Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка

Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка thumbnail

«Нам взрослым, следует помнить, что если мы
хотим научить ребенка чему-либо или передать
ему какую-то важную мысль, нужно делать так,
чтобы это было узнаваемо и понятно.
Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними
на языке, который им понятен и на который
они лучше отзываются, – на языке детской
фантазии и воображения».
Д. Бретт

Когда-нибудь, в каждой семье, где есть маленький ребенок, встает вопрос, стоит ли ребенка отдавать в детский сад?

«У страха глаза велики»,- говорит пословица. Велики они и у родителей, которые не решаются отдать своего ребенка в детский сад в раннем возрасте.

Возможно, таким мамам и папам не повезло с собственным детсадовским опытом, а возможно они просто недостаточно информированы о современных формах дошкольного образования.

Хотелось бы сказать, что воспитывая ребенка дома, многим родителям не хватает элементарных знаний в области педагогики и психологии.

Эмоциональные барьеры, возникающие между родителями и ребенком, тормозят его развитие. Порой мамы и папы, бабушки и дедушки слишком опекают малыша. Они удовлетворяют все его потребности, водят в секции, кружки, нанимают квалифицированных нянь. У ребенка есть все, но нет главного – истинной любви родителей, родитель не чувствует ребенка, он эмоционально глух к его проблемам. Как помочь родителям почувствовать своего малыша и понять его?

Успешное воспитание ребенка невозможно без любви к нему, без знания его потенциальных возможностей и без правильного понимания его проблем и особенностей поведения. В основе гармоничного развития личности ребенка лежит наше эмоциональное отношение к нему.

В городе Москве созданы новые учреждения дошкольного образования – центры игровой поддержки ребенка (ЦИПР). ЦИПР осуществляют психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, на основе современных методов организации игровой деятельности.

В нашем детском саду существуют такие детско-родительские группы, где занимаются дети вместе с родителями.

Специальные игровые сеансы, разработанные педагогами нашего детского сада, направлены на формирование эмоциональных отношений матери и ребенка.

У нас ЦИПР посещают дети от одного года до трех лет. Так как именно в этом возрасте возникают первые конфликты у родителей с детьми.

Например, ребенок познает мир, тянется к чему-нибудь запретному (к огню, горячему чайнику, утюгу, плите…) и родители не понимают своих детей — раздражаются, ругают малыша, боясь, что он причинит себе вред.

А ребенок проявляет познавательную активность, ему интересно. Ругают за то, что он порвал одежду, испачкал, разрезал скатерть, разрисовал стены, родители раздражены, и опять конфликт.

И это может быть постоянно изо дня в день, а ранние психические травмы отрицательно влияют на развитие хрупкой личности малыша.

В ЦИПРе игровые сеансы с детьми проводятся четыре раза в неделю. Малыши в зависимости от возраста делятся на подгруппы.

Проводятся игровые сеансы по игровой деятельности, физическому воспитанию, музыкальному развитию, по развитию речи, рисованию, лепке, конструированию, плаванию.

Каждый игровой сеанс состоит из нескольких частей, связанных единым сказочным и игровым сюжетом.

Хотелось бы сказать, что использование в игровых сеансах сказочных сюжетов имеет большое значение для обеспечения контакта и развития эмоциональных отношений между матерью и ребенком, а также между детьми, посещающими наши группы. Сказка в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.

В начале нашей работы в ЦИПРе, проводя игровые сеансы с детьми раннего возраста вместе с родителями, стало понятно, что одному педагогу трудно удерживать внимание малышей, необходима постоянная смена деятельности, пособий, материалов, поэтому нужна помощь еще одного педагога. И поэтому мы решили объединить два игровых сеанса в одно: музыка – психолог, музыка — изодеятельность. Таким образом, музыка сопровождает детей в течение всего игрового сеанса. Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, танцуя, и пытаясь петь, дети испытывают состояние наслаждения, восхищения. У них формируются первоначальные ценностные ориентации — способность ценить красоту в жизни. Восприятие музыки способствует общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Так же игры и упражнения используемые в работе позволяют развивать у детей координацию движения, мелкую и крупную моторику, память и внимание, речь и мышление, правильное дыхание, навыки изобразительной, игровой, театральной деятельности.

Поэтому мы, стараемся проявить максимум изобретательности, творчества, выдумки, чтобы создать условия, направленные на обогащение детской жизни, то есть создаем положительный эмоциональный климат для их жизни и деятельности.

Программа игровых сеансов строится в соответствии с тем временем года, в период которого проводятся занятия («Осень», «Зима», «Весна»).

В соответствующий период времени года проводится 12 игровых сеансов, продолжительностью 30-40 минут учитывая возраст ребенка.

Некоторые фрагменты игровых сеансов повторяются, так как это обусловлено особенностями развития и восприятия данной категории детей. Неоднократно повторяемый материал становится знакомым, это помогает малышам на последующих игровых сеансах, а мам в доступной форме заниматься и дома, и в стенах нашего детского сада с радостью и удовольствием. Все это положительно влияет на развитие эмоциональных отношений матери и ребенка.

В нашем детском саду игровые сеансы проводятся в музыкальном зале. Основные материалы и оборудование: столы для разнообразных видов деятельности, игрушки, фланелеграф, декорации — используемые на фланелеграфе, куклы для настольного театра, музыкальные инструменты, раздаточные материалы на каждого ребенка.

Дополнительные материалы описаны в конспектах игровых сеансов.

Цель игровых сеансов: формирование положительных эмоциональных отношений матери и ребенка.

Задачи решаемые в процессе игровых сеансов:

  1. Психолого-педагогическое просвещение матерей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста
  2. Воспитание интереса к музыкально — ритмическим движениям (развитие двигательной активности).
  3. Воспитание общительности, умение входить в контакт со взрослыми и с другими детьми.
  4. Развитие познавательной, творческой активности.
  5. Показать значимость общения со взрослыми для гармоничного личностного развития детей раннего.
  6.  Способствовать развитию эмоциональных отношений мам с детьми.
  7. Развивать внимание, координацию движений, используя пальчиковую гимнастику, упражнения и игры соответственно заданной теме.

Приведем примеры игровых сеансов, разработанных нами для детей ЦИПР.

Цикл «Осень» — Комплексный игровой сеанс: «Дождик»

Цель: Создать у детей радостное настроение, желание играть вместе с педагогом. Развивать слуховое восприятие, учить выполнять движения, в соответствии с характером музыки. Продолжать знакомить детей с синим цветом. Познакомить детей с красками, учить обмакивать палец в краску, оставлять на бумаге след. Воспитывать интерес и положительное отношение к рисованию. Развивать мелкую моторику.

Материал: Фланелеграф, изображение тучи, синие капельки, флажки синего цвета, металлофон, зонтики, заготовки для рисования (полянка с цветами), пальчиковые краски, лейка с водой, тазик, колокольчик, влажные салфетки.

Ход занятия

Дети с мамами входят в музыкальный зал, звенит колокольчик, приветствуя детей.

Музыкальный руководитель читает стихотворение, выкладывает на фланелеграфе:

Капля капнула из тучи, дождь осенний, дождь колючий
Часто, часто моросит, нам гулять не велит.
Не пускает дождик нас гулять! Послушайте музыку про дождик!

Звучит музыка «Капли дождя» и «Сильный дождь» — дети хлопают в ладоши медленно и быстро.

Музыкальный руководитель обращает внимание на фланелеграф:

Туча – синяя-синяя, капельки – синие-синие!
Какие капельки?
Какая туча?
А у меня есть… что? (Показывает синий флажок.) Флажок!
Какой флажок? Синий-синий! Кому дать синие флажки?

Дети подходят к педагогу, берут флажки, родители помогают детям спрятать палочку флажка в кулачок.

«Игра с флажками» — муз. «Гопачок» укр.мел.

На I часть дети стучат флажком о флажок.

На II часть размахивают флажками, подняв их вверх.

Музыкальный руководитель: Молодцы! Где синяя баночка? Спрячем флажки!

Дети убирают флажки.

Музыкальный руководитель: Гулять пойдём, зонтик не забудем! Вдруг дождик начнётся!

Звучит музыка «Прогулка и дождик» дети с мамами «гуляют» на I часть музыки, прячутся под зонтик на II часть музыки.

Читайте также:  Инновации в развитии речи ребенка

Музыкальный руководитель: Вот и закончился дождик! Как он капал?

Дети стучат пальчиком по ладошке, проговаривая: «кап-кап».

Воспитатель: Посмотрите, какая у меня полянка – цветочки растут. Много цветочков! А головки у них опущены! Наверное, цветочки пить хотят! Польём цветочки? Из чего поливают цветочки? Правильно, из лейки! У меня тоже есть лейка, посмотрите? Вот какая синяя лейка! Подставьте ладошки, я полью на них из лейки. Водичка льётся, как дождик!

Музыкальный руководитель начинает играть на металлофоне и петь:

Дождь закапал на цветы,
На деревья, на кусты,
Дождик, дождик,
Кап-кап-кап,
Кап-кап-кап, да
Кап-кап-кап.

Воспитатель: Вот так дождик! Цветочки поливает! Покажите пальчиком по столу, как капает дождик!

Дети стучат пальчиком проговаривая: «кап-кап».

Воспитатель: Нарисуем на наших полянках капельки, пусть цветочки попьют водички. Смотрите, у меня есть краска – синяя-синяя, наберу пальчиком краску и нарисую капельки: кап-кап, кап-кап. Вот как дождик поливает цветы! А теперь вы!

Детям раздают краску, бумагу, дети рисуют синие точки пальчиковыми красками.

Воспитатель: Ай да, молодцы! Что мы нарисовали? Дождик! Капельки!

Снова на металлофоне звучит песенка про дождик.

Дети повторяют: «кап-кап»

Мамы вытирают детям руки салфетками.

Воспитатель: Рисунки возьмите домой. До свидания!

Звенит колокольчик, сообщая об окончании игрового сеанса.

Цикл «ЗИМА» — Комплексный игровой сеанс: «Снеговик»

Цель: Создать у детей радостное настроение, желание играть вместе педагогом. Продолжать знакомить детей с зимними играми (катание снежков, лепка снеговиков). Продолжать знакомить с формой и величиной предмета (большой – маленький – круглый). Развивать слуховое восприятие детей. Развивать эмоциональную сферу ребёнка.

Материал: Колокольчик, фланелеграф, изображение деревьев, ёлочек, синтепон, муляжи снежков, игрушка-снеговик, большой и маленький снежок, вязаные крючком шарики-заготовки для «лепки снеговиков».

Ход занятия

Дети с мамами входят в музыкальный зал, звенит колокольчик, приветствуя детей.

Музыкальный руководитель: Сегодня мы отправимся в зимний лес!

Звучит песня «Наша ёлочка» муз.Е.Тиличеевой, сл.И.Лешкевич – педагог психолог выкладывает на фланелеграфе сюжет песни.

Снег, снег, снег, снег – обсыпает ветки,
На берёзе, на сосне – снежные конфетки.
И на ёлочке у нас снег настоящий,
Он такой же, как в лесу – белый и блестящий!

Дети слушают песню, рассматривают картину. Им задают вопросы: «Что это?»

Педагог-психолог проводит игру на развитие дыхания «Подуй на снежок» — используем кусочки синтепона. Затем дети украшают картину своими снежками.

Дети танцуют с новогодней мишурой, изображающей снежинки. муз.К.Стеценко «Танец».

Музыкальный руководитель: Пойдём гулять по лесным дорожкам! Проводиться упражнение на развитие движений.

Маму за руку берем
По сугробам мы пойдем,
Скрип-скрип, топ-топ – 2 раза шагают по всему залу
По сугробам мы пойдем – 2 раза высокий шаг
По глубоким мы пойдем – 2 раза — высокий шаг
Скрип-скрип, топ-топ – 2 раза — шагают по всему залу
Прыг – скок, прыг – скок, — прыжки
Провалились мы в сугроб, — присели
Из сугроба вылезаем — встают
И друг, другу помогаем.

Мамы помогают, всё выполняют в паре вместе с ребенком. Упражнение-игра повторяется 2 раза.

Музыкальный руководитель: Много снега в лесу, слепим снежки!

Дети имитируют лепку снежков. Ай да, молодцы! Поиграем со снежками!

Детям раздают снежки-муляжи – проводится «Пляска со снежками» музыка: белорусская плясовая мелодия «Юрочка» — I часть – стучат снежками, II часть — «фонарики» со снежками.

После пляски педагог-психолог начинает катать маленький снежок, прячет его, достаёт большой. Игра повторяется несколько раз. Затем детям показывают оба кома – большой и маленький, далее идет сравнение маленького и большого снежного кома.

Педагог-психолог:

Мы катали снежный ком
Круглый, словно мячик.
Что бы сделать из него? –
Трудная задача! (используем три «снежных»
кома большой, поменьше и маленький)
— ОЙ! СНЕГОВИК!

Получился снеговик. Дети рассматривают Снеговика.

Игра со снеговиком на развитие движений:

Снеговик, Снеговик, ты не мал, не велик
Ты такой веселый, ты такой красивый,
С нами ты потопай, с нами ты похлопай,
Покружись, покружись, низко – низко поклонись,
А теперь не зевай и ребяток догоняй!

Педагог-психолог: Почему-то снеговик загрустил. Что случилось, снеговик? Он грустит, потому что у него нет друзей. Поможем снеговику, слепим ему друзей?

Дети с мамами идут за столы и «Лепят снеговиков» — используем заготовки-шарики, связанные крючком. Рассматриваем комочки: большой, поменьше, маленький.

Педагог-психолог: Теперь снеговик не один, а с друзьями! Спасибо, ребята! До свидания!

Звенит колокольчик, сообщая об окончании игрового сеанса.

Цикл «Весна» – Комплексный игровой сеанс: «На лужайке».

Цель занятия: Знакомить детей с окружающим миром. Приучать детей слушать классическую музыку. Учить детей подражать жука, курочки (низким голосом), цыплят (тонким голосом). Приучать слушать двухчастную форму и менять движения в соответствии с музыкой. Развивать пластику рук; мелкую моторику. Учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и скатывать их в шарики. Знакомить с понятиями «один», «много». Расширять кругозор детей. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Материалы для занятия: Магнитофон, аудиозапись пьесы П.Чайковского «Подснежник», большой цветок, белый шарф, игрушка «божья коровка», игрушка «курочка», ленточки-ручейки, фланелеграф, изображение курочки и цыплят, пластилин, тарелочки на каждого ребёнка, влажные салфетки.

Ход занятия

Дети с мамами входят в музыкальный зал, звенит колокольчик, приветствуя детей.

На полу лежит большой цветок, накрытый белым шарфом.

Дети и мамы садятся на ковёр, слушают музыку П.Чайковского «Подснежник».

Музыкальный руководитель: Наступила весна, растаял снег, и на полянке появился подснежник. Он тянулся к солнышку, раскрывал свои лепесточки, играл с ветерком. (Дети выполняют движения руками по показу).Красивая музыка звучала? Понравилась? (Ответы детей.) Она рассказала о цветочке — подснежнике. Вот он какой, встанем в хоровод, поиграем с цветочком!

Мамы и дети встают в хоровод.

«Маленький хоровод» р.н.м. в обработке М.Раухвергера – на 1-ю часть музыки спокойно идут по кругу, на 2-ю часть притопывают на месте.

Музыкальный руководитель: Молодцы! Ой, кто-то жужжит под цветочком! Посмотрим!

Достают жучка, слушают песню: Песня «Жук» музыка В.Красевой, слова Н.Френкель.

Музыкальный руководитель сажает жучка на ладошку ребёнку и поёт: Жук, жук, пожужжи!

Ребёнок отвечает:Жу – жу – жу!

Музыкальный руководитель: Захотел жучок попить водички, полетел к ручейку.

Дети играют с ленточками-ручейками.

Литовская народная мелодия в обработке Л.Вишкарёва – легко бегают под музыку, с окончанием музыки останавливаются.

Музыкальный руководитель: Напился жучок водички. Слышит, кто-то идёт на лужайку. (Пропевает «до» 1-й октавы: ко-ко-ко, «до» 2-й октавы: пи-пи-пи).

Кто это, ребятки? (Ответы детей).

Как поёт мама курочка? (Дети поют).

А цыплятки? (Дети поют).

Вспомним песенку!

Дети и мамы поют с голоса:

Песня «Цыплята» музыка А.Филиппенко, слова Т.Волгиной.

Музыкальный руководитель: Идёт курочка, ведёт своих цыпляток. (Выкладывает на фланелеграфе). Споём ещё раз, как курочка, как цыплятки. (Дети поют). Стала курочка зёрнышки искать, цыпляток кормить. Цыпляток много, а зёрнышек мало! Помогите курочке цыпляток накормить!

Далее занятие продолжает воспитатель.

Воспитатель: Ребята, что любят цыплятки? (Зёрнышки). Курочка одна, а цыпляток много. Сколько нужно зёрнышек? (Много). Мы сделаем сейчас много зёрнышек, чтобы всех цыпляток накормить!

Дети отщипывают маленькие кусочки пластилина от большого, катают шарики, кладут на тарелочки. Воспитатель радуется, что получилось много зёрнышек. Индивидуально обращается к детям с вопросами:

Воспитатель: Сколько зёрнышек у нас? (Много) Сколько цыпляток? (Много) А сколько курочек? (Одна).

Когда дети закончат работу, они предлагают цыплятам и курочке поклевать зёрнышек. Курочка благодарит детей, клюёт зёрнышки, предлагает поплясать.

Парный танец «Приседай» эстонская народная мелодия в обработке А.Роомере.

Педагоги хвалят детей. Прощаются.

Звенит колокольчик, сообщая об окончании игрового сеанса.

Источник

Редакция Психологоса относится более чем критически к тому, что пишется в этой статье. Да, мы эту статью разместили. Но это не значит, что вам нужно этой статье верить. Как минимум, научных данных под основными положеными этой статьи — нет. Не удивляйтесь, что в других статьях Психологоса изложены другие взгляды на возможные отношения родителей и детей, взгляды более мужские и более требовательные. Итого: пусть эта статья станет предметов дискуссии.

Читайте также:  Художественно ручной труд как средство развития личности ребенка

Редакция Психологоса.

Эмоциональное принятие ребенка, родительская любовь

Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка

​Автор: Е.А. Савина

Эмоциональный контакт между матерью и ребенком рассматривается как базисная психологическая модель, необходимая для развития личности ребенка. Принимающая, любящая, эмпатийная мать, которая вовремя реагирует на потребности ребенка, формирует у него так называемую безопасную привязанность. Дети с безопасной привязанностью отличаются уверенным поведением, они не боятся новых ситуаций, у них формируется базовое доверие к миру, которое обусловливает дальнейшее отношение к людям и определяет особенности эмоциональных переживаний ребенка (Эрик Эриксон).

Эрих Фромм указывал, что главная черта материнской любви — ее безусловный характер. Другой вид любви — отцовская — отличается условностью и ее можно заслужить, будучи примерным сыном или дочерью. По Э. Фромму, материнская и отцовская любовь в чистом виде не встречаются. Для эффективного воспитания и развития личности ребенка необходимо проявить оба эти типа эмоциональных отношений.

Карен Хорни отмечала, что ребенок может вынести очень многое из того, что часто относится к травматическим факторам (например, внезапное отнятие от груди, периодические побои, переживания на сексуальной почве), но все это до тех пор, пока в душе он чувствует, что является желанным и любимым. Ребенок очень тонко улавливает, является ли любовь подлинной, и его нельзя обмануть никакими показными демонстрациями.

Принятие и любовь развивают у ребенка чувство безопасности, уверенности, способствуют полноценному развитию личности. У ребенка формируется внутренняя позиция: «Я нужен, я любим, и я люблю вас тоже», которая конкретизируется в следующих детских установках:

  1. Я испытываю удовольствие, когда нахожусь с близкими мне людьми. Я доверяю им и уважаю их точку зрения.
  2. Моя близость с родителями не ущемляет моей свободы. От меня не требуют постоянно действовать так, а не иначе.
  3. Окружающие доверяют мне.
  4. Я могу ошибаться, но это не означает, что я плох или глуп.
  5. Когда я слаб, я могу попросить помощи, и это не унижает меня.
  6. Наказание не означает, что родители перестают меня любить. Это означает, что мы не поняли друг друга или действовали в ущерб друг другу. Мы должны учитывать желания и интересы друг друга.

Такие базисные установки являются большим достижением дошкольного детства. Детей с данными установками отличает высокая самооценка, уверенность в себе, хорошие социальные контакты.

Эмоциональное отвержение

Эмоциональное отвержение — это неэффективное родительское отношение, которое проявляется в недостатке или отсутствии эмоционального контакта родителя и ребенка, нечувствительности родителя к потребностям ребенка. Оно может быть явным и неявным, скрытым. При явном отвержении родитель демонстрирует, что он не любит и не принимает своего ребенка, испытывает раздражение по его поводу. Скрытое отвержение принимает более сложные формы — оно может проявляться в глобальном недовольстве ребенком (он не такой умный, умелый, красивый), хотя формально родитель может и выполнять свои родительские обязанности. Иногда эмоциональное отвержение маскируется преувеличенным вниманием и заботой; но его выдает недостаток любви и внимания, стремление избегать тесных (телесных) контактов.

Отвержение может проявляется в следующих родительских директивах: «Глаза бы мои на тебя не глядели», «Сколько тревог и лишений ты мне принес, появившись на свет». Воспринимая такие директивы, ребенок бессознательно чувствует, что он помеха в жизни родителя, его вечный должник. По мнению Хорни, «исходная или базальная» тревога, возникающая у ребенка, страдающего от дефицита родительской любви, является источником невротизации личности.

Отвержение часто связано с неадекватными родительскими ожиданиями относительно ребенка. Чаще всего родители воспринимают своих детей более старшими по возрасту и потому не нуждающимися в большой заботе и внимании. Сверхтребовательные родители, например, считают, что ребенка можно приучить к горшку к 6-12 месяцам, что он способен разговаривать уже к двум годам и что дети могут помогать по дому с раннего детства. От детей также требуют заботы о младших братьях и сестрах. Не принимая во внимание индивидуальные особенности ребенка, родители пытаются «улучшить», «скоррегировать» врожденный тип реагирования ребенка. Часто родители создают идеальный, вымышленный образ ребенка, который вызывает их любовь. Для одних родителей — это послушный, удобный ребенок, не приносящий много хлопот. Для других — активный, успешный, предприимчивый. Однако и в том, и в другом случае вымышленный образ ребенка не будет соответствовать реальному.

Отвержение часто сочетается с жестким контролем, с навязыванием ребенку единственно «правильного» типа поведения. Родители требуют от ребенка «быть хорошим», «вести себя правильно», «быть послушным», однако не разъясняют сущности требуемого поведения. Наряду с жестким контролем, отвержение может сочетаться с недостатком контроля, равнодушием к жизни ребенка, полным попустительством.

Боясь «испортить» ребенка, родители не обращают внимания на его насущные потребности. Вот примеры детских рассказов по картинкам, изображающим взрослого и ребенка в различных ситуациях:

«…Мама пришла за мальчиком, а он играл в песочнице. Он заревел, так как не хотел уходить. Мама сказала: «Ничего тут страшного нет, не реви, завтра наиграешься…»

«…Мама стоит, а сын плачет. Мама говорит: «Не больно к врачу идти».- Сын: «Я боюсь».- Мать: «Все равно пойдешь».

«…Мальчика обидели во дворе, мама увела его, плачущего, а дома еще наказала…»

В этих примерах отчетливо видно, что мать игнорирует эмоциональные переживания ребенка.

Эмоциональное отвержение ребенка нередко сопровождается частыми наказаниями, в том числе и физическими. Причем матери, которые отвергают своих детей, склонны наказывать их за обращение к ним за помощью, а также за стремление к общению с ними. Следующий пример иллюстрирует это: «…Девочка хотела рисовать дома. Но дома она мешала маме, так как лезла к ней с вопросами. Мама выгнала ее на улицу гулять…».

Родители, отвергающие детей и применяющие оскорбительный стиль взаимодействия с ними, верят в необходимость и нормальность физических наказаний. Интересно, что поступки, за которые родители критикуют своих собственных детей, они совершали в детстве сами, и это подвергалось критике их собственными родителями. Нередко непослушание или нежелательное поведение наказывается лишением родительской любви, демонстрацией ненужности ребенка: «Мама такого не любит, она себе найдет другого мальчика (девочку)». Следствием этого является формирование у ребенка чувства неуверенности, страха одиночества, покинутости.

Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка способствует возникновению у него чувства «выученной беспомощности», что впоследствии нередко приводит к апатии и даже депрессии, к избеганию новых ситуаций, недостатку любознательности и инициативы. Неудовлетворенная потребность в принятии и любви играет важную роль в развитии агрессивности и делинквентного поведения у детей. Хотя отсутствие заботы о ребенке и отвержение его потребности в принятии и любви являются важными предварительными условиями для развития асоциальной агрессивности, не все дети, лишенные родительской заботы, становятся агрессивными. Например, реакцией на отсутствие материнской заботы и любви может быть замкнутость, сверхзависимость, излишняя готовность к подчинению и глубокая тревожность.

Очень важным является и то, в какой мере и в каком возрасте ребенок был лишен материнской любви и заботы. В случаях, когда ребенок не был лишен материнской заботы полностью и материнская любовь иногда все же проявлялась, ребенок может научиться ожиданию какой-то эмоциональной реакции от своих родителей. Если это эмоциональное вознаграждение было условием его подчинения родительским требованиям, то при таких условиях у ребенка скорее разовьется тревожное подчинение, чем агрессивность.

Читайте также:  Цели развития ребенка четвертого года жизни

Отвергающее отношение к ребенку отмечается у одиноких матерей, в семьях, воспитывающих приемных детей, а также там, где ребенок родился «случайно», «невовремя», в период бытовых неурядиц или супружеских конфликтов. Крайняя форма отвержения проявляется в том, что родители реально отказываются от ребенка и помещают его в интернат, психиатрическую больницу, отдают на воспитание родственникам (часто бабушкам). Для отвергающих родителей нередко характерна инверсия детско-родительских ролей. Родители делегируют детям собственные обязанности, а сами ведут себя беспомощно, демонстрируя потребность в опеке и заботе.

В основе эмоционального отвержения ребенка может лежать осознаваемое, а чаще всего неосознаваемое отождествление ребенка с какими-то отрицательными моментами в собственной жизни родителей. Выделяют следующие личностные проблемы родителей, обусловливающие эмоциональное отвержение ребенка:

  1. Неразвитость родительских чувств, которая внешне проявляется в нежелании иметь дело с ребенком, в плохой переносимости его общества, поверхностном интересе к его делам. Причинами неразвитости родительских чувств могут быть отвержение самого родителя в детстве, когда он сам не испытал родительского тепла; личностные особенности родителя, например, выраженная шизоидность; отсутствие места для ребенка в жизненных планах родителей.
  2. Проекция на ребенка собственных отрицательных черт — борясь с ними у ребенка, родитель извлекает эмоциональную выгоду для себя.
  3. Стремление искоренить унаследованные ребенком черты нелюбимого супруга.
  4. Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от пола ребенка. Например, при желании иметь девочку может наблюдаться неосознаваемое отвержение сына.

Отвержение, неприятие вызывают у ребенка тревогу тем, что не удовлетворяется его потребность в любви, в ласке, в защите. Такой ребенок может добиваться похвалы, любви матери при помощи примерного поведения, успехов в деятельности. В этом случае возникают страх: «Если я буду плохо себя вести (плохо выполнять какую-либо деятельность), то меня не будут любить». Страх неудачи вызывает тревогу, которая при реальных неудачах закрепляется и становится чертой личности.

Те дети, которых игнорируют и чьи базовые потребности не удовлетворяют, растут неуверенными в себе, в своих способностях. Кроме того, оскорбление со стороны родителей они рассматривают как нормальное поведение. Неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком в дальнейшем преобразуется в стабильное отвержение ребенком собственного «Я», что в свою очередь ведет к глобальному отвержению мира социальных отношений.

Отвержение ребенка родителями приводит к формированию следующих внутренних позиций ребенка: «Я не любим, но я от всей души хочу приблизиться к вам» и «Я не нужен и не любим. Оставьте меня в покое».

Первая позиция имеет два возможных варианта поведения ребенка. Ребенок переживает чувство вины и в факте отвержения родителями видит наказание за свою «плохость». Следствием таких переживаний может стать потеря самоуважения и иррациональное стремление исправиться, соответствовать родительским ожиданиям. Второй вариант поведения связан с отвержением ребенком семьи. В этом случае ребенок приходит к выводу, что именно родители виноваты в его отвержении. С родителями такие дети ведут себя агрессивно, пренебрежительно, кажется, что они специально раздражают своих родителей, мстя им за недостаток любви. Агрессия является способом реакции на эмоциональное отвержение. Невозможность реализовать свои потребности в любви, безопасности будет побуждать ребенка добиваться их удовлетворения другими способами. В частности, в ситуациях непринятия ребенок кричит, дерется, плачет, стремится любым способом привлечь к себе внимание матери.

Позиция «Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое» приводит к желанию избавиться от внимания взрослого. Ребенок демонстрирует свою глупость, неуклюжесть, плохие привычки ради того, чтобы «отпугнуть» родителя от себя. Подобная ситуация ведет ребенка вниз по ступени социального развития.

Отвергаемый ребенок стремится привлечь внимание родителя любой ценой, даже с помощью ссор, разрыва отношений, оппозиционного поведения. Такое поведение Р. Сирс назвал «поиском негативного внимания». Образуется замкнутый круг: чем больше упрямства, негативизма со стороны ребенка, тем больше наказаний, ограничений со стороны родителя, что приводит к усилению оппозиционного поведения у ребенка. Ребенок укореняет свое незрелое, неадекватное отношение к семье, самоутверждается с помощью вызывающего поведения. Если ребенок все больше и больше убеждается в своей нелюбимости, он может прибегнуть к своеобразной детской мести.

Эмоциональный симбиоз

Симбиоз переживается родителем как слияние с ребенком, как стремление удовлетворить все его потребности, оградить его от всех трудностей жизни. Симбиотические связи с ребенком характерны для матерей, любовь которых к ребенку заменяется аффективно заостренным беспокойством о нем. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает отделяться в силу складывающихся обстоятельств, так как по своей воле родитель никогда не предоставляет ребенку самостоятельности.

Часто симбиозу сопутствует гиперопека, то есть максимальный контроль, ограничения, связанные с занижением реальных способностей и потенций ребенка. Гиперопека, основанная на тревожности, выступает как комплекс навязчивых действий, удовлетворяющих потребность родителя в личной безопасности. Это может также указывать на внутреннюю, иногда тщательно скрываемую, неуверенность родителя в себе, исходящую, в свою очередь, из противоречивости его личности, неустойчивой или заниженной самооценки.

Родитель стремится управлять поведением ребенка с помощью следующих директив, описанных Р. Голдуинг и М. Голдуинг:

  1. «Не живи своей жизнью, а живи моей жизнью».
  2. «Не расти» — панический страх повзросления ребенка, который выражается в высказываниях типа: «Не торопись взрослеть», «Мама тебя никогда не бросит», «Детство — самое счастливое время жизни». Бессознательно ребенок может найти здесь для себя указание: «Я не имею права стать настолько самостоятельным, чтобы жить без материнской поддержки».
  3. «Не принадлежи никому, кроме меня», — родитель видит в ребенке «единственного друга», всячески подчеркивает исключительность, непохожесть ребенка на других, причем в положительном смысле: «Ты ведь у меня не такой, как все». Став взрослыми, такие люди будут стремиться в теплую атмосферу родительской семьи, равной которой они не смогут найти.
  4. «Не сближайся с другими людьми» — внушение ребенку, что никому, кроме родителя, доверять нельзя. Общий смысл этой директивы: «Любая близость опасна, если это не близость со мной». Взрослые, получившие в детстве такие директивы, имеют серьезные проблемы в эмоциональных контактах с другими людьми, они часто испытывают трудности в сексуальных отношениях.
  5. «Не делай сам, это опасно, за тебя буду делать я».
  6. «Не чувствуй себя хорошо», например: «Хоть он у меня и слабенький, но сам вскопал целую грядку». Родитель подчеркивает, что плохое самочувствие ребенка повышает ценность любого его действия. Человек, получивший такую директиву в детстве, приучается к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, и начинает использовать реальное заболевание для получения психологической выгоды. В результате его состояние ухудшается.

Симбиоз ведет к развитию созависимого поведения, парализует собственную активность ребенка, что приводит к регрессии, фиксации ребенка на примитивных формах общения ради обеспечения симбиотических связей с родителем.

В случае эмоционального симбиоза родительское отношение не отвечает насущным потребностям определенных кризисных этапов личностного развития ребенка, блокирует разрешение базового мотивационного конфликта принадлежности-автономии, интериоризуясь, приводит к расщеплению и дестабилизации образа Я. Ребенок «заражается» тревогой матери, становится боязливым, робким, неспособным на самостоятельные решения; он опасается, что с ним может что-то случится (ведь недаром этого так боится мама). Тревогу ребенка вызывают любые незнакомые и новые ситуации, в которых он должен сам принять решение, ситуации, в которых ребенок остается без матери (детский сад, больница и т. д.). Мать «привязывает» ребенка к себе, делает его зависимым от себя, и в итоге тревога ребенка начинает проявляться не только в отсутствие матери, но и в ее присутствии. См. →