Воображение в аспекте его развития у ребенка

Воображение в аспекте его развития у ребенка thumbnail

Воображение  — особенный психический процесс, выполняющий познавательную и терапевтическую функцию. Также это важный ресурс для формирования творческого мышления. Наиболее интенсивно протекает развитие воображения у детей дошкольного возраста, поскольку этот возрастной период благоприятен для становления данного процесса. 

Детское воображение и важность его развития

Умение представлять и воображать формируется на основе деятельности. Игра, рисование, лепка на том и построены, что нужно что-то или кого-то изображать.

Воображение как психический процесс заключается в перенесении функции одного объекта на другой, в умении представить целостный образ, опираясь на ограниченное количество деталей.

Воображаемый сюжет

Воображение дошкольника отличается от той же функции у взрослого. Это связанно с меньшим количеством рамок, которые накладываются на фантазию в дошкольном возрасте.

Особенности воображения дошкольника заключаются в том, что малышу просто отойти от действительности, чтобы объяснить непонятный факт или явление. Это тот цемент, который заполняет пока еще имеющие пробелы в знаниях и помогает лучше познать мир. Если дошкольник уже слышал, что в ракете летают космонавты, то его заинтересует и сам полет. Как проходит космический полет, дополнит его фантазия.

Воображая, дети расширяют границы собственного существования. Ребенок может стать пиратом, прекрасной принцессой, побывать на балу или перенести катастрофический шторм. Его не заботит, бывает ли так на самом деле, а увлекает процесс фантазирования. Даже выдуманные переживания обогащают нравственный и эмоциональный опыт.

С другой стороны, вымышленные образы у дошкольников довольно схематичные и стереотипные. Они наделяют воображаемых персонажей типичными чертами, позаимствованными из знакомых историй и сказок. Развитие воображения у детей нуждается в наполнении образного запаса и освоении новых способов преобразования материала и впечатлений.

Виды и функции воображения ребенка

В психологии различают познавательное и эмоциональное детское воображение. Эмоциональное направлено на регуляцию испытываемых чувств и становление личностного Я, а познавательное способствует пониманию окружающей действительности. Оба вида в младшем дошкольном возрасте задействуются непроизвольно. Только к 6 годам ребенок научается преднамеренно придумывать замысел, чтобы последовательно его реализовать.

Непроизвольное

Взрослые нередко поражаются свободным детским выдумкам и озадачиваются, почему ребенок не может или не хочет пофантазировать на заданную тему. Но до 5 лет причины исключительно объективные – младший дошкольник еще не умеет управлять своим воображением.

Образ проявляется в процессе

Непроизвольное воображение характеризуется тем, что замысел возникает стихийно и связан с предметами, историями или происшествиями, которые ребенка удивили и взволновали. Это может быть сказочный сюжет или герой из мультфильма, яркая игрушка или необычное событие.

Воображение как будто ведет мысли ребенка за собой, подсказывая ему идеи для создания образа. Его главная особенность в младшем дошкольном возрасте – отсутствие контроля над процессом.

Произвольное

Элементы произвольности появляются по достижении пятилетнего возраста. Произвольное воображение также называется активным. Часто спусковым механизмом выступает поставленная задача: например, выполнение действий своего героя в ролевых играх. Чтобы изобразить ковбоя, космонавта или Мальвину, фантазии приходится работать в полную силу – ведь роль необходимо отобразить как можно точнее.

Не стоит ждать, когда у дошкольника пробудится умение целенаправленно подключать воображение. Задача взрослого —  стимулировать ребенка к придумыванию образов. Можно вместе вспомнить и обсудить детское произведение, обратить внимание на отдельных персонажей, рассмотреть варианты создания образа.

В рамках произвольного воображения выделяется 3 вида:

  • Воссоздающее – задача заключается в представлении ребенка с последующим описанием объекта или предмета, которого он не видел. Пример: несуществующее животное, житель Марса или Луны.
  • Творческое воображение – дошкольник создает новые образы на основе личного восприятия, отойдя от известных шаблонов и отодвигая границы.
  • Мечты – от фантазий ребенка, что он получит на день рождения, до представлений, кем станет, когда вырастет.

Познавательная функция

Воображение выполняет две важнейшие функции. Познавательная обеспечивает устранение «белых пятен». В сознании ребенка уже сложилось некое представление об окружающем мире, но многие пробелы пока не заполнены. Способность оперировать образами «заполняет» эти пятна, помогает получить неизведанные еще впечатления.

Кроме того, воображение помогает объяснить смысл действий человека, если в силу возраста малыш не понимает, почему кто-то плачет, смеется или делает нечто непонятное.

Чем старше дошкольник, тем больше он учитывает природные закономерности в своих фантазиях. Ему важно придумывать образы, в которых наряду с фантастическими качествами присутствовали бы реальные характеристики.

Аффективная функция

Аффективная функция воображения дошкольника направлена на отстаивание и защиту собственного Я. Взаимосвязь тревожности и воображения помогает избежать травмы.

Аффективная функция воображения

Эмоциональная зацикленность на определенных переживаниях неосознанно подталкивает ребенка к моделированию значимой для него ситуации одним из известных ему способов:

1.Многократно проигрывается воздействие или ситуация, негативно сказавшиеся на психике. Многочисленные повторения помогают отстраниться от самого события и превратиться из участника в наблюдателя.

2.При необходимости самоутвердиться ребенок создает ситуации, в которых он чувствует себя героем. Он ставит себя на место многочисленных супергероев и спасает миры, ощущая ловкость, смелость и могущество. Частые повторения ситуаций с победами и успехами помогают дошкольнику повысить самооценку.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте

В отличие от других познавательных процессов, воображение пробуждается примерно в 3 года. Примерно за пять лет ребенок проходит несколько стадий развития воображения: от простейших представлений с опорой на игрушку и предмет до осознанного планируемого фантазирования. Образы, роли и сюжеты постепенно становятся все более детализированными и осмысленными.

Читайте также:  Карта развития ребенка 2 младшая

Как воображают дети 3-4 лет

Деятельность, связанная с придумыванием, активизируется в 3 года и опирается на предметы, которые становятся базой для фантазии.

Предметное воображение

На первых порах важно, чтобы предмет «якорь» имел сходство с вымышленным объектом. Но замысел игры малышей неустойчив. Как только ребенок отвлечется, он уже не вспоминает, в каких ролях только что выступали окружающие предметы.

В этом возрасте замысел чаще проявляется после действия. Например, малыш может хаотично чертить на листе бумаги или складывать кубики, увлекшись непосредственно процессом. И только заданный родителями вопрос побуждает его назвать то, что он нарисовал или построил.

Характеристики воображения пятилеток

К 5 годам фантазии возникают не только спонтанно. Работа воображения уже может строиться пошагово: появился замысел – тут же дошкольник его реализует, следующий шаг часто выполняется на основе предыдущего.

Кастрюля, оставленная на плите, побуждает начать играть в повара, мамин светлый халат превращает малыша в доктора, а весы – отличный повод сделать в комнате магазин.

Ребенок среднего дошкольного возраста использует в игре репродуктивное воображение: стремится воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть на самом деле.

Также данный возраст – период для бурного роста словесной формы проявления воображения. Видя картинку, дошкольник придумает историю о том, что происходит на ней сейчас. Но, подчас, запечатленного момента мало: воображение подсказывает, что было «до» и «после». Для этого нужны новые герои, которые вводятся в повествование для создания целостной истории о нарисованных персонажах.

Подобное достраивание обычно возникает, если ребенка взволновало изображение. Его фантазия стремится унять это волнение путем создания полноценной сказки, где есть добрые персонажи, а могут быть и антагонисты.

Особенности воображения у старших дошкольников

6-7 лет – период активного развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Достаточно любой внешней опоры, то есть, слова, фильма, картинки, вида на улице, чтобы фантазия заработала. Формируется замысел, который может удерживать внимание несколько дней.

Реализация замысла

Дошкольник способен самостоятельно придумать игру, поместив место действия в любую реальность или время. Он сам и его друзья наделяются ролями, но отличие от взрослого театра заключается в том, что в процессе игры сюжет и действия постоянно меняются под влиянием новых решений.

Изначально общая идея обрастает деталями, а любой внешний фактор – стимул для появления побочных линий в сюжете и возникновения новых героев. Придуманный мир – отличная площадка для игр, и старшие дошкольники могут погружаться в него, постепенно добавляя содержательности, дорисовывая необходимые детали и черты выдуманной природе и местному населению.

Именно в этот период появляются довольно устойчивые мечты, закладывается база для развития творческого мышления, способности мыслить нестандартно.

Этапы и приемы развития воображения ребенка

Несмотря на то, что воображение развивается у ребенка непроизвольно, ускорить этот процесс можно и необходимо. Для этого важно эмоционального окрашенное общение со взрослыми, различные методики, которые систематически применяются воспитателями и родителями.

Наблюдение за окружающим миром и его явлениями

Окружающий мир дает огромную пищу для воображения. Наблюдая природу, сначала необходимо использовать метод сравнения. На что похож листик? А снежинка? Облако? Что напоминает вот то далекое дерево?

Если начинать подобные занятия в раннем возрасте, то сначала требуется помощь взрослых. В дальнейшем ребенок сам начинает видеть в привычных природных объектах новые явления и даже придумывать короткие истории об облаке или уплывающем по ручью листке.

Слушание сказок и рассказов

Рассказы и сказки – основная методика для развития детского воображения. Сама по себе выдуманная история становится базой, толчком для фантазии:

  • В них рассказывается о древних временах и старинных культурных обычаях;
  • Слушая сюжет, ребенок непроизвольно расширяет личный опыт;
  • При обыгрывании волшебной истории раскрываются возможности для активизации памяти, развития речи и творческого мышления;
  • Дети ставят себя на место персонажей и придумывают новые пути решения для преодоления сложностей.

Развитие воображения при помощи историй и сказок происходит путем слушания истории, пересказов, обсуждений и театральных постановок.

Детские развивающие игры

Игры, используемые для развития данной функции, делятся на 3 вида:

  • с использованием предметов
  • с применением картинок и иллюстраций
  • словесные

Первый тип помогает детям играть и взаимодействовать с помощью кукол, машинок, наборов предметов. Каждая игра предполагает наличие игрового замысла и постоянного развития сюжета, причем последнее достигается путем детской фантазии. «А давай лучше так…»

Использование карточек с картинками побуждает придумывать истории на основании конкретной сцены.

Словесные игры предполагают целенаправленные воздействия педагога, побуждающего детей общаться, рассуждать, обмениваться мыслями и мнениями на заданную тему.

Творческие занятия

У дошкольников основные творческие проявления выражаются в рисовании или конструировании. Если сначала изображения на бумаге копируют рисунок взрослого, то постепенно на листе воспроизводится все, что подсказывает фантазия: новые миры, истории из реальности, различные персонажи.

Рисование помогает развивать фантазию и креативность, расширять границы воображения.

Конструирование также позволяет дошкольнику почувствовать себя создателем. Освоив создание моделей по схеме, он способен сформировать замысел невиданного транспорта или замка и воплотить его в жизнь с помощью имеющихся деталей или вылепленных из пластилина.

Влияние сказки на развитие воображения дошкольника

Сказка – основной инструмент для развития воображения. Тысячи воображаемых волшебных историй запускают умственные процессы, которые позволяют создавать новые образы и расширять границы имеющейся реальности. Сказку можно сравнить с инструкцией в красочной упаковке. Слушая и пересказывая, дети получают готовые примеры, а также новые идеи и средства для фантазирования.

Читайте также:  Связь рисования на развитие речи ребенка

Развитие образного мышления и фантазии

Для развития образного мышления и фантазии одного прослушивания сказки недостаточно.

Придумывание историй

Хотя дети с особенно развитием воображением автоматически начинают развивать историю.

Эффективный метод – игры с заданием: «А что было бы, если…»

В подобных упражнениях дети на основе уже имеющегося сюжета учатся придумывать новые развития событий и целые серии историй, отличающихся своеобразием, хотя изначально колобок просто убежал от бабушки и был съеден хитрой лисой.

Становление аффективного воображения ребенка

Аффективная функция воображения направлена на необходимость защититься от травмирующих фактов реальности. В этом случае сказка выполняет важные функции:

  • Возможность погрузиться в историю, отвлекаясь от реальных событий и ставя себя на место главного и успешного героя;
  • Волшебная история со сходным сюжетом позволяет превратиться в наблюдателя и перенять некоторые способы поведения и проявления эмоций. Например, история Золушки может помочь справиться со схожей ситуацией в семье.
  • Возможность пережить в безопасных условиях чувство страха или чувство вины, слушая и обсуждая сказочный сюжет.

Поучительный смысл увлекательных сказочных историй – действующий пример для подражания. Исследователи уже доказали, что, если рассказать детям два различных примера – успешный и неудачный, — то практически каждый ребенок предпочтет пользоваться успешным. Этот факт еще больше усиливает ценность сказки в развитии дошкольника.

Используя различные приемы для развития воображения у дошкольников, воспитатели и родители способствует гармоничному развитию личности и упрощают процесс нынешней и последующей адаптации в социуме.

Источник

 Психолого-педагогические аспекты формирования творческого воображения у дошкольников

В задачу написания данного параграфа входило выявление сущностных характеристик понятий, составляющих методологический аппарат исследования.

Воображение – одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется, отличие человека от животных предков  Философ Э. В. Ильенко писал: «сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве. Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты» Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком… Воображение – это способность вызывать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей»

При помощи творческого воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях. Творческое воображение преобразует действительность и создает на этой основе новые образы. Творческое воображение тесно связано с мышлением, поэтому способно, активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления.

Творческое воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.

Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуется в оригинальных продуктах деятельности.

Роль творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было.

Сущность творческого воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью творческого воображения является своеобразный «уход от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий.

Воображение отличается от реалистического мышления тем, что оно:

1) подсознательно (ребенок не осознает своих целей и мотивов);

2)направлено на собственное удовольствие, а не на реальную деятельность в окружающем мире;

3) является образным, символическим мышлением и не может быть выражено в словах и сообщено другим людям.

Творческое воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого. И главное — дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный миры не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых.

Повышенная эмоциональность — важная отличительная черта творческого воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобретают личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные.

Истоки творческого воображения ребенка, как и других психических процессов, нужно искать во взаимоотношении ребенка со взрослым. Н. Н. Палагина, проанализировав приемы народной педагогики, выявила, что многие из этих приемов широко используют включение ребенка в воображаемый мир.

Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции – познавательную и аффективную. Основная задача познавательного воображения – это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети могут творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого–либо события или явления.

Первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конченый продукт труда (как готовое изделие), но и его промежуточные продукты (например, те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы собрать часы).

Читайте также:  Основные возрастные периоды развития ребенка

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее. Так же, как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т. е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; также, как и мышление, оно мотивируется потребностями личности.

Дошкольные годы являются периодом начала развития творческого воображения.

В процессе создания образов ребенок пользуется как комбинированием ранее полученных представлений, так и их преобразованием, которое осуществляется путем анализа и синтеза имеющихся у него представлений. Так, например, рисуя «самое смешное», один ребенок создал образ «товарища кубика» и «товарища бантика» (путем комбинирования черт игрушечного человечка с кубиком и бантом).

В последнее время наблюдается повышение интереса ученых к проблеме развития творческого воображения у детей, все чаще делаются попытки решить ее экспериментальным путем. Для выявления особенностей воображения дошкольников в исследовании О. М. Дьяченко и А. И. Кирилловой была использована специально разработанная методика.

Испытуемым предлагались последовательно 20 карточек, на каждой из которых была нарисована фигура. Фигуры представляли собой как контуры элементов предметных изображений (например, силуэт ствола дерева с одной веткой, круглая голова с двумя ушами и т. п.), так и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. п.). Ребенка просили дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая–нибудь картинка.

Количественная обработка результатов заключалась в выявлении степени оригинальности, необычности данного ребенком изображения. Подсчитывался коэффициент оригинальности каждого ребенка, который был равен количеству рисунков, не повторяющихся у него и не повторяющихся (по характеру использования заданного для дорисовывания эталона) ни у кого из детей группы.

Исследование выявило шесть типов решений дошкольниками экспериментальных задач на воображение.

0 тип. Этот тип решения характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он дорисовывает заданный элемент, рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

І тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображения контурное, схематичное, лишенное деталей.

ІІ тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

ІІІ тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой – нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку, и т. п.).

ІV тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (например, девочка гуляет с собакой).

V тип. При этом типе заданная фигура используется качественно по-новому. Если в І – ІV типах фигура выступала как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок – голова и т. п.), то теперь она включается как один из второстепенных элементов воплощаемого ребенком образа воображения (например, треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину), при этом типе решения ребенок проявляет большую свободу в использовании элементов для создания образа воображения. Впервые данный тип манипулирования образами начинали использовать дети подготовительной к школе группы и проявляли его в разных видах деятельности.

Коэффициент оригинальности каждого испытуемого во всех возрастных группах оказался тесно связанным с выявленными типами решения предложенных задач. При этом, чем сложнее был тип решения, способ манипулирования образами воображения, который применял ребенок при выполнении задания, тем выше оказывался у него коэффициент оригинальности в данной возрастной группе.

Возникающее в дошкольном возрасте творческое воображение – важный показатель развития не только познавательной сферы ребенка. Его развитие тесно связано с формированием личности ребенка в целом.

Как показывают исследования Л. С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом. Автор делает вывод о необходимости «расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности.

Детское воображение имеет образный характер, его функционирование – это особого типа переработка образов, которое осуществляется через способность отчленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ. Воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению опыта.

Воображение у дошкольников имеет два компонента: порождение общей идеи и составление плана реализации этой идеи. При построении нового образа дети шести-семи лет строят образ уже в процессе свободного оперирования представлениями. Таким образом, обращаясь к характеристике творчества, исследователи характеризуют ее как способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения, фантазии.

К основным критериям проявления творческого воображения у дошкольников относят:

1. Оригинальность выполнения детьми творческих задач.

2. Использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других.

Исходя из данного параграфа, можно сказать, что творческие способности — это и есть креативность. Исследования психологов позволяют связать креативность с развитием творческого воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника. Опираясь на исследования Л.С. Выготского, можно утверждать, что центральным компонентом креативности дошкольника является его способность к творческому воображению.

Творческие способности ребенка надо развивать уже с самого раннего возраста и на всем протяжении его детства.

Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития творческого воображения, способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Источник