Персоногенетический подход к развитию ребенка

Биогенетический подход

В рамках биогенетического подхода основными теориями являются теории рекапитуляции Э. Геккеля и С. Холла и теория психосексуального развития 3. Фрейда.

Теории рекапитуляции

Теории рекапитуляции утверждают, что человеческий организм в своем внутриутробном развитии повторяет весь ряд форм, которые прошли его животные предки за сотни миллионов лет, от простейших одноклеточных существ до первобытного человека. Однако другие ученые расширили временные рамки биогенетического закона за пределы утробного развития. Так, С. Холл полагал, что если зародыш за 9 месяцев повторяет все стадии развития от одноклеточного существа до человека, то ребенок в период детства проходит весь ход развития человечества от первобытной дикости до современной культуры.

Наиболее ярко эта мысль была развита Гетчинсоном. Он выделил 5 периодов человеческой культуры, в соответствии с которыми сменяются интересы и потребности ребенка от рождения к взрослости.

Первый из них — это период дикости. У ребенка в этот период наблюдается стремление к копанию в земле, все, что ни попадется, он тащит в рот. Съедобность становится мерилом всего. Длится период дикости до 5 лет, а максимума в развитии достигает в 3 года.

Следующий период — это период охоты и захвата добычи. Для него характерен страх ребенка перед чужими, действия тайком, жестокость, составление детских шаек, преобладают игры в пленных, засады, прятки. Длится он с 4 до 12 лет, но главные свои черты проявляет в возрасте 7 лет.

Третий период назван периодом пастушества. Выражена нежность к животным, стремление иметь собственное домашнее животное, дети в этот период любят строить хижины, шалаши, подземелья. Длится от 9 до 14 лет, а пик приходится на 10 лет.

Четвертый период — земледельческий. Преобладающей страстью ребенка является садоводство. Продолжается с 12 до 16 лет, а пик падает на 14 лет.

Последний период назван промышленно-торговым. На первый план выступают денежные интересы. Любимые занятия — обмен, продажа, торговля. Начинается с 14 лет и продолжается у взрослого. Максимального развития достигает в 18-20 лет.

Психоаналитический подход к развитию ребенка

Зигмунд Фрейд считал источником психического развития влечения и инстинкты. Ребенок рождается с определенным запасом энергии — «либидо», которая лежит в основе сексуальных влечений человека. Весь процесс детского развития Фрейд укладывал в 4 стадии: оральная, анальная, фаллическая стадия, латентный период и генитальная стадия.

Однако некоторые моменты в теории Фрейда не принимались даже его учениками. В том числе чрезмерное увлечение Фрейда проблемой сексуальности в жизни человека вызывало очень много нареканий и служило поводом для критики.

На каждой из стадий «либидо» сосредоточивается в той или иной области тела, раздражение которой приводит к удовлетворению значимых для ребенка потребностей. Так, например, в младенчестве либидо сосредоточено в области рта, языка и губ и связано с кормлением грудью. Поэтому недостаточное удовлетворение потребностей, связанных с оральной областью, может затормозить ребенка на последующих стадиях, вызвать у него состояние депрессии и т. п. Если же потребности удовлетворяются избыточно, у ребенка может развиться излишняя зависимость от окружения (конформизм). Таким образом, неудовлетворение потребностей приводит к фиксации влечений, создает предельное напряжение, вызывает либо невро-зоподобные состояния, неуверенность, капризы и другие болезненные симптомы, либо явления регрессии — возврат к низшему уровню мотивации поведения.

Чрезмерное удовлетворение потребностей также может вызвать нежелательные эффекты, которые мы отмечали на примере оральной стадии развития .

Смысл этих теорий точно выразил Э. Геккель: «Онтогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза».

Конечно, нельзя не признать действия наследственных факторов, о чем уже говорилось выше. Однако в рамках этих теорий полностью игнорируется внешняя стимуляция развития ребенка. А хорошо известно, что стимуляция и депривация влияют на процессы созревания и развития психических функций.

Социогенетический подход

Основное содержание социогенетического подхода наиболее ярко представлено в концепции Э. Эриксона. В ней каждая стадия развития определяется той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена с целью дальнейшего беспрепятственного процесса развития. По его мнению, развитие личности обусловлено результатами преодоления кризиса (конфликта), возникающего в узловых точках процесса развития.

Так, основной задачей первой стадии является установление доверия ребенка к внешнему миру; наличие чувства доверия является основой формирования положительного самоощущения. Ребенок при этом узнает, может ли он положиться на взрослых, способны ли они заботиться о нем, любить его, поддерживать позитивные эмоции. Если этого нет, ребенок не сможет овладевать новыми видами деятельности. Если же ребенок испытывает положительные ощущения, то мир выступает для него непротиворечивым и предсказуемым. Длится этот период от рождения до 1 года.

Читайте также:  Схема психическое развитие ребенка раннего возраста

Задача второй стадии — дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. Для этой стадии характерно противоречие между продолжающейся зависимостью ребенка и развивающейся у него автономией. Ребенок начинает осознавать себя активно действующим существом. Он постепенно переходит от состояния полной зависимости от взрослых к относительной самостоятельности. Если же ребенок сталкивается с неодобрением своего поведения, запретами, негативным к нему отношением, у него появляются сомнения в самой возможности что-либо сделать самостоятельно. Продолжительность этой стадии от 1 года до 3 лет.

Третья стадия начинается с разворачивания конфликта между инициативой и чувством вины. У ребенка в начале этой стадии появляются первые представления о том, каким человеком он может стать. В связи с этим он ставит перед собой определенные задачи и пытается их решить. Для третьей стадии характерна энергичная и настойчивая познавательная деятельность. Ребенок весьма любознателен. У него развивается чувство уверенности в себе и в своих возможностях, еще и потому, что он уже умеет ходить, бегать, говорить, может осмысливать происходящее. Поэтому так важна нормальная и адекватная реакция, поддержка родителями и другими взрослыми такого исследовательского поведения ребенка. Главная опасность — это появление у ребенка чувства вины за совершенные им действия. Возрастные границы периода от 3 до 6 лет.

Четвертая стадия приходится на первые школьные годы (6-12 лет). На этой стадии ребенок психологически готов к освоению действий, которые выполняют родители, но для того, чтобы получить физическую возможность выполнять их самому, он должен трудиться. Таким образом, на этом этапе ребенок осуществляет разнообразную продуктивную деятельность, в результате которой у него складывается чувство трудолюбия и способность к самовыражению. Если у него постоянно что-то не получается, то уверенность в себе падает, развивается чувство неполноценности.

Основная трудность пятой стадии состоит в конфликте между формирующимся чувством идентичности и ролевой неопределенностью. Главная задача подросткового периода, на который приходится эта стадия,— поиск ответа на вопросы «Кто я?» и «Каков мой дальнейший путь?». Опасность, которой должен избежать подросток,— это размывание чувства «Я».

При этом подросток может избегать слишком тесных межличностных контактов, оказаться неспособным строить планы на будущее или найти в себе силы и сосредоточиться на чем-либо, а может с головой уйти в работу, пренебрегая всем остальным. Сформировать идентичность — значит научиться верно идентифицировать себя с взрослыми. Возрастные границы от 13 до 18 лет. Основным конфликтом шестой стадии развития, приходящейся на период ранней взрослости, Э. Эриксон считал конфликт между близостью и изоляцией. При этом под близостью понимается не только и даже не столько сексуальная близость. Близость по Эриксону — это способность человека отдать часть себя другому человеку, не боясь потерять при этом собственную идентичность, то есть не боясь потерять свое «Я», растворить его в «Я» другого человека.

Задача седьмой стадии — в развитии у себя целеустремленности, которая делает жизнь продуктивной. Это возможно при условии удачного разрешения предыдущих конфликтов. Целеустремленный человек способен бесконфликтно направлять свою энергию на решение социальных проблем, он может уделять больше внимания и оказывать помощь другим людям. Неудачи при разрешении предыдущих конфликтов могут приводить к излишней поглощенности самим собой, сосредоточению на непременном удовлетворении своих личных психологических потребностей, что, безусловно, ведет к регрессу в развитии личности. На заключительном этапе своей жизни люди обычно ретроспективно просматривают свою жизнь, по-новому оценивают ее. Человек испытывает удовлетворение, если, по его мнению, она была наполнена смыслом. Он принимает свою жизнь, полагая, что она была прожита не зря, что ему удалось полностью реализовать себя. Или наоборот, он отвергает ее, у него возникает чувство отчаяния оттого, что жизнь кажется ему чередой упущенных возможностей и напрасной траты сил. Содержание персоногенетического подхода наиболее ярко представлено в работах А. Маслоу и К. Роджерса. Они отвергают детерминизм внутреннего или средового программирования. По их мнению, психическое развитие — результат собственного выбора, сделанного человеком. Сам процесс развития носит спонтанный характер, поскольку его движущей силой является стремление к самоактуализации (по А. Маслоу) или стремление к актуализации (по К. Роджерсу). Эти стремления носят врожденный характер. Смысл самоактуализации или актуализации состоит в развитии человеком собственного потенциала, своих способностей, что ведет к развитию «полноценно функционирующего человека».

Читайте также:  Динамика развития ребенка с овз в доу

Вместе с тем имеются и определенные различия во взглядах этих авторов. Так, если А. Маслоу полагал, что поведение человека и его опыт регулируются иерархией потребностей, то согласно К. Роджерсу «личность и поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия человеком окружения»[4, с.533]. Однако, несмотря на эти различия, оба они полагали, что «люди всегда стремятся вперед и при подходящих условиях реализуют свой потенциал, демонстрируя истинное психическое здоровье».

Итак, существующие теории охватывают различные области развития, рассматривая при этом широкий круг вопросов. Каждая из них имеет свои ограничения. Несмотря на это, есть потребность поиска механизма, с помощью которого можно объяснить ход психического развития.

Источник

Содержание персоногенетического подхода наиболее ярко представлено в работах А. Маслоу и К. Роджерса. Они отвер­гают детерминизм внутреннего или средового программиро­вания. По их мнению, психическое развитие результат соб­ственного выбора, сделанного человеком. Сам процесс развития носит спонтанный характер, поскольку его движу­щей силой является стремление к самоактуализации (по А. Маслоу) или стремление к актуализации (по К. Роджерсу). Эти стремления носят врожденный характер. Смысл самоак­туализации или актуализации состоит в развитии человеком собственного потенциала, своих способностей.

Стремление к самоактуализации (Маслоу) — врожденное стремление человека к максимально полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Стремление к ак­туализации (Роджерс) — врожденная тенденция личности «развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность», т. е. сохранить, развить и усилить себя, максималь­но выявить лучшие качества своей личности. Эта актуа­лизирующая тенденция избирательна, она направлена на те аспекты среды, которые обещают конструктивное движение личности к завершенности и целостности. Вместе с тем имеются и определенные различия во взгля­дах этих авторов. Так, если А. Маслоу полагал, что поведение человека и его опыт регулируются иерархией потребностей, то согласно К. Роджерсу «личность и поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия челове­ком окружения». Однако, несмотря на эти различия, оба они полагали, что «люди всегда стремятся вперед и при подходя­щих условиях реализуют свой потенциал, демонстрируя истинное психическое здоровье».

В теории К. Роджерса выделяют два конструкта, имеющих фундаментальное значение: «организм» и «Я».

Организм, рассмотренный с психологической точки зрения, представляет локус всего опыта переживаний (все, что потенциально доступно сознанию и происходит в организме в любой данный момент). Вся совокупность переживаний обра­зует феноменальное поле, т. е. индивидуальную систему ори­ентации, о которой знать может только сам человек. То, как ведет себя индивид, зависит от феноменального поля (субъек­тивной реальности), а не от стимульной ситуации (внешней реальности). Феноменальное поле в каждый данный момент образуется сознательными (символизированными) и бессозна­тельными (несимволизированными) переживаниями.

Часть феноменального поля постепенно дифференцирует­ся и образует Я или Я-концепцию («организованный, согласо­ванный концептуальный гештальт, построенный из перцепций характеристик «я» или «меня» и перцепций отношений «я» или «меня» к другим людям и различным аспектам жизни, а также ценностей, связанных с этими перцепциями). Этот гештальт доступен сознанию, хотя не обязательно всегда осознан. Это текучий и изменчивый гештальт, он процессуа­лен, но в каждый момент образует специфическую целост­ность».

Главным источником развития личности, как уже было сказано, являются врожденные тенденции к самоактуализа­ции. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в психике человека суще­ствуют две врожденные тенденции: первая содержит в свер­нутом виде будущие свойства личности человека, а вторая — механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает лично­стная структура Я, которая включает «идеальное Я» (совокуп­ность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала) и «реальное Я» (совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас»). Эти подструктуры структуры Я находятся в сложных отношениях — от полной гармонии (конгруэнтно­сти) до полной дисгармонии. Высокий показатель конгруэн­тности свидетельствует о высокой самооценке. Низкий пока­затель конгруэнтности свидетельствует о низкой самооценке, при этом отмечаются высокий уровень тревожности, призна­ки депрессии.

При рождении обе подструктуры структуры «Я» полнос­тью конгруэнтны, и поэтому человек изначально добр и счаст­лив. Впоследствии, благодаря взаимодействию с окружающей средой, расхождения между «реальным Я» и «идеальным Я» могут приводить к искаженному восприятию реальности. При сильных и длительных расхождениях между «реальным Я» и «идеальным Я» могут возникать психологические проблемы.

Читайте также:  Социальной ситуацией психического развития ребенка младенческого возраста является ситуация

Когнитивные теории развития:

— теория Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка

— теория Л. Колберга

Особняком в структуре психологических теорий развития находятся когнитивные теории, согласно которым развитие «состоит из эволюционирования ментальных (психических) структур или способов обработки информации, частью гене­тически запрограммированных и зависящих от степени зре­лости индивидуума». К ним относятся теории Ж. Пиаже, Дж. Брунера, Л. Колберга и др.

Дата добавления: 2015-04-30; просмотров: 5587; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9223 — | 7814 — или читать все…

Читайте также:

  1. Биогенетический подход: Э. Геккель, С. Холл, 3. Фрейд
  2. Второй подход: (Рыбаков В.А.)
  3. Гештальт-подход: по направлению к эстетическому видению
  4. ДЖИНДЖЕР РОДЖЕРС — ФРЕД АСТЕР
  5. К.Роджерс. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем
  6. Следующий подход: содержание предпринимательского договора как регулятора общественных отношений.
  7. Теории человеческих потребностей (А.Маслоу, Ф.Херцберга).
  8. Типы учителей по отношению к нововведениям (по Э. М. Роджерсу)
  9. Я» как ядерная структура в ведущих психологических концепциях личности (У. Джеймс, З. Фрейд, К.Г. Юнг, Г. Олпорт, Э. Эриксон, К. Роджерс и др.).

Источник

Содержание
персоногенетического подхода наиболее
ярко представлено в работах А. Маслоу
и К. Роджерса. Они отвергают детерминизм
внутреннего или средового программирования.
По их мнению, психическое развитие –
результат собственного выбора, сделанного
человеком. Сам процесс развития носит
спонтанный характер, поскольку его
движущей силой является стремление к
самоактуализации (по А. Маслоу) или
стремление к актуализации (по К. Роджерсу).
Эти стремления носят врожденный характер.
Смысл самоактуализации или актуализации
состоит в развитии человеком собственного
потенциала, своих способностей, что
ведет к развитию «полноценно
функционирующего человека».

Вместе
с тем имеются и определенные различия
во взглядах этих авторов. Так, если А.
Маслоу полагал, что поведение человека
и его опыт регулируются иерархией
потребностей, то согласно К. Роджерсу
«личность и поведение в большей степени
являются функцией уникального восприятия
человеком окружения» (Хьелл Л., Зиклер
Д., 1997, с. 534). Однако, несмотря на эти
различия, оба они полагали, что «люди
всегда стремятся вперед и при подходящих
условиях реализуют свой потенциал,
демонстрируя истинное психическое
здоровье».

Экологическая модель развития

Как
утверждает Г. Крайг, «сегодня, возможно,
самой влиятельной моделью развития»
стала модель экологических систем,
предложенная американским психологом
Ури Бронфенбренне-ром. Согласно этой
модели, развитие человека – это
динамический процесс, идущий в двух
направлениях. С одной стороны, человек
сам реструктурирует свою жизненную
среду, а с другой – испытывает воздействие
со стороны элементов этой среды.
Экологическая среда развития состоит
из четырех вложенных одна в другую
экосистем, изображаемых с помощью
концентрических колец.

Первая
из них – это микросистема. Она включает
самого субъекта и его ближайшее окружение:
это семья, детский сад, ровесники по
школе, оказывающие самое непосредственное
влияние на ход психического развития.
Другие компоненты микросистемы – органы
здравоохранения, товарищи по играм,
иные социальные группы, к которым
принадлежит ребенок,– также влияют на
его развитие.

Мезосистема
включает в себя взаимоотношения между
микросистемами. На развитие ребенка
могут влиять события в школе, в семье,
связи между ними, также как и связи между
школой и группой сверстников. При анализе
мезосистемы обычно изучают частоту,
качество и степень влияния взаимодействий:
как отношения в семье влияют на процесс
адаптации ребенка к школе, как общение
между родителями и учителями может
влиять на его успеваемость.

Экзосистема
состоит из тех элементов среды, в которых
ребенок не играет активной роли, но
которые оказывают на него влияние. К
примеру, проблемы на работе родителей
влияют прежде всего на них самих, а
родители в свою очередь влияют на
развитие подростка. Таких опосредованных
влияний множество.Персоногенетический подход к развитию ребенка

Рис.
1.1.Экологическая модель социальных
влияний У. Бронфенбреннера Макросистема
включает идеологию, установки, нравы,
традиции, ценности окружающей ребенка
культуры. Именно макросистема устанавливает
эталоны внешней привлекательности и
ролевого поведения, влияет на
образовательные стандарты, а значит,
оказывает влияние на соответствующее
развитие и поведение человека.

Источник