Индивидуальный план развития ребенка в логопедической группе

Нелли Середина
Примерное планирование индивидуальной логопедической коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение речи

Планы индивидуальных занятий логопед составляет на основании индивидуального плана логокоррекционной работы. При планировании индивидуальных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка, его индивидуально-личностные особенности.

План индивидуальной работы позволит привести в систему занятия, уси-лить их коррекционную направленность и осуществить личностно — ориентиро-ванный подход в обучении. Он составляется на каждое занятие с учетом результатов логопедического обследования и динамики развития ребенка. В плане предусматривается проведение различных артикуляционных упражнений, работа по постановке и автоматизации звуков, игры, задания по формированию лексики, грамматики, неречевых процессов и мелкой моторики.

При планировании индивидуальных коррекционных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка и его индивидуально-личностные особенности.

Основной целью индивидуальных занятий учителя- логопеда является развитие правильного звукопроизношения и формирование четкого восприятия и воспроизведения звуков родного-русского языка у детей, имеющих нарушение речи.

Основная задача индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий — формировать звуковую сторону речи: нормализация артикуляционной моторики, постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков.

Планирование

индивидуальной лого- коррекционной работы

c (Ф. И. ребенка, логопедическое заключение)

1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата:

1.1. Нормализация моторики артикуляционного аппарата и мышечного тонуса лица, губ, языка, при помощи:

логопедический массаж, который осуществляет логопед;

— самомассаж органов артикуляционного аппарата, который делает сам ребенок после наглядного показа и объяснения логопедом;

— массаж биологически активных точек, который осуществляет логопед и сам ре-бенок;

— артикуляционная гимнастика, способствующая нормализации мышечного тонуса, которую ребенок выполняет самостоятельно после объяснения и показа логопедом;

1.2. Нормализация дыхания с помощью: упражнений на развитие силы воздушной струи и направленности воздушной струи; специальной дыхательной гимнастики;

1.3. Нормализация голоса с помощью упражнений для развития силы голоса и умения воспроизводить голосовые модуляции;

1.4. Нормализация интонационно-выразительной окраски речи: устранение сма-занности;

1.5. Нормализация темпо-ритмической стороны речи, работа над просодикой.

1.6. Устранение гиперсаливации с помощью специальных упражнений.

2. Формирование произносительных умений и навыков (работа по формированию правильного звукопроизношения):

2.1. Выработка неправильно сформированных артикуляционных поз значимых для свистящих – с, сь, з, зь, ц, шипящих – ш, ж, ч, щ, сонорных – л, ль, р, рь, губно-губных – п. пь, б, бь, м, мь, губно-зубных – т, ть, д, дь, н, нь, заднеязычных – к, кь, г, гь, х, хь и других групп звуков;

2.2. Определение последовательности работы над звуками: свистящие, шипящие, сонорные, губно-губные, губно-зубные, заднеязычные и другие;

2.3. Уточнение правильной артикуляции нарушенных звуков;

2.4. Постановка нарушенных звуков традиционными способами – путем подражания, правильного произнесения нарушенных у ребенка звуков;

2.5. Автоматизация поставленных звуков: в изолированном положении, на уровне слога, на уровне слова, на уровне фразы, в стихах и рассказах;

2.6. Дифференциация поставленных звуков;

2.7. Введение поставленных звуков в собственную речь ребенка.

3. Развитие общей и мелкой моторики:

3.1. Развивать мелкую моторику с помощью специальных упражнений, например: «колечко», «кулак-ребро-ладонь», «кулак-ладонь», «домик», «ухо-нос», «лотос», «лесоруб», «волшебник» и др. Автор — Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии.

4. Формирование фонематического восприятия:

4.1. Определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);

4.2. Определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове. Авторы — В. И. Селеверстов, Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии.

5. Формирование фонематического слуха:

5.1. Выполнение речевых игр и упражнений, направленных на развитие фонематических процессов. Автор — В. И. Селеверстов.

6. Работа над слоговой структурой слова и грамматическим строем речи:

6.1. Словообразование и словоизменение:

— формирование обобщающих понятий по лексическим темам;

— подбор слов – антонимов;

— подбор слов – синонимов;

— образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

— преобразование имени существительного единственного числа во множественное число;

— образование названий детенышей;

— образование относительных притяжательных имен прилагательных;

— преодоление конструктивного аграматизма;

— формирование и закрепление навыка практического построения сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с союзами;

— употребление существительных в косвенных падежах;

— образование существительных множественного числа в именительном и роди-тельном падежах;

— согласование имен прилагательных с именем существительным в роде, числе и числе;

— образование относительных и притяжательных прилагательных;

— согласование количественных числительных с именами существительными;

— согласование имен существительных с притяжательными местоимениями «мой, моя, мое» в роде и числе;

— понимание и употребление простых и сложных предлогов;

Читайте также:  Тесты на интеллектуальное развитие ребенка четырех лет

— уточнение грамматического значения слова.

7. Развитие лексической стороны речи:

7.1. Расширять предметный словарь;

7.2. Расширять словарь признаков;

7.3. Расширять глагольный словарь;

7.4. Формирование структуры значения слова;

7.5. Развитие лексической системности и семантических полей;

7.6. Формирование парадигматических и синтагматических связей слов.

8. Формирование связной речи:

8.1. Составление различных форм расширенных предложений;

8.2. Формировать умение составлять рассказ по картинке;

8.3. Формировать умение составлять рассказ по серии картин;

8.4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины;

8.5. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин;

8.6. Составление описательных рассказов по предметным картинкам;

8.7. Составление рассказов по представлению (из личного опыта);

8.8. Формировать умение составлять пересказ;

8.9. Формировать умение составлять рассказ – описание;

8.10. Развитие связной монологической речи;

8.11. Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию;

8.12. Составление рассказа по следам демонстрируемого действия;

8.13. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;

9. Развитие психических процессов и интеллектуальной деятельности:

9.1. Развитие слуховой и зрительной памяти и внимания на линейный ряд из пяти-семи слов (предметов);

9.2. Развитие зрительного восприятия:

— узнавание контурных изображений предметов;

— узнавание силуэтов предметов;

— узнавание контурных изображений предметов, наложенных друг на друга;

— собирание разрезных картинок.

9.3. Развитие мышления:

— формирование обобщений;

— исключение четвертого лишнего;

— установление последовательности событий в серии сюжетных картинок;

9.4. Развитие пространственных представлений;

9.5. Развитие временных представлений.

10. Воспитание самоконтроля за речью:

В коррекционную работу по устранению речевых нарушений и развитию само-контроля детей за собственной речью помимо логопеда включаются в первую очередь родители и воспитатели детских групп, а также психолог, и другие специалисты детского сада, имеющие непосредственное общение с детьми – логопатами.

Источник

       Дети с ОНР III уровня зачисляются в группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на два года обучения, в течение которых учитель-логопед проводит с ними фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия на основе составленных планов фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работы на учебный год. Планы индивидуальной работы учитель-логопед разрабатывает не реже одного раза в год. При этом необходимо учитывать уровень речевого и общего развития, индивидуальные особенности детей. Основная задача индивидуальных логопедических занятий – формирование звуковой стороны речи: постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков. При необходимости на индивидуальных занятиях проводится работа по формированию лексико-грамматического строя речи, связного высказывания. А также по развитию психологической базы речи.

   Планы индивидуальных занятий учитель-логопед составляет на основании индивидуального плана коррекционного развития ребенка. При планировании индивидуальных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка, его индивидуально-личностные особенности.

1. Формирование полноценной звуковой стороны речи.

2. Развитие фонематического восприятия, слуха и навыков звукового анализа.

3. Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

4. Развитие связной речи.

5. Развитие внимания, памяти, мышления.

Направления (вид) коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

Развитие общей и мелкой моторики

Совершенствование статической и динамической организации движений.

Развитие артикуляционной моторики

Подготовка артикуляционных укладов нарушенных звуков через упражнения артикуляционной гимнастики.

Развитие мимической мускулатуры

Нормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица.

Развитие просодической стороны речи

Развитие голоса, физиологического и речевого дыхания, темпа речи и мелодико-интонационной окраски.

Коррекция звукопроизношения

Постановка звуков   Ш, Ж,Ч, Щ;  С, Сь, З, Зь, Ц; Л, Ль; Р, Рь; Й; К, Кь; Г, Гь; Х, Хь; Т, Ть; Д, Дь.

Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, тексте;

Дифференциация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, тексте со сходными по артикуляционным и акустическим признакам.

Коррекция слоговой структуры слова

1.Двухсложные слова из открытых слогов.

2.Трёхсложные слова из открытых слогов.

3.Односложные слова.

4.Двухсложные слова с закрытым слогом.

5.Двухсложные слова со стечением согласных             в середине слова.

6.Двухсложные слова из закрытых слогов.

7.Трёхсложные слова с закрытым слогом.

8.Трёхсложные слова со стечением согласных.

9.Трёхсложные слова со стечением согласных                       и закрытым слогом.

10.Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных.

11.Односложные слова со стечением согласных            в начале или середине слова.

12.Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.

13.Трёхсложные слова со стечением согласных                       в начале и середине слова.

Читайте также:  Программа индивидуального сопровождения ребенка с нарушением интеллектуального развития

14.Многосложные слова из открытых слогов.                                                                            

Развитие фонематического слуха, восприятия  и навыков языкового анализа и синтеза

Обучение определению заданных звуков в ряду других звуков, слогов, слов; выделению ударного гласного в начале слова и согласного в конце слова; определению места звука в словах. Деление слов на слоги, предложений на слова. Звуковой анализ небольших слов; составление слов из заданных звуков; определение ударного слога.

Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи

Экспрессивная речь. Работа над обобщающими понятиями, называние времён года и профессий; подбор существительных по темам. Предметный словарь: называние детёнышей, малознакомых предметов. Частей тела и предметов. Словарь прилагательных: называние прилагательных по цвету, форме, качеству материала, подбор прилагательных к существительным, подбор синонимов, притяжательные прилагательные. Глагольный словарь: подбор глаголов к существительным, глаголы прошедшего времени, совершенный вид глагола, возвратные глаголы. Подбор антонимов. Импрессивная речь. Различение уменьшительно-ласкательных форм слова, приставочных глаголов, предложно-падежных конструкций. Грамматический строй речи. Образование множественного числа существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным значением, употребление существительных в косвенных падежах, согласование прилагательных с существительными, существительных с числительными, образование глаголов множественного числа и приставочных глаголов, употребление предложно-падежных конструкций.

Развитие связной речи

Обучение составлению предложений, пересказу, составлению описательных рассказов, по серии сюжетных  картин и по сюжетным картинам.

Развитие внимания и памяти, мышления

Развитие свойств  произвольного внимания: объёма, устойчивости, распределения, переключаемости.

Развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной; объёма и долговременности.  

Развитие мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактно-логического.

1. Гомзяк О.С.  Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР III уровня. —  М.: изд-во ГНОМ, 2013

Источник

Наталья Ротарь
План индивидуальной логопедической коррекционной работы для детей с ОНР

Ф. И. ребенка___

Логопедическое заключение: ОНР III уровня___

АОУ №3 «Умка», на 2018 — 2019 учебный год.

Учитель-логопед: Ротарь Н. С.

Основные направления коррекционной работы:

1. Развитие высших (неречевых) психических функций

• Развитиеслухового восприятия

• Развитиезрительного восприятия (формирование восприятие формы).

• Развитиепространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления

• Ориентировка в пространстве

• Ориентировка в схеме собственного тела

• Складывание картинок из частей

• Складывание фигур из палочек по образцу

• Складывание фигур из палочек по памяти

2. Развитие общей моторики

• Совершенствовать статическую и динамическую организацию движений, развивать произвольность движений

• Формировать правильную осанку

3. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук

• Формировать кинестетическую и кинетическую основа движений

• Развивать зрительно-моторную координация

• Развивать графические навыки

4. Развитие мимической мускулатуры

5. Развитиеартикуляционной моторики (учить точно и в полном объеме воспроизводить артикуляционные позы).

6. Развитие речевого дыхания (дифференцировать ротовое и носовое дыхание, формировать сильную длительную направленную воздушную струю).

7. Развитие импрессивной речи

1). Формированиепассивный словаря (учить пониманию существительных, умению обобщать, пониманию действий, пониманию признаков).

2). Формированиепонимания различных форм словоизменения:

• единственное и множественное числа существительных

• предложно-падежных конструкций с предлогами

• уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных

• единственное и множественное число глагола

• глаголы с различными приставками

3). Формирование понимания отдельных предложений и связной речи

• понимание предложений

• понимание текста

4). Формирование фонематического восприятия

• дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении

• дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении

8. Развитие экспрессивной речи (учить воспринимать и воспроизводить ритм, формировать интонационную выразительность: развивать силу и высоту голоса):

1). Формированиеактивного словаря:

Имена существительные

• называть по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам:

• называть части тела и части предметов

• называть одним словом (обобщать) предметы и объекты

• подбирать антонимы (слова «наоборот»):

Глаголы (отвечать на вопросы)

Имена прилагательные

• называть предъявленные цвета

• называть форму

2). Формирование грамматического строй речи:

• употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии)

• употребление имен существительных в косвенных падежах

• образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?»)

• согласование прилагательных с существительными единственного числа

• употребление предложно-падежных конструкций

• употребление числительных 2 и 5 с существительными

• образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

• образование названий детенышей животных

• образование относительных прилагательных

Читайте также:  История развития конвенции о правах ребенка

• образование притяжательных прилагательных

• образование приставочных глаголов

• Образование глаголов совершенного вида (составить предложения по картинкам)

3). Формирование связной речи

• пересказ текста из нескольких предложений

• составление рассказа по серии картинок:

4). Формированиефонетической стороны речи

9. Формирование правильного произношения звуков.

• постановка звуков ___

___

• автоматизация звуков: в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных); в словах (с ударением, без ударения, сложных);в предложениях;

• дифференциация звуков ___

___

10. Формирование слоговой структуры слова (произнесение 3, 4, 5-ти сложных слов с закрытыми и открытыми слогами, со стечением согласных.

11. Развитие фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза

• Повторение слогов с оппозиционными звуками

• Выделение начального ударного из слов

• Выделение конечного согласного из слов

• Выделение начального согласного из слов

• Определение последовательности звуков в слове

• Определение количества звуков в словах

Источник

 год рождения ребёнка

Логопедическое заключение

ОНР 3 уровень

Актуальная проблема

 Полиморфное нарушение звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического слуха, связной речи, бедность словаря. Грубые нарушения предложно-падежных конструкций.

Цель

Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания.

Задачи.

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие мимики и эмоций.

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха

Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения.

Развитие импрессивной речи.

Коррекция слоговой структуры слова.

Пополнение активного словаря.

Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.

Содержание

 В соответствии с Рабочей программой учителя-логопеда и Адаптированной основной  образовательнаой программой для детей  с тяжелыми нарушениями речи  (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет  Н.В. Нищевой

(указать пособия используемые в работе и методики)

Содержание работы

1. Развитие общей и мелкой моторики.

Логоритмические упражнения под музыку.

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики.

«Су-Джок» гимнастика.

Использование  кинетического песка для развития тактильных ощущений и развития мелкой моторики рук.

2. Развитие мимики и эмоций.

Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида.

3. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Узнавание и воспроизведение гласных звуков громко-тихо, близко-далеко, со сменой артикуляционных укладов.

Определение первого гласного звука в слове, , последнего звука (согласного, гласного), нахождение заданного звука (гласного в слове в ударной позиции); повторение звуковых рядов; различение слов со сходным звуковым составом.

Определение первого согласного звука в слове.

4. Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения.

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.

  • Логопедический массаж с использованием логопедических зондов (по методике Новиковой), массаж языка и щек  с помощью вибромассажёра «Z-Vibe»
  • упражнения на развитие целенаправленной воздушной струи « Сдуй бабочку с цветка“, „Забей мяч в ворота“, „Подуй на ватку“, „Фокус», «Футбол», «Паровоз», «Летающий шарик»,

Артикуляционные упражнения для языка:

— язык широкий, узкий, чашечкой, трубочкой;

-упражнение, Лошадка, (присасывание языка к верхним альвеолам);

— Лопатка, (распластывание широкого языка и удержание его между зубами);

-Болтушка, (движение вперёд-назад при открытом рте);

— Кошечка, (попеременный захват языком то верхней, то нижней губы);

— Вкусное варенье, (движение языка по верхней губе, затем по нижней);

— Часики, (тянуться к ушам, на счёт);

— Качели, (движение вверх-вниз);

— Маляр, (движения от верхних зубов к горлу и обратно по нёбу).

  • Постановка и автоматизация звуков: шипящих, соноров.
  • Автоматизация звуков.
  • Дифференциация звуков: [с]- [ш], [з]- [ж], [р]-[л],[ш]- [ж]

5. Развитие импрессивной речи.

Исправление семантической ошибки в предложении.

Понимание значения пространственных наречий.

Выполнение 3-х действий по одной инструкции.

Узнавание предмета по описанию.

Использование, чудесного мешочка,

6. Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.

Классификация предметов.

Образование прилагательных от существительных. Использование лото: Что из чего? Повар; Ателье,

Расширение словаря признаков, слов-действий: Подбери предмет к действию, Подбери признак к предмету.

Называние антонимов: высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий, толстый-тонкий.

Закрепление в речи грамматических конструкций со сложными предлогами, с употреблением существительных множественного числа в косвенных падежах.

 Закрепление в словосочетаниях и предложениях существительных с числительными.

Составление предложений (сложносочинённых, сложноподчинённых).

Пересказ короткого текста с опорой (на картинку), составление рассказа по картинке, серии картин.

Сроки динамического контроля

Динамические показатели

Январь ______ г.

Динамика: (положительная, незначительная, нулевая, отрицательная)

Особенности речевого развития _______________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Причины отрицательной или нулевой динамики _________________________________ ___________________________________________________________________________

Май _______ г.

Динамика: (положительная, незначительная, нулевая, отрицательная)

Особенности речевого развития _______________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Причины отрицательной или нулевой динамики _________________________________

Источник