Комплексную программу физического развития ребенка

Комплексную программу физического развития ребенка thumbnail

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

  1. I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

1.1.3. Общая характеристика особенностей физического развития детей 3–7 лет

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

  1. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание образовательной деятельности

по физическому развитию дошкольников

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (дети четвертого года жизни)

СРЕДНЯЯ ГРУППА (дети пятого года жизни)

СТАРШАЯ ГРУППА (дети шестого года жизни)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

(дети седьмого года жизни)

2.2. Описание вариативных форм, способов,

методов и средств реализации Программы

2.2.1. Проектирование занятий по физическому

развитию дошкольников

2.2.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по реализации

задач физического развития дошкольников

2.2.3. Способы и направления поддержки самостоятельной двигательной деятельности дошкольников

2.3. Описание образовательной деятельности

по физическому развитию детей с нарушениями речи

2.3.1. Механизмы адаптации Программы для детей с ОНР

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Учебно-методическое обеспечение Программы

3.2. Организация образовательной деятельности

по физическому развитию дошкольников

3.3. Организация культурно-досуговой деятельности физкультурно-оздоровительной направленности

3.3.1. Организация летней оздоровительной работы в ДОО

3.4. Особенности организации РППС

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Глоссарий терминов и понятий

Приложение 2. Специальная терминология, используемая

на занятиях по физическому развитию дошкольников

Приложение 3. Акт испытания физкультурного оборудования

Приложение 4. Акт на разрешение проведения НОД

по физическому развитию

Приложение 5. Инструкции по технике безопасности

Приложение 6. Медико-педагогический мониторинг ИФРР

Приложение 7. Примеры написания конспектов занятий

по физическому развитию дошкольников:

Конспект сюжетного занятия

по физическому развитию детей 4–5 лет

Конспект игрового занятия

по физическому развитию детей 5–6 лет

Конспект комплексного занятия

по физическому развитию детей 6–7 лет

Приложение 8. Модель реализации Программы

Приложение 9. Шипунова В.А. Стихи и загадки о зарядке, игре с мячом, прыжках на скакалке и других занятиях

малышей-крепышей

ЛИТЕРАТУРА

Читать всю программу…

Источник

https://www.w3.org/1999/xlinkhttps://www.w3.org/1999/xlink

Статус проекта: Проекты, не получившие поддержку

Комплексное физическое развитие с элементами ушу

  • Конкурс

    Первый конкурс 2018

  • Грантовое направление

    Охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни

  • Номер заявки

    18-1-016132

  • Дата подачи

    23.03.2018

  • Запрашиваемая сумма
    1 300 352,00 ₽
  • Cофинансирование
    1 823 833,80 ₽
  • Общая сумма расходов на реализацию проекта 
    3 124 185,80₽

  • Сроки реализации

    01.06.2018 — 30.11.2019

  • Организация

    Частное образовательное учреждение «Спортивная школа УШУ»

  • ИНН

    7447031957

  • ОГРН

    1027402332660

  • Краткое описание
  • Цели
  • Задачи
  • Обоснование социальной значимости
  • Целевые группы
  • География проекта

Краткое описание

Комплексное физическое развитие с элементами ушу – это система тренировок, направленная на гармоничное развитие ребенка, на правильное формирование осанки и мышечного корсета, укрепление иммунитета, оздоровление всего организма. Это подготовка к занятиям любым видом спорта, к поступлению в любую спортивную школу без ущерба для здоровья ребенка.
Программа позволяет последовательно решать задачи физического воспитания школьников и детей дошкольного возраста, формируя у них представление о физической культуре в целом и отдельных ее направлениях, о возможностях улучшения состояния здоровья, а главное — воспитывать личность, способную к самостоятельной деятельности.
Комплексное физическое развитие с элементами ушу включает в себя ряд авторских программ и методик, позволяющих поддерживать необходимый объем двигательной активности детского организма, методику развития костно–мышечной системы и устранения мышечной недостаточности.
Широкий набор специальных упражнений с различными предметами, дыхательная гимнастика развивают у ребенка чувство ритма, моторику, повышают умственную работоспособность, развивают у ребенка способность к деятельности в режиме многозадачности, позволяя быстро принимать решения и адекватно реагировать на внешние факторы. Приобретается, особенно сложная в развитии у детей младшего школьного возраста, способность – длительное удержание внимания и сосредоточенность.
Проект уже успешно реализуется на территории г.Челябинска с 2010 года силами Частного образовательного учреждения «Спортивная школа ушу». В настоящее время по программе КФР с элементами ушу занимаются 400 детей.
Для реализации данного проекта нами были оборудованы 4 спортивных зала, Для проведения полноценных занятий по комплексному физическому развитию с элементами ушу необходимо дополнительное оборудование – специальном инвентарь и тренажеры. Занятия на специализированных тренажерах и с использованием специального инвентаря являются одной из составляющих реализуемой нами программы тренировок – комплексного физического развития с элементами ушу и позволяет в разы увеличить эффективность занятий.
Приобретение тренажеров и специального инвентаря требует дополнительных финансовых затрат, этим и обусловлено участие в конкурсе Президентских грантов.
Дети и подростки, занимающиеся с нами по программе Комплексного физического развития с элементами ушу, реже болеют, имеют лучшую успеваемость относительно сверстников и более уверенны в себе и своих силах.

Цели

  1. развитие комплексного физического развития с элементами ушу в г.Челябинске;
  2. повышение уровня физического развития детей и подростков;
  3. пропаганда и формирование здорового образа жизни.

Задачи

  1. Задача №1 совершенствование материально-технического обеспечение;
  2. Задача №2 повышение уровня физического развития и двигательной активности детей и подростков посредством занятий комплексным физическим развитием с элементами ушу;
  3. Задача №3 развитие индивидуальных физических способностей каждого ребенка до высокого уровня с целью достижения спортивного успеха в соответствие с возрастом;
  4. Задача №4 формирование в процессе занятий высоких моральных и волевых качеств.

География проекта

город Челябинск Челябинской области

Целевые группы

  1. Дети и подростки

Источник

Тема 2.2.2 Программы образования дошкольников в области физической культуры

Социальные перемены, произошедшие в нашем обществе за последние десятилетие, создали предпосылки для широких экспериментов в дошкольных учреждениях. «Положение о дошкольном учреждении» предоставляет возможность работникам системы образования самим выбирать программу воспитания и обучения дошкольников, применять разнообразные формы и методы учебно-воспитательной работы.

Классификация программ образования дошкольников в области физической культуры

Программы образования дошкольников в области физической культуры

Комплексные программы

Парциальные программы

Программы дополнительного образования

Комплексную программу физического развития ребенкаКомплексную программу физического развития ребенка

Са-Фи-Дансе

Оздоровительные программы

«От рождения до школы» (Программа воспитания и обучения в детском саду)

Комплексную программу физического развития ребенка

Путешествие в Олимпию

Здоровье

Комплексную программу физического развития ребенкаКомплексную программу физического развития ребенкаКомплексную программу физического развития ребенка

Программа «Детство»

Комплексную программу физического развития ребенка

Здоровый дошкольник

Программа «Радуга»

Комплексную программу физического развития ребенка

Специализированные программы

Программа «Истоки»

Комплексную программу физического развития ребенкаКомплексную программу физического развития ребенка

Программа «Развитие»

Комплексную программу физического развития ребенка

Старт

Комплексную программу физического развития ребенка

В настоящее время в дошкольных учреждениях наряду с программой «От рождения до школы» широко используются новые программы «Детство», «Радуга», «Старт», «Здоровый дошкольник» и др.

Новые программы, реализуя принципы педагогики сотрудничества, предусматривают внедрение в дошкольные учреждения личностно ориентированного стиля взаимодействия педагогов с детьми. Наряду со сходными положениями, современные программы дошкольных учреждений имеют отличительные особенности в подходах к организации и проведению физкультурно-оздоровительной работы, которые целесообразно учитывать при их выборе.

Министерство образования и науки России регулярно информирует (в сборниках приказов, инструкциях и журнале «Дошкольное воспитание») работников системы образования о новых программах, получивших гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

Что касается «Программы воспитания и обучения в детском саду», то она не отменена, и многие педагоги продолжают использовать ее как рабочую основу (типовую программу), уточняя применительно к условиям своего детского сада.

Образовательные программы, используемые в дошкольных учреждениях по разделу «Физическая культура», подразделяются:

  • На комплексные;

  • Парциальные (оздоровительные, специализированные по физической культуре);

  • Дополнительного образования.

Комплексные программы

Комплексные (общеразвивающие) программы охватывают все разделы воспитания, в том числе – физическое.

К общеобразовательным программам, применяемым в настоящее время в дошкольных учреждениях, следует прежде всего отнести программы «Детство», «Радуга», «Истоки». В них в концентрированном виде нашли свое воплощение современные передовые взгляды на содержание и организацию дошкольного воспитания, в том числе на место и роль физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях.

Многие годы основной программой, используемой в дошкольных учреждениях, была «Программа воспитания и обучения в детском саду» (1985), основанная на результатах многолетних исследований НИИ дошкольного воспитания АПН СССР и ряда ведущих кафедр дошкольной педагогики. До сих пор многие дошкольные учреждения используют ее в своей работе.

«От рождения до школы». Программа построена с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей раннего и дошкольного возраста и охватывает все традиционно выделяемые стороны развития ребенка.

В соответствии с этой программой физическое воспитание в дошкольном учреждении должно осуществляться как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни. Во всех возрастных группах большое внимание уделяется воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, правильной осанки.

В физическом воспитании дошкольников большое место отводится физическим упражнениям в игровой форме и подвижным играм. В программу старшей и подготовительной к школе групп включено обучение детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбола, футбола, хоккея, бадминтона, настольного тенниса, игры в городки).

В программе акцентируется внимание на то, что правильное физическое воспитание во всех возрастных группах может быть обеспечено только при постоянном медико-педагогическом контроле.

За время пребывания в детском саду дети должны:

  • Научиться правильно прыгать с места и с разбега;

  • Освоить разные виды метания, лазанья, движения с мячами;

  • Четко, точно, ритмично, в заданном темпе выполнять физические упражнения не только по показу, но и по словесной инструкции, под музыку, перестраиваться как во время движения, так и стоя на месте.

Программа «Детство». Авторы программы, не отрицая значение физкультурных занятий в детском саду, не считают их ведущей формой работы. Количество занятий и их продолжительность данной программой строго не регламентируются.

Педагог самостоятельно определяет необходимость, содержание, способ организации и место в режиме дня, исходя из общедидактических требований к занятиям с дошкольниками и уровня развития детей.

Реализуется программа «Детство» в основном путем интеграции в повседневную жизнь ребенка естественных для него видов деятельности, главным из которых является игра. Вместе с тем в программе отмечается, что не следует заставлять ребенка заниматься: принуждение вызывает естественный протест, рождает отрицательные эмоции. Заботясь о физической нагрузке, взрослый не должен забывать о любознательности и пытливости, формирующемся познавательном интересе в этом возрасте.

В программу включены сложные упражнения. В частности, дошкольники осваивают лазанье по веревочной лестнице, канату, а также группировку, перекаты в положении группировки, пытаются делать кувырок с поддержкой (при наличии условий, обеспечивающих безопасность выполнения упражнения и достаточной квалификации воспитателя).

Программа «Радуга». Она акцентирует внимание педагогов на взаимодействии взрослого и ребенка, в основу которого положена забота о физическом, психическом и эмоциональном благополучии ребенка.

Авторы программы считают, что рекомендациям по организации здорового образа жизни детей необходимо следовать неукоснительно. Двигаться ребенок должен на протяжении всего дня (2/3 длительности периода бодрствования). Обязательны ежедневные специально организованные целенаправленные занятия (классические физкультурные или музыкальные ритмические). В прогулки включаются занятия по физическому воспитанию как их составные части.

Для успешного физического воспитания авторы программы предлагают составить на каждого ребенка своеобразную карту – прогноз с разнообразной характеристикой состояния ребенка, его физического развития и двигательной активности. Составление такой карты требует совместного труда медицинских работников и педагогов групп, а также родителей.

Программа «Истоки». Программа направлена на обогащение – амплификацию, а не на искусственное ускорение – акселерацию развития.

В программе определены базисные характеристики личности. К ним относятся:

  • Компетентность, вбирающая в себя результаты развития всех остальных базисных характеристик личности;

  • Креативность и неразрывно связанная с ней способность к инициативности;

  • Произвольность и самостоятельность, неотделимая от ответственности, безопасности и свободы поведения;

  • Самосознание личности и способность к самооценке.

В программе «Истоке» выделены главные направления деятельности по организации физического воспитания детей. В разделе «Физическое развитие» раскрываются основы физической культуры ребенка, воспитания у детей потребности в физическом самосовершенствовании, в движении на базе «мышечной радости».

В программе впервые подробно обозначены ведущие линии не только разностороннего развития жизненно важных двигательных действий, навыков и умений, но и сопряженного с ним развития двигательных способностей. Они соотнесены с определенными возрастными этапами, сенситивными периодами, а также ведущими видами деятельности.

Программа «Развитие». Особенность программы заключается в том, что прежде всего она ориентирует педагогов обучать детей способам получения новых знаний, умений, навыков, а не просто на их усвоение. В данной программе имеется раздел «Одаренный ребенок».

Программа не содержит в себе раздела по физическому воспитанию детей, поэтому при организации физического воспитания дошкольников рекомендуется использовать «Типовую программу» или программу «Радуга». В 1998 г. были выпущены методические рекомендации «Воспитание здорового ребенка», подготовленные М.Д. Маханевой. Авторы программы «Развитие» представляют их как «необходимое дополнение к своей программе».

В методических рекомендациях дается примерная сетка занятий для детей различных возрастных групп, позволяющая сочетать их с необходимыми оздоровительными мероприятиями. Авторы программы «Развитие» предлагают всю работу по физическому воспитанию строить с учетом физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья ребенка.

В методических рекомендациях отсутствуют такие разделы, как «Общие сведения по физической культуре», а также «Диагностика уровня физической подготовленности детей», но приведены показатели, по которым можно оценить эффективность работы по физическому воспитанию: перемена группы здоровья на более высокую, уровень развития детей по местным стандартам, выполнение основных движений: качественные и количественные характеристики по возрасту, физические качества (по тестам).

Парциальные оздоровительные программы

В группу оздоровительных условно выделены программы, которые главным образом посвящены теоретическим и практическим аспектам оздоровительной работы в дошкольном учреждении.

Программы «Здоровье» и «Здоровый дошкольник» в первую очередь направлены на развитие выносливости с помощью циклических упражнений, в основном оздоровительного бега. Программы акцентируют внимание на необходимость реального взаимодействия медицинских работников и педагогов дошкольного учреждения.

Программа «Здоровье». Руководитель – В.Г. Алямовская. Это комплексная система воспитания ребенка – дошкольника. Она включает в себя четыре основных направления:

  • Обеспечение психологического благополучия;

  • Охрана и укрепление здоровья детей;

  • Духовное здоровье;

  • Нравственное здоровье, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям.

Направление «Группы здоровья» для дошкольников – система физического воспитания детей. Оно состоит из нескольких основных разделов:

  • Организация двигательной деятельности;

  • Лечебно-профилактическая работа, закаливание;

  • Планирование и организация физкультурных мероприятий;

  • Диагностика физического развития;

  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни;

  • Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка.

В соответствии с программой физкультурные занятия проводятся воспитателем, музыкальными работниками, физоргами и тренерами – специалистами.

Ряд занятий серии «Забочусь о своем здоровье» проводят медицинские сестры и массажист.

Алгоритм программы «Здоровье»: от удовольствия к привычке, от привычки к потребности. Авторы считают, что пока у детей не появились потребность в движении, чувство «мышечного томления», не проявился интерес к спорту, не следует начинать специальных тренинговых занятий, хотя тренеры-специалисты и физорги должны работать с детьми с 2-летнего возраста, занимаясь с ними общефизической подготовкой.

Программа «Здоровый дошкольник». Автор – доктор медицинских наук, профессор Ю.Ф. Змановский. Программа нацелена на достижение «динамичного и вместе с тем устойчивого к патологическим (болезнетворным) и экстремальным воздействиям здоровья детей, что обеспечивается формированием комплекса функциональных систем, создающих оптимальный приспособительный эффект».

Программа носит комплексный характер, однако при ее реализации рассчитана преимущественно на индивидуально-дифференцированный подход. С этой целью для каждого ребенка определяются исходные параметры его физического развития, двигательной подготовленности, объективные и субъективные «критерии» здоровья, характеристики биоритмологического профиля и соматотипа (конституции).

Основную отличительную особенность программы составляет преобладание циклических, прежде всего беговых, упражнений и особенно их комбинаций (бег, плавание, лыжи, велосипед и т.п.), во всех видах двигательной активности детей для тренировки и совершенствования общей выносливости. Эти упражнения составляют основное содержание:

  • Утренней зарядки;

  • Ежедневных занятий по физическому воспитанию;

  • Двух обязательных прогулок;

  • Физкультминуток на занятиях другими видами деятельности и т.д.

Парциальные специализированные программы

В группу специализированных программ входят программы по физической культуре, адресованные профессиональным руководителям и инструкторам физического воспитания дошкольных учреждений. Наиболее популярной из них является программа «Старт».

Программа «Старт». Разработана Л.В. Яковлевой, Р.А.Юдиной и Л.К. Михайловой. По мнению авторов программы, обследование двигательной деятельности детей обычно проводится без учета их природных наклонностей и способностей. И как следствие, всех обучают по одной программе с едиными требованиями по уровню их усвоения. В то же время многие движения, освоение которых по другим программам начинается со старшей группы, дети способны освоить в более раннем возрасте, начиная с 3-4 лет.

По мнению разработчиков программы, задатки, существующие у ребенка от природы, следует развивать как ключевое звено в цепи других необходимых дошкольнику физических качеств. Это принципиальный подход в физическом воспитании дошкольников, предлагаемый авторами программы. Для реализации данного подхода необходимо выявить способности каждого ребенка в каком-либо спортивном движении или определенном виде спорта с тем, чтобы посредством их развивать и укреплять чувство удовлетворения от движения, а значит, воспитывать потребность в занятиях физической культурой, что в конечном счете и будет способствовать оздоровлению и закаливанию организма.

Программы дополнительного образования

В процессе физического совершенствования детей в современном дошкольном учреждении значительное место занимает физическая реакция. Работа физкультурных кружков и секций позволяет ребенку и его родителям выбрать наиболее привлекательный вид двигательной деятельности. Программы дополнительного образования строятся с учетом программ основных занятий физической культурой в дошкольном учреждении.

«Са-Фи-Дансе». Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике для дошкольных учреждений. Программа разработана Е.Г. Сайкиной и Ж.Е. Фирилевой на кафедре гимнастики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена и названа по именам разработчиков.

Содержание программы взаимосвязано с программами по физическом воспитанию в дошкольном учреждении.

Структурная основа программы «Са-Фи-Дансе» представлена различными разделами, где основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Так, в танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы:

  • Игро-ритмика;

  • Игро-гимнастика;

  • Игро-танец.

Нетрадиционные виды упражнений представлены:

  • Игро-пластикой;

  • Пальчиковой гимнастикой;

  • Игровым самомассажем;

  • Музыкально-подвижными играми;

  • Играми-путешествиями.

Раздел креативной гимнастики включает в себя:

  • Музыкально-творческие игры;

  • Специальные задания.

Основной целевой установкой программы является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.

«Путешествие в Олимпию». Программа олимпийского образования дошкольников (автор – С.О. Филиппова). Программа имеет целью ознакомление старших дошкольников с первоначальными сведениями об истории олимпийского движения древности и современности как достижения общечеловеческой культуры. Исходя из этого, программа ставит следующие задачи:

  • Создать у детей представления об олимпийских играх как мирного соревнования, проводимого в целях физического совершенствования, в котором участвуют народы всего мира;

  • Ознакомить дошкольников с доступными сведениями из истории олимпийского движения;

  • Способствовать формированию у детей интереса к занятиям физическими упражнениями через нравственный и эстетический опыт олимпизма.

Основные теоретические сведения излагаются воспитателем на занятии в группе (один раз в месяц). Повторение основных теоретических положений, рассмотренных на занятии в группе, и закрепление знаний в сюжетной двигательной деятельности организуются руководителем физического воспитания на физкультурных занятиях (один раз в месяц).

Занятия в музее, изостудии, фильмотеке дополняют сведения об олимпийском движении, полученные детьми ранее.

Тематические физкультурные досуги способствуют созданию у дошкольников представлений о программе олимпийских состязаний через сюжетную двигательную деятельность. Закрепление знаний, сформированных у детей в течении года, планируется в конце года при проведении олимпийской недели, когда все педагоги, работающие с детьми (воспитатели, руководитель изостудии, музыкальный руководитель), проводят занятия на олимпийскую тематику. Заканчивается олимпийская неделя театрализованным праздником «Малые олимпийские игры».

Все чаще в дошкольном учреждении можно встретить использование так называемых нетрадиционных программ. Авторы предлагают «разнообразить» физкультурные занятия включением в них элементов различных оздоровительных систем. Наибольшей популярностью пользуется хатха-йога, гимнастика ушу, психогимнастика. Однако использование непрофессионалом медитации может принести вред дошкольнику. Но самое главное, ему не останется на физкультурном занятии времени побегать и попрыгать. В связи с этим нетрадиционные методики развития ребенка могут реализовываться в дошкольном учреждении как дополнительные образовательные услуги, проводимые с согласия родителей и под контролем медицинских работников.

Источник

Читайте также:  Ребенок в центре развития фото