Программа развития современного ребенка раннего возраста

Программа развития современного ребенка раннего возраста thumbnail

В настоящее время одним из приоритетных направлений политики государства становится развитие образования детей раннего возраста (от 0 до 3 лет). При выборе программ должны учитываться такие факторы, как кадровый потенциал образовательного учреждения, его материально-технические условия, запросы родителей, интересы и предпочтения сотрудников, а главное — соответствие программ и методических разработок личностно-ориентированной модели образования.

Дадим краткую характеристику этих программ.

Программа воспитания и обучения в детском саду. Данная программа базируется на «Программе воспитания и обучения в детском саду» (М.: Просвещение, 1983, 1985 г. г.) и является ее усовершенствованным вариантом. Программа воспитания и обучения детей раннего возраста является составной частью данной программы.

В качестве основной формы обучения рекомендуются индивидуальные и групповые занятия, построенные преимущественно на игровых методах взаимодействия взрослого с детьми. В программе делается акцент на необходимости индивидуальной адресованности воздействий воспитателя, использовании позитивных способов воспитания, таких как похвала, поддержка, помощь ребенку в ходе деятельности, стремление заинтересовать его тем или иным занятием и др.

Развитие игровой деятельности представлено как усвоение заданных взрослым образцов игровых действий.

Базисная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки» Программа подготовлена коллективом сотрудников Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца.

В качестве цели программы выдвигается разностороннее развитие ребенка от рождения до семи лет, формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей, соответствующих его возрастным возможностям и требованиям, которые ставятся перед современным образованием.

В качестве основных линий развития ребенка на всех этапах детства выделяются:

  • * социальное развитие
  • * познавательное развитие
  • * эстетическое развитие
  • * физическое развитие

Показатели развития ребенка по каждому направлению представлены в виде описания мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов развития.

Базисные характеристики личности включают в себя описание тех личностных качеств, которые формируются у детей к концу раннего возраста. К ним относятся компетентность в разных сферах развития (социальной, интеллектуальной, физической), инициативность в практической деятельности и общении, креативность и самостоятельность как фундаментальная характеристика ребенка на пороге дошкольного возраста.

Предлагаемые в пособиях методики организации игр и занятий отличаются формализмом, в них не отводится места личностному взаимодействию воспитателя с детьми. Занятия с детьми строятся по типу урока, на котором педагог дает задание, а дети выполняют его, подражая действиям взрослого. Преобладающей остается установка на формирование умений.

Таким образом, сопоставление целей и ценностей, заложенных в базовой части программы и в ее практических пособиях свидетельствует об их недостаточном согласовании.

Программа воспитания, обучения и развития детей до 3 лет «Кроха». Программа «Кроха» разработана специалистами дошкольного образования г. Нижнего Новгорода и адресована родителям и воспитателям дошкольного учреждения.

Программа охватывает все периоды развития ребенка от рождения до трех лет, включая подготовку матери к рождению малыша и разработана в духе идей гуманизации семейного и общественного воспитания. Важным принципом построения программы является принцип деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей. Данный принцип реализуется через выделение в качестве приоритетных целей образования:

  • * развитие у детей предметной деятельности и общения, как ведущих в раннем детстве;
  • * построение субъект-субъектных отношений взрослых с детьми в разных видах взаимодействия;
  • * установление взаимосвязи между различными видами детской деятельности для решения общих задач воспитания детей раннего возраста.

В программе большое внимание уделяется советам по обеспечению условий для эмоционального благополучия малыша, разъяснению причин тех или иных негативных переживаний ребенка. Подчеркивается необходимость доброжелательного внимания к малышу, учета его индивидуальных особенностей, желаний и предпочтений, приводятся соответствующие примеры.

В целом, данная программа соответствует принципам личностно ориентированной педагогики. В то же время программа имеет ряд недоработок. Так, предлагаемая авторами диагностика психического развития ребенка раннего возраста заимствована из Типовой программы и не соответствует методологическим установкам программы «Кроха».

Программа воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги» (1-3 года.) Программа создана коллективом лаборатории психического развития дошкольников Психологического института РАО.

В программе содержится характеристика ребенка раннего возраста, отражающая современные научные представления о закономерностях психического развития на данном возрастном этапе. В ней описаны особенности становления ведущей (предметной) деятельности, общения ребенка со взрослыми и сверстниками, речи, познавательных способностей, игровой деятельности, личности.

Читайте также:  Ребенок в год и месяц игры развитие

В программе описываются содержание и методы работы педагога с детьми по каждому направлению развития, особое внимание уделяется способам личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.

Программа охватывает основные сферы развития ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное и художественно-эстетическое.

В методических рекомендациях авторы ориентируют педагогов на творческий подход к организации занятий, в центре которых должны стоять не столько формирование у детей конкретных умений в разных видах деятельности, сколько пробуждение у малышей интереса, удовольствия, радости от процесса экспериментирования с различными материалами, полученного результата.

Содержание программы способствует созданию эмоционально-комфортной атмосферы в группе, развитию свободной творческой личности каждого ребенка.

Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство». Программа разработана на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А. И.Герцена и представляет собой комплексную образовательную программу развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в детском саду. Программа разработана с позиций гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка.

Ранний возраст представлен в программе лишь частично — третьим годом жизни детей. В качестве общей задачи воспитания выдвигается создание условий для раскрытия возрастных возможностей и способностей каждого ребенка.

Приоритетные виды деятельности для ребенка — игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд. В этих видах деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и формирование произвольности поведения, самоконтроля, творческого воображения, составляющих основу личностного развития. Целостность программы обеспечивается связью трех ее магистральных линий — развитие эмоциональной сферы, познавательной и практической деятельности.

В качестве основных принципов организации деятельности воспитателя и педагога выступают отказ от занятий как основного, ведущего средства работы с детьми и жесткой регламентации продолжительности занятий; предоставление воспитателям и педагогам самим определять необходимость занятий, способ их организации и место в режиме дня; проблемно-игровой способ обучения; интегративный характер занятий.

Особое внимание в программе уделяется организации развивающей среды. В ее основу положен принцип предоставления ребенку права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей.

Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Радуга». Программа разработана в лаборатории дошкольного воспитания НИИ общего образования МО РФ.

Программа основана на принципах гуманистической педагогики. Авторами разработаны нетрадиционные формы организации жизни детей в группе, обеспечивающие в группе дошкольного учреждения атмосферу эмоционального комфорта, предусматривающие ориентацию на личность ребенка, отказ от жесткой регламентации деятельности как детей, так и воспитателя.

Ранний возраст в программе охватывает период от 2-х до 3-х лет.

В программе дается психологическая характеристика ребенка третьего года жизни. Подробно рассматриваются следующие направления развития ребенка: формирование привычки к здоровому образу жизни, развитие познавательной активности, подготовка к обучению математике, развитие речи, приобщение к книге, игровой деятельности и др.

В программе делается постоянный акцент на поддержании эмоционального благополучия ребенка, развитии его творческого потенциала.

Программа предъявляет особые требования к личности воспитателя. В рамках данной программы воспитатель — не только образец для подражания, но, прежде всего — творческая личность, которая стремится передать ребенку свой интерес к той или иной деятельности, вносить в нее элементы новизны, неожиданности, гибко перестраивает свое поведение в зависимости от интересов и потребностей каждого ребенка, старается сделать жизнь детей в группе радостной, наполненной положительными переживаниями. С этой целью в программе разработаны оригинальные методические приемы.

Анализ

Как следует из характеристик программ и их сравнительного анализа, все описанные программы в той или иной степени нацелены на реализацию принципов личностно-ориентированной педагогики. Это выражается в постановке целей и задач образования детей во всех перечисленных программах, однако в методических разработках эти принципы часто не соблюдаются.

Так авторам не всегда удается преодолеть парциальный подход во взглядах на развитие ребенка, избежать ориентации на паспортный возраст, операционализировать принципы личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. Наиболее отчетливо эти недостатки проявляются в «Программе воспитания и обучения в детском саду» и программе «Истоки».

Читайте также:  Первый критический период развития ребенка

По большинству показателей личностно-ориентированному типу образования соответствуют программы «Первые шаги», «Кроха», «Детство» и «Радуга». Однако не все эти программы в достаточной степени обеспечены методическими пособиями по всем основным направлениям развития ребенка (например, развитие игровой деятельности, сферы общения со сверстниками).

Источник

Присваиваемая квалификация «Педагог раннего развития».

Программа курса профессиональной переподготовки:  «Педагогика раннего развития. Современные методики развития детей раннего возраста»

Особые условия:

      — Самая выгодная цена курса!
      — Гарантированные подарки каждому обучающемуся
      — Рассрочка оплаты
      — Возможность досрочно закончить обучение. Цена обучения не меняется!
      — Процесс обучения сопровождает высококвалифицированный преподаватель.
      — Возможность вернуть 13% от цены за обучение, предоставив документы в ИФНС.

Объем курса: 300 часов.

Продолжительность обучения: 4 месяца (обучение можно закончить досрочно по истечении двух месяцев обучения).

Требования к уровню образования:  к освоению дополнительной профессиональной программы допускаются лица, имеющие высшее и (или) среднее педагогическое образование.

О курсе:

В современном мире объем психологопедагогических сведений, относящихся к раннему детству, колоссально возрастает. Сориентироваться в  информационном потоке, в  разнообразии существующих концепций и систем развития малышей позволяет изучение методологических оснований педагогики раннего возраста, ее теоретических аспектов. Ознакомление будущих педагогов с технологиями обучения и воспитания детей, выстроенными на основе единых методологических подходов, способствует формированию практической составляющей профессиональной компетентности. Осваивая содержание курса «Педагогика раннего развития», слушатель готовится к решению таких профессиональных задач педагогической деятельности, как: изучение возможностей, потребностей, достижений детей раннего возраста в области образования; осуществление обучения и воспитания в  соответствии с требованиями образовательного стандарта дошкольного образования; использование технологий, соответствующих возрастным особенностям детей и отражающих специфику того или иного вида деятельности; организация взаимодействия с родителями воспитанников для решения задач профессиональной деятельности; формирование образовательной среды для обеспечения качества образования.

Цель курса:

Обеспечить условия для освоения компетенций, необходимых для профессиональной деятельности педагога раннего развития в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог».

Выдаваемые документы:

После успешного окончания обучения Вам будет выдан Диплом о профессиональной переподготовке, установленного образца с присвоением квалификации «Педагог раннего развития».

    Программа развития современного ребенка раннего возраста Программа развития современного ребенка раннего возраста

    Увеличить                                                              Увеличить

                                                      Программа курса

Наименование модуля

Содержание модуля

Всего, часов

Количество часов

Теория

Практика

1

Психология и педагогика раннего развития. Возрастная психология.

Общие проблемы психологии развития и возрастной психологии

10

5

5

Особенности психического развития в раннем   

10

5

5

Педагогика раннего возраста

20

10

10

2

Особенности развития и воспитания детей раннего возраста

Воспитание и развитие детей в раннем возрасте 

10

5

5

Особенности развития и воспитания детей раннего возраста 

10

5

5

Развитие основных навыков и умений у детей от 1 года до 3 лет 

10

5

5

Особенности кризиса ребенка 3-х лет 

10

5

5

3

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего возраста

Методическое пособие. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет 

10

5

5

Методы изучения нарушений психического развития детей дошкольного возраста 

10

5

5

Психолого-педагогическая диагностика детей от 0 до 3 лет 

10

5

5

Методические рекомендации по проведению диагностики детей раннего возраста

10

5

5

4

Методики познавательного развития детей раннего возраста

Развитие познавательной деятельности детей в раннем возрасте 

5

2,5

2,5

Методика Марии Монтессори

5

2,5

2,5

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования по системе Монтессори 

5

2,5

2,5

Методика Сесиль Лупан

5

2,5

2,5

Занятия по методике Сесиль Лупан: инструкция на каждый день 

5

2,5

2,5

Раннее развитие: обзор основных методик 

5

2,5

2,5

Методика развития Г. Домана 

5

2,5

2,5

Суть методики развития Домана 

5

2,5

2,5

5

Методики развития творческих способностей детей раннего возраста

Понятия творчество и творческие способности 

10

5

5

Диагностика творческого развития личности 

10

5

5

Вальдорфская педагогика. Педагогика свободной игры и философия игрушки 

10

5

5

Методика развивающих игр Б.П.Никитина 

10

5

5

6

Методики раннего физического развития детей раннего возраста

Методики раннего физического развития 

10

5

5

Методика Никитиных 

10

5

5

Методика Л. Китаева и М. Трунова 

10

5

5

Грудничковое плавание

10

5

5

7

Аттестационная работа

Аттестационная работа

30

30

8

Междисциплинарный экзамен

Междисциплинарный экзамен

30

30

Итого

300

120

180

Читайте также:  Роль чтения художественной литературы в развитии личности ребенка

В результате обучения на курсе Вы приобретете:

Знать:

основные педагогические понятия;

• особенности и  потенциальные возможности развития детей младенческого и раннего возраста, теоретические основы их воспитания и обучения;

• методологические основания, общие и  специфические характеристики ведущих отечественных и зарубежных концепций раннего развития детей;

• задачи и содержание работы с детьми раннего возраста (по образовательным областям и видам деятельности);

• современные технологии образования детей раннего возраста

 • особенности построения индивидуализированной модели образования и проектирования педагогического процесса

• специфику организации предметно-пространственной среды в группах детей раннего возраста;

Уметь:

•осуществлять сравнительный анализ различных концепций раннего развития детей и содержания образовательных программ

• планировать педагогическую деятельность в группах детей раннего возраста в соответствии с требованиями образовательного стандарта и оценивать ее результативность;

• проводить педагогическую диагностику и определять способы индивидуализации образовательного процесса

И это ещё не всё! 

Проходя курс профессиональной переподготовки у нас, Вы гарантированно получаете 3 ценных подарка:

Уверены, дистанционный курс профессиональной переподготовки будет для Вас интересным и полезным!

Успехов Вам в приобретении новой квалификации!

Здесь настоящее повышение квалификации педагогических работников!

Соответствие законодательству РФ:

Обучение на курсе законно! Лицензия на осуществление образовательной деятельности №3101 от 30.04.2019, выдана МО РК

Удостоверение о повышении квалификации соответствует закону
«Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012 и признается аттестационными комиссиями всех регионов России.

Удостоверение отправляется бесплатно сразу по окончании курса в электронном виде и обязательно в оригинале по “Почте России”

После зачисления на курс Вы можете получить Справку, подтверждающую Ваше обучение на курсе для оперативного представления в аттестационную комиссию или в иное место по требованию

Качество и доступность обучения:

На курсе работает профессиональный преподаватель. Вы получаете постоянную поддержку во время обучения и ответы на все Ваши вопросы

Материалы курса написаны доступным языком, практические задания
небольшие и понятные

Обучение полностью практико-ориентированное.

Результаты обучения Вы можете сразу применить в своей профессиональной деятельности

Удобство обучения:

Вы можете быстро (досрочно) закончить обучение на курсе

Обучение в удобное для Вас время и в удобном темпе, не нужно быть он-лайн в определенное время

Обучение на курсе начинается каждый день, в т.ч. в летние месяцы

Обучение полностью дистанционное. Вам не нужно никуда приезжать, даже за получением удостоверения. Вы «не теряете уроки», остаетесь с семьей, экономите свои силы, время, средства.

Очень выгодные условия:

Доступная стоимость обучения на курсе

Вы можете получить социальный вычет 13% от стоимости курса по окончанию обучения (пп. 2 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ)

Гарантированная скидка 5% при он-лайн оплате по банковской карте сразу после подачи заявки на обучение на нашем сайте

Возможность подачи заявки от юридического лица. Ваша организация оплатит Ваше обучение

Гарантированный подарок при обучении на курсе!

Всегда рады видеть Вас в Моем университете!

Удостоверение о повышении квалификации АНО ДПО «Инновационный образовательный центр
повышения квалификации и переподготовки «Мой университет» соответствует требованиям,
установленным Министерством образования РФ (Согласно закону «Об образовании в РФ»
№273-ФЗ от 29.12.2012) и признается аттестационными комиссиями всех регионов России .

Источник