Семья в развитие бытовых навыков ребенка

Консультация для родителей

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКА

Семья как институт воспитания важен тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, именно в ней он растет, развивается, постигает жизненный опыт, готовится к вступлению во взрослую жизнь. Семья – одна из важнейших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Она возникла значительно раньше классов, наций и государств, в недрах первобытнообщинной формации. Роль семьи связана с производством и воспроизводством населения, воспитанием детей, а также передачей им трудовых навыков, традиций, формированием индивидуального и социального сознания.

Существуют различные функции семьи. В рассматриваемом нами аспекте интересны воспитательная и хозяйственно-бытовая.

Воспитательная. Семья – первая и наиболее естественная форма человеческих отношений в обществе. Она является главной и незаменимой средой, наиважнейшим аспектом человеческой жизни. В семье ребенок совершает свои первые шаги на пути нравственного, эстетического, духовного освоения мира. В семье происходит не только воспитание, но и самовоспитание ее членов. Семейный коллектив оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого члена семьи, в течение всей жизни.

Хозяйственно-бытовая. В семье ребенок получает первые трудовые навыки: овладевает навыками самообслуживания, оказывает посильную помощь взрослым в ведении домашнего хозяйства.

Изначально в семье закладываются духовно-нравственные основы человека, формируются нормы поведения, раскрываются его индивидуальные особенности.

Дошкольный возраст – это один из главных периодов физического, психического и социального роста в жизни ребенка, формирование которого как личности происходит под воздействием окружающего его мира, в котором главную роль играет семья. Опыт дошкольника, приобретенный в своей семье, является единственным критерием его отношения к социальной среде.

Далеко не последнюю роль в структуре социальной адаптации дошкольников играет умение оперировать всем спектром социально-бытовых навыков, необходимых в самообслуживании и повседневной деятельности.

Развитием у ребенка потребности в чистоте и опрятности, умении выполнять элементарные требования гигиены, культурно вести себя во время еды, соблюдать порядок в одежде, в своем детском уголке и другими подобными вопросами изначально занимается семья.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также формирования умений выполнять действия по подражанию и по словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Формирование этих навыков способствует процессу социализации ребенка, то есть вхождению его в общество, в котором он будет достаточно самостоятелен, где будет чувствовать себя полноценным его членом. Овладение разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни (в самообслуживании, хозяйственно-бытовой сфере и в других видах деятельности), их совершенствование состоит не только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослого. У него развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям.

Особенности развития бытовой деятельности в дошкольном возрасте заключаются в следующем:

– формируется осознание необходимости выполнять бытовые навыки, исходя из их личной и общественной значимости;

– происходит осознание нравственных норм, определяющих по-

ведение в бытовой деятельности;

– формируются и усложняются культурно-гигиенические навыки,

ребенок начинает соблюдать их по собственной инициативе;

– складываются первые бытовые привычки.

Концепция дошкольного воспитания указывает, что семья дает ребенку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт, – личностную связь и исходное единство с родными.

Изначально в семье дошкольник, наблюдая за поведением взрослых в повседневной жизни, овладевает социально-бытовыми навыками. Например, помогая родителям в домашних делах, подражая им и действуя путем проб и ошибок, пытается проявить свою самостоятельность, старается сделать все сам. Самостоятельность, в свою очередь, нередко улучшает общую организацию поведения. Именно родители дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.

Формирование социально-бытовых навыков необходимо начинать с самого раннего возраста.

С момента рождения ребенка родители заботятся о чистоте его тела, одежды, постели, посуды (всего того, с чем он соприкасается). По мере того как малыш подрастает, расширяется круг его обязанностей, однако только правильного ухода за ним становится недостаточно.

Необходимо добиваться, чтобы ребенок постепенно сам овладевал элементарными социально-бытовыми навыками. Вначале это делается с помощью взрослых, а затем все более самостоятельно. Ежедневно упражняясь, ребенок с каждым разом выполняет эти навыки все увереннее и правильнее.

При обычном варианте развития ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки.

Ребенок старшего дошкольного возраста способен к элементарному самообслуживанию и выполнению простейших обязанностей по дому и в детском саду.

Многие социально-бытовые навыки, усваиваемые в дошкольном возрасте, постепенно превращаются в привычки. Сначала, например, ребёнок учится мыть руки, в частности мыть их и перед едой, постепенно же это входит в привычку: он начинает испытывать потребность в выполнении этого действия каждый раз, когда надо садиться за стол для еды.

Развивая социально-бытовые навыки, родители пользуются словом, воздействием на ребенка личным примером, поощрениями, разъяснениям, советами. Вместе с этим необходимо грамотно сочетать словесные указания с правильной организацией окружающей среды. Создавать ребенку дома такие условия, которые способствовали бы формированию необходимых навыков. При этом необходимо учитывать возрастные особенности. Нельзя требовать от ребенка того, что ему не по силам, но вместе с этим необходимо давать ему возможность выполнять то, что ему доступно.

С рождения начинается социализация младенца. Активность проявляется в первых эмоциях малыша (улыбка, агуканье) как реакции на общение с родными. А уже в пятимесячном возрасте мамино дитя позитивно реагирует на пребывание в кругу семьи оживлением и смехом. К году использует мимику, жесты и осмысленное звукоподражание для установления контакта и выполняет несложные элементарные правила поведения, ориентируясь по словам «можно», «нельзя».

На втором году малыш доброжелательно, заинтересованно относится к окружающим, устанавливает контакты в определенных ситуациях (туалет, прием пищи). Он понимает смысл слов-требований «надо», «не надо» и действует сообразно этим указаниям, выполняет поручения взрослых («положи игрушку на место», «принеси куклу»), тем самым подчиняясь новым требованиям.

Трехлетний ребенок активен в ситуативно-деловом общении, помогает взрослым, приучаясь беречь результаты труда (в том числе коллективного). Он стремится к позитивной оценке своих действий окружающими – это свидетельствует о том, что навыки у детей формируются правильно, идет становление самооценки.

Младшие дошкольники рады общению со взрослыми, ведь оно носит познавательный для них характер. Со сверстниками у них формируются партнерские отношения. Они внимательны к эмоциям окружающих и своим собственным, иногда даже пытаются сдерживать свой гнев и злость. Взрослые развивают у малышей адекватную самооценку, воспитывают чувство уважения к себе и окружающим. Дети приобретают гибкость в социальном поведении: мирятся, улыбаются, смотрят в глаза. Они пытаются сдерживать ситуативные желания (а я хочу!).

Социальные и бытовые навыки детей этого возраста дополняются формированием оценочно-контрольных действий при выполнении бытовых поручений: «Убери игрушки», «Отнеси книгу», «Поставь чашку». Дети умеют умываться, пользуясь мылом, мыть руки, вытираться полотенцем и без напоминания класть мыло, вешать полотенце на место.

Читайте также:  Развитие общения ребенка раннего возраста со взрослым и сверстниками

Малыши правильно и в определенной последовательности одеваются, раздеваются, складывают одежду на лицевую сторону. Они самостоятельно замечают и устраняют непорядок в одежде, своевременно пользуются носовыми платками, салфетками, туалетом и соблюдают правила приема пищи, используя необходимые столовые приборы. Ребенок хочет быть хорошим, слышать одобрение взрослых, чувствовать уверенность в своих силах.

Дети среднего дошкольного возраста уже способны адекватно оценить результативность своих поступков для других и самого себя, хотя более объективны в оценке окружающих. Они дружелюбны и стремятся к положительным и безопасным действиям в быту: поддержании чистоты, порядка, личной гигиены.
        Дошкольники совершенствуют свои бытовые навыки по уходу за одеждой, обувью, тщательней одеваются, помогают убирать в доме, даже пылесосить, подметать пол и вытирать пыль. Они участвуют в сервировке стола, мытье посуды, самостоятельно ремонтируют игрушки, книги, ухаживают за комнатными растениями, проявляют заботу о младших в семье.

Аккуратность и опрятность дети приветствуют как необходимость для их здоровья, они самостоятельны в самообслуживании. Ребята осознают доброжелательное отношение к себе, замечают смены настроения у других, проявляют внимание и сочувствие. Они адекватно высказываются о собственных чувствах в данный момент, стараются не повторять поступки, получившие негативный отклик окружающих. Хозяйственно-бытовой труд организуется взрослым в виде поручений.

Предварительно с ребенком следует обсудить предстоящую работу, оценить ее важность, рассказать о том, что дошкольнику надо сделать, чтобы результат был достигнут. Необходимо учить малыша обращать внимание на состояние игровой зоны, видеть необходимость труда, включаться в процесс по собственной инициативе.

Ребенок стараться аккуратно повесить одежду в шкаф, сложить игрушки, убрать посуду, найти нужную вещь, выполнять другие простые бытовые операции. Взрослый обращает внимание на качество выполнения, своевременность, хвалит за положительный результат.
Старшие дошкольники понимают свое социальное соответствие в партнерских отношениях с однолетками. Их социальные и бытовые навыки позволяют им оценивать свои и чужие действия более аргументировано, избегать импульсивности. Дети и при отсутствии контроля должны делать мелкие покупки, участвовать в приготовлении пищи: перебирать и мыть овощи, фрукты, помогать лепить пирожки, пельмени.

Они заботятся о животных, присматривают за младшими детьми, умеют отвечать на звонки по телефону, находят себе полезные дела, испытывая при этом моральное удовлетворение. Дети руководят своим поведением, стараясь общаться и действовать, не мешая другим.

В этом заслуга мудрых взрослых, которые их воспитывают, радуются успехам детей, объясняют их права, помогают занять достойное место в системе отношений с ровесниками и взрослыми.

Включая ребенка в активную и полную жизнь в семье (совместные прогулки, постоянные бытовые поручения, подготовка к праздникам), взрослые должны научить ребенка не только внешне проявлять вежливость, но и быть заботливым, внимательным, понимать настроение близких, т.е. учить ребенка делать добро.

Источник

В статье рассматривается значение семьи в процессе формирования со — циально-бытовых навыков у дошкольников. Представлен их перечень, диагно — стический инструментарий для исследования уровня развития указанного параметра в зависимости от возраста. Описаны результаты исследования со — циально-бытовых навыков у детей, посещающих массовые группы детского сада.

In this article is considered the value of family during creation of social skills for preschool age children. Their enumeration, diagnostic toolkit for research of a level of development of the indicated factor represented depending on age. The outcomes of social skills research for children, visiting mass groups of a children’s garden are cir — cumscribed.

Ключевые слова: Семья – Родители – Дошкольный возраст – Социально — бытовые навыки – Перечень навыков – Уровень развития навыка – Программы развития и воспитания детей в детском саду.

Key words: Family – Parents – Preschool age – Social skills – Enumeration of skills – Level of development of skill — Development program and education of child — ren in a children’s garden.

В современном обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Происходит это по многим причинам, среди которых необходимо отметить: ухудшение демографической ситуации в стране, усложнение образовательных задач, приоритетность семьи как ближайшего социального окруже — ния в развитии, воспитании и социализации детей.

Семья как институт воспитания важен тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, именно в ней он растет, развивается, постигает жизненный опыт, готовится к вступлению во взрослую жизнь. Семья – одна из важнейших ценно-

стей, созданных человечеством за всю историю своего существова — ния. Она возникла значительно раньше классов, наций и государств, в недрах первобытнообщинной формации. Роль семьи связана с производством и воспроизводством населения, воспитанием детей, а также передачей им трудовых навыков, традиций, формированием индивидуального и социального сознания.

Существуют различные функции семьи. В рассматриваемом нами аспекте интересны воспитательная и хозяйственно-бытовая.

Воспитательная. Семья – первая и наиболее естественная форма человеческих отношений в обществе. Она является главной и незаменимой средой, наиважнейшим аспектом человеческой жиз — ни. В семье ребенок совершает свои первые шаги на пути нравст — венного, эстетического, духовного освоения мира. В семье происходит не только воспитание, но и самовоспитание ее членов. Семейный коллектив оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого члена семьи, в течение всей жизни.

Хозяйственно-бытовая. В семье ребенок получает первые трудовые навыки: овладевает навыками самообслуживания, оказы — вает посильную помощь взрослым в ведении домашнего хозяйства [5, с 38–40].

Изначально в семье закладываются духовно-нравственные ос-

новы человека, формируются нормы поведения, раскрываются его индивидуальные особенности.

Дошкольный возраст – это один из главных периодов физиче- ского, психического и социального роста в жизни ребенка, формиро — вание которого как личности происходит под воздействием окружающего его мира, в котором главную роль играет семья. Опыт дошкольника, приобретенный в своей семье, является единствен — ным критерием его отношения к социальной среде.

Далеко не последнюю роль в структуре социальной адаптации дошкольников играет умение оперировать всем спектром социаль — но-бытовых навыков, необходимых в самообслуживании и повсе — дневной деятельности.

Развитием у ребенка потребности в чистоте и опрятности, умении

выполнять элементарные требования гигиены, культурно вести себя во время еды, соблюдать порядок в одежде, в своем детском уголке и другими подобными вопросами изначально занимается семья.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окру — жающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой мо — торики и зрительно-моторной координации, а также формирования умений выполнять действия по подражанию и по словесной инст — рукции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную по- следовательность действий.

Формирование этих навыков способствует процессу социализа- ции ребенка, то есть вхождению его в общество, в котором он будет достаточно самостоятелен, где будет чувствовать себя полноцен — ным его членом. Овладение разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни (в самообслуживании, хозяй — ственно-бытовой сфере и в других видах деятельности), их совер — шенствование состоит не только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослого. У него развиваются самостоя — тельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам распечатать

Особенности развития бытовой деятельности в дошкольном возрасте заключаются в следующем:

– формируется осознание необходимости выполнять бытовые навыки, исходя из их личной и общественной значимости;

– происходит осознание нравственных норм, определяющих по-

ведение в бытовой деятельности;

– формируются и усложняются культурно-гигиенические навыки,

ребенок начинает соблюдать их по собственной инициативе;

– складываются первые бытовые привычки.

Концепция дошкольного воспитания указывает, что семья дает ребенку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт, – личностную связь и исходное единство с родными.

Изначально в семье дошкольник, наблюдая за поведением взрослых в повседневной жизни, овладевает социально-бытовыми навыками. Например, помогая родителям в домашних делах, под — ражая им и действуя путем проб и ошибок, пытается проявить свою самостоятельность, старается сделать все сам. Самостоятельность, в свою очередь, нередко улучшает общую организацию поведения. Именно родители дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.

Формирование социально-бытовых навыков необходимо начи-

нать с самого раннего возраста.

С момента рождения ребенка родители заботятся о чистоте его тела, одежды, постели, посуды (всего того, с чем он соприкасается). По мере того как малыш подрастает, расширяется круг его обязан — ностей, однако только правильного ухода за ним становится недос — таточно.

Необходимо добиваться, чтобы ребенок постепенно сам овла- девал элементарными социально-бытовыми навыками. Вначале это делается с помощью взрослых, а затем все более самостоятельно. Ежедневно упражняясь, ребенок с каждым разом выполняет эти на — выки все увереннее и правильнее [2, с. 34].

При обычном варианте развития ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки.

Ребенок старшего дошкольного возраста способен к элемен- тарному самообслуживанию и выполнению простейших обязанно — стей по дому и в детском саду.

Многие социально-бытовые навыки, усваиваемые в дошколь-

ном возрасте, постепенно превращаются в привычки. Сначала, на — пример, ребёнок учится мыть руки, в частности мыть их и перед едой, постепенно же это входит в привычку: он начинает испыты — вать потребность в выполнении этого действия каждый раз, когда надо садиться за стол для еды.

Развивая социально-бытовые навыки, родители пользуются словом, воздействием на ребенка личным примером, поощрениями, разъяснениям, советами. Вместе с этим необходимо грамотно соче — тать словесные указания с правильной организацией окружающей среды. Создавать ребенку дома такие условия, которые способст — вовали бы формированию необходимых навыков. При этом необхо — димо учитывать возрастные особенности. Нельзя требовать от ребенка того, что ему не по силам, но вместе с этим необходимо давать ему возможность выполнять то, что ему доступно.

Проведя анализ программ развития и воспитания детей в дет- ских садах «Кроха», «Детство», «Развитие и воспитание в детском саду» [1, с. 15–18; 3, с. 24–27; 4, с. 39–42], рекомендованных Мини — стерством образования и науки РФ, необходимо отметить, что од-

ной из главных задач перечисленных программ является охрана и укрепление здоровья детей, формирование двигательной и гигиени — ческой культуры.

Признавая достоинства программ, необходимо отметить, что в

содержании уделено большое внимание каждому возрастному этапу дошкольного детства, в конце которого, выделены уровни освоения программы в зависимости от возраста, приводятся показатели раз — вития детей в каждой возрастной группе, выделены приоритетные задачи развития, решаемые в процессе ведущей деятельности.

К сожалению, недостаточно четко в используемых программах разведены понятия «гигиенические навыки», «навыки самообслужи — вания», которые смешиваются с трудовыми навыками и хозяйствен — но-бытовым трудом.

Оценка уровня развития социально-бытовых навыков несколько субъективна. В связи с этим, на основе анализа вышеуказанных про — грамм нами был разработан перечень основных социально-бытовых навыков, которые должны быть сформированы у дошкольников от трех до шести лет и объективный способ их оценки (табл. 1).

Для оценки навыков нами разработана четырехбалльная шкала:

0 баллов – навык не выполняется;

1 балл – выполнение навыка значительно затруднено, за-

медленно;

2 балла – навык выполняется с небольшими затруднениями;

3 балла – навык выполняется без затруднений;

С целью изучения уровня сформированности социально — бытовых навыков у детей, посещающих массовые группы детского сада, проведено исследование на базе дошкольного образова — тельного учреждения (комбинированного типа) № 5 Выборгского района Санкт-Петербурга.

Количество испытуемых, посещающих детский сад, составило

148 детей в возрасте от 3 до 7 лет. Все дети – жители Санкт- Петербурга. Количество детей, принимавших, участие в исследова — нии в зависимости возраста и пола представлено в табл. 2.

Перечень социально-бытовых навыков, формируемых у дошкольников разных возрастных групп в соответствии с программами дошкольного воспитания

Возраст

Социально-бытовые навыки

3 года

Самостоятельно умывается, моет руки

Чистит зубы

Пользуется расческой

Пользуется носовым платком

Самостоятельно ест, правильно держит ложку,

умеет пользоваться вилкой

Умеет наливать в чашку и тарелку молоко, воду

Самостоятельно одевается и раздевается

Умеет застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки

Умеет застегивать и расстегивать молнию

С помощью взрослого завязывает и развязывает шнурки

Свободно поворачивает дверную ручку

Открывает и закрывает кран с водой

Убирает с помощью взрослого игрушки

4 года

Самостоятельно ест

Правильно пользуется столовыми приборами (вилкой, ложкой,

ножом)

Самостоятельно пользуется салфеткой

Самостоятельно вставляет и завязывает шнурки

Сервирует стол, убирает и моет посуду после еды

Вытирает пыль, подметает пол, убирает игрушки

С помощью взрослого убирает постель после сна

5 лет

Практически все делает самостоятельно

Осваивает приемы чистки обуви

Осваивает приемы элементарной первой помощи при травмах

(смазывает йодом, перебинтовывает палец)

Самостоятельно убирает постель после сна

6 лет

Умеет вдевать нитку в иголку

Умеет пришивать пуговицы

Умеет поливать цветы

Умеет сеять мелкие и крупные семена

Мальчики умеют пользоваться столярными инструментами (мо-

лотком, пилой, отверткой)

Девочки стирают, гладят кукольное бельё

Умеет мыть игрушки, выполнять их мелкий ремонт, а так же книг,

одежды для кукол

Распределение детей по возрасту и полу

Возраст

3 года

4 года

5 лет

6 лет

Всего

Пол

Абс,

чел.

%

Абс,

чел.

%

Абс,

чел.

%

Абс,

чел.

%

Абс,

чел.

%

Жен.

10

6,8

19

12,8

30

20,3

12

8,1

71

48,0

Муж.

14

9,4

27

18,2

22

14,9

14

9,5

77

52,0

Итого

24

16,2

46

31,0

52

35,2

26

17,6

148

100,0

Среди испытуемых: мальчиков – 77 человек (52,0%), девочек –

71 человек (48,0%).

Диагностика уровня развития социально-бытовых навыков у де- тей, посещающих массовые группы детского сада, проводилась в начале учебного года. Каждый навык оценивался индивидуально в разных возрастных группах. Все группы размещены в хорошо обо — рудованных игровых комнатах с различными игровыми зонами и ди — дактическим материалом, необходимым для проведения диагностики.

Уровень сформированности социально-бытовых навыков у де-

Читайте также:  Индивидуальный план развития ребенка в логопедической группе

тей по возрастным категориям представлен на рис. 1.

Рис. 1. Гистограмма уровня сформированности социально-бытовых навыков у детей, посещающих массовые группы детского сада

по возрастным категориям

В результате анализа и статистической обработки полученных данных было выявлено следующее.

Статистический вес уровня социально-бытовых навыков в младшей возрастной группе (возраст детей 3 года) составил 57,6 %. Это свидетельствует о хорошем начальном уровне исследуемого параметра у детей, которые недавно начали посещать детский сад. Следовательно, именно родители сыграли значительную роль в этой подготовке. Среди обследуемых детей нет тех, кто не смог вы — полнить предложенные навыки. У 9 детей, что составило 38,5 %, отмечено значительное затруднение в выполнении навыков. С не — большими затруднениями смогли выполнить навыки 13 человек (54 %). И только 2 ребенка (8 %) смогли выполнить навыки без за — труднений. Особые затруднения у детей данной группы вызвало выполнение следующих социально-бытовых навыков: завязывание и развязывание с помощью взрослого шнурков, застегивание и рас — стегивание пуговиц, молний, кнопок. Возможно, это связано с тем, что в настоящее время в одежде и обуви для застегивания исполь — зуются так называемые «липучки». И одно из основных требований воспитателей для родителей детей, поступающих в детский сад, обувь без шнурков и одежда с минимальным количеством пуговиц и кнопок.

В средней группе (возраст детей 4 года) отмечено небольшое повышение уровня сформированности социально-бытовых навыков, что составило 64,3 %. Это можно объяснить тем, что в дошкольном образовательном учреждении в данной возрастной группе прово — дится регулярная работа по совершенствованию имеющихся и раз — витию новых социально-бытовых навыков, а так же продолжается их совершенствование в домашних условиях. Аналогично предыду — щей группе в этой возрастной категории не зафиксированы дети, ко — торые вообще не смогли выполнить навыки. Только у одного ребенка выполнение навыка значительно затруднено. У большинст — ва детей (41 человек – 89 %) отмечено выполнение навыков с не — большими затруднениями. Выполнить все навыки без затруднений смогли только 4 человека (9 %).

Затруднения у детей средней группы также вызвало умение вставлять, завязывать и развязывать шнурки. Большинство детей не умеют убирать постель после сна с помощью взрослого. Возмож — но, это связано с тем, что родители выполняют этот навык дома

вместо ребенка и не предполагают того, что именно в этом возрасте необходимо его формировать.

В следующей возрастной группе (старшая группа – дети 5 лет) наблюдается тенденция к снижению показателей исследуемого па — раметра (47,3 %). Уровень сформированности социально-бытовых навыков данной группы существенно ниже показателей младшей группы. Возможно, это объясняется тем, что, во-первых, появляются новые виды социально-бытовых навыков, которые необходимо ос — воить на этой возрастной ступени. Во-вторых, родители передают свои полномочия в развитии вышеуказанных навыков воспитателям, считая при этом, что именно они в дальнейшем должны обеспечи — вать процесс обучения.

Анализируя результаты вышеуказанной группы, необходимо отметить, что среди детей нет тех, кто не смог бы выполнить пред — ложенные навыки. У большинства из них (32 человек – 61,5 %) за — фиксировано выполнение навыков со значительными затруднениями. С небольшими затруднениями навыки смогли вы — полнить 14 человек (27 %). По сравнению с другими группами уве- личивается количество детей, которые смогли выполнить навыки без затруднений (6 человек – 11,5 %). В данной возрастной группе возникли сложности в выполнении навыков оказания элементарной первой помощи при травмах. На наш взгляд закладывание данного навыка должно происходить именно в семье, где ребенок проводит большую часть времени.

В подготовительной группе, где осуществляется совершенство- вание имеющихся социально-бытовых навыков, наблюдается тен — денция повышения уровня сформированности социально-бытовых навыков (85,7 %). В этой группе также не зафиксированы дети, ко — торые вообще не смогли выполнить навыки и дети, у которых вы — полнение навыков значительно затруднено. Существенно уменьшается количество детей, выполняющих навыки с небольши — ми затруднениями (10 человек – 38 %) и увеличивается количество тех, кто выполняет навыки без затруднений (16 человек – 62 %). Умение сеять семена и выполнять мелкий ремонт игрушек, одежды вызвали наибольшее затруднение у детей подготовительной груп — пы. При этом большинство из них вообще не имело никакого пред — ставления о данных навыках.

К сожалению, анализ полученных данных свидетельствует о том, что на практике дети в дошкольном образовательном учрежде — нии не в полном объеме овладевают социально-бытовым навыкам, представленными в программе. В большинстве случаев наблюдает — ся низкая мотивация, как родителей, так и ребенка (родителям про — ще все делать самим, это займет меньше времени). Это в свою очередь приводит к опеке и помощи со стороны родителей, что зна — чительно затрудняет дальнейшую социальную адаптацию ребенка.

Полученные результаты исследования послужили основанием для следующих выводов: у большинства детей вызывают трудности выполнение тех навыков, элементарные основы которых должны формироваться родителями. Воспитатель в детском саду должен только продолжать их развитие. К сожалению, современные про — граммы развития и обучения детей в детском саду в большинстве своем нацелены на развитие в первую очередь познавательных способностей ребенка, что должно способствовать успешной подго — товке к школе. Развитию социально-бытовых навыков в детском са — ду уделено меньше времени, в связи с чем возрастает роль семьи в их формировании.

В связи с этим родителям необходимо:

1. Стать для ребенка личным примером в реализации социаль-

но-бытовых навыков.

2. На начальном этапе развития любого навыка осуществлять регулярное повторение в одном и том же порядке одних и тех же действий, под постоянным наблюдением.

3. Подключать детей с самого раннего возраста к бытовой дея-

тельности с помощью мелких поручений: мыть картошку, пригото-

вить вещи для стирки, помогать сервировать стол и другое.

4. Поддерживать единство требований со стороны взрослых,

окружающих ребенка.

5. Предоставлять ребенку возможность выполнять действия самостоятельно, даже если на это уходит много времени.

6. Строить взаимодействие на основе сотрудничества, взаимо-

понимания, взаимопомощи.

7. Поощрять ребенка за выполненный навык и стимулировать его к дальнейшим действиям.

8. Обращаться к воспитателю за необходимой информацией по вопросам формирования социально-бытовых навыков у детей раз — ных возрастных групп.

В заключении следует отметить, что семья – это единственный

воспитательный институт, нравственное воздействие которого че — ловек испытывает на протяжении всей своей жизни. Поэтому имен — но родителям в первую очередь, необходимо уделять внимание ежедневной работе по развитию социально-бытовых навыков у до — школьников. В свою очередь, овладение их максимальным набо — ром будет способствовать психомоторному развитию ребенка в соответствии с возрастом, его самостоятельности и приобретению уверенности в различных жизненных ситуациях.

Материал взят из: Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина № 1 Том 3. Педагогика

(Visited 396 times, 1 visits today)

Источник