Психологические проблемы развития и воспитания ребенка в неполной семье

Психологические проблемы развития и воспитания ребенка в неполной семье thumbnail

Семинар «Психологические проблемы детско-родительских отношений в неполной семье»

Педагог-психолог: Орлова Ольга Николаевна, МБОУ «СШ № 27 им. Э. А. Хиля» г. Смоленска

Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья. Именно в семье формируются основы характера человека, его отношения к труду, моральным и культурным ценностям. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании. Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения.

Актуальность темы: в настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами. При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д.

Народная мудрость гласит: «Друзей мы выбираем, родственники же нам достаются». Семья веками почиталась как большая ценность, особенно когда человек нуждался в большом коллективе для того, чтобы элементарно выжить в трудных условиях в борьбе за существование. В основе семейных связей лежит кровное родство. Казалось бы, что может быть крепче и надёжнее для защиты человека от одиночества? Но… Но далеко не в каждой семье даже самые близкие люди понимают друг друга.

Неполная семья – это группа ближайших родственников, состоящих из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Причем неполная семья – это не приговор, но повод задуматься, что должно сделать общество, чтобы в семейном климате было меньше напряжённости, ссор, конфликтов, дефицита положительных эмоций. Чтобы в самых тяжёлых случаях такой климат не вёл к распаду семьи.

Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствие одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо так же восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещение всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытываю материально-бытовые трудности и сталкиваются с психологическими и педагогическими проблемами:

  • гиперопека;

  • противоречивость психосексуального развития;

  • низкая школьная успеваемость;

  • невротические нарушения и противоправное поведение.

  1. Гиперопека. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удаётся сдерживать и скрывать своё раздражение по отношению к нему; её разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация. Когда мать подчёркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребёнок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребёнка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становление личности ребёнка.

  2. Противоречивость психосексуального развития. Немаловажно и то, что в отсутствие одного из родителей ребёнок лишён возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола.Так, в отсутствие отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца – в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью. (Установлено, что большинство лиц гомосексуальной ориентации выросли в неполных семьях).

  3. Низкая школьная успеваемость. Статистические исследования свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость.

  4. Невротические нарушения и противоправное поведение.

Распространенные ошибки детско-родительских отношений в неполных семьях:

    • Гиперопека.

    • Отстраненность матери.

    • Препятствие контакта ребёнка с отцом.

    • Двойственное отношение к ребёнку.

    • Стремление матери сделать ребёнка «образцовым, несмотря на то, что у него нет отца».

    • Девиантное поведение матери.

  1. Гиперопека. Когда ребёнок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных целей и ориентаций. Утрирование формы любви чрезмерной заботы оборачиваются на практике психологическими отклонениями и задержками в интеллектуальном развитие детей, формируют у них заниженную самооценку, способствуют подавлению их самостоятельности.

  2. Отстраненность матери. От собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу («чтобы он был не хуже, чем другие») может формировать потребительскую психологию, что становиться причиной обоюдных переживаний и конфликтов.

  3. Препятствие контакта ребёнка с отцом. Вплоть до настойчивого «искоренение» унаследованных от него качеств. Некоторые женщины даже пытаются воспитать у дочерей отрицательное отношение к мужскому полу вообще.

  4. Двойственное отношение к ребёнку. Проявляющееся либо в приступах «чрезмерной любви», либо во вспышках раздражениях, когда на нем вымещают собственные обиды, беды и разочарования. Такой стиль воспитания чреват в последствии у ребёнка невроза.

  5. Стремление матери сделать ребёнка «образцовым, несмотря на то, что у него нет отца». Результаты могут быть неопределёнными, так как ребёнок может противиться чрезмерному давлению. В итоге он либо становиться пассивным, либо начинает «бунтовать», что детерминирует его активный уход в неформальные группы.

  6. Девиантное поведение матери: в силу её безответственности, примитивных интересов, недоброжелательного отношения ребёнку, который напоминает женщине о её неудачах в личной жизни.

Читайте также:  Тест для ребенка на развитие мышления

Прогнозы возможных проблем детей, живущих без их биологических отцов:

  • Более вероятно, чтобы иметь эмоциональные или умственные проблемы.

  • Имеют большее количество проблем в школе.

  • Имеют большее количество проблем взаимоотношений с обществом.

  • Подвергаются большому риску физического, эмоционального, или сексуального насилия.

  • Более вероятно, что убегут из дома.

  • Чаще будут курить.

  • Более вероятно, будут употреблять алкоголь.

  • Чаще употребляют наркотики.

  • Более вероятно, будут прогуливать школу.

  • Больше шансов быть исключёнными из школы.

  • Более вероятно, что прекратит обучение в 16 лет.

  • Более вероятно, что будут иметь проблемы с поведением.

  • Более вероятно, что будут иметь долгосрочные эмоциональные и психологические проблемы.

  • Чаще имеют проблемы со здоровьем.

К психологическим проблемам детско-родительских отношений относятся следующие ситуации:

  • Некоторые матери искренне считают, что если ребёнок будет знать, что отец у него плохой, он легче перенесёт разлуку с ним. На самом деле всё иначе: ведь ребёнок – «часть» обоих родителей, и сознание, что кто то из них «плох», вызывает у него ощущение ущербности, неуверенности в себе.

  • Дети, выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности, чаще встречаются невротические симптомы, мальчики с трудом общаются сверстниками, хуже усваивают истинно мужские роли, но гипертрофируют некоторые мужские черты: грубость, драчливость. Часто ребёнок начинает бунтовать против крайней зависимости от матери, либо вырастает пассивным, вялым, физически слабым.

  • Мальчик, получивший «охранное» материнское воспитание, нередко лишён необходимых мужских черт: твёрдость характера, дисциплинированности, самостоятельности, решительности. Девочке общение с отцом помогает формированию образа мужчины. Если отца в семье нет, то образ мужчины получается искажённым – обеднённым или, напротив, идеализированным, что приводит впоследствии либо к упрощенности в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям.

  • Ребёнок из неполной семьи порой расплачивается за финансовые трудности: его попросят написать сочинение на свободную тему, тогда как весь класс, съездив на экскурсию в другой город, будет описывать увиденное там. Разве не обидно?

  • Ребёнок, растущий, главный образом, без отцовского авторитета, бывает часто недисциплинированным, несоциальным. Агрессивным в отношении в отношении взрослых и детей.

  • Если матери одной приходится нести все экономические и воспитательные заботы о семье, то она, как правило, бывает настолько занятой. Что у нее не остаётся для ребёнка много времени и у неё ослабевает даже интерес к нему. Ребёнок в таких случаях предоставлен большую часть дня самому себе; если же о нём не позаботятся иначе, то легко может случиться, что он начинает бродяжничать, у него больше возможностей для правонарушений, и он может легче сбиться с пути.

  • У матери роль всё же биологическая. У отца – социальная. Мать отвечает за внутреннюю среду, а отец – за социализацию взрослеющего ребёнка, за то, как он приживётся, как войдет в окружающий мир. Сейчас наблюдается тенденция к увеличению психических расстройств школьников. Но не только потому, что им в школе плохо. А потому, что семья не снимает стресс.

  • В зависимости от возраста реакции будут разные. У малышей даст сигнал соматика – то есть переживания идут как бы на физическом уровне. Потеря аппетита, сонливость или, наоборот, бессонница. Ребёнок может просто заболеть – и мама думает, что простудился. И в 7-8 лет ребёнок ещё не скажет: «Мама, у меня душа болит». Он будет плакать: «Мне скучно».

  • Мальчики болезненно заострённо пытаются утвердиться в мужской роли, компенсируя этим недостаток общения с отцом. Они стремятся лидировать среди сверстников, но не всегда достигают успеха. В результате возникает агрессивная реакция на несоответствии своим ожиданием и требованиям. Такие мальчики нередко попадают под влияние более старших ребят, ведущих себя, по их мнению, как «настоящие мужчины».

Вместе с тем, подводя итог, следует отметить, что неполная семья не обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благополучна и не создаёт затруднений в формировании здоровой личности.

Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно.

Рекомендации по воспитанию для родителей неполной семьи.

  1. Понять, чего вы хотите от ребёнка и объясните это ему, узнать, что он об этом думает.

  2. Предоставить ребёнку самостоятельность.

  3. Воспитывать, но не контролировать каждый его шаг.

  4. Не подменять воспитание опекой.

  5. Не подсказывать готовое решение — подсказывать, если это необходимо, пути к решению и время от времени разбирать с ребёнком правильные и ложные шаги к цели.

  6. Непременно хвалить ребёнка за успех.

  7. Научить ребёнка самому оценивать свои достижения и гордиться ими.

  8. Если ребёнок совершил проступок, нужно оценить проступок сразу и сделать паузу, чтобы ребёнок смог осознать услышанное.

  9. Оценив проступок, следует поддержать ребёнка как личность: прикоснуться к нему, чтобы он почувствовал, что близкий человек сочувствует и надеется на него, что родитель уверен, что всё у дитя будет в порядке.

  10. С ребёнком нужно быть добрым и последовательным, в меру строгим.

  11. В случае возникновение трудностей, следует обратиться к психологу.

Читайте также:  Концепции развития ребенка с проблемами

Список литературы:

  1. Алёшина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Психология.- сер.14.- 1987.- №2.- с.60-72.

  2. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.

  3. Гозман Л.Я., Алёшина Ю.Е., Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал.- 1991.- №4.- с.84-92.

  4. Крыгина Н.Н. Диагностика супружеских и детско-родительских отношений. Учебное пособие. — Магнитогорск, 1999.

  5. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2003.- 230с.

  6. Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей // Вестник Московского университета.- 2002.- №2.-с.48-53.

  7. Фридман И.К. О контакте родителей с детьми // Вопросы психологии.- 1990.- №1.- с.93-99.

  8. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. — М.: Владос, 2003.

  9. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.

Орлова Ольга Николаевна

Источник

Проблемы воспитания ребенка в неполной семье

Родительский дом для ребенка – первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И, чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.

А. С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие «полная» и «неполная семья», понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери. От того, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и успешная социализация ребенка.

В последнее время проблемы, связанные с семьёй, приобретают всё большую актуальность в обществе. Резко возросло количество разводов –распадается почти каждый второй брак. А ведь развод – это сильное потрясение для всех членов семьи, и, в первую очередь, для детей. Существует распространенное мнение, что мать в семье создает эмоциональный климат, от которого в большой степени зависит душевное благополучие ребенка, а отец играет роль в формировании мира ребенка, в образовании системы ценностей, основных этических оценок, а также картины самого себя. Мальчики, получившие только материнское воспитание, нередко лишены необходимых мужских черт: твёрдости характера, дисциплинированности, самостоятельности, решительности. Они не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Девочкам общение с отцом помогает формированию образа мужчины. Если отца в семье нет, то образ мужчины получается искажённым, или, напротив, идеализированным, что приводит впоследствии либо к упрощённости в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным. Дети, воспитывающиеся в неполных семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей:

Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки Немаловажно и то, что в отсутствие одного из родителей ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Психосексуальное развитие не соответствует норме. Установлено, что большинство лиц гомосексуальной ориентации выросли в неполных семьях. Статистические исследования свидетельствуют, что дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению.

Читайте также:  Картинки для развитие ребенка части или целое для детей

Исследования, проведенные психологами и врачами, показали, что даже в грудном возрасте ребенок способен остро переживать психологическую травму, которую испытывает в процессе или в результате развода мама. Ученые полагают, что это происходит потому, что новорожденные пребывают как бы в симбиозе с матерью, остаются частью ее организма.

Не менее тяжело переживают распад семьи и дети дошкольного возраста. Некоторые исследования показали, что для ребенка-дошкольника развод родителей – это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери. Дети 2,5-3,5 лет реагировали на распад семьи плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов, проявлением неопрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам. Дети 3,5-4,5 лет обнаруживали повышенную гневливость, агрессивность, переживания чувства утраты, тревожность. Экстраверты делались замкнутыми и молчаливыми. У части детей наблюдалась регрессия игровых форм. Для детей этой группы было характерно проявление чувства вины за распад семьи. У детей 5-6 лет, как и в средней группе, наблюдались усиление агрессии и тревоги, раздражительность, неугомонность, гневливость.

Душевная травма, нанесенная ребенку разводом родителей, может по-особому проявиться в подростковом возрасте. Подростки, выросшие без отца, отличаются жестокостью; у них наблюдается занижение самооценки.

Согласно некоторым данным наиболее уязвим при распаде семьи единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети в таких ситуациях вымещают агрессию или тревогу друг на друге, что значительно снижает эмоциональное напряжение и уменьшает вероятность нервных срывов.

Что же делать, если ребенок остался с одним родителем?

Если растет мальчик.

Самое главное понять, что с уходом отца из семьи для мальчика будет очень важен выбор идеала, того, на кого он хотел бы быть похож в будущем. Ребенок при отсутствии отца будет обязательно искать пример для подражания в других мужчинах.    Поэтому нужно правильно и осмотрительно подбирать фильмы для просмотра, книги с участием смелых и сильных духом героев, предложить почитать нравственную и этическую литературу.

Ни в коем случае нельзя баловать малыша. С самого раннего детства мальчик должен учиться самостоятельности. Понятно, что для женщины проще научить ребенка чисто «женским делам»: стирке, уборке по дому, мытью посуды, готовке. И приучать к этому надо, но тем не менее нужно обращать внимание в первую очередь на другие вещи, которые являются более весомой частью характера современного мужчины.

Необходимо приучить ребенка ходить за покупками, чистить и гладить свою одежду, привить интерес к технике и спорту. Если не получается чему-то его научить, то и не стоит этого делать – лучше будет жестко и строго оставить малыша с поставленной ему задачей наедине. Если даже что-то не получается, подбадривать его словами: «У тебя обязательно все получится!», «Ты все сможешь, ведь ты у меня самый лучший!» и т.п. Именно так нужно любить ребенка, оставшегося без отца. Для него женщина в лице матери выступает тем человеком, ради которой он видит смысл своей жизни. Ведь с потерей отца он становится в семье главным защитником и опорой.

Если растет девочка.

Одинокой матери проще воспитать дочку, чем сына. Но и тут возникают определенные проблемы. Ведь для девочки в семье отец исполняет роль наставника, человека, на которого всегда можно опереться, попросить совета, помощи. Обычно этот человек стоит во главе семьи, принимает основные решения и обеспечивает материально. Это говорит о том, что девочка очень нуждается в отце. Поэтому если отец ушел из дома, мать не должна говорить плохо об отце, чтобы у дочери не сложилось плохое мнение об отце и в дальнейшем о мужчинах в целом. Ненависть к мужчинам уже во взрослой жизни будет препятствовать ей выбору спутника жизни и созданию собственной семьи.

Родителям очень важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию. Необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Литература

1. Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи / В.М. Целуйко. − М.: Владос, 2008.

2. Целуйко, В. М. Неполная семья / В.М. Целуйко. − Волгоград, 2000.

3. Григорьева Е. Дети после развода / Е. Григорьева //Семья и школа. − 2005. − № 3.

4. Крыгина, Н. Н. Диагностика супружеских и детско-родительских отношений : учебное пособие / Н.Н. Крыгин. − Магнитогорск, 2009.

5. Андреева, Т. В. Семейная психология: уч. пособие / Т.В. Андреев. − СПб.: Речь, 2004.

Источник