Вами развитию логики координации движений ребенок

Вами развитию логики координации движений ребенок thumbnail

Наблюдая за своим ребенком, вы время от времени замечаете, что иногда он неуклюжий, словно маленький медвежонок. Так и хочется сказать ему: «Ты, как слон в посудной лавке». Некоторая несогласованность движений встречается не только у детей, но и у взрослых, и может быть выражена в разной степени.

За согласованной активностью мышц тела стоит развитие координации у детей с раннего возраста.

Координация позволяет согласованно производить каждое движение, соединяя отдельные части движений в цельное двигательное действие. Из этой статьи вы узнаете, как играть с ребенком и просто  и эффективно развивать координацию у детей.

Давайте, для начала разберемся, какие же органы отвечают за развитие координации у детей?

Развитие координации начинается в младенческом возрасте и продолжается до тех пор, пока растет скелет человека, а это примерно до 16-18 лет.

Мозжечок

Особую роль играет развитие мозжечка, который начинает активно развиваться примерно в 6 мес. от рождения, в год и 2-3 месяца развитие мозжечка ослабевает и полностью развивается мозжечок к 4,5 годам.

Процесс развития мозжечка отражается в умениях малыша, в 6 месяцев ребенок начинает сидеть, в 8-9 начинает ползать, в 9-10 встает на ножки, в 11-12 месяцев делает свои первые шаги, а к полутора годам уверенно ходит.

Развитие мозжечка в дошкольном возрасте переходит на новый этап, в возрасте 3-4 лет моторные функции качественно совершенствуются, становится доступным выполнение новых задач, улучшается процесс обучения.

Вестибулярный аппарат

Влияет на развитие координации у детей и вестибулярный аппарат. Свой рост вестибулярный аппарат начинает, когда малыш находится у мамы в животе, а окончательное формирование вестибулярного аппарата происходит к возрасту 12-15 лет.

Вестибулярный аппарат — это основа человеческого прямохождения, развитие именно этого органа позволяет ребенку делать свои первые шаги, а нарушения вестибулярного аппарата приводит к «пьяной походке».

Как стимулировать развитие координации у детей?

Для упражнений, рассчитанных на развитие мозжечка, важным фактором является новизна действий, разнообразие усилит развитие этого органа.

Упражнения на развитие координации делятся на два вида – первые выполняются статично, вторые в динамике.

Для каждого возраста подбирайте упражнения, которые доступны для выполнения вашим малышом. Ниже мы приведем базовые упражнения — вы сами сможете их усложнить или облегчить в зависимости от возраста и умений вашего ребенка.

Для упражнений, рассчитанных на развитие мозжечка, важным фактором является новизна действий, разнообразие усилит развитие этого органа.

Упражнения на развитие координации делятся на два вида – первые выполняются статично, вторые в динамике.

Для каждого возраста подбирайте упражнения, которые доступны для выполнения вашим малышом. Ниже мы приведем базовые упражнения — вы сами сможете их усложнить или облегчить в зависимости от возраста и умений вашего ребенка.

Игры на замирание:

Включите музыку и танцуйте вместе с малышом, когда музыка выключается, нужно замереть в той позе, в которой был. Это веселая и простая игра, усложняйте ее, удлиняя время «замирания».

Игры на равновесие:

Цапля. Стойте на одной ноге, кто сможет дольше? А если цапля еще и поймать лягушку решила?

Ласточка. Стоя на одной ноге, вторую поднимите и вытяните назад, за корпус тела, руки в стороны, наклонитесь телом параллельно полу. Кто дольше сможет планировать как ласточка?

Йога. Очень много статических асан есть в практике йоги, вы можете позаимствовать наиболее доступные для вас и делать их вместе с ребенком.

Динамические игры

Игры с внезапной сменой действий или направления:

По вашей команде ребенок резко должен изменить направление бега, или начать выполнять другое движение. Вы сами можете быть проводником, а малыш повторяет за вами.

Игры на баланс равновесия:

Баланс. Пройти ровно по дощечке или палочке, можно балансировать при помощи рук.

Бордюр. Ходите по бордюрам во дворе, прекрасно развивает равновесие!

Бревно. Усложненный вариант бордюра — пройдите по бревну, которое лежит на земле, затем можно усложнять, поднимая бревно выше, и самый сложный вариант — пройти по качающемуся бревну.

Фитбол. Упражнения на неустойчивых поверхностях очень хорошо развивают координацию.

Лежа на фитболе, отпускать руки и ноги, стараясь не скатиться с мяча. Усложните задачу – лягте на фитбол спиной.

Батут. Прыжки на батуте, также развивают координацию в динамике.

Качели. Дети любят качаться на качелях, поверьте, от этого нехитрого занятия есть польза!

Как просто  и эффективно  развивать координацию у детей?

Секрет заключается в том, что координацию у детей можно развить только через двигательную активность, поэтому самое простое и эффективное — это не ограничивать двигательную активность вашего ребенка и всячески ей способствовать!

Устройте дома спортивный уголок, отведите ребенка в спортивную секцию, на танцы, в бассейн, отведите на спортивную гимнастику или акробатику. Зимой — лыжи и коньки, езда на санках с горок – все это развивает координацию движений.

Увлекательные игры для трёхлеток на развитие ловкости и координации движения.

Игры на развитие координации

Колокольчик

◈ Вы заняты или вам нечем занять ребенка?

◈ Повесьте над дверным проемом веревку, привязав к ней колокольчик. Ребенок должен ползать под ней туда — обратно, не задев колокольчика. Если колокольчик зазвенел, значит, ребенок проиграл.

◈ Можно использовать и две веревки с двумя колокольчиками, привязав их концами к спинкам стульев. Расстояние между веревками должно быть не менее 50 см. Пусть ребенок пробует перелазить между ними, стараясь, чтобы колокольчики не зазвенели.

Достань-ка

◈ Привяжите к дверному проему колокольчик, шарик или любую другую игрушку. Малыш должен подпрыгнуть и достать предмет. Дайте ему задание — дотронуться до игрушки 5 раз. Если получилось — значит, победил.

Попадай-ка

Игра учит попадать в цель с расстояния.

Необходимый инвентарь: тазик, небольшой мяч или еловые шишки, желуди.

◈ Как играем: поставьте тазик на пол. Предложите ребенку с расстояния в 20-30 см бросать туда мяч. Если попал — значит, ловкий, победил. Бросать можно и мячики, и шишки, и желуди.

◈ Закрепляем: на прогулке начертите на асфальте круг — ребенок должен бросить в него мелкий предмет, например, мячик или камушек. Можно устроить соревнование — кто больше закинет предметов в круг, тот и победитель!

Снежки

Игра учит попадать в цель с расстояния и в движуюся цель

◈ Как играем: зимой очень много развлечений на улице. Поиграйте в снежки — это полезное и веселое занятие для малышей. У кого больше попаданий в цель — например, в горку или в ствол дерева, тому — приз.

◈ Закрепляем: снежки можно бросать в ведерко или коробку.

Дорожка препятствий

◈ В дождливую погоду, когда нельзя гулять на улице, поиграйте дома: устройте дорожку препятствий. Например, ребенок должен спрыгнуть со стульчика, пройти по «канату» (веревке, лежащей на полу), подлезть под веревку, пропрыгать на одной ноге до стульчика, где лежит флажок, колокольчик, лента и пр., и поднять этот предмет. Если ребенок пройдет всю полосу препятствий, ни разу не ошибившись, — дайте ему приз! Он — победитель!

◈ Полосу препятствий можно менять и дополнять: бросить мяч в корзинку, прокатить мяч по дорожке и т. п.

«Девочка на шаре»

◈ У многих дома есть большие мячи, на которых полезно делать упражнения, лежа на спине, на животе; перекатываться, отталкиваясь руками от пола; садиться и ложиться. Придумайте вместе с ребенком интересные и полезные упражнения. Предложите ему перевоплотиться в циркового артиста — гибкого гимнаста. И вы увидите, на какие чудеса способен ваш малыш.

Рыболов

◈ Помните такую игру, в которой удочкой с магнитом надо зацепить рыбку? Главное, чтобы у вас был магнитик на веревочке, а рыбок вы легко смастерите сами (например, из пробок и гвоздиков). Кто больше выловит рыбок — тот и есть самый удачливый рыболов.

Вышибалы

◈ В эту игру нужно играть втроем. Двое участников стоят на расстоянии друг от друга, третий — в середине. Играющим нужно, бросая мяч, задеть участника, стоящего в центре. А его задача — увернуться в сторону. В эту игру можно играть на прогулке, на пикнике, на пляже.

Мячик, мячик, ловко скачет

◈ Сколько занимательных упражнений можно придумать с мячом! Бросать и ловить его; кидать в висящую корзину; бросать мяч, хлопать в ладоши и ловить его; бежать и отбивать его на ходу; вести мяч до прочерченной линии; отбивать его и считать количество ударов и т. д. Такие игры отлично развивают ловкость и координацию движений.

Накинь-ка

◈ Хорошо развивает ловкость и координацию движений набрасывание колец на крючки, висящие на стене, на шею игрушечных утки, жирафа. Или пусть взрослый держит в руке палку, а ребенок будет накидывать на нее кольца.

Простая проверка

Оборудование: узкая дорожка.

На пол нужно постелить узкую дорожку любой длины. Воспитатель предлагает детям не спеша друг за другом пройти по ней, повернуться, а обратно пробежать под ней. Затем нужно пройтись по дорожке с поднятой рукой, а обратно пробежать с поднятыми руками. Далее дети кладут руки на пояс и идут по дорожке, обратно бегут по ней, держа руки на поясе. Участники не должны выходить за границы дорожки, а двигаться только по ней.

Аккуратно по шнуру

Оборудование: шнур длиной 4—6 м.

Воспитатель кладет на пол шнур. Нужно аккуратно пройти по нему, чтобы не сдвинуть. Можно сделать змеевидную дорожку из шнура, по которой сложнее пройти. Тем, кому не удается пройти по шнуру, помогают другие участники игры (берут их за руку).

Преодолей коридор

Оборудование: 6 стульев.

Воспитатель ставит 6 стульев в два ряда спинками друг к другу. Расстояние между ними около 50 см. Нужно пройти через получившийся коридор, не задев стулья.

Варианты. Пройти по коридору из стульев с поднятой рукой (руками); заложив руки за спину; положив их на голову; положив одну руку на голову, другую опустив.

При исполнении некоторых заданий ширину коридора можно увеличить.

Кривая дорожка

Оборудование: 4 стула.

Воспитатель ставит на небольшом расстоянии друг от друга 4 стула. Нужно пройти (обежать) их «змейкой» в одну и другую сторону.

Вариант. 3 — 5 участников составляют цепочку — встают друг за другом, обхватывают соседа руками и проходят «змейкой» этот путь. Если цепочка разорвалась, виновный встает в конец.

Дружу с маленькой подушечкой

Оборудование: 2 стула, подушечка или тряпичный мячик.

Воспитатель ставит 2 стула на расстоянии 3 м друг от друга, на стул он кладет маленькую мягкую подушечку (тряпичный мячик). Дети сидят на скамейке. Один участник подходит к стулу, берет подушечку и, положив ее на голову, направляется к противоположному стулу. Подойдя к нему, он может поправить подушечку на голове, постоять и идти обратно. Первого играющего сменяет второй, который делает то же, что и первый. Так продолжается, пока не сыграют все дети. Если ребенок уронил подушечку, он должен ее поднять, положить на голову и идти дальше. Сначала можно придерживать подушечку одной рукой.

Дорожка по доске

Оборудование: доска.

Нужно пройти по доске обычным шагом. Дойдя до конца доски, повернуться и пойти обратно.

Вариант. Нужно пройти по доске, при этом пятка выставленной вперед ноги касается носка другой ноги. Сначала лучше потренироваться — походить таким способом по полу.

Примечание. Детям будет намного интереснее, если установить доску на чурбачки, поднять доску на высоту 10—15 см. Сначала играющих можно поддерживать за руку.

С кочки на кочку

На полу по прямой линии воспитатель чертит 4—6 прямоугольников размером немного больше ступни ребенка. Вокруг детей «болото», которое можно пройти, ступая по «кочкам»-прямоугольникам. Участники, шагая (прыгая) «с кочки на кочку», должны перебраться через «болото» и ни разу не оступиться. Если «кочек» много, некоторые из них можно сделать большими — для отдыха. На них можно встать двумя ногами. Расстояние между «кочками» выбирает воспитатель.

Вариант. Расположить «кочки» в беспорядке.

Источник

2 063

Дети любят перебирать крупу, трогать камушки, пуговки. Эти занятия не только помогают познавать мир, но и положительно влияют на речь, воображение и логику ребенка.

Мелкая моторика — это сложное и слаженное взаимодействие нервной, костной и мышечной систем, благодаря которому мы можем выполнять точные движения кистями рук. Другими словами, это и захват мелких предметов, и обращение с ложкой, вилкой, ножом. Без мелкой моторики не обойтись, когда мы застегиваем пуговицы на кофте, завязываем шнурки, вышиваем, пишем. Чем же она важна и как ее развивать?

Наш головной мозг можно сравнить со сложнейшим компьютером. Он анализирует информацию, поступающую от органов чувств и внутренних органов, формирует ответные двигательные и поведенческие реакции, отвечает за мышление, речь, умение читать и писать, способность к творчеству.

Около трети коры головного мозга отвечает за развитие моторики рук. Эта треть расположена максимально близко к речевому центру. Именно потому мелкая моторика так тесно связана с речью.

Чем больше ребенок работает пальцами, тем лучше развивается мелкая моторика рук и речь. Недаром в России с давних пор было принято с раннего возраста учить детей играть со своими пальцами. Наверное, все знают «Ладушки», «Сороку-белобоку». Еще после мытья руки ребенка вытирают полотенцем, как бы массируя каждый палец.

Если не развивать мелкую моторику, пострадают не только речь, но и техника движений, быстрота, точность, сила, координация

Также она влияет на формирование логики, мыслительных навыков, укрепляет память, тренирует наблюдательность, воображение и координацию. Развитие мелкой моторики отражается на учебе ребенка и играет важную роль при подготовке к школе.

Способность выполнять определенные действия тесно связана с возрастом ребенка. Он усваивает один навык и только тогда может научиться чему-то новому, поэтому за уровнем формирования моторики необходимо наблюдать.

  • 04 месяца: ребенок умеет координировать движения глаз, пытается дотягиваться до предметов руками. Если ему удается взять игрушку, то сжимание кисти происходит рефлекторно.
  • 4 месяца — 1 год: ребенок может перекладывать предметы из руки в руку, совершать несложные действия вроде переворачивания страниц. Теперь он двумя пальцами может схватить даже мелкую бусину.
  • 1–2 года: движения все уверенней, ребенок активнее пользуется указательным пальцем, появляются первые навыки рисования (точки, кружочки, линии). Ребенок уже знает, какой рукой ему удобнее рисовать и брать ложку.
  • 2–3 года: моторика рук позволяет ребенку держать ножницы и разрезать бумагу. Манера рисования меняется, ребенок по-другому держит карандаш, может нарисовать фигурки.
  • 3–4 года: ребенок уверенно рисует, может разрезать лист по начерченной линии. Он уже определился с доминантной рукой, но в играх пользуется обеими. Скоро научится держать ручку и карандаш совсем как взрослый.
  • 45 лет: во время рисования и раскрашивания ребенок двигает не всей рукой, а только кистью. Движения более точные, поэтому вырезать из бумаги предмет или раскрасить картинку, не выходя за контур, уже не так сложно.
  • 56 лет: ребенок держит ручку тремя пальцами, рисует мелкие детали, умеет пользоваться ножницами.

Если не развивать мелкую моторику, пострадают не только речь, но и техника движений, быстрота, точность, сила, координация. У современных детей, как правило, моторика развита не очень хорошо, потому что им реже приходится застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Дети меньше занимаются домашними делами и рукоделием.

Если ребенок испытывает трудности с письмом и рисованием и родители не могут сами ему помочь, это повод обратиться за консультацией к специалисту. Кто поможет? Нарушение мелкой моторики может быть связано с проблемами нервной системы и некоторыми заболеваниями, что требует консультации врача-невролога. Также можно обратиться за советом к учителю-дефектологу и логопеду.

Об авторе

Эльвира Гусакова — учитель-дефектолог Городского психолого-педагогического центра.

Источник

Развивающие игры для детей группы раннего возраста

А ну-ка, догони

Вам потребуется: мяч.

Покатите мяч в другой конец комнаты, попросите ребенка догнать его и принести вам. Повторите несколько раз.

Прогулка

Вам потребуются: кукольная коляска или тележка.

Дайте ребенку коляску или тележку и отправьте на «прогулку» по квартире.

Зайчик

Предложите ребенку поиграть в зайчиков. Показывайте ребенку движения и просите его повторять их за вами. «Какие у зайчика ушки?». Приложите руки к голове, покажите заячьи ушки, подвигайте кистями рук над головой. «А как зайчик держит передние лапки?». Покажите.

«А какой у зайца хвостик?». Сложив пальцы, покажите размеры хвостика. «А как зайчик прыгает?». Подпрыгните. «А теперь давай попрыгаем с заячьими ушками», подпрыгните, подняв руки над головой и так же с лапками и хвостиком. Подпрыгнув несколько раз на одном месте, пригласите ребенка прыгнуть вперед, если у него не получается, поддержите его под руки, прыгните еще раз.

Игра способствует развитию координации движений, моторики, укрепляет икроножные мышцы, мышцы ступни.

Заинька, улыбнись

Пойте русскую народную песенку и просите ребенка делать то, о чем в этой песенке поется:

Заинька, улыбнись, серенький, улыбнись,

Вот так, вот сяк улыбнись!

(Улыбнитесь ребенку.)

Заинька, поклонись, серенький, поклонись,

Вот так, вот сяк поклонись!

(Покажите, как надо поклониться.)

Заинька, повернись, серенький, повернись,

Вот так, вот сяк повернись!

(Повернитесь с разведенными руками.)

Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой,

Вот так, вот сяк топни ножкой!

(Топайте по очереди каждой ногой.)

Повторить 2—3 раза.

Игра способствует развитию координации движений, внимания, расширению словарного запаса, навыков аудирования.

Мишка

Прочитайте малышу русскую народную потешку:

Мишка косолапый по лесу идет.

Шишки собирает и в карман кладет.

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился и ногою — топ!

Обыграйте этот сюжет с малышом.

Повторить 2—3 раза.

Игра способствует развитию координации движений, речи.

Медведь

Покажите ребенку, как ходит медведь на четырех лапах. Попросите его повторить ваши движения.

Игра способствует развитию координации движений.

Поиграем в ладушки

Научите ребенка делать хлопки ладошами. После того, как он освоит это упражнение, играйте с ним в ладушки каждый день по несколько минут: сядьте перед ребенком, хлопая ладошами, читайте русскую народную потешку:

— Ладушки, ладушки,

Где были?

— У бабушки.

— Что ели?

— Кашку.

— Что пили?

— Бражку.

Кашка вкусненька,

Бражка сладенька,

Попили, поели,

Кыш, полетели!

Когда ребенок научится ритмично хлопать в ладоши, хлопайте поочередно: перед собой, над головой, за спиной.

Игра способствует развитию координации движений, учит выполнять команды, развивает чувство ритма, речевые навыки.

В поход

Вам потребуются: 4 стула.

Расставьте стулья по прямой линии так, чтобы между ними оставалось свободное пространство. Двигайтесь вместе с ребенком вперед, обходя каждый стул по кругу. При этом можно напевать песенку Винни-Пуха:

Куда идем мы с Пятачком —

Большой-большой секрет!

И не расскажем мы о нем

Да-да, верней, нет-нет».

Б. Заходер

Через некоторое время малыш сможет самостоятельно проделывать этот путь, напевая песенку без слов.

Игра способствует развитию координации движения, вестибулярного аппарата.

За игрушкой

Вам потребуются: кегли.

Расставьте кегли в два ряда так, чтобы между ними мог пройти ребенок. В конце дорожки положите яркую игрушку. Попросите малыша принести вам игрушку, пройдя между рядами так, чтобы не сбить кегли. Первое время оставляйте достаточно широкое пространство, сужая его по мере адаптации ребенка.

Во время занятия можно читать стишок и ритмично хлопать в ладоши:

По дорожке мы пройдем

И игрушку принесем.

Игра способствует развитию координации движений, учит двигаться по прямой линии.

Играем в мяч

Вам потребуется: мяч.

Сядьте на пол напротив ребенка, покатите ему мяч, объясните, что он должен сделать то же самое. Покатав мяч по полу, покажите малышу, как можно кидать мячик. Дайте ему свободу действий. При этом можно читать стихотворение:

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

А. Барто

Игра способствует развитию координации движений, речи.

Мячик прыг

Вам потребуется: мяч.

Покажите ребенку, как мяч отскакивает от пола при ударе, пусть он попробует повторить ваши действия. Хлопая мяч о пол, читайте стихотворение:

Мячик — прыг, мячик — скок,

Быстро прыгнул за порог.

Закатился за кусты,

Мячик, мячик, где же ты?

С. Михалков

Игра способствует развитию координации движений, укрепляет мышцы рук.

Ехали мы, ехали

Подбрасывайте ребенка на коленях, приговаривая потешку и изменяя движения соответственно тексту.

Ехали мы, ехали,

В лес за орехами

На бочке, на бочке

По ровненькой дорожке,

Темной-темной ночкой

По кочке, по кочке.

Утром — по оврагам,

Днем — по ухабам,

Заехали на горку,

И в ямку бух!

Игра способствует развитию координации движений, вестибулярного аппарата, речи.

На лошадке, на коровке

Подбрасывайте ребенка на коленях, приговаривая потешку.

Едем-едем на лошадке

По дорожке гладкой-гладкой.

Как кричит наша лошадка? (Иго-го)

А по кочкам ловко-ловко

Мы проедем на коровке.

Как мычит корова наша? (Му-у-у).

На собаке — по оврагам (Гав-гав-гав),

А на кошке — по ухабам (Мяу).

Мы скакали, мы скакали,

А теперь скакать устали.

В ямку — бух!

Шведская народная песенка.

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нет.

Две собачки у порога

Нам сказали очень строго:

— Ав-ав-ав!

(Два цыпленка у порога… кря-кря, две коровки, две лошадки, два козленка и т.д.).

А ну-ка, отними

Поднимите над головой ребенка яркую игрушку. Попросите ее достать. Игрушка должна находиться на такой высоте, чтобы малышу пришлось подпрыгнуть для того, чтобы дотянуться до нее.

Достань игрушку

1.

Положите игрушку на дальний конец дивана, чтобы ребенку пришлось залезть на диван, достать игрушку, а потом слезть с него. Попросите малыша принести вам эту игрушку.

2.

Положите игрушку так, чтобы малыш достал ее после того, как пролез под стулом на четвереньках. Попросите достать игрушку.

3.

Положите игрушку под диван у стены, чтобы ребенок прополз за ней на животе. Попросите достать игрушку.

Учимся перешагивать

Разложите на полу предметы, через которые надо перешагивать (крупные игрушки, палку и т.д.). Предложите малышу поиграть в «прогулку по квартире». «Гуляйте», держа его за руку, помогайте крохе перешагивать разложенные вами предметы.

Одна из трех

Вам потребуются: яркая игрушка, три коробки.

Поставьте перед ребенком 3 коробки. В течение игры наблюдайте за малышом, обращая внимание на то, куда он смотрит. Покажите ребенку игрушку, на его глазах положите ее под одну из коробок, вытащите и положите под другую коробку, затем — под третью, оставьте игрушку там. Спросите у ребенка, где игрушка. Прежде чем он покажет, проследите за его взглядом — малыш должен посмотреть на ту коробку, под которой находится игрушка. Повторите игру, поместив предмет под другую коробку. Если ребенок указывает не на ту коробку, поднимите ее, покажите, что там ничего нет. Когда игрушка будет найдена, похвалите кроху.

Игра способствует развитию внимания, поисковых навыков.

Найдешь ли ты?

Вам потребуются: яркий мелкий предмет, три коробки.

Положите предмет себе на ладонь и сожмите ее, так, чтобы ребенок это видел. Просуньте руку под одну из коробок, вытащите, не разжимая кулака и не показывая ребенку, есть ли в руке игрушка. Просовывая руку поочередно под каждую из коробок, под одной из них оставьте игрушку. Покажите малышу пустую руку, предложите поискать игрушку. Поднимите коробку, заведомо зная, что там пусто: «Посмотри, здесь нет игрушки, может быть, она под другой коробкой? Давай посмотрим». Коробку, под которой лежит игрушка, поднимайте в последнюю очередь. Побуждайте малыша к самостоятельному поиску.

Игра способствует развитию навыков систематического поиска.

Преодолей препятствие

Поиграйте с любимой игрушкой малыша. Во время игры создайте перед игрушкой препятствие (перевернутый стул, большая коробка, подушка и т.п.), для преодоления которого ребенку потребуется некоторое усилие. Если малыш не справляется, покажите ему, как можно достать игрушку. Делайте это в игровой форме: «А где наш мишка? Ух ты, куда он забрался! Ты сможешь его достать? Нет? Ну тогда я попробую», — продемонстрируйте. Продолжайте игру.

Игра способствует развитию логического мышления, координации движений.

Обойди препятствие

Играя с ребенком, положите игрушку за препятствие, которое придется обойти (дверь, диван, кресло и т.п.). Попросите малыша достать игрушку: «Бедный-бедный мишка, он упал за дверь и не может с нами поиграть, достань его, пожалуйста». Играйте как можно чаще в эту игру, пусть ребенок учится преодолевать различные препятствия разными способами.

Игра способствует развитию координации движений, поисковых навыков.

За стеклом

Вам потребуются: любое прозрачное «препятствие» (ширма из прозрачного пластика, закрепленная пленка, стеклянная банка), яркая игрушка.

Поиграйте с малышом в игрушку и спрячьте ее за прозрачный барьер. Попросите кроху достать предмет, понаблюдайте за ним: поймет ли он, что и видимая игрушка может находиться вне пределов досягаемости. Покажите, как можно ее достать. Играйте, используйте разные прозрачные барьеры, каждый раз объясняя ребенку, как достать игрушку.

Игра способствует развитию логического мышления, поисковых навыков.

Тяни-толкай

Вам потребуется: детская машина (пластмассовый шарик) на длинной веревочке.

Разместитесь с ребенком на полу. Покажите ему, как можно толкать машинку или шарик от себя, после чего подтягивать к себе за веревочку. Дайте малышу поиграть самостоятельно.

Игра помогает изучить свойства предметов, развивает координацию движений.

Попал!

Вам потребуются: большой мяч, маленький мяч.

Сядьте на пол. Поместите большой мяч на расстоянии 1—1,5 м от себя. Катите по полу маленький мяч, стараясь попасть им в большой. Комментируйте происходящее: «Смотри, маленький мяч попал в большой и столкнул его с места — большой мяч тоже покатился». Пусть малыш попробует повторить ваши действия. Обращайте его внимание на то, что чем быстрее катится маленький мячик, тем сильнее он ударяет большой и, следовательно, тем дальше тот откатывается. Экспериментируйте, меняйте мячи местами. Объясняйте ребенку все, что вы делаете.

Игра способствует развитию глазомера, координации движений, логического мышления, знакомит ребенка с поступательным движением.

Кегли

Вам потребуются: кегли, большой мяч.

Расставьте кегли на некотором расстоянии от ребенка. Расставляя, не забывайте называть цвет каждой игрушки. Покажите малышу, как мячом можно сбивать кегли. Обозначайте цвет каждой упавшей кегли. Меняйте расстояние между кеглями, увеличивайте их количество. Расставляйте их в разном порядке: в виде прямой линии, в виде круга, в два ряда, беспорядочно и т.д. Экспериментируйте с мячами разного размера, весело комментируйте все происходящее, хвалите малыша, когда он собьет кеглю.

Игра способствует развитию глазомера, координации движений.

Цилиндры

(по методике М. Монтессори)

Вам потребуются: цилиндры разной величины и разных цветов, коробка с отверстиями разного диаметра для цилиндров.

Эта игра разработана на основе методики Монтессори. Цилиндры могут быть как деревянными, так и склеенными из цветного картона, в последние можно класть колокольчики, крупу, монетки, пуговицы и т.п.

Для цикла игр потребуется несколько групп цилиндров по 5 штук одного цвета, но разных по размеру.

Игра развивает навыки сопоставления предметов по размеру, учит систематизировать предметы по одному или нескольким признакам, развивает мелкую моторику.

1 игра

Достаньте группу цилиндров одного цвета, рассмотрите их, обозначьте цвет, скажите ребенку, как называются эти предметы, опишите их: «Это цилиндр, посмотри, на что он похож?». Найдите в комнате предметы цилиндрической формы (ножки стула, банки, бутылки и пр.). Покажите, как можно катать цилиндры по полу, как их можно ставить и класть что-нибудь на их плоскую сторону. Пусть ребенок поиграет с фигурами самостоятельно.

2 игра

Покажите ребенку как вставлять цилиндры в отверстия коробки. Объясняйте, что большие цилиндры не войдут в отверстия для маленьких. Продемонстрируйте. Предоставьте ребенку самостоятельность. Первое время ребенок может засовывать маленькие цилиндры в отверстия для больших, мягко указывайте ему на неточности.

3 игра

Вам потребуются: группа желтых цилиндров и группа синих цилиндров.

Смешайте цилиндры, возьмите цилиндр желтого цвета и попросите ребенка подобрать еще один такой же. Поправляйте кроху, если он ошибается: «Этот? Нет, этот цилиндр синего цвета, а нам нужен желтый — вот такой». Пусть малыш попробует еще раз. Не заостряйте внимания на цилиндрах другого цвета, маленькому ребенку еще очень трудно ориентироваться сразу в двух цветах. Группировать предметы по двум и трем цветам можно после того, как ребенок освоит каждый цвет по отдельности.

4 игра

Вам потребуются: цилиндры одного цвета, различающиеся по размеру.

Поставьте рядом самый большой и самый маленький цилиндры. Покажите их ребенку: «Смотри, какой большой цилиндр, самый большой, он больше всех остальных. А этот совсем маленький, он меньше. Большой (покажите), маленький». Покажите на маленький цилиндр: «Что-то я забыла, это — большой цилиндр?». Достаньте остальные цилиндры этой группы. Подключите к игре кого-нибудь из членов семьи, дружно и весело обсуждайте размеры цилиндров, постоянно обращаясь к ребенку.

5 игра

Вам потребуются: цилиндры одной цветовой группы.

Возьмите три цилиндра разного размера. Постройте их в порядке убывания. Объясните ребенку: «Большой цилиндр — папа, средний цилиндр — мама, а самый маленький — это ты». Повторите, показывая: «Большой, поменьше, самый маленький». Пусть ребенок поиграет. Расставьте цилиндры беспорядочно, спросите: «Где самый большой цилиндр-папа? (далее «мама» и т.д.)». В дальнейших играх присоединяйте еще по одному цилиндру, сравнивая его по размеру с остальными. Предложите малышу построить забор из цилиндров.

Игра способствует развитию навыков сопоставления.

6 игра

Вам потребуются: группы цилиндров красного и синего цветов.

Предложите ребенку найти два одинаковых по размеру цилиндра. Берите в руки по два цилиндра и сравнивайте их, прикладывая друг к другу. Научите малыша делать то же самое.

В дальнейшем можно использовать цилиндры из трех-четырех групп.

7 игра

Вам потребуются: две группы цилиндров.

Разделите цилиндры, отдав малышу группу одного цвета. Объясните, что вы будете строить забор по очереди: «Я ставлю желтый цилиндр, а ты — красный» (покажите). «У нас получился красивый двухцветный заборчик». Строить такие заборы можно по принципу: «большой—маленький», «маленький—средний», «маленькие разных цветов» и т.д.

8 игра

Когда ребенок освоит основные принципы игр с цилиндрами, усложняйте задания. Например, предложите построить забор только из больших цилиндров (маленьких, средних и т.д.), из цилиндров одного (двух, трех) цветов.

9 игра

Если вы сделали цилиндры из картона, заполнив их различными предметами, обращайте внимание ребенка на то, какие звуки издает тот или иной цилиндр, проводите аналогии: «Этот цилиндр звенит, как колокольчик, а этот шуршит, как мышка».

Рекомендуем посмотреть:

Игры на эмоциональное развитие дошкольников 2-3 лет

Колыбельные песни для детей до года

Развивающие игры про животных для детей 1-2 лет

Игры на развитие логического мышления у детей 1-2 лет

Игры на кухне с малышом пока мама готовит

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник