Инновации в развитии речи ребенка

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад с. Звонаревка Марксовского района Саратовской области

                              Доклад :

«Инновационные технологии для развития речи дошкольников».

Подготовила :               Кузьмина Ирина Михайловна

                                          Старший воспитатель МДОУ д/с с. Звонаревка

                                         Звонаревка 2017

Инновационные технологии для развития речи дошкольников.

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Поэтому целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.

Инновационные технологии –

это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях

Для формирования и активизации познавательно-речевого развития, наряду с традиционными методами и приемами, используются следующие инновационные методы                                                                                                                                           Инновационные методы: —      

 — здоровьесберегающие технологии,

 — ТРИЗ-технологии,

— метод проектирования,

 — метод моделирования,

 — ИКТ-технологии,

— технология мнемотаблиц,

— педагогическая арт-терапия;

— синквейн

«Здоровьесберегающая технология» —  

 это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития

Задача — сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель — здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки  по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни

Виды здоровьесберегающих технологий

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни.

3.Коррекционные технологии

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Технологии обучения здоровому образу жизни

Коррекционные технологии

— Стретчинг

— Динамические паузы

— Подвижные и спортивные игры

— Релаксация

— Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др)

— Гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая

— Физкультурные занятия

— Проблемно-игровые :игротренинги, игро- терапия

— Коммуникативные игры

— Серия занятий «Уроки здоровья»

— Точечный самомассаж

— Технологии музыкального воздействия

— Арт-терапия

— Сказкотерапия

— Технологии воздействия цветом

-Психогимнастика

— Фонетическая ритмика

Все игры тоже направлены на развитие речи детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту.

«Технология ТРИЗ»

Системность мышления Развитие творческого потенциала Т -теория Р — решения И – изобразительных З – задач

ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.

Речевое развитие: Формирование и активизация словаря; Развитие связной речи; Активизация общения, развития диалогической речи; Развитие умения задавать вопросы; Словотворчество и сочинительство; Подготовка к обучению грамоте.

Познавательное развитие: расширение кругозора: формулировать и разрешать противоречия; уметь классифицировать, обобщать, делать выводы; систематизировать знания по математике, экологическому воспитания, социальной действительности

Творческое развитие: Умение находить нестандартные решения; Находить выходы их противоречивых ситуаций; Не боятся давать ответы, строить предложения, отстаивать свою точку зрения; Уметь сужать поле деятельности для решения поставленных задач; Проявлять творчество в различных видах деятельности.

Принципы построения занятий

-При минимуме сообщения информации – максимум рассуждений.

-Предпочтительная форма для обсуждения задач и проблемных ситуаций – мозговой штурм.

-Активизация творческого воображения.

-Использование в процессе «поиска истины» всех, доступных для ребенка, средств восприятия и операций: заключения, причинно-следственные связи и прочее.

-Подход к миру как к единому комплексу взаимосвязанных элементов

Самое главное — обращать внимание ребенка на интересные вещи, не пытаться все на свете объяснить и дать в готовом виде, почаще смотреть на ситуацию с разных сторон, находить хорошее в «плохом» и плохое в «хорошем«, размышлять вместе, проводить опыты, но не пытаться полностью объяснить результаты — вообщем воспитывать любознательность у дошкольников во всех проявлениях.

«Метод проектирования»

в основе метода — активная познавательная и  речевая деятельность ребенка; — исходный пункт познавательно речевая деятельность ребёнка внутри проекта – детские интересы; — содержание проекта отражает различные стороны жизни ребёнка и включает основные  виды деятельности детей Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Проект – это «пять П»: Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация (защита).

По продолжительности проекты могут быть краткосрочными, среднесрочными; длительными.

Разработку тематических проектов можно связать с использованием модели «трёх вопросов» — суть этой модели заключается в том, что педагог задаёт детям три вопроса:

• Что мы знаем?

• Что мы хотим узнать, и как мы это будем делать?

• Что мы узнали?

« Метод моделирования»

             Моделирование — это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности.

    Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними, знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.

Основные средства, которыми овладевает дошкольник, – сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер ,прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы.

Модель позволяет детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности.

  • Модель вводится в обиход дошкольников при условии сформированости представлений о свойствах и признаках объекта;

    ∙ Модель должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребенка;

    ∙ Модель должна быть доступна детям в повседневной жизни;

    ∙ Модель должна быть лаконичной, и характеризовать только основные качества предмета или явления;

    ∙ Одновременно можно использовать модели только одного вида.

Последовательности действий с моделями: — замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);

  • использование готовых моделей (начиная со средней группы);
  • построение моделей: по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (со старшей группы).
Читайте также:  Рекомендации развития ребенка в младенческом возрасте

Работа педагога направлена на овладение детьми следующими видами модельных представлений:

  • конкретными (отображающие структуру данного объекта);

— обобщёнными (обобщающими структуру класса объектов);

— условно – символическими (передающими не наглядные отношения).

« ИКТ-технологии»

Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.

Выделяют 3 вида занятий с использованием ИКТ.

1.Занятие с мультимедийной поддержкой (Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия).

2. Занятие с компьютерной поддержкой (Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ).

3. Диагностическое занятие (Для проведения таких занятий требуются специальные программы, что встречается мало, или вообще не существует по некоторым общеобразовательным программам).

«Технология мнемотаблиц»

Мнемотехника – в переводе с греческого — «искусство запоминания».

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.

Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Основные задачи мнемотехники:

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;

Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды) ;

Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др. ;

Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются для:

— обогащения словарного запаса;

— при пересказах художественной литературы;

— при обучении составлению рассказов;

— при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок;

— при отгадывании и загадывании загадок;

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

«Педагогическая арт-терапия»

 Арт-терапия – это использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения  К средствам искусства относятся: музыка, живопись, литературные произведения, театр и т. д

Задачи арт-терапии:

— Развивать познавательно-речевую активность, через использование средств арт-терапии.

— Использовать ресурсы сказкотерапии для развития для решения целого ряда задач: обучение, воспитание, развития личности, коррекции речи, поведения.

— Расширить кругозор детей, прививать любовь к культурному наследию через музыку, живопись, поэзию.

— Стимулировать креативность, оригинальность мышления.

— Развивать уверенность в себе.

— Гармонизировать эмоциональное состояние.

— Способствовать развитию детского коллектива

Виды арт-терапии для дошкольников:

Изотерапия — работа с использованием методов изобразительного искусства.

Цветотерапия —  развитие чувственной сферы ребёнка, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

Фототерапия — применение фотографии и ее использование для решения всевозможных психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности

Игротерапия- использование естественного для ребенка занятия — игры — как способ моделирования отношений с окружающим миром и развитием личности.

Музыкотерапия- это чрезвычайно богатое по силе воздействия, по широте возможностей, существующему эмпирическому материалу направление.

Вокалотерапия- использование Голоса как уникального музыкального «инструмента», данный человеку самой Природой. Свойство голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляется в искусстве пения

Сказкотерапия- использование сказки для исцеления, излечения. Сказки можно сочинять, рассказывать, драматизировать, рисовать и т.д

«Синквейн»

— Синквейн — это метод наглядного моделирования, позволяющий ребёнку зрительно представить такие абстрактные понятия, как звук, слово, текст и научиться работать с ними.

Слово «синквейн» с французского языка переводится как «пять строк» и означает почти дословно «стихотворение из пяти строк». Педагоги же вольно переводят это загадочное слово, как «пять вдохновений», поскольку каждый дошкольник может почувствовать себя творцом.

синквейн используется в наших школах и дошкольных учреждениях с целью научить ребенка мыслить максимально емко, уметь кратко и понятно выражать свои мысли.

Какие правила сочинения синвейна?

Первая строка стиха

— тема дидактического синквейна, слово-предмет. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?

Вторая строка –

два слова-признака. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Дошкольник чаще всего будет использовать прилагательные. Если тема синквейна «ПТИЦА», ребенок скажет: «Птица маленькая, серая, но не скажет поющая». Это слово, скорей всего, он отнесет к третьей, следующей строке стиха, где придумает так: «Птица (что делает) поет».

Третья строка

– три слова-действия. По части речи это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: Что делает? Что делают?

Четвертая строка —

целая фраза, в которой ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме, свои чувства к предмету синквейна. В классическом синквейне в этой четвертой строке должно быть четыре слова в предложении, а в дидактическом синквейне пусть дошкольник придумает столько слов, сколько он хочет, важен смысл и лексический запас ребенка.

Пятая строка

содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стиха, отражающее суть предмета синквейна, мнение автора о нем, синоним к теме синквейна. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?

По своей структуре нерифмованное пятистрочное стихотворение-синквейн похож на ель с острой вершиной и расходящимися вниз лапами ельника: 1-2-3-4-1.

Заключение

Познавательно — речевое развитие у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.

Применение инновационных педагогических технологий способствует:

—    повышению качества образования;

  • повышению квалификации воспитателей;
  • применению педагогического опыта и его систематизации;
  • использованию компьютерных технологий воспитанниками;
  • сохранению и укреплению здоровья воспитанников

Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Источник

Олеся Прокофьева
Консультация «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Решением проблем развития речи являются инновационные технологии. Это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. К инновационным технологиям относятся: здоровьесберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, ИКТ, мнемотехника,

Мнемотехника.

В переводе с греческого мнемотехника означает «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Использование мнемотаблиц (сенсорно-графических схем) на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.

Читайте также:  Развитие ребенка в объединениях дополнительного образования

• Коллаж (разновидность мнемотаблиц) – это лист картона, где изображены

буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью. Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

• Схемы составления рассказа — служат дидактическим материалом в работе по

развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи,направленные на:

1. развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образногомышления;

2. перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;

3. развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотаблицы используютсяв совместной деятельности с детьми для:

• заучивания стихов, загадок, пословиц;

• пересказа текстов;

• составления описательных рассказов;

• составления рассказов по сюжетной и пейзажной картине;

• речевые игры;

• словесно-дидактические игры;

• упражнения со схемами и моделями, составление их вместе с детьми;

• чтение художественных произведений, беседы.

Синквейн.

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются современными педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельносмти и на уроках в школе. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Дети

Любимые, ласковые

Играют, радуют, умиляют

Дети — цветы жизни

Счастье

Эти строчки похожи на японские лирические стихи, но это не японская поэзия. Это — синквейн. Что же значит это необычное слово?

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать соё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Правила составления синквейна

1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

2. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

5. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

Пример синквейна «Наша группа».

Наша группа

Весёлая, дружная

Учимся, играем, танцуем

Наш любимый дом

Мы — дружные!

Синквейны помогут быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?

А почему нельзя? Конечно, можно. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Алгоритм синквейна для детей,которые пока не умеют читать:

Условные обозначения:

• слова-предметы (существительные)

• слова-признаки (прилагательные)

• слова-действия (глаголы)

• слова-предметы (существительные)

Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память….

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника

В чём же его эффективность и значимость?

• Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

• Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

• Синквейн является игровым приемом.

• Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

• Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Примеры некоторых синквейнов, составленных дошкольниками:

1. Котёнок

Чёрненький, пушистенький

Играет, спит, ест

Он мой друг

Домашнее животное

2. Дом

Большой, красивый

Защищает, греет

Нужен всем людям

Убежище

3. Арбуз

Круглый, вкусный

Катится, растёт, зреет

Арбуз – это большая ягода.

Лето

Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья»

1. Семья

2. Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)

3. Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется)

4. Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)

5. Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Любимая. Родная).

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием.

Читайте также:  Анкета развитие ребенка дошкольного возраста для родителей

Кинезиология.

Кинезиология – сложное название, простые и полезные игры. Многих родителей, особенно родителей будущих первоклассников,волнует вопрос: как организовать детский досуг с пользой, не перегружая любимое чадо? Есть очень интересные и несложные игры, которые не требуют специальной подготовки и много времени. Это кинезиологические игры и упражнения.

Формирование и развитие нервной системы и головного мозга начинается еще задолго до рождения малыша и заканчивается не сразу после окончания школы. Активная фаза развития приходится на первые годы жизни, когда ребенок познает мир, у него возникает речь и улучшается синхронная работа двух полушарий головного мозга. Всем родителям хотелось бы видеть своего кроху внимательным, обладающим хорошей памятью, логикой, сообразительностью. Существует отдельная наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Чем и занимается кинезиология. Нам всем известно, что любые действия рук или ног сначала импульсами проходят через мозг. Именно такую связь головного мозга и действий взяли за основу создатели этой науки. Они утверждают, что оба полушария головного мозга могут эффективно развиваться через специальные действия — кинезиологические упражнения. После их продолжительного выполнения результат порадует любого родителя как дошкольника, так и ребенка, посещающего школу. Основная их польза заключается в том,что они способствуют: синхронизации работы полушарий; развитию мелкой моторики; развитию памяти, внимания, речи, мышления; снижению утомляемости, формированию произвольного контроля; повышению стрессоустойчивости.

Как организовать игры и занятия? Занятия проводятся ежедневно утром по 7-10 минут, как часть занятия для детей дошкольного возраста.

В доброжелательной обстановке. От детей требуется точное выполнение движений и приемов. Упражнения проводятся стоя или сидя за столом. Вот некоторые из них.

Для самых маленьких и для начинающих:

1. «Колечки». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизин-цу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.

2. Дом – замок – ежик.Поочередная смена позиций: дом — пальцы прижаты друг к другу, руки образуют крышу, замок — (пальцы обеих рук переплетены в «замок», ежик — ладони сомкнуты, пальца правой руки пересекаются между пальцев левой руки «иголками» вверх.

3. Фонарики / звездочки. Руки вытянуты перед собой. Одна ладонь сжата в кулак, вторая — пальцы расставлены в стороны. Ритмичная смена позиций (звездочки зажглись и погасли)

Для старших дошкольников,школьников и взрослых:

4. Кулак-ребро-ладонь.Поочередная смена позиций на плоскости стола: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола.

5. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

6. Ухо — нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Биоэнергопластика

Это сочетание плавных движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть или губы.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой преподносится детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Цель. Профилактика предупреждения неправильного произношения и коррекция уже имеющихся нарушений звукопроизношения

• Выработка качественных, полноценных движений и определённых положений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные (что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка).

Задачи.

Развивать подвижность мимико-артикуляционных мышц.

•Вырабатывать чёткие артикуляционные позиции губ и языка.

•Совершенствовать пластику движений. Улучшать координацию движений пальцев рук.

Развивать нравственные качества личности ребёнка посредством работы со сказочными героями.

• Вырабатывать правильное речевое дыхание.

Развивать эмоциональную сферу ребёнка является средством профилактики речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста, где может использоваться воспитателем: фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи; беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.

Предлагаю выполнить упражнения биоэнергопластики.

Упражнение «Часики»

Тик-так, тик-так,

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

(сжатая и опущенная вниз ладонь,

которая движется под счет влево – вправо)

Упражнение «Качели»

Сели дети на качели

И взлетели выше ели,

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

(движения ладони с сомкнутыми пальцами вверх, вниз)

Упражнение «Лягушка»

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки-

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем-перестанем

И нисколько не устанем.

(пальчики расставлены в стороны, как лучики

солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются

и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек. ,

на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак.)

Упражнение «Слонёнок»

Я водичку набираю

И ребяток поливаю!

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

(ладонь собрана в щепоть, большой палец

прижат к среднему.)

Упражнение «Блинчики»

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

(ладони с сомкнутыми пальцами

соединяем дуг с другом)

Упражнение «Чашечка»

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

(пальцы прижаты друг к другу,

имитируя положение «чашечки»)

Упражнение «Лошадка»

Я- весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко,

Стук копыт услышишь звонкий.

(Рука в горизонтальном положении (лежит

на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами

согнута. Под счёт поочерёдно касаются

стола кончики пальцев и запястье.)

Уважаемые коллеги, а сейчас я предлагаю вам самостоятельно придумать и выполнить упражнения биоэнергопластики, используя речевое сопровождение. (Педагоги разделены на 3 группы. У каждого на столах задание.)

Группа 1

Два цыплёнка,

Два мышонка

Учат бегать

Лягушонка.

Расшумелась мелкота –

Видно, близко нет кота!

Группа 2

Ходит по двору индюк

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача,

Рассердился сгоряча.

Группа 3

Кот Тимошка жил на крыше.

Ниже, в доме, жили мыши.

По стене взбирались мыши,

Не боясь кота на крыше.

Далее предлагаю вам объединиться группами и рассказать сказку с использованием биоэнергопластики. Упражнения биоэнергопластики придумайте самостоятельно. На подготовку пять минут.

Сказка «У Солнышка в гостях»

Однажды большая туча занавесила небо. Заскучали Цыплята без солнечного света.

— Куда это Солнышко подевалось? – говорят. – Нужно его поскорее на небо вернуть.

Разве вы знаете, где оно живёт? – закудахтала Наседка.

— Мы не знаем, а кого в