Периоды развития иммунной системы ребенка

Периоды развития иммунной системы ребенка thumbnail

Иммунитет ребенка — предмет страстной полемики между родителями. Одни — сторонники строгих мер, обливаний и закаливаний. Вторые трепетно оберегают отпрысков от любого сквозняка. Иногда в спорах участвуют педиатры, но тоже не вносят ясности: каждый имеет свою теорию и обосновывает взгляд на укрепление детского здоровья, исходя из собственной практики.

Что такое иммунитет и как он работает

Иммунитетом называют невосприимчивость организма к болезнетворным бактериям, патогенным микроорганизмам, ядам и токсинам, поступающим из окружающего мира. Говоря образно, это – броня, через которую чужеродные микроорганизмы не могут добраться к здоровью.

При хорошем иммунитете на любое внешнее вторжение запускается сложная реакция: эндокринная, нервная системы, обмен веществ начинают вырабатывать антитела (они бывают разные), и таким способом сопротивляться внешней атаке. Чем больше антител вырабатывается — тем мощнее защита. В первом случае говорят о сильном иммунном ответе, во втором – о слабом.

Какие органы формируют иммунную систему

Прямое влияние оказывают:

  • вилочковая железа;
  • костный мозг;
  • эмбриональная печень (печень плода тоже вырабатывает защитные клетки в период внутриутробного развития);
  • лимфоидные образования кишечника;
  • лимфатические узы;
  • селезенка.

Вилочковая железа, напрямую отвечающая за защиту организма, расположена за грудиной. Самый крупный орган у ребенка: его вес 15 граммов. У взрослого вилочкового железа весит уже гораздо меньше — всего 6 граммов.

Активное участие в иммунной охране принимают и клетки костного мозга: это лимфоциты, моноциты, которые находятся в тканях и крови человека (так работает клеточный иммунитет). Имеет значение работа продуктов жизнедеяльности клеток (речь идет об иммунитете гуморальном).

Но часто мы слышим – крепкий иммунитет передался ребенку по наследству. Или фразы в духе: иммунитет надо зарабатывать. Оказывается, многое зависит от вида иммунитета.

Виды иммунитета

Иммунологи выделяют два основных типа иммунитета. Это врожденный и приобретенный. Врожденный иммунитет достается ребенку генетически: в наше время человечество не болеет такими страшными болезнями, как чума или черная оспа. И «знание» достается ребенку по наследству. Другое дело приобретенные способности защитной системы: они появляются после перенесенной болезни, даже в самой легкой форме. На этом строится принцип вакцинации.

В процессе формирования иммунитет проходит сложный путь: на каждом этапе появляются свои особенности, которые всегда учитывают иммунологи и врачи-педиатры для укрепления детского здоровья. Ниже мы привели таблицу, где наглядно показали: с чем сталкивается иммунная система ребенка с рождения и вплоть до подросткового возраста.

Это любопытно! Большое значение для крепкого здоровья имеет иммунологическая память: то есть способность организма накапливать информацию о перенесенных заболеваниях. Она помогает быстро реагировать на любое вторжение и останавливать болезнь. Крепкая память – хороший иммунитет, слабая – человек вырастает болезненным.

Про иммунитет — Школа доктора Комаровского

Мнение эксперта

Ирина Катыкова

Врач-педиатр, детский невропатолог

Задать вопрос >>

У вас остались вопросы о здоровье вашего ребенка? Задайте их прямо тут на сайте и мы обязательно ответим!

Пять критических периодов в жизни ребенка

Формирование иммунитета у детей начинается в первом триместре беременности между 8- 10 неделями. Тогда закладываются первые лимфоциты, вырабатываются антитела у матери. К моменту появления на свет число антител увеличивается. Они защищают дитя во время родов: риск заражения столбняком, корью, краснухой и некоторыми другими инфекциями первое время минимален.

Но уже после рождения малыша, родителям важно быть на страже. Основные этапы развития иммунитета в детском возрасте включают 5 периодов, когда защитный барьер сильно уязвим.

Стадия

Возраст ребенкаЧто происходит с иммунитетомРиск для здоровья
1 период развитияПервые 29 дней жизниЗащитные силы продолжают поддерживать антитела матери. Они достаются младенцу через материнское молоко. Иммунитет новорожденного во многом зависит от питания молодой мамы. Имеет значение: достаточно ли витаминов, минералов поступает с питанием, нет ли вредных привычек.Сопротивление патогенной флоре пока очень слабое. Существует риск развития гнойных поражений отдельных участков тела, гнойничков при неправильном уходе. В редких случаях развивается опасный сепсис – воспалительный процесс в крови.
2 период развития3-6 месяцКоличество материнских антител постепенно сокращается, а собственных пока недостаточно. Те, что есть не оставляют иммунологической памяти.Ребенок может быстро заболеть гриппом, подхватить насморк, кашель. Если в этом возрасте ребенок заболел корью (гриппом, коклюшем), то иммунитет не вырабатывается и риск подхватить заболевание второй раз высокий. В этот период дает о себе знать предрасположенность к аллергии, развивается дисбактериоз при несвоевременном питании, нарушении диеты мамы (если вскармливание грудное).
3 период развитияС 6 до 24 месяцевМатеринские антитела прекращают помогать ребенку, а собственных клеток еще крайне мало. Этот период считается для иммунитета ребенка весьма опасным.Проявляет себя предрасположенность к кожным болезням – появляются дерматиты, многие дети страдают диатезом. Все чаще появляется аллергическая реакция на отдельные виды продуктов питания, молоко. Дети часто болеют простудами, страдают насморком и другими ЛОР-заболеваниями.
4 период развития4-6 лет жизниФормирование антител идет очень медленно. Иммунитет крайне слаб.Сохраняется высокий риск подхватить вирусы: именно поэтому в детских садах дети беспрерывно болеют. Если болезни запустить, недуги могут перейти в хроническую форму. Иммунологи говорят: задатки многих взрослых хронических «болячек» закладываются именно в этом возрасте.
5 период развития12-13 лет у девочек, 14-15 лет у мальчиков. Иммунные силы подростков заметно укрепляются, их формирование подходит к концу. Но начинаются «игры гормонов». Растет число андрогенов (половых гормонов), отчего подавляется клеточный иммунитет, и число антител уменьшается. Становится окончательно видно: как будет организм реагировать на атаку вирусов: сильно или слабо.Поскольку подростки начинают баловаться сигаретами, пробуют спиртные напитки, едят вредную пищу (фастфуд) врачи говорят о проверке защитных сил на воздействие внешних факторов. От этого развивается кашель, появляются угри. Зато снижается риск заболеть бронхиальной астмой, дерматитом – то есть любой патологией, вызванной аллергией.
Читайте также:  Таблица развития ребенка по неделям в утробе

Если внимательно следить за реакцией организма ребенка в критические периоды, можно понять многое. Например, выяснить: склонен ли он к аллергии, долго ли болеет простудой, да и в принципе как часто это происходит. Именно в критические периоды болезни могут меняться: аллергический ринит переходить в астму, или астма в реакцию на продукты питания (включая неожиданные).

Выводы и наблюдения за тем, как формируется иммунитет ребенка помогают корректировать курс лечения, проводить своевременную профилактику, уделять большее внимание здоровью малыша.

Что вредит детскому иммунитету

Понимая всю нежность и хрупкость детского организма, родители, бабушки и дедушки принимаются активно его опекать. В практике врачей скорой помощи есть случаи откровенно парадоксальных поступков, которые должны были помочь ребенку, но на деле привели к роковым последствиям. Одна бабушка решила вылечить кашель младенца в сильно натопленной бане. Это привело к разрыву сосудов головного мозга, отеку и гибели малыша. Вот почему врачи единогласно призывают помогать формированию иммунитета у детей, придерживаясь здравого смысла.

Что вредно ребенку:

  • Тугое пеленание. Плотные пеленки не дают сформироваться естественной терморегуляции. Легкий ветерок — ребенок заболевает.
  • Вредные привычки родителей. Пассивное курение разрушает ценный витамин С. А ведь именно аскорбиновая кислота существенно повышает способность адаптироваться к внешним условиям, сопротивляться инфекциям.
  • Иммуномодуляторы. Современные родители поддаются массовому увлечению, покупая стимуляторы при первом «чихе». Невинная эхинацея и та вносит дисбаланс при простуде, мешая защитным силам становится сильнее. К тому же многие стимуляторы являются продуктами растительного происхождения и изготавливаются на травах. Травы чреваты аллергиями.
  • Стерильные условия. Антитела начинают вырабатываться только в обычных условиях, без фанатичной слежки за чистотой. Ребенок обязательно встретится с бактериями при контакте с другими детьми в садиках, школах, на прогулках в парках. И большой вопрос, как организм отреагирует на новые для себя условия.

Наконец, не стоит перегружать детей «развивалками». Особенностью незрелой иммунной системы является быстрая реакция на чрезмерные нагрузки. Постоянно уставший ребенок – значит болезненный. Здоровые дети должны много гулять, играть, есть вкусную домашнюю пищу, фрукты, овощи и кисломолочные продукты и заниматься спортом. Тогда никакие болезни им не будут страшны.


Источник

Оглавление темы «Канцерогены. Опухоли и иммунодефициты. Нарушения иммунного статуса.»:

1. Канцерогены. Канцерогенные факторы. Химические факторы образования опухоли. Тест Эймса. Промоторы. Физические онкогены. Онкогенные вирусы. ДНК-содержащие и РНК-содержащие онкогенные вирусы.

2. Опухолевые антигены ( Аг ). Пауль Эрлих. Опухолево-эмбриональные антигены ( Аг ). Антигены опухоли.

3. Противоопухолевые иммунные реакции. Иммунитет против опухоли. Влияние иммунитета на опухоль.

4. Опухоли и иммунодефициты. Иммунодефицит при опухоли. Развитие опухоли при иммунодефиците. Развитие иммунодефицита при опухоли.

5. Эффективность иммунного надзора. Иммунная толерантность при опухолях. Иммунный отбор. Антигенная модуляция при опухолях. Иммуносупрессия при злокачественных процессах.

6. Иммунодиагностика опухолей. Иммунотерапия опухолей. Методы иммунотерапии при опухолях. Адъюванты. Иммуномодуляторы. Особенности иммунотерапии опухолей.

7. Иммунный статус человека. Состояние иммунной системы. Статус имунной системы. Состояние иммунитета человека.

8. Возрастные особенности иммунной системы. Иммунная система у плода. Иммунная система у новорожденных. Критические периоды имунной системы у ребенка. Иммунная система в пожилом возрасте.

9. Нарушения иммунного статуса. Иммунодефициты. Транзиторные иммунодефициты. Дефекты системы комплемента. Расстройства функций фагоцитов.

10. Синдромы гуморальной недостаточности. Агаммагпобулинемия Брутона. Общий вариабельный иммунодефицит. Селективный дефицит IgA.

Возрастные особенности иммунной системы. Иммунная система у плода. Иммунная система у новорожденных. Критические периоды имунной системы у ребенка. Иммунная система в пожилом возрасте.

Подобно другим системам, организация защитных факторов претерпевает возрастные изменения. Полностью система защитных факторов развивается к 15-16 годам. По мере старения организма функции иммунной системы ослабевают.

Иммунная система у плода

В период внутриутробного развития у плода формируется система Аг МНС, органы иммунной системы, популяции иммунокомпетентных клеток и система комплемента. Иммунная система матери толерантна к аллоантигенам плода, поскольку их число относительно невелико, а также в силу избирательной проницаемости плаценты и наличия в крови матери и плода различных иммуносупрессивных факторов (а-фетопротеина, эстрогенов, прогестерона, простагландинов и т.д.).

Иммунная система у новорожденных

У новорождённых иммунная система структурно организована, но функционально несостоятельна. Снижено содержание компонентов комплемента, IgG, IgA и основных популяций иммунокомпетентных клеток. На проникновение инфекционных агентов лимфоидные органы отвечают гиперплазией, проявляющейся лимфаденопатией.

В развитии ребёнка выделяют критические периоды, во время которых на антигенный стимул иммунная система даёт неадекватные или парадоксальные реакции.

Возрастные особенности иммунной системы. Иммунная система у плода. Иммунная система у новорожденных. Критические периоды имунной системы

Первый критический период имунной системы у ребенка — первые 30 сут жизни. Отмечают низкую активность фагоцитов. Лимфоциты способны отвечать на Аг и митогены; гуморальные реакции обусловлены материнскими IgG.

Второй критический период имунной системы у ребенка — 3-6 мес. Материнские AT исчезают из кровотока; в ответ на попадание Аг образуются преимущественно IgM. Дефицит IgA приводит к высокой чувствительности к респираторным вирусным инфекциям (аденовирусы, вирусы парагриппа и др.). Иммунокомпетентные клетки характеризуются низкой активностью. В этот период проявляются ранние наследственные дефекты иммунной системы.

Читайте также:  От кого из родителей зависит развитие ребенка

Третий критический период имунной системы у ребенка — 2-й год жизни. Иммунная система полноценно функционирует, появляются значимые количества IgG, но по-прежнему сохраняется дефицит местных защитных факторов, что проявляется в сохранении высокой восприимчивости к бактериальным и вирусным возбудителям.

Четвёртый критический период имунной системы у ребенка — 4-6-й год жизни. Синтез AT, исключая IgA, достигает величин, характерных для взрослых; одновременно повышается содержание IgE. Активность факторов местной защиты остаётся низкой. В этот период проявляются поздние наследственные дефекты иммунной системы.

Пятый критический период имунной системы у ребенка — подростковый возраст. Половые гормоны, синтезируемые в этот период, угнетают иммунные реакции. Как следствие, возможно развитие аутоиммунных и лимфопролиферативных заболеваний, также повышается восприимчивость к микробам.

Иммунная система в пожилом возрасте

Ослабление свойств иммунокомпетентных клеток проявляется нарушениями распознавания клеток, несущих изменённые Аг МНС и снижением специфичности иммунных реакций. В этот период возрастает риск развития аутоиммунных и иммунодефицитных состояний, а также злокачественных опухолей.

— Также рекомендуем «Нарушения иммунного статуса. Иммунодефициты. Транзиторные иммунодефициты. Дефекты системы комплемента. Расстройства функций фагоцитов.»

Источник

  • Врожденный иммунитет
  • Приобретенный иммунитет
  • Первый критический период (до 28 дней жизни)
  • Второй критический период (до 4-6 месяцев)
  • Третий критический период (до 2-х лет)
  • Четвертый критический период (до 4-6 лет)
  • Пятый критический период (12-13 лет у девочек и 14-15 лет у мальчиков)

Многие родители, видящие свое любимое чадо болеющим, беспокоятся за состояние его иммунитета. Такая реакция абсолютно оправдана, ведь в современном мире негативные факторы могут сильно влиять на здоровье детей. Чтобы понять, насколько верны подобные опасения, и не упустить момент, нужно знать особенности развития иммунной системы.

Иммунитет — это способ защиты организма от агрессивной окружающей среды, содержащей множество различных чужеродных агентов, таких как: вирусы, грибки, бактерии и другие микроорганизмы. Такая способность противостоять инфекциям является результатом слаженной работы механизма иммунной системы.

Врожденный иммунитет

Слово «врожденный» говорит само за себя. Этот иммунитет работает с момента появления ребенка на свет.

Первая преграда, которую встречают на своем пути микробы — это кожа и слизистые оболочки. Кожа является для них полноценным барьером благодаря своей непроницаемости и кислой рН поверхности. Слизистые оболочки, контактирующие с внешней средой, обладают целым комплексом защитных свойств. Слизь, выделяемая клетками, не дает микроорганизмам прикрепиться, а движения специальных ресничек «выгоняют» их наружу. Жидкости организма (слезы, желчь, слюна и другие) обладают бактерицидным свойством, то есть способностью убивать бактерии.

Если по каким-то причинам барьер не сработал, и микроорганизм проник сквозь него, на помощь приходят клетки — фагоциты, устраняющие чужеродные агенты.

Приобретенный иммунитет

Формируется постепенно. Каждая встреча с микробом остается в «иммунологической» памяти, с помощью которой организм получает возможность противостоять повторному заражению этой инфекцией, реагировать быстрее. Такая защита обусловлена двумя звеньями приобретенного иммунитета — клеточного (Т и В лимфоциты) и гуморального (антитела). Лимфоциты запоминают микроб, а антитела его убивают. Механизм «иммунологической» памяти лежит в основе вакцинации.

Сталкиваясь в течение жизни с различными микроорганизмами, иммунная система человека развивается и накапливает «опыт», чтобы эффективно отвечать на любое вторжение. Иммунитет ребенка несовершенен, процесс его становления длительный и имеет несколько критических периодов.

shutterstock_373592836.jpg

Первый критический период (до 28 дней жизни)

При рождении иммунная система целенаправленно подавлена. Происходит это потому, что в одночасье встреча с огромным количеством новых бактерий стала бы слишком серьезным испытанием для нее.

В этот период новорожденный восприимчив к окружающим его микробам, однако не беззащитен перед ними. Содержащиеся в грудном молоке матери антитела обеспечивают эффективную оборону.

Формирование нормальной иммунной системы и аллергии (как проявления неадекватного иммунного ответа) идут параллельно. Правильный баланс микрофлоры кишечника ребенка с преобладанием бифидобактерий является фактором, защищающим от развития аллергических заболеваний. «Заселение» кишечника полезными бактериями происходит благодаря грудному вскармливанию.

Второй критический период (до 4-6 месяцев)

Количество защитных антител матери постепенно уменьшается, и примерно к 6-ти месяцам они выводятся из организма ребенка. Этим фактом обусловлен второй критический период. Иммунная система приобретает способность самостоятельно продуцировать антитела в ответ на проникновение инфекции, однако она еще не может «запоминать» их. Именно поэтому вакцинация, проведенная в этом возрасте, требует повторения.

Местный иммунитет слизистых оболочек, контактирующих с внешней средой, очень слаб, а это означает, что они больше всего подвержены атакам микробов. Повторные ОРВИ, острые респираторные заболевания (ОРЗ) и кишечные инфекции — частая проблема. Нетипично могут протекать такие детские инфекции, как коклюш и корь, при этом не оставляя защитного иммунитета.

Аллергия в этом периоде — чаще всего пищевая (например, на белок коровьего молока) и маскируется явлениями диатеза.

Третий критический период (до 2-х лет)

Важный этап в развитии иммунной системы, на котором приобретенный иммунитет начинает формировать «иммунологическую» память к перенесенным инфекциям.

Свобода передвижения, активный контакт с другими детьми и животными — все это приводит к встрече с новыми микробами. Частота заболеваний ребенка нарастает, одна болезнь следует за другой, но бояться этого не стоит — иммунная система активно набирается «опыта», встречаясь с различными вирусами и бактериями.

Читайте также:  Причины и факторы отклонений развития ребенка

Работа системы местного иммунитета слизистых оболочек по-прежнему недостаточна. Поэтому такие заболевания органов дыхания, как ринит, синусит, фарингит, тонзиллит, ларингит, трахеит, бронхит — остаются самыми частыми. Такое состояние малыша заставляет многих родителей прибегать различным препаратам, стимулирующим иммунитет, однако это может только вмешаться в процесс формирования нормальной иммунной системы ребенка и ослабить ее. Лучше воздержаться от подобных лекарств.

Явления аллергического диатеза (атопического дерматита) в этом возрасте могут нарастать.

Четвертый критический период (до 4-6 лет)

shutterstock_355271534.jpg

Наконец, концентрация защитных антител ребенка соответствует уровню взрослого человека. Однако местный иммунитет слизистых оболочек все еще развит неполноценно, что может привести к формированию хронических заболеваний дыхательных путей.

Для детей этого возраста характерны глистные инвазии (лямблиоз).

На данном этапе к проявлениям кожной аллергии может присоединиться повышенная чувствительность к вдыхаемым из воздуха аллергенам (домашняя пыль, пыльца растений и другие) и как итог аллергический насморк (ринит) и/или бронхиальная астма.

Пятый критический период (12-13 лет у девочек и 14-15 лет у мальчиков)

Подростковый возраст. Усиленный рост ребенка сочетается с уменьшением объема органов иммунной системы, а бурная гормональная перестройка подавляет клеточное звено иммунитета. В этот период нарастает воздействие внешних негативных факторов, например, курения. Характерна восприимчивость к различным вирусным инфекциям.

Аллергические заболевания, такие как бронхиальная астма, могут временно ослабевать, но впоследствии вновь появляться в молодом возрасте. Контроль врача аллерголога-иммунолога обязателен.

Формирование иммунной системы ребенка происходит активно. Родителям важно знать уязвимые периоды, быть внимательными и не допустить перехода острых инфекционных заболеваний в хронические, а также вовремя проводить профилактику развития аллергии при наличии предрасположенности к ней.

Частые заболевания ребенка не всегда показатель слабости его иммунитета. Самостоятельный прием иммуностимулирующих препаратов может неблагоприятно сказаться на развитии иммунной системы. Ни один из них не должен применяться без предварительного исследования состояния всех компонентов иммунитета (анализ «иммунный статус») и рекомендации врача аллерголога-иммунолога.

Комментарии экспертов

пушкова.jpgЕкатерина Пушкова, врач-педиатр, аллерголог-иммунолог медицинского центра «Атлас»

— Что означает «группа часто болеющих детей» и кто к ней относится? 

— Термин ЧБД (часто болеющий ребенок) — это не диагноз, а группа диспансерного наблюдения, которая крайне разнообразна по составу. В нее входят дети с хроническими очагами инфекции, эндокринологической, сердечно-сосудистой, бронхо-легочной патологией, дети с аллергическими заболеваниями (в частности с бронхиальной астмой), с врожденными пороками развития и т. д.

После определения ребенка в группу ЧБД педиатр начинает диагностический поиск с подключением специалистов для выяснения причины рецидивирующих инфекционных заболеваний. Если есть подозрение на иммунодефицитное состояние, то в план обследования включается консультация иммунолога — аллерголога.

После полноценного обследования составляется индивидуальный план лечебных и реабилитационных мероприятий с целью стабилизации состояния и профилактики заболеваний.

— Как укрепить иммунитет ребенка, не прибегая к различным лекарствам?

— Для повешения неспецифической реактивности организма хорошо работают простые и понятные мероприятия, такие как закаливание, режим сна и отдыха, достаточное пребывание на свежем воздухе, двигательная активность, сбалансированное питание. Для специфической реактивности — вакцинация.

Мария Ревенок, врач-педиатр, г. Брянск

От врача-педиатра можно услышать: «Ваш ребенок относится к группе часто болеющих детей (ЧБД)». Давайте разберем, что же это значит. Этот термин относится к острым респираторным вирусным инфекциям, которые обязательно встречаются на пути каждого ребенка. Но вот сколько раз эта встреча произойдет и как она будет протекать — это для нас и представляет интерес.

Для разных возрастных групп свои критерии часто болеющего ребенка. Дети до года — болеющие длительно 4 и более раз; дети младшего возраста, только начинающие посещать дошкольные учреждения — более 6 раз; далее эта цифра снижается до 4 раз в возрасте детей старше 5 лет.

Важная оговорка: болеющие не только часто, но и длительно! То есть больше важен не сам факт перенесения ребенком вирусной инфекции, а то, как он ее переносит. Как укреплять иммунитет и закалить малыша? Мой ответ — не надо его «раскалять». Дети рождаются с удивительной способностью к приспособлению к окружающим условиям! Помещение малыша в «идеальные» оранжерейные условия (часто это очень тепло и сухо) и ограждения от каждого дуновения свежего воздуха — одна из причин, почему иммунитету не нужно начинать активно трудиться. Когда все же происходит встреча с вирусом или холодной лужей — организм просто не знает, что с этим нужно делать!

Ребенку, который уже часто и длительно болеет важно максимально избегать контактов с новыми инфекциями для восстановления иммунитета и правильно лечить основную болезнь. Также важно научиться не прикасаться руками к лицу и не класть в рот то, что для этого не предназначено.

Вот некоторые советы, которые помогут поддержать иммунитет вашего малыша:

  • необходимо отрегулировать прохладный и влажный воздух в доме, где живет ребенок,
  • совершать ежедневные прогулки на свежем воздухе при любой погоде,
  • обеспечивать специально подобранное для вашего малыша питание,
  • не забывать о питье чистой воды и мытье рук всем членам семьи,
  • соблюдать умеренность в посещении людных мест.

Источник