Программа индивидуального сопровождения ребенка с нарушением интеллектуального развития

Зачем разрабатывать СИПР

Обучение детей по 3-му, 4-му вариантам адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и 2-му варианту АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) может идти по разработанной школой специальной индивидуальной программе развития (СИПР). СИПР разрабатывают в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) или ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

Цель СИПР – обучающийся должен обрести жизненные компетенции, которые позволят ему достигнуть максимально возможной самостоятельности, когда он решает повседневные жизненные задачи. СИПР включает ребенка в жизнь общества, расширяет его жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных пределах. СИПР решает задачи: воспитательные, коррекционно-развивающие, образовательные, формирует социально-бытовые навыки.

Когда организуют обучение по СИПР, соблюдают принципы:

  • индивидуализации. СИПР для каждого обучающегося основывают на психолого-медико-педагогических рекомендациях;
  • целесообразности. Предполагает возможность увеличить или уменьшить часы учебного плана, что позволит учесть индивидуальные особенности обучающегося, характер заболевания и др.;
  • междисциплинарного подхода. Учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник взаимодействуют между собой;
  • семейно-ориентированного сопровождения. Родителей активно включают в образовательную деятельность, они взаимодействуют со специалистами.

Дети с интеллектуальными нарушениями – особый контингент. Они не мотивированы к общению, негибки в контактах, у них повышенная эмоциональная истощаемость, может быть грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей речь отсутствует или нарушена так, что окружающие не понимают ее. Ученик неполноценно взаимодействует с окружающим миром, не социализируется и не адаптируется в обществе.

Выход из ситуации – обучать детей использовать альтернативные средства коммуникации: жесты, мимику, систему символов, пиктограммы. Альтернативные средства коммуникации будут компенсировать у неговорящих детей отсутствующую речевую активность, помогут им выражать свои потребности, желания и просьбы, создадут базу для развития речи и познавательной деятельности.

Литература об обучении детей с интеллектуальными нарушениями

1. Баряева Л.Б., Бойков Д.И., Липакова В.И. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.

2. Баряева Л.Б., Лопатина Л.В., Вечканова И.Г., Кондратьева С.Ю., Яковлева Н.Н. Программно-методическое обеспечение и технологии работы с детьми дошкольного и школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Образовательная программа повышения квалификации. – СПб., 2016.

3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я ребенок. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2007.

4. Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4–7 лет: сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

5. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: методическое пособие/Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. – М.: Экзамен, 2006.

Что входит в структуру СИПР

СИПР разрабатывают на один год, и она включает:

1. Фамилию, имя, отчество обучающегося, возраст на тот момент, когда составляется программа, дату рождения, место жительства, сведения о матери, отце, год обучения, форму обучения.

2. Характеристику, которая содержит оценку состояния обучающегося на тот момент, когда составляется программа; заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка, особенности познавательных процессов, сформированность устной речи и речемыслительных операций, характеристику поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, сформированность социально значимых навыков, умений, бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка, выводы по итогам обследования.

3. Индивидуальный учебный план (ИУП), который отражает доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные курсы, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.

4. Содержание образования в условиях организации и семьи: базовые учебные действия, содержание учебных предметов и коррекционных занятий, нравственное воспитание, воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, внеурочная деятельность.

5. Условия, которые реализуют потребность в уходе и присмотре.

6. Перечень специалистов, которые разрабатывают и реализуют СИПР.

7. Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося.

8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

СИПР может содержать приложение, которое включает задания и рекомендации, чтобы их выполнить.

Наша школа в 2015/16 учебном году была пилотной площадкой по апробации и внедрению ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Предлагаем содержание работы по разделам СИПР: ИУП, как организовать внеурочную деятельность и программу сотрудничества с семьей. 

Что включить в индивидуальный учебный план

ИУП включает учебные предметы и коррекционные курсы, которые выбирают из учебного плана АООП в зависимости от образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающегося. Когда разрабатываете ИУП, учитывайте рекомендации, которые сформулированы в заключении ПМПК, индивидуальной программе реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, заключении специалистов: учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, социального педагога.

В ИУП детей с умственной отсталостью (тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) преобладают занятия коррекционной направленности. У детей с умеренной степенью умственной отсталости больший объем учебной нагрузки распределяют на предметные области. В отдельных случаях соотношение объема обязательной части СИПР и части, формируемой участниками образовательных отношений, определяется индивидуальными образовательными возможностями обучающихся.

Некоторые дети, которые трудно адаптируются к условиям обучения в группе, могут находиться в школе ограниченное время. Дети с интеллектуальными нарушениями могут обучаться на дому. Объем их нагрузки тоже определяет ИУП.

Пример. В нашей школе в ИУП обучающегося с тяжелой умственной отсталостью преобладают занятия коррекционной направленности, так как ученик ограничен в движениях, у него нарушены высшие психические функции, речь полностью отсутствует, не сформированы сенсомоторные реакции, которые связаны с фиксацией на объекте; ребенок не запоминает образ предмета. Из обязательной части учебного плана на основании заключения ПМПК, психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) исключили учебные предметы: окружающий природный мир, человек, окружающий социальный мир, изобразительная деятельность, адаптивная физкультура.
Содержание и темы этих учебных предметов могут быть интегрированы в содержание коррекционных курсов и программы внеурочной деятельности. В программу коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» мы включили темы учебных предметов: окружающий природный мир, речь и альтернативная коммуникация. Пример тематического планирования по коррекционному курсу. В ИУП преобладает часть, формируемая участниками образовательных отношений, коррекционные курсы согласованы с родителями. В коррекционном курсе «Сенсорное развитие» ребенок с тяжелой умственной отсталостью получает информацию об окружающем мире через тактильную стимуляцию. Курс «Предметно-практические действия» развивает общую и тонкую моторику обучающегося, формирует способы обследования предметов. «Альтернативная коммуникация» учит понимать язык жестов, систему символов, пиктограмм, проявлению эмоций. ИУП рассчитан на 8 часов в неделю, так как ребенку рекомендовали обучение на дому. Ученик занимается с педагогом, при этом присутствуют родители. Пример ИУП. ИУП для обучающегося с умеренной умственной отсталостью, где преобладают предметные области.

Читайте также:  Играть онлайн 5 лет ребенку развитие

Как организовать внеурочную деятельность

Основные направления внеурочной деятельности: коррекционно-развивающее, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное. Во внеурочной деятельности ребенок взаимодействует со сверстниками и приобретает навыки самообслуживания.

Когда разрабатываете СИПР, оговорите с родителями, какие мероприятия может посетить ученик в их сопровождении или тьютора. Обучающиеся участвуют во внеурочной деятельности добровольно, школа учитывает их интересы и запросы родителей. С помощью мероприятий внеурочной деятельности корректируют ручную моторику и готовят к самостоятельной трудовой деятельности.

Во внеурочном мероприятии обучающийся может быть участником или зрителем в зависимости от индивидуальных возможностей и способностей, содержания мероприятия. Перечень мероприятий по внеурочной деятельности.

В нашей школе реализуют программу внеурочной деятельности «Умелые ручки». Фрагмент тематического планирования программы см. в таблице. Включайте в программу только те темы занятий, которые обучающийся может выполнить совместно с учителем, тьютором или родителем.

Тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Умелые ручки»

Тема занятияФорма занятия
Аппликация «Осенние листья»Практическое
Коллективное панно «Осенние березки»Практическое
Паровозик из спичечных коробковПрактическое
Пластилиновая картинка «Домик»Практическое
Пластилиновая картинка «Цветок»Практическое
Аппликация из бумажных кругов «Снеговик»Практическое

Если ребенок не может посетить мероприятие или занятие по внеурочной деятельности, пригласите на него родителей, чтобы обучить приемам работы, как использовать атрибуты, взаимодействовать с ребенком, когда родитель будет проводить мероприятие дома.

Как оценивать обучающегося по СИПР

ИУП предполагает персональный уровень образовательного результата. ПМПк школы может рекомендовать индивидуальную оценку текущих проверочных работ и промежуточной аттестации.

В конце первого класса ставится описательная оценка, так как обучение безотметочное. Описательная оценка – результат освоения СИПР. Она включает разделы: основное содержание курса, уровень освоения содержание курса по каждому предмету, процент качества усвоения программного материала по каждому предмету. В ней прописывают личностные результаты обучающегося, делают вывод, дают рекомендации по СИПР на следующий учебный год.

Далее результаты освоения СИПР выражают оценочными показателями и качественными критериями по итогам практических действий, например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции», «выполняет действие по образцу», «действие не выполняет», «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».

Как работать по программе сотрудничества с семьей

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяет, что семья обучающегося с интеллектуальными нарушениями – активный участник образовательной деятельности. Задача школы – повысить психолого-педагогическую компетентность родителей, привлечь их к реализации СИПР через программу сотрудничества с семьей.

Когда разрабатываете программу, учитывайте, что необходимо:

  • познакомиться с семьей, узнать ее состав, возраст, профессии родителей, их образовательный и культурный уровень, чтобы оценить ресурсный потенциал семьи и оказать необходимую помощь;
  • учитывать общую атмосферу в семье, характер взаимоотношений, приоритеты воспитания, готовность родителей к сотрудничеству;
  • разработать систему мероприятий, которые позволят взаимодействовать специалистам школы и родителям. Включите в мероприятия индивидуальные беседы, консультации, домашнее визитирование;
  • определить роль семьи в образовательной деятельности. Школа и родители совместно несут ответственность за результаты в пределах компетенции каждой из сторон, которая разграничена договором;
  • познакомить родителей с их правами и обязанностями, законодательными документами;
  • информировать родителей об общественных и государственных организациях, которые работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями: отделы социальной защиты населения, поликлиники, реабилитационные центры, юридические консультации.

Специалисты школы, когда оказывают помощь семье, используют методы работы: наблюдение, беседа, убеждение. Используйте формы обратной связи при работе с родителями: анализируйте динамику учащихся в связи с тем, что родители активно участвуют в деятельности школы, собирайте письменные отзывы по проведенным мероприятиям, проведите анкетирование в конце учебного года.

Формы и результаты работы специалистов и учителя с родителями обучающегося

Форма работыРезультат
Специалисты
БеседаСоздать доверительные отношения
КонсультацияПроинформировать родителей об этапах психологического развития ребенка, организовать предметно-развивающее пространство в семье
ТренингНаучить родителей разрешать конфликты с ребенком, эффективно взаимодействовать с ним
Учителя
Индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителейРодители учатся не только содержательно взаимодействовать с ребенком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Учатся соотносить возможности ребенка и свои требования к нему
Консультация родителей, как использовать задания-инструкции, буклеты, памяткиРодители закрепляют учебный материал, отрабатывают формируемые навыки и поддерживают уже сформированные с помощью заданий-инструкций, буклетов, памяток 

На основе детального анализа семейной ситуации и трудностей, которые испытывают родители, выбирают содержание программы сотрудничества с семьей. Пример. Чтобы создать предметно-развивающее пространство для ученика в семье, учитель-дефектолог может предложить родителям из подручных средств изготовить дидактические игрушки.

Когда учитель проводит занятия с детьми в присутствии родителей, он показывает, как работает с обучающимся сам и демонстрирует, как могут действовать родители, когда закрепляют и отрабатывают учебный материал. Педагог разрабатывает и выдает родителям под подпись памятки-задания, инструкции. Пример инструкции.

Чтобы закрепить навыки общения и самообслуживания, учитель проводит инструктивные занятия, как использовать коммуникативные карточки или пиктограммы. Работа с карточками-пиктограммами – долговременная деятельность, которая требует ежедневных систематических занятий с ребенком, настойчивости и терпения педагога и родителей. Дети осваивают альтернативную коммуникацию последовательно, медленно и постепенно, педагог и родители постепенно наращивают степень сложности, переходят к новому только после того, как отработан предыдущий этап. Этапы работы по пиктограммам.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.nshkoli.ru).

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №62»

Согласовано:

____________

Утверждаю:

Директор МКОУ СОШ№62

Читайте также:  Столбцы дошкольный центр развития ребенка

_____________________

Лобанец Н.Н

Программа

индивидуального психологического сопровождения

ребенка с ОВЗ (с задержкой психического развития)

8 «Г»

Ответственные: педагог-психолог 1 категории

Аршинова Ирина Яковлевна

Срок реализации: 2016-2017 учебный год

2016г

Пояснительная записка

Данная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ (задержка психического развития) создана для решения проблемы инклюзивного образования данного ребенка. Программа позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка с ОВЗ. Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит на дому, путем интеграции очного и дистанционного обучения.

Цель программы: создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (задержка интеллектуального развития) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.

Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:

1) предупреждение возникновения проблем развития ребенка с ОВЗ;

2) помощь (содействие) ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

3) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка с ОВЗ в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями;

4) психологическое обеспечение образовательных программ;

5) обеспечение адаптации к школе;

6) развитие учебной и познавательной мотивации;

7) развитие самостоятельности и самоорганизации.

Содержание программы психологического сопровождения определяют следующие принципы:

  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.

  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).

Направления работы в рамках реализации программы.

Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Адресат данной программы: 

Дата рождения – 19.05.2002г.

Ребенок — инвалид

Выписка из заключения ПМПК: Рекомендуется обучение по адаптированной образовательной программе для детей с 2015 -2016 учебного года. Наблюдение врача психиатра, невролога. Занятия с логопедом, психологом.

Рекомендации по психологической коррекции: Коррекционную работу вести по направлениям:

— Развитие познавательных процессов (индивидуальные занятия 2 раза в неделю); использовать игры на развитие внимания, памяти, мышления;

— Развитие коммуникативных навыков через работу в малой группе;

Характеристика данного ребенка (актуальный уровень интеллектуального развития): Сформированы навыки опрятности, частично сформированы навыки самообслуживания, ориентировки в окружающем пространстве.

Характерно недоразвитие всех нервно-психических процессов, в большей степени страдает интеллектуальная сфера, в меньшей – сенсомоторная. 

Особенности психического развития: недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности – это проявления, вытекающие из особенностей нейропсихологических процессов, протекающих в головном мозге.

Особенности ВНД:

Значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания. Плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила. Слабость, инертность нервных процессов (слабость процесса возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок), нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, склонность к частому охранительному торможению, снижение пластичности ЦНС. Особенности ВНД проявляются в дефектах познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.

Читайте также:  Центр развития ребенка в ставрополе

Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка. Ребенок воспитывается в полной семье. Созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно-бытовые условия семьи – удовлетворительные

.

Таблица 1.

Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения

Этап

Содержание

Сроки

Ответствен-ные

1этап

Диагнос-тический

-диагностическое сопровождение ребенка и его семьи;

-установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;

-психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития;

-определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально — психологической карты семьи);

сентябрь 2016г. – октябрь 2016 г.

Педагог-психолог

социальный педагог

2 этап

Реализа-ции

програм-мы

-реализация индивидуальной программы психологического сопровождения;

-оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсужде-ние);

-просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;

— коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;

-проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;

-разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей;

ноябрь 2016 г.-апрель 2017г.

Педагог-психолог социальный педагог

3 этап

Анализа и коррек-ции

-проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;

-анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;

— мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги).

май 2017 г.

Педагог-психолог

социальный педагог,

Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:

— Дискуссия, обсуждение, беседа;

— Наблюдение;

— Эксперимент;

— Анкетирование, опрос;

— Консультирование;

— Методы групповой и индивидуальной работы;

— Проективные методы;

-Тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и инновационных технологий;

— Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.

Особенности реализации программы: Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия.

Организационно-педагогические условия реализации Программы индивидуального психологического сопровождения:

— Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики;

— Использование инновационных технологий, методов и средств: библиотерапии, игровой терапии, метафорических карт.

— Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;

— Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2016 г.), итоговая диагностика (май 2017г.), заседание ПМПк (итоговое).

Материально-технические и программно-методические условия реали-зации программы: мебель для занятий (стол, стул), канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы.

Кадровое обеспечение: педагог-психолог, социальный педагог

Механизмы реализации Программы психологического сопровождения. Основной механизм реализации Программы — оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Режим занятий: Психологическое сопровождение осуществляется во внеурочное время, с 15 сентября 2016г. по 15 мая 2017г., в течение 30 учебных недель. Периодичность занятий – 2 раза в неделю, длительностью 30 минут, в первой половине дня. Занятия не проводятся в каникулярное время.

Критерии оценки эффективности программы:
— повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;

— повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);

— развитие личности обучающегося с ОВЗ;

— повышение уровня произвольной регуляции эмоций;

— социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции;

Прогнозируемый результат:

— восстановление (компенсация) функций общения, контроля своего поведения;

— коррекция несформированных психических функций;

— успешная адаптация к школьному обучению;

— развитие познавательной и учебной мотивации;

— развитие познавательных процессов;

— развитие самостоятельности и самоорганизации.

Таблица 2

Содержательное планирование курса коррекционно-развивающих занятий

/

Сроки

Коли-чество

заня-

тий

Содержание

деятельности

Примеры используемых методик и упражнений

1.

Сентябрь

3

Входная диагностика

уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления)

«10 слов»,

«4-й лишний»,

«Последовательные

картинки» и др.

2.

Октябрь

2

Диагностика уровня школьной мотивации

Методика А.Г. Лускановой «Что мне нравится в школе»

3.

Октябрь

2

Коррекция учебной мотивации, удовлетворенности учебной деятельностью (коррекционно-развивающие занятия). Профилактика социальной дезадаптации

Игровые методы формирования учебной мотивации (проигрывание школьных ситуаций).

4.

Ноябрь

4

Развитие познавательных процессов. Развитие наглядно-образной памяти, произвольного внимания.

Различные игры на развитие памяти и внимания (например, «Найди отличия», Таблицы Шульте, перепутанные линии, игра «Кто это?Что это?» и др.)

5.

Декабрь

4

Развитие познавательных процессов: наглядно-образного мышления. Развитие временных и пространственных пред-ставлений

«Последовательные картинки», «Составь рассказ по картинкам», «Разрезные картинки», «Истории в картинках» и т.д.

6.

Январь

4

Формирование адекватной самооценки и коррекция эмоционально-волевой сферы

«Я и мое тело», «Я и другие», «Мой жизненный путь» (этапы жизни человека в рисунках). Игры с правилами на развитие самоконтроля.

7.

Февраль

4

Развитие пространственного мышления и мелкой моторики

«Танграм», «Волшебный круг», «Собери квадрат», конструкторская деятельность: игры на построение различных фигур и узоров из геометрического материала, из элементов конструктора

8.

Март

4

Развитие познавательных процессов.

Кубики Коса, «Разрезные картинки», «4-й лишний» и др.

9.

Апрель

4

Развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой регуляции поведения

Настольные и ролевые игры на расширение кругозора, игры с правилами на развитие самоконтроля.

10.

Май

4

Итоговая диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления)

«10 слов», «Перепутанные линии»,

«4-й лишний»,

«Последовательные картинки» и др.

Источник