Роль детского коллектив в воспитании и развитии ребенка

Роль детского коллектив в воспитании и развитии ребенка thumbnail

КОЛЛЕКТИВ
КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ

§ 1. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности

Принципиальное
отличие отечественной теории и практики
организации педагогического процесса
от зарубежных, преимущественно
индивидуалистических, концепций — в его
подлинно коллективистских основах.
Противники коллективистического
воспитания выдвигают в качестве аргумента
факт якобы изначально предопределенной
нивелировки воспитанников коллектива,
покушения на индивидуальность. Между
тем диалектика коллективного и
индивидуального в воспитании очевидна.

Процессы
развития личности и коллектива неразрывно
связаны друг с другом. Развитие личности
зависит от развития коллектива, его
уровня развития, структуры сложившихся
в нем деловых и межличностных отношений.
С другой стороны, активность воспитанников,
уровень их физического и умственного
развития, их возможности и способности
обусловливают воспитательную силу и
воздействие коллектива. В конечном
итоге коллективное отношение выражено
тем ярче, чем более активны члены
коллектива, чем полнее они используют
свои индивидуальные возможности в жизни
коллектива.

Развитие
творческой индивидуальности детей и
подростков взаимосвязано с уровнем их
самостоятельности и творческой активности
внутри коллектива. Чем самостоятельнее
ученик в коллективной общественнополезной
деятельности, тем выше его статус в
коллективе и тем выше его влияние,
оказываемое на коллектив. И наоборот,
чем выше его статус, тем плодотворнее
влияние коллектива на развитие его
самостоятельности.

Развитие
личности и коллектива — взаимообусловленные
процессы. Человек живет и развивается
в системе отношений с природой и
окружающими его людьми. Богатство связей
предопределяет духовное богатство
личности, богатство связей и общения
выражает общественную, коллективную
силу человека.

§ 2. Формирование личности в коллективе — ведущая идея в гуманистической педагогике

Разработка
теории коллектива в трудах отечественных
педагогов.

С
первых лет создания советской школы
одной из центральных ее задач было
создание самодеятельного сплоченного
коллектива школьников. В «Основных
принципах единой трудовой школы»
подчеркивалось, что «в воспитании
самой прекрасной задачей является
создание школьного коллектива, спаянного
радостным и прочным товариществом…»
[1]. Необходимость развития коллективизма
у учащихся в условиях целенаправленной
учебно-воспитательной работы широко
пропагандировали А.В.Луначарский,
Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, СТ.Шацкий и
другие видные педагоги и общественные
деятели.

Основной
целью воспитания, считал А.В.Луначарский,
должно быть всестороннее развитие такой
личности, которая умеет жить в гармонии
с другими, которая умеет содружествовать,
которая связана с другими сочувствием
и мыслью социально. «Мы хотим, — писал
он, — воспитать человека, который был бы
коллективистом нашего времени, жил бы
общественной жизнью гораздо больше,
чем личными интересами» [2]. В то же
время он отмечал, что только на основе
коллектива могут быть развиты наиболее
полно особенности человеческой личности.
Воспитывая индивидуальность на базе
коллективизма, необходимо обеспечить
единство личной и общественной
направленности, считал А.В.Луначарский.

Н.К.Крупская
дала всестороннее обоснование преимуществ
коллективного воспитания детей и
подростков. В своих многочисленных
статьях и выступлениях она раскрыла
теоретические основы и показала
конкретные пути формирования детского
коллектива. Н. К. Крупская рассматривала
коллектив как среду развития ребенка
и придавала большое значение
организационному единству детей в
условиях коллективной деятельности.
Тщательную теоретическую проработку
в ее трудах получили многие проблемы,
имеющие большое практическое значение.
К ним прежде всего относятся такие, как
активная позиция ребенка в установлении
коллективистских отношений; связь
детского коллектива с широкой социальной
средой; самоуправление в детском
коллективе и методические основы в его
организации и др.

Теория
коллективного воспитания получила
практическое воплощение в опыте первых
школ-коммун. Одной из таких школ в составе
Первой опытной станции по народному
образованию руководил С. Т. Шацкий. Он
на практике доказал возможность
организации школьного коллектива и
подтвердил действенность первичного
школьного коллектива как эффективной
формы организации воспитанников,
открывающей широкие перспективы для
всестороннего развития личности каждого
ребенка. Опыт первых школ-коммун оказал
большое влияние на становление
коллективистической системы воспитания
в масштабах всей страны. В современной
педагогической литературе он
рассматривается как эксперимент, намного
опередивший в то время практику
воспитания.

Особо
весомый вклад в разработку теории и
практики коллектива внес А. С. Макаренко.
Он доказал, что «никакой метод не
может быть выведен из представления о
паре: учитель+ученик, а может быть выведен
из общего представления об организации
школы и коллектива» [1]. Он первым
глубоко обосновал стройную концепцию
воспитательного коллектива, пронизанную
гуманистическими идеями. Педагогические
принципы, положенные им в основу
организации детского коллектива,
обеспечивали четкую систему обязанностей
и прав, определяющих социальную позицию
каждого члена коллектива. Система
перспективных линий, принцип параллельного
действия, отношения ответственной
зависимости, принцип гласности и другие
были направлены на то, чтобы вызвать
лучшее в человеке, обеспечить ему
радостное самочувствие, защищенность,
уверенность в своих силах, сформировать
постоянную потребность движения вперед.

Читайте также:  Центры развития ребенка в сочи

Последовательное
развитие идеи А.С.Макаренко получили в
педагогических трудах и опыте В. А.
Сухомлинского. Усматривая задачу школы
в обеспечении творческого саморазвития
личности школьника в коллективе, он
предпринял и реализовал удачную попытку
построения целостного педагогического
процесса. В основу своей воспитательной
системы творческого развития личности
В.А.Сухомлинский положил идею направленного
развития у ребенка субъектной позиции.

Многолетняя
педагогическая деятельность В. А.
Сухомлинского в качестве директора
школы и учителя позволила ему сформулировать
совокупность принципов, которые должны
быть положены в основу формирования
школьного коллектива: организационное
единство школьного коллектива; руководящая
роль школьного коллектива; руководящая
роль педагога; богатство отношений
между учениками и педагогами, между
учениками, между педагогами; ярко
выраженная гражданственность духовной
жизни воспитанников и воспитателей;
самодеятельность, творчество, инициатива;
постоянное умножение духовных богатств;
гармония высоких, благородных интересов,
потребностей и желаний; создание и
заботливое сохранение традиций, передача
их от поколения к поколению как духовного
достояния; интеллектуальное, эстетическое
богатство взаимоотношений между школьным
коллективом и другими коллективами
нашего общества; эмоциональное богатство
коллективной жизни; дисциплина и
ответственность личности за свой труд
и поведение [1].

Разработка
теории коллектива на современном этапе.
С начала 20-х до 60-х гг. XX в. проблема
коллектива считалась традиционно
педагогической, хотя отдельные аспекты
коллективной жизни изучались и в рамках
других наук. С начала 60-х гг. интерес к
коллективу в силу изменившихся
социально-политических условий проявился
со стороны всех общественных наук.
Философия исследует коллектив как
социальную общность людей в его отношении
к личности, закономерности и тенденции
соотношения личного и общественного
интереса и их учет в управлении развитием
общества. Социальная психология
интересуется закономерностями
коллективообразования, взаимоотношениями
коллектива и личности на психологическом
уровне, структурой и становлением
системы деловых и личных, интерперсональных
связей и отношений. Социологи изучают
коллектив как социальную систему в
целом и как систему более низкого порядка
по отношению к системе более высокого
уровня, т.е. к обществу. Юриспруденция
и ее отрасль — криминалистика рассматривают
коллектив как одну из разновидностей
социальных групп с позиции среды,
формирующей мотивы и условия отступления
от норм общественной жизни. Педагогику,
как и раньше, интересуют вопросы создания
коллектива и использования его
возможностей для гармоничного развития
личности, т.е. как инструмента для
целенаправленного влияния на личность
не непосредственно, а опосредованно
через коллектив.

В
последние десятилетия педагогические
исследования были направлены на выявление
наиболее эффективных форм организации,
методов сплочения и формирования
воспитательных коллективов (Т.Е.Конникова,
Л.И.Новикова, М.Д.Виноградова, А.В.Мудрик,
О.С.Богданова, И.Б.Первин и др.), на
разработку принципов и методов
стимулирования коллективной деятельности
(Л.Ю.Гордин, М.П.Шульц и др.), развитие
воспитательных функций коллектива и
самоуправления в нем (В.М.Коротов и др.),
разработку педагогической инструментовки
деятельности коллектива (Э.С.Кузнецова,
Н.Е.Щуркова и др.).

Современная
концепция воспитательного коллектива
(Т. А. Куракин, Л. И. Новикова, А. В. Мудрик)
рассматривает его как своеобразную
модель общества, отражающую не столько
форму его организации, сколько те
отношения, которые ему присущи, ту
атмосферу, которая ему свойственна, ту
систему человеческих ценностей, которая
в нем принята. При этом детский коллектив
рассматривается как модель, в которой
отражаются отношения сегодняшнего дня
общества и тенденции его развития. Для
общества детский коллектив, будучи его
ячейкой, является средством достижения
стоящих перед ним воспитательных задач,
а для ребенка он выступает прежде всего
своеобразной средой его обитания и
освоения опыта, накопленного предшествующими
поколениями [1].

В
настоящее время исследуются такие
вопросы теории коллектива, как массовое,
групповое и индивидуальное в коллективе,
проблема коллективного целеполагания;
формирование социальной направленности
личности и развитие творческой
индивидуальности членов коллектива;
идентификация и обособление в коллективе
в их единстве; единство педагогического
руководства, самоуправления и
саморегуляции; тенденции развития
коллектива как субъекта воспитания и
др. В основе сплочения детского коллектива
может лежать не только труд, но и общение,
познание, игра и другие виды деятельности,
организации которых необходимо уделять
специальное внимание.

Роль
детского коллектива в развитии личности.
Детский коллектив — основная база
накопления детьми позитивного социального
опыта. Опыт приобретается воспитанником
в семье, через общение со сверстниками
в неорганизованных внешкольных условиях,
через средства массовой информации,
чтение книг и другие источники. Однако
только в коллективе его освоение
специально планируется и направляется
педагогами-профессионалами. Ребенок с
поступлением в школу становится членом
многих коллективов, часть из которых
он выбирает самостоятельно (кружки,
секции и т.п.), а членом других и прежде
всего классного коллектива он становится
в силу определенных условий. Как член
общества и коллектива воспитанник
вынужден принимать те правила и нормы
взаимоотношений, которые свойственны
тому или иному коллективу. Он не может
их игнорировать или пренебрегать ими
уже потому, что хочет быть принятым
коллективом, занять в нем удовлетворяющее
его положение и эффективно осуществлять
свою деятельность. Это вовсе не означает,
что школьник пассивно должен
приспосабливаться к сложившимся или
складывающимся отношениям. Если он
убежден в своей правоте, он должен занять
активную позицию и не только высказывать
свою точку зрения, противоположную
мнению большинства, но и отстаивать ее
перед коллективом. Таким образом,
коллектив открывает возможности
накопления опыта коллективного поведения
в позициях подчинения, активного
противопоставления и руководства. В
конечном итоге это должно привести к
формированию таких социально ценных
качеств, как гражданственность, гуманизм,
инициативность, ответственность,
социальная справедливость и др.

Читайте также:  Ребенок в 4 месяца развитие и питание при искусственном вскармливании 2016г

Проявляя
социальную активность, каждый воспитанник
воспринимает для себя коллектив как
арену для самовыражения и самоутверждения
себя как личности. Благодаря педагогическому
руководству коллективной жизнедеятельностью
стремление утвердиться в своих глазах
и глазах сверстников находит в коллективе
благоприятную почву. Только в коллективе
формируются такие существенные личностные
характеристики, как самооценка, уровень
притязаний и самоуважение, т.е. принятие
или неприятие себя как личности.

Воспитательный
коллектив, по определению И.Ф.Козлова,
специально исследовавшего творчество
А. С. Макаренко, — это научно организованная
система воспитывающей детской жизни.
Организация коллективной
учебно-познавательной, ценностно-ориентационной
деятельности и общения создает условия
для формирования и упражнений в проявлении
интеллектуальной и нравственной свободы.
Только в коллективной жизнедеятельности
формируются интеллектуально-нравственные
ориентации личности, ее гражданская
позиция и целый ряд общественно значимых
умений и навыков.

Ничем
не заменима роль коллектива в организации
трудовой деятельности детей. В условиях
коллектива она стимулирует проявление
взаимоответственности за конечные
результаты труда, взаимопомощи. Через
участие в трудовых делах воспитанники
включаются в экономические отношения
и становятся их активными участниками.
Школьники узнают об экономических
проблемах предприятий, арендных и
подрядных коллективов. Познание
практической экономики, соединенное с
участием в труде на предприятиях, в
трудовых коллективах, обеспечивает
воспитание у детей коллективизма и
творческого отношения к труду.

Коллективная
жизнедеятельность школьников открывает
практически неограниченные возможности
для реализации физического и художественного
потенциала личности. Физкультурно-оздоровительная
и художественно-эстетическая деятельность,
организуемая в условиях свободного
общения, стимулирует содержательный
обмен духовными ценностями, формирование
эстетического отношения к действительности,
овладение широким спектром специальных
знаний, умений и навыков. Эти виды
деятельности способствуют эмоциональному
развитию воспитанников, вызывая чувства
коллективного сопереживания, сочувствия,
совместного ощущения эмоционально-нравственной
атмосферы и ее сотворчества.

Роль
коллектива в развитии личности состоит
и в том, что он открывает возможности
практического освоения демократических
форм организации жизнедеятельности.
Прежде всего это реализуется через
активное участие в школьном самоуправлении
и многообразной общественной жизни.
Педагогически ориентированный коллектив
создает благоприятные возможности для
формирования социально ценной личности
и проявления ее индивидуальности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Коллектив как социокультурная среда воспитания и развития

Термин «коллектив» произошел от латинского collectives — собирательный. Он означает социальную группу, объединенную на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации и совместной деятельности.

В реальной жизни существуют разные коллективы: учебные, производственные, студенческие, спортивные и др. Коллективы могут быть одновозрастные и разновозрастные, первичные (класс, студенческая группа) и общие, объединяющие несколько первичных коллективов (например, общешкольный коллектив).

Коллектив — это развивающаяся социальная система. В зависимости от уровня развития различают складывающийся коллектив, т. е. находящийся в процессе своего становления (например, детский коллектив), и сложившийся, «зрелый» коллектив, т.е. коллектив с выработанной системой общественно значимых целей, четкой структурой деловых отношений и форм совместной деятельности, органами самоуправления (например, производственный коллектив, бригада, цеховой коллектив и т.п.).

Современный воспитательный процесс в образовательных учреждениях разного типа и уровня (детский сад, школа, лицей) ориентирован на ценности гуманизма, сотрудничества, творческого взаимодействия, свободы и ответственности в воспитании ребенка.

Средством осуществления этих ценностных ориентации становится детский коллектив как социальная общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями.

Первым коллективом для ребенка, воспитывающегося в общественной системе образования, становится группа детского сада, затем школьный класс, внешкольные коллективы, учебная группа колледжа или вуза и т. п.

Индивидуальность ребенка, подростка, юноши формируется в результате последовательного включения в различающиеся по уровню развития коллективы — общности, доминирующие на разных возрастных ступенях.

Идет ли речь о переходе ребенка из детского сада в школьный класс, подростка в новую социальную молодежную группу, абитуриента в студенческий коллектив, всегда происходит освоение разнообразных норм коллективной жизни, установление взаимодействия и выделение индивидуальности в новой среде.

Читайте также:  Рекомендации по развитию одаренности ребенка

Разумеется, само по себе пребывание в коллективе еще не гарантирует формирования у ребенка социально-ценностных качеств. Все зависит от того, каковы культурные основы, на которых строятся коллективные отношения, насколько полно и разносторонне ребенок может реализовать в коллективе свои способности и стремления.

Важно, чтобы детский коллектив способствовал освоению социальных норм, традиций, способов сотрудничества и ценностных ориентации, составляющих культурное достояние общества. Под руководством педагога детский коллектив становится развивающей социокультурной средой жизнедеятельности учащихся,

обеспечивающей вхождение в мир культуры отношений, сотрудничества, сотворчества.

Общение детей в коллективе активизирует их социальное созревание. В коллективе проявляется процесс взаимного обогащения, развития его участников. Каждый член коллектива, с одной стороны, привносит в коллектив свой индивидуальный опыт, способности, интересы, с другой стороны, активно впитывает в себя то новое, что несут другие. В результате происходит расширение внутреннего мира каждого ребенка посредством приобщения к тому, что составляет проявление внутреннего мира других членов коллектива.

Диалектика человеческих взаимоотношений такова, что, воздействуя на другого, человек меняется сам. Воспитательно-развивающий эффект общения и сотрудничества детей в коллективе в большой мере определяется уровнем их культурно-нравственного развития. Чем более культурно развитым и духовно богатым становится ребенок по мере своего общего развития, тем более возрастают возможности его положительного влияния на других.

Педагог задает культурную атмосферу процесса взаимного влияния детей в коллективе и обеспечивает условия, в которых каждый ребенок раскрывается со стороны своих лучших качеств, способностей и тем самым оказывает благотворное влияние на остальных.

В детском коллективе в совместной деятельности осуществляются обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируются эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами.

В непосредственном общении в коллективе ребенок приобретает умение поставить себя на место другого, воспроизвести в своем сознании логику и мотивы его поведения, пережить общие чувства, понять смысл его поступков и действий. Через сопоставление с другими открывается возможность для осознания индивидом себя как субъекта деятельности, познания и чувств. В этом сравнении себя через оценку других заложен механизм формирования самосознания человека, понимания своей индивидуальности.

В коллективе ребенок входит в широкую систему отношений. Взаимодействие детей разворачивается на информационном, дея-тельностном и эмоциональном уровне. Информационный уровень предполагает взаимодействие детей в процессе обмена информацией, обсуждения возникших проблем, совместного поиска решений, прогнозирования и планирования будущего. На деятелъностном

уровне взаимодействие в коллективе разворачивается как сотрудничество детей в различных видах коллективной деятельности по интересам, в разработке и практической реализации совместных проектов (театральная постановка, выставка игрушек для малышей и т.п.), в корректировке действий, направленных на достижение общих целей. Эмоциональный уровень взаимодействия в коллективе отражает доминирующие эмоциональные состояния детей, их совместные переживания, отношения симпатий или антипатий между членами коллектива, гуманистические и общественно значимые мотивы.

Чем разнообразнее и содержательнее взаимодействия детей в коллективе, тем активнее идет их социальное созревание и формирование коммуникативной культуры.

В детском коллективе, объединенном интересной содержательной деятельностью, дружескими отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний, у детей формируются чувство психологической защищенности, душевного комфорта, что, в свою очередь, способствует проявлению творческой инициативы и вклада каждого в коллективную жизнь. Такой коллектив вызывает у детей чувство гордости и радости общих достижений. Именно о таком коллективе часто вспоминают с большой теплотой его бывшие участники. (Воспоминания о бывшем школьном классе, студенческой группе, внешкольном коллективе и т. п.)

Осуществляя руководство детским коллективом, педагог учитывает две характерные тенденции, играющие важную роль в воспитании. С одной стороны, это стремление развивающейся личности ребенка к самоутверждению, к признанию и уважению себя со стороны других, к выделению своего «Я» в качестве автономного субъекта в коллективе. С другой стороны, это стремление ребенка к достижению психологической общности с другими, к совместной деятельности и общим достижениям.

Учитывая это, педагог всегда решает двуединую задачу — способствует развитию мотивов единения и общности детей в коллективе и создает условия для реализации индивидуальности и творческой самобытности каждой личности. Инициатива, творческая позиция личности, нарастание самостоятельности и самоуправления детей, ценностное содержание их совместной деятельности являются индикаторами воспитательного потенциала детского коллектива.

Рекомендуемые страницы:

Источник