Влияние игровой деятельности на развитие ребенка

Татьяна Караваева
Влияние игровой деятельности на развитие личностных качеств дошкольника

«Влияние игровой деятельности на развитие личностных качеств дошкольника»

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

Я. Коменский

Сегодня многие взрослые сталкиваются с настойчивым напоминаем педагогов и психологов о необходимости игры в дошкольном возрасте. Порой оно звучит, несомненно, формально. Действительно для чего терять время на пустые забавы, когда ребенок уже умеет налаживать контакты со взрослыми и сверстниками, живо интересуется техникой письма, счета, мечтает об отличных отметках, а кроме того совершенно не желает играть и не верит ни в какое «понарошку»? Возможно, он уже перерос игры, и ему стало, неинтересно? Может быть современным детям вообще не нужна игра? Или компьютерные игры в полной мере удовлетворяют игровую потребность? На эти на многие другие хотелось бы сегодня вместе с вами найти ответ.

Дошкольный возраст называют возрастом игры. Это не случайно. Почти все, чем занимаются дети, предоставленные самим себе, они называют игрой. Нередко современные взрослые недооценивают значение игры, увлекаясь обучением и ускорением темпов развития ребенка. Поэтому, если у нас (взрослых)есть свободное время и выбор: поиграть или позаниматься с ребенком, скорее всего, он предпочтет последнее. И напрасно.

Давайте рассмотрим, что такое игра для ребенка, как она влияет на его развитие в целом и для чего она вообще нужна?

Психологические исследования показывают, что ребенку, который «не доиграл» в детстве, будет труднее учиться и налаживать контакт с другими людьми, чем детям, имеющим богатый игровой опыт, опыт совместной игры со сверстниками.

Игра вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребенку, но и является мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности.

Игра – это особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Чтобы игры стали подлинным организатором жизни людей, их активной деятельности, их интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике воспитания было богатство и разнообразие игр. Детская жизнь может быть интересна и содержательна, если дети будут иметь возможность играть в разные игры, постоянно пополнять свой игровой багаж.

Вопрос о том, зачем ребенок играет, во все времена волновал многих философов, ученых и практиков.

Так К. Гросс считал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни.

К. Шиллер, Г. Спенсер объясняли игру простой тратой избыточной энергии, накапливаемой ребенком. Она не расходуется на труд и поэтому выражается в игровых действиях.

К. Бюллер подчеркивал обычную увлеченность, с которою играют дети, утверждал, что весь смысл игры заключается в том удовольствии, которое она доставляет ребенку.

Хотя приведенные объяснения игры кажутся неодинаковыми, однако все эти авторы утверждают, что в основе игры лежат инстинктивные,биологические потребности ребенка: его влечения и желания.Принципиально иначе подходят к объяснению игры русские и советские ученые:

Так отечественные психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

По выражению С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношения к товарищам и взрослым.

А. С.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

Давайте попытаемся ответить на следующие вопросы:

— В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ОСНОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ?

— ЧТО ПРОИСХОДИТ С ИГРОЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ?

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая иницативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника — в игре.

Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.

Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. В качестве главной причины обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру остаётся менее часа.

Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и спокойно играть — они возятся, дерутся, толкаются — поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или прибегать к дисциплинарным воздействиям. При этом они констатируют, что дошкольники не умеют и не хотят играть.

Это действительно так. Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому — от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества — в семье, во дворе, в квартире — встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство.

Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра — это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (наверное, это главное) хотеть действовать правильно. Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери, дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения.

А ведь произвольность — это не только действия по правилам, это осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего этого. В результате их поведение остаётся ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых.

Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют сами организовать свою деятельность, наполнить еёсмыслом: они слоняются, толкаются, перебирают игрушки и пр. У большинства из них не развито воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления. А поскольку дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования этих важнейших качеств, трудно питать иллюзии, что все эти способности возникнут сами собой потом, в более зрелом возрасте. Между тем и родителей, как правило, мало волнуют эти проблемы.

Читайте также:  Польза танцев для развития ребенка

— КАК ЖЕ РУКОВОДИТЬ ДЕТСКИМИ ИГРАМИ?

— КАК ВЛИЯТЬ НА ИХ СЮЖЕТЫ И СОДЕРЖАНИЕ?

Прежде всего, непосредственное влияние на содержание детских игр оказывают семейные отношения и характер жизни семьи. Жизнь семьи и отношения старших и младших в этой семье, отношение к своим обязанностям являются для детей примером, который находит отражение в играх.

Конечно, вмешательство взрослого в детскую игру требует большого такта. Вмешиваться в детскую игру следует только в тех случаях, когда она представляется вам нежелательной, вредной в воспитательном отношении, или в тех случаях, когда ребенок уже исчерпал свои возможности, много раз повторяет одни и те же действия и игра начинает надоедать. Руководить детской творческой игрой лучше всего, играя вместе с ребенком. Дети очень любят и ценят совместные игры с родителями. Ребенок может изображать шофера, а мать или отец — пассажиров или контролеров. Впрочем, содержание таких совместных игр трудно предусмотреть. Почти во всякой игре взрослый может найти себе такую роль, которая даст возможность незаметно руководить игрой, обогащать ее содержание.

Заключение

Таким образом, в игровой форме прививаются дошкольникам знания из разных областей наук, в детском саду ребенок учится выполнять различные действия, развивает память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные этические понятия и нормы, учатся управлять своим поведением, копировать поведение других, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди – его воспитатели и родители.

Игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения детей. Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.

Специфика дошкольного возраста заключается в том, все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые.

Список литературы

1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой // Психологическая наука о школе Текст / Н. П. Аникеева. — Просвещение, 1997.

2. Богословский, В. В.Общая психология Текст: учебное пособие для студентов пед. Институтов / В. В Богословский. – М.: Просвещение, 1981.

3. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста Текст: кн. для воспитателя детского сада / З. М. Богуславская, А. К. Бондаренко и др. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.

4. Урунтаева, Г. А.Детская психология Текст: учебник для средних учебных заведений. Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 2006.

Источник

Игра имеет то же значение для ребенка, что для взрослого – профессиональная и трудовая деятельность. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу (А.С.Макаренко)[2].

Огромное влияние игра оказывает на умственное развитие дошкольника. Предметы, которые ребенок использует в вымышленном пространстве игры, поначалу замещают ему реальные объекты взрослой жизни, именно они становятся опорой для мышления. Постепенно ребенок перестает опираться на предметы-заместители и начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра стимулирует развитие образного мышления. Благодаря тому, что в игре ребенок берет себе разные социальные роли, у него развивается важнейшая мыслительная способность – видеть игровой предмет с разных сторон, становиться на разные точки зрения, представлять другой взгляд, отличный от своего личного.

Игра развивает речь. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции своих товарищей по игре, он будет в тягость сверстникам. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов (от элементарных до самых сложных). В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше всего и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Эмоциональная насыщенность игры настолько сильна и очевидна, что именно этот момент часто выдвигается на первый план при рассмотрении игры как инстинктивного источника наслаждения. Интересно, что именно в этой максимально свободной от всякого принуждения деятельности, казалось бы, целиком находящейся во власти эмоций, ребенок раньше всего научается управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами.

Ученые, изучавшие игровую деятельность детей, заметили, что ребенок в игре может взять и исполнить роль другого человека только в том случае, если у данного персонажа можно выделить характерные признаки, правила и способы поведения,  присущие только ему. Беря на себя роль взрослого, ребенок следует определенному, понятному для него способу поведения, присущему этому взрослому. При этом он добровольно принимает жесткую необходимость выполнять определенные действия в определенной последовательности, по собственной воле подчиняется некому очень важному закону, нарушение которого вызывает у ребенка бурный протест и может даже разрушить игру. Ребенок протестует, например, если  в игру ввести элемент условности и сделать так, чтобы учитель лечил людей, а врач учил людей. Подчиняясь правилу в игре, ребенок отказывается от того, что ему сиюминутно хочется, но именно это обстоятельство доставляет ребенку максимальное удовольствие. Дети 6-7 лет чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько соответствуют их действия и действия их партнеров общепринятым правилам поведения — бывает так или не бывает: “Мамы так не делают”, “ Суп после второго не подают”.

Игра непрерывно создает такие ситуации, которые требуют действий не по непосредственному импульсу, а по линии наибольшего сопротивления. Специфическое удовольствие от игры связано как раз с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли. Именно поэтому Л.С. Выготский[3] полагал, что игра дает ребенку “новую форму желания”. В игре он начинает соотносить свои желания с “идеей”, с образом идеального взрослого. Ребенок может плакать как пациент в игре  и радоваться как играющий.

Сюжетно-ролевая игра – наиболее сложный вид деятельности, который ребенок осваивает на протяжении всего дошкольного возраста. В сюжетно-ролевой игре дети выполняют различные функции взрослых людей, моделируют их деятельность и отношения между ними. Поэтому именно игровая роль удовлетворяет потребность ребенка быть как взрослый и воплощает в себе его связь с обществом. В игре ребенка больше всего привлекает возможность изображать другого человека (особенно взрослого). Поэтому, когда ребенку, например, предлагают играть самого себя, он отказывается: это для него не игра.

Кроме того, ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации, реальные предметы используются в качестве других, воображаемых, ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Читайте также:  Медицинская карта история развития ребенка скачать

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

На сегодняшний день педагоги и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников. Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не производственные или профессиональные роли взрослых (врача, учителя, шофера, повара), а роли телевизионных героев. Эти наблюдения свидетельствуют о том, что наши дошкольники все больше отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают трудовой и профессиональной деятельности взрослых людей, не имеют хороших образцов для подражания личных отношений между взрослыми людьми, чрезмерно много времени проводят у телевизора и мало общаются со сверстниками. В результате, несмотря на обилие прекрасных игрушек, у них отсутствует материал для игр.

Психологи считают, что игра может выступать как естественное терапевтическое средство против возможных неврозов. В понимании ребенка игра принадлежит миру неисчерпаемых возможностей. Повторяя в игре свои травматические переживания, ребенок овладевает ими и изживает их.

В последние годы, в связи с увлечением ранним обучением дошкольников, появились попытки интеллектуализироватъ игру, превратить все игры ребенка в дидактические занятия и упражнения, в которых отрабатываются различные мыслительные навыки. Само по себе любое занятие с ребенком полезно, однако нельзя, чтобы из детства исчезала игра. Необходимо предоставить дошкольнику все возможности для развития сюжетно-ролевых индивидуальных и коллективных игр.

[1] Смирнова Е.О. Детская психология. М., ВЛАДОС, 2006.

[2] Немов Р.С. Психология. М., ВЛАДОС, кн.1,2003.

[3] Смирнова Е.О. Детская психология. М., ВЛАДОС, 2006

Источник

Юдеева Оксана
Игровая деятельность и ее влияние на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В условиях стремительных изменений, которые происходят на современном этапе развития нашего общества, усиливаются требования к личности ребенка-дошкольника. Становление нового образовательного пространства требует не усвоения человеком большего количества информации и знаний, а готовности и открытости к общению, взаимодействию и партнерству, способности слушать, слышать и вести диалог, свободно обмениваться мнениями, искать нужную информацию, работать со знаниями и уметь их применять по назначению. Образовательный процесс должен быть построен по деятельному принципу. Поскольку игра в дошкольном детстве является основным видом деятельности, то именно этот вид деятельности должен приобретать все большую значимость и занять весомое место в жизнедеятельности ребенка-дошкольника.

Цель статьи – исследовать влияние игровой деятельности на всестороннее развитие ребенка-дошкольника.

Игра как вид деятельности занимает важное место в развитии детей дошкольного возраста. Заметим, что игра ребенка – это соответствующая дошкольному детству форма организации жизнедеятельности, эффективный метод и средство реализации образовательных задач по всем направлениям развития личности ребенка. Важность и значение игры в жизни ребенка-дошкольника невозможно недооценить и переоценить. Игра – это не прихоть, это необходимость, в которой ребенокудовлетворяет все свои потребности: в психологическом, умственном развитии, физическом (двигательной активности, интеллектуальном, речевом (в потребности общения, нравственном, трудовом, эстетическом.

Игра — это форма свободного самовыявления человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и разворачивается или в виде соревнования, или в виде изображения (исполнения, репрезентации) каких-либо ситуаций, смыслов, состояний. Поэтому всякая игра – это школа произвольного поведения и деятельности, присущая поведению и деятельности взрослых.

Современное состояние проблемы развития игровой деятельности дошкольников говорит о том, что в дошкольном детстве необходимо уделять больше внимания этому процессу. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является творческая игра. Она является социальной по своей природе, происхождению и содержанию. В ней происходит развитие общения на равных “ ребенок – ребенок” или “ ребенок – группа детей”, что обеспечивает условия для сохранения физического и психического здоровья ребенка дошкольного возраста.

Современные психолого-педагогические исследования игры характеризуются сближением взглядов на нее как на ведущую деятельность детей дошкольного возраста, анализ ее воспитательных и развивающих возможностей и способов их актуализации. На этих проблемах сосредоточивался Л. Выготский и ученые, которые представляют его школу (. Запорожец, Д. Эльконин,. Усова и др.). Они убеждали, что воспитательный и развивающий потенциал игры может быть реализован только при условии направления ее взрослыми. Это мнение развито в трудах французского психолога. Валлона,ее поддерживали также представители педагогической науки: .Пфютце, .Хоппе, Л. Шройтер (Германия); Д. Ковач,. Весов, П. Бакони (Венгрия); Л. Белинова (Чехия);. Петрова, С. Аврамова (Болгария) и др. Выдающийся мыслитель XX века Й. Хензинги подчеркивал значимость игры как важной и жизненно необходимой формы общения, связанной с человеческим существованием, именно на начальных этапах онтогенеза, в обучении новым знаниям и навыкам.

Еще в V веке Жан-Жак Руссо справедливо заметил, что для того, чтобы узнать и понять ребенка, необходимо понаблюдать за его игрой. Игра – это деятельность, обусловленная потребностью ребенка в выявлении активности.

В детском возрасте игра является нормой. Весомые аргументы в подтверждение значения игры для развития ребенка содержат труды И. Сеченова, И. Павлова, П. Лесгафта и др. Игра выступает не только фактором настроения, проявлением эмоций малыша, но и важным фактором развития всего организма маленького ребенка, а именно нервной и сердечно-сосудистой систем, функций головного мозга. С удовлетворением потребностей в активности, в новых впечатлениях, проявлении здоровых эмоций происходят жизненно важные физиологические и психические процессы в организме самого ребенка.

Еще в младшем дошкольном возрасте, как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, у ребенка проявляется интерес к совместным играм со сверстниками, которые являются коллективными по своей природе. Постепенно, когда малыш взрослеет, происходит переход от игр “рядом” к играм “вместе”, в которых ребенок начинает самостоятельно общаться с другими детьми во время совместных игр, взаимодействовать, проявлять активность. Но чтобы научиться налаживать взаимодействие со сверстниками в игре, передавать и получать информацию об окружающей среде, согласовывать свои действия с действиями других детей, ребенку обязательно необходима помощь взрослого. Так, благодаря игровой деятельности ребенок усваивает общественный опыт, который способствует обогащению его знаниями, формированию практичных умений, навыков и духовных потребностей. В процессе игр у ребенка вырабатываются соответствующие взгляды и убеждения, эстетические чувства, закладывается характер.

По словам выдающегося педагога К. Ушинского, “игра – это мощное воспитательное средство, в котором реализуется потребность человеческой природы”. Каждый ребенок должен иметь право на детство, то есть, прежде всего, иметь право на развитие собственной игровой деятельности.

Известно, что игра возникает тогда, когда ребенок полон ярких впечатлений, которые сильно действуют на его чувства. Если взрослому не удается пробудить в детях интерес к окружению, то и детские игры будут неинтересными и кратковременными..Макаренко говорил: “Если ребенок будет заниматься только играми, в которых он остается пассивным, то из него вырастет пассивный человек, привыкший смотреть на чужую работу, не привыкший преодолевать трудности”.. Макаренко подчеркивал, что “игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра”.

Влияние игры на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста многогранно,поскольку делает весомый вклад: в познание ребенком окружающего мира, в развитие его мышления, чувств, воли, в формирование взаимоотношений со сверстниками, в становление самооценки и самосознания, в формирование представлений детей о мире взрослых людей, их действий и взаимоотношений.

Читайте также:  Развитие ребенка цифры в картинках

То, что пропущено через игру, дети усваивают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, она моделирует социальные ситуации. Именно в игровой ситуации ребенок начинает использовать предметные (кубик вместо мыла, стул вместо автомобиля) и ролевые заменители. И это начало пути, ведущего к усвоению и использованию всего богатства человеческой культуры, которая передается из поколения в поколение в виде таких систем знаков, как устная и письменная речь, математическая символика, нотная запись и тому подобное.

Еще одним достоянием в умственном развитии ребенка дошкольного возраста, которое связано с игрой, является формирование способности понимать мнение второго человека, смотреть на вещи его глазами.

Во время игры ребенок максимально реализует свои возможности и способности. Игра для дошкольника – наиболее интересная деятельность. Игра дает детям возможность проявить собственную активность и самостоятельность.

В игре все “понарошку” – и действия, и пространство, и роли. Ребенку достаточно провести черту,чтобы обозначить: “Здесь, за этой линией, где я стою, – наш дом”. Ребенок может открыть дверной замок воображаемым ключом или палочкой, которая его заменяет.

Именно в игре, а не в других каких-то видах деятельности, дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Игра для дошкольника – способ познания окружения. Играя, он познает цвет, форму, свойства материалов, числовые отношения, изучает растения, животных. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Еще К. Ушинский подчеркивал, что “ребенок не играет тогда, когда его занимают игрой, и тогда, когда принуждают играться. Дети страдают от навязывания чужих образов, от попытки сдержать их фантазию”. И очень жаль, что взрослые не всегда понимают место и роль игры в жизни ребенка. Дошкольное детство – это полноценный этап жизни человека. И то, что заложено в нас природой, мы должны сполна использовать. Чтобы в будущем взрослый человек не имел проблем, младенчество должно быть прожито полноценно. Давно замечено, что человек, который в детстве в достаточной степени не привлекался к игре, во взрослой жизни выявляет недостаток определенных необходимых ему качеств и умений. В свое время русский психлг Алексей Лентьев отметил, щ причина превращения игры в ведущую деятельность дошкольников лежит в расширении осознанного им предметного мира. К нему принадлежат не только предметы, которые составляют ближайшее окружение ребенка, с которыми он сам мжет действовать (псуда, дежда, телефн, телевизр, мбильний телефн, кмпьютер, но и предметы, действия взрослых, которые для него физически недстяжимы (автмбиль и т. п.) В сюжетн-рлевой игре мжна делать все,что недступно в реальнй жизни: самостоятельно управлять автмбилем, самолетом, пездм, делать пкупки, грести веслами.

В реальной жизни все эти простые, на наш взгляд, действия ребенок не всегда может выполнить сам, без помощи взрослого. игра не требует от него в этом плане особых усилий, потому что не связана с получением какого-то практического результата. Поэтому в игре ребенок может полететь на Луну, стать смелым моряком, лечить больных, учить детей, то есть игра, с одной стороны, обеспечивает ребенку свободу, позволяет реализовать собственные желания, интересы, а с другой – особым образом помогает приобщиться к широкой сфере жизни взрослых, преодолевая их недоступность. В этом смысле игра расширяет горизонты детской жизни, позволяет активно отобразить окружение, лучше понять и усвоить сущность человеческих действий и отношений, ориентироваться в предметных условиях.

Для развития ребенка на этапе дошкольного детства необходим взрослый человек, который является советчиком, помощником, другом, наставником, опорой и защитой, источником развития, сокровищницей информации.

Чтобы поддержать ребенка, взрослый должен ощущать в себе детство, развивать способность к пониманию детей и всего, что с ними происходит; мудро относиться к их поступкам, верить, что ребенок ошибается, а не нарушает правила умышленно, защищать его, не думать о нем плохо, несправедливо и, самое главное, не ломать индивидуальность ребенка, а исправлять и направлять его развитие, помня, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.

Если взрослый без причины вмешивается в игры детей, нарушает их замысел, то дети привыкают действовать по указаниям, у них развивается неуверенность в собственных силах. Поэтому необходимо определить особенности методики управления творческим играм дошкольников.

Возникает вопрос: абсолютно свободен или самостоятелен ребенок в игре? Безусловно, нет. Его свобода и самостоятельность обусловлены способами деятельности, которыми он обладает, знаниями, которые он имеет.

Неправильно думать, что развитие игры в дошкольном возрасте может проходить стихийно, что ребенок постоянно, без всякого руководства со стороны взрослых, может понять общественные отношения, существующие между взрослыми людьми, общественный смысл их деятельности. Ведь новый смысл должен быть внесен в игру взрослыми.

Подражая взрослому, ребенок практически воспроизводит те отношения, которые он наблюдала в окружающей его жизни. Взрослые должны быть неравнодушными к тому, как и во что играют их дети. Сначала привычки, плохие или хорошие, а потом черты характера малыша формируются также в игре. Жестокое обращение со своей куклой, нежелание уступить второму ребенку игрушку, неряшливость в обращении со своими игрушками формируют такие негативные черты характера, как эгоизм, неряшливость, жестокость, упрямство и тому подобное. Но если ребенок заботливо относится к своим игрушкам, заботится и бережет их, в игре умеет выполнять возложенные на нее обязанности, подчиняется игровым правилам, то у такого ребенка обязательно сформируются такие ценные черты характера, как дисциплинированность, аккуратность, бережное отношение к предметам, чуткость к окружающим, дружелюбие.

Взрослый специально должен выражать восторги по поводу удачных действий малоактивных детей, поддерживать их и поощрять к самостоятельной творческой деятельности. Замечено, что дошкольник тогда чувствует себя хорошо, когда даже его неправильные действия поддерживаются взрослым. Нельзя лишать ребенка права на ошибку. Это помогает малышу лучше осознать свою деятельность, выразить эмоциональное отношение к различным жизненным ситуациям, которые моделируются в самостоятельной игре. Ребенок учится сознательно контролировать течение игры, налаживать взаимодействие между игрушками-персонажами.

Положительные результаты дает использование опережающей положительной оценки деятельности детей. В ней нуждаются не только малоактивные дети. Отдельные дошкольники, достаточно активные в совместных играх с ровесниками, когда выполняют там второстепенные роли, чувствуют беспомощность во время самостоятельной индивидуальной игры. В этом случае педагогическая оценка играет роль стимула, способствует формированию у детей положительного отношения к индивидуальной игровой деятельности, уверенности в собственных действиях. На мой взгляд, основными средствами развития самостоятельной игровой деятельности дошкольников являются игры,возникающие по инициативе взрослого: строительные, двигательные, дидактические. В процессе таких игр воспитатель может развивать интерес к игровому взаимодействию, помогать детям усваивать новые игровые средства общения, учить устанавливать партнерские отношения со сверстниками, доводить начатую игру до конца, оценивать результаты собственной деятельности.

Игра является интерактивной, поскольку для того, чтобы играть, ребенок должен взаимодействовать с различными предметами и другими лицами, влиять на это лицо или предмет, реагировать на изменения, которые он вызывает. Эта деятельность является взаимной, даже предметы преображаются, когда с ними играют. Игра является открытой, образной, выразительной, творческой, разнообразной. игровой ситуации отсутствуют победители и побежденные. Когда дети играют, они погружены в процесс, где все, что они делают (если это не наносит ущерба им и тем, кто их окружает, является приемлемым и характеризует ценность этой деятельности. В то же время только игрой деятельность ребенка не ограничивается. Дказано, щ овладение деятельностьюхватыв?