Развитие ушей у ребенка плод

Развитие ушей у ребенка плод thumbnail

Формирование органа слуха является одним из самых сложных процессов органообразования у человека. В дифференциации тканей висцерального скелета на 4-й неделе внутриутробной жизни появляется зачаток внутреннего уха, а в последующем, к 7-й неделе, и элементы среднего уха.

Внутреннее ухо развивается на основе образования утолщения эктодермальной пластинки («плакода») с дальнейшим ее погружением в мезодерму и образованием слухового пузырька, заполненного эндолимфой. Из верхнемедиального отдела пузырька последовательно отшнуровываются эндолимфатический ход и элементы лабиринта. Нижние части пузырька дают начало формированию улитки.

Постепенно возникают чувствительные рецепторы и первоначально единственный ganglion acusticum распадается на два нервных образования ganglion vestibulare и ganglion cochleare. Окостенение лабирипта в целом, которое происходит к 5-му месяцу внутриутробной жизни, процесс сложный и постепенный. Если отделы внутреннего уха, составляющие собственно лабиринт, проходят период превращения хряща в кость через спонгиозную стадию, то окостенение улитки происходит без предварительного перехода в хрящ.

Таким образом, к 7—8-му месяцу эмбриональной жизни возникает компактная кость лабиринтной капсулы. К этому сроку сама височная кость состоит из трех частей — пирамиды, барабанного кольца и чешуи. К концу 7-го месяца начинает развиваться сосцевидная часть височной кости. В дальнейшем происходит окончательное формирование, которое закапчивается в течение первого года жизни [Калина В. О., Kmita В.].

Процесс развития внутреннего уха человека неразрывно связан с образованием другого, не менее важного по значению для функции слуха разделом анализатора, — формированием среднего уха. В конце 1-го месяца внутриутробной жизни из дорсального углубления первого внутреннего эктодермального кармана образуются барабапная полость и слуховая труба, которые носят в этот период общее наименование — recesses tube — tympanicus.

эмбриогенез органа слуха

Их дифференцировка происходит только па 8-й педеле. Это пространство в утробной жизни не заполняется воздухом, а содержит миксоидную ткань, которая окутывает слуховые косточки. Согласпо данным исследований Bast и Anson, функциональные элементы среднего уха образуются из различных отделов первой и второй жаберных дуг. Так, тело наковальпи и головка молоточка развиваются из первой жаберной дуги, а длиппый отросток наковальни, рукоятка молоточка и ножки стремечка образуются из мезенхимы второй жаберной дуги. Отдельно на 6-й неделе идет формирование основания стремечка из капсулы лабиринта.

Окостенение слуховых косточек, как правило, начинается в конце 3-го месяца внутриутробной жизни и заканчивается к моменту рождения ребенка. До этого периода все стенки барабанной полости и слуховые косточки состоят из хрящевой ткани. Постепенный процесс окостенения стенок барабанной полости заканчивается только к 7-му месяцу внутриутробной жизни. Параллельно этому из мезенхимной ткани, выполняющей барабанную полость, происходит формирование мышц и связок барабанной полости, которые достигают своего полного развития к 8-му месяцу эмбриональной жизни [Demanez J. P.].

He менее сложным является процесс пневматизации височной кости, начало которой отмечается с момента образования recessus tubo-tympanicus. Антральная полость формируется па 21-й неделе утробной жизни плода. У новорожденных antrum выполнен миксоидной ткапыо, которая вскоре после рождения рассасывается, образуя воздухоносную полость. Постепеппо путем сложных превращений различных по строепию тканей происходит возникновение новых воздухоносных полостей уже на первом году ЖИЗНИ ребенка. Основной этап развития сосцевидного отростка с его ппевматизациой завершается у большинства детей к 3—5 годам жизни [Выренков Ю. Е.].

Известно, что наружное ухо формируется из элементов, окружающих первую жаберную щель. Образование cavi-tas conchae и окружающих ее шести бугорков относится ко 2-му месяцу утробной жизни. Эпителиальная трубка, являющаяся продолжением cavum conchac, образует в дальнейшем наружный слуховой проход. Одновременно появляется и барабапная перепонка, которая возникает из ментальной пластинки первичного слухового прохода. К моменту рождения ребенка костный отдел слухового прохода еще отсутствует и окончательное его формирование происходит в течение последующих 1— 1,5 лет [Кручинский Г. В.].

Таким образом, эмбриональное развитие органа слуха является сложным и продолжительным процессом, в котором участвуют разнообразные по строению и происхождению ткани. Длительность периода формирования наружного, среднего и внутреннего уха, сложность превращения тканей на различпых этапах создают множество условий для нарушений развития органа слуха, разнообразных по характеру и тяжести.

Оглавление темы «Операции на органе слуха»:

  1. Антибиотикотерапия и перевязки после операции на ухе. Повторные операции при тугоухости
  2. Отдаленные результаты операций на ухе. Оценка эффективности лечения тугоухости
  3. Реанкилозы стремени после операции. Снижение риска анкилозирования слуховых косточек после операции
  4. Аудиометрия после операции на стремени. Разборчивость речи после слухоулучшающей операции
  5. Хирургическая реабилитация слуха. Детская отохирургия
  6. Эмбриогенез органа слуха. Развитие и формирование уха у плода
  7. Врожденные пороки органа слуха. Нарушения эмбрионального развития уха
  8. Тератогенное влияние лекарств на ухо. Мутации уха
  9. Особенности органа уха у детей. Анатомия и физиология детского уха
  10. Сосцевидный отросток у новорожденных. Пневматизация сосцевидного отростка

Источник

Молодые мамы, приезжая с новорожденным ребенком домой, начинают пристально его изучать. Некоторые настолько боятся за здоровье малыша, что замечают мельчайшие отклонения, которые приводят их в ужас. Случается, что уши у грудничка имеют разную форму и даже отличаются по размеру. С возрастом они могут изменяться и станут одинаковыми. Однако, чтобы исключить патологию, лучше проконсультироваться с врачом.

Новорожденный

Новорожденный

Как формируется ушная раковина

Форма и размер ушей передаются генетически и закладываются еще в утробе. Как только малыш появляется на свет, родители начинают искать внешнее сходство с собой. По форме ушей новорожденного можно сказать, на кого грудничок больше похож: на маму или папу.

Читайте также:  Сопровождение ребенка с задержкой психического развития в доу

Иногда случается так, что у ребенка обнаруживается деформация. Обычно она связана с задержкой развития плода. То, что у новорожденного разные ушки, будет заметно сразу. Если родители не обратят на это внимание в роддоме, то в течение первого месяца жизни обязательно разглядят подобную особенность у своего малыша.

Среди патологий развития ушной раковины выделяют:

  • Макротию, когда хрящевая ткань сильно разрастается. В результате ухо получается большим;
  • Микротию. В этом случае, наоборот, ушная раковина до конца не развивается. Бывает, что она вообще не зарождается, и фиксируется ее полное отсутствие;
  • Лопоухость. Ухо расположено к голове под углом не меньше 30 градусов. Известны случаи, когда оно размещается даже перпендикулярно;
  • Деформация мочки. Она может быть двойной, сросшейся с головой, в редких случаях совсем не формируется;
  • Изменение формы завитка ушной раковины. Кроме того, его может вообще не быть, или на нем окажутся рудиментарные образования;
  • Верхняя часть уха загибается, словно складывается.

Деформация уха

Деформация уха

Почему у ребенка уши разной формы

К причинам того, что у новорожденного разные уши, относят:

  • Отсутствие здорового образа жизни у матери, вынашивающей малыша, в частности, вредные привычки, прием запрещенных медикаментов, особенно в начале беременности;
  • Неправильное положение плода в утробе, почему и деформируется хрящ ушной раковины;
  • Задержка развития плода, обычно связанная с тяжелым ходом беременности. Значительно отягчает период вынашивания сахарный диабет;
  • Инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время ожидания ребенка. Самыми опасными признаны краснуха, цитомегаловирус, токсоплазмоз, герпес, опоясывающий лишай. При вынашивании малыша проводят скрининг, позволяющий исключить опасные патологии. Врачи рекомендуют пройти проверку еще на стадии планирования беременности. Особенно опасно, если мама переболеет в первый триместр. В этот период крайне негативно на развитии малыша могут сказаться чрезмерные переживания, сильное эмоциональное потрясение, даже сезонные простудные заболевания. Поэтому мама должна беречь себя, помня, что от ее самочувствия зависит здоровье будущего сына или дочки.

Генетические мутации, хоть и в редких случаях, но могут изменять форму и размер ушей ребенка.

Стоит ли волноваться

Разные уши у новорожденного обычно не являются поводом для паники. На слух ребенка, тем более его развитие они не влияют. В редких случаях наблюдаются патологии, требующие хирургического вмешательства. Это обусловлено тем, что слуховая труба частично или полностью перекрывается, что отражается на качестве жизни ребенка.

Если у новорожденного разные ушные раковины, это не значит, что они останутся такими на протяжении всей жизни. Обычно с возрастом все выравнивается, и дефект, обнаруженный при рождении, исчезает. В любом случае, если малыш хорошо слышит, что проверяют еще в роддоме, проводя аудиоскрининг, то переживать не стоит.

Аудиоскрининг

Аудиоскрининг

Обратите внимание! Если форма ушей не изменится к 5 годам, то можно провести пластическую операцию. Она имеет исключительно эстетическую цель, должна сделать мальчика или девочку более привлекательной.

Особенности генетики

Когда у новорожденного уши разной формы, чаще всего это зависит от проблем, связанных с задержкой развития плода. Однако, если у родителей наблюдались деформации органов слуха, то большая вероятность, что и ребенок столкнется с подобной патологией.

Например, исследовали семьи с микротией и сделали вывод, что риск ее наследственной передачи составляет от 3 до 8 процентов. Зависит от того, у обоих родителей диагностировалось частичное формирование ушной раковины или у одного.

В пользу мнения о том, что генетические факторы стоят на втором месте, говорит то, что отклонения в развитии ушей зачастую наблюдаются только у одного из появившихся на свет близнецов. Форма и размеры их передаются по наследству. Установлено, что за формирование только мочки отвечает 49 генов. Поэтому узнать, какими будут уши у малыша, заранее невозможно. Обычно, если у родителей они маленькие, то и у ребенка не получаются большими.

Когда необходимо хирургическое лечение

Если у новорожденного одно ухо больше, чем другое, то нужно выяснить, отражается ли это на слухе малыша. Когда доктор подтверждает, что это своего рода «изюминка», меняющая лишь внешность ребенка, то нет необходимости проводить операцию. Хоть в большинстве случаев процедура осуществляется лазером, считается быстрой и безболезненной, лучше подождать – возможно, все нормализуется самостоятельно.

Необходимость хирургической операции обычно связана с развитием микротии, когда слух ребенка значительно снижен. Врачам требуется восстановить хрящ. Внешнее ухо делают на искусственном каркасе или используют естественный материал. В последнем случаи берутся собственные хрящи, а именно ребро ребенка. Такие операции разрешено проводить с 6 лет. Воссоздать ухо искусственным путем можно уже у трехлетнего малыша.

Микротия

Микротия

Обратите внимание! Существует возможность применить протез, который будет играть роль наружного уха и позволит восстановить слух. При этом крохе не придется переносить операцию, которая в любом случае принесет стресс для организма. Протезы настолько удобны и хорошо держатся, что с ними можно спать и даже плавать.

Обычно родители обращаются к хирургам с просьбой устранить лопоухость. Подобную процедуру нужно успеть провести до 6 лет, до того момента, когда полностью сформируется хрящ. В этом возрасте можно достигнуть наилучшего эффекта.

Читайте также:  Игры для развития внимания ребенка

Молодые родители часто беспокоятся о том, меняется ли форма ушей у младенцев. Они боятся, что над подросшими малышами будут смеяться сверстники, и начинают обдумывать план операции. Изменить форму можно, обычно это происходит по мере взросления крохи без стороннего вмешательства. Главное, чтобы не страдал слух малыша, к чему приводят некоторые деформации.

Видео

Источник

Формирование органа слуха является одним из самых сложных процессов органообразования у человека. В дифференциации тканей висцерального скелета на 4-й неделе внутриутробной жизни появляется зачаток внутреннего уха, а в последующем, к 7-й неделе, и элементы среднего уха.

Внутреннее ухо развивается на основе образования утолщения эктодермальной пластинки («плакода») с дальнейшим ее погружением в мезодерму и образованием слухового пузырька, заполненного эндолимфой. Из верхнемедиального отдела пузырька последовательно отшнуровываются эндолимфатический ход и элементы лабиринта. Нижние части пузырька дают начало формированию улитки. Постепенно возникают чувствительные рецепторы и первоначально единственный ganglion acusticum распадается на два нервных образования ganglion vestibulare и ganglion cochleare.

Окостенение лабиринта в целом, которое происходит к 5-му месяцу внутриутробной жизни, процесс сложный и постепенный. Если отделы внутреннего уха, составляющие собственно лабиринт, проходят период превращения хряща в кость через спонгиозную стадию, то окостенение улитки происходит без предварительного перехода в хрящ.

Таким образом, к 7—8-му месяцу эмбриональной жизни возникает компактная кость лабиринтной капсулы. К этому сроку сама височная кость состоит из трех частей — пирамиды, барабанного кольца и чешуи. К концу 7-го месяца начинает развиваться сосцевидная часть височной кости. В дальнейшем происходит окончательное формирование, которое закапчивается в течение первого года жизни [Калина В.О.].

Развитие ушей у ребенка плод

Процесс развития внутреннего уха человека неразрывно связан с образованием другого, не менее важного по значению для функции слуха разделом анализатора, — формированием среднего уха. В конце 1-го месяца внутриутробной жизни из дорсального углубления первого внутреннего эктодермального кармана образуются барабанная полость и слуховая труба, которые носят в этот период общее наименование — recesses tube — tympanicus.

Их дифференцировка происходит только па 8-й педеле. Это пространство в утробной жизни не заполняется воздухом, а содержит миксоидную ткань, которая окутывает слуховые косточки.

Согласно данным исследований Bast и Anson, функциональные элементы среднего уха образуются из различных отделов первой и второй жаберных дуг. Так, тело наковальни и головка молоточка развиваются из первой жаберной дуги, а длинный отросток наковальни, рукоятка молоточка и ножки стремечка образуются из мезенхимы второй жаберной дуги. Отдельно на 6-й неделе идет формирование основания стремечка из капсулы лабиринта.

Окостенение слуховых косточек, как правило, начинается в конце 3-го месяца внутриутробной жизни и заканчивается к моменту рождения ребенка. До этого периода все стенки барабанной полости и слуховые косточки состоят из хрящевой ткани. Постепенный процесс окостенения стенок барабанной полости заканчивается только к 7-му месяцу внутриутробной жизни.

Параллельно этому из мезенхимной ткани, выполняющей барабанную полость, происходит формирование мышц и связок барабанной полости, которые достигают своего полного развития к 8-му месяцу эмбриональной жизни [Demanez J.P.].

He менее сложным является процесс пневматизации височной кости, начало которой отмечается с момента образования recessus tubo-tympanicus. Антральная полость формируется па 21-й неделе утробной жизни плода. У новорожденных antrum выполнен миксоидной тканыо, которая вскоре после рождения рассасывается, образуя воздухоносную полость.

Постепенно путем сложных превращений различных по строению тканей происходит возникновение новых воздухоносных полостей уже на первом году ЖИЗНИ ребенка. Основной этап развития сосцевидного отростка с его пневматизационной завершается у большинства детей к 3—5 годам жизни [Выренков Ю.Е.] аномалия порок орган слух

Известно, что наружное ухо формируется из элементов, окружающих первую жаберную щель. Образование cavi-tas conchae и окружающих ее шести бугорков относится ко 2-му месяцу утробной жизни. Эпителиальная трубка, являющаяся продолжением cavum conchac, образует в дальнейшем наружный слуховой проход. Одновременно появляется и барабапная перепонка, которая возникает из ментальной пластинки первичного слухового прохода. К моменту рождения ребенка костный отдел слухового прохода еще отсутствует и окончательное его формирование происходит в течение последующих 1— 1,5 лет [Кручинский Г.В.].

Таким образом, эмбриональное развитие органа слуха является сложным и продолжительным процессом, в котором участвуют разнообразные по строению и происхождению ткани. Длительность периода формирования наружного, среднего и внутреннего уха, сложность превращения тканей на различпых этапах создают множество условий для нарушений развития органа слуха, разнообразных по характеру и тяжести.

Источник

Когда ребенок начинает слышать в утробе матери?

Все беременные знают, что с младенцем в утробе нужно разговаривать, поскольку это идет на пользу малышам, ведь они, находясь в животе у матери, многое слышат. В этой статье мы расскажем, как развивается слух у плода, когда он начинает слышать по-настоящему и что именно он слушает в материнской утробе.

Эмбриогенез органов слуха

Процесс формирования органов слуха у малыша является одним из самых сложных. На 4-5 неделе беременности (когда у мамы только начинается задержка месячных) у зародыша появляется зачаток, который впоследствии станет внутренним ухом. На сроке беременности в 7-8 недель начинают формироваться структуры среднего уха. Наружное ухо окончательно формируется в третьем триместре, а отвердение хрящевой ткани ушей происходит незадолго до родов.

Читайте также:  Развитие психических процессов у ребенка дошкольного возраста

Развитие ушей у ребенка плод

До пятого месяца беременности длится очень важный процесс закладки и формирования структур внутреннего уха. Лабиринт окончательно становится твердым к 18 неделе беременности. Слуховые косточки начинают становиться твердыми приблизительно на 3 месяце беременности и завершается этот процесс ближе к родам.

Наружное ухо даже при рождении несовершенно. Мягким остается слуховой проход, и завершается его окончательное оформление только в течение первого года жизни малыша.

Развитие ушей у ребенка плод

Поскольку процесс эмбриогенеза слуха у ребенка еще не до конца изучен и очень многоступенчат, на любой из стадий может возникнуть непредвиденная ситуация, которая может привести к рождению малютки с нарушением слуховых функций.

Способность слышать

Способность слышать малыш в утробе матери приобретает на 15 неделе беременности. Именно к этому моменту завершаются основные этапы закладки внутреннего уха и уже идут процессы оформления среднего уха. Поначалу восприятие звуков у малыша не такое, как у нас с вами. Он слышит их, но кора головного мозга еще не созрела и не способна анализировать сигналы. Слух плода на 15-16 неделе беременности больше напоминает слуховое восприятие мира рептилиями. Он внутренним ухом улавливает лишь вибрацию, которую создают звуковые волны.

Развитие ушей у ребенка плод

Стук маминого сердца – одна вибрация, громкий звук от падения тяжелого предмета рядом с мамой или звонка будильника – совсем другая вибрация.

Голос мамы уже имеет для крохи особое значение, поскольку его вибрации отличаются от голосов других людей.

Слышать почти как мы, малыш начинает лишь в 26-27 недель беременности. Это означает, что на данном сроке плод уже не просто слышит, а реагирует на звук. Он постепенно учится не просто слышать что-то, но и анализировать услышанное. Новорожденный поворачивает головку на источник звука. Этому он научился в утробе.

Последние три месяца внутриутробного развития малыш с удовольствием слушает звуки. Слух для него в третьем триместре – еще один способ познания мира вокруг.

Развитие ушей у ребенка плод

Что слышно?

Слышно малышу не все. Наивно полагать, что в маминой утробе он пребывает в тишине и благодати, наслаждаясь голосом мамы, которая читает ему сказки. В утробе по уровню шума – почти как на небольшом заводе, и в нем малыш просто физически не может воспринимать все звуки извне. Он постоянно слышит шум кровотока в сосудах, дыхание мамы, перистальтику ее кишечника, стук сердца.

Если мама говорит, он хорошо слышит ее голос. На более поздних сроках беременности плод уже чувствует настроение своей матери по тембру и силе ее голоса. Если будущая родительница кричит, малыш начинает волноваться. На резкие звуки ребенок реагирует усилением двигательной активности. Так проявляется работа слухового нерва по мере формирования центра слуха в коре головного мозга.

Развитие ушей у ребенка плод

Проверить это очень легко. Достаточно включить музыку в наушники и приложить их к животу беременной. Малыш начнет двигаться активнее или, наоборот, изменит поведение, притихнув. Ученые установили, что у ребенка на сроке беременности в 30 недель при этом начинают активизироваться отдельные зоны коры головного мозга – в основном, височные и лобные доли. Именно эти центры отвечают за распознавание разговорной речи, за логику и мышление, за способность к обучению.

Развитие ушей у ребенка плод

Часто мамы спрашивают, на каком сроке беременности можно начинать читать ребенку книжки и общаться с ним. Ответ довольно прост – на любом. Но больше всего пользы для развития малыша будет от колыбельных звуков мамы и ее сказок в сочетании с ласковыми поглаживаниями живота рукой после 25-26 недели беременности. Именно на этом сроке плод начнет анализировать звук, его источник. У него появятся любимые музыкальные композиции, а также звуки, которые ему не нравятся.

Например, большинство беременных отмечают, что малыши после 28 недели беременности довольно нервно реагируют на хлопанье двери, на лай собаки, на звонок механического будильника.

Ребенку обязательно нужно давать слушать музыку. Он не может слышать ее через наушники, если они на ушах у мамы. Музыку в этот момент воспринимает только женщина. Ребенок ощущает ее эмоции и не более того.

Если же музыку включить через динамики, удовольствие от прослушивания получат оба – и мама, и ребенок.

Развитие ушей у ребенка плод

Помните, что все звуки извне для малыша звучат немного приглушенно, ведь мешает брюшная стенка родительницы и околоплодные воды, в которых ребенок находится. Но в общем, он неплохо улавливает происходящее по ту сторону живота.

Именно поэтому не стоит ссориться и кричать, ругаться. Лучше приобщить кроху к классической музыке, нежным детским колыбельным, тогда эти мелодии он узнает и после рождения. Доказано, что новорожденные и грудные дети значительно лучше засыпают под музыку, которая им уже знакома со времен нахождения в утробе. После рождения малыши сразу узнают знакомые голоса – мамин, папин.

Развитие ушей у ребенка плод

Читать и петь крохе в утробе нужно еще и для того, чтобы как можно раньше начали стимулироваться те зоны мозга, которые потом будут отвечать за его развитие, интеллект, обучение и речь.

О том, когда ребенок в утробе матери начинает слышать, смотрите в следующем видео.

Источник