Конспект занятия психическое развитие ребенка дошкольного возраста

Конспект занятия психическое развитие ребенка дошкольного возраста thumbnail

Лена Свидрик
Психическое развитие ребенка дошкольного возраста

В период раннего детства 1-3 года ребенок уже не является беспомощным существом. Он очень активен в действиях и своем стремлении общаться с взрослыми, следовательно, он поражает взрослым. Так, малыш готовится к общению с окружающими к доверительным отношениям с ними. В это время формируется предметная деятельность, а также происходит овладение телом и речью [2].

В дошкольном возрасте 3-7 лет малыш начинает овладевать социальным пространством отношений между людьми. Это происходит во время общения и игр с родителями и сверстниками. Ребенок осваивает функции предметов и открывает ценностное отношение к ним. В это время малыш овладевает общепринятыми формами общения, которые важны во взаимодействии с окружающими людьми. В этом ему помогает формирование речи и общения через выразительные движения

Дошкольный возраст – это также то время, когда ребенок активно овладевает собственным телом и интересуется вопросами телесной конструкции людей. Ребенок начинает осознавать себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о различных стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными и смелыми, а девочки – аккуратными и т д [2].

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает настоящее и имеет представление о будущем. Так же формируется самосознание благодаря интеллектуальному и личностному развитию, на основе эмоций и оценки чужого поведения [2].

Психическое развитие дошкольника происходит через формирование следующих психических функций:

1. Восприятие. Оно становится более осмысленным, совершенным и целенаправленным. Дошкольник рассматривает и наблюдает. Так же формируется сенсорное восприятие.

2. Мышление. У детей дошкольного возраста оно наглядно-образное. Детская логика не мешает дошкольникам рассуждать правильно и успешно решать достаточно сложные задачи. Для этого ребенок должен запомнить задачу, а также ясно себе представить и понять её условия. Наилучшие результаты дети демонстрируют, когда делают определенные выводы, основываясь на собственном опыте.

3. Память. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для её развития. Если в младшем дошкольном возрасте детская память непроизвольна (скорее, эмоциональна, то, начиная со среднего дошкольного возраста, формируется произвольная память.

4. Речь. С ростом словарного запаса формируется звуковая сторона речи, усваиваются правила грамматики и особенности произношения.

Психическое развитие дошкольников нередко связано с повышенной ранимостью. Воздействие окружающего мира на ребенка может оказаться слишком сильным и стать причиной нежелательных нервных реакций. Важно оберегать его от воздействия слишком сильных раздражителей.

В дошкольном возрасте дети бурно протестуют против барьеров, которые возникли при познавательной деятельности. Слишком строгие запреты порождают психотравмы, которые серьезно дезорганизуют детские мысли, чувства и могут привести к неврозам.

Важно заботиться об организации оптимального ритма жизни дошкольника, который представляет собой разумное сочетание и чередование интеллектуальных, физических и эмоциональных нагрузок.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является игровая деятельность. Дети играют с взрослыми и сверстниками, вступают в определенные отношения, используя правила игры. В каждой игре есть свои правила, тема, сюжет, роль, игрушки, игровые действия [1].

Младший дошкольник действует не думая для чего это нужно. Средним дошкольникам важно отношение между людьми.

Роль игры в развитии психики:

1. В игре ребенок учиться общаться со сверстниками

2. Учиться подчинять свои желания правилам игры

3. В игре формируются первые нравственные чувства

4. Формируются новые мотивы и потребности (соревнования, самостоятельность)

5. Зарождаются новые виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, аппликация [3].

Список литературы:

1. Ермолаева М. В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения, М. : Московский психолого-социальный институт, 2003, 376 с

2. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. / Е. А. Сорокоумова. – Спб. : Питер, 2007, 208с.

3. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М. : Издательский центр «Академия», 2001, 336 с.

Источник

Анастасия Поварова (Лебедева)
Конспект занятия по коррекции и развитию психических познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по коррекции и развитию психических познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста «Сказочное путешествие»

Подготовила и провела:

педагог-психолог Лебедева А. А.

Cергиев Посад

2013

Дошкольное детство — самый ответственный период психического развития ребенка. В это время закладываются основы всех психологических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Именно в этом возрасте педагог находится с ребенком в самых близких отношениях, принимает в его развитии самое деятельное участие.

В последние годы резко возросло количество детей с отклонениями в развитии. Большинство из них имеют нарушения, в числе прочего, и когнитивной сферы, в связи с чем особенно востребованным становится материал, который можно было бы использовать не только для развития, но и для коррекции различных параметров познавательной сферы, в частности мышления.

Материалы, использующиеся нами в ходе занятий, способствуют развитию когнитивных процессов – различных параметров внимания, связной речи, понимания причинно-следственных отношений, сюжетных линий, скрытых подтекстов у детей начиная с 4,5-5 лет, так и для коррекции этих процессов у детей того же и более старшего возраста, имеющих такие нарушения в развитии, как синдром дефицита внимания и гиперактивности, общее недоразвитие речи, расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, отставание в умственном развитии и др.

Читайте также:  Грудной ребенок развитие до года

Виды психических процессов

Познавательные: Ощущение, Восприятие, Представление, Воображение, Мышление, Память, Речь, Внимание

Эмоциональные: Эмоции, Чувства, Аффекты, Стресс

Волевые: Борьба мотивов, Принятие решения, Постановка цели

Цель: коррекция и развитие психических познавательных процессов у старших дошкольников. На примере сказочных героев показать значимость в повседневной жизни человека таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение, речь.

Задачи:

• корректировать психические познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста;

• способствовать снятию мышечного напряжения у детей;

• развитие целенаправленного внимания;

• развитие зрительной и слуховой памяти;

• развивать у детей способность к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей, а также, умение сопоставлять, выделяя черты схожести и различия предметов;

• развитие активной речи;

• развитие творческих способностей, воображения;

• развивать у детей умение понимать друг друга без слов, работать в паре, договариваться между собой, а также, способствовать формированию дружеских взаимоотношений детей в группе.

Предварительная работа:

— мониторинг уровня развития психических познавательных процессов у детей дошкольного возраста;

— создание группы по коррекции психических познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста на базе МБДОУ «Д/с №6 – ЦРР»;

— проведение индивидуальных/групповых занятий с детьми группы коррекции 2 раза в неделю по 25 минут (в течение 2012 – 2013 уч. года);

— обучение дошкольников работе с материалами из комплекта коррекционно – развивающих заданий (Г. С. Кагарлицкая «Что за чем и почему?»);

— использование печатного материала в коррекционно-развивающей работе (серия рабочих тетрадей ВСЯ ДОШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА – внимание, память, мышление, математика, речь, письмо).

Оборудование:

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»;

Игра «Волшебный мешочек» (геометрические объемные фигуры);

Комплект коррекционно – развивающих материалов для работы с детьми от 4 лет (Г. С. Кагарлицкая «Что за чем и почему?»);

Короткий рассказ для заучивания (для детей дошкольного возраста) «Четыре бабочки»;

Иллюстрации Ю. Д. Кладиенко «Сказки про зверят»;

Персонажи из детских сказок (Красная Шапочка – Ш. Перро «Красная Шапочка»; Карлсон — А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»; Кот в сапогах — Ш. Перро «Кот в сапогах»; Чиполлино – Дж. Родари «Приключения Чиполлино»; Буратино – А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; Незнайка – Н. Н. Носов «Незнайка на Луне»; Айболит – К. Чуковский «Айболит»);

Магнитная доска/магниты, акварельные краски, кисти для рисования, листы формата А4, фломастеры, музыкальный центр.

Список используемой литературы:

Алябьева Е. А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» (Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений, Москва, 2010 г.

Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. «Вся дошкольная программа. Письмо. Внимание. Память. Речь. Математика», 2011г.

Истратова О. : Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники, 2013 г.

Психология: учеб. / В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова и др. ; отв. ред. А. А. Крылов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2009г.

Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. — Практикум по детской психологии, 2010г.

Ход занятия:

I. Приветствие.

Деятельность педагога-психолога

Здравствуйте, дорогие ребята, здравствуйте уважаемые гости! Ребята, давайте создадим для всех хорошее настроение добрыми пожеланиями.

Деятельность детей

Игра «Волшебный клубочек» (под сказочную музыку)

II. Начало занятия.

Деятельность педагога-психолога

Ребята, сегодня, мне бы очень хотелось пригласить вас отправиться в сказочное путешествие.

Вы согласны? А Вы не боитесь опасностей и трудностей, которые могут возникнуть на нашем пути?

В путешествии необходимо быть очень внимательными, сообразительными, чтобы суметь найти выход из любой трудной ситуации, также нам пригодятся хорошая память, воображение.

Вы готовы отправиться в увлекательное путешествие? Тогда в путь!

Деятельность детей

Ответы детей

III. Задание на развитие внимания.

Деятельность педагога-психолога

Встреча со сказочным персонажем – Красной Шапочкой.

Ребята, Вы узнали девочку? Из какой сказки наша героиня?

Красная Шапочка: «Ребята, совсем недавно, когда я шла в гости к своей бабушке, то встретила двух художников. Они громко о чём-то спорили. Увидев меня, они остановились и попросили помочь им — определить, кто из них лучше рисует. Тогда, я предложила им нарисовать меня рядом с домиком бабушки. Художники согласились. В итоге, я получила 2 картины, но на одной из них, по-моему, чего-то не хватает. Поможете мне найти различия?»

После того, как задание выполнено, Красная Шапочка благодарит ребят за помощь и уходит.

Деятельность детей

Ответы детей

Упражнение «Найди 10 отличий». Каждый из детей подходит к мольберту с изображениями и обводит фломастером отличие, которое он нашёл.

IV. Упражнения на развитие мышления.

Читайте также:  Речевое развитие ребенка от рождения до 3 лет

Деятельность педагога-психолога

Встреча со сказочным персонажем – Чиполлино. Ребята, Вы узнали героя сказки? Кто это?

Чиполлино: «Ребята, помогите мне, пожалуйста, выполнить задание. Дядюшка Тыква подарил мне набор карточек, на которых изображены различные предметы. Нужно определить, какой предмет лишний в каждой карточке и объяснить, почему я так решил. Поможете мне, ребята?»

После того, как задание выполнено, Чиполлино благодарит ребят за помощь и уходит.

Деятельность детей

Ответы детей

Игра «Четвёртый лишний». Дети определяют лишний предмет на каждой картинке, свой ответ аргументируют (обобщают категории предметов, рассуждают).

Деятельность педагога-психолога

Встреча со сказочным персонажем – Кот в Сапогах.

Кот в Сапогах: «Здравствуйте, ребята, Вы меня узнали? А Вы умеете выполнять задания по образцу? Тогда, я сейчас проверю, как Вы умеете это делать».

После того, как задание выполнено, Кот в Сапогах хвалит ребят за старание и прощается с ними.

Деятельность детей

Ответы детей

Дидактическая игра «Сортировка предметов по цвету и форме». 1 серия – дети выкладываю перед собой последовательный ряд карточек, в соответствии с заданным образцом. 2 серия – дети выкладывают на индивидуальных листах карточки, с учётом их классификации по форме и цвету.

Конспект занятия по коррекции и развитию психических познавательных процессов у детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия психическое развитие ребенка дошкольного возраста

V.Физкультминутка.

Деятельность педагога-психолога

Встреча со сказочным персонажем – Айболитом.

Айболит: «Здравствуйте, друзья мои! Долго Вы путешествуете? Наверное, совсем устали. Давайте немного отдохнём.

Деятельность детей

Дети выполняют физкультминутку совместно с психологом (под музыку Е. Железновой «У жирафа»)

VI. Задания для развития памяти.

Деятельность педагога-психолога

Встреча со сказочным персонажем – Карлсоном.

Карлсон: «Приветствую Вас, друзья! Я — мужчина хоть куда! Ну в полном расцвете сил! Узнали? Молодцы! Недавно, я пролетал над лесом и сфотографировал прекрасную лесную опушку с её жителями. Сейчас я покажу вам эту фотографию, а Вы рассмотрите её внимательно и постарайтесь запомнить, что на ней изображено.

После того, как задание выполнено, Карлсон хвалит ребят за старание и прощается с ними.

Деятельность детей

Ответы детей

Дети в течение 30-45 секунд рассматривают картину, далее картина убирается, а дети рассказывают о том, что они успели запомнить из увиденного на картине.

VII. Развитие восприятия/ощущения.

Деятельность педагога-психолога

Встреча со сказочным персонажем – Незнайкой.

Незнайка: «Здравствуйте, ребята! Как здорово, что я Вас встретил! А Вы знаете, как меня зовут? А знаете, почему меня так назвали? Вчера я нашёл мешочек с фигурками, но, вот беда, я даже не знаю, как они называются и что с ними можно делать. Ребята, помогите мне, пожалуйста, расскажите, что это за фигурки»

После того, как задание выполнено, Незнайка благодарит ребят за помощь и прощается с ними.

Деятельность детей

Ответы детей

Игра «Волшебный мешочек» (объёмные геометрические тела)

VIII. Развитие воображения, формирование навыков работы в паре.

Деятельность педагога-психолога

Встреча со сказочным персонажем – Буратино.

Буратино: «Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я видел, как Вы ловко выполняли все задания, и мне тоже захотелось придумать для Вас что-то интересное. Мне бы хотелось посмотреть, как Вы умеете выполнять задание в паре. Вы согласны попробовать?

Папа Карло, сшил мне колпачок, курточку и штаны, а вот про носки совсем забыл. Ребята, придумайте, пожалуйста, узор, для носков, но, помните, что он должен быть у каждой пары одинаковым. Для этого Вам нужно будет договориться друг с другом о том, какой будет узор и нарисовать его. Приступайте!»

После того, как задание выполнено, Буратино благодарит ребят за помощь и прощается с ними.

Деятельность детей

Ответы детей

Совместное рисование, в парах, на листе формата А4 с нанесенными контурами носков (под спокойную музыку)

X. Заключительная часть.

Деятельность педагога-психолога

Ребята, вот и подошло к концу наше сказочное путешествие. Сегодня мы с вами встретили героев из разных сказок, замечательно выполнили все их задания. Вы – молодцы! Вам понравилось путешествие? Что Вам больше всего понравилось? В завершении нашего занятия предлагаю передать друг другу эстафету дружбы.

Деятельность детей

Игра «Эстафета дружбы». Дети встают в круг и передают, как, эстафету, рукопожатие.

Источник

Конспект занятия

по коррекции и развитию

психических  процессов

с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Развивающие игры»

Цель НОД: коррекция и развитие психических познавательных процессов у старших дошкольников.

Задачи:

1.Повышать уровень развития  психических процессов: восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь.

2. Формировать любознательность и умственные способности, интеллектуальные умения и навыки.

3. Развивать мелкую моторику.

4. Воспитывать самостоятельность, уверенность, коммуникативные навыки.

Ход

1.Приветствие:

Игра «Давайте поздороваемся!»

Пары — пожали друг другу руки, теперь будем здороваться разными частями тела: правая рука с правой рукой, левая нога с левой ногой, нос к носу, спина к спине, лоб ко лбу, ухо к уху;  колено к колену, пятка к пятке.

Разминка.

Биоэнергетическая гимнастика.

Цель: повышение работоспособности, избавление от стрессов, нервных срывов, усталости. Гармонизация душевного состояния, активизация творческих способностей, профилактика соматических заболеваний.

Читайте также:  Воспитание как процесс развития ребенка

Ход: Дети садятся удобно. Руки вытягивают вперёд, готовят большой и указательный пальцы. Берутся ими за кончики ушей – один сверху, другой снизу ушка. Массируют уши и приговаривают при этом: «Ушки, ушки слыщат все!» (10 движений в одну сторону и 10 движений в другую). Затем опускают руки, встряхивают ладошки. Приготовив указательный палец, ставят его между бровями и носом. Массируя эту точку столько же раз, приговаривают: «Просыпайся третий глаз!» Стряхивают ладошки.   Далее собирают пальцы руки в горстку, находят ямку, внизу шеи массируют её словами: «Я дышу, дышу, дышу!» (10 раз в обе стороны). Взрослый обязательно следит за правильностью нахождения точек и силой нажима на них при массировании. Требуется предварительный показ.

Перед выполнением заданий проводится двигательно-речевая разминка (дети повторяют движения за педагогом-психологом).

Двигательно-речевая разминка

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз — сюда, два — туда,

Повернись вокруг себя.

Раз — присели, два — привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора.

2. Основная часть.

«Развивающие игры»

Задание 1.

Игровое упражнение «Хлопки по счету»

Цель: Развитие слухового внимания.

Описание задания: дети сидят по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. Педагог-психолог договаривается с ними, что он будет считать до пяти, и, как только он произнесет число 5, все должны сделать хлопок. При произнесении других чисел хлопать не надо. Дети вместе с педагогом громко считают по порядку, одновременно сближая ладони, но, не хлопая ими. Педагог-психолог 2–3 раза проводит игру правильно. Затем он начинает «ошибаться»: при произнесении числа 3 или какого-нибудь другого (но не 5) он быстро разводит и соединяет руки, как будто хочет сделать хлопок. Дети, которые повторили движения педагога и хлопнули в ладоши, делают шаг из круга и продолжают играть, стоя за кругом.

Задание 2.

Игра «Назови три слова»

— Дети Я вам буду задавать вопросы и бросать мяч, кто его поймает, дает три слова ответа:

— Что делают дети в школе? (читают, считают, рисуют)

— Какая бывает осень? (дождевая, холодная, золота)

— С чем можно играть? (кукла, машинка, конструктор)

— Что бывает мягким? (подушка, вата, игрушка)

— Что можно купить? (шапку, цветок, вазу)

— Что бывает желтого цвета? (солнце, стол, лист)

— Что делают из муки? (пирожки, блины, торт)

— Что можно делать на улице? (играть, бегать, прыгать)

Задание 3.

«Нарисуй»

Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.

Инструкция: Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным. (на листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой).

Задание 4.

«Картинки»

Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную).

Инструкция: Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет(время показа 1-2секунды). А теперь назовите предметы которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.

Задание 5.

 «Играем в противоположности» (развитие мышления, памяти, внимания, речи)- дети стоят на ковре.

Светлый – (темный)     Холодный – (горячий)                   Белый – (черный)

Чистый – (грязный)     Глубокий – (мелкий)            Горячий – (холодный)

Твердый – (мягкий)     Храбрый – (трусливый)       Медленный – (быстрый)

Сухой – (мокрый)        Новый – (старый)                  Злой – (добрый)

Задание 6.

Упражнения и игры для развития тонкой моторики пальцев рук

1.Ладони лежат на столе. Ребёнок поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца. 2. Ребёнок зажимает карандаш средним и указательным пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы.

3. Положить на стол 10-15 карандашей или палочек. Ребёнок одной рукой пытается собрать все карандаши (палочки). При этом нельзя помогать другой рукой и надо стараться брать карандаши по одному.

4. Ребёнок зажимает карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполняется движение так, что сначала впереди оказывается средний палец, потом указательный.

Задание 6.

Графический диктант.

Открываем тетради. Я буду давать вам команды, а вы будите двигаться по клеточкам и в итоге у нас получится рисунок. Будьте внимательны.

Рисовать начнем от точки: 5 клеточек вправо, 3 вверх, 5 влево, 6 вниз. Что получилось? (флажок)

4. Рефлексия проведенного занятия

Педагог-психолог:  Как чувствовали себя на занятии?

Какое задание вам больше всего понравилось?

Какое вызвало затруднение? (Ответы детей).

5. Ритуал окончания 

«Круг друзей» (развитие доброжелательного отношения друг к другу)

Стоя  в кругу, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.

Прощание «До свидания, милый друг!» 
Ребята снова встают в пары с тем, с кем они здоровались вначале занятия и прощаются:
До свиданья, милый друг!
Очень рады встрече!
Может встретимся еще?
В конце все ребята вместе с психологом складывают друг на друга ладошки и говорят «Мы друг друга любим!!!»

Источник