Развитие ребенка через театральную деятельность

Наталья Владимировна Бубнова
Развитие личности дошкольника через театрализованную деятельность

«Развитие личности дошкольника через театрализованную деятельность»

Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка, говорит его голосом. Когда-то он был и нашим миром, но мы ушли оттуда, и назад пути нет.

Существует закономерность: Человек рождается, личностью становится. Формирование личности – это и процесс становления в обществе. Быть личностью – это значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ.

Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Весь процесс развития личности происходит под влиянием окружающей среды. Человек изменяется физически, умственно, нравственно.

Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль.

Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр. Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии,такие как:

связанные с художественным образованием и воспитанием детей;

формированием эстетического вкуса;

нравственным воспитанием;

развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога, монолога);

созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Знакомство детей с театром в ДОУ происходит уже в младшем возрасте.

Малыши, поступая к нам в детский сад, в большинстве имеют нормальную линию развития личности (доверяют людям, имеют зачатки общения со сверстниками, но есть и детки которые приходят к нам с сформировавшимся недоверием к людям, с проявлениями агрессии в общении со сверстниками. Здесь главное помочь ребенку «стереть», сложившийся уже в таком возрасте стереотип, и эта работа кладется на плечи воспитателя.

На помощь воспитателю приходит фольклор, обыгрывание стихов, потешек, сказок, в которых просто невозможно не участвовать каждому малышу — формируется детский коллектив.

Через устное народное творчество развиваются некоторые качества личности в младшем возрасте: простейшие образно-выразительные умения (мимика, жесты, уверенность в себе, речь, самостоятельность (ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека).

Какая радостная атмосфера создается при просмотре драматизированных сказок и других инсценировок, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники, уже на этом первом этапе идет приобщение детей к прекрасному.

Конечно, малышам еще не доступны театральные игры и работа строится лишь на элементах этих игр, где основную роль берет на себя педагог но, переходя в следующую возрастную ступень, дети познают радость, выражают свои чувства эмоциями, становятся добрее друг к другу, что дает основу для продолжения развития личности в среднем возрасте.

В среднем возрасте дети проявляют интерес к театрально-игровой деятельности, для того чтобы удовлетворить детскую заинтересованность педагоги средней группы отвели место в игровой зоне для театрального уголка. Здесь прекрасно уживаются куклы для пальчикового театра, куклы бибабо, маски, различные элементы ряженья, атрибуты которые помогают «жильцам» развернуть сюжет любой сказки. Это помогло решить некоторые задачи, в развитии личности воспитанников:

совершенствовать артистические навыки детей;

раскрепощать детей;

работать над речью, интонациями;

коллективно действовать, взаимодействовать;

привлекать детей к театрализованной деятельности.

Многие куклы делаются воспитателями и родителями своими руками, что позволяет воспитывать уважение к труду взрослых.

На этом же возрастном этапе воспитывается такая черта личности как самоуважение. Высокий уровень самоуважения — очень ценная черта характера ребёнка. Уверенность в своих силах помогает ему справиться с трудностями роста.

Здесь, на помощь ребенку приходят театральные куклы. Они никого не могут оставить равнодушным, потому что напоминают малышу те привычные детские игрушки, с которыми он играет в повседневной жизни.

Каждый малыш найдет себе роль, один приготовит ширму для театра, а второй прочитает стихотворение, кто-то выберет себе роль зрителя (это тоже важная роль, но ребенок сделает это хорошо и педагог создаст обстановку доброты, сердечности и любви. Куклы ожили на детских ручках, и сказка началась…

Воспитателями замечено, чем раньше начать заниматься с детьми кукольным театром, тем меньше маленьких людей придется впоследствии, выводит из тупиковой ситуации. Каждый ребёнок что-то умеет делать хорошо. Вопрос в том, что именно.

Читайте также:  Образец медицинской истории развития ребенка

Старший возраст, это возраст в котором открывается дверь в мир театральной постановки, в этом периоде дети освобождаются от комплексов, активно участвуют в театрализованных инсценировках, поэтому роль кукольного театра несколько уменьшается.

Театральная постановка представляет частый и распространенный вид детского творчества. И понятно, почему она близка ребенку.

Во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

Во-вторых, драма ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой.

На помощь воспитателям в детском саду приходит музыкальный руководитель, основные задачи которого,делятся на два типа:

Воспитательные — направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных, особенностей ребенка средствами детского театра.

Образовательные, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Работая над ролью, музыкальный руководитель, старается не заучивать с детьми готовые тексты, а предлагает самим им придумывать фразы, диалоги.

В результате маленькие актеры, основываясь на знании пьесы, самостоятельно ищут выразительные особенности для своих героев, используя мимику, пластику, песенные, танцевальные и игровые импровизации. Здесь раскрывается весь потенциал маленького человечка, они учатся не только у педагога, но и друг у друга.

Важнейшим в театрализованных постановках является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат, именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, эмоциональный двигательный контроль. В нашем коллективе театром увлечены все: дети, воспитатели, родители.

Взрослые оказывают неоценимую помощь в создании костюмов, декораций, атрибутов. Генеральная репетиция – это волнующий момент не только, для взрослых, но и для актеров. Примерка костюмов – это чудесное превращение ребенка в героя пьесы, самые дорогие и волнующие минуты, в сознании малыша. А,что же говорить о спектакле: волнение, робость, неуверенность сразу выходят наружу, что же делать маленькому человечку с этими проявлениями.

Остается только побороть себя, переступить через эту черту и идти вперед, ведь уже слышны голоса ожидающих зрителей, вступительной речи и музыки и назад дороги нет, что творится в душе ребенка, в этот момент не знает никто.

А зачем испытывать детскую психику, она и так подвержена негативным эмоциям современного мира!

Дети одновременно и зрители и актеры, весь спектакль проходит у них на глазах и одновременно играется ими самими. Это вселяет не только чувство уверенности в своих силах, но придает бодрость, радость, доброе отношение друг другу.

Каждое новое представление превращается для детского сада и всего коллектива в настоящий праздник, яркий, торжественный.

Выявлено, чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах деятельности.

Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

Источник

Любовь Коростелева
Краткое описание опыта «Развитие речевых и творческих способностей детей через театральную деятельность»

Краткое описание опыта

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Введение

Понятие «творчество» имеет многозначный характер и в литературе трактуется по-разному. В широком смысле творчество понимается, как деятельность, результат которой – создание новых материальных и духовных ценностей, отличающихся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью. Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создаёт то, чего раньше не существовало.

Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А. Б. Брушлинский, Л. С. Выготский, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддьяков и другие).

Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка, которые воплощаются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, искренней передачи своих чувств.

Интересные мысли о способности детей к творчеству высказывают деятели искусства. Режиссёр К. С. Станиславский советовал своим актёрам учиться у детей, игру которых всегда отличает искренность и правда.

Актуальность темы

На всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряла своей актуальности, поэтому одной из важнейших задач на сегодня является создание такой системы общественного образования и воспитания, в основе которой лежит формирование творческого типа мышления, творческих качеств личности. Выявление и развитие творческих способностей начинается с раннего детства. Важная роль в этом процессе отводится эстетическому воспитанию, занятиям детей дошкольного возраста различными видами искусства и театрально-игровой деятельности.

Читайте также:  Необходимо ли раннее развитие ребенка

Одним из путей, по которому развивается детское творчество, является мир искусства, а генетической основой художественного творчества – детская игра. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

«Волшебный край!» — так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. Чувства поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства. Театр является одной из самых ярких красочных и доступных восприятию дошкольника сфер искусства. Он развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка и формированию базиса его личностной культуры. Вся наша жизнь — это большая сцена и то, какую роль выбирает ребёнок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения.

Мир детства, внутренний мир ребёнка — ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!

Сказочные представления в театре вводят ребёнка в мир птиц и животных, способных говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, переживает вместе с ними, а вместе с тем постигает простую и сложную, поучительную и убедительную правду жизни. Театрализованная деятельность — это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

Теоретические обоснования опыта

В современных дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах организации.

1. Согласно первой тенденции, театрализованные игры применяются главным разом в качестве некоего «зрелища» праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только текст, но и интонации и движения в ходе и оправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть «хорошим артистом». И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителя. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободы игровую деятельность.

2. Вторую тенденцию в организации театрализованнойигры можно назвать невмешательствам взрослого: дети предоставлены самим себе, воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюм фигурок героев. Младших дошкольников это привлекает, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.

Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. Программа «Детство» предлагает именно такую технологию. Чтобы понять ее, необходимо, прежде всего, раскрыть основные теоретические идеи, лежащие в основе концепции развития театрализованной игры, и определиться с понятиями.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей.Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх — драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

Читайте также:  Точечный массаж для развития ребенка

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров,используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

Разнообразие театрализованных игр представлено в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается» программы «Детство» (автор – кандидат педагогических наук, профессор Т. Н. Бабаева). Общим для них всех является наличие зрителей. Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.

Развитие изобразительной, литературной, музыкальной деятельности детей дошкольного возраста происходит в общем контексте становления художественной деятельности. Однако данный подход по отношению к театрализованной деятельности разработан недостаточно.

Вместе с тем анализ психолого-педагогической литературы и научных исследований доказывает целесообразность его применения для целенаправленного развития театрализованной деятельности в дошкольном возрасте.

Система работы по развитию театрализованной деятельностиделится на три этапа:

художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);

самостоятельная творческая деятельность.

Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчествопроявляются в трех аспектах:

в создании драматического содержания, т. е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета;

в исполнении собственного замысла, т. е.в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева;

в оформлении спектакля – в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.

Из-за этих особенностей театрализованной деятельности по отношению к ней чаще используется термин «театрально-игровая деятельность». В программе «Детство» театрально-игровая деятельность детейрассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:

как разновидность художественной деятельности она входит в раздел «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки», где интегрируется со следующими видами деятельности: литературная, музыкальная и изобразительная;

как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка, она представлена в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается».

Цель: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Задачи:

1. Побуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству.

2. Познакомить детей с различными видами театра.

3. Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).

4. Обучать приёмам актерского мастерства, сценического движения и речи.

5. Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям.

6. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.

7. Воспитывать дружеские взаимоотношения во время театрализации.

Этапы работы:

1. Изучить разделы в программе «Детство» (под редакцией Т. И. Бабаевой): «Ребёнок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки», «В игре ребёнок развивается, познаёт мир, общается».

2. Изучить книгу «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханева.

3. Изучить журнал «Воспитатель в ДОУ» по теме опыта.

4. Изучить статьи в интернете по теме «Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте».

5. Подготовить предметно-пространственную среду с учётом возрастных особенностей детей.

6. Составить перспективный план работы.

Принципы реализации темы:

1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей. Принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.

2. Принцип системности. Работа проводится систематически весь учебный год, начиная с раннего дошкольного возраста.

3. Принцип доступности. Учитываются возрастные особенности, потребности, интересы, уровень подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.

4. Принцип интеграции образовательных областей. Содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.

5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи. Родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

Источник