Какую роль в развитии речи играет общение ребенка со сверстниками

Роль общения со сверстниками в процессе развития речи ребенка

Рыжова Наталья Алексеевна,
воспитатель
ГБДОУ (детский сад)
комбинированного вида №134, .

В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, не ограничен семьей. Его окружение — это не только мама, папа и бабушка, но и сверстники. Чем старше становится ребенок, тем важнее для него контакты с другими детьми. Вопросы, ответы, сообщения, возражения, спор, требование, указания — все это разные виды речевого общения. Очевидно, что контакты ребенка со сверстниками — это особая сфера жизнедеятельности ребенка, которая существенно отличается от его общения со взрослым. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к ребенку, окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны друг к другу. И все же общение с детьми приносит дошкольнику ни с чем не сравнимое удовольствие. Начиная с четырех лет, сверстник становится для ребенка более предпочитаемым и привлекательным партнером, чем взрослый. Общение с детьми проходит значительно более эмоционально, свободно, раскованно, оживленно, чем со взрослым.  Все эти особенности общения отражаются в речи детей.

Первая отличительная особенность речевых контактов со сверстниками состоит в их особенно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная экспрессивность, выразительность и раскованность сильно отличают их от речевых контактов со взрослым. Если со взрослым дети обычно разговаривают более или менее спокойно, просто, без лишней экспрессии, то разговоры со сверстником, как правило, сопровождаются яркими интонациями, криком, кривляньями, смехом и пр. В речевом общении дошкольников больше экспрессивно-мимических проявлений и подчеркнуто ярких выразительных интонаций, чем в общении со взрослым. Причем эти экспрессии выражают самые разные состояния — от негодования до бурной радости. Эта повышенная эмоциональность отражает особую свободу, раскованность, так характерную для общения детей друг с другом.

Вторая особенность речевых контактов дошкольников состоит в нестандартности детских высказываний, в отсутствии жестких норм и правил. Разговаривая со взрослым, даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм высказываний, общепринятых фраз и речевых оборотов. В разговорах со сверстником дети используют самые неожиданные, непредсказуемые фразы, слова, сочетания слов и звуков: они «жужжат», «трещат», передразнивают друг друга, намеренно искажая, «пародируя» слова своего партнера, придумывают новые названия знакомым предметам. И как ни странно, такое, казалось бы, бессмысленное  «кривляние» и «жужжание» имеет большой психологический смысл. Если взрослый дает ребенку культурные нормы речевого общения, учит говорить, как надо, как все говорят, то сверстник создает условия для самостоятельного речевого творчества детей, для проявления его индивидуальности. По мнению М. И. Лисиной, самобытное, творческое начало ребенка раньше всего и лучше всего проявляется именно в общении со сверстником, когда ничто не сковывает и не тормозит детской активности, никто не дает жестких образцов «как надо» и когда можно, не стесняясь, попробовать себя. И не случайно те виды деятельности, которые требуют проявления творческого начала — игра, фантазирование  — значительно чаще происходят вместе со сверстником.  А сейчас о третьей отличительной особенности речи дошкольников, адресованной сверстнику. Она заключается в преобладании инициативных высказываний над ответными. В контактах с ровесниками ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Поэтому у детей часто не получаются долгие разговоры — они перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера, ответы или высказывания другого как бы не замечаются вовсе. Из-за этого детские диалоги быстро распадаются.

Совсем по-другому дети воспринимают высказывания взрослого. Инициативу и предложения взрослого они поддерживают в два раза чаще. Они обычно стараются ответить на вопросы взрослого, продолжить начатый разговор, более или менее внимательно слушают рассказы и сообщения старших. Разговаривая со взрослым, дошкольник скорее предпочитает слушать, чем говорить сам. В контактах со сверстником все наоборот: главное, успеть высказаться самому, рассказать о себе, а услышат ли тебя и что тебе ответят, уже не так важно.

Еще одна черта, отличающая речь сверстников, состоит в том, что речевое общение дошкольников значительно богаче и разнообразнее по своему назначению, по своим функциям. Взрослый до конца школьного возраста остается для ребенка источником оценки и новой информации. По отношению к сверстнику уже с 3-4-летнего возраста дети решают значительно более широкий спектр разнообразных задач: здесь и управление действиями партнера (показать, как надо и как не надо делать), и контроль его действий (вовремя сделать замечание), и навязывание образцов (заставить его сделать так, как я хочу), и совместная игра (вместе решить, во что и как) и постоянное сравнение с собой (я вон как могу, а ты?), и много всяких других проблем решает ребенок, когда общается со своим сверстником. Именно в общении со сверстником появляются такие сложные действия, как притворство (т. е. стремление сделать вид, притвориться веселым или испуганным), желание выразить обиду (нарочно не ответить, показать ему, что больше не хочу с ним играть), фантазирование. Такой сложный спектр отношений детей порождает разнообразие речевых контактов и требует умения выразить словами свои желания, настроения, требования.

Читайте также:  Презентация на тему влияние алкоголя на развитие ребенка

Таковы наиболее общие отличия речи детей в общении со взрослыми и со сверстниками. Эти отличия говорят о том, что взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон речи ребенка. В общении со сверстником ребенок учится выражать себя, свои желания, настроения, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Очевидно, что для нормального речевого развития ребенку нужен не только взрослый, но и другие дети.

Список  литературы

1. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

2.Общение и его влияние на развитие психики дошкольников / Под. ред. М.И. Лисиной. М., 1978.

 3.Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. М., 1974.

4.Репина Т. А. Социально — психологическая характеристика группы детского сада. М., 1988.

5.Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Детство -Пресс,2000

Источник

Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками

Общение со взрослыми

Дошкольный возраст — это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, через игровые и реальные отношения со сверстниками. В самом начале дошкольного возраста социальная ситуация совместной деятельности взрослого и ребенка распадается. Отделение от взрослого создает новую социальную ситуацию развития, в которой ребенок стремится к самостоятельности и хочет активно действовать в мире взрослых. Мир окружающих людей распадается на 2 круга: близкие люди и все другие люди. От этих отношений зависят успехи и неудачи ребенка, радости и огорчения. Поэтому социальная ситуация развития этого периода называется «ребенок — общественный взрослый». Через отношения со взрослыми ребенок развивает способность к идентификации с людьми. Ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Общение со сверстниками. Взрослые до конца дошкольного возраста остаются источником новой информации и оценки. Тем не менее, в дошкольном возрасте в жизни ребенка все больше места занимают другие дети. В 4 — 5 лет ребенок уже точно знает, что ему нужны другие дети и явно предпочитает общество сверстников.

Особенности общения со сверстниками:

1. Разнообразие коммуникативных действий. Общаясь со сверстниками, ребенок способен не только спорить, и требовать, но уже обманывает и жалеет. Впервые проявляются: кокетство, притворство, фантазирование. По отношению к сверстнику с 3 -4 лет ребенок решает следующие задачи: управление действиями партнера, контроль, оценка действий, сравнивание с собой.

2. Яркая эмоциональная насыщенность. Эмоциональность и раскованность отличает общение со сверстниками от общения со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, более аффективны. Дошкольник в 3 раза чаще одобряет сверстника и в 9 раз чаще конфликтует с ним, чем со взрослым. С 4 лет сверстник становится более привлекательным и предпочитаемым партнером.

3. Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении со взрослыми дети придерживаются определенных правил поведения, то в общении со сверстниками используют самые неожиданные действия: передразнивают, кривляются, сочиняют небылицы.

Такая свобода общения позволяет ребенку проявить свою оригинальность и индивидуальность.

4. Преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка еще трудно поддерживать и развивать диалог. Для него важнее собственные высказывания, чем речь другого. Инициативу взрослого он поддерживает в 2 раза чаще, чем предложения другого ребенка. В общении со сверстниками наблюдаются два переломных момента в 4 года и 6 лет:

В 4 года дети явно предпочитают общество сверстника взрослому и одиночной игре.

В 6 лет начинает ярко проявляться избирательная привязанность, возникает дружба

Формы общения со сверстниками

1. Эмоционально — практическая форма общения. (2-4года)

Ребенок ждет от сверстников соучастия в забавах и жаждет самовыражения. Ему достаточно, если сверстник присоединился к его игре и усилил веселье. При этом каждый стремиться привлечь внимание к себе.

2. Ситуативно-деловая форма общения (4-6 лет)

Этот период — расцвета ролевой игры. Сюжетно — ролевая игра становится коллективной. За пределами игры: ребята договариваются о распределении ролей, условиях игры)

3. Внеситуативно — деловая форма общения (6-7лет)

Половина речевых обращений к сверстникам приобретает внеситуативный характер: то есть они рассказывают о том, где были, что делали, оценивают действия товарища. Становится возможным «чистое общение», не связанное действием или игрой. Все больше наблюдается контактов детей на уровне реальных отношений, все меньше — на игровом уровне.

Наряду с потребностью в сотрудничестве, четко выделяется потребность в признании и уважении сверстниками.

Средство  развития речи

  1. Общение со взрослыми и детьми в разных видах деятельности
  2. Обучение родной речи в процессе образовательной деятельности
  3. Художественная литература и устное народное творчество
  4. Различные виды искусства (живопись, музыка, театр)
  5. Театрально – игровая деятельность

   Методы и приёмы

1. показ и рассматривание предмета

2. выполнение действий с предметами

3. просьба, поручение

4. повторение слов, словосочетаний, предложений

5. вопросы – ответы

6. опосредованное общение через куклу

7. многократное  проговаривание речевого материала

8. комментирование действий

Источник

Эльвира Залялутдинова
Речевое общение со сверстниками как средство развития связной речи дошкольника

Читайте также:  Диагностика умственного развития ребенка раннего возраста стребелева

Владение родным языком и невербальными средствами общения – это суть коммуникативной компетенции человека, которая включает знание языка (фонетика, лексика, грамматика, умение использовать его в общении (построение текста, налаживание контактов с партнером) в разнообразных ситуациях (приветствие, прощание, обхождение, бытовой разговор, светская беседа, устный рассказ, обсуждение и т. п.).

Логопед, организуя обучение, разумеется, учитывает эту полифункциональность речевого общения, создает условия как для освоения языка (фонетика, лексика, грамматика) и форм речи (диалог, монолог, так и для развития ее функций (когнитивная, эмотивная).

Обмен информацией – важный аспект общения. Но при этом не будем забывать, что коммуникация – это обмен личностно значимой информацией. Ребенок как партнер по общению имеет право свободно выражать собственное мнение, свое отношение к окружающему, право на инициативу в общении с взрослым; наконец, на отказ от неинтересного общения. Предлагаемые вниманию сценарии предусматривают такие коммуникативные ситуации, когда дети высказываются на темы, которые их интересуют, значимы для них.Однако отметим: на пятом году жизни личностно значимые темы чаще возникают ситуативно, в связи с теми игрушками и дидактическими материалами, которые логопед использует на занятиях по развитию связной речи – словаря, звуковой культуры.

Кроме обмена информацией, личностно значимой, речевое общение предполагает также обмен чувствами, эмоциями. По мнению физиолога Е. Н. Винарской, эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи, особенно звукопроизношения. Вот почему так важно со стороны логопеда обеспечить на всех речевых занятиях, в ходе дидактических игр и упражнений, игр-драматизаций, игр с передачей по кругу мяча, картинок положительный настрой, демократический стиль общения.

Диалог – это не просто композиционная форма речи. Это вид общения, в основе которого есть готовность принять другого, услышать его ответ на свое высказывание. В силу этого педагог должен обеспечить детям

— возможность контактировать и общаться между собой;

— свободно обсуждать со взрослым интересующие вопросы, выражать свое мнение;

— удовлетворять потребности в самовыражении, творчестве;

— возможность мотивировать – коммуникативно, играя – дидактические задания и упражнения.

Поясним последнюю мысль. Для развития речи полезны задания на подражание речи, пересказ, многократное повторении слов (название овощей и фруктов, предметов посуды, мебели, транспорта и пр.). Их не стоит давать, скажем так, «в лоб»«Будем учиться пересказывать». Лучше предлагать игры-драматизации с элементами декораций и костюма, с последующим изложением игры в рисунке («Запомни и нарисуй», но главное – в доброжелательной форме, уважая ребенка и его права как партнера по общению.

«Весело мне!»

Цель. Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками; передавать содержание текста посредством выразительных движений. Активизировать употребление глаголов в ходе речевых игр. Развивать речевое внимание, речевое дыхание, фонематический слух, голосовой аппарат.

Материал. Картинки, в названиях которых есть звуки «с», «з», «ш», для каждого ребенка,например: санки, собака, часы, совок, сорока, снеговик, снежинка, снегурочка; заяц, роза, коза, замок, забор, ваза; лягушка, мышка, шарик, шарф, шуба, шапка; расписной сундучок, лошадка-скакалка.

Содержание.

Часть первая.

Дети рассаживаются полукругом. Педагог читает стихи Кремнева, Маршака, Барто, Токмаковой, Акима, Левашова, предлагая закончить последнюю строфу. В затруднительных случаях воспитатель помогает.

Воспитатель.Послушайте двустишия и скажите: какой звук я выделяю в словах-отгадках?

— Верещунья, белобока, а зовут ее…сорока.

— Эй, не стойте слишком близко – я тигренок, а не …киска.

— Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для …нас.

Какой звук слышится в словах сссорока, часссы, киссска? Чья это песенка? Большого насоса или маленького? А в этих двустишиях, в словах-отгадках, какой звук я выделяю?

— Зайку бросила хозяйка – под дождем остался …зайка.

— Где обедал воробей? В зоопарке у …зверей.

— Каждый тут в лесу талант – и певец, и …музыкант.

Чья это песенка? Большого колокольчика или маленького? Пожалуйста, пропойте его песенку. Слушаем четверостишия и определяем выделенный звук в словах-отгадках.

— В праздники на улицах Он с бубенчиком в руке

В руках у детворы В сине-красном колпаке.

Горят, переливаются Он веселая игрушка,

Воздушные…шары. И зовут его…Петрушка.

Шшшары, Петрушшшка, игрушшшка… Какой звук долго слышится в этих словах? Чья это песенка? Правильно, ветра. Пропойте эту песенку.

Часть вторая.

Воспитатель. У меня в сундучке сложены картинки, в названии которых слышатся песенка ветра, звон колокольчиков, шипение насосов. Как вы их можете получить? Каждый из вас, закрыв глаза, вынимает из коробки картинку. Познакомившись с содержанием, называет ее так, чтобы слышались знакомая песенка, звон, шипение, выделяя знакомую «мелодию».

Часть третья.

Воспитатель. Сейчас соберем картинки.Но в этом случае будет другое условие: картинка «занимает» свое место в сундучке в том случае, если вы определите, что «делает» предмет, живой он или неживой, например, санки…едут, собака…лает, роза…цветет.

Часть четвертая.

Воспитатель. Я прочитаю вам еще одно стихотворение. Его написал поэт Яков Аким.

Яблоки – веники, Яблоки – веники,

Читайте также:  Образец характеристики ребенка с задержкой речевого развития

Весело мне, Где ж водопой?

Весело мне, Где водопой

Я скачу на коне! С ключевою водой?

Яблоки – веники, Конь мой да я

Вихрем лечу, Напились из ручья,

Вихрем лечу я, Дальше торопится

Куда захочу! Песня моя.

Яблоки – веники, Яблоки – веники,

Конь мой устал, Яблоки – веники,

Конь мой устал, Скачет веселая

И скакать перестал. Песня моя!

Ла-ла-лалала (последние три слога произносятся слитно). Веселая моя песня – ла-ла-лалала. Не так ли?А ей вторит пастушок на лугу: ля-ля-ляляля. Кто споет мою песенку? Правильно, «ла-ла-лалала». А песенку пастушка?Тоже правильно: «ля-ля-ляляля». Я вас прошу, пожалуйста, договоритесь друг с другом и распределите роли, кто будет играть мальчика на коне, а кто – пастушка. Затем, повернувшись друг к другу лицом, спойте, соответственно, их песенки.

Интересно, запомнили ли вы содержание стихотворения Якова Акима, которое я вам прочитала? Попытаемся вместе его рассказать. Я буду начинать, а вы заканчивать.

Мальчику было очень … весело скакать на…коне. А вот конь…устал… Мальчик подвел коня к …ручью и …напоил коня…ключевой водой. Приободрился конь, снова быстро…поскакал. А мальчик? Он опять…запел. (показывает лошадку-палку-скакалку) Кто хочет поскакать на коне? Кто покажет, как мальчик поил коня? (драматизация повторяется два-три раза, по желанию детей).

«Театр зверей».

Цель. Организовывать игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Активизировать в речи употребление глаголов, характеризующих движение. Учить образовывать наименования детенышей животных. Поощрять игры со словами, звуками, рифмами. Развивать речевое внимание, речевой слух.

Материал.Картинки: кошка, котенок, собака, щенок, гусь, гусенок, лягушка, лягушонок, петух, цыпленок, коза, козленок, овца, ягненок, свинья, поросенок, лошадь, жеребенок, корова, теленок, ворона, вороненок – для каждого ребенка; сундучок; листы белой бумаги; фломастеры для рисования.

Содержание.

Часть первая.

Воспитатель. Вам, наверное, интересно, что сегодня спрятано в сундучке? Картинки. Какие? Садитесь поскорее и узнаете. (обращаясь к кому-либо). Пожалуйста, достань любую картинку и назови, что изображено. Это (коза). Чтобы картинка осталась у тебя, назови, что умеет делать коза. (Ребенок должен назвать два-три действия).

А сейчас разыграем такую игру: я буду называть какое-либо животное и слова, которые обозначают действия. Вы, подумав,отвечаете: «Да, да, да» или «Нет, нет, нет». Будьте внимательны!

Коза дает молоко…

Коза бодается…

Коза читает журнал…

Коза спит…

Коза блеет…

Коза летает…

Новую картинку я попрошу вынуть куклу Катю. Рассказывай, Катя, что умеет делать корова. Поиграй с детьми, как играла я. (Таким образом, разыгрываются еще две-три картинки. Роль ведущего исполняет кто-нибудь из детей. В случае необходимости воспитатель приходит на помощь).

Часть вторая.

Воспитатель. Пожалуйста, соблюдая очередность, доставайте из сундучка оставшиеся картинки. Кому досталось изображение детеныша, тот находит маму этого детеныша. Все дело в том, что будем играть в Театр зверей. Согласно правилу, билетер пускает в театр только в том случае, если мама и ее детеныш правильно споют свою песенку. Мама поет громко, а детеныш – потише, тонким голосом. Я объявляю, кто идет. Прошу кошку с котенком! (Дети воспроизводят мяуканье, разное по громкости и тональности.) проходите, пожалуйста! Очень рада вас видеть! Приглашаю собаку со щенком (Так перечисляются все персонажи. «Звери» проходят в Театр, отдавая воспитателю свои картинки.)

Рассаживайтесь, пожалуйста, дорогие гости, занимайте свои места. Сегодня в Театре большой праздник. Будем слушать стихи русских и английских писателей.

Даю вам честное слово:

Вчера в половине шестого

Я встретил двух свинок

Без шляп и …ботинок.

Даю вам честное…слово!

Последнюю строчку заканчивают дети.

Написал это стихотворение Самуил Яковлевич Маршак. А вот еще одно стихотворение, но в его переводе с английского.

Король Пипин был очень мал,

Но выстроил дворец.

Из торта стены заказал,

А крыша – леденец.

Из пастилы сложили печь,

И был дворец готов.

А от мышей его стеречь

Приставили…котов (заканчивают дети).

Сейчас услышите другое стихотворение – английского писателя Льюиса Кэрролла (перевод В. Набокова).

Крокодилушка не знает

Ни заботы, ни труда.

Золотит его чешуйки

Быстротечная…вода (заканчивают дети).

Милых рыбок ждет он в гости,

На брюшке средь камышей;

Лапки врозь, дугою хвостик,

И улыбка…до ушей (заканчивают дети).

Прочту еще два английских четверостишия. Автор первого – Х. Бэллок (перевод М. Бородицкой, автор второго – О. Нэш (перевод Г. Кружкова).

— Какой же ты неряха, Носорог!

Все время у тебя ужасный вид:

Измята шкура, съехал на нос рог –

И как тебе от мамы…не влетит? (заканчивают дети).

Корову узнать легко

По одному тому,

Что с одной стороны у нее…молоко,

А с другой стороны -…

Му!

Праздник стихов окончен. О том, какие из них понравились больше, вы расскажете в своих рисунках. (На столах раскладываются бумага и фломастеры – по одному комплекту на каждую пару. Во время рисования играет спокойная негромкая музыка. По завершении дети рассказывают воспитателю и товарищам, кого нарисовали и почему.

Источник