Влияние развода на психическое развитие ребенка

Влияние развода на психическое развитие ребенка thumbnail

ВЛИЯНИЕ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

На современном этапе развития общества институт семьи и брака претерпевает существенные изменения, которые затрагивают как ролевую структуру, так и выполняемые семьей функции. В связи с существующей нестабильностью в брачно-семейных отношениях сегодня происходит рост числа детей, которые воспитываются одним из родителей.

Семья оказывает решающее влияние на развитие ребенка, задавая вектор его социального, нравственного и личностного развития. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения, семья создает для ребенка определенные модели социального поведения. В дальнейшем ребенок будет организовывать свое взаимодействие с другими людьми, в значительной степени используя модели семейных коммуникаций.

Распад семьи является острой проблемой нашего общества. Развод связан с невероятным стрессом для всех, кого он, так или иначе, затрагивает. Он всегда переживается как психологическая травма для детей любого возраста. Однако наиболее деструктивно он влияет на детей 5-7 лет. Для нормального психического развития детям в первую очередь необходима стабильность. Именно в этот период у ребенка формируется представление о мире и о взаимоотношениях между людьми. Поэтому дети в период развода испытывают большие трудности и зачастую не могут справиться со своими эмоциями.

Особым этапом эмоционального развития считается дошкольное детство, поскольку в этот период оформляются важнейшие эмоциональные новообразования: переживания становятся более глубокими, осознанными, обобщёнными, дифференцированными, усложняется их предметное содержание, формируется устойчивая система эмоциональных отношений, появляется способность к сопереживанию другому человеку, совершенствуется способность к распознаванию эмоций, усложняются речевые характеристики переживаний, начинает функционировать механизм эмоционального предвосхищения как способность прогнозировать чувства окружающих при ожидаемых событиях, возникает эмоциональная коррекция поведения.

При всей важности познавательного развития ребенка, его гармоничное становление невозможно без эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами общества. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах и во всем поведении.

В системе эмоционального отношения ребенка к миру особое место занимает фигура близких взрослых — родителей. Когда родители ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым.

В исследованиях эмоциональной сферы детей важное место занимают исследования, посвященные проблеме детской тревожности. Ученые указывают, что детская тревожность в основном возникает по вине родителей и одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, является психологический микроклимат семьи. Семейные конфликты, недостаток любви, развод родителей способствуют появлению эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем ребенка. Одним из таких эмоциональных расстройств и является тревожность. В литературе описаны два вида тревожности, связанные с неблагополучием в семье: объективное неблагополучие (алкоголизм родителей, родители не заботятся о ребёнке, постоянные скандалы и конфликты в семье, развод родителей) и, когда при внешнем благополучии ребёнок оказывается в неблагоприятной эмоциональной ситуации не оправдает ожиданий родителей, слишком эмоционально зависит от них, не получает в семье должной эмоциональной поддержки, защиты.

В силу активного эмоционального развития дошкольное детство считается периодом повышенного риска возникновения эмоциональных расстройств. Подобные нарушения у детей проявляются как отклонения в личностном развитии вследствие эмоционального неблагополучия на фоне трудноразрешимых конфликтов.

Итак, влияние семьи проявляется в следующих заложенных необходимых умениях и навыках ребенка 5-7 лет: 1) естественно проходит фазы своего развития и решает закономерные возрастные проблемы; 2) испытывает чувства привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей; 3) реализует свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для него лиц; 4) обладает устойчивым чувством «я», уверенностью в себе, адекватной самооценкой, в том числе уровнем притязаний и возможностей; 5) способен к сопереживанию; 6) не проявляет выраженных чувств ревности и зависти при наличии ведущего чувства доброжелательности к людям; 7) контактен и общителен, стремится к взаимодействию со сверстниками на равных.

Распад семьи имеет для детей много негативных последствий. Так как на психологическое развитие ребенка оказывают влияние оба родителя, то развод означает, что контакт с ними обоими уже не будет одинаково частым. Когда отношения между родителями нарушаются, даже очень маленькие дети понимают это. Дети хотят знать, что случится с ними после развода родителей. Ребенок может чувствовать печаль, смятение, гнев или тревогу.

Одна из основных трудностей, с которой сталкиваются разводящиеся супруги, состоит в том, каким образом сообщить ребенку об уже принятом решении, не нанося ему слишком сильной психологической травмы. Реакция на неожиданное сообщение о разводе может последовать сразу, а может быть отсроченной во времени. Если она наступает по прошествии трех недель и больше, можно говорить о так называемом синдроме посттравматического стресса. Признаки посттравматического стресса у детей в результате развода родителей могут быть разнообразны: навязчивые мысли, яркие воспоминания об отце, его прикосновениях, запахах, каких-то эпизодах общения. В некоторых случаях это может быть избегание ребенком всего того, что связано с травмой развода: вещей отца, его имени, упоминаний о его профессии, любимом времяпрепровождении и т.д. В ряде случаев ребенок вообще забудет определенный период времени: как предразводный, так и послеразводный – и впоследствии не сможет вспомнить событий и обстоятельств этого этапа своей жизни.

Читайте также:  Развитие ребенка встает на носочки

В период развода ребенок обычно чувствует себя заброшенным и забытым. Часто самим родителям бывает трудно совладать со своими собственными, захлестывающими их чувствами, и у них остается мало эмоциональной энергии, которой они могли бы с ним поделиться. Это очень пугает ребенка, который может предпринять отчаянные усилия для того, чтобы получить больше внимания к себе. Нередко он испытывает смешанные, противоречивые чувства. Он может надеяться, что уход родителя из дома положит конец внутрисемейной неурядице, и в то же время отчаянно желать, чтобы этот родитель остался. Ему трудно заглянуть в будущее и понять и принять необратимость развода. Маленьким детям непросто представить, что будет на следующей неделе, не говоря уже о следующем месяце или годе. Ребенок может растеряться и не понять, что послужило причиной развода и какими будут его новые отношения с родителями. По большому счету он, скорее всего, будет чувствовать себя ужасно беспомощным.

Психологические исследования убедительно показали, что семья, где сохраняются лишь формальные, юридические атрибуты брака, так же влияют на психику ребенка, как и условия в семье, где произошел юридический развод. Более того, в случае «аффективного развода» ребенок оказывается в более неблагоприятной ситуации. «Двойной стандарт» отношений («для людей» и «для семьи») приводит к нарастанию внешней и внутри психологической конфликтности. Следствием являются побеги детей из семьи, бродяжничество, правонарушения, неврозы, самоубийства.

Неблагополучие в семье в любых его формах порождает у детей внутренний конфликт, являющийся источником постоянной борьбы мотивов, аффективной напряжённости и беспокойства. Ребёнок всё время чувствует незащищённость, отсутствие опоры в ближайшем окружении, что родители недовольны им, предвосхищает неудачи и боится их. Дети запоминают преимущественно неприятные события, обиды, несправедливости. Вследствие этого у них складывается неблагоприятный опыт, находящий своё выражение в относительно устойчивом переживании тревожности.

Трудности, поджидающие супругов в связи с разводом, очень зависят от возраста детей. Исследования показывают, если дети еще маленькие (не старше двух-трех лет), прошлая жизнь, может быть, не окажет на них такого сильного влияния, какое она оказывает на более старших. Дети в возрасте 3,5- 6 лет переносят развод родителей очень травматично, они не способны понять всего происходящего и нередко обвиняют во всем себя. Ребенок 6- 10 лет, родители которого развелись, может испытывать к ним злость, агрессию и долго не проходящую обиду. В 10- 11 лет у детей нередко возникает реакция заброшенности и тотальной злобы на весь мир. Если дети уже взрослые, то развод на них может не повлиять, их это может вообще не особенно интересовать.

Тяжелых последствий не бывает только в том случае, если развод родителей воспринимается ребенком как освобождение от кошмара.

Дети реагируют на развод родителей растерянностью и страхом. Сильные страхи одолевают его не только из-за потери (чаще всего) отца, но он боится теперь потерять еще и мать. Страх заставляет многих детей регрессировать, но эта регрессия — не более чем попытка вновь восстановить доверие, которое так пострадало из-за развода, поэтому ребенок должен опять, как это уже было когда-то еще в раннем детстве, постоянно контролировать присутствие матери. Новое доверие восстанавливается очень медленно, маленькими шагами. В результате развода родителей и переживших страданий, маленький ребенок может, например, забыть то, чему научился и усвоил недавно: пользоваться горшком, чистить зубы, завязывать шнурки и т.п. Ребенок вдруг возвращается к тем играм, которые забавляли его, когда он был младше. Возможно при этом, игры становятся более агрессивными, ребенок может ломать игрушки. Проявляя «сверхбдительность», он может постоянно проверять, на месте ли его игрушки, не пропали ли они так же, как пропал из его жизни отец (или мать). Игры на «исчезновение-появление» представляют собой своеобразное психологическое «отреагирование» стресса, вызванного разлукой с близким человеком.

По данным исследований в области семейной психотерапии, дети разведенных супругов более часто подвержены психическим заболеваниям. Реакция детей на конфликт в семье различается в зависимости от их эмоциональной чувствительности, особенностей темперамента и характера. Общим будет появление эмоциональных расстройств в виде возбудимости, беспокойства, сниженного фона настроения, нарушений сна и аппетита. Переживания ребенка усугубляются и такими обстоятельствами как ухудшившиеся отношения ребенка с товарищами, которые обычно задают ребенку нескромные вопросы, дразнят.

Развод родителей рассматривается отечественными психологами как один из значимых семейных факторов при развитии неврозов у детей. Возникновение невроза у мальчиков более чем у девочек отодвинуто по времени от момента разрыва отношений между родителями. Также отмечается влияние неполной семьи на значительное увеличение числа страхов у детей, особенно у мальчиков в старшем дошкольном возрасте. Отсутствие отца в семье нарушает формирование поведения, соответствующего полу, и психологической защиты от идущих извне угроз. Отчасти это отражается и на девочках, поскольку им также требуется навык защиты себя от опасностей.

Читайте также:  Карта динамического развития ребенка дефектолога в школе по фгос

Изменяется и самооценка ребенка: чувство «брошенности» приводит к тому, что ребенок начинает ощущать себя никому не нужным, неполноценным. Поэтому многие стремятся в такие периоды к уединению, уходу от людей. Дети могут не замечать обращенных к ним вопросов, замечаний, интуитивно занимают место, где их никто не увидит. Детская печаль или подавленность порой может принять форму пассивной самоизоляции. Ребенок может утратить всякий интерес к друзьям или к тому, что прежде доставляло ему радость, удовольствие. Он может снова испытывать страхи и фобии, например, боязнь темноты, которую он уже преодолел, или приобрести новые страхи. Он может снова начать страдать энурезом. Он может потребовать дополнительного внимания к себе и воспринимать почти как нетерпимые ежедневные вынужденные разлуки, связанные с посещением детского сада или школы, и т.д. Могут появиться различные физические симптомы, такие, как боли в животе, или возникнуть проблемы, связанные с усидчивостью и способностью сосредоточиваться во время занятий.

Из всего выше сказанного следует, что ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, особенно болезненно реагируют на развод дети 5 – 7 лет. Развод родителей оказывает на ребенка много негативных последствий, которые отражаются на его эмоциональном состоянии: развитие недоверия и страх по отношению к окружающим, повышение тревожности, понижение самооценки, чувство неполноценности и развитие неврозов.

Основным условием нормального эмоционального развития детей признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним.

В психологической науке имеется значительное количество исследований, посвященных анализу эмоциональной сферы детей и детско-родительских отношений.

Если же вы оказались в позиции одного из родителей, то вам необходимо:

  • восстановить отношения с бывшим партнёром, как родители общего ребёнка вы должны действовать вместе. (Восстановить отношения только как родители, не нужно снова жениться, хотя……)

  • перестать критиковать вашего партнёра при ребёнке. Рассказывайте, насколько хорошим он был как отец (мать), в то время пока вы были вместе, для ребёнка это самый родной человек, и каждому ребёнку важно гордиться своими родителями (даже если на ваш взгляд гордиться нечем, вспомните хоть один случай, когда было хорошо, его и рассказывайте)

  • всячески способствовать и поддерживать инициативу обоих, чтобы они поддерживали общение (вас это общение может и не радовать, но для ребёнка это необходимо)

Уважаемые родители, педагоги-психологи нашей школы проводят диагностику психоэмоционального состояния детей с целью предотвращения развития негативного влияния кризисных ситуаций в семье. Вы можете обратиться за помощью к нашим специалистам и мы поможем преодолеть нелегкий период в вашей жизни.

Педагог-психолог Быкова Г.А.

Источник

К сожалению, ничего не вечно и любовная лодка может разбиться о быт или неразрешимые конфликты. В этой ситуации пара не должна забывать о том, что они не только две стороны конфликта, но еще и мама и папа. В зависимости от возраста, малыш или подросток по разному может воспринимать случившееся, но влияние развода на детей будет минимальным если:

  • Ребенок не один в семье. Маленькие дети становятся друзьями по несчастью и делятся друг с другом своим горем
  • Если климат в семье оставлял желать лучшего долгое время. Когда отец и мама постоянно скандалят и негатив сливают на ребенка, развод родителей может быть для него даже облегчением. Тем не менее, малыш или подросток все равно будет ощущать себя потерянным. В этом случае попробуйте объяснить ребенку, что так для семьи будет легче и добрая война хуже плохого мира
  • Если развод родителей будет мирным, без грязного белья и скандалов, а также вовлечения самого ребенка в конфликты семьи. В идеале, должны быть мирные переговоры и обсуждение всех проблем без истерики. В крайнем случае, выясняйте отношения на нейтральной территории и без детей
  • Влияние развода на детей зависит и от пола ребенка. Девочка из неполной семьи может быть неудачливой в личной жизни и не сможет строить нормальные отношения с мужчинами, если мать постоянно при ней оскорбляла бывшего мужа и её папу. Не стоит оскорблять отца при дочери: это может стать причиной убеждения, что все мужчины такие…

Развод и возраст ребенка

Дети разного возраста по-разному переживают расставание родителей.

  • Малыши до 3-х лет. Вам только кажется, что они ничего не понимают. Они очень эмпатичны и четко чувствуют эмоции мамы, кроме того, сейчас им нужна только безопасность, которую гарантируют именно мамы и папы. Разводу предшествует нервная обстановка в семье, а после кроха испытывает куда более сильный стресс. Выражаться это может в неконтролируемом поведении и возбужденности. На физиологическом уровне это проявляется как кожные болезни (дерматиты, диатезы), энурез, проблемы со сном и аппетитом, страх перед одиночеством. Как себя вести? Просто чаще брать малыша на руки и постоянно успокаивать, ну, и позволять папе контактировать с крохой.
  • От 3-х до 5-ти. Психологи считают, что это самый восприимчивый возраст и развод родителей чреват серьезными последствиями. Впрочем, бывает по-разному. Дети младшего дошкольного возраста много фантазируют и создают свой мир внутри, сейчас играет огромную роль общение ребенка с родителем противоположного пола. Плюс добавьте возрастной кризис. Из-за детского эгоцентризма и активного формирования совести ребенок может решить, что это он виноват в расставании мамы и папы, особенно если в семье принято впутывать малыша в конфликты. В чем это может выражаться? В усилении детского негативизма, характерного для детей в 3-4 года, в снижении самооценки и демонстративном поведении. Может ребенок и уйти в вымышленный мир, где живут опасные существа. Что делать? Показывать ребенку, что он все равно любим и не лишать контактов с родителем. Хотя бы на его глазах продолжать играть в хороших родителей и совместно радовать его: водить в парки и центры развлечений только вдвоем.
  • 6-9 лет. Дети уже понимают, что такое развод, пусть и по-своему. Причину расставания родителей (а они сейчас для него идеал женщины и мужчины), они находят только в себе: в своих плохих оценках, капризах, плохом поведении. Сейчас ребенком движет комплекс вины и страх. Ему может казаться, что родители скоро сойдутся, иногда они могут пытаться помирить маму и папу. Что делать сейчас? С таким ребенком уже можно разговаривать как со взрослым. Убедите ребенка, что его вины нет ни в чем, можете обратиться к психологу. Не заставляйте его выбирать между папой и мамой, пусть он близко общается с обоими родителями.
  • 10-12 лет. Семья кажется ребенку чем-то неделимым , и даже если они пытаются отдалиться от нее, ища себя в дружбе с одноклассниками или товарищами по двору, разрушение семьи будет казаться им трагедией. Ребенок может встать на сторону матери или папы, считая кого-то из них абсолютно правым и хорошим, а кого-то — плохим. В дальнейшей жизни это может вылиться в ненависть к мужчинами или женщинам. Еще одна проблема — сравнение себя с другими: почему у друзей есть папы, а у меня нет. Будьте готовы и к тому, что «безотцовщину» могут за это высмеивать в школе. Дети уже не винят себя в том, что случилось, но надеются, что все вернется к прежней жизни. Что делать? Здесь как никогда будет уместна помощь психолога. Если есть проблемы с одноклассниками, должен прийти папа и разобраться с ними по-мужски. Не унижайте бывшую половинку, не оскорбляйте её при ребенке и разрешайте контакты. Не настраивайте подростка против того, кто развод инициировал.
  • Подростковый возраст. Расставание родителей они могут переносить по-детски, но последствия для жизни могут быть весьма серьезными. Реакция на расставание мамы и папы может быть самой непредсказуемой: депрессии выливаются в побеги из дома, хулиганство и прочие безумные поступки. В этом возрасте вообще переоцениваются любые идеалы, а когда на фоне этого всего разрушается семья, пропадает и вера в любовь. Иногда школьник может просто озлобиться.
Читайте также:  Центр развития ребенка мдоу 13 олененок

Как помочь? Только общаться с психологом, причем лучше, если все семьей. Не сливайте на подростка негатив и не контролируйте каждое его телодвижение. Даже если школьник 13-17 лет игнорирует родителей, давайте знать ему, что вы его любите.

Что делать можно и чего делать нельзя

Вне зависимости от возраста чада, при разводе ни в коем случае не говорите ему, что его папа-капитан дальнего плавания (или о том, что мама – бродячая артистка). Со временем тайное станет явным, а дальше два варианта: либо всю жизнь ваши дети будут считать вас лгунами, либо ложь станет нормой для них. И лгать будут, в том числе, и вам тоже.

Нельзя настраивать ребенка против ушедшего родителя и запрещать контакты с ним – ребенок в таком случае становится орудием мести и с годами привыкнет чувствовать себя вещью. Хорошо, если вы с бывшей половинкой будете хотя бы нормально общаться. Нельзя подкупать детей даже самыми дорогими подарками и игрушками- только искренняя любовь.
Также интересно (ссылки кликабельны):

???? ???? Лучшие скидки на AliExpress. Закажи сегодня! ????

???? ???? Как похудеть быстро. ???? Жиросжигание для женщин и мужчин.

???? ???? Как спасти себе жизнь. Не банальные советы????

???? ???? Покупайте товары для здоровья по лучшей цене на iHerb! Используйте промокод BAW8881 и получите скидку 10% на первый заказ и 5% на все последующие ????

Что же делать можно?

Во-первых, разговаривать с малышом на его языке. Не слишком лезьте в душу, но пусть он рассказывает о своих переживаниях хотя бы настолько, насколько считает нужным. Обязательно нужно составить график посещения покинувшего семью родителя и придерживаться его четко. Тот из родителей, который покидает семью, должен оставить свой номер телефона ребенку, чтобы они могли пообщаться в любой момент.

Попросите родственников и друзей ребенка оказать ему поддержку и помощь. А если состояние вызывает беспокойство — обратитесь к детскому психологу. Занимайте ваше чадо: ходите на кружки, в театры и на мастер-классы. Главное — отвлечь его от печальных мыслей.

Но самое главное — разговаривайте с ребенком вдвоем. Сейчас вы должны объяснить ему, что в любом случае у него есть и мама, и папа, что не он виноват в том, что они друг друга разлюбили, но его они будут любить ВСЕГДА.

Если вам понравилась статья, то ставьте лайк, напишите свои мысли в комментариях и подпишитесь на мой канал (ссылка кликабельна), чтобы не пропустить новую, полезную информацию. Спасибо за вашу поддержку!

Источник