Индивидуальный план развития ребенка в логопедической группе
Нелли Середина
Примерное планирование индивидуальной логопедической коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение речи
Планы индивидуальных занятий логопед составляет на основании индивидуального плана логокоррекционной работы. При планировании индивидуальных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка, его индивидуально-личностные особенности.
План индивидуальной работы позволит привести в систему занятия, уси-лить их коррекционную направленность и осуществить личностно — ориентиро-ванный подход в обучении. Он составляется на каждое занятие с учетом результатов логопедического обследования и динамики развития ребенка. В плане предусматривается проведение различных артикуляционных упражнений, работа по постановке и автоматизации звуков, игры, задания по формированию лексики, грамматики, неречевых процессов и мелкой моторики.
При планировании индивидуальных коррекционных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка и его индивидуально-личностные особенности.
Основной целью индивидуальных занятий учителя- логопеда является развитие правильного звукопроизношения и формирование четкого восприятия и воспроизведения звуков родного-русского языка у детей, имеющих нарушение речи.
Основная задача индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий — формировать звуковую сторону речи: нормализация артикуляционной моторики, постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков.
Планирование
индивидуальной лого- коррекционной работы
c (Ф. И. ребенка, логопедическое заключение)
1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата:
1.1. Нормализация моторики артикуляционного аппарата и мышечного тонуса лица, губ, языка, при помощи:
— логопедический массаж, который осуществляет логопед;
— самомассаж органов артикуляционного аппарата, который делает сам ребенок после наглядного показа и объяснения логопедом;
— массаж биологически активных точек, который осуществляет логопед и сам ре-бенок;
— артикуляционная гимнастика, способствующая нормализации мышечного тонуса, которую ребенок выполняет самостоятельно после объяснения и показа логопедом;
1.2. Нормализация дыхания с помощью: упражнений на развитие силы воздушной струи и направленности воздушной струи; специальной дыхательной гимнастики;
1.3. Нормализация голоса с помощью упражнений для развития силы голоса и умения воспроизводить голосовые модуляции;
1.4. Нормализация интонационно-выразительной окраски речи: устранение сма-занности;
1.5. Нормализация темпо-ритмической стороны речи, работа над просодикой.
1.6. Устранение гиперсаливации с помощью специальных упражнений.
2. Формирование произносительных умений и навыков (работа по формированию правильного звукопроизношения):
2.1. Выработка неправильно сформированных артикуляционных поз значимых для свистящих – с, сь, з, зь, ц, шипящих – ш, ж, ч, щ, сонорных – л, ль, р, рь, губно-губных – п. пь, б, бь, м, мь, губно-зубных – т, ть, д, дь, н, нь, заднеязычных – к, кь, г, гь, х, хь и других групп звуков;
2.2. Определение последовательности работы над звуками: свистящие, шипящие, сонорные, губно-губные, губно-зубные, заднеязычные и другие;
2.3. Уточнение правильной артикуляции нарушенных звуков;
2.4. Постановка нарушенных звуков традиционными способами – путем подражания, правильного произнесения нарушенных у ребенка звуков;
2.5. Автоматизация поставленных звуков: в изолированном положении, на уровне слога, на уровне слова, на уровне фразы, в стихах и рассказах;
2.6. Дифференциация поставленных звуков;
2.7. Введение поставленных звуков в собственную речь ребенка.
3. Развитие общей и мелкой моторики:
3.1. Развивать мелкую моторику с помощью специальных упражнений, например: «колечко», «кулак-ребро-ладонь», «кулак-ладонь», «домик», «ухо-нос», «лотос», «лесоруб», «волшебник» и др. Автор — Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии.
4. Формирование фонематического восприятия:
4.1. Определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);
4.2. Определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове. Авторы — В. И. Селеверстов, Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии.
5. Формирование фонематического слуха:
5.1. Выполнение речевых игр и упражнений, направленных на развитие фонематических процессов. Автор — В. И. Селеверстов.
6. Работа над слоговой структурой слова и грамматическим строем речи:
6.1. Словообразование и словоизменение:
— формирование обобщающих понятий по лексическим темам;
— подбор слов – антонимов;
— подбор слов – синонимов;
— образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
— преобразование имени существительного единственного числа во множественное число;
— образование названий детенышей;
— образование относительных притяжательных имен прилагательных;
— преодоление конструктивного аграматизма;
— формирование и закрепление навыка практического построения сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с союзами;
— употребление существительных в косвенных падежах;
— образование существительных множественного числа в именительном и роди-тельном падежах;
— согласование имен прилагательных с именем существительным в роде, числе и числе;
— образование относительных и притяжательных прилагательных;
— согласование количественных числительных с именами существительными;
— согласование имен существительных с притяжательными местоимениями «мой, моя, мое» в роде и числе;
— понимание и употребление простых и сложных предлогов;
— уточнение грамматического значения слова.
7. Развитие лексической стороны речи:
7.1. Расширять предметный словарь;
7.2. Расширять словарь признаков;
7.3. Расширять глагольный словарь;
7.4. Формирование структуры значения слова;
7.5. Развитие лексической системности и семантических полей;
7.6. Формирование парадигматических и синтагматических связей слов.
8. Формирование связной речи:
8.1. Составление различных форм расширенных предложений;
8.2. Формировать умение составлять рассказ по картинке;
8.3. Формировать умение составлять рассказ по серии картин;
8.4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины;
8.5. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин;
8.6. Составление описательных рассказов по предметным картинкам;
8.7. Составление рассказов по представлению (из личного опыта);
8.8. Формировать умение составлять пересказ;
8.9. Формировать умение составлять рассказ – описание;
8.10. Развитие связной монологической речи;
8.11. Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию;
8.12. Составление рассказа по следам демонстрируемого действия;
8.13. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;
9. Развитие психических процессов и интеллектуальной деятельности:
9.1. Развитие слуховой и зрительной памяти и внимания на линейный ряд из пяти-семи слов (предметов);
9.2. Развитие зрительного восприятия:
— узнавание контурных изображений предметов;
— узнавание силуэтов предметов;
— узнавание контурных изображений предметов, наложенных друг на друга;
— собирание разрезных картинок.
9.3. Развитие мышления:
— формирование обобщений;
— исключение четвертого лишнего;
— установление последовательности событий в серии сюжетных картинок;
9.4. Развитие пространственных представлений;
9.5. Развитие временных представлений.
10. Воспитание самоконтроля за речью:
В коррекционную работу по устранению речевых нарушений и развитию само-контроля детей за собственной речью помимо логопеда включаются в первую очередь родители и воспитатели детских групп, а также психолог, и другие специалисты детского сада, имеющие непосредственное общение с детьми – логопатами.
Источник
Дети с ОНР III уровня зачисляются в группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на два года обучения, в течение которых учитель-логопед проводит с ними фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия на основе составленных планов фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работы на учебный год. Планы индивидуальной работы учитель-логопед разрабатывает не реже одного раза в год. При этом необходимо учитывать уровень речевого и общего развития, индивидуальные особенности детей. Основная задача индивидуальных логопедических занятий – формирование звуковой стороны речи: постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков. При необходимости на индивидуальных занятиях проводится работа по формированию лексико-грамматического строя речи, связного высказывания. А также по развитию психологической базы речи.
Планы индивидуальных занятий учитель-логопед составляет на основании индивидуального плана коррекционного развития ребенка. При планировании индивидуальных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка, его индивидуально-личностные особенности.
1. Формирование полноценной звуковой стороны речи.
2. Развитие фонематического восприятия, слуха и навыков звукового анализа.
3. Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи.
4. Развитие связной речи.
5. Развитие внимания, памяти, мышления.
Направления (вид) коррекционной работы
Содержание коррекционной работы
Развитие общей и мелкой моторики
Совершенствование статической и динамической организации движений.
Развитие артикуляционной моторики
Подготовка артикуляционных укладов нарушенных звуков через упражнения артикуляционной гимнастики.
Развитие мимической мускулатуры
Нормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица.
Развитие просодической стороны речи
Развитие голоса, физиологического и речевого дыхания, темпа речи и мелодико-интонационной окраски.
Коррекция звукопроизношения
Постановка звуков Ш, Ж,Ч, Щ; С, Сь, З, Зь, Ц; Л, Ль; Р, Рь; Й; К, Кь; Г, Гь; Х, Хь; Т, Ть; Д, Дь.
Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, тексте;
Дифференциация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, тексте со сходными по артикуляционным и акустическим признакам.
Коррекция слоговой структуры слова
1.Двухсложные слова из открытых слогов.
2.Трёхсложные слова из открытых слогов.
3.Односложные слова.
4.Двухсложные слова с закрытым слогом.
5.Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова.
6.Двухсложные слова из закрытых слогов.
7.Трёхсложные слова с закрытым слогом.
8.Трёхсложные слова со стечением согласных.
9.Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.
10.Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных.
11.Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова.
12.Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.
13.Трёхсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.
14.Многосложные слова из открытых слогов.
Развитие фонематического слуха, восприятия и навыков языкового анализа и синтеза
Обучение определению заданных звуков в ряду других звуков, слогов, слов; выделению ударного гласного в начале слова и согласного в конце слова; определению места звука в словах. Деление слов на слоги, предложений на слова. Звуковой анализ небольших слов; составление слов из заданных звуков; определение ударного слога.
Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи
Экспрессивная речь. Работа над обобщающими понятиями, называние времён года и профессий; подбор существительных по темам. Предметный словарь: называние детёнышей, малознакомых предметов. Частей тела и предметов. Словарь прилагательных: называние прилагательных по цвету, форме, качеству материала, подбор прилагательных к существительным, подбор синонимов, притяжательные прилагательные. Глагольный словарь: подбор глаголов к существительным, глаголы прошедшего времени, совершенный вид глагола, возвратные глаголы. Подбор антонимов. Импрессивная речь. Различение уменьшительно-ласкательных форм слова, приставочных глаголов, предложно-падежных конструкций. Грамматический строй речи. Образование множественного числа существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным значением, употребление существительных в косвенных падежах, согласование прилагательных с существительными, существительных с числительными, образование глаголов множественного числа и приставочных глаголов, употребление предложно-падежных конструкций.
Развитие связной речи
Обучение составлению предложений, пересказу, составлению описательных рассказов, по серии сюжетных картин и по сюжетным картинам.
Развитие внимания и памяти, мышления
Развитие свойств произвольного внимания: объёма, устойчивости, распределения, переключаемости.
Развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной; объёма и долговременности.
Развитие мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактно-логического.
1. Гомзяк О.С. Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР III уровня. — М.: изд-во ГНОМ, 2013
Источник
Наталья Ротарь
План индивидуальной логопедической коррекционной работы для детей с ОНР
Ф. И. ребенка___
Логопедическое заключение: ОНР III уровня___
АОУ №3 «Умка», на 2018 — 2019 учебный год.
Учитель-логопед: Ротарь Н. С.
Основные направления коррекционной работы:
1. Развитие высших (неречевых) психических функций
• Развитиеслухового восприятия
• Развитиезрительного восприятия (формирование восприятие формы).
• Развитиепространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления
• Ориентировка в пространстве
• Ориентировка в схеме собственного тела
• Складывание картинок из частей
• Складывание фигур из палочек по образцу
• Складывание фигур из палочек по памяти
2. Развитие общей моторики
• Совершенствовать статическую и динамическую организацию движений, развивать произвольность движений
• Формировать правильную осанку
3. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук
• Формировать кинестетическую и кинетическую основа движений
• Развивать зрительно-моторную координация
• Развивать графические навыки
4. Развитие мимической мускулатуры
5. Развитиеартикуляционной моторики (учить точно и в полном объеме воспроизводить артикуляционные позы).
6. Развитие речевого дыхания (дифференцировать ротовое и носовое дыхание, формировать сильную длительную направленную воздушную струю).
7. Развитие импрессивной речи
1). Формированиепассивный словаря (учить пониманию существительных, умению обобщать, пониманию действий, пониманию признаков).
2). Формированиепонимания различных форм словоизменения:
• единственное и множественное числа существительных
• предложно-падежных конструкций с предлогами
• уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных
• единственное и множественное число глагола
• глаголы с различными приставками
3). Формирование понимания отдельных предложений и связной речи
• понимание предложений
• понимание текста
4). Формирование фонематического восприятия
• дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении
• дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении
8. Развитие экспрессивной речи (учить воспринимать и воспроизводить ритм, формировать интонационную выразительность: развивать силу и высоту голоса):
1). Формированиеактивного словаря:
Имена существительные
• называть по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам:
• называть части тела и части предметов
• называть одним словом (обобщать) предметы и объекты
• подбирать антонимы (слова «наоборот»):
Глаголы (отвечать на вопросы)
Имена прилагательные
• называть предъявленные цвета
• называть форму
2). Формирование грамматического строй речи:
• употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии)
• употребление имен существительных в косвенных падежах
• образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?»)
• согласование прилагательных с существительными единственного числа
• употребление предложно-падежных конструкций
• употребление числительных 2 и 5 с существительными
• образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
• образование названий детенышей животных
• образование относительных прилагательных
• образование притяжательных прилагательных
• образование приставочных глаголов
• Образование глаголов совершенного вида (составить предложения по картинкам)
3). Формирование связной речи
• пересказ текста из нескольких предложений
• составление рассказа по серии картинок:
4). Формированиефонетической стороны речи
9. Формирование правильного произношения звуков.
• постановка звуков ___
___
• автоматизация звуков: в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных); в словах (с ударением, без ударения, сложных);в предложениях;
• дифференциация звуков ___
___
10. Формирование слоговой структуры слова (произнесение 3, 4, 5-ти сложных слов с закрытыми и открытыми слогами, со стечением согласных.
11. Развитие фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза
• Повторение слогов с оппозиционными звуками
• Выделение начального ударного из слов
• Выделение конечного согласного из слов
• Выделение начального согласного из слов
• Определение последовательности звуков в слове
• Определение количества звуков в словах
Источник
год рождения ребёнка
Логопедическое заключение
ОНР 3 уровень
Актуальная проблема
Полиморфное нарушение звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического слуха, связной речи, бедность словаря. Грубые нарушения предложно-падежных конструкций.
Цель
Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания.
Задачи.
Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие мимики и эмоций.
Развитие слухового восприятия и фонематического слуха
Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения.
Развитие импрессивной речи.
Коррекция слоговой структуры слова.
Пополнение активного словаря.
Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.
Содержание
В соответствии с Рабочей программой учителя-логопеда и Адаптированной основной образовательнаой программой для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой
(указать пособия используемые в работе и методики)
Содержание работы
1. Развитие общей и мелкой моторики.
Логоритмические упражнения под музыку.
Упражнения на развитие общей и мелкой моторики.
«Су-Джок» гимнастика.
Использование кинетического песка для развития тактильных ощущений и развития мелкой моторики рук.
2. Развитие мимики и эмоций.
Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида.
3. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.
Узнавание и воспроизведение гласных звуков громко-тихо, близко-далеко, со сменой артикуляционных укладов.
Определение первого гласного звука в слове, , последнего звука (согласного, гласного), нахождение заданного звука (гласного в слове в ударной позиции); повторение звуковых рядов; различение слов со сходным звуковым составом.
Определение первого согласного звука в слове.
4. Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения.
Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.
- Логопедический массаж с использованием логопедических зондов (по методике Новиковой), массаж языка и щек с помощью вибромассажёра «Z-Vibe»
- упражнения на развитие целенаправленной воздушной струи « Сдуй бабочку с цветка“, „Забей мяч в ворота“, „Подуй на ватку“, „Фокус», «Футбол», «Паровоз», «Летающий шарик»,
Артикуляционные упражнения для языка:
— язык широкий, узкий, чашечкой, трубочкой;
-упражнение, Лошадка, (присасывание языка к верхним альвеолам);
— Лопатка, (распластывание широкого языка и удержание его между зубами);
-Болтушка, (движение вперёд-назад при открытом рте);
— Кошечка, (попеременный захват языком то верхней, то нижней губы);
— Вкусное варенье, (движение языка по верхней губе, затем по нижней);
— Часики, (тянуться к ушам, на счёт);
— Качели, (движение вверх-вниз);
— Маляр, (движения от верхних зубов к горлу и обратно по нёбу).
- Постановка и автоматизация звуков: шипящих, соноров.
- Автоматизация звуков.
|
5. Развитие импрессивной речи.
Исправление семантической ошибки в предложении.
Понимание значения пространственных наречий.
Выполнение 3-х действий по одной инструкции.
Узнавание предмета по описанию.
Использование, чудесного мешочка,
6. Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.
Классификация предметов.
Образование прилагательных от существительных. Использование лото: Что из чего? Повар; Ателье,
Расширение словаря признаков, слов-действий: Подбери предмет к действию, Подбери признак к предмету.
Называние антонимов: высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий, толстый-тонкий.
Закрепление в речи грамматических конструкций со сложными предлогами, с употреблением существительных множественного числа в косвенных падежах.
Закрепление в словосочетаниях и предложениях существительных с числительными.
Составление предложений (сложносочинённых, сложноподчинённых).
Пересказ короткого текста с опорой (на картинку), составление рассказа по картинке, серии картин.
Сроки динамического контроля
Динамические показатели
Январь ______ г.
Динамика: (положительная, незначительная, нулевая, отрицательная)
Особенности речевого развития _______________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Причины отрицательной или нулевой динамики _________________________________ ___________________________________________________________________________
Май _______ г.
Динамика: (положительная, незначительная, нулевая, отрицательная)
Особенности речевого развития _______________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Причины отрицательной или нулевой динамики _________________________________
Источник