Цели развития ребенка четвертого года жизни

Цели развития ребенка четвертого года жизни thumbnail

Татьяна Адамовна Волкова
Возрастные особенности детей четвертого года жизни.

Возрастные особенности детей четвертого года жизни.

Возрастные особенности детей четвертого года жизни.

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.

С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, не-сформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.

В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.

Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.

Источник

Арина Мухомеджанова
Родительское собрание во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей четвёртого года жизни»

Слайд 1 Тема: «Возрастные особенности развития детей четвёртого года жизни. Организация образовательной деятельности с воспитанниками в 2017-2018 учебном году»»

Цели собрания:

Знакомство родителей между собой и с педагогами, воспитывающими ребёнка в дошкольном учреждении, установление позитивных отношений

Познакомить родителей с возрастными особенностями развития детей 3-4 лет; с задачами воспитания и обучения на учебный год; с особенностями образовательного процесса в группе

Создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу, снятие барьеров в общении и переход к открытым, доверительным отношениям.

Воспитатели: Селиванова Ю. Н., Мухомеджанова А. С.

Форма проведения: нетрадиционное, общегрупповое

Место проведения: групповая комната

Дата: 15.10.2017

Время проведения: 17 часов 30мин.

Участники: родители воспитанников второй младшей группы № 1, педагоги группы.

Предварительная работа: подготовка материала к собранию, подбор материала к памятке «Что должен знать ребенок на конец года», подготовка презентации «Кризис 3-х лет», «Возраст «почемучек»», «Один день из жизни группы», оформление группы к собранию.

План проведения:

1. Вводная часть.

2. Знакомство. Игра «Клубочек»

3. Игра «Хвастовство»

4. Кризис 3–х лет.

5. Возраст «Почемучек»

5. Презентация «Один день из жизни группы»

6. Памятки «Содержание педагогической работы с детьми 3-4 лет»

7. Анкетирование «Приоритет семьи». Ящик пожеланий

8. Разные вопросы

Благодарственные письма родителям

• Конкурс «Давай дружить дорога»

• Информация о мероприятиях по профилактике ОРВИ и ОРЗ у детей

• Загляните в свой шкафчик….

• Выбор родительского комитета

Ход родительского собрания

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть Вас на первом в этом году нашем родительском собрании.

Сегодня мы познакомимся, узнаем друг друга поближе, мы расскажем Вам о возрастных особенностях детей 3-4 лет, организации образовательного процесса в группе и режимных моментах. Также сегодня мы выберем родительский комитет и обсудим текущие вопросы.

С 1 сентября Ваши дети повзрослели и перешли во вторую младшую группу. Также у нас есть вновь прибывшие ребята. Сегодня мы собрались для того, чтобы объединить на усилия и сделать жизнь детей интересной, увлекательной и познавательной — а для этого очень важно наличие взаимопонимания и поддержки.

На сегодняшний день списочный состав группы 21 человек, из них 13 девочек и 8 мальчиков, средний возраст детей – 3, 2 года.

Так как в нашей группе появились новые дети, и родители давайте познакомимся друг с другом. Предлагаю немного поиграть.

Слайд 2 Игра «ЗНАКОМСТВО»

У меня в руках клубочек, который мы будем с Вами передавать друг другу, тот у кого он окажется, рассказывает о себе: как Вас зовут, Ваши увлечения, как зовут Вашего ребенка, сколько ему лет.

А теперь мы предлагаем Вам похвастаться своим ребенком.

Слайд 3 «Игра «ХВАСТОВСТВО»

Мы с ребятами приготовили вам сюрприз – это маленькие ладошки.

В середине ладошки напишите имя своего ребенка, когда вы называете его ласково. А теперь на каждом пальчике напишите лучшие качества Вашего ребенка (любопытный, внимательный и т. д.).

Возможно, Вы заметили, что в последнее время Ваш ребенок стал чаще капризничать, не слушается, переговаривается. Появление таких отрицательных качеств в характере малышей педагоги- психологи связывают с кризисом 3-х лет, и сейчас мы Вам немного расскажем характерные особенности поведения ребенка в этот период.

Презентация «Кризис трех лет: Понять или пережить?»

Возраст 3-х лет это не только кризис– это самый интересный и занимательный возраст «Почемучек».

Презентация

«Возраст «почемучек» или 100 тысяч «а зачем, «А почему?»

Уважаемые родители! Сегодня мы предлагаем Вам прожить один день в детском саду вместе с вашими детьми.

Презентация: «Один день из жизни группы»

Слайд …. Утренний прием – осуществляется с 6.00 до 7.45 часов.

Дети постепенно собираются в группе, и в это время мы с детьми проводим наблюдения — в уголке природы, индивидуальные игры, беседы и разговоры с детьми по их интересам, рассматриваем дидактические картинки, иллюстрации, организовываем двигательную деятельность. Мы учим детей взаимодействовать друг с другом, убирать за собой игрушки, игры, книги на свои места.

Мы просим Вас помогать нам воспитывать у детей культуру общения: приучать детей к вежливости (здороваться, прощаться, благодарить за помощь). Формировать доброжелательное отношение к сверстникам, умение делиться с товарищем, вместе пользоваться игрушками, элементарные представления о том, что такое хорошо и что плохо.

Слайд 5 В 7.50 начинается утренняя гимнастика, которая необходима для сохранения, укрепления и гармоничного физического развития детей.

Читайте также:  Презентация развитие ребенка после рождения становление личности 8 класс

Очень важно! Привести и переодеть ребёнка до начала утренней гимнастики, т. к. опаздывая, вы нарушаете режим детского сада. Опаздывающие, отвлекают и детей и нас, тем самым нарушая качество проводимого мероприятия. Поэтому, уважаемые родители, пожалуйста, будьте организованнее.

После утренней гимнастики, пока Фаина Артуровна накрывает столы к завтраку, мы собираемся все вместе на ковре. Беседуем с детьми на разные темы, проводим пальчиковую и артикуляционную гимнастики, играем в словесные игры, читаем — это способствует развитию коммуникативных умений, познавательного интереса, мелкой моторики пальцев рук.

Слайд Перед завтраком мы обязательно моем руки, воспитывая у детей культурно-гигиенические навыки. У каждого ребенка свое полотенце, которое они находят по картинке. Мы учим детей аккуратно мыть руки: засучивать рукава, правильно пользоваться мылом, насухо вытирать руки полотенцем, вешать полотенце на свое место.

Важно, чтобы и дома вы следили за тем, как ребенок моет руки.

Слайд Во время завтрака, обеда, полдника, ужина мы продолжаем формировать КГН: правильно сидеть за столом, правильно держать ложку, не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться салфеткой, не выходить из-за стола, не дожевав пищу, благодарить.

Во второй половине года появится дежурство, и дети узнают все о сервировке стола.

После завтрака у нас остаётся некоторое время (10-15 минут) до начала занятия. Пока воспитатель готовит материал для занятия малыши выбирают себе игры по интересам.

В 9.00 – начинается следующий важный момент– это образовательная деятельность т. е. занятия

Наше учреждение реализует Основную образовательную программу дошкольного образования. Методическим обеспечением данной программы является программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы, Комаровой, Васильевой.

Образовательная деятельность проводится в соответствии с 5 образовательными областями:

Слайд Образовательная область «Познавательное развитие»:

Формирование элементарных математических представлений –математика. Где мы знакомим детей с количеством, величиной и формой предметов, учим ориентироваться в пространстве и во времени. Формируем у детей представления о количестве предметов в группе (один-много, о геометрических формах (квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник); о градациях величины: широкий – узкий, длинный – короткий, высокий – низкий, большой – маленький; учим ориентировке в пространстве, различать правую и левую руки; ориентировке во времени — в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер.

Ознакомление предметным с социальным окружением — окружающий мир. На этих занятиях помогаем ребенку понять мир человеческих отношений, знакомя с явлениями общественной жизни, осознать своё Я, выделить себя в мире. Знакомим с предметами ближайшего окружения (игрушки, книги, посуда, мебель) их назначением и местонахождением в группе. Учим различать, называть качества и свойства предметов (цвет, форма, величина) и вещей, воспринимаемых осязанием (гладкий, шершавый, на слух (стучит, шуршит). Знакомим с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине можно купить хлеб, игрушки, одежду; в поликлинике врач лечит людей). Даём представления о некоторых профессиях (воспитатель, няня, дворник, шофёр).

Ознакомление с миром природы – мир природы. Здесь мы знакомим детей с растительным и животным миром природы и воспитываем бережное отношение к ней.

Слайд Образовательная область «Речевое развитие» включает в себя:

Развитие речи -это формирование словаря, развитие звуковой культуры, грамматического строя и связной речи.

Приобщение к художественной литературе

На этих занятиях знакомим детей с различными жанрами художественной литературы: сказками, стихами, загадками, фольклором. Формируем у них связную речь (умение говорить и отвечать на вопросы предложениями); обогащаем словарь новыми словами: глаголами, прилагательными, наречиями.

Слайд Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» состоит из:

Изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование.

На занятиях по рисованию – дети учатся рисовать цветными карандашами и гуашью, правильно держать карандаш, кисть, правильно ими пользоваться. Дети овладевают умением рисовать прямые линии, округлые формы, закрашивать изображение.

На лепке – учим детей лепить несложные предметы, состоящие из 2-3 частей, раскатывать комочки пластилина прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар ладонями обеих рук.

На аппликации – учим детей создавать элементарные изображения из готовых заготовок, правильно пользоваться клеем, аккуратно наклеивать детали в определённой последовательности.

Конструктивно-модельная деятельность (конструирование)

Учим детей создавать несложные конструкции из строительного материала, различать и правильно называть основные детали строительного материала (кубик, кирпичик, пластина); конструировать по готовому образцу; сооружать элементарные предметные конструкции (дорожки, заборчики, ворота, мебель)

Музыкальная деятельность включает в себя слушание музыки, пение, музыкально ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах.

Эти занятия проводит музыкальный руководитель Девятых М. Л. Здесь дети учатся слушать музыкальные произведения разных жанров, петь, танцевать, знакомятся с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, барабаном и их звучанием.

Осенний и зимний утренники будут проводиться без родителей, весенний – в зависимости от адаптации вновь прибывших детей. А еще нам на Новогодний утренник нужен папа — Дед Мороз. Ребята очень хотят настоящего Деда Мороза, а не воспитателя в костюме Д. М.

Слайд Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя:

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, где мы беседуем с детьми о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза — смотреть, уши — слышать, нос — нюхать, язык — пробовать (определять) на вкус, руки — хватать, держать, трогать; ноги — стоять, прыгать, бегать, ходить; голова — думать, запоминать.

Физическая культура.

Занятия по Физической культуре проводит педагог-физорг Николаева Вера Васильевна. На этом занятии развиваем у детей разнообразные виды движений: бег, ходьба, прыжки, ползание, лазание и др. ; проводим разнообразные подвижные игры.

Так же в этом году ребята посещают такое занятие как ритмика. Ведет его педагог дополнительного образования Ухова Татьяна Викторовна.

Для занятий на физкультуре и ритмике детям нужны черные шорты, белая футболка, белые носочки, чешки, и девочкам белая юбка (солнцеклеш).

Слайд Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлена на:

Развитие навыков организационного поведения в детском саду, дома, на улице.

Формирование доброжелательного отношения к окружающим.

Формирование КГН: навыков поведения во время еды, умывания; умение самостоятельно одевается и раздевается в определенной последовательности.

Формируем умение самостоятельно выполнять элементарные трудовые поручения: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр., после игры убирать на место игрушки, строительный материал.

Рассказываем о правилах поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Знакомим с элементарными правилами дорожного движения: различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора.

Знакомим с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.).

Формируем навыки безопасного поведения в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот).

Слайд После занятий, осуществляется подготовка к прогулке.

Мы учим детей одеваться в определенной последовательности.

Уважаемые родители, раздевая и одевая детей, давайте им больше самостоятельности.

У нас к Вам просьба, пожалуйста, выворачивайте вещи и складывайте их в шкафчик в той последовательности, в какой ребёнок будет одеваться на прогулку. У нас в раздевальной комнате висит алгоритм одевания.

Слайд На прогулке проводятся различные виды наблюдений: за природой, состоянием погоды, за окружающими предметами и явлениями. Играем в подвижные игры, развиваем основные виды движений: бег, прыжки, лазание и др. Приучаем детей к оказанию помощи взрослым в трудовой деятельности

Читайте также:  Развитие ребенка до года портал

Слайд Возвращаясь с прогулки — учим детей самостоятельно раздеваться, аккуратно складывать вещи в шкаф. Если у ребёнка что-либо не получается, учим обращаться за помощью к взрослым.

После проведения КГП, пока младший воспитатель накрывает на стол мы с детьми читаем книги, беседуем, играем в словесные игры.

Слайд Сон. Перед тихим часом мы так же приучаем детей раздеваться в определенной последовательности, выворачивать вещи, аккуратно вешать их на стул.

Слайд После сна – проводятся закаливающие мероприятия: гимнастика в постели, хождение по корригирующим дорожкам.

Слайд Далее ребята одеваются, и мы садимся на полдник.

Слайд Вечернее время отводится для самостоятельной игровой деятельности, индивидуальной работы, различным видам игр, способствующих закреплению знаний, полученных на занятиях.

Ребята нашей группы очень любят играть в сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Магазин».

Есть ребята, которым нравиться рисовать и раскрашивать раскраски.

Помните, если ребенок смеется и с удовольствием идёт в детский сад — значит, мы все «сделали правильно»! Надеемся на плодотворное сотрудничество!

7. Анкетирование «Приоритет семьи». Ящик пожеланий

8. Разные вопросы

Благодарственные письма родителям

• Конкурс «Давай дружить дорога»

• Информация о мероприятиях по профилактике ОРВИ и ОРЗ у детей

• Загляните в свой шкафчик….

• Выбор родительского комитета

Источник

логопед для детей
Три года, конец раннего возраста — еще один трудный период в совместной жизни ребенка и взрослого. Ваш ребенок теперь не только ходит, говорит, играет, задает вопросы, но и борется за свою самостоятельность и независимость. К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Родителям важно знать, что в это время происходит очень значительный для ребенка процесс: его первое яркое выражение своего «Я» — это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, удлинить психологическую «пуповину», научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы. Без психологического отделения от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.

Кризисы развития — это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень.

Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длительных и спокойных — стабильных и более коротких, бурных — критических, то есть кризисы — это переходы между стабильными периодами.
Не стоит пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей.

И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.

Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей.
Попробуем разобраться, как смягчить проявления кризиса, как помочь ребенку выйти из него, не вынося в душе негативные качества: ведь упрямство — это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность — демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я»; эгоизм — в здоровом виде чувство «самости», собственное достоинство; агрессивность — крайняя форма чувства самозащиты; замкнутость — неадекватная форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей — не допустить закрепления их крайних проявлений.

Давайте посмотрим, что отличает ребенка в период кризиса 3 лет. Первый симптом — ярко выраженное проявление негативизма. Это не просто нежелание выполнять какие-то указания взрослого, а стремление делать все наоборот. Суть негативизма заключается в том, что ребенок не делает чего-то только потому, что его об этом попросили. При этом ребенок, действуя наперекор взрослому, часто поступает и наперекор своим собственным желаниям, ощущениям, впечатлениям. Второй симптом кризиса трех лет — это упрямство, которое отличается от настойчивости: ребенок добивается своего только потому, что он так захотел. Третий симптом связан с проявлениями строптивости. Это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый. Ребенку ничего не нравится из того, что он делал раньше, он как бы отрицает тот образ жизни, который сложился у него до 3 лет. Нежелание идти с мамой за ручку, капризы по любому поводу — выражение этого симптома. Следующий, четвертый симптом — своеволие: ребенок все хочет делать сам, борется за свою самостоятельность. Реже встречаются другие симптомы. Это бунт против окружающих, когда ребенок находится в состоянии постоянного конфликта со всеми, ссорится, ведет себя очень агрессивно. Это также и обесценивание ребенком личности близких людей. Так, малыш может начать называть родителей бранными словами, которых никогда раньше не употреблял. И, наконец, встречается стремление ребенка к деспотическому подавлению окружающих, когда вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, иначе ее ждут истерики и слезы.

Что надо знать родителям о детском упрямстве и капризности в этом возрасте:
— Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
— Как правило, этот период заканчивается к 3,5—4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте — вещь тоже вполне нормальная.
— Пик упрямства приходится на 2,5—3 года жизни.
— Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
— Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
— В кризисный период приступы упрямства и капризности встречаются у детей по пять раз в день. У некоторых — до 19 раз!
— Если дети по достижении четырех лет все еще продолжают упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

Кризис трех лет проявляется в трех сферах отношений ребенка. Это — отношение к предметному миру, к другим людям и к себе.
Взаимодействуя с предметами, ребенок все чаще начинает обращать внимание на результат своих действий, стремится достичь его. Конечно, процесс действия еще очень важен для него, а в игре остается главным, но в реальной жизни ребенок хочет получить такой же результат, что и взрослый. Однако, он пока еще не в состоянии оценить его правильно, и именно оценка взрослого становится для ребенка раннего возраста мерилом его успеха или неуспеха.

С самого рождения отношение родителей к младенцу строится на его полном принятии. Сколько бы огорчений и хлопот ребенок не доставлял, он все равно остается самым любимым и бесценным. Отношение родных к малышу — это выражение абсолютной любви. Такое любовное отношение формирует у малыша ощущение своей нужности и ценности. Отсюда его, пусть еще аморфное, представление о себе складывается как абсолютная положительная самооценка. Порицание взрослого вступает в противоречие с положительным самоощущением малыша и вызывает недоумение и обиду. Постепенно в ходе овладения ребенком предметными действиями взрослый оценивает их результаты, и эта оценка не всегда может быть положительной — так, наряду с положительной абсолютной самооценкой, у ребенка формируется конкретная самооценка. При правильном воспитании у ребенка раннего возраста
сосуществуют два вида самооценки: абсолютная, при которой он, несмотря ни на что чувствует и знает, что его любят, и конкретная, которая зависит от ситуации и может быть как положительной, так и отрицательной. Но все же абсолютное положительное отношение к себе у малыша доминирует и зачастую приходит в противоречие с порицаниями, которые неизбежно возникают. Во многом это — причина многих негативных явлений раннего возраста, в том числе и кризиса трех лет.

Читайте также:  Движущими силами развития ребенка в онтогенезе являются

В этом возрасте ребенок уже хорошо осознает неуспешность своего действия либо порицание взрослого, он воспринимает его как угрозу его абсолютной положительной самооценке, что очень тяжело переживается ребенком. Поэтому на критику в свой адрес малыш может реагировать очень эмоционально, обижаясь даже на самое невинное замечание. Обостренная чувствительность к своему неуспеху часто выражается в излишней стыдливости, застенчивости, смущении. Ребенка начинает тяготить его неумелость, неловкость, которые могут обнаружить другие люди. В то же время малейший успех может вызвать несоизмеримую с ним бурную радость, хвастовство.

Ребенок уже может быть самостоятельным и хочет, чтобы взрослый чаще замечал его успехи и достижения и ценил его самостоятельность.
Из сказанного становится понятной основная стратегия поведения родителей. Прежде всего взрослые должны сохранять и оберегать общее положительное отношение ребенка к самому себе.. Если он не может справиться с каким-то заданием, не следует давать отрицательную оценку его личности. Такие слова, как «неумеха», «растяпа» больно ранят самолюбие малыша, причиняют ему страдания. Постоянные упреки отрицательно влияют на развитие инициативы, воспитывают неуверенность в себе, гасят любознательность. В случае неудачи нужно, наоборот, подбодрить ребенка, сказать ему: «Ты уже так много умеешь делать. Ты молодец. Я уверен, что и этому ты научишься. Посмотри, как это делается, попробуй еще раз. Если хочешь, я тебе помогу».
Не следует также сравнивать неудачи ребенка с успехами других детей. Такие слова, как «эх ты, у тебя не получается, а вот Саша уже давно умеет это делать», могут вызвать лишь недобрые чувства к сверстнику.

В тех случаях, когда ребенок слишком часто упрямится, противопоставляет себя окружающим, не вступайте с ним в бесконечные споры. Вы мудрее его, поэтому помогите ему справиться с самим собой. Предоставляйте ему как можно больше самостоятельности. Там, где это возможно, давайте ему право самому выбирать, что и как он будет делать. Одна мама, зная, что сын, собираясь на прогулку, обязательно затеет спор, надевать комбинезон или нет, не акцентируя внимания на этом моменте, предлагала ему возможность самому принять решение: «Ты сегодня будешь надевать комбинезон с правой или с левой ноги?»

Старайтесь не драматизировать кризисную ситуацию и смягчить конфликтные моменты, внося в них долю юмора. Уважайте замыслы малыша, внимательно слушайте его вопросы и отвечайте так, чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность его делами. Неприятные процедуры, которые необходимо делать малышу (например, обтирание холодной водой или зарядку, которую любят не все дети), старайтесь перевести в увлекательную игру.

В то же время нельзя идти на поводу любых желаний ребенка. Если вы позволите ему при помощи истерики добиваться цели, это станет устойчивой формой поведения. Сдержитесь, сделайте вид, что вас не волнует истерика, и ребенок, с визгом падающий на пол, довольно быстро поймет, что таким способом он ничего не добьется. Бесполезно увещевать его или наказывать в момент истерики — в таком состоянии он непроницаем для разумных доводов, а гнев и наказание только подстегнут продолжение истерики.

ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ ВО ВРЕМЯ ПРИСТУПА УПРЯМСТВА:
— Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
— Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
— Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку — это бесполезно. Ругань также не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат.
— Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при своем мнении.
— Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно — взять его за руку и увести.
— Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!» Ребенку только это и нужно.
— Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная штучка!», «А что это там за окном ворона делает?» — подобные отвлекающие маневры могут заинтриговать капризулю и он успокоится.

Чем умнее и гибче ведут себя в подобных ситуациях взрослые, тем реже они жалуются на упрямство и негативизм своих детей. Так, исследования выявили определенные отличия среди родителей, жалующихся на упрямство детей. Матери, считающие детей упрямыми, обнаруживают индивидуалистическую направленность интересов, фиксацию на своей точке зрения, им не хватает воображения и гибкости. В то же время они подвержены чувствам и экспансивны, то есть возбужденно реагируют на любые проблемы во взаимоотношении с ребенком. Так же реагируют и отцы, у которых к тому же низкий самоконтроль и чрезмерная уступчивость. Интересная закономерность обнаружена между интеллектом родителей и их жалобами на детей: чем он выше, тем реже дети оцениваются как упрямые, поскольку тогда имеется больше вариантов для решения спорных вопросов. Наблюдения психотерапевтов показывают, что упрямство детей существует только вместе с потребностью родителей обязательно добиться беспрекословного подчинения детей.
Искусству ладить с ребенком необходимо учиться, в этом вам помогут фантазия, юмор и умение играть с ребенком. Кризисные явления могут пройти почти незаметно,

если с первых дней жизни малыша вы будете учитывать его потребности, правильно организовывать общение с ним и его индивидуальные занятия, уважать его личность и научите его уважать и любить других.

После 3 лет малыш вступает в новую эпоху своей жизни, в новый возраст, который принято называть дошкольным. Конечно, каждый возраст прекрасен по-своему, но важность и очарование дошкольного возраста хочется подчеркнуть особо.

Это возраст активного действия: невозможно заставить малыша посидеть немного спокойно, молча. Желание что-то делать — бегать, прыгать, играть, говорить — переполняет дошкольника. Это возраст, когда воображение начинает работать ярко и интенсивно, когда игра и жизнь неразделимы, когда каждый день приносит что-то новое, когда в жизнь ребенка входят сверстники. Это возраст, когда ребенок уже может рассказать об увиденном, о том, что его волнует. Речевое развитие ребенка
идет очень быстро. Впечатления дошкольного возраста надолго остаются в памяти человека и нередко согревают его жизнь в зрелые годы. Дошкольное детство приносит радость и удовольствие и взрослым, находящимся рядом с малышом. В этот период ребенок еще очень привязан к маме и папе, полностью открыт для них. В то же время он уже достаточно самостоятельный человек со своими желаниями и представлениями, с ним можно многое делать вместе, с ним интересно общаться и играть. Общаясь с детьми, взрослые могут как бы заново пережить счастливую пору своего детства.

Нужна консультация невролога? Запишитесь
по телефону +7 (495) 150-43-47
или через форму обратной связи в разделе «Контакты».

Источник