Личность ребенка ее развитие зависимость от среды

Личность ребенка ее развитие зависимость от среды thumbnail

Введение.

Человек становится
личностью только в процессе социализации,
т. е. общения, взаимодействия с другими 
людьми. Вне человеческого общества
духовное, социальное, психическое 
развитие происходить не может. Реальная
действительность, в условиях которой 
происходит развитие человека, называется
средой. На формирование личности влияют
разнообразные внешние условия,
в том числе географические, социальные,
школьные, семейные. По интенсивности 
контактов выделяется ближняя и 
дальняя среда. Когда педагоги говорят 
о влиянии среды, они имеют 
в виду прежде всего среду социальную
и домашнюю. Первую относят к отдаленному
окружению, а вторую к ближайшему. В понятие
«социальная среда» входят такие общие
характеристики, как общественный строй,
система производственных отношений,
материальные условия жизни, характер
протекания производственных и социальных
процессов и некоторые другие. Ближняя
среда — это семья, родственники, друзья.

Каково же влияние 
среды на формирование человека? Единства
в оценке влияния среды на развитие
человека пока нет. Огромную важность
среды признают педагоги всего мира.
Не совпадают взгляды при оценке
степени влияния среды. Как известно,
абстрактной среды не существует.
Есть конкретный общественный строй, конкретные
условия жизни человека, его семья,
школа, друзья. Естественно, человек 
достигает более высокого уровня
развития там, где близкое и далекое 
окружение предоставляет ему 
наиболее благоприятные условия.

Огромное влияние 
на развитие человека, особенно в детском 
возрасте, оказывает домашняя среда.
В семье обычно проходят первые,
решающие для становления, развития
и формирования годы жизни человека.
Ребенок — обычно довольно точное
отражение той семьи, в которой 
он растет и развивается. Семья во
многом определяет круг его интересов 
и потребностей, взглядов и ценностных
ориентиров. Семья же предоставляет 
и условия, в том числе материальные,
для развития природных задатков.
Нравственные и социальные качества
личности также закладываются в 
семье.

Нынешняя семья 
переживает не лучшие времена. Растёт
число разводов, неполных семей, растёт
и число социально обездоленных
детей. Кризис семьи, по мнению специалистов,
стал причиной многих негативных общественных
явлений, и прежде всего первопричиной 
роста преступности среди несовершеннолетних.
Подростковая преступность в России
достигла угрожающих размеров. Значительное
число правонарушителей в стране совершается
подростками и молодыми людьми в возрасте
14-18 лет. 

Школа, класс, друзья
— следующий концентр близкого окружения 
подрастающего человека. Их влияние 
на становление и развитие личности
весьма значительно. От силы, уровня и 
качества воздействия зависит, каким 
человек вырастет, носителем каких 
ценностей он станет. 

Что оказывает 
большее влияние на развитие человека
— среда или наследственность?
Мнения специалистов по этому вопросу 
разделились. Приверженцы так называемого 
биогенного (биогенетического) направления 
в педагогике безусловное предпочтение
отдают наследственности, а социогенного
(социогенетического, — социологизаторского)
— среде. Многие исследователи пытались
установить точные количественные пропорции
влияния среды и — наследственности на
развитие человека. Результаты очень противоречивы,
что свидетельствует лишь об одном: доля
участия исследуемых факторов в развитии
разных людей неодинакова. Влияние среды,
по оценкам представителей социогенного
направления, может достигать 90%; влияние
наследственности, считают сторонники
биогенного направления, отнюдь не менее
значимо: 80—90%. Большее доверие вызывают
взвешенные оценки, игнорирующие крайности.
Например, английский психолог Д. Шаттлеворт
(1935) к следующему заключению по поводу
влияния основных факторов на умственное
развитие: из факторов умственного развития 

64% приходится 
на наследственные влияния, 

16% — на различия 
в уровне семейной среды, 

3% — на различия 
в воспитании детей в той 
же семье и 

17% — на смешанные 
факторы (взаимодействие наследственности 
со средой). 

Разумеется, наука 
стремится к точности, это её цель.
Но вряд ли даже самые скрупулёзные
вычисления будут полностью соответствовать 
действительности. Развивается каждый
человек по-своему, и «доля» влияния 
наследственности и среды у каждого 
своя. В каких пропорциях переплетутся
действующие причины, к какому результату
приведёт их взаимодействие, зависит 
от многих случайных факторов, действия
которых ни учесть, ни измерить нельзя. 
 

Влияние среды 
на развитие ребенка с точки зрения
педагогики. 
 

В педагогике социум,
социальная среда рассматриваются
прежде всего с точки зрения процесса
включения туда ребенка и интеграции через
ближайшую социальную среду в общество
в целом. С этой точки зрения важным становится
то, что отношения человека и внешних социальных
условий его жизни в социуме имеют характер
взаимодействия: человек в определенной
степени влияет на среду, изменяет ее,
но в то же время, и среда влияет на человека,
предъявляет ему свои требования. Отношение
среды к человеку определяется тем, насколько
его поведение соответствует ожиданиям
среды. Поведение же человека во многом
определяется тем, какую позицию он занимает
в обществе. 

Их может быть
несколько одновременно и каждая
характеризуется определенными 
правами и обязанностями, т. е. имеет 
разный социальный статус. 

Статусы бывают
врожденными (пол, национальность, место 
рождения, фамилия и др.) и приобретенными
(достигнутыми благодаря собственным 
усилиям). 

Статус определяет
поведение личности в обществе, т.
е. человек ведет себя в соответствии
со своим статусом, по аналогии с 
тем, как ведут себя в подобных
ситуациях другие люди. Поведение, обусловленное 
статусом человека, называется социальной
ролью. 

Усвоение различных 
социальных ролей является важнейшей 
составляющей процесса социализации личности.
В процессе становления и развития
ребенок может осваивать как 
позитивные социальные роли, так и 
негативные. К позитивным относят роли
члена семьи, члена коллектива, потребителя,
гражданина и др. К негативным относятся
роли бродяги, ребенка-попрошайки, воришки
и т. д. 

Освоение ребенком
механизма ролевого поведения обеспечивает
ему успешную включенность в социальные
отношения, поскольку дает возможность 
приспосабливаться, адаптироваться к 
каждой новой для него ситуации или 
позиции на протяжении всей последующей 
жизни. Этот процесс приспособления
индивида к условиям социальной среды 
называется социальной адаптацией. 

По мнению М.
А. Галагузовой, Г. Н. Штинова, Е. Я. Тищенко,
Б. П. Дьяконова, социальная адаптация
является непременным условием и результатом
успешной социализации ребенка, которая,
как известно, происходит в трех основных
сферах: деятельности, общении и сознании. 

В сфере деятельности
у ребенка происходит расширение
видов деятельности, ориентация в 
каждом виде, ее осмысление и освоение,
овладение соответствующими формами 
и средствами деятельности. 

В сфере общения 
происходит расширение круга взаимодействия,
наполнение и углубление его содержания,
усвоение норм и правил поведения, принятых
в обществе, овладение различными
его формами, приемлемыми в социальном
окружении ребенка и в обществе
в целом. 

Читайте также:  Закономерности развития ребенка от рождения до школы

В сфере сознания
— формирование образа «собственного 
Я» как активного субъекта деятельности,
осмысление своей социальной принадлежности
и социальной роли, формирование самооценки. 

В процессе социализации
у ребенка проявляется объективная 
потребность человека быть «как все»,
параллельно с которой формируется 
другая потребность — проявить себя,
свою индивидуальность. Ребенок начинает
искать способы и средства для 
ее выражения, проявлять их, в результате
чего происходит его индивидуализация. 

Таким образом,
социальное развитие ребенка, происходит
по двум взаимосвязанным направлениям:
социализации (овладения социокультурным 
опытом, его присвоения) и индивидуализации
(приобретения самостоятельности, относительной 
автономности). 

Если при вхождении 
ребенка в социум устанавливается 
равновесие между процессами социализации
и индивидуализации, когда, с одной 
стороны, он усваивает нормы и 
правила поведения, принятые в данном
социуме, а с другой — вносит свой
значимый «вклад» в него, свою индивидуальность,
происходит интеграция ребенка в 
социум. 
 

Людьми родились,но
не стали 
 

Сейчас мы перейдём
к грустным фактам. Они как бы
специально предоставляются нам 
природой для выявления законов 
человеческого развития. Сказка о 
Маугли – не досужий вымысел от начала
до конца. Судя по фактам, зафиксированным
в истории человеческой цивилизации, эти
события могли иметь под собой реальную
почву. В старинных преданиях сохранилось
много рассказов о людях, вскормленных
и воспитанных животными. Что в них правда,
что вымысел – теперь уже, наверное, не
узнать. Основатели Рима Ромул и Рем, вскормленные
волчицей, Маугли, воспитанный в звериной
стае, литовский мальчик, выросший в медвежьей
берлоге, о чем рассказывал Э. Кондильяк
ещё в 1754 г., вполне могли существовать.
Известно 15 случаев вскармливания человеческих
детёнышей волками,5 – медведями, один
случай – павианами, другими породами
обезьян – не менее 10. Один ребёнок был
вскормлен леопардом, один – овцой. 

В 1920 г. в Индии 
доктор Синг обнаружил в волчьем логове
вместе с выводком волчат 2 малышей. Это
были девочки ,одной из них было лет на
вид лет 7-8,другой-года два. Младшую девочку
назвали Амалой, старшую – Камалой. 

Как ведёт себя
дикий зверь в городской квартире?
Точно так же поначалу вели себя
и вывезенные из джунглей дети. Ходили
и бегали они лишь на четвереньках,
причём только ночью. Днём спали, забившись 
в угол и крепко прижавшись друг
к другу. 

Младшая девочка 
вскоре умерла, так ничему и не научившись,
старшая прожила около 10 лет. 

Все эти годы
доктор Синг вёл подробный дневник наблюдений
за Камалой. Училась она с большим трудом.
Два года ушло на то, чтобы научить её стоять.
Через шесть лет Камала начала ходить,
но бегала по-прежнему только на четвереньках.
Четыре года ушло на заучивание первых
шести слов. Через семь лет лексикон девочки
расширился до 45 слов, а ещё через три года
– до ста. Дальше языковой прогресс не
пошёл. К этому времени Камала полюбила
общество людей, перестала бояться яркого
света, научилась есть руками и пить из
стакана. Достигнув примерно семнадцатилетнего
возраста, Камала по уровню своего развития
была как четырёхлетний, если не трёхлетний
ребёнок. 

Вместо вывода
вчитаемся в слова Г. Итарда: «Появляясь
на земном шаре физически слабым и не обладая
врождёнными идеями, будучи не в состоянии
подчиняться основным законам своего
существования, определившим его главенствующее
положение во Вселенной, человек лишь
в обществе может добиться того исключительного
положения к которому его предназначила
сама природа. Не будь цивилизации, он
оказался бы одним из самых ничтожным
и неразумных животных…человек всегда
только то, что из него делает общество…» 
 
 

Литература 
 

1)               
Дружинин В. А. Психология и 
психодиагностика общих способностей.
– М.: Наука,1994. 

2)               
Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика:
учебно-методическое пособие/ Е. 
А. Лобанова. – Балашов: Николаев,
2005. – 76 с. 

3)               
Петровский А. В. ,Ярошевский М. Г.
Основы теоретической психологии: учебное
пособие для ВУЗов – М.: Инфра-М,1998. 528с. 

4)               
Подласый И. П. Педагогика: Новый курс:
Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В
2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
– Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с. 

КУБАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА. 
 
 

Реферат
по дисциплине Социальная педагогика

на тему:
« Личность ребенка, зависимость 
от среды». 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка
2курса

Группы
10ПиПз1

Шмыга Алена. 
 
 
 

Краснодар,2012г.

Содержание:

Источник

Формирование личности ребенка – первый шаг в его подготовке к взрослой жизни. Это важная задача родителей и общества, и она не ограничивается лишь обучением определенным навыкам. Чтобы воспитать зрелую личность, необходимо не только рассказать ему о дисциплине, уходе за собой и тому подобном, но и привить морально-этические нормы, духовные ценности.

Формирование личности ребенка

Что такое формирование личности

Формирование личности – сложный процесс, не прерывающийся ни на одном этапе человеческой жизни. Попросту говоря, он бесконечен. Само понятие «личность» весьма многогранно, и существует два популярных профессиональных взгляда на это явление. Один из них гласит, что формирование личности ребенка зависит от природных врожденных данных. Второе мнение указывает на то, что личность – социальное явление, и лишь социум оказывает влияние на ее формирование.

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка в доу примеры

По сути, весь период жизни человека, от рождения и до зрелого возраста – это и есть процесс личностного роста либо деградации. Считается, что развитие происходит в деятельности, значимой для личности. Движущей силой можно назвать внутренние противоречия между потребностями взрослеющего ребенка и реальной возможностью их реализации. Деятельность ребенка практически всегда определяется родителями, в той или иной мере направлена ними. Вывод: процесс воспитания – ведущий фактор в формировании личности ребенка.

Фазы развития личности

Имеется три фазы формирования личности ребенка

Адаптация

Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.

Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.

Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.

Индивидуализация

У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.

Индивидуализация

Интеграция

У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.

Какие факторы влияют на развитие личности ребенка

На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.

Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.

Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.

Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей.

Воспитание и формирование личности в семье: значение родителей

Психологи убеждены, что решающее влияние на личность ребенка, его восприятие мира, чувства и стремления оказывают родители. Для него важны отношения между отцом и матерью, а также между прочими родственниками. Огромную роль играет отношение семьи непосредственно к ребенку.

Факторы

Окружающая социальная среда тоже оказывает влияние на формирование личности. Воспитанием называют целенаправленный процесс воздействия на человека, и именно оно находится в основе взращивания личности.

Многие задаются вопросом: «Что несет определяющую роль в личностном развитии и сознании – природные силы, социальная среда?». Нельзя выделить что-то отдельно, однако очевидно, что основополагающими являются первые годы человеческой жизни. Дети, растущие в семье, во многом перенимают поведение родителей, их установки, ценности. Впоследствии личность может приобрести дополнительные незначительные штрихи, но именно в детстве закладывается основа. Если отец и мать мало уделяют внимания малышу, то «материал» для развития он получает из других доступных источников, которые не всегда несут пользу. Родителям стоит помнить об этом, и позаботиться о ежедневно качественном взаимодействии с ребенком. В раннем возрасте хорошо помогает чтение сказок, которое закладывает в малыше понимание добра и зла. Обязательно анализируйте прочитанное, продумывайте другие варианты развития истории.

Какие ошибки допускают родители при воспитании личности

При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок.

Категорический запрет

Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.

Читайте также:  Задания для развитие ребенка математика

Гиперопека

При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.

Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.

Чрезмерная требовательность

Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.

Нотации

Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.

Нотации

Безмерное баловство ребенка

Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.

Какие условия обеспечат успешное формирование личности

Важные условия для формирования личности ребенка.

Пример родителей

Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив. Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми. Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.

Коммуникация с окружающими

Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми. Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.

Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.

Забота и внимание

Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищено. Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние. Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь. Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.

Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.

Смотреть видео

Источник