Сопровождение ребенка с задержкой психического развития в доу

«Особенности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Выполнила:

социальный педагог

Горнова П.К.

Введение

C каждым годом в различные образовательные организации приходят все больше детей, имеющие отклонения в развитии. Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.

Федеральные государственные образовательные  стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования.

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий на ранних этапах развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью и полиморфизмом.

Каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия для развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.

Также разнится выраженность нарушений – от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Этим объясняется необходимость определения специальных условий обучения и воспитания детей с ЗПР, а также организации психолого-педагогического сопровождения.

  1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Задержка психического развития — употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы — органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.

Задержки развития могут быть вызваны разными причинами: негрубым внутриутробным поражением ЦНС, нетяжелыми родовыми травмами, недоношенностью, близнецовостью, инфекционными и хроническими соматическими заболеваниями. Этиология ЗПР связана не только с биологическими, но и с неблагоприятными социальными факторами. Прежде всего, это ранняя социальная депривация и влияние длительных психотравмирующих ситуаций.

В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом, страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графомоторных навыков.

Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности, но могут наблюдаться и проявления инертности — в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

У детей с ЗПР недостаточно сформирована способность к произвольной регуляции деятельности и поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа.

Сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием. У таких детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен — снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного).

В исследовании П.В. Шохина и Л.И. Переслени выявлено, что дети с ЗПР в единицу времени воспринимают меньший объем информации, чем обычные дети, их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове, у них отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, величины. Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов-представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения.

У детей с ЗПР замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно моторной и слухо — зрительно-моторной координации. Недостаточность межанализаторного взаимодействия проявляется в не сформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок.

Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Выраженность этого дефекта зависит от происхождения ЗПР. При правильном подходе к обучению дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания.

Значительное своеобразие отмечается в развитии мыслительной деятельности детей с ЗПР. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Отмечается подражательный характер деятельности детей с ЗПР, не сформированность у них способности к творческому созданию новых образов, замедление процесса формирования мыслительных операций

Особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития детей с ЗПР. Многим из них присущи дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия. Среди воспитанников специализированных групп много детей с таким речевым нарушением, как дизартрия.

Незрелость внутри речевых механизмов приводит не только к трудностям в грамматическом оформлении предложений. Основные проблемы касаются формирования связной речи. Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им недоступно творческое рассказывание.

Наличие в структуре дефекта недоразвития речи при ЗПР обуславливает необходимость специальной логопедической помощи.

Все названные особенности наиболее ярко проявляются на уровне игровой деятельности. У детей с ЗПР снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику, а ролевое поведение отличается импульсивностью, расторможенностью.

Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР обусловливает своеобразие формирования их поведения и личностные особенности. У детей данной группы страдает сфера коммуникации. По уровню развития коммуникативной деятельности дети с ЗПР отстают от нормально развивающихся детей.

Общение с ровесниками дошкольников с задержкой психического развития отличается от общения нормативно развивающихся детей. Общение со сверстниками у детей с ЗПР носит эпизодический характер.  По собственной инициативе дети с задержкой психического развития не включаются в игру со сверстниками. Некоторые из них наблюдают за предметно-игровыми действиями, рисованием, работой с конструктором других детей. Организатором игры этих дошкольников во всех случаях является взрослый. Но и в этой ситуации полноценного взаимодействия дошкольников не обнаруживается.

Читайте также:  Если ребенок не ходит в 1 год и 1 месяц развитие

Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы детей с ЗПР — страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к «эмоционально теплым» отношениями со сверстниками, у них могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

При задержке психического развития затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление — формирование самосознания, самооценки, системы «Я». Такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Без специальной коррекционной педагогической помощи такой ребенок в старшем дошкольном возрасте оказывается психологически не подготовленным к школе по всем параметрам.

Анализ особенностей психического развития рассматриваемой категории детей позволяет сделать следующие выводы:

Задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания детей с ЗПР должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать у них полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого-педагогические условия для их формирования.

  1. Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития в дошкольном образовательном учреждении

В словаре русского языка глагол «сопровождать» означает идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. В дословном переводе «сопровождение» означает содействие.

Психолого-педагогическое сопровождение — система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года, №273-ФЗ впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования.

Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:

—        сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека;

—        следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути;

—        сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности;

—        ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы;

—        использование научно обоснованных в педагогической практике технологий и методик;

—        организация совместной деятельности различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, администрации и др.;

—        использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе.

Цель сопровождения детей с ОВЗ (ЗПР) в дошкольной образовательной организации — создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

Психолого-педагогическое сопровождение — специализированная деятельность в системе образования, обеспечивающая действенную помощь детям с целью предупреждения возникновения и решения деструктивных проблем в развитии ребенка; деятельность, призванная гарантировать право на качественное образование каждому ребенку, с учетом его индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка, помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации

Работа всех специалистов в рамках психолого-педагогического сопровождения ребенка должна определяться не правилом простого суммирования действий специалистов, а по определенной схеме и в определенной последовательности. Тем более что сама работа с ребенком в рамках сопровождения должна иметь определенную схему, последовательность и направленность, а также точную согласованность с деятельностью других специалистов

Ключевыми  направлениями психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в ДОУ являются: диагностическое, коррекционное и развивающее. Также, психолого-педагогическое сопровождение включает в себя профилактическую и консультативную работу с педагогами и родителями, воспитывающих детей данной категории.

Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях детского сада недостаточно разработана. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей с ОВЗ полиморфна (многообразна) и разнородна по составу.

В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ОВЗ особая роль принадлежит педагогу — психологу. Говоря о работе психолога, имеем в виду не просто психологическую помощь, поддержку детей, испытывающих трудности в обучении. А говорим именно о психологическом сопровождении детей на всех этапах обучения как о сложном процессе взаимодействия, результатом которого должно явиться создание условий для развития ребенка, для овладения им своей деятельностью и поведением, для формирования готовности к жизненному самоопределению, включающему личностные, социальные аспекты.

Коррекционно-развивающее направление.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (по средствам арт — терапии, сказкотерапии, пескотерапии и др.);

развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций.

В системе психологической помощи детям с задержкой психического развития на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.

Система комплексного сопровождения детей позволяет выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности.

При организации работы появляется ряд проблем, которые требуют своего решения:

Недостаточное осознание педагогами сущности проблемы и перспективности ее решения.

Отсутствие необходимых специалистов в штатном расписании.

Непринятие проблем ребенка со стороны родителей.

Основной целью работы стало выявление отклонений в развитии, склонностей и способностей ребенка, определение их характера и выбор оптимального образовательного маршрута.

Деятельность службы сопровождения направлена на обеспечение двух согласованных процессов:

индивидуальное сопровождение детей;

системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.

Основные этапы индивидуального сопровождения:

1)сбор информации о ребенке;

2)анализ полученной информации;

3)совместная выработка рекомендаций;

4)консультирование всех участников сопровождения;

5)решение проблем;

6)анализ выполненных рекомендаций;

7)дальнейший прогноз развития ребенка.

Служба сопровождения начинает работу с ребенком в следующих случаях:

— выявление проблем в ходе массовой диагностики;

Читайте также:  Идеи для развития у ребенка мелкой моторики рук

— обращение родителей за консультациями;

— обращения педагогов, администрации;

— обращение специалистов других социальных служб.

Таким образом, психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.

Заключение

Задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания детей с ЗПР должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать у них полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого-педагогические условия для их формирования.

Если нормально развивающийся ребенок усваивает систему знаний и поднимается на новые ступени развития в повседневном общении со взрослыми (при этом активно работают механизмы саморазвития), то при ЗПР каждый шаг может осуществляться только в условиях целенаправленного формирования у ребёнка каждой психической функции с учетом их взаимодействия и взаимовлияния. Именно поэтому необходима правильная организация психолого-педагогического сопровождения и слаженная работа всех специалистов.

Список литературы

  1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии/ Т.А. Власова, М.С.Певзнер. – М: 1973. – 173.
  2. Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь/А.О. Дробинская. – М: 2005. – 95.;
  3. Павлий Т.Н. Исследование особенностей аффективной сферы детей с задержкой психического развития: дис…. канд. психол. н. М., 1997.
  4. Под ред. Власовой Т.А., Лубовского В.И., Никашиной Н.А. Обучение детей с задержкой психического развития/ под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А.Никашиной. – М. 1981. – 118.;
  5. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1/ С.Г. Шевченко, Н.В. Бабкина, А.Д Вильшанская. – М: 2005. – 93.;

Источник

Сопровождение – это не единовременная помощь, а  долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.

 Индивидуальное сопровождение – это система, взаимосвязанных  по целям, времени, задачам и согласованных действий всех специалистов, направленных на оказание всесторонней помощи ребенку, его родителям, педагогам в выявлении проблем в его развитии, поиске их эффективного решения, а так же направлено на всестороннее развитие задатков, способностей ребенка.

      Осуществление индивидуального сопровождения ребенка в ДОУ.

1.              Собирается информация о ребенке, его родителях, условиях жизни и др.

Изучаются медицинские показания (проводят мед. работники). Берется на заметку:

Группа здоровья.

Изучают заключения специалистов о состоянии здоровья.

Выявляют, стоит ли ребенок на инвалидности.

На основании изучения документации выявляют детей  «группы риска» и доводят до сведения администрации, воспитателей той группы, куда идет ребенок.

Выявление условий семейного воспитания проводят воспитатели группы, психолог:

*Условия проживания.

*Вредные привычки родителей.

*Тип воспитания. Неблагополучные семьи берутся на заметку.

2.  Изучаются особенности ребенка в период адаптации к условиям детского сада. Это очень важный период, как для ребенка, так и для всех, кто с ним работает. Потому что, именно в это время важно выявить все проблемы, связанные с развитием ребенка.  Обращается внимание на:

·                  Коммуникативное  поведение.

·                  Эмоциональное поведение.

·                  Познавательную сферу.

·                  Игровую деятельность.

3.              Анализ полученной информации и  выбор индивидуального маршрута сопровождения.                                      Составляется индивидуальный план развития.

4.              Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

Работа воспитателей в группе, оздоровительные мероприятия, занятия с логопедом, психологом и другими специалистами в детском саду. 

5.              Анализ выполненных рекомендаций всеми участниками сопровождения (Что удалось? Что не получилось? Почему?). Выбор дальнейшего пути.

Все эти шаги условны, т.к. у каждого ребенка своя проблема, в решении которой используются адекватные пути. У всех участников   индивидуального сопровождения ребенка  в ДОУ присутствует заинтересованность  в судьбе ребенка, желание помочь. Активно привлекайте родителей в процесс  сопровождения, т.к.  именно родители в первую очередь должны быть осведомлены о проблеме ребенка.   Формируйте у родителей мнение на проблему ребенка.

В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство.  Сегодня по отношению к проблемным детям широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной , мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.

В эти условия входят:

определённые организационные формы обучения;

определённая система коррекционно-развивающего обучения (КРО);

содержание индивидуально-групповых коррекционных занятий;

индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;

 Индивидуальный подход воспитания и обучения к каждому ребёнку с разными образовательными возможностями и потребностями  помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей дошкольника. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальной коррекционно-развивающей программе.                                                                                                                               

Структура индивидуальной программы для конкретного ребёнка включает в себя:

диагностику;

индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;

характеристику динамики развития ребёнка по разделам программы.

Материализацией индивидуальной программы сопровождения ребёнка с ЗПР является специальная индивидуальная карта сопровождения развития и обучения, в которой отражаются все этапы коррекционно-развивающего процесса применительно к конкретному ребёнку.

Построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики, которую проводят специалисты:  учитель – дефектолог, учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель  и педагог-психолог. Причём каждый специалист ставит свой собственный диагноз, иными словами, он ищет место приложения своего профессионального мастерства по отношению к каждому ребёнку. Одну из проблем специалист выделяет более чётко, другие в это время решаются в фоновом режиме, но постоянно их подразумевает, соизмеряя с ними свои действия и полученные результаты. Таким образом, постановка диагноза каждым специалистом – это видение индивидуальных характеристик каждого ребёнка, возможностей его развития и социальной интеграции в современное общество

Все этапы диагностики, отражаются в «индивидуальной карте развития ребёнка». Структура этой карты включает в себя следующее:

общие сведения о ребёнке.

анамнестические данные

 психолого-педагогическое обследование, которое включает:

внешний вид ребёнка (осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица).

исследование движений и действий (состояние опорно-двигательного аппарата и оценка двигательных возможностей, подвижность и моторика пальцев , готовность руки к овладению письмом).

состояние познавательной деятельности (пространственные представления, временные представления, тактильный предметный гнозис, мышление (матрица фигур, классификация картинок «Что к чему?», «Почини коврик», счёт).

Читайте также:  Диагностика развития ребенка в возрасте 3 года

изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире, математические представления.

состояние игровой деятельности.

состояние продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

состояние психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление)

состояние эмоционально-волевой сферы (контактность, волевые проявления, работоспособность, мотивы деятельности, продуктивность).

особенности речевой деятельности (звукопроизношение, фонематические восприятие, звуковой анализ, состояние звуковой структуры слова и лексики, грамматический строй и связная речь).

 Изучение каждого процесса происходит с помощью различных диагностических методик 

 Затем педагогами разрабатывается индивидуальная программа развития ребёнка (индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут).

В основе построения индивидуального образовательного маршрута стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Способ построения индивидуального маршрута характеризует особенности обучения и развития на протяжении определённого времени  (весь период воспитания и обучения в группе).

Мы определили принципы построения индивидуального образовательного маршрута. Это-

 Диагностика.

Индивидуальный подбор педагогических технологий.

Систематический контроль и корректировка.

Наблюдение.

Пошаговая фиксация.

Наметили цели работы по построению индивидуального коррекционно-развивающего маршрута для конкретного ребёнка:

 -повышение уровня общего развития ребёнка, восполнение пробелов предшествующего воспитания и обучения,

-индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных знаний, умений и навыков,

-социально-личностное развитие ребёнка и оказание ему необходимой коррекционно-педагогической помощи.

-коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи,

-направленная подготовка к восприятию элементов учебного материала.

Вся коррекционная работа в ДОУ осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребёнка, когда содержание индивидуальной деятельности не  имеет формальный характер.  Исходя из принципов построения индивидуального коррекционно-развивающего маршрута, в соответствии с программами:  «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (Е.А. Стребелева), « Подготовка к школе детей с ЗПР» (С.Г. Шевченко), в рамках каждой задачи педагоги  определяют собственные направления коррекционной работы индивидуально для каждого ребёнка:

сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;

освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);

освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребёнка;

накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;

уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;

формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;

развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;

формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности;

формирование элементов учебной деятельности;

формирование адекватных эмоционально — волевых проявлений и способов общения и взаимодействия.

Динамику коррекционно – развивающего процесса отражаем в листе контроля (лист обследования) динамики.  Лист контроля динамики развития заполняется на основе заключений специалистов учреждения по итогам обучения и воспитания в январе и мае. Структура данного документа включает характеристику динамики развития ребёнка по разделам: игровая деятельность, развитие речи, обучение грамоте, формирование элементарных математических представлений, самообслуживание,  физическое развитие, эмоционально – волевая сфера, продуктивные виды деятельности.

 Характеристика динамики развития ребёнка предполагает следующие виды: положительная динамика: высокий уровень; положительная динамика: выше среднего уровень; относительно – положительная динамика: средний уровень; незначительная динамика: низкий уровень; отрицательная динамика (невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного раздела программ); волнообразная динамика; избирательная динамика. Динамика развития зависит от выраженности нарушения.  Основными показателями умственного развития ребёнка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, понимание условий этого задания, способы выполнения – пользуется ли ребёнок практической ориентировкой; обучаемость в процессе диагностического обследования; интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отношение к результату своей деятельности.

Индивидуальная карта сопровождения развития и обучения является документом, фиксирующим проводимые специалистами ДОУ диагностико-коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии дошкольника, данные готовности ребёнка к школе. 

Основными средствами реализации предназначения образовательного учреждения являются:

·   Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических  и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

·  Реализация  специализированных (коррекционных) программ дошкольного образования: Программа  «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А. Стребелевой,программа «Подготовка к школе детей с ЗПР» под редакцией С.Г. Шевченко, программа «Здоровье» (В.Г. Алямовская), технология М. Монтессори (сенсомоторика), а так же используются коррекционные методики, которые  не противоречат  основным     направлениям образовательной  работы по  вышеуказанным   программам,   совершенствуют содержание образования и  обеспечивают его программно-методическими материалами. Процессы воспитания и обучения  не противоречат друг другу, взаимодополняют и обогащают развитие ребенка. Реализуя каждый раздел программы, сохраняется общая тенденция преемственности в обучении и воспитании детей, непрерывности образования, обеспечивающих ребенку успешное продвижение вперед на каждом из последовательных возрастных этапов его  развития. Создается личностно-ориентированная образовательная среда, направленная на:                                                       

·  Обеспечение  конституционного права каждого ребенка на охрану жизни и  здоровья, получение гуманистического  образования, предусмотренного  Конституцией  РФ, Законом РФ «Об образовании»

·  Освоение дошкольниками обязательного минимума содержания дошкольного образования.

·  Использование современных  развивающих технологий, обеспечивающих качество образовательного процесса: проблемно-диалогическое обучение, игровые технологии обучения.

·  Предоставление  воспитанникам возможности реализовать себя в различных видах деятельности: игровой, учебной, коммуникативной, организаторской, трудовой в специально-организованных формах обучения и свободной деятельности, создание  личностно-ориентированной  образовательной  среды.

·  Организация комплексного подхода к ребенку со стороны всех    участников педагогического процесса.

·  Построение  воспитательно-образовательной  работы на основе психолого-медико-педагогической диагностики.

·  Обеспечение  благоприятного  психологического  климата, развитие совершенствование предметно — развивающей среды.

Таким образом, в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР   развивается мыслительная  деятельность, что способствует эффективному освоению детьми таких действий, как сравнение, обобщение, анализ, синтез.

В результате работы у детей повышается уровень познавательной и мыслительной деятельности, улучшается  память, внимание;  активизировался пассивный и активный словарь. Дети становятся общительными и организованными, что свидетельствует о правильно организованной коррекционно – развивающей деятельности.

Источник