Дать характеристику развития личности ребенка в дошкольном возрасте

Дать характеристику развития личности ребенка в дошкольном возрасте thumbnail

Личностное
развитие дошкольника включает:

1) понимание
окружающего мира и своего места в этом
мире;

2) развитие
эмоциональной и волевой сферы.

Отношение
взрослого к ребенку во многом определяет
становление его личности.

При
этом важным становится соблюдение норм
общественной морали. Дошкольник эти
нормы может усваивать следующими
способами:

1) подражая
близким людям;

2) наблюдая
за трудом взрослых;

3) слушая
чтение рассказов, сказок, стихов;

4) подражая
сверстникам, которые пользуются вниманием
со стороны взрослых;

5) через
средства массовой информации, прежде
всего телевидение.

Младшие
дошкольники усваивают культурно-гигиенические
навыки, распорядок дня, правила обращения
с игрушками, книгами; средние и старшие
дошкольники – правила взаимоотношения
с другими детьми.

В
дошкольном возрасте начинает активно
формироваться самосознание ребенка,
что проявляется в самооценке.

На
начальном этапе ребенок учится оценивать
персонажей сказок, рассказов, затем
переносит эти оценки на реальных людей,
и только к старшему дошкольному возрасту
начинает складываться умение правильно
оценивать себя.

На
протяжении всего дошкольного возраста
чувства сопровождают поведение ребенка.

Малыш
еще не в состоянии полностью контролировать
свои эмоциональные переживания, его
настроение может быстро меняться на
противоположное, однако с возрастом
чувства приобретают большую глубину и
устойчивость.

Повышается
«разумность» чувств, что объясняется
ускорением умственного развития.

Все
чаще можно наблюдать проявление таких
чувств, как чувство радости и гордости
за выполненное дело, или противоположных
– чувств огорчения и стыда, если дело
не выполнено, чувство комического (дети
придумывают словесные перевертыши),
чувство прекрасного.

К
концу дошкольного возраста ребенку в
некоторых случаях удается сдерживать
бурные проявления чувств.

Он
постепенно овладевает пониманием
невербального языка эмоций.

Таким
образом, личностное развитие ребенка
в дошкольном возрасте происходит в
результате активного взаимодействия
с взрослыми людьми.

4. Готовность ребенка к обучению в школе.

Подробнее
остановимся на рассмотрении психологической
готовности к обучению в школе, под
которой понимается «необходимый и
достаточный уровень психического
развития ребенка для освоения школьной
учебной программы в условиях обучения
в коллективе сверстников»

(И.
В. Дубровина
,
1997).

Иными
словами, ребенок, находясь в группе
сверстников, должен быть в состоянии
усваивать школьный материал.

Существуют
различные мнения на предмет выделения
параметров психического развития
ребенка.

Л.
И. Божович
выделяла:
уровень мотивационного развития,
включающий познавательные и социальные
(стремление занять определенную позицию
в группе сверстников) мотивы учения;
достаточный уровень развития произвольности
и определенный уровень развития
интеллектуальной сферы, при этом
приоритет отдавался мотивационному
развитию.

Готовность
к школьному обучению предполагает
сформированность «внутренней позиции
школьника», что означает способность
ребенка сознательно ставить и исполнять
определенные намерения и цели.

Большинство
исследователей одно из главных мест
отводят произвольности.

Д.
Б. Эльконин
выделял
в качестве основных такие умения, как
сознательное подчинение своих действий
правилу, ориентировка на заданную
систему требований, внимательное
слушание говорящего и точное выполнение
задания, предлагаемого в устной форме.

Указанные
параметры и являются элементами развитой
произвольности.

Обобщая
вышеназванные подходы, можно выделить
три аспекта готовности к школьному
обучению: интеллектуальный, эмоциональный,
социальный.

Интеллектуальный
компонент выражается в уровне кругозора,
определенном словарном запасе, уровне
развития познавательных процессов
(восприятия, памяти, внимания, мышления
и воображения, речи) и умении выделять
учебную задачу.

Эмоциональная
готовность – это умение ребенка
длительное время выполнять
малопривлекательное задание, не
отвлекаясь, снижение импульсивных
реакций, способность ставить цель и
достигать ее, несмотря на трудности.

Социальный
компонент проявляется в возможности и
желании общаться со сверстниками,
подчиняться законам детской группы, в
готовности принять статус ученика.

Некоторые
исследователи акцентируют внимание на
мотивационной готовности, которая
проявляется в ярко выраженной потребности
в достижении успехов в учебе и общении,
наличии адекватной (соответствующей
истинному положению) самооценки, умеренно
высоком уровне притязаний (стремлении
достичь чего-либо). Итак, у психологически
готового к обучению в школе ребенка
должны быть сформированы все перечисленные
выше компоненты.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    30.03.20166.76 Mб15Психология развития ДДВ.pdf

  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Развитие личности в дошкольном возрасте неразрывно связано с осознанием образа себя самого. Ребенок шаг за шагом получает представление о человеке вообще и о себе, как об одном из людей. Этому осознанию способствует включенность дошкольника в разные виды деятельности и общение. 

Этапы формирования личности в дошкольном возрасте

Становление личности подразумевает развитие познавательных процессов и нравственных качеств, формирование мировоззрения и самосознания, развитие самостоятельности в деятельности и социальной активности. Это не полный перечень тех особенностей, которые характеризуют личность человека, но они являются главными движущими силами формирования личности ребенка.

Формирование личности

Перечисленные составляющие закладываются в дошкольном возрасте. Активным стартом можно считать 3-летний возраст, когда пробуждается детская Я-самость. К началу школьного обучения формирование личности преодолевает два важных этапа, способствующих развитию основных возрастных особенностей:

  1. Этап становления самостоятельности
  2. Этап формирования личностной инициативности.

Первый этап личностного развития дошкольника нацелен на постепенное снижение физической зависимости от взрослого и приобретение самостоятельности. Малыш многократно оглашает родителям и бабушкам свою потребность действовать самому. «Я сам» — звучит в той деятельности, которая интересна малышу.

Ребенок пробует свои возможности. Такое понятное действо, как складывание игрушек, совершенно не интересует малыша, поскольку понятно и посильно. А вот налить суп в тарелку с помощью половника или приколоть булавку на кофточку – невероятно увлекательно!

Второй этап подразумевает переход от выбора, который предлагает ребенку взрослый, до проявления собственной инициативы. Это значительное расширение границ развития. «Хочу сложить эту модель конструктора», «Буду тоже поливать цветы», «Знаете, какую игру я придумал…» — инициативность старших дошкольников распространяется на все виды деятельности.

На этих ступеньках личностного развития дошкольника происходят многочисленные изменения. Вырабатываются нравственные суждения и критерии: что можно, чего нельзя, что хорошо, а что плохо. Развиваются эмоционально-волевые качества. Но в сфере развития личности главным достижением дошкольного возраста является именно самостоятельность и инициативность.

Личностные новообразования дошкольного возраста

Рассмотрим детальнее, какие новообразования формируются в личностном развитии младших дошкольников, а затем в старшем дошкольном возрасте.

Особенно заметны изменения в критические возрастные периоды. На дошкольное детство их выпадает два: кризис 3-х лет, сменяющий раннее детство на дошкольное, и кризис 7-ми лет, предваряющий школьный период.

В то время как дошкольник утверждает собственную самостоятельность, в его личностном поле закладывается еще одно важнейшее новообразование – воля.

Малыш проявляет настойчивость, чтобы ему позволили самостоятельно сделать определенное действие. Получив согласие старших, ребенок чаще всего сталкивается с новой преградой – дело не спорится! Пуговица не проходит в петлю, сумка не поднимается, башня из кубиков разваливается…

Читайте также:  Центр развития ребенка новосибирск официальный сайт

Предстоит непростая задача – не бросить дело, а вновь и вновь делать попытки, пока не получится. Поэтому такие новообразования как самостоятельность и воля появляются на одном и том же этапе личностного развития.

Зарождение личной инициативы пробуждает формирование таких сопутствующих новообразований как целеустремленность и целенаправленность.

Инициативу многим детям проявить легче, чем целеустремленность. Это качество воспитывается, если взрослые поощряют познавательную деятельность дошкольника. Заинтересовался ребенок, как из семечка появляется росток, проявил инициативу, чтобы посадить его рядом с комнатным растением. Но потом нужно регулярно поливать и терпеливо ждать, пока росточек проклюнется.

В подобных ситуациях дошкольник чаще нуждается в поддержке, чтобы удерживать цель в поле своего внимания и интереса. В такой же поддержке ребенок нуждается, если действия неуспешны. Взрослым очень важно наряду с инициативностью поддерживать у ребенка стремление к цели, так как это ценное личностное качество.

Развитие личностных особенностей в общении

Общение со взрослыми и сверстниками создает благоприятные условия для развития личности детей дошкольного возраста.

Больше всего дети заняты ролевыми играми, которые подразумевают соблюдение правил, предписанных сюжетом. Прежде, чем приступить к игре, дошкольники распределяют роли, договариваются, каким правилам они будут следовать.

В игре

Это учит дипломатии в общении, развивает инициативность, но при том и умение согласовывать свое мнение с мнением других. Дошкольник привыкает учитывать интересы сверстника, да и вообще воспринимать его как личность, а не механического партнера по игровой деятельности.

Кроме деловых, закладываются моральные качества в общении со сверстниками. Дошкольник проявляет сочувствие, если другому больно, стремится оправдать друга, если ему грозит наказание.

Взрослые, с которыми взаимодействует дошкольник, показывают ему пример оценивания всего, что происходит вокруг. Они одобряют, порицают, просто выражают свое отношение. Ребенок, как губка, впитывает подобные высказывания и формирует свои ценностные ориентиры. Например, единственный ребенок в семье, в распоряжении которого находятся все игрушки, станет спрашивать разрешения у сверстника взять его машинку или куклу только в том случае, если ему объяснят взрослые.

Всех ситуаций, чему важно научить малыша, не предусмотреть. Поэтому, чем больше ребенок включен в общение, тем полнее будет накапливаться его опыт и система моральных ориентиров.

Развитие личности дошкольника в социальном отношении происходит благодаря тому, что складывается система ценностных ориентаций и норм поведения. Формируются внутренние позиции и установки. Старший дошкольник уже предполагает, как к нему отнесутся другие люди, если он сделает то или это, поступит так или иначе.

Негативное влияние отрицательного оценивания

Общение немыслимо без оценивания. А ребенку высказывания взрослых еще и помогают сформировать представления о своих возможностях. «Ты еще не можешь прыгнуть с этой лесенки, я тебе помогу», «Нельзя брать машинку у мальчика. Ты его обидишь», «Нельзя так говорить, это плохое слово». Подобные высказывания включают запреты и отрицания, но они указывают дошкольнику важные ограничения.

К сожалению, взрослые используют множество негативных оценок иного рода, которые подчеркивают неумения и недостатки ребенка. Их можно разделить на два вида:

  • Негативная оценка сделанного (плохо сложил игрушки, некрасиво нарисовал, опять пролил суп).
  • Прогнозирующее высказывание отрицательного характера (не бери, а то разобьешь; ты не сумеешь; опять упадешь).

Отрицательные оценки любого вида тормозят активность дошкольника, искажают мнение ребенка о своих возможностях, вредят формированию самооценки и ограничивают личностное развитие.

Роль семьи в формировании личности дошкольника

В семье на формирование личности дошкольника оказывает влияние всё. Начиная от структуры семьи (классический треугольник папа-мама-ребенок или отсутствие отца, наличие других детей или бабушки), стиля воспитания до принятых форм проявления эмоций.

Очевидно, что каждый ребенок нуждается в отце. Если он отсутствует, роль отца поневоле выполняют другие члены семьи. У дошкольника нарушается осознание материнских и отцовских функций, мальчики лишаются образца мужского поведения в семье. Сейчас мы коснулись только характеристик, лежащих на поверхности. Особенности семейной структуры — тема необычайно глубокая.

В некоторых семьях сложилась традиция добиваться своего капризами и обидами. Этот способ обязательно берут на вооружение малыши с темпераментом холерика. Если он результативен, капризность становится одной из главных личностных особенностей ребенка. Затем появляется проблема: как воспитывать без наказаний.

Дошкольники быстро улавливают неискренние отношения между родителями. Услышав, что мама рассказывает папе не совсем то, что было в действительности, ребенок очень скоро прибегнет к полуправде, а потом допустит и полную ложь в общении.

Можно сколько угодно рассказывать ребенку, как правильно поступать. Но главным ориентиром для него будут высказывания и поступки значимых взрослых – в первую очередь, родителей, а затем старших детей, бабушек, дедушек.

Личностное развитие дошкольника – ответственная задача для родителей. В данной статье кратко изложены особенности формирования личности ребенка, и на что должны обратить внимание взрослые. Воспитывая дошкольника, важно признавать самостоятельность и автономность его личности. Ребенок, несмотря на свой малый возраст, имеет право на выбор, на реализацию своих предпочтений.

Источник

Елизавета Спасова
Типологическая характеристика детей дошкольного возраста

Типологическая характеристика детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст, занимающий по шкале физического развития ре-бенка период времени вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие. Дошкольный возраст включает в себя младенчество (до 1 года, преддошкольный (от 1 года до 3 лет) и старший дошкольный (от 3 до 7лет) периоды жизни ребенка. Ведущую роль в развитии личности играет активность самого ребенка, проявляющаяся в различных видах его деятельности. Такими видами в дошкольном возрасте являются деятельность общения, предметная деятельность, игра, учение, элементарная трудовая деятельность [16].

Дошкольный возраст включает в себя первые семь лет жизни. В ходе данного возраста малыш обретает почти все из того, что остается с ним на долгое время, определяя его как индивидуальность и последующее умственное формирование. С точки зрения развития малыша как личности дошкольный этап допускается распределить на три части. Первая из них принадлежит к возрасту 3-4 года, и в основном сопряжена с укреплением психологической саморегуляции дошкольника. Вторая включает годы с 4 вплоть до 5 лет и относится к высоконравственной саморегуляции воспитанника, а третья принадлежит к возрасту примерно 6-7 лет и содержит развитие деловых индивидуальных качеств малыша [30].

В этот период формируется чувственный этап познания мира посред-ством деятельности в комплексе анализаторов, развития представлений, воображения, памяти, мышления, речи. Усиленно развивается логическое мышление, формированию чувственного этапа познания рождаются элементы абстрактных рассуждений. Мир в сознании дошкольника предстает таким, каким он его видит, иногда расценивая фантазию как реальность.

Читайте также:  Ребенок 4 года отстает в развитии симптомы

Дошкольный период развития является началом всестороннего развития и формирования личности. Это уникальный, единственный в своем роде возраст. В дошкольном детстве происходит бурное психическое и физическое развитие ребенка, закладываются основы его личности. От пятилетнего ребенка до взрослого человека только шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние. Особенностью дошкольного периода жизни человека, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода [4].

В дошкольный период происходит интенсивное развитие психической, физической и личностной организации ребенка. Постепенно развиваются внутренние органы, увеличиваются мышечная масса, вес мозга, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий. Все это создает необходимые условия для более высокого психического и личностного развития. Изменяется восприятие. У ребенка повышается зрительная, слуховая, кожно-двигательная чувствительность. Формируется элементарная наблюдательность, когда ребенок сознательно изучает предмет, выявляет его основные свойства и признаки. Дети — дошкольники с удовольствием рассматривают картинки, слушают музыку, смотрят детские спектакли. Они способны давать первичные эстетические оценки: красиво — некрасиво, нравится — не нравится. Внимание и память преобладают у ребенка в непроизвольной форме. Ребенок внимателен к непосредственно вызывающему интерес объекту или ситуации, а запоминает непроизвольно. К концу дошкольного периода ребенок в значительной степени осваивает родную речь: обогащается словарь, происходит дальнейшее совершен-ствование грамматического строя, появляется речевое мышление.

В дошкольном возрасте закладывается основание личности: складываются главные мотивационные, инструментальные и стилевые черты. Мотивационные принадлежат к интересам воспитанника, тем целям и задачам, которые он перед собою устанавливает, к его главным потребностям и мотивам действия. Инструментальные черты включают предпочитаемые дошкольником ресурсы свершения определенных целей, удовлетворения важных потребностей, а стилевые затрагивают характер, темперамент, методы действия.

Следовательно, весь период дошкольного детства просматривается тен-денция раннего онтогенеза человека: неудержимое, стремительное развитие психических свойств, прерывающееся выраженными остановками — периодами стереотипного воспроизведения достигнутого. К концу дошкольного периода, в условиях целевого, обучающего общения с взрослыми возникают более сложные субъектные произвольные формы психической познавательной активности, направленные на определенный познавательный результат и включающие элементарные приемы умственного преобразования материала. Эти формы психики обнаруживают деятельностную структуру. Поэтому дошкольный возраст является начальным этапом становления субъекта познавательной деятельности [6].

В дошкольном возрасте этой идеальной формой становится мир взрос-лых людей. По словам Д. Б. Эльконина, здесь дошкольный возраст вращает-ся, как вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций и задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций, в системе общественных отношений [61].

Первые уроки приспособления к взаимодействию с людьми ребенок по-лучает в семье, в кругу близких для него доброжелательно настроенных родных и близких. Но социальная жизнь не ограничивается рамками семьи. Важными ступенями для вхождения в социальную жизнь становятся дошкольное учреждение, школа, формальные и неформальные группы общения, включение в трудовую деятельность, создание семьи и многое другое. И каждый раз, в каждом новом объединении индивиду приходится социально адаптироваться, поддерживать или приобретать заново свой социально-психологический статус.

В числе основных факторов, определяющих степень успешности вхождения ребенка в социальную среду, выступают особенности самого ребенка и особенности микросоциальной среды, в которую он включается. К индивидуальным особенностям ребенка, от которых зависит эффективность его социальной адаптации, относят потребностно-мотивационную сферу (потребности, цели, мотивы, установки и т. п., эмоциональные и интеллектуальные свойства, а также некоторые характерологические и психолого-педагогические особенности.

Дошкольный возраст с полным правом можно считать начальным периодом развития социального капитала. Рассматривать его следует в нескольких направлениях (О. И. Кокорева). Первое направление — формирование социально-нравственных представлений, лежащих в основе общественного поведения человека. Предпосылками их формирования выступают происходящие в дошкольном возрасте изменения в личностном развитии ребенка: ориентировка поведения на принятые в обществе нравственные нормы; возникновение внутренних этических инстанций — принятых субъектом социальных требований, непосредственно слитых с соответствующими эмоциональными переживаниями; формирование образа Я и образа мира; появление опосредованной мотивации поведения; развитие произвольности.

Второе направление — внутренние этические инстанции, возникающие с постепенным отделением поведения ребенка от поведения взрослых, становлением у него способности действовать самостоятельно, без постоянной помощи со стороны родителей. В своем развитом виде они могут либо выражаться в нравственных убеждениях, то есть в мотивирующих поведение знаниях, либо оставаться на уровне нравственных чувств — непосредственного переживания того, что хорошо и что плохо [4].

Третье направление развития социального капитала в дошкольном дет-стве — приобретение ребенком собственного опыта социально-нравственной деятельности. Это представления, сформированные в ходе восприятия явлений окружающего мира и своих эмпирических обобщений ситуаций социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками; освоенные способы действий и поведения; опыт отношений с социальным миром, имеющий для ребенка ценностный смысл. Формирующиеся в ходе взаимодействия с другими людьми социальные отношения строятся, согласно нравственным нормам, в форме долженствования определенной модели поведения.

Социальный капитал проявляется в умениях ребенка реализовывать социально-нравственные представления в действиях, участвовать в подготовке и проведении совместных видов деятельности, а также во владении способами проявления сочувствия, сопереживания. Он развивается на основе обобщения опыта взаимодействия в различных видах детской деятельности и, прежде всего, в сюжетно-ролевой игре, потенциально несущей в себе начала диалектики общественных отношений, формы социальных связей и ситуаций. Нормативные правила поведения в игре воспринимаются детьми как объективно должные, добровольно принятые и обязательные, их усвоение происходит в эмоционально привлекательных условиях [15].

Исследователь считает, что становление первоначальных основ социального капитала в дошкольном детстве происходит в единстве двух взаимосвязанных процессов — непосредственного и опосредованного развития. Непосредственное развитие осуществляется в ходе личностного роста детей, их социализации, свободного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, то есть спонтанно приобретаемого опыта. Опосредованное развитие совершается в процессе целенаправленного воспитания в семье и дошкольном учреждении, которые являются первыми в жизни человека формами существования структурного социального капитал. Вкладывая ценностный смысл в свое поведение в семье, ребенок приобщается к семейным ценностям, овладевает ими на субъектном уровне, инте-риоризирует их. Педагог дошкольного учреждения играет важную роль в реализации процессуальной стороны приобщения дошкольников к цен-ностям, выступая посредником между ребенком и социальным миром, организуя различные виды совместной детской деятельности, используя специальные педагогические средства, в том числе педагогическое общение, обращенное к эмоциональной сфере детей.

Читайте также:  Развитие ребенка до 2 лет реферат

По мнению О. А. Шаграевой, основной спецификой этого периода яв-ляется изменение социальных условий (социальная ситуация развития, в ко-торых живет ребенок. Ребенок делается более самостоятельным, со стороны взрослых к нему повышаются требования, у него изменяется система отноше-ний, как со сверстниками, так и со взрослыми. Ребенок начинает переживать внутренний разлад между своими желаниями и потребностями быть, как большой и недостатком физических и психических возможностей соответст-вовать этому. Возникает кризисная ситуация. Разрешение возрастного кри-зиса лежит в открытии для ребенка новых видов деятельности, дающих ему возможность проявить свою инициативу, и системе социальных связей, спо-собствующих личностному росту [58].

Самой выразительной особенностью дошкольников является их стремление к самостоятельности. Оно проявляется в так называемом кризисе трех лет, когда ребенок, порою неожиданно для взрослых, заявляет свои права на самостоятельность. У детей постепенно начинает складываться осознанное представление о себе самих, о том кто они и какие они. Для всех исследователей, изучавших кризис 3-х лет, очевидно, что главные изменения в этот период сосредоточены вокруг «оси Я». Их сути в психологической эмансипации Я ребенка от окружающих взрослых, которая сопровождается рядом специфических проявлений – упрямством, негативизмом, протестом против близких взрослых, строптивостью, стремлением к деспотическому управлению окружающими. Новообразованием кризиса 3-х лет называется также возникновение системы Я, проявление «личного действия» и чувства «Я сам».

Дошкольное детство представляется подходящим временем с целью формирования креативных способностей, благодаря тому что, что в данном периоде ребята весьма любознательны, у них есть большое стремление постигать находящуюся вокруг вселенную. И отец с матерью, подбадривая любознательность, сообщая ребятам знания, привлекая их в разные типы деятельности, содействуют расширению детского опыта. А увеличение опыта и знаний — необходимая предпосылка с целью предстоящей созидательной работы. Помимо этого, мышление дошкольников более открыто, нежели понимание наиболее старших ребят. Оно пока не задавлено догмами и стандартами, оно наиболее самостоятельно. А данное свойство нужно всякими способами совершенствовать [33].

В условиях дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно нахо-дится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения. На развитие личности ребенка влияет группа сверстников. Именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и услож-няющаяся деятельность ребенка.

В этом возрасте возникает первый схематичный абрис цельного дет-ского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. У ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы, результат деятель-ности людей. Также в этом возрасте возникают первичные этические инстан-ции: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими: «Красивое не может быть плохим». В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и вы-сказанным обещанием самого ребенка (принцип данного слова») благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям [62].

Игра определяется как ведущий вид деятельности ребенка, который возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществлять психологические замены реальных объектов

Игра – деятельность, в которой воображаемый план позволяет ребенку познавать социальный мир. Здесь познание имеет особое значение, так как оно позволяет содержательно и интересно приобщаться к жизни и деятельности взрослых. Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра для ребенка – это не только удовольствие и радость, что само по себе важно. Этот мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, развивается. С помощью игры можно развивать внимание, память, мышление, воображение – качества, необходимые для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобретает знания, умения, навыки, развивает способности, подчас даже не догадываясь об этом. Стоит только уделять немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать, показывать картинки, читать книги, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, становиться более зрелым. Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоцио-нальные потребности, складывается характер, проектируется человеческая личность.

В период дошкольного детства ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, — игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Интерес к игре сверстника приводит к попыт-кам установить определенные отношения. С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. А в совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого [57].

Таким образом, необходимо отметить, что основные новообразования дошкольного возраста:

— формирование основы личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосред-ственные побуждения осознанным целям. Ребенок научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувст-ва;

— расширение сфер деятельности ребенка. От общения только с матерью он переходит к общению со сверстниками и взрослыми. Ребенок начинает играть, рисовать, конструировать, выполнять трудовые поручения. Одновременно он осваивает цели и мотивы этих видов деятельности, у него формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие и др.);

— в этот период детства интенсивно идет познавательное развитие. До-школьник овладевает родным языком.

Источник