Особенности развития и поведения ребенка подвергшегося жестокому обращению

Особенности развития и поведения ребенка подвергшегося жестокому обращению thumbnail

Лекция: «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергшегося жестокому обращению. Диспропорции развития».

Обычно выделяется четыре типа жестокого обращения с ребенком: физическое насилие; пренебрежение; сексуальное насилие; жестокое психологическое обращение.

Физическое насилие – умышленное нанесение человеку физических травм, телесных повреждений, лишение его свободы, жилья, пищи, одежды или иных нормальных условий жизни, а также уклонения родителей или лиц, их заменяющих, от удовлетворения потребностей малолетних в уходе, заботе о здоровье и личной безопасности, что может привести к смерти, причинить вред физическому или психическому здоровью, личностному развитию ребенка.

Эти действия могут осуществляться в виде избиений, истязаний, сотрясения, ударов (в том числе с использованием самых различных предметов в качестве орудий насилия), пощечин, таскания за уши, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов. Физическое насилие включает в себя также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, принуждение к приему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.

Выделяют подвиды физического насилия, одним из которых является физическое насилие над младенцами. Это когда младенца начинают трясти с такой силой, что вольно или невольно наносят ему повреждения. Энергичное укачивание младенца или его встряска могут вызвать травму головного мозга, связанную с тем, что мозг ребенка еще не полностью сформирован. Последствиями таких воздействий могут быть задержка в умственном развитии, дефекты речи, нарушения двигательных функций, потеря слуха и даже смерть.

К физическому насилию относят и такой его редко распознаваемый подвид, как синдром, который заключается в том, что человек, обязанный заботиться о ребенке, выдумывает фиктивную болезнь или провоцирует заболевание, вследствие чего «ребенок подвергается неприятным и часто вредным медицинским вмешательствам».

Физическое насилие в отношении детей чаще происходит в семьях, где:

  • убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;
  • родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
  • родители (или один из них) имеют психические заболевания;
  • нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
  • родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;
  • родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;
  • дети имеют особенности: соматические или психические заболевания, гиперактивны, неусидчивы, родились недоношенными и др.

Как распознать, что ребенок подвергается физическому насилию?

Характер повреждений:

  • синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
  • ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;
  • повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;
  • выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
  • участки облысения, кровоподтеки на голове;
  • повреждения внутренних органов;
  • «синдром сотрясения» у грудных детей.

Особенности поведения:

Возраст до 3 лет

  • боязнь родителей или взрослых;
  • редкие проявления радости, плаксивость;
  • реакция испуга на плач других детей;
  • плохо развитые навыки общения;
  • крайности в поведении — от агрессивности до полной безучастности.

Возраст от 3 до 7 лет

  • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
  • пассивная реакция на боль;
  • негативизм, агрессивность;
  • жестокость по отношению к животным;
  • лживость, воровство;
  • отставание в речевом развитии.

Младший школьный возраст

  • стремление скрыть причину повреждений и травм;
  • боязнь идти домой после школы;
  • одиночество, отсутствие друзей;
  • плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться;
  • агрессивность.

Подростковый возраст

  • побеги из дома;
  • употребление алкоголя, наркотиков;
  • попытки самоубийства;
  • криминальное или антиобщественное поведение.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, медицинской помощи в силу ряда объективных причин (бедность, психические заболевания, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям являются оставления их без присмотра, что часто приводит к несчастным случаям. Пренебрежение нуждами ребенка не всегда вызывается бедностью. Во многих неимущих семьях дети, испытывающие недостаток в хорошей одежде и еде, тем не менее, чувствуют себя любимыми и защищенными. Пренебрежение включает ряд таких проявлений, как пренебрежение потребностями в образовании, присмотре, медицинском уходе, физическом и эмоциональном здоровье.

Пренебрежение медицинской помощью – несогласие на вакцинацию и иммунизацию и др. – может оказаться очень опасным, особенно для детей с хроническими заболеваниями, и также требовать вмешательства со стороны

Сексуальное насилие – это вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли. Это широкое определение, и оно включает внутрисемейные и несемейные формы насилия и все типы сексуальной активности (например, обнажение, оральные, анальные и сексуальные генитальные контакты, детскую порнографию, демонстрацию непристойных действий, сексуальные ритуалы). Инцестом называют всякую сексуальную активность между взрослыми и детьми, которые являются близкими родственниками (включая отчимов и опекунов).

Читайте также:  Центр развития ребенка управления делами президента

Эмоциональное или психологическое насилие, включает в себя постоянное отвержение, унижение, превращение ребенка в «козла отпущения» людьми, которые должны беречь его и заботиться о нем. Сюда же относятся такие действия по отношению к детям, как запирание ребенка в темной комнате, угрозы и запугивания. Дети, подвергающиеся эмоциональному насилию, чувствуют себя ненужными, плохими, глупыми, никчемными, часто имеют низкую или неустойчивую самооценку, переживают ощущение собственной несостоятельности. Эмоциональное насилие трудно доказать, многие авторы считают, что оно так широко распространено, что каждому человеку приходилось хоть раз переживать его в семье или школе. Однако длительное переживание эмоционального насилия или повторяющееся грубое психологическое давление могут оказывать серьезное влияние на формирование личности ребенка.

Одним из проявлений жестокого обращения является отсутствие любви у женщин к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, т.е. нежелание беременности. Его, еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутым, еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению с детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.

В реальной практике редко встречаются отдельные категории насилия, обычно дети переживают одновременно несколько его видов. Физическое насилие, как правило, содержит компонент эмоционального; сексуальное насилие часто сопровождается принуждением, физическим насилием и переживается ребенком как унижение.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно – ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни, не говоря уже о нарушении прав ребенка. Многие годы считалось, что дети – привилегированный класс в нашем обществе. Лишь совсем недавно мы нашли в себе силы и мужество признать, что это совсем не так. Оказалось, что признать и поверить в широкое распространение проституции, наркомании, рост уголовной преступности значительно легче, чем согласиться с горьким выводом о широком распространении жестокого обращения.

Одна из наиболее важных концепций развития человека состоит в том, что, взрослея, человек проходит последовательность определенных стадий, ни одна из которых не может быть пропущена.

Эти стадии логически связаны друг с другом, и каждая предыдущая служит базой для формирования последующей. Наглядной иллюстрацией неблагополучного развития может послужить образ кирпичной стены, в которой в разных местах выбиты кирпичи. Что произойдет с участками стены, расположенными над поврежденными кирпичами? Разумеется, они провалятся и заполнят поврежденное место. Верх стены окажется неровным – какие-то участки будут выше, какие-то ниже.

  • То же самое происходит с развитием ребенка.  Если сравнить стену с процессом развития, то поврежденые участки стены будут соответствовать  периодам, в которые жизнь ребенка складывалась неблагополучно. Это приводит к диспропорции в формировании  тех сфер, становление которых в норме происходит равномерно.
  • Это означает, что в норме 10-летний ребенок физически, социально, интеллектуально и эмоционально находится на уровне 10 лет развития. Если представить все эти сферы в виде «пазла» (сборной картинки), то на всех кусочках будет написано «10 лет». У детей с неблагополучным развитием жизненный опыт приводит к тому, что в некоторых сферах их развитие соответствует возрасту, в других – опережает, а в третьих – значительно отстает от нормы, т.е. из целостного становится «мозаичным».
  • Условно можно выделить следующие 5 сфер:

1)       физическое развитие и внешность

2)       поведение и социальные навыки

3)       интеллект и образование

4)       эмоции и чувства

5)       сексуальное развитие

  •  Если представить себе развитие, как стену, то возраст ребенка – высота «стены», а «кирпичи» – жизненные события. Условно вертикальными линиями «стену» можно поделить на следующие сферы:

Физическое развитие

и внешность

Поведение и социальные

навыки

Интеллект и

образование

Эмоции и чувства

Сексуальное

развитие

  • Негативные жизненные события образуют пустоты в стене. При этом легко понять, что «выпадение» «кирпича» в одной сфере может привести к нарушениям в других сферах.
  • Чем тяжелее жизненная травма, и чем раньше она произошла — тем большее количество сфер она «заденет» и разрушит. По степени тяжести травмирующее обращение с ребенком делится на 4 уровня– по возрастающей: пренебрежение интересами ребенка, эмоциональное отвержение, физическое насилие, сексуальное насилие (эти уровни будут подробнее рассмотрены на следующих занятиях).
  • Так, например, ребенок, которым пренебрегают, выглядит неухоженным и может отставать в знаниях от сверстников, но, попав в благоприятную обстановку, быстро «догоняет» ровесников. Ребенок, систематически страдающий от жестокого обращения, не только отстает в физическом развитии и плохо выглядит, но и имеет интеллектуальные проблемы в связи с постоянным стрессом; боль и страх озлобляют его и заставляют чувствовать себя несчастным, а поведение его становится неурпавляемым. Чтобы ему помочь, потребуется много времени, сил и терпения со стороны взрослых. Наконец, результатом сексуального насилия станет чрезмерная опытность в сфере сексуальных отношений, глубокие нарушения в эмоциональной сфере, торможение в интеллектуальном развитии, изменения во внешности (ранее созревание либо значительное отставание от возраста) и в поведении. Такому ребенку требуется не олько любовь и поддержка со стороны заботящихся взрослых, но и помощь специалистов – врачей, психологов.
  • Если причиной задержки в развитии стало определенное травмирующее событие, то возраст, на который выглядит такой ребенок, является «адресным»: вероятнее всего, травма произошла в этот период, и ребенок внешне и внутренне как бы «застрял» в нем. Работа с травмой и изменение жизненных условий Изменения к лучшему в образовании детей происходят медленно, а роль родительской поддержки – определяющая. При этом целью должна быть реализация потенциала данного ребенка – с учетом его реальных обстоятельств. Тактика:
Читайте также:  Развитие речи у ребенка игра скачать торрент

1)Постепенность и последовательность;

2)Отмечать любое продвижение к лучшему:

3)Хвалить не за результат, а за усилия;

4)Сравнивать досижения ребенка не с успехами других и не с идельными нормами, а с начальным уровнем его самого;

5)Стремится сохранять отношения с ребенком, не превращая требовательность в противостояние.

1. При насилии и небрежении сильнее всего страдают эмоциональное и интеллектуальное развитие.

2. Влияние факторов наследственности и среды на развитие: по мнению ученых,  соотношение этих факторов 50% на 50%. Наследственность определяет потенциал человека – как положительный, так и отрицательный, а среда определяет – до какой степени он сможет реализоваться.

Если ребенок не родился с серьезными органическими нарушениями, задержка в его развитии связана с отсутствием развивающей среды и дефицитом эмоционального тепла.

3. Внешность и поведение – то, что бросается в глаза и обеспечивает принятие ребенка другими людьми, влияя на его самочувствие в настоящий момент.

Чувства и эмоции ребенка, с одной стороны, связаны с тем, как с ним обращается ближайшее окружение, с другой стороны, с его проблемами в прошлом. На настоящее можно  повлиять достаточно быстро, проработка прошлых травм требует времени и иногда – специальной помощи.

Успехи в образовании связаны с уровнем знаний, навыками учения  и с  учебной мотивацией (желанием учиться). Все дети начинают с того, что учатся для своих родителей.

Источник

Библиографическое описание:


Андреева Л. С., Попов В. А. Особенности личностного развития детей, подвергшихся жестокому обращению в замещающих семьях // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 508-509. — URL https://moluch.ru/archive/51/6711/ (дата обращения: 31.03.2020).

Проблема
жестокого обращения с детьми в замещающих семьях является
актуальной в современных педагогических и психологических
науках.

По статистике МВД ежегодно
в России совершается более 100 000 преступлений в отношении
детей, из них от жестокого обращения в замещающих семьях
страдает — около 200 детей.

Насилие в семье
характеризуется широким кругом последствий, сказывающихся на детях.
Многие из них проявляются только со временем. Федеральной службой
государственной статистики было подсчитано, что каждый год около 1-го
миллиона детей становятся свидетелями жестокого обращения в семьях.

Современные исследования не
смогли выявить личностные особенности родителей, склонных к жестокому
обращению с детьми.

Большинство исследователей
совершенно справедливо считают, что распространение самых различных
форм и видов жестокого обращения с детьми обусловлено
социально-экономическими и психологическими причинами.

Исследователи отмечают, что
жестокое обращение зачастую передается из поколения в поколение.

Среди современных
исследователей нет четкого выявления склонности родителей к жестокому
обращению [1,
с. 23].

10 % детей, переживших
насилие в подобных семьях, погибают, у остальных
развиваются физические и психические отклонения.

У ребенка, подвергшегося
насилию, могут наблюдаться следующие симптомы:

  1. Физические:
    членовредительство, повреждение костей или мягких тканей,
    кровоизлияние сетчатки глаза, ушибы тела, головы, определенный тип
    ожогов и другое.

  2. Психологические: жалобы
    ребенка на хронические паттерны поведения обидчика, такие как
    унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание.

  3. Ребенок имеет забитый вид,
    поведение замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное,
    с низкой самооценкой.

Возраст
0–6 месяцев:

  • малоподвижность;

  • безразличие к окружающему
    миру;

  • отсутствие или слабая
    реакция на внешние стимулы;

  • редкая улыбка в возрасте
    3–6 месяцев.

Возраст 6
месяцев — 1,5 года:

  • боязнь родителей;

  • боязнь физического
    контакта со взрослыми;

  • постоянная беспричинная
    настороженность;

  • плаксивость, постоянное
    хныканье, замкнутость, печаль;

  • испуг или подавленность
    при попытке взрослых взять на руки.

Возраст
1,5–3 года:

  • боязнь взрослых;

  • редкие проявления радости,
    плаксивость;

  • реакция испуга на плач
    других детей;

  • крайности в поведении —
    от чрезмерной агрессивности до безучастности.

Возраст
3–6 лет:

  • примирение со случившимся,
    отсутствие сопротивления;

  • пассивная реакция на боль;

  • болезненное отношение
    к замечаниям, критике;

  • заискивающее поведение,
    чрезмерная уступчивость;

  • псевдовзрослое поведение
    (внешне ребенок копирует поведение взрослых);

  • негативизм, агрессивность;

  • лживость, воровство;

  • жестокость по отношению
    к животным.

Младший
школьный возраст:

  • стремление скрыть причину
    повреждений и травм;

  • одиночество, отсутствие
    друзей;

  • боязнь идти домой после
    школы.

Читайте также:  Программа индивидуального развития ребенка презентация

Подростковый
возраст:

  • побеги из дома;

  • суицидальные попытки;

  • делинквентное поведение;

  • употребление алкоголя,
    наркотиков [3, с. 155].

Дети,
подвергшиеся жестокому обращению, имеют следующие особенности:

  • часто отстают в росте,
    массе или в том и другом от своих сверстников,

  • позже начинают ходить,
    говорить,

  • реже смеются,

  • хуже усваивают школьную
    программу,

  • наблюдаются «дурные
    привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание,
    занятие онанизмом,

  • часто у детей
    развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики,
    заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала)
    [1, 27].

Практически
все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного
отношения, пережили психическую травму. В результате чего они
развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными
и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их
дальнейшую жизнь. Дети, подвергшиеся жестокому обращению в семье,
сами испытывают агрессию, которую выплёскивают на более слабых:
младших по возрасту детей, на животных. Часто проявляют агрессивность
в игре, порой они испытывают гнев без видимой причины.

Некоторые из них, наоборот,
чрезмерно слабы, апатичны, не могут себя защитить. И в том, и в
другом случае нарушается контакт общения со сверстниками.
У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление
любым путем привлечь к себе внимание иногда проявляться в виде
вызывающего, аддиктивного поведения
[3, с. 84].

Дети, пережившие
сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту познания
о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их
поведении, в играх с другими детьми или с игрушками.
Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое, и не
только сексуальное насилие, является низкая самооценка, которая
способствует сохранению и закреплению психологических нарушений,
связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой
переживает чувство вины, стыда. Для нее характерна постоянная
убежденность в собственной неполноценности. Среди этих детей,
даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий. Это
проявляется в приступах беспокойства, тоски, чувства
одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте
у подростков, могут наблюдаться попытки суицида [4,
с. 137].

Чувствуя себя несчастными,
обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям
существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они
и сами могут стать шантажистами. Это, в частности,
относится к сексуальному насилию, когда в обмен на обещание
хранить секрет и не ломать привычной семейной жизни, дети
вымогают у взрослых насильников деньги, сладости, подарки.

В результате жестокого
обращения с детьми в замещающих семьях одновременно
проявляются два аспекта социальных последствий: вред для жертвы и для
общества.

Дети, переживающие любой
вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены
связи со взрослыми, со сверстниками, они не обладают достаточным
уровнем знаний и эрудиций, чтобы завоевать авторитет в школе
и др. Решение своих проблем дети — жертвы насилия
часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это
часто сопряжено с формированием у них пристрастия
к алкоголю, наркотикам они начинают воровать и совершать
другие уголовно наказуемые действия.

Девочки нередко начинают
заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая
ориентация. И те, и другие впоследствии испытывают
трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим
детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные
эмоциональные проблемы [3,
с.105].

Таким образом, любое
проявление жестокости формирует у детей и у подростков
такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их
малопривлекательными и даже опасными для общества.

Прежде всего, жестокое
обращение по отношению к детям, характеризуется для общества
следующими последствиями:

  • потери человеческих жизней
    в результате убийств детей и подростков или их
    самоубийств,

  • это потери в их лице
    производительных членов общества вследствие нарушения их
    психического и физического здоровья, низкого образовательного
    и профессионального уровня, криминального поведения;

  • это потери в их лице
    родителей, способных воспитать здоровых в физическом
    и нравственном отношении детей;

  • это воспроизводство
    жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто
    становятся насильниками [4, с. 203].

Хотелось
бы отметить, что разрешить эту проблему можно только при совместной
работе педагогов, родителей, всех взрослых, которые отвечают, так или
иначе, за воспитание детей.

Литература:

  1. Дементьева, И. Жестокое
    обращение с ребенком в семье: последствия для личностного
    развития / И. Дементьева // Социальная педагогика, 2010.- № 2. —
    С. 23–30.

  2. Защита детей
    от
    жестокого
    обращения

    / под
    ред.
    Е. Н. Волковой.
    СПб.: Питер, 2007, 256 с.

  3. Сафонова, Т. Я. Жестокое
    обращение с детьми / Т. Я. Сафонова, Е. И. Цимбал,
    Л. Я. Олиференко и др. — М.: Издательский
    центр «Академия», 2001.- 265с. — ISBN
    970–5-14–037135–4

  4. Олиференко,
    Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы
    риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений /
    Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга,
    И. Ф. Дементьева. — М.: Издательский центр
    «Академия», 2002. — 256 с. —
    ISBN 3–086–74133–7

Источник