Деятельность учителя начальных классов по развитию ребенка

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Г.М. Королева, Л.Н. Пешкова, МКОУ Верхнехавская СОШ №1

Верхнехавского муниципального района Воронежской области [1].

В младшем школьном возрасте можно успешно формировать исследуемое качество, опираясь на характерные особенности психики младшего школьника. Психологами отмечается активное стремление ребенка к самостоятельности, проявляющейся в психологической готовности к самостоятельным действиям. У младших школьников возрастает потребность в самостоятельности, они хотят обо всем иметь свое собственное мнение, быть самостоятельными в делах и оценках.

Характеризуя самостоятельность младшего школьника, мы отмечаем еще недостаточно устойчивый и во многом ситуативный характер отдельных ее проявлений. Что связано с психическими особенностями данного возраста. Стремление к активной деятельности и самостоятельности определяют характерные качества психики младшего школьника: эмоциональность, впечатлительность, подвижность. Вместе с тем детям присуща внушаемость и подражательность. Отмечена и такая особенность характера младшего школьника как импульсивность, склонность незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, по случайным поводам, не подумав и не взвесив всех обстоятельств. Младшие школьники очень эмоциональны, они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление. Школьники очень непосредственны и откровенны в выражении радости, печали, страха. Их отличает большая эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения. Самостоятельность является очень важным волевым качеством. Чем меньше школьники, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим. В некоторых случаях отсутствие самостоятельности приводит к повышенной внушаемости: дети подражают и хорошему, и плохому. Поэтому важно, чтобы примеры поведения учителя и окружающих людей были положительными.

Возрастные особенности младших школьников характеризуются формированием таких волевых качеств как самостоятельность, уверенность, настойчивость, сдержанность.

Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что к началу младшего школьного возраста дети достигают выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности: в игре, в познании.

В период обучения в начальной школе меняется тип ведущей деятельности: ролевая игра, в которой преимущественно развивается дошкольник, уступает место учению строго регламентированной и оцениваемой деятельности.

Самостоятельность ученика в учебной деятельности выражается, прежде всего, в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению. Она проявляется, например, в умении по-своему подойти к анализу сложных учебных задач и выполнению их без посторонней помощи. Самостоятельность школьника характеризуется известной критичностью ума, способностью высказывать свою собственную точку зрения, независимую от суждения других.

В младшем школьном возрасте большое место продолжают занимать игровая деятельность. Игра влияет на развитие личности ребенка. Она помогает младшему школьнику формировать навыки общения, развивает чувства, способствует волевой регуляции поведения. Дети, вступая в сложные взаимоотношения соревнования, сотрудничества и взаимной поддержки. Притязания и признания в игре учат сдержанности, рефлексии, воле к победе. Самостоятельность обнаруживается в замысле и в развертывании сюжетов сложных коллективных игр, в умении самостоятельно выполнить трудное и ответственное дело, порученное группе. Возросшая самостоятельность детей сказывается в их умении оценивать работу и поведение других ребят.

Ролевые игры младших школьников также играют значительную роль в формировании качеств личности. Играя, школьники стремятся овладеть теми качествами личности, которые привлекают их в реальной жизни. Так, слабоуспевающий школьник берет себе роль хорошего ученика и в игровых, облегченных по сравнению с реальными условиях, оказывается в состоянии выполнить ее. Положительным результатом такой игры является то, что ребенок начинает предъявлять к себе те требования, которые необходимы, чтобы стать хорошим учеником. Таким образом, ролевую игру можно рассматривать как способ побуждения младшего школьника к самовоспитанию.

Младшие школьники с удовольствием играют в дидактические игры. Дидактические игры не только способствуют развитию личностных качеств, но и помогают формированию учебных умений и навыков. В них имеются следующие элементы деятельности: игровая задача, игровые мотивы, учебные решения задач. В результате учащиеся приобретают новые знания по содержанию игры. В отличие от прямой постановки учебной задачи, как это происходит на уроках, в дидактической игре она возникает ‘как игровая задача самого ребенка. Способы же ее решения являются учебными. Элементы игры в процессе обучения вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают их активность. Младшие школьники с большим интересом выполняют те трудовые задания, которые носят игровой характер.

Проявление самостоятельности младших школьников рассматривается также и в труде. На уроках труда учащиеся часто работают неорганизованно: им мешает свойственная этому возрасту быстрая отвлекаемость и отсутствие самостоятельности: работа часто прекращается потому, что школьник сомневается, правильно ли он делает, решить это сам он не может, прерывает работу и немедленно обращается к учительнице за помощью. Когда школьник приобретает некоторые элементарные навыки и может работать самостоятельно, он начинает вносить в свой труд творческие моменты, отражающие его индивидуальные особенности.

Работать самостоятельно ученик сможет только тогда, когда приобретет нужные для выполнения данной работы навыки и умения, будет знать, как надо работать, укрепившиеся умения и знания начнет применять в новой обстановке, сам решая, как надо действовать и в какой последовательности. Решая практические задачи, при непосредственном участии учителя, учащийся развивает у себя самостоятельность. Некоторые дети сразу прекращают работу, если встречают затруднения, и ждут помощи учителя. Как правило, это те учащиеся, которые занимаются трудом только в школе, дома они ничего не мастерят, не выполняют никакой работы. Некоторые учащиеся, встретившись с трудностями в ходе работы, начинают думать, искать и добиваться самостоятельного решения вопроса. Не имея должных навыков и умений, эти школьники допускают ошибки, портят работу; не считаясь со своими возможностями, они начинают работать, не думая о том, к чему приведет их подобная деятельность.

Читайте также:  Правила развития мозга вашего ребенка джон медина fb2

Самостоятельная деятельность младших школьников протекает в самых различных формах. Это может быть самостоятельная познавательная деятельность, работа на учебно-опытном участке, самостоятельное чтение, наблюдение, подготовка ответов на вопросы. Характеризуя самостоятельность младших школьников, следует также отметить и достаточно устойчивый характер ее проявления.

Ведущим видом деятельности младших школьников является учебная деятельность. Значимым видом деятельности остается игра. Исходя из психологических особенностей данного возраста, можно сделать вывод что самостоятельность, как волевое качество младших школьников проявляется в трудовой, игровой деятельности, в общении, в коллективе сверстников, в семье.

Все вышеизложенное следует учитывать при формировании самостоятельности как ведущего качества личности младшего школьника.

Формирование, самостоятельности как личностного качества — длительный и сложный процесс, который осуществляется как в школе (уроки, внеклассные мероприятия, общественно — полезный труд), так и в семье. Рассмотрим возможности формирования самостоятельности младших школьников в учебной деятельности.

Учебная деятельность в младшем школьном возрасте оказывает большое влияние на общее развитие, формирование психических процессов, состояний и свойств, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, в том числе и рассматриваемого нами качества. «Обучение,- отмечает Д.Б.Эльконин, — как основа усвоения выработанных обществом способов действий с предметами, задач и мотивов человеческой деятельности, норм отношений между людьми, всех достижений культуры и науки — всеобщая форма развития ребенка. Вне обучения не может быть никакого развития». Понимание смысла учебной деятельности обеспечивает участие младшего школьника в ней по собственной инициативе.

Одним из средств формирования самостоятельности младших школьников является самостоятельная работа. По мнению П.И. Пидкасистого, самостоятельная работа — это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.

В соответствии с уровнем самостоятельной продуктивной деятельности учащихся выделено 4 типа самостоятельных работ, каждый из которых них свои дидактические цели.

Самостоятельные работы по образцу необходимы для формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Они формируют фундамент для подлинно самостоятельной деятельности ученика.

Реконструктивные самостоятельные работы учат анализировать события, явления, факты, формируют приёмы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников.

Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика. Вариативные самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, формируют творческую личность.

Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эти работы закрепляют навыки самостоятельного поиска знаний, являются одним из самых эффективных средств формирования творческой личности.

Самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания.

Формирование самостоятельности младших школьников происходит в различных видах деятельности. Чем в большем количестве видов развивается самостоятельность, тем более успешным будет ее становление. Формирование самостоятельности ребенка осуществляется в учебной деятельности, которая является целенаправленной, результативной, обязательной, произвольной. Она оценивается окружающими и поэтому определяет положение школьника среди них, от чего зависит и его внутренняя позиция, и его самочувствие, эмоциональное благополучие. В учебной деятельности у него формируются навыки самоконтроля и саморегуляции.

Таким образом, применение на практике разнообразных видов самостоятельных работ способствует совершенствованию умений работать самостоятельно и развитию самостоятельности ученика. Однако любая работа должна начинаться с осознания учащимися цели действий и способов действий. Все виды самостоятельной деятельности младших школьников имеют большое значение. Трудно, невозможно переоценить работу ученика с книгой. Выполнение письменных упражнений, написание сочинений, рассказов, стихов и тому подобное – это самостоятельные творческие работы, требующие большей активности, работоспособности.

Литература

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: учеб./А.Г.Асмолов. — М.: изд-во МГУ. — 1990. — С. 367.
  2. Гагарина С.Ф. Активизация учебно-творческой деятельности младших школьников на уроках трудового обучения/С.Ф.Гагарина// Пачатковая школа. — 2007. — № 9. — С.65-66
  3. Зимняя И.А. Основы педагогической психологии / И.А.Зимняя. — М.: Просвещение, 1980. — С. 39-54.
  4. Калинина Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие: практ. пособие /Н.В.Калинина, С.Ю.Прохорова. — М.: АРКТИ. — 2008. — С.80.
  5. Крупская Н.К. Пед. сочинения. В 11-ти томах / Н.К.Крупская. — М.: Т.3. — С.83.
  6. Кудейко М.В. Развитие творческой активности младших школьников на занятиях художественным конструированием / М.В.Кудейко // Пачатковая школа. — 2009. — № 2. — С.6-9
  7. Люблинская А.А. Детская психология: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение. — 1971. – 415 с.
  8. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество / А.М.Матюшкин. — М., 2003. – 720 с.
  9. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Д.Б.Эльконин. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК». — 2001. – 416 с.

[1]© Королева Г.М., Пешкова Л.Н., 2015

Источник

ФГОУ – СОШ №21 МО РФ Чекирова Светлана Евгеньевна

Выступление на педсовете 27 марта 2014 г.

Читайте также:  Теория развития психики ребенка выготского

 Тема: Деятельность, успехи и проблемы начальной школы.

  Презентация «Деятельность, успехи и проблемы начальной школы»

        Педсовет сегодня проводит МО учителей начальной школы «Родничок», такое название мы выбрали своему МО не случайно, ведь именно мы стоим у истоков нашего всеобщего среднего образования, учителя начальной школы первыми встречают детей на длинной дороге, ведущей в мир знаний. Наш педсовет сегодня называется так «Деятельность, успехи и проблемы начальной школы», нам хотелось бы и мы очень надеемся, что сегодня состоится конструктивный полезный диалог, в котором не будет прокурора – обвинителя и адвоката – защитника, ведь мы с Вами делаем одно общее дело, где нельзя ничего стереть и начать заново.

Об учителях начальной школы вспоминают, чаще всего в трех случаях: когда надо поговорить о преемственности, когда надо провести «Последний звонок»  и когда дети звонкими голосами и своими творениями из бисера, тряпочек или резаной бумаги должны довести до умиления гостей и родителей.

        Учителя начальной школы принимают участие в вечной гонке по проведению и разработке мероприятий, проектов, проводят инструктаж, диагностику, составляют программы, планы и отчеты, когда им положено, по очереди  дают открытые  уроки, оформляют в школе и в классе двери, окна, потолки,  балки, коридоры, стенды, надписывают многочисленные грамоты для всей школы, проводят экскурсии и посещают музеи, проводят необходимые беседы о том, как чистить зубы и переходить улицы, учат, сколько клеточек надо отступать справа или слева, сажают цветы и т.д., учителя МО поражают всех своими выступлениями на   школьных капустниках, в общем, мы люди скромные, не будем много говорить о себе, наша работа у всех на виду, вы с ней сталкиваетесь каждый день. Каждый учитель в нашей начальной школе имеет свой почерк, свой стиль.

Учителя среднего и старшего звена нечастые гости в начальной школе, обычно они приходят только тогда, когда им надо выступить с докладом, — это посещение уроков по плану, потом видят наших учеников в четвертом классе, когда приходят познакомиться с классом.

Я предлагаю Вам побывать на уроке в 1-ых классах, познакомиться с Рафаэлем и другими детьми, чтобы понять, как нам приходится работать, чтобы представить, какими дети приходят к нам и какими они от нас уходят. Я понимаю, что сейчас каждый из вас скажет, что у него тоже есть «свой Рафаэль»,  мы не сравниваем вашу работу с нашей, мы просто хотим, чтобы вы знали, что за 4 годы можно сделать многое, но не все, остальное мы предлагаем сделать Вам.

Наше МО тесно  сотрудничает с другими МО, на протяжении 5 лет мы проводили большую работу с МО «Телурий», результаты видны уже сейчас в 6 классах, часто встречаемся с МО словесников.

В чем же заключается деятельность учителя начальной школы?

Об этом нам расскажут учителя начальной школы Светлана Евгеньевна и Наталья Викторовна.

            Все тайны и чудеса закладываются и рождаются в начальной школе и, если детям не повезло с первой учительницей, то они потом на долгие годы или навсегда становятся заложниками этого невидимого, неощутимого, но трагического прошлого, ломающего их будущее.

В начальной школе нельзя спрятаться за предмет, нельзя строгостью добиться правды, благородства и любви – здесь только сочетание преданной души и терпеливого желания не работать, а создавать вместе  с родителями, вместе с детьми, то новое и прекрасное, из чего вырастает счастливый, развитый, знающий, здоровый, культурный человек.  

 Успехи начальной школы

А теперь перейдем к проблемам. О проблемах логопедического плана расскажет логопед.

        Выступления учителей.

Чекирова С.Е.

Анализ педагогической деятельности учителя начальных классов.

Целью педагогической деятельности является развитие личности ребёнка.

В основе успешного развития личности лежит познавательный интерес.

Познавательный интерес — важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения.

Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника.

В первые годы обучения в школе очень заметно их развитие. Надо всегда помнить, что познание идёт от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению.

Для формирования учебных интересов надо соблюдать принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность.

Становление личности школьников прежде всего происходит на уроке. Надо активизировать познавательную деятельность ребят и повышать интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу; дифференцированный подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу.

Задания и материалы подбираются так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.

Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в работе каждого учителя начальной школы. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонёк пытливости.

В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Надо помочь каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа.

Прекрасным средством воспитания и обучения является игра.

Для этого ученика надо поставить в условия поиска, пробудить интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила.

Читайте также:  Стадия роста и развития ребенка

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других. Правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию познавательных интересов, развитию познавательных способностей, овладению приёмами процесса познания.

Через решение творческих задач разной степени трудности, многовариативных заданий обеспечивается развитие логического мышления, прививаются навыки самоорганизации и самопроектирования.

В результате, обсуждая разные варианты поиска путей решения, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой вариант ответа. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения задач оказываются рациональными, а другие — нет. А ещё они учатся внимательно слушать и слышать друг друга.

Постоянный анализ достижений учеников — обязательное условие работы.

Важным условием работы является улыбка и доброе слово.

А сколько прибавляют они и уроку, и ребёнку! Искренней любовью можно завоевать доверие детей, а значит, право воспитывать и учить.

На современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования.

Процесс информатизации образования, который является одновременно основным требованием и результатом развития современного общества, ставит перед каждым учителем новые задачи:

овладеть навыками работы с компьютерной техникой и методикой применения компьютера как средства обучения,

ориентироваться в возросшем потоке информации, уметь ее находить, перерабатывать и использовать, научить детей пользоваться информацией

Для реализации поставленных задач учителя начальных классов овладели основами   необходимых  знаний  и  накопили  опыт  по   практическому использованию компьютерных технологий, научились применять их в учебном процессе.

Невозможно все уроки строить, используя информационные технологии. Да это и не нужно. У обычных рабочих уроков своя специфика, цели другие. Но на большинстве уроков компьютерные технологии — главные помощники!

Основные цели использования компьютерных технологий на уроках: повышение мотивации к учебе, углубление знаний, развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде.

Надо стремиться строить обучение так, что успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Давать шанс самым неуверенным учащимся.

Каждый учитель начальных классов — это и классный руководитель. Целью воспитательной работы является создание условий для развития многогранной творческой личности.

Методика воспитательной работы строится на коллективной творческой деятельности.Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности проводятся воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность. Учащиеся начальной школы активно участвуют во всех школьных мероприятиях.

Некоторые учителя, начиная с первого класса, ведут летопись класса. Это альбом, в котором фотографии, грамоты со всех мероприятий.

Каждым учеником ведётся портфолио, которое представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.

Огромную роль в воспитании детей играют родители, которых надо постараться организовать и объединить. Вообще, чем дружнее и сплочённее родители, тем дружнее дети. Родители принимают активное участие во всех классных мероприятиях, помогают в организации и проведении, а детям в подготовке мероприятий. Родители живут жизнью класса вместе с детьми. За период обучения в начальной школе проводися множество внеклассных мероприятий.

Мастер – класс от учителей  начальной школы

            Перед тем, как зачитать решение педсовета, мне хотелось бы  поблагодарить всех учителей за активную работу на педсовете и рассказать Вам еще одну притчу.

Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец, улыбнувшись, сказал: «Завтра вы узнаете об этом».

         На следующий день ученики собирались провести некоторое время у подножья горы. Ранним утром отправились они в путь. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солеными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики стали осматривать окрестность в поисках пресного источника воды. Так и не найдя его, вернулись обратно. Мудрец, подойдя к ним, произнес: «Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом». Ученики радостно поспешили туда, и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды.

Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног. «Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода?» — изумились ученики. Мудрец ответил «Я выполнял свою задачу. Сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно».

             «Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример?» — спросили ученики. «Нет. Главная моя задача воспитать в ученике человечность и доброту, — сказал Учитель и улыбнулся. — И принесенная вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно…».

Источник