Личностное развитие ребенка с зпр

Содержание

Введение

Характеристика личностных особенностей детей с ЗПР

Заключение

Приложение

Литература

Введение

Внимание исследователей и практиков (педагогов, психологов, врачей) в первую очередь привлекают дети с наиболее выраженными нарушениями развития, прежде всего с глубокими формами интеллектуальной недостаточности, затем — умственно отсталые. Но по мере развития общества, а вместе с ним и науки, в том числе и дефектологии, в сферу исследования специалистов вовлекаются дети с все менее выраженными формами интеллектуальной недостаточности, наиболее ярко проявляющимися в учебной деятельности и не всегда поддающимися выявлению на ранних этапах жизни ребенка. В этих случаях основным симптомом, настораживающим родителей и педагогов, обычно является стойкая неуспеваемость ребенка с самого начала систематического обучения.

Проводимые в различных областях знаний исследования показывают, что, несмотря на большое внимание, уделяемое совершенствованию содержания образования и методик обучения, оснащению школьных кабинетов современными техническими средствами обучения, улучшению условий труда учителей, количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается и колеблется от 20 до 30% от общего числа детей младшего школьного возраста.

Специальные исследования проблемы неуспеваемости возникли в связи с ориентацией на всеобщее обязательное обучение детей, когда отсев из школы превратился в общественную проблему. Особенно остро эта проблема проявилась в России после Октябрьской революции, когда образование стало носить массовый характер.

Проблемой школьной неуспеваемости учащихся занимались многие ведущие педагоги, психологи, дефектологи, которыми было выявлено разнообразие причин и намечены пути преодоления этого явления.

Неуспеваемость, особенно возникающая на начальных этапах обучения, создает реальные трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями и навыками, учащиеся не справляются со значительно возрастающим объемом знаний в средних классах и вследствие усугубляющихся трудностей на последующих этапах выпадают из процесса обучения.

Необходимо правильно и своевременно диагностировать причины неуспеваемости в каждом индивидуальном случае и по возможности устранять или корригировать их последствия.

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют примерно 50% неуспевающих школьников. Для их обучения созданы специальные учебные заведения — школы и классы выравнивания (в последние годы — классы коррекционно-развивающего обучения).

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет, поскольку этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности. Более тщательному выявлению пограничных состояний интеллектуальной недостаточности способствует рост требований, предъявляемых обществом к личности ребенка и подростка (усложнение школьных программ, более ранние сроки начала обучения и т.п.).

ЗПР характеризуются замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности. В большинстве случаев задержка психического развития отличается стойкой, хотя и легкой, интеллектуальной недостаточностью и слабо выраженной тенденцией к компенсации и обратимому развитию, возможными только в условиях специального обучения и воспитания.

Вследствие нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей.

Поскольку большинство психических функций (пространственные представления, мышление, речь и др.) имеют сложное комплексное строение и основаны на взаимодействии нескольких функциональных систем, то и формирование такого рода взаимодействий у детей с задержкой психического развития не только замедлено, но и происходит иначе, чем у нормально развивающихся. Следовательно, соответствующие психические функции складываются не так, как при нормальном развитии.

Для детей этой группы характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.

Характеристика личностных особенностей детей с ЗПР

Поступающим в школу детям с ЗПР свойствен ряд специфических особенностей. Они не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, недостает знаний для усвоения программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы.

Читайте также:  Личность ребенка ее развитие зависимость от среды

Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР.

1. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.

2. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.

3. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.

4. У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.

5. Для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития.

6. В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.

По сравнению с нормальными детьми дети с ЗПР характеризуются сниженным уровнем познавательной активности. Это проявляется в недостаточной любознательности. Если большинство обычных детей младшего школьного возраста продолжают походить на дошкольников-«почемучек» — они задают много вопросов относительно предметов и явлений окружающего мира, то дети с ЗПР в этом отношении значительно отличаются от нормальных. Одни из них вообще не задают вопросы, они медлительные, пассивные, с замедленной речью; другие задают вопросы, которые касаются лишь внешних свойств предметов и явлений.

Продуктивность произвольной памяти зависит от активности ребенка при воспроизведении. Внутреннее напряжение, усилие, стремление припомнить отчетливо проявляются у нормальных детей. Совершенно иначе ведут себя дети с ЗПР. Свойственные им особенности: импульсивность, расторможенностъ, повышенная двигательная активность, медлительность, вялость.

Наблюдается застревание на второстепенных деталях и пропуск важного логического звена, нарушение передачи последовательности событий. Дети с ЗПР легко соскальзывают с одной темы на другую.

Известно, что дети с ЗПР обучаются на успехе. В свою очередь, успешность их обучения зависит во многом от своевременной и тактичной помощи учителя, при этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, развить в нем веру в свои силы и возможности.

Школьники с задержкой психического развития отличаются крайней поверхностью ума. При знакомстве с новым материалом (слушая объяснения учителя, читая текст учебника) они выделяют в качестве существенных первые бросившиеся им в глаза признаки, яркие детали, лежащие на поверхности явления, не проникая в его суть. Поэтому для них оказывается трудным формирование содержательных обобщений, им свойственны ошибки смешения понятий, формализм в усвоении знаний.

С поверхностью ума связана его инертность. Такие дети с трудом овладевают содержанием новых понятий, приемами оперирования понятиями. В процессе усвоения они склонны к шаблонному использованию понятий и способов действий, с трудом отказываются от привычных действий, если убеждаются в их неправомерности. С трудом переучаются с одной системы действий на другую. Им свойственно: подражательность ума, умственная пассивность. Они, как правило, избегают интеллектуального напряжения, им проще решить задачу привычным способом, даже если он достаточно громоздок. Вместе с тем учащиеся этой группы отличаются и неустойчивостью ума. С одной стороны, они склонны действовать привычным способом, но с другой — случайный признак может легко вывести их. Неустойчивость ума проявляется и в трудности ориентации на совокупность признаков, составляющих содержание усваиваемого понятия. Школьники с задержкой психического развития характеризуются и слабой осознанностью своего мыслительного процесса, т.е. слабым пониманием того, как они решают задачу, почему именно такой способ решения избирают. Осознание для них выступает особой задачей, и для этого требуется помощь со стороны.

Читайте также:  Для общего развития ребенка в возрасте 8 лет

Источник

Особенности личностного развития детей с задержкой психического развития

Проблема личности — одна из центральных в психологии. Психологию личность интересует с точки зрения ее внутрен­него строения, архитектоники, закономерностей возникновения, формирования, развития, особенностей социально-психологиче­ских проявлений, роли в этом природных, биологических (на­следственных), социальных и других обстоятельств. Одна из цен­тральных проблем в психологии личности — выявление психо­логических механизмов ее функционирования, проявлений, регуляции жизнедеятельности человека.

Личность- это конкретный человек в совокупности тех духов­ных, психических особенностей, качеств, которые характеризу­ют его как объекта (продукт, результат) общественного (и друго­го) развития и как субъекта преобразования действительности на основе ее познания и отношения к ней. Личность — это конкрет­ный человек как носитель сознания (К. К. Платонов) и самосо­знания.

Психологическая структура личности.

Психологическая структура личности представляет собой цело­стное системное образование, совокупность социально значи­мых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов дей­ствий и поступков человека, сложившихся прижизненно и оп­ределяющих его поведение и деятельность.
В личности также выделяют следу­ющие стороны, сферы: интеллектуально-познавательную, эмо­циональную, волевую, потребностно-мотивацирнную, психомо­торную. Центральное место в психологической структуре личности занимают потребностно-мотивационная сфера и направленность.
В психологии существуют и другие подходы к рассмотрению структуры личности как у отечественных психолотов (К, К. Пла­тонов, А. Г. Ковалев и др.), так и у представителей зарубежных психологических школ (З.Фрейд, Э.Фромм, Э.Берн, А.Маслоу, К. Роджерс и др.), Эти подходы достаточно хорошо представлены в соответствующей психологической литературе.
Заслуживает внимания разработанная К.К. Платоновым струк­тура личности, включающая в себя четыре подструктуры, а также систему общих и специальных способностей личности. К. К. Пла­тонов выделил следующие основные подструктуры личности:

  • направленности личности опыта (профессионального, художественного, поведенче­ского и т. д.);

  • индивидуальных особенностей психических процессов (по­знавательных, эмоциональных, волевых);

  • биологически обусловленную (темперамент и патологиче­ские изменения личности).

Движущие силы развития личности.

Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся прежде всего следую­щие макросоциосреда — общественный строй, государственное ус­тройство, особенности идео­логического и другого воздействия на них средств массовой информации, пропаганды, агитации, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе, место, вес, роль страны в системах международных связей и отношений и т. д.;

микросоциосреда — это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа;
воспитание — специально организованный процесс формиро­вания и развития человека, прежде всего его духовной сферы;

деятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения);
социальное взаимодействие во всем многообразии его разновид­ностей, и прежде всего общение с другими людьми.

На психическое (и биологическое также) развитие человека оказывают влияние и искусственная среда его обитания,(совре­менная техника).
Наряду с социальными обстоятельствами исключительно большую роль в формировании и развитии личности, психики в целом, ее отдельных функций играют биологический фактор, физио­логические особенности человека, и в первую очередь особенности общих и специфических типов ВНД, своеобразие морфологии мозга, развития его отдельных функциональных структур, наличие тех или иных нарушений, аномалий в работе мозга, его отделов.
На психическом развитии человека сказывается и своеобразие функционирования его отдельных физиологических систем, состо­яние организма в целом. Связи между психическим развитием че­ловека и состоянием его организма неоднозначны.

Психическое развитие человека зависит также и от природных факторов: климатических, географических, геофизических, кос­мических и других условий жизни и деятельности человека.

Особую роль в формировании и развитии личности, ее отдель­ных сфер и функциональных структур играет она сама как одно из важнейших условий проявления всех внешних и внутренних воз­действий на человека. При этом, чем более развита личность, ее основные регулятивные структуры (системы ценностей, потреб­ности, интересы, цели, уровень и характер самооценки, умения, навыки, установки и т.д.), тем более заметную роль она играет в коррекции особенностей влияния на нее факторов формирова­ния и развития.
Таким образом, определяющую роль в формировании личностных структур у человека играют социальная среда, культурологические факторы, совокупность их воздействий.

В основе нарушений эмоционально-волевой сферы лежат индивидуально-генетические особенности ребенка-темперамент. У детей с нарушением интел­лекта развитие темперамента может оказаться извращенным. Основой является наследственный потенциал, гене­тическая программа формирования темперамента, на ко­торую накладывается груз врожденных поломок в нервной системе. Воспитательный момент у та­ких детей осложняется недоразвитостью интеллектуальной сферы. Органическое поражение центральной нервной системы, сопровождающееся нарушением интеллекту­ального развития, отрицательно влияет на формирование формально-динамических свойств психики ребенка и определяет такие темпераментальные особенности детей с нарушением интеллекта, которые следует учитывать при разработке практических коррекционных технологий.

Читайте также:  Развитие ребенка на втором месяце его жизни

Американские ученые С. Чесс и А. Томас выделяют девять параметров темперамента по которым можно определить врожденные свойства темперамента:

  1. Уровень общей активности

  2. Ритмичность деятельности организма

  3. Характер реакции на воздействие

  4. Реакция на новое (приспособляемость)

  5. Уровень интенсивности эмоциональных реакций

  6. Порог реактивность

  7. Качество настроения

  8. Способность к концентрации внимания

  9. Интервал внимания и настойчивости.

По мнению С.Чесса и А. Томаса 3-й, 4-й, 5-й, 7-й параметры темперамента играют решающую роль при определении того, насколько легко или трудно ребенку со взрослому, а взрослому с ним.

В дошкольном возрасте, на основе девяти параметров темперамента С. Чесса и А. Томаса, по критерию успешной социально-психологической адаптации выделяют три типа темперамента:

  1. Легкий темперамент. Более пяти параметров темперамента проявляются адекватно. Ребенок не проявляет выраженного своеобразия.

  2. Промежуточный темперамент. По 4-5 характеристикам наблюдается выраженное своеобразие.

  3. Трудный темперамент. Более чем по 5 показателям у ребенка своеобразные реакции.

Е.Тимошенко изучала темперамент у детей с ЗПР и выявила что преобладает трудный (44%) и промежуточный (28 %) темперамент по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, у которых доминирует легкий темперамент (44%),а трудный темперамент рецессивный (20%).

Признаки трудного темперамента у дошкольников с ЗПР являются:

  • Повышенная моторная активность

  • Высокая отвлекаемость

  • Низкая выносливость

  • Нарушения настроения

Так же у детей c ЗПР выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик. У детей наблюдается повышенный уровень тревожности, агрессивности и импульсивности, слабость волевых усилий, несамостоятельность, внушаемость, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций, часто немотивированно переходят от смеху к плачу и наоборот. Низкий уровень взаимоотношений не только внутри группы, но и с близкими людьми. Отмечается низкий уровень притязаний на успех, они не уверены в своих силах, часто находятся в беспокойном состоянии. При задержке психического развития затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление — формирование самосознания, самооценки, системы «Я». Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Он не способен подчинятся к правилам дисциплины, к длительным интеллектуальным усилиям.

Отмечают особенности понимания эмоций человека

Имеющиеся данные говорят о том, что детям с ЗПР при рас­смотрении изображения значительно легче опознавать эмоциональ­ные состояния людей в контексте общей ситуации (сюжета), чем по выражению лиц или по выразительным движениям (Т. З.Стер-нина). Кроме того, было обнаружено определенное сходство в опо­знании эмоциональных состояний всеми группами детей, а имен­но, все они лучше опознают радость и гнев, хуже страх.

Дети с ЗПР опознают эмоцию страдания лучше, чем нормаль­но развивающиеся сверстники.

В целом все дети младшего возраста (дошкольного и младшего школьного) лучше воспринимают те эмоции, в изображении ко­торых больше мимических знаков.

При изучении опознанияпяти эмоциональных состояний (ра­дости, гнева, страха, удивления и грусти) по различным частям выяснилось, что дети хуже опознают эмоциональные состояния по мимике лица. Детям с ЗПР и нормально развивающимся больше говорит об эмоциональном состоянии линия рта. По линии бровей дошколь­ники определили гнев, грусть, и всем оказалось недоступно опознание страха и удивления. Дошкольники с ЗПР психогенного про­исхождения испытывают трудности при определении эмоциональ­ных состояний по линии бровей, а дети с ЗПР, имеющие при этом дополнительные речевые нарушения, хуже опознают эмоции по линии рта.

Всё это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.

Огромное значение имеет реакция окружающих ребенка людей. Для наилучшего развития личности важно, чтоб ребенка искренне принимали и понимали и на этой основе строили взаимоотношения с ним. Темпераментные характеристики могут корректироваться при правильном воспитании.

Таким образом, нарушения в личности таких детей обусловлено спецификой темперамента и индивидуальными психическими особенностями

Источник