Курсовая работа физическое развитие ребенка и его оценка

Якутский государственный университет

им.М.К.Аммосова

Медицинский институт

Педиатрический факультет

Кафедра общественного здоровья

Курс общей гигиены

РЕФЕРАТ на тему:

Физическое развитие ребенка.

Выполнила: ст.гр.ПФ-305-1

Анисимова.А.А.

Проверила: Маркова.Н.Н.

Якутск-2004г.

Оглавление:

1) Введение.

2) Физическое развитие.

3) Индексы.

4)
Индивидуальная оценка физического развития

5) Половое развитие.

6) Литература.

Введение.

Рост ребенка — программированный процесс увеличения длины и массы тела, который проходит параллельно с его развитием, становлением функциональных систем. В определенные периоды развития ребенка органы и физиологические системы подвергаются структурно-функциональной перестройке, происходит замена молодых на более зрелые тканевые элементы, белки, ферменты (эмбрионального, детского, взрослого типа).

Генетическая программа обеспечивает весь жизненный цикл индивидуального развития, включая последовательность переключения и депрессии генов, контролирующих смену периодов развития в соответствующих условиях жизни ребенка. Благодаря изменяющемуся взаимовлиянию генной и нейроэндокринной регуляции каждый период развития ребенка характеризуется особыми темпами физического роста, возрастными физиологическими и поведенческими реакциями.

Одна из важнейших биологических особенностей растущего организма заключается в наличии «критических периодов развития», когда диапазон адаптационных реакций ограничивается, а чувствительность организма к экзогенным воздействиям повышается .

Термин «критические периоды развития» введен П. Г. Светловым для характеристики тех фаз внутриутробной жизни, когда эмбрион и плод особенно чувствительны к повреждающим экзогенным влияниям, формированию врожденных пороков развития или внутриутробной гипотрофии. В критические периоды организм ребенка оказывается в неустойчивом состоянии, подвергаясь более высокому риску развития пограничных и патологических состояний при воздействии неадекватных его возможностям или патогенных раздражителей (инфекционные агенты, ксенобиотики, токсические радикалы, ионизирующая радиация и др.).

Физическое развитие.

Под физическим развитием человека понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи.

Интенсивно протекающие процессы роста и созревания детского организма определяют его особую чувствительность к условиям внешней среды. На физическом развитии детей заметно отражаются особенности климата, жилищно-бытовые условия, режим дня, характер питания, а также перенесенные заболевания. На темпы физического развития влияют также наследственные факторы, тип конституции, интенсивность обмена веществ, эндокринный фон организма, активность ферментов крови и секретов пищеварительных желез.

В связи с этим уровень физического развития детей принято считать достоверным показателем их здоровья. При оценке физического развития детей учитывают следующие показатели:

1. Морфологические показатели: длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до трех лет — окружность головы.

2. Функциональные показатели: жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др.

3. Развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей.

Длина тела. Показатель длины тела является наиболее стабильным по сравнению с другими показателями физического развития. Наибольший темп роста отмечается в первые три месяца жизни ребенка (табл. 1).

Таблица 1

Прибавка длины и массы тела у детей первого года жизни

Возраст, месПрибавка длины тела за 1 мес, смПрибавка длины тела за истекший период, смПрибавка массы тела за 1 мес, гПрибавка массы тела за истекший период, г
133600600
2368001400
32,58,58002200
42,5117502950
52137003650
62156504300
72176004900
82195505450
91,520,55005950
101,5224506400
111,523,54006800
121,5253507150

При правильном развитии ребенка прибавка длины тела за месяц может колебаться от +1 до -1 см. За второй год прибавка длины тела составляет 11—12 см, за третий год жизни — 8 см, за четвертый — 6 см. К четырем годам рост ребенка достигает 100 см.

В дальнейшем (до 10 лет) для определения Прибавки длины тела можно пользоваться формулой: длина тела ребенка Р = 100 см + 6 (П — 4), где П — число лет, 6 — средняя ежегодная прибавка длины тела, см. Наиболее интенсивный рост наблюдается в 5—7 лет и в период начала полового созревания.

Масса тела. Это лабильный показатель, который может изменяться под влиянием конституциональных особенностей, нервно-эндокринных и соматических нарушений; он также зависит от экзогенных причин (питание, режим).

Наиболее интенсивная прибавка массы тела ребенка отмечается на первом году жизни и в пубертатном периоде.

Средняя масса тела новорожденных мальчиков 3494 г, девочек — 3348 г. Масса тела ребенка к 4—4,5 мес удваивается, к году утраивается. В первый месяц жизни ребенок прибавляет 600 г, во второй и третий — по 800 г. Норму прибавки массы тела ребенка после третьего месяца за каждый последующий месяц жизни можно рассчитать, вычитая от прибавки предыдущего месяца 50 г, или по формуле: X = 800 — 50 х (П — 3), где X — ожидаемая ежемесячная прибавка массы тела, П — число месяцев.

Темп увеличения массы тела у детей после года ослабевает и в среднем составляет 2 кг ежегодно.

Ожидаемую массу тела ребенка до 10 лет можно рассчитать по формуле: Р = масса тела ребенка в 1 год + 2 кг х
(П — 1), где Р — ожидаемая масса, П — число лет. Массу тела ребенка старше 10 лет можно определить с помощью формулы И. М. Воронцова: масса тела детей старше 10 лет = возраст х 3 + последняя цифра числа лет.

Окружность головы и грудной клетки. При рождении окружность головы у доношенных детей 33—37,5 см, она не должна превышать окружность грудной клетки больше чем на 1—2 см. В первые 3—5 мес ежемесячная прибавка составляет 1—1,5 см, а затем 0,5—0,7 см в месяц.

К году окружность головы увеличивается на 10—12 см и достигает 46—48 см. Окружность головы ребенка в возрасте 1—3 лет увеличивается на 1 см в год. С 4 лет окружность головы ежегодно увеличивается на 0,5 см. К 6 годам она равна 50—51 см, а за все последующие годы увеличивается на 5—6 см.

Окружность грудной клетки у новорожденных 33— 35 см. Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5—2 см. К году окружность грудной клетки увеличивается на 15—20 см, затем интенсивность нарастания этого показателя снижается, и к дошкольному возрасту окружность грудной клетки в среднем увеличивается на 3 см, а в школьном — на 1—2 см в год. Переднезадний размер грудной клетки у большинства доношенных новорожденных меньше поперечного размера или равен ему. Уже в конце первого года жизни поперечный размер начинает превышать переднезадний и форма грудной клетки начинает приближаться к конфигурации взрослого, т. е. уплощается. Для оценки пропорциональности развития ребенка можно использовать некоторые антропометрические индексы.

Читайте также:  Психологическая работа с ребенком по развитию эмоциональной сфере

Индексы.

Индекс Чулицкой: 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени — длина тела у детей до 1 года равняется 25—20 см, а в 2—3 года — 20 см, в 6—7 лет — 15—10 см.

Индекс Эрисмана: окружность грудной клетки превышает полурост у детей до 1 года на 13,5—10 см, в 2—3 года — на 9—6 см, в 6—7 лет — на 4—2 см, в 8—10 лет — больше на 1 см или меньше на 3 см.

Индивидуальная оценка физического развития

Индивидуальную оценку физического развития проводят путем сопоставления антропометрических показателей ребенка с нормативами и стандартами, разработанными специально для данного региона с учетом этнической принадлежности ребенка и климатогеогра-фических условий проживания. Такие нормативы разработаны для центральных и многих других регионов страны (1977—1988 гг.) с применением параметрических и непараметрических методов математического анализа с последующим расчетом на ЭВМ. С помощью предлагаемых нормативов оценка морфофункционального развития детей может быть сделана сигмальным, регрессионным или центильным методом. Таблицы регрессии, например, позволяют правильно оценить не только соответствие физического развития возрасту, но и пропорциональность физического развития у детей одного возраста с различным ростом. Представленные в виде соматограмм таблицы регрессии помогают быстро и с достаточной точностью сопоставить уровень физического развития детей с их календарным возрастом, что удобно при массовых профилактических обследованиях в дошкольных детских учреждениях и в школах. Разработаны и единые таблицы оценки физического развития, приемлемые на любой территории страны, принимая во внимание этническую принадлежность и место проживания (город, сельская местность).

В основу построения таких единых для всех регионов таблиц положена универсальная устойчивость соотношений массы тела и роста, окружности грудной клетки и роста. Величины этих соотношений у мальчиков и девочек близки независимо от этнической принадлежности и в значительно большей степени зависят от длины тела, чем от паспортного возраста (табл.2).

Таблица 2

Параметры оценки физического развития детей в возрасте 1—11 лет

Длина тела, смМасса тела, кг (М ± а)

Окружность грудной клетки,

см (М ± а))

мальчикидевочки
759,2-11,546,9-51,145,8-50,0
8010,0-12,247,9-52,046,7-51,0
8510,7-13,148,8-53,047,7-51,9
9012,1-14,449,7-54,248,6-52,9

Продолжение табл. 2

Длина тела, смМасса тела, кг (М ± о)

Окружность грудной клетки,

см (М ±
ст)

девочки
9513,3-15,850,6-55,249,5-53,9
10014,3-17,151,8-56,350,6-55,1
10515,8-18,653,0-57,851,8-56,7
ПО17,2-20,154,5-59,052,8-58,1
11518,8-21,755,7-60,654,1-59,6
12020,5-24,257,3-62,455,4-61,1
12522,4-26,858,9-64,356,8-62,9
13024,6-29,860,4-66,458,5-65,1
13526,9-32,862,4-68,760,4-67,4
14029,4-36,364,2-71,062,4-70,1
14532,4-40,266,8-73,564,1-72,4

1. Анатомо-физиологические особенности у детей и подростков.

Рост ребенка — программированный процесс увеличения длины и массы тела, который проходит параллельно с его развитием, становлением функциональных систем. В определенные периоды развития ребенка органы и физиологические системы подвергаются структурно-функциональной перестройке, происходит замена молодых на более зрелые тканевые элементы, белки, ферменты (эмбрионального, детского, взрослого типа).

Генетическая программа обеспечивает весь жизненный цикл индивидуального развития, включая последовательность переключения и депрессии генов, контролирующих смену периодов развития в соответствующих условиях жизни ребенка. Благодаря изменяющемуся взаимовлиянию генной и нейроэндокринной регуляции каждый период развития ребенка характеризуется особыми темпами физического роста, возрастными физиологическими и поведенческими реакциями.

Одна из важнейших биологических особенностей растущего организма заключается в наличии «критических периодов развития», когда диапазон адаптационных реакций ограничивается, а чувствительность организма к экзогенным воздействиям повышается .

Термин «критические периоды развития» введен П. Г. Светловым для характеристики тех фаз внутриутробной жизни, когда эмбрион и плод особенно чувствительны к повреждающим экзогенным влияниям, формированию врожденных пороков развития или внутриутробной гипотрофии. В критические периоды организм ребенка оказывается в неустойчивом состоянии, подвергаясь более высокому риску развития пограничных и патологических состояний при воздействии неадекватных его возможностям или патогенных раздражителей (инфекционные агенты, ксенобиотики, токсические радикалы, ионизирующая радиация и др.).

Половое развитие.

Половые различия в показателях физического развития значительно выражены только с наступлением половой зрелости. Период жизни, когда растущий организм достигает биологической половой зрелости, называется пубертатным и характеризуется появлением
вторичных половых признаков. Время появления последних зависит от состояния здоровья, питания, климатических условий и генетических особенностей. У девочек внешние проявления признаков полового развития отмечаются в 8 лет, у мальчиков — в 9—10 лет (табл.3).

Таблица 3

Сроки появления вторичных половых признаков

Возраст, годыДевочкиМальчики
8-9Округление бедер, широкий таз
9-10MaiСкладчатость мошонки
10-11Pi AiУвеличение размеров яичек (3×1,5 см)
11-12Появление первой менструацииПигментация мошонки Ai Pi
12-13Увеличение размеров клитора Ма2Увеличение размеров яичек (3×1,5 см) и полового члена (7×2,5)
13-14Установление регулярных менструацийОволосение над верхней губой. Увеличение силы мышц. Строение тела по мужскому типу
14-15Маз, А2-з, Р2-зА2 Р2 — по мужскому типу
15-16Оволосение щек, подбородка, бедер, мутация голоса
16-18Остановка ростаУвеличение размеров яичек (3×2,5 см) и полового члена (10×3 см)
18-20Оволосение голеней, рук, груди. Остановка роста

Условные обозначения развития вторичных половых признаков у девочек:

1. Развитие молочных желез (Ma — mammae): Мао — детский сосок Mai (стадия I) — околососковый кружок выдается над уровнем кожи

Ма2 (стадия II) — околососковый кружок больших размеров, вместе с соском образует конус, железа несколько выдается над уровнем кожи

Читайте также:  Центр развития ребенка 463 в самаре

Маз (стадия III) — железа приподнята, сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса

Ма4 (стадия IV) — сосок поднимается над околососковым кружком, железа принимает такие же формы и размеры, как у взрослой женщины.

2. Появление волос на лобке (Р — pubis):

Ро — отсутствие волос

PI — единичные короткие волосы

Р2 — волосы на центральной части лобка более густые, длинные

Рз — волосы длинные, густые, вьющиеся на всем треугольнике лобка

Р4 — волосы, расположенные на всей области лобка, переходят на бедра, густые, вьющиеся, с характерной горизонтальной границей.

3. Развитие волос в подмышечной впадине (А — axillaris):

АО — отсутствие волос

AI — единичные волосы

А2 — волосы более густые на центральном участке впадины

Аз — волосы густые, длинные по всей подмышечной области.

Условные обозначения развития вторичных половых признаков у мальчиков:

1. Развитие волос на лобке: Ро — отсутствие волос Pi — отдельные прямые волоски Р2 — более густые курчавые волосы, верхняя граница

горизонтальная Рз — густое оволосение на лобке и начинающееся в направлении к пупку

Р4 — густое оволосение по направлению к пупку и на внутренней поверхности бедер.

2. Развитие волос в подмышечной впадине: АО — отсутствие волос AI — отдельные прямые волоски А2 — волосы курчавые, но редкие Аз — густое оволосение, волосы курчавые, пигментация передней подмышечной складки.

Литература:

Источник

Àíàëèç ïðîöåññîâ ðîñòà è ðàçâèòèÿ îðãàíèçìà íà îòäåëüíûõ ýòàïàõ ïîñòíàòàëüíîãî îíòîãåíåçà. Àíàëèç íåáëàãîïðèÿòíûõ ôàêòîðîâ, âîçäåéñòâóþùèõ âî âíóòðèóòðîáíîì ïåðèîäå è â ðàííåì äåòñêîì âîçðàñòå. Ïîêàçàòåëè, õàðàêòåðèçóþùèå èçìåíåíèÿ ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ñîäåðæàíèå

Ââåäåíèå

1. Ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå. Îñíîâíûå ïàðàìåòðû

2. Ôèçè÷åñêàÿ ïîäãîòîâëåííîñòü

Çàêëþ÷åíèå

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

Ââåäåíèå

Ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå îòðàæàåò ïðîöåññû ðîñòà è ðàçâèòèÿ îðãàíèçìà íà îòäåëüíûõ ýòàïàõ ïîñòíàòàëüíîãî îíòîãåíåçà (èíäèâèäóàëüíîãî ðàçâèòèÿ), êîãäà íàèáîëåå ÿðêî ïðîèñõîäÿò ïðåîáðàçîâàíèÿ ãåíîòèïè÷åñêîãî ïîòåíöèàëà â ôåíîòèïè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ. Îñîáåííîñòè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ è òåëîñëîæåíèÿ ÷åëîâåêà â çíà÷èòåëüíîé ìåðå çàâèñÿò îò åãî êîíñòèòóöèè.

Ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå, íàðÿäó ñ ðîæäàåìîñòüþ, çàáîëåâàåìîñòüþ è ñìåðòíîñòüþ, ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç ïîêàçàòåëåé óðîâíÿ çäîðîâüÿ íàñåëåíèÿ. Ïðîöåññû ôèçè÷åñêîãî è ïîëîâîãî ðàçâèòèÿ âçàèìîñâÿçàíû è îòðàæàþò îáùèå çàêîíîìåðíîñòè ðîñòà è ðàçâèòèÿ, íî â òî æå âðåìÿ ñóùåñòâåííî çàâèñÿò îò ñîöèàëüíûõ, ýêîíîìè÷åñêèõ, ñàíèòàðíî-ãèãèåíè÷åñêèõ è äðóãèõ óñëîâèé, âëèÿíèå êîòîðûõ â çíà÷èòåëüíîé ìåðå îïðåäåëÿåòñÿ âîçðàñòîì ÷åëîâåêà.

Ïîä ôèçè÷åñêèì ðàçâèòèåì ïîíèìàþò íåïðåðûâíî ïðîèñõîäÿùèå áèîëîãè÷åñêèå ïðîöåññû. Íà êàæäîì âîçðàñòíîì ýòàïå îíè õàðàêòåðèçóåòñÿ îïðåäåë¸ííûì êîìïëåêñîì ñâÿçàííûõ ìåæäó ñîáîé è ñ âíåøíåé ñðåäîé ìîðôîëîãè÷åñêèõ, ôóíêöèîíàëüíûõ, áèîõèìè÷åñêèõ, ïñèõè÷åñêèõ è äðóãèõ ñâîéñòâ îðãàíèçìà è îáóñëîâëåííûõ ýòèì ñâîåîáðàçèåì çàïàñîì ôèçè÷åñêèõ ñèë. Õîðîøèé óðîâåíü ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ñî÷åòàåòñÿ ñ âûñîêèìè ïîêàçàòåëÿìè ôèçè÷åñêîé ïîäãîòîâêè, ìûøå÷íîé è óìñòâåííîé ðàáîòîñïîñîáíîñòè.

Íåáëàãîïðèÿòíûå ôàêòîðû, îêàçûâàþùèå âîçäåéñòâèå âî âíóòðèóòðîáíîì ïåðèîäå è â ðàííåì äåòñêîì âîçðàñòå, ñïîñîáíû íàðóøèòü ïîñëåäîâàòåëüíîñòü ðàçâèòèÿ îðãàíèçìà, èíîãäà âûçûâàÿ íåîáðàòèìûå èçìåíåíèÿ. Òàêèì îáðàçîì, ôàêòîðû âíåøíåé ñðåäû (óñëîâèÿ ïèòàíèÿ, âîñïèòàíèÿ, ñîöèàëüíûå, íàëè÷èå çàáîëåâàíèé è äðóãèå) â ïåðèîä èíòåíñèâíîãî ðîñòà è ðàçâèòèÿ ðåá¸íêà ìîãóò îêàçàòü áîìëüøåå âëèÿíèå íà ðîñò, ÷åì ãåíåòè÷åñêèå ëèáî äðóãèå áèîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû.

1. Ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå. Îñíîâíûå ïàðàìåòðû

Ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå — êîìïëåêñ ìîðôî-ôóíêöèîíàëüíûõ ïîêàçàòåëåé, êîòîðûå òåñíî ñâÿçàíû ñ ôèçè÷åñêîé ðàáîòîñïîñîáíîñòüþ è óðîâíåì áèîëîãè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ èíäèâèäóóìà â äàííûé êîíêðåòíûé ìîìåíò âðåìåíè.

 îñíîâå îöåíêè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ëåæàò ïàðàìåòðû ðîñòà, ìàññû òåëà, ïðîïîðöèè ðàçâèòèÿ îòäåëüíûõ ÷àñòåé òåëà, à òàêæå ñòåïåíü ðàçâèòèÿ ôóíêöèîíàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé åãî îðãàíèçìà (æèçíåííàÿ åìêîñòü ëåãêèõ, ìûøå÷íàÿ ñèëà êèñòåé ðóê è äð; ðàçâèòèå ìóñêóëàòóðû è ìûøå÷íûé òîíóñ, ñîñòîÿíèå îñàíêè, îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà, ðàçâèòèå ïîäêîæíîãî æèðîâîãî ñëîÿ, òóðãîð òêàíåé), êîòîðûå çàâèñÿò îò äèôôåðåíöèðîâêè è çðåëîñòè êëåòî÷íûõ ýëåìåíòîâ îðãàíîâ è òêàíåé, ôóíêöèîíàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé íåðâíîé ñèñòåìû è ýíäîêðèííîãî àïïàðàò]. Èñòîðè÷åñêè ñëîæèëîñü, ÷òî î ôèçè÷åñêîì ðàçâèòèè ñóäÿò ãëàâíûì îáðàçîì ïî âíåøíèì ìîðôîëîãè÷åñêèì õàðàêòåðèñòèêàì. Îäíàêî, öåííîñòü òàêèõ äàííûõ íåèçìåðèìî âîçðàñòàåò â ñî÷åòàíèè ñ äàííûìè î ôóíêöèîíàëüíûõ ïàðàìåòðàõ îðãàíèçìà. Èìåííî ïîýòîìó äëÿ îáúåêòèâíîé îöåíêè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ìîðôîëîãè÷åñêèå ïàðàìåòðû ñëåäóåò ðàññìàòðèâàòü ñîâìåñòíî ñ ïîêàçàòåëÿìè ôóíêöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ.

Àýðîáíàÿ âûíîñëèâîñòü — ñïîñîáíîñòü äëèòåëüíî âûïîëíÿòü ðàáîòó ñðåäíåé ìîùíîñòè è ïðîòèâîñòîÿòü óòîìëåíèþ. Àýðîáíàÿ ñèñòåìà èñïîëüçóåò êèñëîðîä äëÿ ïðåâðàùåíèÿ óãëåâîäîâ â èñòî÷íèêè ýíåðãèè. Ïðè äëèòåëüíûõ çàíÿòèÿõ â ýòîò ïðîöåññ âîâëåêàþòñÿ òàêæå æèðû è, ÷àñòè÷íî, áåëêè, ÷òî äåëàåò àýðîáíóþ òðåíèðîâêó ïî÷òè èäåàëüíîé äëÿ ïîòåðè æèðà.

Ñêîðîñòíàÿ âûíîñëèâîñòü — ñïîñîáíîñòü ïðîòèâîñòîÿòü óòîìëåíèþ â ñóáìàêñèìàëüíûõ ïî ñêîðîñòè íàãðóçêàõ.

Ñèëîâàÿ âûíîñëèâîñòü — ñïîñîáíîñòü ïðîòèâîñòîÿòü óòîìëåíèþ ïðè äîñòàòî÷íî äëèòåëüíûõ íàãðóçêàõ ñèëîâîãî õàðàêòåðà. Ñèëîâàÿ âûíîñëèâîñòü ïîêàçûâàåò íàñêîëüêî ìûøöû ìîãóò ñîçäàâàòü ïîâòîðíûå óñèëèÿ è â òå÷åíèå êàêîãî âðåìåíè ïîääåðæèâàòü òàêóþ àêòèâíîñòü.

Ñêîðîñòíî-ñèëîâàÿ âûíîñëèâîñòü — ñïîñîáíîñòü ê âûïîëíåíèþ äîñòàòî÷íî äëèòåëüíûõ ïî âðåìåíè óïðàæíåíèé ñèëîâîãî õàðàêòåðà ñ ìàêñèìàëüíîé ñêîðîñòüþ.

Ãèáêîñòü — ñïîñîáíîñòü ÷åëîâåêà âûïîëíÿòü äâèæåíèÿ ñ áîëüøîé àìïëèòóäîé çà ñ÷åò ýëàñòè÷íîñòè ìûøö, ñóõîæèëèé è ñâÿçîê. Õîðîøàÿ ãèáêîñòü ñíèæàåò ðèñê òðàâìû âî âðåìÿ âûïîëíåíèÿ óïðàæíåíèé.

Áûñòðîòà — ñïîñîáíîñòü ìàêñèìàëüíî áûñòðî ÷åðåäîâàòü ñîêðàùåíèå ìûøö è èõ ðàññëàáëåíèå.

Äèíàìè÷åñêàÿ ìûøå÷íàÿ ñèëà — ñïîñîáíîñòü ê ìàêñèìàëüíî áûñòðîìó (âçðûâíîìó) ïðîÿâëåíèþ óñèëèé ñ áîëüøèì îòÿãîùåíèåì èëè ñîáñòâåííûì âåñîì òåëà. Ïðè ýòîì ïðîèñõîäèò êðàòêîâðåìåííûé âûáðîñ ýíåðãèè, íå òðåáóþùèé êèñëîðîäà, êàê òàêîâîãî. Ðîñò ìûøå÷íîé ñèëû ÷àñòî ñîïðîâîæäàåòñÿ óâåëè÷åíèåì îáúåìà è ïëîòíîñòè ìûøö — «ñòðîèòåëüñòâîì» ìûøö. Ïîìèìî ýñòåòè÷åñêîãî çíà÷åíèÿ óâåëè÷åííûå ìóñêóëû ìåíåå ïîäâåðæåíû ïîâðåæäåíèÿì è ñïîñîáñòâóþò êîíòðîëþ âåñà, òàê êàê ìûøå÷íàÿ òêàíü òðåáóåò êàëîðèé áîëüøå, ÷åì æèðîâàÿ, äàæå âî âðåìÿ îòäûõà.

Ëîâêîñòü — ñïîñîáíîñòü âûïîëíÿòü êîîðäèíàöèîííî-ñëîæíûå äâèãàòåëüíûå äåéñòâèÿ.

Ñîñòàâ òåëà — ñîîòíîøåíèå æèðîâîé, êîñòíîé è ìûøå÷íîé òêàíåé òåëà. Ýòî ñîîòíîøåíèå, îò÷àñòè, ïîêàçûâàåò ñîñòîÿíèå çäîðîâüÿ è ôèçè÷åñêîé ïîäãîòîâêè â çàâèñèìîñòè îò âåñà è âîçðàñòà. Èçáûòî÷íîå ñîäåðæàíèå æèðîâîé òêàíè ïîâûøàåò ðèñê ðàçâèòèÿ áîëåçíåé ñåðäöà, äèàáåòà, ïîâûøåíèÿ àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ è ò. ä.

Читайте также:  Общение со взрослыми как условие речевого развития ребенка раннего возраста

Ðîñòî-âåñîâûå õàðàêòåðèñòèêè è ïðîïîðöèè òåëà — ýòè ïàðàìåòðû õàðàêòåðèçóþò ðàçìåðû, ìàññó òåëà, ðàñïðåäåëåíèå öåíòðîâ ìàññ òåëà, òåëîñëîæåíèå. Ýòè ïàðàìåòðû îïðåäåëÿþò ýôôåêòèâíîñòü îïðåäåëåííûõ äâèãàòåëüíûõ äåéñòâèé è «ïðèãîäíîñòü» èñïîëüçîâàíèÿ òåëà ñïîðòñìåíà äëÿ îïðåäåëåííûõ ñïîðòèâíûõ äîñòèæåíèé.

Âàæíûì ïîêàçàòåëåì ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà ÿâëÿåòñÿ îñàíêà — êîìïëåêñíàÿ ìîðôî-ôóíêöèîíàëüíàÿ õàðàêòåðèñòèêà îïîðíî-äâèãàòåëüíîé ñèñòåìû.à òàêæå åãî çäîðîâüå îáúåêòèâíûì ïîêàçàòåëåì êîòîðîãî ÿâëÿþòñÿ ïîëîæèòåëüíûå òåíäåíöèè â âûøå ïåðå÷èñëåííûõ ïîêàçàòåëÿõ.

Ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå õàðàêòåðèçóåòñÿ èçìåíåíèÿìè òðåõ ãðóïï ïîêàçàòåëåé.

Ïîêàçàòåëè òåëîñëîæåíèÿ (äëèíà òåëà, ìàññà òåëà, îñàíêà, îáúåìû è ôîðìû îòäåëüíûõ ÷àñòåé òåëà, âåëè÷èíà æèðîîòëîæåíèÿ è äð.), êîòîðûå õàðàêòåðèçóþò ïðåæäå âñåãî áèîëîãè÷åñêèå ôîðìû, èëè ìîðôîëîãèþ, ÷åëîâåêà. ôèçè÷åñêèé ðàçâèòèå îðãàíèçì îíòîãåíåç

2. Ïîêàçàòåëè (êðèòåðèè) çäîðîâüÿ, îòðàæàþùèå ìîðôîëîãè÷åñêèå è ôóíêöèîíàëüíûå èçìåíåíèÿ ôèçèîëîãè÷åñêèõ ñèñòåì îðãàíèçìà ÷åëîâåêà. Ðåøàþùåå çíà÷åíèå íà çäîðîâüå ÷åëîâåêà îêàçûâàåò ôóíêöèîíèðîâàíèå ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé, äûõàòåëüíîé è öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåì, îðãàíîâ ïèùåâàðåíèÿ è âûäåëåíèÿ, ìåõàíèçìîâ òåðìîðåãóëÿöèè è äð.

3. Ïîêàçàòåëè ðàçâèòèÿ ôèçè÷åñêèõ êà÷åñòâ (ñèëû, ñêîðîñòíûõ ñïîñîáíîñòåé, âûíîñëèâîñòè è äð.).

Ïðèìåðíî äî 25-ëåòíåãî âîçðàñòà (ïåðèîä ñòàíîâëåíèÿ è ðîñòà) áîëüøèíñòâî ìîðôîëîãè÷åñêèõ ïîêàçàòåëåé óâåëè÷èâàåòñÿ â ðàçìåðàõ è ñîâåðøåíñòâóþòñÿ ôóíêöèè îðãàíèçìà. Çàòåì äî 45—50 ëåò ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå êàê áû ñòàáèëèçèðîâàíî íà îïðåäåëåííîì óðîâíå.  äàëüíåéøåì, ïî ìåðå ñòàðåíèÿ, ôóíêöèîíàëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü îðãàíèçìà ïîñòåïåííî îñëàáåâàåò è óõóäøàåòñÿ, ìîãóò óìåíüøàòüñÿ äëèíà òåëà, ìûøå÷íàÿ ìàññà è ò.ï.

Õàðàêòåð ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ êàê ïðîöåññ èçìåíåíèÿ óêàçàííûõ ïîêàçàòåëåé â òå÷åíèå æèçíè çàâèñèò îò ìíîãèõ ïðè÷èí è îïðåäåëÿåòñÿ öåëûì ðÿäîì çàêîíîìåðíîñòåé. Óñïåøíî óïðàâëÿòü ôèçè÷åñêèì ðàçâèòèåì âîçìîæíî òîëüêî â òîì ñëó÷àå, åñëè èçâåñòíû ýòè çàêîíîìåðíîñòè è îíè ó÷èòûâàþòñÿ ïðè ïîñòðîåíèè ïðîöåññà ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ.

Ïðîöåññ ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ïîä÷èíÿåòñÿ çàêîíó åäèíñòâà îðãàíèçìà è ñðåäû è, ñëåäîâàòåëüíî, ñóùåñòâåííûì îáðàçîì çàâèñèò îò óñëîâèé æèçíè ÷åëîâåêà. Ê óñëîâèÿì æèçíè ïðåæäå âñåãî îòíîñÿòñÿ ñîöèàëüíûå óñëîâèÿ. Óñëîâèÿ áûòà, òðóäà, âîñïèòàíèÿ è ìàòåðèàëüíîãî îáåñïå÷åíèÿ â çíà÷èòåëüíîé ìåðå âëèÿþò íà ôèçè÷åñêîå ñîñòîÿíèå ÷åëîâåêà è îïðåäåëÿþò ðàçâèòèå è èçìåíåíèå ôîðì è ôóíêöèé îðãàíèçìà. Èçâåñòíîå âëèÿíèå íà ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå îêàçûâàåò è ãåîãðàôè÷åñêàÿ ñðåäà.

Áîëüøîå çíà÷åíèå äëÿ óïðàâëåíèÿ ôèçè÷åñêèì ðàçâèòèåì â ïðîöåññå ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ èìåþò áèîëîãè÷åñêèé çàêîí óïðàæíÿåìîñòè è çàêîí åäèíñòâà ôîðì è ôóíêöèé îðãàíèçìà â åãî äåÿòåëüíîñòè. Ýòè çàêîíû ÿâëÿþòñÿ îòïðàâíûìè ïðè âûáîðå ñðåäñòâ è ìåòîäîâ ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ â êàæäîì êîíêðåòíîì ñëó÷àå.

Âûáèðàÿ ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ è îïðåäåëÿÿ âåëè÷èíó èõ íàãðóçîê, ñîãëàñíî çàêîíó óïðàæíÿåìîñòè ìîæíî ðàññ÷èòûâàòü íà íåîáõîäèìûå àäàïòàöèîííûå ïåðåñòðîéêè â îðãàíèçìå çàíèìàþùèõñÿ. Ïðè ýòîì ó÷èòûâàåòñÿ, ÷òî îðãàíèçì ôóíêöèîíèðóåò êàê åäèíîå öåëîå. Ïîýòîìó, ïîäáèðàÿ óïðàæíåíèÿ è íàãðóçêè, ïðåèìóùåñòâåííî èçáèðàòåëüíîãî âîçäåéñòâèÿ, íåîáõîäèìî îò÷åòëèâî ïðåäñòàâëÿòü ñåáå âñå ñòîðîíû èõ âëèÿíèÿ íà îðãàíèçì.

2. Ôèçè÷åñêàÿ ïîäãîòîâëåííîñòü

Ôèçè÷åñêàÿ ïîäãîòîâëåííîñòü — ýòî ðåçóëüòàò ôèçè÷åñêîé ïîäãîòîâêè, äîñòèãíóòûé ïðè âûïîëíåíèè äâèãàòåëüíûõ äåéñòâèé, íåîáõîäèìûõ äëÿ îñâîåíèÿ èëè âûïîëíåíèÿ ÷åëîâåêîì ïðîôåññèîíàëüíîé èëè ñïîðòèâíîé äåÿòåëüíîñòè.

Ôèçè÷åñêàÿ ïîäãîòîâëåííîñòü õàðàêòåðèçóåòñÿ óðîâíåì ôóíêöèîíàëüíûõ âîçìîæíîñòåé ðàçëè÷íûõ ñèñòåì îðãàíèçìà (ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé, äûõàòåëüíîé, ìûøå÷íîé) è ðàçâèòèÿ îñíîâíûõ ôèçè÷åñêèõ êà÷åñòâ (ñèëû, âûíîñëèâîñòè, áûñòðîòû, ëîâêîñòè, ãèáêîñòè). Îöåíêà óðîâíÿ ôèçè÷åñêîé ïîäãîòîâëåííîñòè îñóùåñòâëÿåòñÿ ïî ðåçóëüòàòàì, ïîêàçàííûì â ñïåöèàëüíûõ êîíòðîëüíûõ óïðàæíåíèÿõ (òåñòàõ) íà ñèëó, âûíîñëèâîñòü è ò. ä. ×òîáû îöåíèòü óðîâåíü ôèçè÷åñêîé ïîäãîòîâëåííîñòè, åãî íåîáõîäèìî èçìåðèòü. Îáùàÿ ôèçè÷åñêàÿ ïîäãîòîâëåííîñòü èçìåðÿåòñÿ ñ ïîìîùüþ òåñòîâ. Íàáîð è ñîäåðæàíèå òåñòîâ äîëæíî áûòü ðàçëè÷íî äëÿ âîçðàñòà, ïîëà, ïðîôåññèîíàëüíîé ïðèíàäëåæíîñòè, à òàêæå â çàâèñèìîñòè îò ïðèìåíÿåìîé ôèçêóëüòóðíî-îçäîðîâèòåëüíîé ïðîãðàììû è åå öåëè.

Îáùàÿ ôèçè÷åñêàÿ ïîäãîòîâëåííîñòü

Îáùàÿ ôèçè÷åñêàÿ ïîäãîòîâêà (ÎÔÏ) — ýòî ïðîöåññ ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ äâèãàòåëüíûõ ôèçè÷åñêèõ êà÷åñòâ, íàïðàâëåííûõ íà âñåñòîðîííåå è ãàðìîíè÷íîå ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå ÷åëîâåêà.

ÎÔÏ ñïîñîáñòâóåò ïîâûøåíèþ ôóíêöèîíàëüíûõ âîçìîæíîñòåé, îáùåé ðàáîòîñïîñîáíîñòè, ÿâëÿåòñÿ îñíîâîé (áàçîé) äëÿ ñïåöèàëüíîé ïîäãîòîâêè è äîñòèæåíèÿ âûñîêèõ ðåçóëüòàòîâ â èçáðàííîé ñôåðå äåÿòåëüíîñòè èëè âèäå ñïîðòà. Ïåðåä ÎÔÏ ìîãóò áûòü ïîñòàâëåíû ñëåäóþùèå çàäà÷è:

— äîñòè÷ü ãàðìîíè÷íîãî ðàçâèòèÿ ìóñêóëàòóðû òåëà è ñîîòâåòñòâóþùåé ñèëû ìûøö;

— ïðèîáðåñòè îáùóþ, âûíîñëèâîñòü;

— ïîâûñèòü áûñòðîòó âûïîëíåíèÿ ðàçíîîáðàçíûõ äâèæåíèé, îáùèå ñêîðîñòíûå ñïîñîáíîñòè;

— óâåëè÷èòü ïîäâèæíîñòü îñíîâíûõ ñóñòàâîâ, ýëàñòè÷íîñòü ìûøö;

— óëó÷øèòü ëîâêîñòü â ñàìûõ ðàçíîîáðàçíûõ (áûòîâûõ, òðóäîâûõ, ñïîðòèâíûõ) äåéñòâèÿõ, óìåíèå êîîðäèíèðîâàòü ïðîñòûå è ñëîæíûå äâèæåíèÿ;

— íàó÷èòüñÿ âûïîëíÿòü äâèæåíèÿ áåç èçëèøíèõ íàïðÿæåíèé, îâëàäåòü óìåíèåì ðàññëàáëÿòüñÿ.

Ñ îáùåé ôèçè÷åñêîé ïîäãîòîâêîé ñâÿçàíî äîñòèæåíèå ôèçè÷åñêîãî ñîâåðøåíñòâà — óðîâíÿ çäîðîâüÿ è âñåñòîðîííåãî ðàçâèòèÿ ôèçè÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé, ñîîòâåòñòâóþùèõ òðåáîâàíèÿì ÷åëîâå÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè â îïðåäåëåííûõ èñòîðè÷åñêè ñëîæèâøèõñÿ óñëîâèÿõ ïðîèçâîäñòâà, âîåííîãî äåëà è äðóãèõ ñôåðàõ îáùåñòâåííîé æèçíè. Êîíêðåòíûå ïðèíöèïû è ïîêàçàòåëè ôèçè÷åñêîãî ñîâåðøåíñòâà âñåãäà îïðåäåëÿþòñÿ ðåàëüíûìè çàïðîñàìè è óñëîâèÿìè æèçíè îáùåñòâà íà êàæäîì èñòîðè÷åñêîì ýòàïå. Íî â íèõ òàêæå âñåãäà ïðèñóòñòâóåò òðåáîâàíèå ê âûñîêîìó óðîâíþ çäîðîâüÿ è îáùåé ðàáîòîñïîñîáíîñòè. Ïðè ýòîì ñëåäóåò ïîìíèòü, ÷òî äàæå äîñòàòî÷íî âûñîêàÿ îáùàÿ ôèçè÷åñêàÿ ïîäãîòîâëåííîñòü çà÷àñòóþ íå ìîæåò îáåñïå÷èòü óñïåõà â êîíêðåòíîé ñïîðòèâíîé äèñöèïëèíå èëè â ðàçëè÷íûõ âèäàõ ïðîôåññèîíàëüíîãî òðóäà. À ýòî çíà÷èò, ÷òî â îäíèõ ñëó÷àÿõ òðåáóåòñÿ ïîâûøåííîå ðàçâèòèå âûíîñëèâîñòè, â äðóãèõ — ñèëû è ò.ä., ò.å. íåîáõîäèìà ñïåöèàëüíàÿ ïîäãîòîâêà.

Çàêëþ÷åíèå

Õàðàêòåð ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ êàê ïðîöåññ èçìåíåíèÿ óêàçàííûõ ïîêàçàòåëåé â òå÷åíèå æèçíè çàâèñèò îò ìíîãèõ ïðè÷èí è îïðåäåëÿåòñÿ öåëûì ðÿäîì çàêîíîìåðíîñòåé. Óñïåøíî óïðàâëÿòü ôèçè÷åñêèì ðàçâèòèåì âîçìîæíî òîëüêî â òîì ñëó÷àå, åñëè èçâåñòíû ýòè çàêîíîìåðíîñòè è îíè ó÷èòûâàþòñÿ ïðè ïîñòðîåíèè ïðîöåññà ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ.

Ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå â èçâåñòíîé ìåðå îïðåäåëÿåòñÿ çàêîíàìè íàñëåäñòâåííîñòè, êîòîðûå äîëæíû ó÷èòûâàòüñÿ êàê ôàêòîðû, áëàãîïðèÿòñòâóþùèå èëè, íàîáîðîò, ïðåïÿòñòâóþùèå ôèçè÷åñêîìó ñîâåðøåíñòâîâàíèþ ÷åëîâåêà. Íàñëåäñòâåííîñòü, â ÷àñòíîñòè, äîëæíà ïðèíèìàòüñÿ âî âíèìàíèå ïðè ïðîãíîçèðîâàíèè âîçìîæíîñòåé è óñïåõîâ ÷åëîâåêà â ñïîðòå.

Ïðîöåññ ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ïîä÷èíÿåòñÿ òàêæå çàêîíó âîçðàñòíîé ñòóïåí÷àòîñòè. Âìåøèâàòüñÿ â ïðîöåññ ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà ñ öåëüþ óïðàâëåíèÿ èì ìîæíî òîëüêî íà îñíîâå ó÷åòà îñîáåííîñòåé è âîçìîæíîñòåé ÷åëîâå÷åñêîãî îðãàíèçìà â ðàçëè÷íûå âîçðàñòíûå ïåðèîäû: â ïåðèîä ñòàíîâëåíèÿ è ðîñòà, â ïåðèîä íàèâûñøåãî ðàçâèòèÿ åãî ôîðì è ôóíêöèé, â ïåðèîä ñòàðåíèÿ.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

1. https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-92705.

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ôèçè÷åñêîå_ðàçâèòèå.

3. Ñïîðòèâíà ìåäèöèíà: ó÷åá. äëÿ èí-òîâ ôèç. êóëüò./Ïîä ðåä. Â. Ë. Êàðïìàíà. Ì.: Ôèçêóëüòóðà è ñïîðò, 1987.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник