины тела (стоя), прибавки длины тела за последний гол. количеству постоянных зубов, изменению пропорций тела, степени развития вторичных половых признаков, сроку наступления первой мен­струации у девочек. В таблицах приложения 3.2.4. представлены средние показатели биологического развития детей 4-15 лет .

Пользуясь этими таблицами и сравнивая данные ребенка со средними возрастными показателями, определяют соответствие биологического возраста календарному, опережение или отставание от него. При этом следует учитывать изменение информативности показателей в зависимос­ти от возраста обследуемого. В дошкольном возрасте ведущими показате­лями будут длина тела, прибавки длины тела, число постоянных зубов, изменение пропорций телосложения (филиппинский тест, отношение окружности головы к длине тела); в среднем школьном возрасте — длина тела, прибавки длины тела, число постоянных зубов, степень развития вторичных половых признаков; в старшем школьном возрасте — прибавка длины тела, степень выраженности вторичных половых признаков.

II этап. Определяют морфофункциональное состояние организма по показателям массы тела, окружности грудной клетки (в паузе), мышечной силе правой и левой рук, жизненной емкости легких. В качестве дополни­тельного критерия для дифференциации превышения массы тела и окруж­ности грудной клетки возрастно-половых норм за счет жироотложения или развития мускулатуры, используется измерение толщины кожно-жировых складок. Для определения морфофункционального состояния организма используют шкалы регрессии — для оценки массы тела и окруж­ности грудной клетки (приложение.) и центильные шкалы — для оценки ЖЕЛ и мышечной силы рук (приложение ) и таблицы толщи­ны кожно-жировых складок (приложение )

Вначале учитывается соответствие массы тела и окружности груди длине тела. Для этого по шкале регрессии находят показатель длины тела обследуемого и соответствующие ему показатели массы тела и окруж­ности грудной клетки. Затем вычисляют разность между фактическими и должными показателями массы тела и окружности грудной клетки. Сте­пень повышения или снижения фактического показателя выражают в ве­личине сигмального отклонения, для чего полученную разницу делят на соответствующую сигму регрессии.

Функциональные показатели (ЖЕЛ, мышечная сила рук) оценивают­ся сопоставлением их с центильной шкалой для данной возрастно-половой группы (Приложение.). Средними считаются показатели,

находящиеся в диапазоне от Р25 до Р75, ниже средних — показатели, чье значение ниже Р23, выше среднего — выше Р75.

Морфофункциональное состояние может определяться как гармо­ничное, дисгармоничное и резко дисгармоничное.

106.Понятие об акселерации, децелерации, стагнации. Социально — гигиеническое значение изменения темпов возрастного развития.

Акселерация – ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предыдущим поколением.

Причины:

1. Физико- химические

· Гелеогенная (влияние солнечного света)

· Радиоволновая (магнитная)

· Влияние космической радиации

· Увеличение содержания углекислого газа

2. Влияние отдельных факторов и событий жизни.

· Алиментарного потребление большого количества белков, жиров животного происхождения

· Внутритипная

· Высокая информация

3. Венетическая теория

· Циклических, биологических изменений

· Гетерозиса

4. Теория комплекса факторов условий жизни

Читайте также:  Дать характеристику развития личности ребенка в дошкольном возрасте

· Урбаническая — факторы урбанизации воздействуют на ЦНС; активируют её соматотропную функцию

· Комплекс социально — биологических факторов

Децелерация — прекращение акселерации роста и развития подрастающего поколения — замедление генетического развития и физиологического созревания детей и подростков

Стагнация — отставание в развитии (делаю неподвижным)

Социально — гигиеническое значение изменения темпов.

Социально-гигиеническое значение изменения темпов возрастного развития:

Подчиняясь закономерностям, физическое развитие зависит от ряда факторов социально-экономического, медико-биологического и экологического характера. Это позволяет рассматривать физическое развитие как объективный показатель санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Состояние здоровья детей хуже при ускоренном и замедленном темпах развития и лучше при среднем. При ускоренном темпе развития наблюдается сниженная физическая работоспособность, наклонность к аллергическим заболеваниям, гипертрофия миндалин. Во многом это обусловлено понижением глюкокортикоидной функции надпочечников, обеспечивающих адаптацию организма к факторам окружающей среды.

Установлено, что нарушение сроков возрастного развития и дисгармоничность морфологического статуса, как правило, сочетаются с отклонениями в состоянии здоровья. Чем более значительны эти нарушения, тем более серьезные заболевания диагностируются у детей.

1. Детям необходимо в школу с 7 лет!

2. Изменение детской заболеваемости

3. Пересмотр норм питания, мебели

4. Усиление половой активности

Источник

МегаПредмет



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков
Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Информативной и включающей в себя определение уровня биологического развития и степень гармоничности морфофункционального состояния является комплексная схема оценки физического развития.

Оценка физического развития ребенка по комплексной методике осуществляется в 2 этапа.

Первый этап.

Устанавливают уровень биологического развития (биологический возраст) по показателям длины тела стоя, прибавке длины тела за последний год, количеству постоянных зубов, изменению пропорции телосложения, степени развития вторичных половых признаков, сроку наступления первой менструации у девочек.

Используют таблицы в которых представлены средние значения показателей биологического развития мальчиков и девочек по возрастам. Пользуясь этими таблицами и сравнивая данные ребенка со средними возрастными показателями определяют соответствие биологического возраста календарному (паспортному), опережение или отставание от него. При этом учитывают изменение информативности показателей и зависимости от возраста ребенка.

В дошкольном и младшем школьном возрастах ведущими показателями биологического развития являются: длина тела, прибавка длины тела за последний год, количество постоянных зубов на верхней и нижней челюсти суммарно. В качестве дополнительных показателей в дошкольном возрасте могут быть использованы: изменения в пропорциях телосложения (отношение окружности головы к длине тела).

В среднем школьном возрастеведущими показателями являются длина тела, прибавка длины тела, количество постоянных зубов.

В старшем школьном возрасте — прибавка длины тела и степень развития вторичных половых признаков.

Второй этап.

Определяют морфофункциональное состояние по показателям массы тела, окружности грудной клетки в паузе, мышечной силы кистей рук и жизненной емкости легких. В качестве дополнительного критерия для дифференцировки превышения массы тела и окружности грудной клетки за счет жироотложения или развития мускулатуры используют показатели кожно-жировых складок.

Морфофункциональное состояние определяет как гармоничное, дисгармоничное и резко дисгармоничное.

Гармоничным считается состояние, когда масса тела и окружность грудной клетки отличаются от должных в пределах одной частной сигмы регрессии (±1σR). К гармонично развитым относятся и дети у которых масса тела и окружность грудной клетки превышают должные более чем на 1σR за счет развития мускулатуры, толщина ни одной из кожно-жировых складок при этом не превышает средние показатели. Функциональные показатели соответствуют возрастной норме (М±а) или превышают ее.

Читайте также:  Значение аппликации для всестороннего воспитания и развития ребенка

Схема комплексной оценки

Биологический возраст   Морфофункциональное состояние
Длина тела, ее
погодовая прибавка,
количество постоянных
зубов, степень полового
развития,
изменение пропорций
телосложения
Масса тела,
окружность грудной
клетки
Мышечная сила
кистей рук,
жизненная
емкость легких
Соответствует
календарному (б = п)
Гармоничное (т)
М± 1σR более
за счет развития
мускулатуры
ОтМ±σ
и выше
Опережает
календарный (б > п)
Дисгармоничное (д)
OtM-1,1σR
до M-2,0 σR
0т М+1,1 σR
до М + 2,0 σR за счет
жироотложения
ОтМ-1,1σ
до М — 2,0σ
Отстает от
календарного (б < п)
Резко дисгармоничное(РД)
От М — 2,1 σR ниже
От М + 2,1 σR и выше за
счет жироотлоложения
От М-2,1σ
и ниже

Дисгармоничным считается состояние, когда масса тела и окружность грудной клетки менее должных на 1,1-2σR или более должных на 1,1-2σR за счет жироотложения, при этом толщина кожно-жировых складок превышает средние показатели. Функциональные показатели менее возрастной нормы.

Резко дисгармоничным считается состояние, масса тела и окружность грудной клетки менее должных на 2,11,1-2σR и более или более должных на 2,11,1-2σR и более за счет жироотложения, при этом толщина кожно-жировых складок превышает средние показатели. Функциональные показатели менее возрастной нормы.

Таким образом, при оценке физического развития по комплексной схеме общее заключение содержит вывод о соответствии физического развития возрасту и его гармоничности.

Анализ взаимосвязи состояния здоровья и физического развития, определяемого по комплексной схеме, позволил выделить детей в группы риска трех степеней, в зависимости от имеющихся у них нарушений уровня биологического развития и гармоничности морфофункционального состояния.

Дети, биологический возраст которых соответствует календарному, а физическое развитие гармоничное, наиболее благополучны в отношении состояния здоровья.

Дети, с опережением или отставанием биологического возраста при сохранении гармоничности морфофункционального состояния, а также дети с соответствием биологического возраста календарному, но имеющие дисгармоничное морфофункциональное состояние за счет дефицита массы тела, составляют группу первой степени риска.

Дети с опережением или отставанием биологического возраста, сочетающимся с дисгармоничностью морфофункционального состояния, а также дети, с соответствием биологического возраста календарному, но имеющие дисгармоничность за счет избытка массы тела составляют группу второй степени риска.

Все дети, имеющие резкую дисгармоничность в физическом развитии, как при нарушении сроков возрастного развития, так и развивающиеся соответственно возрасту, составляют группу третьей степени риска.

Выделенные таким образом дети и подростки нуждаются в различных лечебно-диагностических мероприятиях:

1 — группа углубленное обследование;

2 — углубленное обследование и диспансерное наблюдение;

3 — обследование, диспансерное наблюдение и амбулаторное или стац. лечение.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

1. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистов диагностировано: сутуловатая осанка.

Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 3 ОРВИ

а) 1-я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

2. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистов хронических заболеваний и морфо-функциональных отклонений не выявлено. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес ОРВИ, ветряную оспу, коревую краснуху

а) 1-я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

3. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Волкова И. с участием специалистов диагностировано: хронический гастрит в стадии обострения. Физическое развитие соответствует возрасту, дисгармоничное за счет дефицита массы тела. Психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 3 ОРВИ, парагрипп

а) 1-я группа

б) 2-я группа
в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

4. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистов хронических заболеваний и морфо-функциональных отклонений не выявлено. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 3 ОРВИ, парагрипп, острую катаральную ангину

а) 1-я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

5. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Иванова И. с участием специалистов хронических заболеваний не выявлено. Физическое развитие отстает от паспортного возраста, гармоничное. Психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес пневмонию, коревую краснуху, острый катаральный отит

Читайте также:  Развитие психики ребенка младенческого возраста

а) 1-я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

6. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Волкова И. с участием специалистов диагностировано: хронический тонзиллит, декомпенсированная форма. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 4 острые фолликулярные ангины, грипп, паратонзиллярный абсцесс

а) 1-я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

7. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Волкова И. с участием специалистов диагностировано: плоскостопие. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 3 ОРВИ, парагрипп

а) 1-я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

8. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Волкова И. с участием специалистов диагностировано: уплощение стопы. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 2 ОРВИ, парагрипп

а) 1-я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

9. Отметьте, к какой группе здоровья относится ребенок. При врачебном осмотре Волкова И. с участием специалистов диагностировано: бронхиальная астма в стадии клинической и лабораторной ремиссии. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту, гармоничное. За год, предшествовавший обследованию, перенес 2 ОРВИ, парагрипп

а) 1-я группа

б) 2-я группа

в) 3-я группа

г) 4-я группа

д) 5-я группа

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ

1. К закономерностям роста и развития организма детей относятся:

а) неравномерность темпа роста и развития;

б) увеличение удельных энерготрат организма;

в) гетерохронность;

г) половой диморфизм;

д) обусловленность роста и развития наследственностью и средовыми факторами;

е) биологическая надежность функциональных систем и организма;

ж) акселерация роста и развития.

2. Акселерация включает:

а) ускорение роста и развития;

б) увеличение продолжительности жизни;

в) увеличение продолжительности репродуктивного периода;

г) увеличение дефинитивных размеров тела;

д) изменение структуры заболеваемости.

3. Биологический возраст – это:

а) период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования;

б) совокупность морфо-функциональных свойств организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития;

в) период от зачатия до момента обследования;

г) период от зачатия до момента рождения.

4. Возрастная периодизация:

а) необходима для организации образовательно-воспитательной деятельности детей разного возраста;

б) необходима для определения возраста поступления ребенка
в детское учреждение, начала трудовой деятельности;

в) необходима для гигиенического нормирования факторов окружающей среды;

г) базируется на неравномерности роста и развития;

д) базируется на явлении акселерации роста и развития.

5. Возрастной период — это отрезок времени, в пределах которого:

а) процессы роста и развития завершены,

а реакции на раздражители не отличаются;

б) процессы роста и развития, физиологические особенности организма
тождественны, а реакции на раздражители однозначны;

в) физиологические особенности организма достоверно не различаются;

г) ребенок посещает детские учреждения одного типа.

6. Индивидуализирующий метод изучения физического развития детей и подростков-это:

а) оценка физического развития индивидуума;

б) исследование физического развития одних и тех же групп детей
в течение периода роста и развития;

в) исследование физического развития больших групп детей в относительно короткий срок;

г) однократное исследование физического развития детей.

7. Генерализирующий метод изучения физического развития детей и подростков – это:

а) оценка физического развития индивидуума;

б) исследование физического развития одних и тех же групп детей в течение периода роста и развития;

в) исследование физического развития больших групп детей;
в относительно короткий срок.

8. По каким группам признаков изучается физическое развитие:

а) соматометрическим;

б) физиометрическим;

в) психофизиологическим;

г) соматоскопическим.

9. Комплексный метод оценки физического развития детей позволяет:

а) учесть гетероморфность и гетерохронность развития;

б) учесть своевременность физического развития;

в) производить взаимосвязанную оценку длины и массы тела;

г) учесть асимметрию в распределении ряда признаков физического развития.

10. Искривления позвоночника, встречающиеся у детей при несоот­ветствии мебели их росту:

а) лордозы;

б) кифозы;
в) сколиозы.

11. Физиометрические признаки физического развития:

а) жизненная емкость легких;

б) сила мышц кисти;

в) окружность грудной клетки;

г) становая сила;

д) величина АД, частота пульса.

12. Наиболее информативны в старшем школьном возрасте (14-17 лет) следующие показатели биологического развития:

а) длина тела;

б) погодовая прибавка длины тела;

в) число постоянных зубов;

г) изменение пропорций телосложения;

д) степень развития вторичных половых признаков.

Источник